Дети, катающие пасхальные яйца. Н.А.Кошелев
Русский музей. Праздники по-русски (1)
Мы с М. некоторое время назад побывали на выставке в Русском музее «Праздники по-русски» http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2011/prazdniki_porusski/
На выставке представлены картины, на которых видно как тесно у нас переплелось христианство и язычество, представлены традиции и обряды, городские и деревенские праздники. В некоторых залах картины сгруппированы по праздникам: Рождество, Пасха, Масляница. В других залах – по событиям: парады, балы, народные гуляния.
Жаль, что кураторы выставки не потрудились написать подробные пояснения. Мне бы это помогло лучше понять сюжет некоторых картин. Не сильна я в народных обрядах. И судя по случайно подслушанным репликам посетителей, а потом и поисков информации в интернете, я не одинока своём незнании.
Например, картина Корзухина А.И. «Девичник»:
В принципе понятно, что такое девичник. Но что они делают?
Потом, уже дома почитала Гнедича. Пишет:
Корзухин, Алексей Иванович, жанрист (1835-1894), один из тринадцати, ушедших из Академии в 1863 году. Написал много жанров и работал в храме Спасителя в Москве. Писал он очень неровно, на ряду с прекрасными вещами встречаются весьма слабые. … «Выход невесты из бани» – недурная картина из народного быта, характеризующая наши языческие обряды.
Значит, картина называется не «Девичник» или у неё двойное название. Википедия подсказала, что важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы . Ещё нашла, зачем над головой машут венком с лентами. А зачем метут под ногами невесты? Для чего стучат по ведру, сковороде? Ведь у этих обрядов есть какой-то смысл.
В зале, посвященном празднованию Пасхи, можно было увидеть картины, посвященные традиции устанавливать качели, а также катать пасхальные яйца. Про катание яиц я раньше ничего не знала.
Н. А. Кошелев. Дети, катающие пасхальные яйца. 1855 :
Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. В этом она является органичной частью обычаев, связанных с пасхальными яйцами, которые предполагают переход крашенных яиц из одних рук в другие.
Подготовка к игре состоит в том, что устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Призы могут укладываться, например, на одеяло. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.
Д.О. Осипов Две девушки в день Семика. 1860-1870-е:
Что такое «Семик»? Могли бы кураторы хоть пару слов написать. А так смотришь и ничего не понимаешь. Ну, обнимаются девицы и что? Думаю, что не все сходу скажут, что это за обычай.
Семик – народный праздник, представляющий собой остаток глубокой языческой древности; празднуется в четверг на седьмой неделе по Пасхе, отчего и вся неделя носит название семицкой, или, иначе, русальной, зеленой, клечальной. Во вторник перед Семиком в Великороссии совершаются задушницы: на могилах поминают покойников, оставляя разбитые яйца; говорят, что в этот день покойники бродят по могилам и дерутся с русалками. В субботу после Семика (клечальная суббота) совершается поминовение умерших (в России, в Болгарии). Самый Семик праздновался народом в рощах, лесах, на берегах реки прудов; к этому дню красились яйца в желтую краску, готовились караваи и т. д. На рассвете по дворам, улицам и домам расставлялись березки; после поминовения умерших молодежь отправлялась в рощи завивать венки из берез; там пели, плясали и играли хороводы; после игр “всей гурьбой” заламывали березку (так называемое семицкое дерево), обвешивали ее лентами и лоскутками и с песнями возвращались домой. Семицкие венки в некоторых местах сохранялись до Троицына дня; в других гадали, бросая венки в воду и наблюдая, потонут ли они или поплывут, остановятся ли на месте, чей венок впереди плывет и т. д. В некоторых местах на семицкой неделе крестьянки отправляли старый обычай кумовства над кукушками: над кукушкой или над травой, называемой кукушкины слезы, с известными обрядами, обменом крестов и т. д., произносилось обещание вечной дружбы. — В Сибири и некоторых местах Великой России Семик называется “тюльпа”, “тюлька”, что значит глупый, болван, чурбан: в этом, вероятно, отражается указание на обрядовое, семицкое дерево; это может быть также и отклик языческого идола.
«Во поле берёзка стояла» – это, оказывается, про Семик. Зато хоть стало понятно, откуда так много русалок у Маковского. А про художника Осипова так ничего нигде не нашла. Впервые слышу о нём.
Кстати о птичках Маковском. Четыре года назад была дивная выставка, посвященная Маковским http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2008/makovskie1/ . До этой выставки я думала, что их всего трое, а оказалось, что их было одиннадцать. На той выставке была картина Константина Маковского Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). На этой выставке её снова показали. Разглядывать мелкие детали можно бесконечно:
Рядом с нами стояли и ахали три дамы нашего возраста. Они делали прямо таки фантастические догадки по поводу обряда, личности Морозова. То есть они гадали – а кто именно на картине Морозов, пытались как-то его связать с Алексеем Михайловичем! Тут М. не выдержала. Мало ей своих студентов филфака, которые одну из дочерей короля Лира переводят на русский «Гонореей», а известного короля – «солнечный король». Сначала М. тихо пояснила, что картина просто иллюстрация к «Князю Серебряному». Дамы в ответ невинно поинтересовались: «А кто это?». М.- настоящий профессионал, преподаватель со столетним стажем. Лицо её не изменилось, голос не дрогнул. Так же тихо и спокойно коротенько минут за сорок она пересказала сюжет «Князя Серебряного». Я не берусь повторить её подвиг здесь, тем более, что краткое содержание романа доступно на каждом шагу. Но вот немного своими словами:
Дружина Андреевич Морозов слышал, как его жена с кем-то разговаривала в саду. Но он не смог разглядеть, с кем она была, с Вяземским или Серебряным. И тогда он решил, что на пиру заставит Елену целоваться с гостями по старинному обычаю. Когда Серебряный поцеловал Елену, она воскликнула «Пресвятая богородица! пожалей меня!» и потеряла сознание.
Но зато, я отсканировала из Гнедича сцену в саду. Просто, как дополнение к Маковскому.
Шварц. Князь Серебряный и боярыня Морозова:
Шварц, Вячеслав Григорьевич (1838-1869), рано умерший оригинальный талант, превосходный знаток русской старины. Шварц был первый русский художник, серьёзно изучивший археологию и положивший основание жанру из русской истории. Его рисунки пером к «Князю Серебряному» графа А.К. Толстого, «Купцу Калашникову» послужили прототипом для иллюстраторов 70-х и 80-х годов в их исторических композициях.
Кроме того, на выставке была другая иллюстрация к роману того же Шварца.
Шварц. Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова:
Потом, когда дома читала, что пишут в этих наших энтернетах о картине Маковского, стало грустно. Прекрасный роман. Опричнина, покорение Сибири. Захватывающий сюжет, приключения. Специально для девушек дивные описания нарядов. И вообще про лииибоофь.))
LiveInternetLiveInternet
–Ссылки
–Фотоальбом
–Метки
–Цитатник
Рамка нужного размера для Златковской Валентины .
Хейзел Линкольн (Hazel Lincoln).Художница иллюстратор.Часть 5. .
Хейзел Линкольн (Hazel Lincoln).Художница иллюстратор.Часть 6. .
Женщины рода Юсуповых:Зинаида Николаевна(1) Княжна, затем княгиня Зинаида.
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Друзья
–Сообщества
–Статистика
TimOlya : Кошелев Николай Андреевич,1840-1918.Русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец
Кошелев Николай Андреевич,1840-1918.Русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец
Утро в деревне
Дети, катающие пасхальные яйца
Офеня-коробейник
Сидящий селянин
Старик-крестьянин
Портрет девочки в темно-зеленом платье
Старушка с вязанием
Улыбающаяся девочка
Продавец образков
Роспись храма Христа Спасителя
Осенью 1865 года преподаватель Академии художеств А. Т. Марков взялся за композицию для плафона главного купола Храма Христа Спасителя и в качестве исполнителя росписи пригласил воспитанника Академии, портретиста И. К. Макарова. Не удовлетворённый результатами, профессор затем обратился также к вышедшему из Академии участнику «бунта четырнадцати» И. Н. Крамскому. В свою очередь, Крамской предложил поехать вместе с собой в Москву для осуществления работ Кошелеву. Роспись главного купола делали по композициям А. Т. Маркова втроём: И. Н. Крамской, Н. А. Кошелев и Б. Б. Вениг
Выполнение задания в итоге было сочтено успешным, вследствие чего в 1868 году Николай Кошелев получил самостоятельный заказ на исполнение росписи малых куполов храма Христа Спасителя. Работа велась по картонам академика П. В. Басина, который из-за резко ухудшившегося зрения не смог осуществить росписи самостоятельно.
Господь, восседающий на престоле с книгой о семью печатях (эскиз)
Семь Таинств церковных (эскиз)
Господь Вседержитель (эскиз)
Работы в Иерусалиме
Не плачьте, дщери Иерусалимские!
Прободение ребра Иисуса воином
Снятие с Креста
Сошествие во ад!
Голова Спасителя
Преображение Господне, мозаика
Погребение Христа
Поклонение царю царей
Долина Иордана. 1891 г. . Фото Татьяны Шепелевой
Гробница пророка Исайи и апостола Иакова в Иерусалиме. 1891 г.. Фото Татьяны Шепелевой
Палестина. 1892 г.. Фото Татьяны Шепелевой
Вид старого Иерусалима. Фото Татьяны Шепелевой
Пасхальные игры с яйцами в русской живописи.
“Что за радость для сестрички, когда красит брат яички”. Дореволюционная пасхальная открытка
Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, связанных с крашенными яйцами, которые вошли в быт как игры и праздничные развлечения. Некоторые из этих игр и обычаев изображены на картинах русских художников или иностранных, временно работавших в России.
Обыкновенно на Пасху красили куриные яйца, реже гусиные.
Как правило, окрашивали их с помощью отвара луковой шелухи, или сразу с шелухой варили, или в горячий отвар уже вареные яйца на некоторое время опускали. В зависимости от времени нахождения в отваре яйца получались или более светлые или более темные. Шелуха желтого лука давала оттенки от лимонного до коричневого, шелуха красного лука от розового до темно-красного.
Милорадович Сергей Дмитриевич (1851 -1943) “Приготовление к Пасхе” 1910 г
Существовал и иной способ: яйца заворачивали в разноцветные ткани или обматывали цветными шерстяными нитками и проваривали.
Также, яйца расписывали красной краской в горячем виде. И краска была дорогой, поэтому позволить себе ее купить мог не каждый.
Красить яйца в темные цвета было не принято.
Кроме того, на Пасху дарили и расписные деревянные яйца.
Гермашев (Бубело) Михаил Маркианович (1867-1930) “Приготовление к Пасхе” Дореволюционная пасхальная oткрытка Изд. Ленц и Рудольф, Рига
Крашеные яйца имели свои названия: крашенка — окрашенные в один цвет, крапанкa — имеющие на цветовом поле полоски, пятна, крапинки; писанкa — раскрашенные от руки сюжетными и орнаментальными композициями.
Русские художники на картинах и открытках изображали в основном писанки. Нашла только одну открытку с крашенками в луковом отваре.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873- 1954) “Канун Пасхи в старину”. До 1917 г
“В будни поработаем – в Праздник погуляем!” Дореволюционная пасхальная открытка по акварели Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914)
Дореволюционная пасхальная открытка
Дореволюционанная пасхальная открытка
Дореволюционные пасхальные открытки, справа единственная, где показана окраска яиц в луковом отваре.
Алексей Зайцев (род. 1959) “Пасхальные хлопоты” 2007 г.
Корбаков Владимир Николаевич (1922-2013) “Крашение пасхальных яиц”. 2008 г.
Сипович Татьяна Михайловна “Приятные хлопоты” 2009 г
Рачкова Инга “К Пасхе” 2015 г
Круппа Наталья “Скоро Пасха!” 2016 г
Курий-Максимов Наталья (род. 1987) “Писанки”
Повсеместной игрой-забавой на Пасху было битье яиц. Самое простое — два яйца били друг об друга, причем бились обоими концами яйца. Острый его конец называли носочком, а тупой — пяткой. Сначала бились носочком, а затем пяткой. Если разбивались оба конца, то яйцо считали проигранным и оно переходило к победителю, а если разбивался только один конец яйца, его делили пополам.
Гейслер Кристиан Готлиб Генрих “Пасхальные яйца” 1805 г.
Иногда взрослые начинали игру прямо в церкви после литургии во время христосования. Потом бились яйцами за столом, когда разговлялись, тогда в игре принимали активное участие дети. А уже во время праздничных гуляний на улице бились преимущественно парни и мужики.
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942) Дореволюционная пасхальная открытка
Дореволюционные пасхальные открытки, слева: Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942)
Дореволюционная пасхальная открытка
Дореволюционная пасхальная открытка
Дореволюционные пасхальные открытки
Дореволюционная пасхальная открытка по акварели Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914)
Дореволюционная пасхальная открытка
Дореволюционные пасхальные открытки
Филь Таня “Светлый праздник Воскресения” 2009 г.
Сюзева Наталья “Пасха” 2018 г.
Cамой распространенной игрой на Пасху было катание яиц с какого-нибудь бугорка, с лубков, со специально изготовленных деревянных желобков или лоточков — узких ящичков, имевших с обеих сторон по длине невысокие бортики.
Когда катившееся яйцо ударяло в бок уже лежавшее на земле, хозяин первого выигрывал и забирал побитое яйцо.
В некоторых местах, чтобы выиграть в катании яиц достаточно было, чтобы яйцо откатилось дальше, чем предыдущее.
Транковский Алексей Иванович “Катание яиц” (вторая пол. XIX века)
“Христово Воскресенье, всем на веселье!” Дореволюционанная пасхальная открытка по акварели Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914)
Гермашев (Бубелло) Михаил Маркианович (1867-1930) “На Пасху”. Дореволюционная пасхальная открытка
Зворыкин Борис Васильевич (1872-1942) “Христос воскресе! Катание яиц”. Дореволюционная пасхальная открытка.
Дореволюционные пасхальные открытки, справа: П. Иванов “Теремные забавы на Пасху XVII век”.
Дореволюционная пасхальная открытка
Дореволюционная пасхальная открытка
В южнорусских губерниях иногда в качестве биты использовали специально сшитый из лоскутков или из сукна мячик, позднее замененный обычным резиновым, который или бросали в кучку яиц с расстояния в 20 шагов, или, выстроив яйца в одну линию, катили его по направлению к ним.
В некоторых деревнях на Русском Севере во время праздничных угощений катали яйца также в доме по столу или по полу. Играющие располагались напротив друг друга и как можно сильнее толкали свое яйцо навстречу яйцу соперника. Если при соприкосновении одно из яиц разбивалось, его забирал тот, чье осталось целым.
Тот, кто выигрывал наибольшее количество яиц, считался самым ловким и удачливым и заслуживал всеобщее одобрение, а проигравший все свои яйца слыл “раззявой”.
Кстати, у меня тут только живопись с катанием яиц, а вообще-то сохранились еще и дореволюционные фотографии, как яйца на досках катают городские жители вроде как дворянского сословия.
Сычков Федот Васильевич (1870- 1958) “Игры на Пасху” Дореволюционная пасхальная открытка
Прусова Татьяна Владимировна (род. 1954) “К бабушке на Пасху”
Дмитрий Холин “Катание яиц”. 2005 г.
Игра в кучки считалась забавой для девушек. Одна из девиц, которая не принимала участия в обряде, насыпала несколько больших кучек из песка. Их могло быть много, но главное — не менее чем по две на каждую участницу. Под одну кучку из пары заранее пряталось яйцо. Кучки засыпались так, чтобы все выглядели одинаковыми. Играющие угадывали, где спрятано яйцо. Если удалось с первого раза, это расценивалось как знак удачи на ближайшее время.
Современным вариантом этой игры являются Шапки, которые используются вместо кучек. Выбирают ведущего, все игроки отворачиваются. Ведущий прячет яйцо под одной из шапок. Игроки по очереди пытаются отгадать, под какой. Ведущий приподнимает ту шапку, на которую указывает игрок; угадавший становится ведущим.
Сычков Федот Васильевич (1870- 1958) “Пасхальная игра в кучки” Между 1904 -14 гг. Пасхальная открытка изд. Ришара
Есть еще много современных описаний разных других игр. Но картин и открыток с такими изображениями я не нашла.
Нашла вот такую странную дореволюционную открытку с ловлей яиц сачком, что за игра, непонятно, но сейчас в нее точно не играют.
Что же касается бегания по лужайкам и собирания пластиковых яиц с конфетами от Easter Bunny, то такие картины рисуют заграничные художники, вот здеcь, например, вообще дети на кладбище среди надгробий бегают.
Bo Bartlett (American, born 1955) Easter. 2015 г
А у вас чтo дети на Пасху делают, в какие игры играют? И как вы яйца красите, каким способом?
Источники:
http://amsmolich.livejournal.com/33555.html
http://www.liveinternet.ru/users/4768740/post463990416/
http://selyanka1.livejournal.com/190691.html