День поминовения. Дни особого поминовения усопших: что нужно делать в эти дни? Что нужно обязательно делать

Дни поминовения усопших

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Постараемся, насколько это возможно, помогать усопшим. Вместо слез, рыданий и пышных гробниц поможем им нашими молитвами, приношениями и милостыней, дабы и они и мы получили обетованные блага». Душа после смерти испытывает великую скорбь, проходит через страдания и мытарства. Правильное поминовение умерших позволяет облегчить их участь и умилостивить Бога во время Небесного Суда.

Всякий желающий проявить любовь к усопшим родным и близким и оказать им реальную помощь в загробном мире может сделать это с помощью молитвы и подачи записки на Божественную литургию. Еще одним важным действием для поминовения является милостыня. Под этим понимается не только раздача подаяния нищим, но также любое бескорыстное благодеяние по отношению к нуждающимся.

Когда поминать умерших родных?

Православная Церковь отводит каждому дню в седмице свою роль. Памяти Святых и почивших посвящена суббота. В этот день в храме принято молиться за всех, кто перешел от земной жизни в загробный мир. Молитва не проводится только в том случае, если поминальная дата совпадает с каким-либо важным церковным праздником.

Помимо частных поминовений усопших, Церковью установлены общие даты поминовения. Они получили название родительских суббот. Выбор субботних дней не случаен. В Библии сказано, что именно на шестой день сотворения мира Бог отдыхал от своих трудов. Таким образов, суббота символизирует покой живых и упокоение душ умерших. Родительскими же дни названы потому, что люди обычно поминают самых дорогих для себя людей — родителей.

Перечень обязательных дней, когда следует поминать родных и близких после смерти, включает:

  • Вселенскую мясопустную родительскую субботу. Она проходит за неделю до Великого поста. Свое название суббота получила по следующему идущему за ней дню — мясопустной неделе (последний день, когда можно есть мясо).
  • Родительские вселенские субботы, приходящиеся на вторую, третью и четвертую неделю Великого поста.
  • Радоница. Этот день приходится на вторник следующей недели после Пасхи. Радоница символизирует радость живых и умерших о Воскресении Христовом.
  • 9 мая. Это единственный поминальный день, не имеющий плавающей даты. Он предназначен для поминовения всех погибших во время Великой Отечественной войны.
  • Троицкая вселенская родительская суббота. Это день перед днем Святой Троицы. Во многих случаях верующие придерживаются неправильного обычая и считают непосредственно Троицу родительским днем.
  • День Усекновения главы Пророка Иоанна Крестителя. Дата установлена по указу Екатерины II в 1769 году. В этот день Церковь поминает православных воинов, погибших за Веру и Отечество.
  • Димитриевская родительская суббота. Она наступает за неделю до праздника памяти великомученика Димитрия Солунского, который является Небесным Покровителем великого князя Димитрия Донского. В этот день Церковь поминает как воинов, погибших за Отечество, так и всех усопших православных христиан.

В поминальные дни в православии принято посещать храмы, в которых проходят заупокойные службы. Верующие приносят в церковь жертву на поминальный стол. Как правило, это различные продукты — хлеб, пироги, мука, сахар, сладости, овощи, фрукты, крупы. Запрещено приносить мясо и мясные изделия. После окончания панихиды продукты раздаются нуждающимся, отправляются в приюты и дома престарелых. В родительские дни, которые приходятся на весну или лето, желательно после посещения храма прийти на могилы усопших родственников, убрать там мусор и помолиться за упокой их душ.

Особое значение имеет поминовение на третий, девятый и сороковой дни после смерти. В это время душа проходит важные этапы на своем посмертном пути к вечной жизни. На третьи сутки она окончательно расстается с телом и возносится на Небеса. С третьего по девятый день ангелы показывают ей Райскую обитель. Затем душа отправляется в Ад, где проходит мытарства и испытания за совершенные при жизни грехи. На сороковой день происходит Небесный суд, который вершит участь усопшего. Душа отправляется либо в Рай, либо в Ад, в зависимости от того, добрые или злые поступки превалировали на ее земном пути. Облегчить участь усопшего можно постоянной молитвой и просьбами о милости Божьей.

Когда помянуть родителей?

Особых дней, отведенных специально для поминовения родителей, в православии не существует. Руководствоваться здесь нужно общими правилами. Поминовения осуществляются в церкви на родительские субботы, ежедневной домашней молитвой, подачей записок на проскомидию. Святые отцы говорят, что к Богу можно обращаться в любой час, главное — делать это искренне, от души.

В какие дни поминовение усопших лучше не проводить?

Церковь не рекомендует выполнять поминовение покойных в день Святой Пасхи. Для православных христиан это самый главный праздник и самое важное торжество. Верующие должны забыть обо всех делах, скорбях и утратах и все свои мысли сосредоточить на безраздельной радости от Воскресения Спасителя. В этот день, а также на протяжении всей Светлой седмицы в душах не должно быть места для страха смерти. Наоборот, этот праздник является напоминанием о том, как Иисус Христос попрал смерть своим воскрешением и подарил всем людям надежду на вечную жизнь.

Помимо Пасхи, не совершаются гласные поминовения в великие, двунадесятые, Господские и Богородичные праздники. Список и даты этих торжеств можно найти в ежегодном церковном календаре. Также существует запрет на поминовения в будничные дни Святой Четыредесятницы и определенные дни других постов. Причем Церковь считает целесообразным исключить даже негласные заупокойные моления. Дело в том, что эти дни являются особо печальными для верующих и предназначены для усиленного покаяния и плача. По замыслу святых отцов, души усопших должны соучаствовать живым в эти скорбные моменты и нести некоторую епитимью через лишение быть поминаемыми.

Поминовение усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём ( Сир. 7:39 ).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин. 11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Читать еще:  Приметы на благовещение связанные с птицами. Приметы и суеверия на благовещение

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

— Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

— Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

— Молитва

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

Читать еще:  Славянский оберег от энергетических вампиров. Как защититься от энергетического вампира с помощью молитв и оберегов? Самые действенные методы нейтрализации

В какие дни можно поминать ушедших. Особенности поминальной трапезы.

В православии существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода — «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи.

Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких. Священник Андрей Безручко, настоятель Никольской церкви г. Воскресенска ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.

Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения — родительские субботы, ведь, поминовение, и так, совершается на литургии?

Дело в том, что литургии совершаются в храмах не каждый день, нет такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы, кроме священника, были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается такая служба, как, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало ,потому что этот день бывает лишь раз в неделю . Поэтому, для особого поминовения, выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

В Великом посту полная литургия среди недели совершаться не может, поэтому, не может быть в эти дни и поминовения усопших.

С понедельника по пятницу (в седмичные дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме – не положено, совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров. На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни о упокоении, потому что дни поста — дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1- часа.

И, поэтому, в Великом посту определяется 2-я, 3-я, 4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших — в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17 Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела,и поэтому, эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей в этот день, и церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. А уже в сам субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где как раз и поминаются усопшие.

Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре : Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы.

Остальные дни в Церковном календаре – это дни поминовения усопших. Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая , Мясопустная и Дмитриевская,то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших – Радоница ( вторник второй недели после Пасхи), так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших – это 11 сентября, в этот день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически — в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских — это последнее воскресенье января (после 25 января). В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках — в келейной домашней молитве.В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день.

Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча — это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.

В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …», какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

Читать еще:  Когда начинается яблочный спас в году. Приметы, обряды и народные обычаи на яблочный Спас

Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий , а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д..Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно — решить этот вопрос со священником.

Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» — это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.
В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

Какой смысл поминальной трапезы?

Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников , для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать — нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения – в грех. Поэтому, все должно быть в меру. Употребление спиртных напитков можно, но советуют: тем, кто воздерживается — не пить, а тем, кто хочет выпить — не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.

Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось.

Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит – они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается — могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок — разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?

Православный христианин всегда скажет :«Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

Каких людей в храме нельзя поминать?

В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. И когда заочно отпевают, в Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.
В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», и вот это понимается так, что если разрешит настоятель — можно подавать записки, если нет – значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

Можно ли их поминать домашней молитвой?

В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Источники:

http://izgotovleniepamyatnikov.ru/na-mogilu/dni-pominovenija-usopshih/
http://azbyka.ru/pominovenie-usopshix
http://jenskiymir.com/vera-i-religiya/cerkovnye-obryady/1583-v-kakie-dni-mozhno-pominat-ushedshih.-osobennosti-pominalnoy-trapezy..html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: