Деловая педагогика о.Димитрия. С каких лет начинают ребята заниматься мозаикой

«Сотворение мира» в Долгопрудном
«У детей наитие, как у древних мастеров. Наша заветная мечта, — говорит отец Дмитрий Котов, — издать Ветхий Завет с детскими иллюстрациями»


Мозаику не передашь фотографией — потому что каждый ракурс другой. Игра золота, цвета, поворот камешков.

Спас за Клязьмой
Храм Спаса Нерукотворного — на высоком береговом откосе. В XIX веке так и называли — Спас за Клязьмой. Вид отсюда на десяток километров. На переднем плане — рыбак над лункой, широкая тропинка на заснеженном поле реки. Напротив светится окнами остров.

— Там живут отставные капитаны речного флота, — говорит Дима, мой провожатый. — А вон, видишь, домик. С дымком из трубы, — показывает он за церковную ограду. — Это и есть наша воскресная школа. На следующий год обещают, правда, перевести в другое, кирпичное, здание.
В советское время в разоренной церкви чего только не было: от мыловарни до типографии. Храм, история которого восходит к середине XVII века, начали восстанавливать в 1991 году. А недавно на его стенах появились мозаичные иконы. «Спас Нерукотворный». «Троица». «Божия Матерь». «Преподобный Серафим». «Царь-страстотерпец» — его четырехметровую полуторатонную икону устанавливали с помощью подъемного крана.

Проверка на смирение
Около воскресной школы несколько детей дошкольного возраста облепили вольеры с курами и кроликами.
Внутри домика длинные лавки вдоль столов. Русская печка, расписанная детьми. На печке уложена мозаика, над ней работает в свободное время молодой алтарник. Один из столов занят большой иконой Божией Матери — она делается для Княгинина монастыря во Владимире.
Повсюду камешки разных цветов и размеров, кусочки смальты — лазурной, светло-зеленой, коричневой. На ящичках подписи: «Белый», «Охра», «Зеленый», «Голубой»… И в каждом — множество оттенков. Под лавкой молотки со специальными напайками и маленькая наковаленка — на ней и бьют смальту.

— Нужно отколоть строго такой кусочек, который ляжет в мозаику. Поэтому даже у взрослых поначалу руки в бинтах. То и дело по пальцам попадают, — рассказывает Дима, обе дочери которого пытались заниматься здесь мозаикой.
— По пальцам, говорите? — с интересом переспрашивает женщина, вошедшая в дверь сразу за нами. — Вот что нам предстоит!
Оказалось, прихожанка Ксения с шестилетней дочкой Анной только начали свою мозаику. Три дня рисовали рысь и удода. А началась их работа с того дня, когда руководитель занятий — диакон Дмитрий Котов — принес альбом византийской мозаики, и каждый выбрал себе животное или птицу.

— Нарисовали рысь на огромном листе, — рассказывает Ксения. — Отец Дмитрий говорит: «Нет, мне не нравится. Она не изящная…» Нарисовали по-другому. «Нет, пятна должны иметь определенную форму. И хорошо бы, она смотрела назад». — «На марке она вперед смотрит. » — «Нет, пусть она развернется…» И действительно, сам взял, буквально одну линию ей пририсовал — и она развернулась.
А еще у нашей рыси на ушах были такие мохнушки. «Нет, — говорит, — из камня это не сделаешь. И шея какая-то не та. Вырезай голову!» — «Как?!» — «Голову отрезать. »
Хорошо, Аня у меня ребенок терпеливый. Ей говорят переделать, она идет — тюк-тюк-тюк — переделала…

— Так одна мозаика — на год работы, — говорит Дима…

Тут в дверь врывается терпеливая Анечка: — Мама, курица яйцо снесла! Только что! Оно теплое!

Куда после смерти идут души не очень злых
Местный диакон — отец Дмитрий Котов — по образованию искусствовед и художник-мозаичист. Окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. «Мне довелось в первом монашеском храме на Руси — Благовещенском, что в Дальних пещерах в Киево-Печерской лавре, — иконостас делать, — рассказывал он мне после занятий. — Дело в том, что в пещерном храме, основанном Феодосием Печерским, очень сырые стены, и обычные иконы быстро портятся. Решили сделать мозаику. Отец Зенон меня туда сосватал…»
Но о мозаике мы говорим потом, а сейчас — молитва и учеба. Сегодня занятия только с дошкольниками — от трех с половиной лет. Молимся. Читаем половину акафиста «Слава Богу за все». И начинается урок. Не так, как это часто бывает: учитель вещает, ученики внимают. Все вкруг стола. Отец Дмитрий, большой, с пышной светлой бородой, — во главе. Даже как будто парит над столом: задает вопросы, комментирует ответы, смеется, бурно жестикулирует, при этом умудряется одновременно разговаривать с каждым. Но основное рассказывают дети.
Речь о Родительской субботе.
— Что происходит с душой человека после того, как он умер? — спрашивает отец Дмитрий. — Кто знает?
— Души очень злых людей идут к дьяволу, — говорит Устинья, серьезная девчушка четырех лет. — А души не очень злых…
— Да-да, очень интересно, куда же идут души не очень злых? — удивляется такому повороту учитель.
— Тоже к дьяволу. А души очень добрых идут к Богу…

«Ночные яблоки, наверное, вкуснее?»
«Книжку мы издаем, — рассказывает отец Дмитрий после обсуждения посмертных маршрутов. — Дети сами нарисовали и сами рассказы написали». Он показывает всем большие цветные фотографии рисунков.
Золотой кулич со свечой, обведенный толстым черным контуром. «Черный — это напоминание о посте, — объясняет отец Дмитрий. — Но весь рисунок какой радостный, а? Солнечный! Золотой желтый фон с красной скатертью, с зелеными листьями и сережками распустившейся вербы. Кулич – величественный, как храм. Работа монументальная! Не каждый художник смог бы сказать о Пасхе так много, как ребенок».
На другом рисунке — девочка с яблоком и жираф. «Отвергнутая жертва. Она ему яблоко протянула, а он понюхал и ушел».
А вот буйвол. «Митя выбрал его в коллекции марок. Рисовал, конечно, по-своему. Но буйвол все-таки животное несколько агрессивное, и, когда Митя его нарисовал, мы с ним поняли, что эту агрессивность надо как-то укротить. Митя сам нашел неожиданное решение — взял и посадил на буйвола пару попугаев. Попугаи получились большие, и буйвол сразу как-то присмирел и перестал казаться опасным….»
Самый счастливый рисунок назывался так: «Яблоки под луной. Ночные яблоки, наверное, вкуснее?»
Потом дети сочиняли сказки. Отец Дмитрий давал завязку и просил продолжить. «Дети пусть рассказывают, а взрослые записывайте — при этом от себя не вставляйте ни одного слова».
Вот что сочинила, например, Устя:
«Жили журавлик, уточка и дрофа на крыше в деревне. И журавлик полетел на юг. Уточка тоже полетела. А дрофа пешком пошла. Потом на кораблике поплыла и приплыла на юг. А журавлик и уточка хвастались по дороге, кто лучше летает, и поссорились. А дрофа была добрая и мирная. Она не умела летать, но Господь ей дал доброту. И она первая на юг попала».

Живой плоский мир
После Закона Божиего обычно проходят занятия мозаикой. Часа по три. В субботу и дополнительно в четверг. Дети к рисунку подбирают камешки. Самых разных цветов мрамор и другие камни со всего мира, от которых ребята откалывают кусочки для своих мозаик, дает расположенный рядом камнеобрабатывающий комбинат. А смальту в России сейчас не производят. Приходится использовать итальянскую — очень дорогую.
Отец Дмитрий рассказывает:
— У мозаичиста плоскостное мышление. Стенка, все распластано. Мера условности очень серьезная. Есть намек на объем — один-два ряда полутени, и все. Другое дело, что в эту плоскость вводится очень много цветов. В Киевской Софии я насчитал 16-18 оттенков золота. И потом, ведь каждый камешек имеет свой поворот. Ни один камень нельзя положить ровно. Мозаику не передашь фотографией во всей полноте. Живопись мастера передают, иконопись. А мозаику невозможно, потому что игра цвета, золота, поворот камешков… Это очень живое искусство. Непосредственное.

— С каких лет начинают ребята заниматься мозаикой?

Отец Дмитрий показывает обложку одного из календарей с работами учеников школы.
— Вот мальчик в четыре года делал. Смотрите, какая живая кладка. У детей наитие, как у древних. Мы, конечно, им технику показываем, но многие элементы мозаики — например, «вкрапления» и «горизонтали» — они все равно по-своему делают.

— А у вас дети только вашего прихода?
— Нет, есть и из других храмов. И из другого города — из Лобни.

— А почему в подписях к работам только имена и возраст?
— Чтобы человек не драл нос. Это ведь наше общее дело.

Читать еще:  Чье имя ильдар. Ильдар — толкование и значение имени, характер, отношения и судьба

Собирается «Сотворение мира» на стенах трапезной на втором этаже Спасского храма — вокруг мозаичной иконы Божией Матери, подаренной художниками Свято-Тихоновского института.

— Дети не должны иконы делать. Это все равно что новоначального монаха поставить епископом. Икона — это «богословие в красках». А детям богословствовать рано. Хотя молиться они могут иногда лучше взрослых, — отвечает отец Дмитрий на мой последний вопрос. — Ребят надо развивать: учить композиции, рисунку. Вкус прививать. Способность видеть красоту. Есть ребята, которые у меня занимались, а теперь стали настоящими художниками — один в 24 года уже храмы расписывает. Но и здесь, в школе, если что-то у них получается — сначала попадает в календарь, а потом монтируется в стену. Навсегда.

Андрей КУЛЬБА
Фото Вячеслава ЛАГУТКИНА

Деловая педагогика о.Димитрия

с о д е р ж а н и е

I . Воскресная школа: И всё вокруг оживает…

Фрагмент рассказ отца Димитрия в НИИ художественного образования, записанный на диктофон для газеты «Первое сентября» В.М.Букатовым

(опубликовано в разделе «Я иду с урока»; см. «Первое сентября» №30/2002)

[ 2002:] Казалось бы, Московский институт художественного образования повидал на своем веку достаточно мэтров: и Кабалевского, и Неменского, и Ролана Быкова… Но недавнее выступление отца Димитрия на очередном заседании Ученого совета сделал лица «заседающих» какими-то особенными – ясными и светлыми. Да и не выступление это было, а тихий, неспешный и очень безыскусный рассказ.
Отец Димитрий , по своей мирской профессии, художник-мозаист. Он уверен, что духовное воспитание необходимо совмещать с живыми делами. К нему приходят дети самых разных возрастов: и совсем малыши, и подростки – и остаются надолго, увлеченные художеством – рисунком, мозаикой. Главное, считает отец Дмитрий, воспитывать ребенка так, чтобы тщеславия не было.

Я думаю, что если просто один только Закон Божий преподавать – это не всем детям дано сразу воспринять. А вот если наряду с какими-то живыми делами, с помощью художества, каких-то подсказок, – тогда и восприятие Закона Божьего становится живым. Мне интересно практической мозаикой заниматься, ее-то я и использую, занимаясь с детьми.

Важный момент – нельзя проводить Закон Божий стандартно, как обычный урок. Почему? Потому что если дети поймут, что Закон Божий – это то же самое, что урок, очень скоро интерес у многих детей погаснет.

Знаете какую задачу поставил наш настоятель? Не надо, чтобы Закон Божий от зубов отскакивал. Надо чтобы ребенок без храма жизни себе не мыслил. Чтобы все лучшие минуты жизни у него были связаны с храмом.

Когда вижу, что мальчишки без дела по улице шляются, – обидно делается. Куда бы я ни приехал (а мне пришлось много где поработать) – сразу собирал ребят. Привозил нужные материалы, краски из Москвы, и мы перво-наперво рисовать начинали. Потом росписи, мозаики…

Мозаика, выполненная учениками диакона о. Димитрия

Представляете: глухая деревня, Чувашия, кругом запустение. И вот мы с детьми постепенно росписями и мозаиками украшаем почту, библиотеку, школу – и все оживает.

Ответов неправильных не бывает

Когда я делаю мозаику для храма или монастыря, то обязательно перед работой читаю молитву. И я, и мои ученики, которые мне помогают.

Вот у меня ученик есть, уже десять лет как мне помогает. Сам он из Киева и художеству нигде не учился. Очень способный. Я научил его только главному – что без молитвы у него никогда ничего не получится, хоть десять академий художеств закончи.

С чего мы начинаем наши занятия? С акафиста. Дети полюбили акафист на русском языке.

Потом молимся все. Потом я читаю Евангелие, а дети сами с церковно-славянского переводят (опыт такой у них есть – уже три года ко мне ходят). Вначале я читал целую главу Евангелия. Но ведь и сам чему-то учишься – теперь читаю две строчки или даже одну. А они разжевывают ее, пережевывают, впитывают. Думают, как приложить это к жизни, – вот что главное в Евангелии. Смысл этого чтения в том, чтобы каждый понял, что это та книга, без которой он жить не сможет.

Мозаика, выполненная учениками диакона о. Димитрия

С повторением материала всегда проблема, тем более – Закон Божий! Время от времени мы устраиваем повторение, которое проходит так. Передо мной два-три листа напечатанных вопросов по Закону Божьему. Я пальцем в какой попал – тот и говорю. Они мне отвечают. И не боятся. Почему? Потому что ответов неправильных не бывает.

Вот яблочко, в него надо попасть, а ребенок своим ответом не попадает. Зато он попадает куда-то рядом. Но ведь рядом – это же все равно вперед, а не назад! Плохих ответов в принципе не бывает. Это было для меня открытием.

Труднее, но интереснее же!

На занятиях я ищу новые формы. У меня нет однообразия. Не потому что я такой разнообразный, а потому что сама жизнь заставляет использовать разные формы.

Например, Дмитрий Сергеевич у нас есть – преподает юношам историю Церкви. Я говорю ему: «Давай приходи на мои занятия минут на десять, расскажешь детям историю Церкви, а я пока краски потру». Он говорит: «На десять – это труднее, чем на 45».

Мозаика, выполненная учениками диакона о. Димитрия

Согласен, что труднее, но это же интересно! Мы же ищем такие формы работы, чтобы ребенок без храма себе жизни не мыслил. Для этого мы и кур завели. Наше хозяйство – 60 разных куриных пород, со всего света. Это зверинец наш. У детей там дежурство – по 2–3 часа вкалывают.

А еще у нас есть огород и цветник…

Только бы это не стало для детей самоцелью. Вот в чем опасность. Хотя такая опасность таится во всем, чем бы ни занимался.

Хвалой я пользуюсь очень осторожно

Был такой случай. Мои ученики в одном монастыре мозаику и иконы делали, настоящие причем. Владыка хотел, чтобы всю церковь изнутри дети сделали сами.

И вот однажды мы повезли владыке на день ангела мозаичную икону «Спас Нерукотворный». Ребенок сделал икону. Владыка – сам художник, архитектор – высоко оценил ее.

Вот едем обратно. А мальчик важный сидит, нос кверху – он уже художник, маэстро! И я понял, что здесь ошибка была с моей стороны грубейшая. Дети делали иконы, но духовно, молитвенно они не были к этому готовы.

И после этого уже никогда у меня дети икон не делают. Мозаичные натюрморты для храма, сюжеты из Ветхого завета – пожалуйста. А Новый Завет уже не трогаем: нельзя – это икона. До икон духовно дорасти надо.

И есть у нас другой мальчик. Пришел закомплексованный совершенно, всего боялся. Его было затуркали. Знаете, когда птица больная, все ее клюют. А потом он чудесный рисунок сделал, и я его очень похвалил. (Хвалой я пользуюсь очень осторожно. Хвалю людей вот таких вот, закомплексованных.) И с тех пор кличка Маэстро к нему прилепилась. Когда он приходит к нам, он – «маэстро». Так он просто ожил у нас.

Важно, чтобы тщеславие погасилось

Есть у меня дети, которые хотят быть художниками. Есть и такие, кто хочет стать иконописцем. Я с ними занимаюсь дополнительно, задания на дом даю.

Главное – воспитывать ребенка так, чтобы тщеславия не было. Мы этого стараемся достичь. По совету нашего наставника, мы теперь не подписываем работы, когда принимаем участие в выставках. Раньше пописывали: Лена, Маша и так далее. А сейчас пишем только названия работ, потому что и так видно, что они детские.

Как это сработало?

Есть парень, очень развитый, сейчас он в какой-то престижной школе учится. Он у меня учился три года, с четырех лет. У него на одну из выставок было отобрано семь работ. И вот он приходит на выставку: «Мама, а моих работ здесь нет!» Мама у меня спрашивает: «Как же так? Почему его работ нет?» А его же товарищи ему подсказывают: «А вот эта – не твоя ли работа?» – «Моя». Три своих работы он нашел (из семи!) и маме показал. И ходил радостный и счастливый.

Читать еще:  Рыба жареная: как толковать этот сон? Почему приснилась жареная рыба: нюансы расшифровки по сонникам.

А если бы работы были подписаны? И это моя работа, и это – аж семь штук! А у соседа – всего три (или целых восемь)… Каким бы он вышел с выставки? Надутым, как индюк, или уязвленным. Что хуже – не знаю. Все одно – гордыня.

Запись с диктофона Вячеслава БУКАТОВА

В 2011 году диаконом Димитрием Котовым была закончена
мозаичная икона Пресвятой Богородицы-Владимирской, переданная
в храм Смоленской иконы Божией Матери в Старой Юже (Ивановская обл.)

II . « И произошло чудо »

Рассказ Виктора Васина,
алтарника храма Спаса Нерукотворного
в Котове, о первых шагах
педагогической деятельности отца Димитрия
в Лобненской коррекционной школе
(Моск. обл.)

Записано на диктофон Андреем Кульбой в 2005 г.
(из архивных материалов газеты «Класное руководство и воспитание школьников»)

Год назад вместе с другим алтарником нашего храма я сопровождал диакона Дмитрия Котова в его первой поездке в Лобненскую коррекционную школу.

Когда мы подъехали к старому двухэтажному кирпичному зданию, на пороге у дверей курила группа подростков лет 12–13-ти. Среди них и девочки. Появление отца диакона в облачении их ничуть не смутило. Кто-то из ребят развязно крикнул:

– Что вам здесь надо?

– К вам идем, мир несем, – ответил отец Димитрий.

Пока мы искали кабинет директора, из дверей классов высовывались озадаченные головы. «Ну и крутые», – неслось вдогонку. Похоже, ребята были готовы увидеть все, что угодно, но только не это: по коридорам их школы ходил пожилой бородатый мужчина, одетый в длинное черное платье.

Втот раз мы смогли договориться с завучем школы о будущих занятиях. А среди прихожан нашего храма собрали деньги для закупки огромного количества красок, кистей и бумаги для этих занятий. А на каникулах, по разрешению директора, настоятель нашего храма протоиерей Алексий освятил школу.

По окончании каникул пришло время начинать занятия с детьми.

В спортзале по всей длине и ширине были расстелены рулоны обоев белой стороной кверху. Для каждого из 27 пришедших ребят было отмерено по одному метру бумаги. Каждому выдали полный набор гуаши, кисти. Присутствующие при этом учителя тоже захотели рисовать и тоже получили все необходимое.

Но это было потом. А вначале дети выстроились вдоль большой стены, на фоне которой казались совсем маленькими и беззащитными. Было объявлено, что все будут рисовать, но ребята еще толком ничего не понимали.

Наступила тишина. Все дети смотрели на отца диакона, а он на них…

Детский мир – сказочный мир. А в жизни этих ребят как раз сказок и не хватает. Отец Димитрий начал с того, что посадил всех – чубастых, вихрастых, взъерошенных, с косичками и без косичек – вокруг себя и начал рассказывать сказку. Все мальчишки и девчонки шумно дополняли рассказ, спорили, топали от смеха ногами, хлопали в ладоши.

А в конце сказки, когда ребята немного успокоились, отец Димитрий предложил им нарисовать, кто как сможет, о чем была сказка. Дети, толкаясь и обгоняя друг друга, побежали к своим местам.

Отец Димитрий остановил их вопросом: «Дети, а можем ли мы какое-либо доброе дело сделать без молитвы?» Ребята задумались. «Нет», – ответил за них он. «А что такое молитва?» – спросил кто-то из учеников. «Вот давайте об этом и поговорим, а потом и помолимся», – был ответ. – Но перед молитвой надо перекреститься. Кто из вас умеет креститься и что это значит?» В ответ молчание. Даже учителя смущенно отворачивались, не зная, что сказать.

Отец Димитрий вышел на середину зала и трижды медленно осенил себя крестным знамением. И рассказывал о том, что крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро. «Теперь давайте попробуем перекреститься все вместе», – предложил он.

И произошло чудо. Все педагоги и все ученики, больные и не очень больные, задиристые и смирные, постарше и помладше, глядя на отца диакона, одновременно перекрестились.

Дети не кривлялись , не ехидничали, не стеснялись друг друга и старших. Они первый раз в жизни перекрестились. Кто как мог. Кто левой рукой, кто слева направо, кто вообще как-то непонятно. Но не это главное – креститься они еще научатся. Главное, все очень старались.

После этого спокойно, не суетясь, разошлись каждый к отведенному ему месту, и – кто сидя, кто лежа – стали сосредоточенно рисовать.

Преподаватели – в основном, пожилые женщины – забыли про свой возраст и положение и на время тоже стали детьми. Они, как и их ученики, – одни на корточках, другие – сидя прямо на полу – пыхтели над своими рисунками, озадаченно почесывались, покрякивали, искренне переживая, как бы их творчество не оказалось хуже, чем у ребят.

Отец Димитрий ходил между ребятами, подсказывая, как рисовать. Поднятые руки тянулись к нему со всех сторон. «Ко мне подойдите, мне помогите».

Тогда отец диакон сказал: «А знаете ли, ребята, почему вам так трудно дается учеба?». И сам же ответил: «Потому что делаете это без молитвы». Сказал и тут же запел молитву своим красивым зычным голосом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». А потом, обращаясь ко всем, попросил: «Подпевайте мне: Пресвятая Богородице, спаси нас».

И все дети, и взрослые подхватили молитву. Вначале она звучала неуверенно, еле слышно. Отец Димитрий продолжал просить всех: «Помогите мне, одному ведь очень трудно взывать ко Господу о помощи». И вот звонкие ребячьи голоса от всей души стали помогать ему, чтобы Иисус Христос услышал их мольбы о спасении.

Молитва стала слышна уже по всей школе. Проходившие мимо ребята старших классов ошалело заглядывали в дверь, не понимая, что происходит. Откуда молитва? Почему измазанные в краске преподаватели сидят на полу? Все происходящее было ну очень странно и интересно. И ребячье любопытство не выдерживало. Старшие стали просить, чтобы и им тоже дали порисовать. Но мест уже не было. А ученики все подходили и подходили. Пришедшие ранее ребята стали тесниться, делясь с вновь прибывшими своим местом и красками.

Так, под пение молитвы и прошло первое занятие, длившееся, вместо запланированных 40 минут, около двух часов.

Тут все увидели, кто есть кто. Педагоги по-новому, через рисунки, открыли для себя своих питомцев, а те, в свою очередь, узнали в них таких же детей, как и они.

Рисунки получились у всех очень разные, в основном, с сочными, контрастными цветами с преобладанием светлых тонов. Лишь у одного мальчика весь листок был закрашен темно-коричневой краской с маленькими, желтого цвета, пятнышками. Так он воспринимал мир.

Это был ребенок лет девяти, о котором учителя еще в начале занятия предупредили нас. Он постоянно ворует все, что попадает под руку. Из-за этой болезни родители мальчика отказались от него.

Этот щуплый, с загнанным взглядом, подросток тоже, как другие дети, вместе с отцом Димитрием выходил на середину зала и просил своего святого, Пресвятую Богородицу о помощи, о спасении. Да, конечно, он делал это еще не совсем осознанно, но все же один маленький шаг к спасению был сделан.

И еще за все время занятий он ни у кого из ребят ничего не взял, хотя в общей суматохе сделать это было нетрудно…

Занятие для детей по финансовой грамотности, конспект игры «Мы, ребята, деловые»

Вероника Григорьева
Занятие для детей по финансовой грамотности, конспект игры «Мы, ребята, деловые»

формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений

развитие экономического мышления у дошкольников

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики

воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

расширить представление детей о труде взрослых

уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара

формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи

Ход игры

Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры». Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки (магниты) за каждый ответ. Каждый раунд начинается и заканчивается звучанием гонга. Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные флажки, команде «Кассиры» – зеленые для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал флажок.

Читать еще:  Лунный календарь январь года фазы луны.

Раунд 1 «Потребности»

Ведущий: то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы нам поможете в этом разобраться. Первое задание для команды «Банкиры». Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.

На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье). Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде – сопернику.

Ведущий: самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Определите потребности семьи.

На экран выводятся по одному слайду с изображением разных предметов для каждой команды. Дети выбирают картинки, где изображены потребности семьи (семейный отдых, совместный просмотр телевизора)

Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом разобраться.

На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба, общение, семья, любовь)

Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про поведение мальчика-лентяя.

Проводится небольшая беседа:

Ведущий: У мальчика в комнате порядок?

Ответы детей: Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.

Ведущий: Как он разговаривает со своей бабушкой?

Ответы детей: Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.

Ведущий: Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не хочет трудиться?

Ответы детей: Лентяй.

Ведущий: Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?

Ответы детей: Это труд.

Ведущий: отгадайте какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.

На экран выводятся по два задания для каждой команды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Сделал дело, гуляй смело.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?

Ответы детей: Профессия – это труд.

Ведущий: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды. Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей каких же профессий вы можете там встретить?

Ведущий: Кто управляет самолетом? (пилот)

Ведущий: Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)

Ведущий: Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)

Ведущий: Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)

Ведущий: К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)

Ведущий: Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)

Ведущий: Кто следит за чистотой? (уборщики)

Ведущий: Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это сможет его продать (продавец)

Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не только профессию, но и указать результат труда, (какую потребность пассажира удовлетворяет данная профессия).

Ведущий: Второй раунд игры закончен, объявляем физкультминутку.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

Ведущий: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется “Сигнальщики”. Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре, команда «Кассиры» поднимают зеленые флажки, если слышат, что речь идет не о товаре.

Фермер привез на рынок молоко (товар)

Папа починил детям игрушку (не товар)

Мама испекла пирог к празднику (не товар)

Плотник сделал шкаф и продал его (товар)

Маша сварила варенье для Миши (не товар)

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

В издательстве напечатали много детских книг (товар)

В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства молока и хлеба. Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба (подготовка почвы к посадке пшеницы (вспашка, посев, уборка урожая, транспортировка зерна, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине) и этапов производства молока (телята, коровы пасутся, коровы на ферме доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике)

Ведущий: Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле.

На экран выводятся по 2 задания для каждой команды.

кукла в зимней одежде и кукла в простом платье

летняя и зимняя обувь

машинка простая и на пульте управления

печенье в упаковке и россыпью

Раунд 4 «Семейный бюджет»

Каждой команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов:

Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.

Питание. В секторе – продукты питания. 5 свободных кружков для оплаты.

Одежда. В секторе – одежда и обувь. 4 свободных кружочка для оплаты.

Развлечения. В секторе – аквапарк 2 свободных кружочка для оплаты, зоопарк 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты кинотеатр.

Игрушки. В секторе – игрушки для мальчиков и для девочек по 1 свободному кружку для оплаты.

Ведущий: Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста куда вы израсходуете деньги.

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»

Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.

Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты.

Детям предлагается пересмотреть свой бюджет. На выполнение и обсуждение двух заданий отводится по 1 минуте, в это время на экране песочные часы и отсчет времени.

После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводяться итоги 4 раунда, а затем всей игры. Все участники игры получают поощрителные призы.

Ведущий: В игровой форме мы с вами научились основам финансовой грамотности. Спасибо всем за увлекательную и интересную игру.

Дидактическое пособие «Деловые хлопоты» «Деловые хлопоты» Для организации игровой деятельности в группе мы изготовили дидактическое пособие, когда ребенок как бы «примеряет» на.

Конспект физкультурного занятия для детей четвёртого года жизни «Мы весёлые ребята» «Мы весёлые ребята». Программное содержание: 1. Учить детей бегать змейкой за воспитателем, с остановками по сигналу. 2. Закреплять навык.

Конспект интегрированной НОД в средней группе для детей с ОНР «Как ребята искали медвежонка» Учитель-логопед: Попович Е. К. Инструктор по ФК: Гениятуллина О. Р. Как ребята искали медвежонка. Цель: Уточнить и обобщить знания детей.

Конспект НОД для детей 4–5 лет «Мы ребята-поварята» Конспект НОД для детей 4-5 лет «Мы ребята-поварята» Образовательная область: «Социально-комуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект НОД по экологической грамотности «Радужная Самара» Цель: Формирование у детей бережного, ответственного отношения к природе, как жизненно важному ресурсу. Задачи: Образовательные: Дать детям.

Коррекционно-развивающее занятие «Дружные ребята» Тема: «Дружные ребята». Цель: развить умение общаться со сверстниками; научить видеть общее между собой и другими людьми, строить взаимоотношения.

Музыкально-игровое занятие в младшей группе «Веселые ребята» Музыкально-игровое занятие в младшей группе “Веселые ребята” Задачи: Развитие мелкой моторики рук. Развивать способность передавать характер.

Примерное планирование мероприятий с детьми по формированию топонимической грамотности. Предлагаю вам примерное планирование мероприятий с детьми по формированию топонимической грамотности. план мероприятий работы с детьми по.

Влияние цифровых технологий на развитие грамотности современного поколения Современная действительность отражает кризис читательской культуры и читательской грамотности общества. В условиях стремительного развития.

Источники:

http://www.nsad.ru/articles/sotvorenie-mira-v-dolgoprudnom
http://www.openlesson.ru/?p=17755
http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-dlja-detei-po-finansovoi-gramotnosti-konspekt-igry-my-rebjata-delovye.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: