Догмат о папской непогрешимости. Непогрешимость папы

Догмат о папской непогрешимости. Непогрешимость папы

Догмат о вероучительной непогрешимости Римского папы

1. История и содержание догмата

В той или форме представление об учительной непогрешимости римского первосвященника существовало в Западной Церкви еще в древности (формула папы Гормизды, «Диктат пап»). Это как бы само собой подразумевалось в контексте учения о верховной власти римского епископа в Церкви.

Вопрос о ясной формулировке учения о непогрешимости возник на I Ватиканском соборе, во время рассмотрения проекта догматической конституции «Pastor aeternus». Ультрамонтанское большинство пожелало выделить вероучительную непогрешимость в отдельную догматическую формулу. Вопрос вызвал оппозицию ряда кардиналов и епископов, в том числе, немецкого историка еп. Гефеля, французского кардинала Дарбуа, еп. Сремско-Боснийской епархии Иосифа Штроссмайера и др. Епископ Иосиф произнес на соборе 5 речей. В последней он около двух часов выступал против абсолютной и личной непогрешимости папы (подлинный текст выступления неизвестен, публикуемый считается у католиков подложным, а протоколы соборных заседаний засекречены). Епископы Кеттелер и Дюпанлу настаивали на включении в текст конституции положения о единстве или согласии Церкви (епископов) при определении папой обязательного учения. Дебаты продолжались с марта по июль 1870 г. Голосование за окончательный вариант конституции проходило в два этапа. Догмат о папской непогрешимости был принят 18 июля 1870 г. 533-мя голосами «за» и двумя — «против»; около 150 участников уклонились от голосования.

Учение о непогрешимости изложено в 4 главе конституции «Pastor aeternus».

Текст: «… С согласия священного собора учим и богооткровенным догматом объявляем:

Римский первосвященник, когда говорит ex cathedra, то есть когда, выполняя роль пастыря и учителя всех христиан, в силу своей верховной апостольской власти определяет то учение о вере и нравственности, которое должно содержаться всей Церковью, — по Божественному содействию, обещанному ему в блаженном Петре, обладает той непогрешимостью, которою Божественный Искупитель благоволил наделить Свою Церковь для определения учения о вере и нравственности, вследствие чего таковые определения Римского первосвященника сами по себе, а не по согласию Церкви, суть непреложны». Догмат завершается каноном, провозглашающим анафему на несогласных с изложенным учением.

Догмат — неизбежное, логическое следствие учения о папском примате. Если власть папы выше соборов, то нужен и вероучительный авторитет, стоящий выше соборов. Нужен кто-то, кто не ошибается, иначе, если папа не обладал непогрешимостью, то есть мог ошибаться, логически требовался бы орган или инстанция, которая могла бы его поправить (исправить).

Нужно прояснить, каким образом следует понимать непогрешимость папы. Что значит ex cathedra? Папа говорит ex cathedra, тогда: 1) когда выступает в роли «пастыря и учителя всех христиан», а не как частное лицо; 2) когда определяет учение о вере и нравственности; 3) когда преподносит это учение как обязательное для всей Церкви. Форма изложения значения не имеет, каких-либо обоснований или согласия соборов не требуется.

Но надо иметь в виду, что сами папы зачастую, предлагая то или иное учение, не всегда уточняли, носит ли оно официальный характер, обязательно для всей Церкви, или это только частное мнение. К примеру, обладают ли такой непогрешимостью все папские энциклики? Для разрешения затруднений такого рода католики поясняют, что папа наделен «даром активной и пассивной непогрешимости, т, е. дар непогрешимости пребывает в епископе Рима пассивно, когда он держится исповедания веры, и активно, когда он излагает вероучительное определение». Папа имеет полное право объявить любое свое суждение относительно веры и нравственности богооткровенной истиной, т. е. большинство его высказываний потенциально непогрешимы, и могут стать реально таковыми в любой момент. Таким образом, определить границы непогрешимости почти невозможно.

Такое положение заставляет верующего католика относиться к любому высказыванию папы как к потенциальной истине. «Силовое поле».

С кончиной папы прекращается и его личная пассивная непогрешимость, он не может ее реализовать. Римские первосвященники предусмотрительно почти никогда не пользовались правом вероопределения ex cathedra, оставляя своим преемникам свободу толковать или дезавуировать то или иное суждение.

На II Ватиканском соборе тенденция расширить область папской непогрешимости до любых суждений нашла выражение в догматической конституции «О Церкви», в которой верующие обязываются принимать не только официальные вероучительные определения папы: «Это религиозное подчинение воли и разума должно особенно проявляться в отношении аутентичного учительства Римского первосвященника, даже когда он не говорит ex cathedra, следовательно, его верховное учительство должно приниматься с благоговением, суждение, им высказанное, приниматься чистосердечно согласно выраженной им мысли и воле, или в частом повторении одного и того же учения, или же в самой форме выступления». Катехизис Католической Церкви «Ратцингера» (1996): «Верующие должны дать «религиозное согласие своего духа» такому обычному (т. е. не ex cathedra) поучению, это согласие отличается от согласия веры, но в то же время продолжает его».

2. Исторические факты, противоречащие учению о папской непогрешимости

— Папа Либерий I в 353 г. подписал полуарианский символ веры, и поставил подпись под осуждением свт. Афанасия Великого. Потом раскаялся;

— папа Зосима (417) разделял взгляды Пелагия;

— папа Вигилий (537–555) три менял свою позицию в отношении осуждения трех глав;

Читать еще:  Когда можно икру в пост. В какой день Великого поста можно есть рыбу? Рыба, запеченная с овощами

— папа Гонорий I (625–638) высказывался в пользу монофелитской ереси. Осужден VI Вселенским собором, анафема подтверждена папой Львом II (не современником собора Агафоном!), Адрианом II (attention!), Иоанном VIII;

— введение Filioque. Лев III отказался ввести, Бенедикт VIII включил;

— «Канонизация» новой редакции Вульгаты при Сиксте V, Климент VIII спешно уничтожил за негодностью;

— Пий IX в Syllabus анафематствует говорящих, что Церковь должна поддерживать свободу совести. Теперь это — положение социальной доктрины РКЦ.

Оправдание католической стороны: частные заблуждения пап (есть пространство для маневра — пассивная непогрешимость).

3. Критика доктрины о непогрешимости

Неправилен вопрос: кто в Церкви обладает непогрешимостью? Правильно: благодаря кому или чему Церковь обладает непогрешимостью? Только Дух Святой, наставляющий на всякую истину, Церковь как Тело Христово.

Папа «замещает» Святого Духа, не Он «викарий» Сына, а папа: «С каждым папой Христос пребывает вполне и совершенно в таинстве и власти». Пневматологический аспект экклезиологии ущемлен.

Никто из апостолов не обладал непогрешимостью. Уже в апостольскую эпоху вероучительные вопросы решаются на соборах, достижением консенсуса: «Изволися Святому Духу и нам». То же и в эпоху вселенских соборов.

«У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его» (Окружное послание восточных патриархов 1848 г.).

В Православии одним из важнейших условий истинного пророчествования является личная святость. Дух Истины обретается в очищенном и обожженном подвижнике, а не в иерархическом достоинстве. Догмат о папской непогрешимости разрывает эту связь — полное противоречие Священному Писанию: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21), и Священному Преданию — принципам святоотеческой аскетики.

«В таинстве Евхаристии имеем, так сказать, лишь «половину» Христа, ибо Он «нем» в таинстве евхаристии. Где же реально искать другую «половину» Иисуса Христа, реально пребывающего в Церкви? Она в Ватикане: она в папе. Папа есть второй способ реального присутствия Иисуса Христа в Церкви… То, что Иисус Христос не положил под один из этих двух покровов, Он положил под другой; и в полноте можно обладать Им только, если уметь в горячем порыве сердца переходить от евхаристии к папе и от папы к евхаристии. Вне этих двух тайн, собственно, образуют одну тайну, мы имеем лишь уменьшенного Христа (Он Сам так установил ()этих двух тайн, собственно, образуют одну тайну, мы имеем лишь уменьшенного Христ от евхаристии к папе и от папы к евхаристи), который недостаточен для нужд как отдельных душ, так и общества» (Еп. Буго, 1922 г., у Зноско-Боровского).

Догмат о папской непогрешимости

Непогреши́мость (также Безоши́бочность [1] ) Римского папы (лат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться») — догмат Римско-католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви), он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться [2] .

Согласно данному догмату, вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа, данным папе, как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не из-за его личных качеств (как и любой другой христианин, Папа не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди)» [3] .

Содержание

История

Первоначально на нём предполагалось рассмотреть, во-первых, католическое вероучение в связи с современным развитием науки и философии и, во-вторых, — сущность и организационную структуру церкви.

Были приняты определения относительно традиционного католического учения о сущности Бога, Откровения и веры и об отношении веры и разума.

Первоначально не предполагалось обсуждать догмат о Infallibilitas; однако вопрос был поставлен по настоянию партии ультрамонтан и после длительных прений был решён в компромиссном варианте (с оговоркой «ex cathedra»).

Догмат официально провозглашён в догматической конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во вселенской Церкви. В догматической конституции определены условия — произнесение ex catedra, а не частное учительство, и сфера применения — суждения о вере и нравственности, вытекающие из истолкования Божественного Откровения.

Применение

Папа только однажды воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra: в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии. Догмат о безошибочности был подтверждён на II Ватиканском Соборе (1962-65) в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium.

Отношение в других христианских Церквах

Православие

Наряду с догматом о непорочном зачатии Девы Марии и филиокве догмат стал одним из главных камней преткновения в межконфессиональном диалоге между католицизмом и православием, видящим в нём нарушение догмата церковной соборности (кафоличности).

Протестантизм

Большинство современных протестантов рассматривают единоначалие папы как исторически обусловленную форму церковного управления и скорее как человеческое заблуждение, чем орудие дьявола. Тем не менее, безошибочность папы и первенство юрисдикции по-прежнему остаются в числе наиболее важных препятствий для объединения католиков и литургических протестантов, таких, как лютеране и англикане.

Литература

  1. Католическая энциклопедия. Т. 1. Статьи Безошибочность и Безошибочность папы. Изд. францисканцев, М., 2002.
  2. Беляев Н. Догмат папской непогрешимости: Папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Историко-критический обзор. Казань: Тип. Императорского университета, 1882.
  3. Brian Tierney. Origins of Papal Infallibility 1150—1350. Leiden, 1972.
  4. Thils G. Primaute et infaillibilite du pontife a Vatican I et autres etudes d’ecclesiologie. Leuven, 1989.
  5. Ю.Табак Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
Читать еще:  Разгадать судьбу по дате рождения и имени. Расчет судьбы по дате рождения и имени

Примечания

  1. В официальных текстах на русском языке Католической церковью используется только термин «безошибочность». См. пункты 890 и 891 Катехизиса Католической Церкви
  2. P.J. Toner, Infallibility, Catholic Encyclopedia, 1910
  3. Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев, М., 2002. Статья Безошибочность папы

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Догмат о папской непогрешимости» в других словарях:

Догмат о папской безошибочности — Непогрешимость (также Безошибочность [1]) Римского папы (лат. Infallibilitas «неспособность заблуждаться») догмат Римско католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая … Википедия

Догмат непогрешимости папы — Непогрешимость (также Безошибочность [1]) Римского папы (лат. Infallibilitas «неспособность заблуждаться») догмат Римско католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая … Википедия

Догмат о непогрешимости папы — Непогрешимость (также Безошибочность [1]) Римского папы (лат. Infallibilitas «неспособность заблуждаться») догмат Римско католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая … Википедия

Догмат о безошибочности папы — Непогрешимость (также Безошибочность [1]) Римского папы (лат. Infallibilitas «неспособность заблуждаться») догмат Римско католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая … Википедия

ДОГМАТ — [греч. δόϒμα учение, постановление, решение, мнение], основное положение (доктрина) христианского вероучения. Употребление термина В античной философии словом «Д.» обозначались общепринятые мнения (к рые не всегда отражали истинное учение) или… … Православная энциклопедия

Непогрешимость папы (догмат) — Непогрешимость (также Безошибочность [1]) Римского папы (лат. Infallibilitas «неспособность заблуждаться») догмат Римско католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности,… … Википедия

Непогрешимость Римского Папы (догмат) — Непогрешимость (также Безошибочность [1]) Римского папы (лат. Infallibilitas «неспособность заблуждаться») догмат Римско католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая … Википедия

Папство — Содержание: внешняя история папства. Папские выборы. Список пап. Развитие теории папской власти. Внешняя история. Титул Папа (греч. πάππας = отец) до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КАТОЛИЦИЗМ — обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. В западных странах этот … Философская энциклопедия

Первый Ватиканский Собор — согласно принятому в Римско католической церкви счёту, 20 й Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же… … Википедия

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

О «непогрешимости» Папы Римского

У каждого мифа есть какое-то своё основание. Всегда есть какой-то источник. Откуда берётся миф об этой якобы «непогрешимости»?

Скорее всего, его истоки нужно усматривать в неправильном переводе термина. Латинское слово «infallibilitas» на русский язык переводится и как «безошибочность», и как «непогрешимость». То есть, в латинском слове нет ничего общего с корнем «peccatum», означающим «грех». Это проблема русского перевода. Причём, если рассматривать слово «непогрешимость», то происхождение его связано не со словом «безгрешность», а со словом «погрешность». То есть, когда мы говорим о допустимой погрешности в области математики или социологии, это не значит, что 2-4% совершают грех. Это граница ошибочности. Скорее всего, это пошло отсюда и приобрело, к сожалению, идеологическую и отчасти юридическую окраску, когда говорят об этом. Потому что в полемике вокруг Католической Церкви в русскоязычной среде часто всплывает этот миф.

На самом же деле, никто и никогда в Католической Церкви не говорил, что Папа безгрешен. Никому ничего подобного не могло прийти в голову.

Церковь по своей природе соборна. В катехизисе говорится о том, что безошибочность – правильный термин – это дар Святого Духа. Этим даром пользуется не отдельный человек. Он дан Церкви как таковой. Поэтому в первые века Церкви, когда начинает определяться христианское вероучение, именно такой безошибочностью обладает Собор, на котором иерархи, в единстве между собой, под действием Святого Духа, провозглашают догматы, общие для всей Церкви. Те, которые сейчас являются общими для Католической и Православной Церкви: о природе Христа, о богоматеринстве Девы Марии. Когда возникали какие-то разногласия и споры, то это разрешалось именно Соборами. Собирался Собор, приезжали епископы, спорили, молились, доказывали и определяли. И решение Собора составляло основу, фундамент веры. Если ты хочешь быть христианином, ты должен это принимать. Если ты это не принимаешь, то ты еретик или схизматик. Именно такая безошибочность, в виде Собора, была характерна для Церкви.

В катехизисе в русском переводе во избежание разночтений употребляется слово «безошибочность» как главный термин и в скобках – «непогрешимость». А в Католической Энциклопедии, например, есть статья о безошибочности, и нет статьи о непогрешимости, даже отсылки нет.

Догмат о безошибочности Церкви в вопросах вероучения не формулировали – это была не подлежащая сомнению и дискуссии практика Церкви. Кроме того, она имеет библейское основание – слова Иисуса: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18). И с первых лет существования Церкви мы видим, что все важнейшие вопросы решаются апостолами, их соратниками и преемниками, то есть Церковь собирается. Первый Иерусалимский Собор описан в Деяниях Святых Апостолов. Поэтому это был естественный ход событий и одно из фундаментальных положений Церкви.

Читать еще:  К чему снится рыбалка парню. К чему снится рыбалка мужчине сонник миллера

Потом, по мере того, как Церковь росла, становилась всё больше, делилась, к сожалению, Соборы становилось созывать всё труднее, и вопросы касались более частных моментов. Да, они были связаны с вероучением, с нравственностью, но всё основание вероучения уже было положено первыми вселенскими Соборами. Поэтому такая практика становилась всё реже, а в Латинской Церкви всё больше возрастала роль Папы. Существовали разные мнения по поводу того, должен ли Папа, если он хочет что-то провозгласить, обязательно созывать Собор. Или, если Папа выступает против Собора – Папа сказал одно, а Собор другое – кто выше? Было такое течение – канцеляризм. Оно как раз утверждало, что Папа без Собора ничего сказать не может. Но посмотрим на ситуацию Католической Церкви от Тридентского Собора и дальше… до Первого Ватиканского Собора прошло почти 300 лет. 300 лет ни один Собор не созывался. А поводом для созыва Тридентского Собора, до которого тоже много лет Соборов не собиралось, было потрясение для всей Церкви – длительный и трагический процесс Реформации, когда нужно было всем миром, всей Церковью бороться. Тогда были сформулированы важнейшие догматы, и казалось, что всё будет неприкосновенно в Католической Церкви.

Догмат же о безошибочности Папы принимает Первый Ватиканский Собор. Кстати, это единственный догмат, принятый на этом Соборе. Он был собран спустя почти 300 лет после Тридентского Собора, в сложные по-своему времена. Может сложиться впечатление, что Первый Ватиканский Собор был собран для того, чтобы вообще поставить точку в Соборах. Но, на самом деле, это просто отражение исторических фактов Католической Церкви, потому что после Триденсткого Собора всё было строго иерархично, клерикализовано. Есть Папа, он принимает Катехизис, он утверждает литургические книги, Кодекс Канонического Права… Всё очень жёстко и максимально определено. Нет больше нужды в дискуссиях и дебатах. То есть Первый Ватиканский Собор только подтвердил то, что уже и так фактически было: что Папа в вопросах веры и нравственности обладает данной Богом, в силу его служения, безошибочностью.

«Безошибочность Папы является даром Святого Духа, данным Папе Римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не из-за его личных качеств (как и любой другой христианин, Папа Римский не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди)», — гласит догмат. Кроме того, в нём ясно написано, что безошибочность распространяется только на те случаи, когда Папа «как верховный пастырь и учитель всех верующих, окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности», то есть, делает это «ex cathedra».

То есть, когда Папа как Верховный Понтифик торжественно, публично и официально произносит то, что касается веры или нравственности, это значит не то, что он не может ошибиться, а что это надо воспринимать как истинное вероучение.

Как уже говорилось выше, после Первого Ватиканского Собора казалось, что точка поставлена. В Церкви присутствовало сознание, что достаточно мнения Папы. И поэтому, когда Иоанн XXIII решил собрать собор, это было, как гром среди ясного неба. Никто не думал, что кто-то, особенно, этот Папа, будет собирать Собор, который, казалось, никому не нужен и не принесет ничего, кроме траты денег. На Втором Ватиканском Соборе в Конституции «О Церкви» иерархи возвращаются к исходной идее, что, когда созванный Папой Вселенский Собор произносит своё мнение, дает какие-то догматы, это обладает безошибочностью, но при этом не лишает этого дара самого Понтифика.

Здесь можно провести параллель с устройством монашеских орденов, где высшая власть – это капитул, а от капитула до капитула эта власть капитулом же вверяется одному человеку и его совету, который является вспомогательным органом. Здесь точно так же.

И конечно, безошибочность не распространяется на какие-то частные бытовые мнения. То есть, если Папа обедает и считает, что суп пересолен, то это мнение просто отражает его вкус. Если он смотрит на какую-то картину, и она ему нравится, то это тоже не безошибочность. Например, в эпоху Возрождения было принято изображать людей обнаженными, в том числе, такие изображения присутствовали в росписи Ватикана. А другому Папе в другую эпоху это не понравилось, и он приказал зарисовать обнаженную натуру. И это, опять же, дело вкуса, хоть это и связано, вроде бы, с нравственностью. Но это не догма Церкви, и догмат о безошибочности на это не распространяется. Точно также папские буллы, катехезы, энциклики не попадают под этот догмат. В них Папа только повторяет суть вероучения и размышляет над ним.

Своей безошибочностью, в полном смысле этого слова, Папы пользовались не так уж часто. Это касается догмата о Непорочном Зачатии, который был провозглашен Папой в 1854 году, а так же догмата о взятии в Небо Пресвятой Богородицы. Важно заметить, что Папа не придумал это сам в один прекрасный день. Он использует свою власть, чтобы окончательно закрепить то, что в Церкви есть, потому что и в Непорочное Зачатие, и в Успение Богородицы вера Католической Церкви была, и почитание было. То есть, без догмата о безошибочности Папы ему пришлось бы собрать Собор, но у него есть курия, есть богословы… Ему подготавливают все документы, и он принимает решение как Слуга Слуг Божьих.

Если Папа такой догмат провозгласил, а мы его отвергаем, не верим или сомневаемся, то у нас большие проблемы с «католичностью» нашей веры.

Источники:

http://www.tinlib.ru/religiovedenie/sravnitelnoe_bogoslovie/p9.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/903755
http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/o-nepogreshimosti-papyi-rimskogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector