Деисусный чин иконостаса. Местный ряд иконостаса

Деисусный чин иконостаса. Местный ряд иконостаса

Иконостас храма Пятидесятницы

(Начало здесь и здесь ) Перед нами пятиярусный иконостас храма Пятидесятницы. Иконостас классический, иконы на нем тоже выполнены в строго канонических традициях. Всего икон 45. Иконостас очень яркий, праздничный, золотистый, торжественный, привлекающий внимание к центральным образам – Богородицы и Спасителя. Все остальные иконы – значительно меньших размеров, но узнаваемы.

Самый верхний, праотеческий, чин на данном изображении не виден. Обычно, когда места недостаточно, он представляется только одной – замковой иконой ряда – «Троицей Ветхозаветной» Андрея Рублева.

Замковая икона праотеческого ряда – “Троица” Андрея Рублева

Так часто бывает, что какие-то иконы, а иногда, как в данном случае, и целые ряды, отсутствуют. Но это не нарушает принципа построения классического иконостаса. Кроме того, этот ряд появился достаточно поздно. Но икона Ветхозаветной Троицы Андрея Рублева известна практически каждому, она и обозначает верхний ряд: ветхозаветных праотцов, составляющих родословную Иисуса Христа по плоти.

Ниже следует пророческий ряд. На нем изображены поясные ветхозаветные пророки, пророчествавшие о пришествии Мессии от Богоотроковицы. Она зачала Духом Святым и Ее чрево воспевается как «ширшее Небес», вместившая Невместимого. Замковая икона в этом ряду – самая распространенная в России икона – «Знамение» («Воплощение»).

На ней Богомладенец изображен на груди Пречистой в медальоне, а Сама Пречистая молится с воздетыми руками о милости к людям. Вокруг нее шестикрылые серафимы, а Она – Честнейшая херувим, удостоенная чести выше херувимов. Как главная икона ряда, она больше всех других икон.

Замковая икона пророческого ряда иконостаса “Знамение

Задолго до самого события Боговоплощения о нем пророчествовали праведники-пророки. На иконостасе храма Пятидесятницы они изображены по пять: слева и справа от Богородицы. Это Давид и Соломон, Даниил, Исайия, Иеремия – слева и Иезекииль, Захария, Аввакум, Захария, Осиия – справа. Все пророки стоят со свитками и в разных позах, говорящих об особенностях их пророчеств.

Они не обращены ликами к Богородице, каждый говорит для всех, что так будет: Мессия явится не в славе, а в образе раба и зачнет Его Дева-отроковица. Этот ряд, в силу поясного изображения фигур, меньше, чем основной ряд иконостаса – деисусный. Величина фигур следующего – деисусного – чина подчеркивает его ведущее место в иконостасе.

Третий ряд – замковый и самый главный, без которого нет иконостаса – деисусный чин. Центральная икона ряда – «Спас в силах». Здесь Господь изображен в Своей Славе – мандорле с небесными силами (ангелами, архангелами и т.д.), вписанной в красный четырехугольный квадрат. Спас, как судья на Страшном суде взвешивает грехи людей.

Андрей Рублев и Даниил Черный. Средняя часть деисусного чина Успенского храма во Владимире (1408 г.): архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.

Рядом с Ним стоят, молясь за грешников, Богородица, первая молитвенница за людей, первая святая Нового Завета, и Иоанн Креститель, последний представитель Ветхозаветной Церкви. Далее следуют архангелы Гавриил (напротив Богородицы, сзади Крестителя), архангел Михаил (сзади Богородицы), Петр и Павел, литургисты Василий и Иоанн, русские первосвятители Петр и Алексий.

Фигуры ряда выполнены в полный рост, что делает его больше других, центральная фигура Иисуса Христа – большая, яркая, светлая, выполненная в цветах Царства Небесного: синем, белом, золотом и красном.

Четвертый ряд – праздничный, повествующий об основных событиях земной жизни Богородицы и Иисуса Христа. В этом ряду может быть разное количество икон. В нашем иконостасе (храма Пятидесятницы) 12 праздничных икон. Кроме икон, связанных с жизнью Господа и Пресвятой Девы, есть иконы, не связанные с их жизнью: Пятидесятница (Сошествия Святого Духа) и Крестовоздвижение .

Общая структура иконостаса

По размеру праздничный ряд – самый маленький и расположен он после деисусного чина, т.е. в поздних традициях XVII века. В более ранние времена ряд предшествовал деисусу.

Слева ряд начинается изображением, как и положено, первого праздника церковного года Рождества Богородицы. Далее идет икона праздника Введения Богородицы во храм , за ней – икона Благовещения , на которой изображен архангел Гавриил, извещающий Богородицу о Благой вести – Зачатии от Духа Святого.

Читать еще:  Как носить амулеты на шее. Как носить талисманы и амулеты

Три Богородичных иконы сменяются иконами событий, связанных с жизнью Господа: Рождества, Сретения, Крещения, Преображения и Входа Господня в Иерусалим. Далее следует икона “Вознесение”, которой заканчивается период домостроительства Иисуса Христа.

Икона Сошествия Святаго Духа (Пятидесятницы) открывает период домостроительства Духа Святого, а иконы “Успение” и «Крестовоздвижение» завершают праздничный ряд. Но в каждом храме существует своя богословская программа, поэтому в иконостасе может быть разное количество икон ряда, а может быть и так, что этот ряд вообще отсутствует.

Местный ряд – обязательный в любом иконостасе, так же как и деисусный.
Резной иконостас небольшой деревянной церкви в Санкт-Петербурге. Здесь соблюден минимум: «местные» иконы и минимальный деисусный чин.

Самый нижний ряд – местный. В центре иконостаса храма Пятидесятницы (см. первый рисунок вверху текста) – Царские врата. Они особенные. На них в полный рост изображены отцы-литургисты: слева – Василий Великий, справа – Иоанн Златоуст. Обычно на створках изображаются четыре евангелиста, здесь они изображена на краях створок. Но их изображение – не обязательно.

На вершине царских врат изображено классическое «Благовещение». На столбиках царских врат обязательно есть маленькие иконы с изображением слева – Богородицы «Знамение» и справа “Господь-Вседержитель”. Четыре евангелиста изображены в полный рост, но меньших размеров.

Икона Божьей Матери “Смоленская”

Слева и справа от царских врат крупно – поясные иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская») и Господа-Вседержителя. На дьяконских вратах слева изображен дьякон Лаврентий, справа – первомученик Стефан. Наконец, рядом с южной дьяконской дверью, на которой изображен Стефан, расположена храмовая икона «Сошествие Духа Святаго на апостолов». Слева в том же ряду последняя икона – «Покров Пресвятой Богородицы».

Такое величественное сооружение, как иконостас, конечно, требует более подробного рассмотрения, но и столь малого анализа достаточно, чтобы понять всё величие и красоту русского иконостаса.

nickfilin

Исторические записки

Иконостас – алтарная преграда, в виде стены из нескольких рядов икон, отделяющей алтарь от остальной части храма. Православный “высокий” (полный) иконостас состоит из 5 рядов или “чинов” с определенным составом икон. В окончательном виде сложился к XIV-XV веку.


Схема иконостаса
:

V – праотеческий ряд
IV – пророческий ряд
III – деисусный ряд
II – праздничный ряд
I – местный ряд:
1) царские врата
2) икона Спасителя
3) икона Богоматери
4) северные врата
5) южные врата
6) главная храмовая икона

Иконостас расположен на возвышении (солее), имеет три входных двери. Центральный парадный вход называется “царскими вратами” и ведет к престолу. Левые, называемые “северными вратами“, – к жертвеннику, правые, “южные врата” – к дьяконнику.

Нижний ряд икон с царскими, южными и северными вратами называется местным чином. В центре местного чина находятся царские врата, по обеим сторонам от которых – изображения Иисуса Христа и Богородицы. Здесь же, справа от царских врат располагается главная храмовая икона с изображением святого или праздника, в честь которого называется храм (на схеме под №6 икона, посвященная воскресению Христа, от нее название храма – Воскресенский). На северных вратах чаще всего можно видеть изображение архангела Гавриила, на южных – архидьякона Стефана. Остальные иконы местного ряда могли быть любыми (по усмотрению создателя храма).

Выше местного ряда располагался второй праздничный чин (ряд) икон, посвященный важнейшим событиям евангельской истории – 12 годовым праздникам. Следующим за ним третий деисусный чин (Деисус), в котором в позе моления по обеим сторонам от изображения Христа (как вершителя суда), изображены Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы и апостолы. Четвертый ряд – пророческий чин, где вокруг изображения Богородицы, выписаны фигуры пророков со свитками пророчеств. Верхний пятый ряд – праотеческий чин. В нем вокруг иконы ветхозаветной троицы (“отечество”) находятся изображения праотцев Христа, персонажи ветхозаветной истории.

Некоторые храмы (особенно построенные в XVIII-XIX вв.) имеют иконостас “низкий”, т.е. меньшим количеством чинов.

Деисусный чин иконостаса. Местный ряд иконостаса

Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Читать еще:  Что означает икона вера надежда любовь. Икона «Вера, Надежда, Любовь и Мать их София

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

“Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, – пишет священник Павел Флоренский. – Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого… Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий. Иконостас есть явление святых и ангелов… явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти…”

Иногда говорят, что устроение иконостаса было трагедией православной церкви, иконостас отделил верующих от духовенства, стал причиной отчуждения иерархии от народа. Для каждого понимающего смысл иконы ясно, что это мнение глубоко ошибочно.

Иконостас не алтарная преграда, а метафизический проем в Царство Небесное. По ту сторону иконостаса – алтарь, где совершается главное христианское таинство, евхаристия – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Этот алтарь сам является зримым образом Небесного Царства и, смотря на иконостас, человек входит духовным взором в это Царство. Нужно подчеркнуть, что это вхождение не символическое действие, а подлинно реальное, осуществляемое не телесно, но духовно.

Предназначение иконостаса состоит в зримом соединении молящихся в храме людей, составляющих земную Церковь, с Церковью Святых, равно участвующих в соборной молитве и совершении Таинств. Грешным очам несовершенного человека невозможно видеть ни Господа Иисуса Христа, ни Божией Матери, ни сонма святых, реально участвующих в священнодействии. Их образы являет иконостас, так что стоящий в храме человек видит перед собой тех, Кто незримо присутствует за богослужением.

Если в символике храма алтарь представляет собой Небо, то иконостас – зримый образ этого Неба, изображение Небесной Торжествующей Церкви. Это и определяет его структуру.

Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов.

Первый (нижний) ярус называется местным. В этом нижнем ряду имеются Царские врата и две так называемые диаконские двери, расположенные справа и слева. На створках Царских врат обычно изображается икона Благовещения и иконы четырех евангелистов. Реже – изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста – авторов двух Литургий, совершаемых в Православной Церкви. На диаконских вратах, которые называются еще северными и южными обычно помещаются парные иконы Архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия, реже ветхозаветные первосвященники Мелхиседек и Аарон. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя – Господа Иисуса Христа, слева – икона Пресвятой Богородицы. Кроме того, в местном ряду обязательно находится храмовая икона, изображающая событие или святого, в честь которых освящен храм, и иные местночтимые иконы. Над Царским вратами помещается икона Тайной Вечери – знак того, что в алтаре совершается установленное на тайной Вечери Таинство Евхаристии, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы..

Второй ярус называется деисусным чином. Русское слово Деисус – это искаженное греческое “деисис”, что означает моление. В центре этого яруса находится икона Спаса на престоле или Спаса “в силах”, справа от него (слева от зрителя) – образ Божией Матери, с другой стороны – образ Иоанна Предтечи. Эта композиция и называется Деисусом. Кроме того, в этом ярусе размещаются иконы апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа. Здесь же могут находится иконы Архангелов, святителей, преподобных, мучеников, молитвенно устремленных к Христу.

Третий ярус иконостаса называется праздничным и заполняется иконами двунадесятых и других почитаемых праздников.

Четвертый ярус называется пророческим. В центре этого яруса находится икона Богоматери с младенцем в Ее лоне или на коленях. По сторонам – иконы великих и малых пророков Ветхого Завета, предсказавших Боговоплощение за сотни лет до Рождества Христова. Здесь можно встретить образы пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Амоса, Малахии, Моисея, царей Давида и Соломона, других пророков.

Читать еще:  Празднование икон в марте. Календарь почитания икон пресвятой богородицы

Последний пятый ярус иконостаса называется праотеческим. Его центральным образом является икона Новозаветной Троицы или т.н. “Отечество”. Вокруг нее размещаются иконы праведников Ветхого Завета, сохранивших веру в Единственного истинного Бога в окружении тотального идолопоклонства древности. В этом ярусе находятся изображения Сифа, Еноха, Иареда, Мафусаила, Ноя, других ветхозаветных праведников.

Пятый ярус иконостаса увенчивается Крестом. В некоторых иконостасах рядом с ним ставили иконы Страстей Христовых, которые образовывали дополнительный шестой “страстной” ярус.

Будучи образом Церкви, классический пятиярусный иконостас открывает пути домостроительства Божия, Его Промысл, осуществляемый в творении и истории мира.

Движение от верхнего яруса иконостаса к нижнему открывает пути Божественного откровения. Икона Троицы в этом отношении является образом Предвечного Совета Божественных Ипостасей. Праотцы и пророки Ветхого Завета являются носителями веры и надежды на грядущее явление Искупителя, которое является завершением Божественного Промысла о человеке. Все иконы тяготеют к главному образу – Христа из деисусного чина. Это тяготение является выражением единства Христа и Его Церкви. Как писал протопресвитер Григорий Флоровский: “…Христос никогда не один: Он всегда – Глава Своего Тела. Ни в православном богословии, ни в благочестии Христос никогда не отделяется от Девы Богоматери и от Своих “друзей”, святых; Искупитель и искупление неразделимы…Конечной целью Боговоплощения было то, чтобы у Воплощенного было “тело”, которое и является Церковь, новое человечество, искупленное и вновь рожденное в своей Главе”. Деисусный чин, в этом смысле, является завершением исторического процесса, образом Церкви в ее эсхатологическом, приуготовленном к вечности состоянии.

В ответ на Богоявление снизу вверх идет восхождение человека к полному преображению в Вечности. Оно начинается принятием евангельского учения (евангелисты на Царских Вратах), через синергию человеческой воли и Божьего Промысла в Благовещении, участием в Таинстве Евхаристии (образ Тайной Вечери) и завершается соборным единением, образом которого также является деисусный ряд.

В своей классической пятиярусной форме иконостас появился далеко не сразу. В древних храмах алтарь был обнесен невысокой оградой, в центре которой находились врата. В средине 9-го века после победы иконопочитателей над иконоборцами на колонны по бокам этих врат иногда ставили иконы Спасителя и Божией Матери. Постепенно к ним присоединилась храмовая икона, затем другие местночтимые, иногда чудотворные иконы. Так постепенно сформировался местный ряд иконостаса. В некоторых храмах такие одноярусные иконостасы сохранились по сей день. Например в Кирилловской церкви и Владимирском соборе Киева в память о византийской старине установлены такие одноярусные иконостасы.

В древних храмах иконы ставились не только по бокам царских врат, но и над ними, точнее на архитрав, соединявшие эти колонны. Здесь центральной фигурой, конечно, был Спаситель, а по сторонам, молящиеся к нему Богородица и Иоанн Предтеча. Этот прообраз деисусного ряда, по мнению некоторых исследователей появился еще раньше местного.

Наличие иконостаса в любой Православной церкви обусловлено учением о том, что Церковь является необходимым условием спасения. Невозможно спасение в одиночку, одной только личной верой и личной устремленностью к Богу. Человек может спастись только как часть Церкви, которая есть Таинственное Тело Христово. Даже догматически не просвещенный православный человек интуитивно чувствует необходимость Церкви в деле спасения, повторяя пословицу: “Кому Церковь не мать, тому бог не Отец!”

Иконостас, который является образом и символом Церкви, присутствует не только в храме. Он в том или ином виде присутствует и в повседневной жизни человека. Домашние киоты, уставленные множеством икон являются не чем иным, как домашним иконостасом, напоминающим молящемуся о том, что хотя молитва – это его личный разговор с Богом, но совершается он в присутствии всей Церкви.

Русскому человеку часто доводится быть путешественником. Воину, страннику, беженцу, пленнику, узнику, – часто приходится молиться вне храма. Безусловна, такая молитва ничем не слабее церковного богослужения. Однако русскому человеку без церкви плохо. Поэтому, наряду с путевыми иконами, маленькими образками, которые можно было взять с собой в дорогу, начиная с самых древних времен, появляются складни, которые, даже если они состоят только из двух створок, можно считать путевыми иконостасами.

Источники:

http://sotvori-sebia-sam.ru/ikonostas-11/
http://nickfilin.livejournal.com/78161.html
http://eparhia-saratov.ru/Articles/ikonostas-ikona-cerkvi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: