Догмат об учительной непогрешимости папы? Почему Папа Римский непогрешим.

Догмат об учительной непогрешимости папы?

В Римской церкви папа издавна пользовался верховным авторитетом. В средние века возникла мысль о его непогрешимости и даже безгрешности. В числе допускавших непогрешимость пап был Фома Аквинский. Сами папы смотрели на этот вопрос тоже различно, лучшие из них, как например, Адриан VI (1521 – 1523), утверждали, что папа может погрешать даже в предметах веры, распространяя своими декретами ересь. Тридентский собор не составил решения относительно непогрешимости пап, но иезуиты уже на соборе решительно заявляли, что непогрешимость есть принадлежность пап.

Итак, в течение нескольких веков со времени Реформации в католической церкви господствовали две соперничающих точки зрения о власти. Последователи «галликанизма» – церковно-политического движения французских католи­ков – считали папу конституци­онным монархом. Галликане, как и последователи Уильяма Оккама, настаивали на том, что полно­мочия собора выше полномочий папы. Они считали, что решения папы должны получить положи­тельную оценку церкви. Эта точка зрения находит свое классическое выражение в «Четырех статьях», принятых в Париже в 1682 году. Однако к девятнадцатому веку галликанская точка зрения не разделялась большинством. Большая же часть католиков считала, что папа является абсо­лютным монархом в церкви и что всеобщий собор получает свою власть из рук папы. Эта точка зре­ния получила название «ультрамонтанизм». В девятнадцатом ве­ке партия ультрамонтанистов была как никогда сильна и жест­ко боролась за признание догма­та о непогрешимости папы. Папа Пий IX (с 1846 по 1878 год) также твердо придерживался этого мне­ния.

Папа Пий IX провозглашением своей непогрешимости надеялся прекратить посягательства на его светскую власть. 29 нюня 1868 года папа буллой «Aeterni Patris» объявил о созыве Вселенского собора. О цели созыва в булле говорилось лишь в общих выражениях. Все же сведения о предполагаемом догмате стали проникать в церковные круги, вызвав волнение. Например, германские епископы оживленно обсуждали этот вопрос на собрании в Фульде. К участию в соборе приглашалось около 1000 епископов, кардиналов и аббатов. 8 декабря 1869 г. открылись заседания Ватиканского собора, с участием 746 лиц. Собор был созван в то время, когда папским государствам в центральной Италии, по традиции управлявшимся самим папой, угрожало новое итальянское госу­дарство. Папские государства за­щищала французская армия. Од­нако начало войны Франции с Пруссией в 1870 году заставило французскую армию покинуть территорию Италии. Итальянская армия заняла Рим, и папа на нео­пределенное время распустил со­бор. За восемь месяцев своей дея­тельности собор выработал две догматических конституции. Пер­вая — «Католическая вера» — за­трагивала такие вопросы, как Бог-Создатель, откровение, вера и вза­имоотношения веры с разумом. Более важной была вторая кон­ституция — «Церковь Христа», оп­ределявшая догмат о папской не­погрешимости.

Большинство с самого начала оказалось расположенным в пользу нового догмата. Предварительно были приняты меры, чтобы вопрос о непогрешимости прошел благополучно. Так, перед созывом собора папа поставил многих епископов без мест, которые на соборных совещаниях были в его полном распоряжении. Было вызвано много итальянских и испанских епископов, полностью преданных папе, между тем как представителей от Германии, Франции и Португалии, откуда можно было ожидать оппозиции, было приглашено сравнительно небольшое число. До 300 епископов папа взялся содержать за свой счет, рассчитывая действовать на их убеждения отпускаемыми субсидиями. Далее, соборные совещания было назначено вести на одном латинском языке, на котором не все епископы могли свободно говорить, и притом было приказано хранить их в строгой тайне; наконец, заправлять всем ходом соборных деяний были назначены епископы, на которых папа мог полностью положиться.

Ко времени начала собора большинство епископов верило в папскую непогрешимость. Однако сам этот термин нуждался в разъяснении. Когда папа является не­погрешимым? Англичанин У. Г. Уорд, обращенный из англикан, занял крайнюю по­зицию и настаивал на том, что «всякое высказывание папы по доктринальному вопросу непосред­ственно продиктовано Духом Свя­тым». Такие взгляды разделялись меньшинством епископов, боль­шинство же придерживалось бо­лее умеренной концепции о непо­грешимости. В каких сферах папа является непогрешимым? Этот и подобные ему вопросы и обсуж­дались на соборе.

Меньшинство епископата не желало давать како­го-либо определения папской не­погрешимости. Настаивали они на этом по разным причинам. Некоторые не верили в непогреши­мость. Некоторые опасались крайних точек зрения, например, точки зрения Уорда. Другие же считали, что даже если определе­ние будет истинным, то оно не бу­дет благоприятно воспринято, бу­дет неудачным, поэтому этих лю­дей назвали «неудачниками». Эти представители были озабочены тем, какой ущерб это определение принесет взаимоотношениям Ри­ма с православной и протестант­скими церквями. Страхи эти были более чем обоснованы. Кардинал Маннинг (бывший евангельский христиа­нин) и другие составили депута­цию для выработки черновика ре­шений по доктринальным вопро­сам и постарались сделать так, чтобы никто из представителей меньшинства, сопротивлявшихся непогрешимости, не был включен в ее состав. Фактически, лишь один из двадцати четырех избран­ных в эту депутацию в последнюю минуту изменил свою точку зре­ния и начал выступать против не­погрешимости.

Само решающее голосование происходило в июле 1870 года. Во время предпоследнего голосова­ния по тексту три четверти епис­копов проголосовали за это реше­ние. Депутация от меньшинства отправилась к папе и умоляла его принять более умеренную форму­лировку, но мольбы были безус­пешными. Противники непогре­шимости решили, что они не мо­гут голосовать за это решение (так как это уже будет неубедитель­ным) и не могли также и голосо­вать против него (так как это мо­жет вызвать скандал). Они напи­сали папе, подтвердив свое мне­ние по этому вопросу. Они предупреждали папу, что покидают со­бор, чтобы не голосовать против него и возвращаются в свои епар­хии «огорченными по поводу пе­чального состояния дел, чтобы найти там мир и спокойствие для возмущенной совести». На по­следнем голосовании меньшинст­во отсутствовало и решение было принято 533 голосами при двух го­лосах против.

Читать еще:  Что такое экуменизм в православии простыми словами. Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Декрет гласил: «С одобрения священного собора учим и постановляем мы, как Богом откровенный нам догмат, что Римский папа, когда говорит «ex cathedra», то есть при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан, и, на основании свыше дарованной ему апостольской власти, определяет учение, касающееся веры или нравов и обязательное для всей церкви, то обладает, в силу обещанной ему в лице св. Петра Божественной помощи, непогрешимостью, которую Божественный Искупитель даровал своей церкви. Вследствие этого постановления Римского папы, по собственной присущей им силе и независимо от одобрения церкви, не подлежат никаким изменениям. Кто же дерзнет, чего Боже сохрани, возражать против сего нашего постановления, тот да будет предан проклятию и отлучен от церкви».

Здесь следует отметить не­сколько пунктов. Во-первых, только торжественные высказыва­ния папы «ex cathedra» («с амвона») должны считаться не­погрешимыми. Во-вторых, непо­грешимость простирается только на сферы богословия и этики. В-третьих, непогрешимость папы непосредственна, то есть исходит напрямую от Бога. Данное реше­ние не требует, чтобы он консуль­тировался или прислушивался к церкви, и его непогрешимость не зависит от одобрения епископами церкви. В-четвертых, здесь есть утверждение, что решение следует преданию от начала, но это утверждение не стоит восприни­мать серьезно. Возражения против непогрешимости как раз и осно­вывались на том, что она противо­речит преданию. Отношение Пия выявляется в его ответе на вопрос одного из епископов на соборе: «Предание? Я и есть предание».

В свое время все епископы при­няли определение непогрешимос­ти, некоторые лишь после не­скольких месяцев переживаний. Некоторые французские оппо­ненты заметили перед собором, что католики могут различаться между собой по вопросу или непо­грешимости папы, или непогре­шимости собора, однако не может быть и иного мнения по вопросу, едины ли они. «Соборное реше­ние, облеченное в согласие понти­фика, или высказывание понти­фика, принятое согласием епис­копов, – или в этом непогреши­мость, или ни в чем более». Логи­ческим шагом для католика было принять это определение. Но не все католики сделали этот шаг. Один из ведущих оппонентов не­погрешимости, великий немец­кий историк церкви Деллингер отказался подчиниться решению и был отлучен от церкви. Из тех, кто отказался признать это реше­ние, сформировалась «старокато­лическая церковь».

Только лишь одно непогреши­мое решение было принято с 1870 года. Это было решение 1950 года о вознесе­нии Марии на небеса. Многие полагали, что I Ватиканский собор станет последним собором. В со­борах уже не было нужды, так как папа приобрел абсолютную власть. Но в 1961 году папа Иоанн XXIII созвал Второго Ватикан­ский собор. На этом соборе были предприняты шаги в пользу усиле­ния роли епископов.

Доктрина о папской непогре­шимости, конечно же, не была принята Восточной православной церковью и протестантами. Вмес­то потока новообращенных, как предрекал Маннинг, это решение, без сомнения, только лишь увели­чило разрыв между Римом и дру­гими церквями. Сегодня это ре­шение оспаривается даже в рамках самой католической церкви. К столетию провозглашения папской непогрешимости появляется работа Кюнга: «Непогрешим. Это вопрос» (1970), а немного спустя – «Погрешим? Подведение итогов» (1973). Эти книги вызвали бурную дискуссию и оказывают свое влияние на все серьезные труды в этом направлении и сегодня. В них Кюнг подверг сомнению одну из самых репрезентативных доктрин католицизма: он полагает, что тезис непогрешимости пап не имеет основания ни в писании, ни в Предании. В одном из недав­них исследований утверждалось, что решения I Ватиканского собо­ра являются недействительными, так как на соборе отсутствовала свобода выбора, но эта точка зре­ния не снискала большой под­держки.

Непогрешимость папы

Ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех

В 1870 году папа Пий IX созвал в Риме вселенский собор католического духовенства. Несмотря на возражения 119 епископов (всех участвовавших на соборе было 750), собор провозгласил новый и ни с чем не сравнимый догмат о папской непогрешимости. Большинство епископов решило, что всякое папское учение, изложенное папою по догматическим и нравственным вопросам, является «неприложной истиной»; что папа, как учитель церкви, «непогрешим» и не нуждается в содействии даже самой церкви. Постановление это заканчивалось следующими словами: «если кто из людей, не дай Бог, посмеет противоречить сему нашему решению, да будет человек этот проклят!».

Из постановления епископов мы узнаем, что папа непогрешим в известных обстоятельствах и при решении различных церковных вопросов. Папа остается грешником в его ежедневной жизни и беседах. Он может допустить грех и может ошибаться во всем и в любой мере, но когда папа сидит на троне и обращается с речью к кардиналам, он является уже человеком свободным от каких бы то ни было заблуждений. Другими словами, папа может оказаться мирским, себялюбивым человеком, он может быть неверующим, клятвопреступником, кощунником и даже убийцей, он может допускать в частной жизни самые грубые грехи, на какие только способна падшая человеческая натура, но в суждениях о догматах церкви он, папа, является человеком «совершенным». Папа может не иметь любви, веры, морали, но если папа говорит о них — его суждения должны рассматриваться как суждения непогрешимые, исходящие от непогрешимого руководителя стада Христова.

По догмату «непогрешимости» папы — грех и святость, Христос и сатана, свет и тьма должны уживаться в одном и том же сердце. Такая странная возможность соединения в одном лице столь противоположных свойств говорит о несостоятельности этого догмата. На самом деле погрешимость пап обнаруживается уже тем, что некоторые папы были осуждены как еретики, другие папы ссорились между собою, расходились во взглядах по одному и тому же вопросу веры или управления церковью, отменяли решения прежде бывших «непогрешимых» пап, проклинали друг друга, предавая анафеме. Когда «непогрешимый» папа Николай умер, в его библиотеке были найдены богатейшие античные рукописи, но не оказалось ни Библии, ни Евангелия.

Читать еще:  Что такое святейший синод. История святейшего синода в российской империи

Поверит ли кто, чтобы Христос способен был установить этот страшный догмат?

Имел ли Христос ввиду, чтобы церковь Его принимала за «непогрешимых» пап таких людей, как папа Бенедикт IX, Иоанн XXIII, Александр Борджиа, Лев X и им подобные?

Вряд ли надо приводить какие-либо тексты Св. Писания для подтверждения абсурдности и всей кощунственности подобного догмата.

Сам ап. Петр не был облечен такого рода «полномочиями». Даже Христос не брал на Себя функций, принадлежащих Духу Святому, сказав: «Когда же приидет Он, Дух истины; то наставит вас на всякую истину» (Иоан.16,13).

Один Бог безгрешен, свят, всезнающ и непогрешим.

Один Христос — непогрешим и поэтому имел право сказать людям: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан.8,46); «Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Иоан.8,28); «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоан.8,29).

Один Дух Святой — непогрешимый Наставник верующего и Руководитель его духовной жизни, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий». (Рим.8,14).

Догмат об учительной непогрешимости папы

Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 г. папой Пием IX на I Ватиканском Соборе догмат о папской непогрешимости в де­лах веры, переносящий функции Церкви на ее высшего иерарха.

71 Постановление Ватиканского Собора гласит: “Твердо держась предания, дошедшего до нас от начала христианской веры, мы во славу Бога Спасителя нашего к возвышению католической рели­гии и ко благу христианских народов, с согласия Священного Со­бора, учим и определяем как богооткровенное учение, что, когда римский первосвященник говорит со своей кафедры (cum ex cathedra loquitur), то есть когда, исполняя свое служение как пас­тырь и учитель всех христиан, он в силу своей высшей апостольской власти определяет учение о вере или нравственности, которое должна содержать вся Церковь, он через Божественную помощь, обещаемую ему в лице блаженного Петра, обладает тою непогрешимостью (infallibilitate), которою Божественный Спаситель благоволил наделить Свою Церковь, для определения учения относительно веры и нравственности, и что поэтому такого рода определения римского первосвященника сами по себе, а не с согласия Церкви, неизменны (ex sese, non autem ex consensu ecclesiae irreformabiles). Если же бы кто дерзнул противоречить этому нашему определению, от чего да хранит Господь, то да будет анафема” (20).

Таким образом, римо-католики пытаются еще больше укре­пить фундамент всей догматики католичества — учение о папской власти, о видимом главе Церкви, “заместителе и наместнике Христа”, подчас заслоняющем невидимого Главу — Христа. Ре­шением I Ватиканского Собора утверждается, что познание Ис­тины дается папе самостоятельно, лично, вне связи с Церковью.

Состоявшийся уже в наше время II Ватиканский Собор (1962 —1965), несмотря на сильное реноваторское течение в его лоне, не дерзнул вносить каких-либо изменений в это догматиче­ское определение. В догматической конституции “О Церкви” он со всей категоричностью подтвердил учение о непогрешимости папских определений ex cathedra. Согласно разъяснению II Вати­канского Собора, они “не нуждаются ни в чьем утверждении и не допускают никакой апелляции к чьему бы то ни было сужде­нию”. Римскому первосвященнику как верховному учителю Все­ленской Церкви единолично (singulariter) присуща харизма непо­грешимости самой Церкви.

Четкую оценку подчиненного положения Церкви дает католи­ческий богослов XX в. Гадфруа: “Когда папа провозглашает что-либо ex cathedra, Церковь не может ни судить, ни проверять, ни подтверждать, она должна лишь повиноваться и верить” (21).

Более того, догматическая конституция II Ватиканского Собо­ра (1962—1965) распространяет обязанность верующих “религи­озно подчинять свою волю и ум” наставлениям Римского перво­священника и на те случаи, когда он говорит не ex cathedra (etiam cum non ex cathedra loquitur).

Из вышесказанного следует, что папа не только возглавитель иерархии, главный организатор и руководитель жизни церковной, не только “глава Церкви”, фигура, знаменующая собой единство Церкви, он — носитель своей полноты власти, никому неподсудный, никому не обязанный отчетом самодержец. Единоличная власть – папы в Римско-католической Церкви не только больше соборной власти епископата, но несоизмеримо больше.

72 В отличие от этой догмы католицизма, не имеющей корней в древних вероучительных текстах, в Православной Церкви слова, действия и поступки любого епископа могут быть предметом рассмотрения и канонически законный епископский суд может вынести приговор любому из них. Из-под действия этого принципа, само собой разумеется, не изъят в Православной Церкви и пер­вый из ее епископов — Константинопольский патриарх.

Не находит подтверждения догмат о папской непогрешимости ц в учении о таинствах. По православному учению, епископы ста­новятся преемниками апостолов через таинство Священства и в этом таинстве получают необходимые для их служения особые дары. Благодать епископства преподается в Римско-католической Церкви тоже через таинства. Но таинства, в котором Римскому епископу как преемнику апостола Петра преподавались бы ис­ключительные дары, отличающие его от других епископов и дру­гих апостолов. Церковь никогда его не знала, и в латинском обряде такого таинства тоже нет. Так называемая папская коронация, по пониманию самих римо-католиков, это не таинство, а лишь тор­жественная церемония, которая к папской власти (получаемой до этого, во время избрания) ничего не прибавляет и не сообщает вступившему на папский престол никаких особых благодатных да­ров. Таким образом, чрезвычайные полномочия, которыми не об­ладает никто из епископов, — неограниченную власть над Цер­ковью и исключительный дар непогрешимости — человек получа­ет без всякого священнодействия. Причина этого только в том, что Церковь никогда не знала такой власти и такого дара.

Безосновательность учения о папской непогрешимости можно подтвердить множеством исторических примеров заблуждений Римских епископов в области вероучения и нравоучения. Наибо­лее характерные из них приводятся ниже.

Читать еще:  Что значит во сне есть желтый леденец. Леденец: к чему снится сон

73 Папа Либерии I (IV в.) был сторонником св. Афанасия Александрийского в его борьбе с арианами, а затем, поддавшись давлению светских властей, подписал арианский символ веры, подписал не как частное лицо, а как епископ Рима. С точки зре­ния православной экклезиологии, в этом нет ничего неестествен­ного: он подпал естественной человеческой слабости. Папа Либе­рии потом раскаялся и даже был причтен к лику святых. Такого Рода искушения сопровождали церковных иерархов, и не только их, на протяжении всей истории Церкви. Но как объяснить этот факт с точки зрения экклезиологии католической? Это невозмож­но: поступок Римского епископа был определенно неправославен.

Еще более яркий пример являет папа Гонорий I (625—638) папа Гонорий определенно разделял воззрения монофелитов, которые учили, что в Богочеловеческой Личности Христа Спасителя была только одна воля — Божественная, а воля человечески была полностью растворена и упразднена. Таким образом, папа Гонорий разделял ересь монофелитов, которая была одной» утонченных форм монофизитства, как еретик он был осужден Вселенским Собором (681) и назван по имени среди прочих ер’ тиков. И тогдашний епископ Римский, и последующие признавали это осуждение Гонория. Впоследствии католические богословы пытались ослабить значение факта осуждения папы римского* Вселенским Собором. Особенно острая дискуссия разгорелась перед I Ватиканским Собором, когда принимался догмат о пап­ской непогрешимости. Однако убедительных аргументов найдено не было. Вот как трактует этот эпизод современная католическая богословская энциклопедия, изданная во Франции в 1930г.: “Ка­ковы бы ни были средства защиты Гонория, (то есть, как бы ни были они слабы — М. К), остается истиной, что папа не заб­луждался в вере. Теология утверждает, что это невозможно, а история с удовольствием подписывается под этим решением, заявляя, что этого никогда не случалось” (22). То есть, когда нет убедительных аргументов, надо отвергнуть историю как таковую ради принятой впоследствии богословской концепции.

В XII столетии папа Иннокентий III объявил, что поскольку Пятая книга Моисеева называется Второзаконием, она действительна и для христианской Церкви, которая есть вторая Церковь, после первой, ветхозаветной. Смысл таков: все требования Второзакония обязательны для христиан. Сделал папа это по невежеству, не вполне представляя, о чем в книге идет речь. Но, так или иначе, это было официально заявлено.

74 В XVI в. Католической Церковью был предпринят пересмотр! латинского перевода Библии — так называемой Вульгаты 8 . Исправленое издание вышло при папе Сиксте V. В предисловии этот текст под угрозой отлучения от Церкви объявлялся окончательным и неизменным. Эта новая редакция перевода оказала настолько неточной, что в нее пришлось внести около двух тысяч исправлений. Следующий папа, Климент VIII, вынужден был спешно уничтожить Сикстовское издание и издать новое, исправ­ленное еще раз. При этом предисловие Сикста с отлучением было сохранено. Получается, что оба папы санкционировали два совершенно разных текста, причем второй подпал под прямую анафему первого.

Последний пример. В 1869 г. папа Пий IX издал так называ­емый Силлабус — перечень основных заблуждений нового вре­мени с точки зрения католицизма в такой форме: “Говорящим то-то и то-то да будет анафема”. Среди прочих было осуждено мне­ние, что Церковь должна поддерживать свободу совести. Ныне, по крайней мере со второй половины XX столетия, провозглаше­ние свободы совести входит в официальную доктрину Римско-ка­толической Церкви и таким образом подпадает под собственную анафему. Как все это католики согласовывают? В том же духе, что и в приведенной выше цитате: “Богословие утверждает, а ис­тория подписывается. “

Завершая тему об учительной роли пап, следует сказать о том, что католики обходят эти очевидные примеры. Они утверж­дают, что то или иное папское заблуждение, ныне не признавае­мое, является “частным” заблуждением папы. Кто может определить, какое утверждение папы является официальным (ex cathedra), а ка­кое частным? Обычно папы никогда сами не объявляют свои ут­верждения частными мнениями. Фактически толкователем высту­пает Ватиканская курия, то есть руководящие круги Католиче­ской Церкви, среди которых преобладают представители ордена иезуитов. Получается выгодная для католических иерархов ситуа­ция: мнение ныне живущего папы католику трудно внутренне принять как его личное заблуждение. Всякое официально выска­занное мнение ныне правящего папы должно признаваться абсо­лютно непогрешимым, в то время как мнение умершего в силу изменившейся ситуации можно истолковать как частное и оши­бочное. Таким образом, его ошибка примиряется с догматом о папской непогрешимости.

Заключить изложение римско-католического учения о власти папы над Церковью можно словами видного богослова XX столетия Н. А. Арсеньева:

75 “Папистическая теория есть наиболее яркое и сконцентриро­ванное выражение того духа внешнего законничества и обмирщения, который проник в значительной мере в учение и жизнь Ка­толической Церкви. В том и трагедия Католической Церкви, что наряду с великими плодами жизни Духа, являемыми ею доныне, в самой системе католичества (а не в грехах лишь тех или иных представителей Католической Церкви — грехов много везде, и неизвестно еще, где грехов больше), именно в самих основаниях его вероучения и духовного строя веет нередко иной дух — дух мира сего, дух власти, дух юридического, земного, утилитарного толкования тайн Божиих, дух подавления свободы детей Божиих игом рабства, дух возвращения их к “немощным и бедным веще­ственным началам” (Гал. 4, 9). Рабства не эмпирического, не фактического только, а принципиально обоснованного, с санкции, одобрения или даже с инициативы высшей — полновластной в католичестве — церковной власти. Это дух рабства и окамене­ния, не захвативший, конечно, все стороны жизни Католической Церкви, но вторгающийся в учение и в жизнь и искажающий то, к чему он прикасается своим мертвящим дыханием” (23).

Источники:

http://acathist.ru/bogoslovie/sravnitelnoe-bogoslovie/item/dogmat-ob-uchitelnoj-nepogreshimosti-papy
http://religion.wikireading.ru/92459
http://studfile.net/preview/3882396/page:14/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: