Чудеса Христа в русской живописи. Исцеления слепых

Чудеса Христовы

Ходя по городам и селениям Галилеи, Господь совершал бесчисленное множество чудес. На Нем сбылось древнее пророчество Исаии: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (см.: Ис 53, 4; Мф 8, 17). Пророк так вдохновенно описывал явление Божие: «Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь. Люди найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (см.: Ис 35, 4–6; 10).

Бесчисленные чудеса, совершаемые Спасителем, являли зримым образом то Царство Божие, которое Он проповедовал.

Исцеления бесноватых

Особенно ярко это проявлялось в исцелении бесноватых, то есть людей, порабощенных нечистыми духами, которые мучили этих людей. С явлением Христа, истинного Царя неба и земли, власть бесов над людьми отступает. Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие, — говорил Господь (Мф 12, 28; выделено нами. — Авт.). Нередко бесы, выходя из человека, кричали громким голосом: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаем, кто Ты: Ты — Святой Божий». Однако Иисус не желал, чтобы о Нем свидетельствовали бесы — враги рода человеческого и лжецы (Мк 1, 23–27; Лк 4, 33–36).

Одно из самых ярких чудес изгнания бесов Господь совершил в Десятиградии близ городов Гадара и Гергеса. Эта область лежала на другом берегу Галилейского озера. Иисус с учениками приплыл туда на лодке. В той области жили два свирепых бесноватых. Они поселились в пещерах для погребения и пугали всех, кто проходил тем путем. Приход Иисуса Христа оказался нестерпим для бесов, обитавших в этих несчастных людях. Бесы просили Господа, чтобы, когда Он изгонит их, разрешил им войти в стадо свиней, пасущееся вдали. Когда Иисус разрешил им это, нечистые духи, выйдя из людей, вошли в свиней; и все стадо, влекомое этой страшной и разрушительной силой, устремилось с крутизны в море. Те, кто пасли свиней, побежали в город и рассказали о случившемся. И тогда весь город вышел навстречу Иисусу, но не с тем, чтобы отблагодарить Спасителя за избавление от страшных бесов, а с тем, чтобы просить Его покинуть их страну. Один исцеленный от беснования просил Иисуса разрешить ему последовать за Ним, но Иисус отпустил его, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Тот остался и проповедовал повсюду, что сотворил ему Иисус (см.: Мф 8, 28-34; Мк 5, 1–20; Лк 8, 26-39).

Власть Иисуса Христа над бесами пугала людей. Однажды, когда Он исцелил слепого и немого бесноватого, так что больной стал и говорить и видеть, фарисеи стали обвинять Его в том, что Он изгоняет бесов силою самого сатаны. Это было очень серьезное обвинение, ведь закон Моисеев наказывал смертью за колдовство и связь с нечистой силой. Иисус сказал им: «Как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять то царство» (см.: Мф 12, 25–32; Мк 3, 23–30; Лк 11, 1 7–20). Победа Иисуса Христа над диаволом — явное действие силы Духа Божия. Отрицать это чудо — значит открыто противиться Богу и хулить Духа Святого.

Чудеса и вера

Диавол, искушая Христа в пустыне, предлагал Ему совершить чудо — остаться невредимым, сбросившись с крыши храма, и этим привлечь к себе последователей. Некоторые книжники и фарисеи также просили Его, чтобы Он знамениями и чудесами доказал им, что Он Христос. Иисус Христос ищет в Своих учениках свободную, непринужденную веру. Не вера в Христа рождается из чудес, а, напротив, Свои чудеса Христос совершает, когда видит веру обращающихся к Нему людей.

Однажды Иисус проповедовал в доме в Капернауме. Собралось такое множество народа, так что уже и у дверей не было места. К Нему принесли расслабленного (полностью парализованного) человека и, не имея возможности приблизиться к Иисусу, поднявшись на крышу и разобрав легкую кровлю дома, спустили постель, на которой лежал больной, к ногам Христа. Иисус, видя веру их, обратился к расслабленному: Чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф 9, 2). Кое-кто из учителей закона, находившихся там, подумал: «Ведь это же богохульство! Кто, кроме Бога, может прощать грехи?» Господь тотчас понял, о чем они думают, и сказал: «Что легче, сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий, то есть Христос, имеет власть на земле прощать грехи. — Тут Господь обратился к больному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и ходи». Больной тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога. Так Господь по вере этих людей исцелил и душу, и тело человека (см.: Мф 9, 1–28; Мк 2, 1–12; Лк 5, 1 7–26).

Когда веру во Христа показывали язычники, Господь особенно обращал на это внимание людей, окружавших Его. Как-то к Иисусу обратился римский офицер, сотник, с просьбой исцелить больного слугу. Иисус Христос готов был идти к нему в дом, но сотник сказал: «Не трудись, Господи! Ведь я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Но только скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Услышав это, Иисус сказал, обратившись к идущему за Ним народу: «В Израиле не нашел Я такой сильной веры». И чудо произошло (см.: Мф 8, 5–13; Лк 7, 1–10).

Там же, где Иисус Христос сталкивался с неверием людей, Он чудес не совершал (см.: Мф 13, 58; Мк 6, 5–6).

Милосердие Божие в чудесах

Имея власть над жизнью и смертью, Иисус Христос совершал и чудеса воскрешения. Один из начальников синагоги, по имени Иаир, умолял Иисуса пойти с ним и исцелить его дочку, находящуюся при смерти. Господь пошел с ним, но по дороге слуги Иаира известили отца о случившемся горе: «Твоя дочь уже умерла, зачем беспокоить Учителя?» Но Господь, услышав это, тотчас сказал начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй». Господь, придя в дом, где уже все готовились к погребению девочки, выслав вон всех, кроме родителей и трех Своих ближайших учеников — Петра и братьев Зеведеевых, Иакова с Иоанном, — взял девочку за руку и сказал: «Девица, тебе говорю, встань». И девочка тотчас вернулась к жизни (см.: Мф 8, 19–26; Мк 5, 21–43; 8, 40–56).

Все чудеса, совершенные Господом, показывают Его милосердие и сострадание к людям.

Однажды Господь шел в галилейский город Наин. С Ним шли многие из учеников Его и множество народа. У ворот они встретились с погребальной процессией — хоронили единственного сына вдовы. Увидев ее, Господь проникся состраданием и сказал ей: «Не плачь!» Подойдя, прикоснулся к носилкам и воскресил юношу (см.: Лк 7, 11–17).

Чудеса и субботний покой

Проводя большую часть времени в Галилее, Иисус Христос на праздники по традиции ходил в Иерусалим в храм. Во время одного из таких посещений Иерусалима Господь в субботу проходил через купальню, расположенную неподалеку от Овечьих ворот. В этой купальне всегда лежало множество больных. Все они ожидали чуда — время от времени Ангел Господень сходил и возмущал воду, и тогда первый, кто входил в купель, получал исцеление. Среди них был человек, больной уже тридцать восемь лет. К нему-то и обратился Господь со словами: «Ты хочешь выздороветь?» Больной ответил: «Да, но нет никого, кто бы помог мне войти в воду». Тогда Иисус сказал ему: «Встань! Возьми свою постель и иди». И человек в тот же миг стал здоров.

Произошедшее вызвало негодование иудеев, ревнующих о строгом исполнении заповеди о субботнем покое. Заповедь: «Помни день субботний; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — посвяти Господу, Богу твоему» — была установлена в память о том, как Господь за шесть дней сотворил мир и на седьмой день почил от Своих дел. Нарушение субботнего покоя наказывалось смертью. В ответ на преследование иудеев Господь сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Как и сейчас Бог, почив от дел, продолжает заботиться о мире и беречь его, так и чудеса Христовы продолжают это созидательное дело Божие. Но иудеев эти слова раздражили еще больше: ведь Он не только нарушил субботу, но и назвал Бога Своим Отцом, приравнивая Себя к Богу. Господь надолго после этого покинул Иерусалим (см.: Ин 5, 1–18).

Читать еще:  К чему снится примерять шапку. К чему снится шапка вязаная

Но и в Галилее Господь и Его власть вызывали зависть и раздражение у фарисеев. Когда Христа в очередной раз обвиняли в нарушении субботнего покоя, Он сказал: Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2, 27; выделено нами. — Авт). Это значит, что цель всех заповедей, данных Богом, в том, чтобы воспитывать любовь к Богу и к человеку. Именно этой цели и должна служить заповедь.

Как-то Господь зашел в субботу в синагогу. Там был человек с иссохшей рукой, и фарисеи, ища повода обвинить Иисуса, спросили Его: «Позволяет ли закон исцелять в субботу?» Иисус ответил им так: «Что следует делать в субботу, добро или зло? Если у кого-то из вас есть единственная овца и в субботу она упадет в яму, то разве он не вытащит ее оттуда?» После этого Он сказал больному: «Протяни руку!» Тот протянул, и рука стала совершенно здоровой. После этого фарисеи стали строить планы, как убить Иисуса Христа (см.: Мф 12, 9–14; Мк 3, 1–6; Лк 6, 6–11).

Василий Суриков «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом»

Знатоки говорят, что Суриков создал семь шедевров. Всего семь исторических полотен, не считая, разумеется, многочисленных этюдов к картинам, портретов, акварелей и росписей в храме Христа Спасителя. Напомним, что первые три картины, по времени написания, находятся в Третьяковской галерее: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова»; остальные четыре – в Русском музее Петербурга: «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Ермаком Сибири» и «Степан Разин». Однако, мало кому известно о восьмом шедевре Сурикова – «Исцеление Иисусом Христом слепорожденного». Искусствоведы и биографы упоминают вскользь об этой картине, или не упоминают вообще. В книге Титовых «В. И. Суриков» (Красноярское книжное изд-во, 1956 год), говорится, что картина успеха не имела. «Она осталась одиноким и незначительным произведением в творчестве Сурикова, как выражение его душевного смятения в ту пору». Что же это была за пора?

Память рода и опыт «внутреннего человека»

Предков Сурикова считают одними из основателей города Красноярска. Род их в течение трёх столетий участвовал во всех походах, подвигах и бунтах Донского и Сибирского казачества. Суриков сохранил родовую память, она раскрылась в его искусстве с такой психологической силой, какой не знала доселе русская живопись.

Детство и юность будущего художника прошли среди вольной природы и жестоких нравов. Казни и телесные наказания проходили публично на площадях. Эшафот стоял недалеко от училища, где учился Суриков. Дважды в детстве ему пришлось видеть смертную казнь. Зимой на Енисее устраивались кулачные бои, и мальчишки сурово дрались. Двух его товарищей в ту пору убили. Трагические впечатления детства выковали в Сурикове стойкий сибирский характер. Он видел людей, которые внушали ему глубокое уважение. «Мощные были люди. Смелые, сильные духом. Размах был во всем широкий», – вспоминал он.

В детстве Суриков много и охотно рисовал. В уездном училище судьбе было угодно свести его с талантливым учителем рисования художником Николаем Васильевичем Гребневым. Он угадал талант Сурикова, горячо уверовал в него и энергично поддержал в нём решение посвятить себя живописи. Нашёлся покровитель – золотопромышленник П. И. Кузнецов, который и отправил его в Петербург, с выплатой ежегодного пособия.

Только со второго раза поступил Суриков в Академию художеств. Инспектор, немец Шренцер, один из «генералов от искусства», что распоряжались в Академии, небрежно просмотрел папку с рисунками Сурикова и вызывающе произнёс: «Да, вам за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить!»

От таких слов люди впадают в отчаяние. Но молодой сибиряк не растерялся. Он записывается в школу Общества поощрения художеств и усиленно практикуется в рисовании с гипса. С необычайным упорством, он за три летних месяца освоил курс, рассчитанный на три года и в августе 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в Академию. Пять лет обучения Сурикова в Академии сопровождались непрерывными успехами, наградами и денежными премиями; на четвёртом году его стипендия составляла 350 рублей в год.

Теперь представьте молодого художника из глубокой провинции в блистательной столице. Сколько всяких соблазнов: пирушки, политические страсти и газетная шумиха, мода и общественное мнение, мышиная возня самолюбий и метание от темы к теме… Красноярский казак посмотрел на все это и выбрал для себя, раз и навсегда, русский исторический ориентир. Путь, надо признаться, не из легких. В старости он вспоминал: «Ведь у меня какая мысль была – Клеопатру Египетскую написать! Ведь, что бы со мной было. »

В одной из монографий говорится, что Суриков был скуп и жаден. Какая чушь! Его творчество и разумные жизненные поступки опровергают эту сплетню. Был бы скуп, то при его таланте, писал бы день и ночь портреты на заказ, которые давали бы желанные деньги…

Суриков обладал железным характером и ясно видел цели. Это цель православного человека – подвижника, готового идти по пути самопознания и возрастания духовной личности. Он смотрел на деньги с единственно правильной точки зрения – они давали ему независимость творческого поведения.

В 1875 году Суриков окончил Академию с золотой медалью, что давало право на двухгодичную поездку за границу на казённый счёт. Суриков отказывается от поездки и просит позволения расписывать храм Христа Спасителя. Перебравшись окончательно в Москву, Суриков, по его словам, «прямо спасён был, старые дрожжи поднялись… Иду по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного – и в воображении вспыхнула сцена Стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось…»

Роспись храма сделала Сурикова вполне обеспеченным человеком. Больше он никогда не возвращался к художественным заказам и решительно отказался от предложения стать профессором Академии. В 1878 году он счастливо женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке известного декабриста П. Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и материальное благополучие позволили художнику целиком посвятить себя любимому искусству.

В 1881 году он закончил картину «Утро стрелецкой казни» (2, 18×3, 79м); в 1883 году «Меньшиков в Березове»(1, 69×2, 04); в 1887 году – «Боярыня Морозова» (3, 04×5, 88). Специально указываю размеры картин, чтобы показать, сколько квадратных метров холста расписано мастером. За этой арифметикой скрыто серьёзное изучение исторических документов, предметов быта, костюмов, оружия. Настойчивый поиск натуры для персонажей, зарисовки, этюды… Художнику сообщают, что в Тульской губернии есть редкая по красоте телега. Он тотчас мчится туда, пишет этюд телеги, упряжки, лошадей… А затем большой чистый холст на подрамнике, палитра – и работа, работа, до потери сил. Сколько терпения и мужества!

Сурикову было сорок лет, когда он завершил свою третью картину. В. Солоухин пишет: «Его искусство катилось, словно огромные океанские валы… У художника было всё: любимая работа, любимая семья, любимое отечество и ощущение кровной, сыновьей связи с ним…» И вдруг ударила молния. Умерла жена. Умерла прекрасная молодая женщина, та, что сидит у ног опального Меньшикова, завернувшись в соболью шубку.

Смерть самого близкого, дорогого и любимого человека художник переживал тяжело. Суриков забросил работу. Михаил Васильевич Нестеров рассказывал о своем друге: «После мучительной ночи вставал он рано и шел к ранней обедне. Там, в своем приходе, в старинной церкви, он пламенно молился о покойной своей подруге, почти исступлённо, бился об плиты церковные горячим лбом… Затем, иногда во вьюгу и мороз, в осеннем пальто бежал на Ваганьково, и там, на могиле плакал горькими слезами, взывал, молил…»

Более года художник не брал кисть в руки. Весной 1889 года он покинул Москву и вместе с двумя детьми (старшей Оле было 10 лет) отправился в Красноярск. И здесь, на родине, он некоторое время находился в состоянии уныния. Затем, на едином дыхании, он пишет «Исцеление…» Сюжетом картины послужила глава 9 Евангелия от Иоанна:

«И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать…

Читать еще:  Виктория скорпион гороскоп. Значение имени Виктория (Вика)

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы…

Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:1-4, 39-41).

Суриков – глубоко религиозный человек – хорошо знал эти строки из Нового Завета и, конечно же сообразил, что он зрячий, но подвергнут УНЫНИЮ. А это большой грех. Огорчение и тоска, ленность ко всякому доброму делу есть отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих.

По словам старцев, «искушений никому не избежать, но можно избежать падений». Пришло оздоровление. Могучие душевные резервы пришли в движение. Именно в Красноярске, после «Исцеления…», Суриков создаёт самое удивительное свое полотно – «Взятие снежного городка». Всплеск радости, веселья, сибирского здоровья…

Но вернемся к «Исцелению… Смятение и даже ужас человека прозревшего передано с поразительной экспрессией, а жест Христа, положившего ему руку на голову – это величие и спокойствие. Фигура Христа – олицетворение торжественного ритма, тишины и благодати. Это образ-символ приобретает огромную силу воздействия. Принцип любого высокого мастерства верно отметил М. Волошин: «Всё, что в душе художника звучит, как вопль, в произведении искусства должно выражаться молчанием».

Тонко прорисован светящийся нимб у Христа, а над правым плечом Ангел, в котором мы узнаём жену художника… Помните у Ф. И. Тютчева:

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

О, сколько горестных минут,

Любви и радости забытой.

«Нас отравившая свобода»

Так почему же не попала картина Сурикова «Исцеление…» в искусствоведческий оборот? И сейчас ее не просто увидеть. Хранится она в Церковно-Археологическом кабинете Московской Духовной Академии, что в Сергиевом Посаде. Картина была подарена Патриарху Алексию I московским духовенством в 1955 году. Выкупили они её за 50 тысяч рублей.

Причина, по-видимому, одна: уж очень не хотелось тогдашней обезбоженной публике говорить о Сурикове, как о художнике религиозном, а в советское атеистическое время – тем более.

Эпоха «Серебряного века» – период богоборческого и демонического восстания, охватившего творческую интеллигенцию. Занималась она богоискательством и чёртоискательством одновременно: В. Соловьев и В. Брюсов, А. Блок и А. Белый, М. Кузьмин и М. Волошин – один из первых биографов Сурикова…

Вспомните картины художника В. Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», или того же И. Репина: «Крестный ход в Курской губернии», «Протодиакон», «Отказ от исповеди» и многие другие. Это же откровенное глумление над духовенством и монашеством.

И. Репин – так он был воинствующий атеист. Вот строки из его письма к В. В. Стасову: «Все христианство – это рабство, это смиренное самоубийство всего, что есть лучшего и самого дорогого и самого высокого в человеке». Такой обличительный пафос льстил либеральной и революционной интеллигенции. А она во все времена одинакова.

Недаром Иван Егорович Забелин – коренной москвич и её бытописатель, четверть века руководивший Историческим музеем, писал: «Самое вредное животное в России – это адвокатура. Самое глупое, бездарное политическое существо в России – это русская интеллигенция… Чего, чего они не придумали, чтобы выразить, как можно ярче, как можно омерзительней всю гадость русского бытия…» Виновными были у него и Л. Толстой, и М. Горький, и Л. Андреев…

Окно в духовный мир

Религиозно-исторический жанр середины и конца XIX века привлекал повышенное внимание живописцев. «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Евангельский круг» В. Поленова, картины Перова, Ге, Васнецова, Нестерова пользовались заслуженным успехом у публики.

Все картины, упомянутых художников, с точки зрения познавательной, особенно для неофитов, интересны. С точки зрения живописи, многие из них блестящи. Особенно у Поленова. Однако религиозная тема в живописи передвижников – это всего лишь их авторская позиция. Здесь проходит водораздел между светским искусством и церковным каноном.

И. Крамской о своей картине «Христос в пустыне» говорил: «Итак, это не Христос, то есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей…» На что искусствовед Марина Петрова заметила: «…Это означало подмену личности и совершенства Бога личностью самого художника… со своими всеми страстями и заблуждениями…» О, какая «прелесть», сказали бы воцерковленные люди.

Прекрасны картины «Евангельского круга» Поленова. Психологические портреты иудеев и их древние костюмы, в этюдах и на полотне «Христос и грешница». Но… это отражение исторического мира на бытовом уровне. Христос везде, как странствующий мыслитель. Он принадлежит Земле а не Небу. Вспомните его прекрасное полотно «Христос на Тивериадском озере».

На вековечный вопрос Христов: «За кого Меня почитают люди» – ответ, увы, ясен – за человека. Лишь Васнецов, Нестеров и некоторые другие художники возродили в религиозных произведениях ореол, как символ Божественности.

Титан русского духа

Творчество Сурикова являет собой образец высочайшего художественного постижения мира. Даже трудно подобрать аналог. Но есть сравнение: в те же годы у всех на устах были французские импрессионисты, с их радостной живописью сиюминутной красоты в пейзажах. Кстати, световые эффекты в живописи, которые им приписывают, как первооткрывателям, были давно известны и решены русскими художниками: Васильевым, Саврасовым, Шишкиным, Куинджи, Поленовым и многими другими. Так вот, импрессионисты совершенно не задумывались о социальных проблемах. Историческая тематика их не интересовала. В чём дело? Жили они в ту же эпоху социальных потрясений, войн, наступления технической цивилизации… и никакого отражения бурных драм? Французы не могли даже задаться подобными вопросами. Ни вчера, ни сегодня.

Сегодняшняя западная «культура» породила человека со вставленными зубами, пустым взглядом и приклеенной счастливой улыбкой…

Культурный русский человек измерял дела земные религиозным мировоззрением. Искать святость и правду – его сущность. Постижение внутреннего опыта народа, его быта, поведения давало творческие силы. Суриков был именно таким человеком, титаном духа.

Исцеление слепых

Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).
Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.
Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: «Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»
Иисус Христос ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому.
Потом Спаситель сказал слепому: “пойди, умойся в купальне Силоам (так назывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит «посланный»).
Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.
Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим.

Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: «не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?»
Одни говорили: «это он». Другие говорили: «только похож на него». Сам же он говорил: «это я, тот самый, который был слеп».
Тогда все стали спрашивать его: «как же открылись у тебя глаза?»
Исцеленный ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
Его спросили: «где этот Человек?»
Исцеленный ответил: «не знаю».

Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его.
Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел.
Исцеленный сказал им: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу».
Некоторые же из фарисеев стали говорить: «не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы».
Другие же говорили: «как может человек грешный творить такие чудеса?»
И была между ними распря.
Затем опять спросили исцеленного: «ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?»
Исцеленный же сказал им: «Это Пророк».

Читать еще:  Родовое проклятие. Родовое проклятие на человека

Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: «это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?»
Родители исцеленного отвечали им: «мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет».
Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за Христа-Мессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т. е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.

Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: «Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)».
Исцеленный же сказал им: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Фарисеи стали снова спрашивать его: «что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?»
Исцеленный ответил: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?»
Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он».
Тогда исцеленный сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего».
Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»
И выгнали его вон.

Иисус Христос, услышав, что исцеленного фарисеи выгнали вон, нашел его и сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?»
Исцеленный спросил: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»
Иисус Христос сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою».
Тогда исцеленный с великою радостью сказал: «верую, Господи!» и поклонился Ему.

См. в Евангелии от Иоанна, гл. 9, 1–38.


Силоамская купель.
Яков Федорович Капков. 1845 г. Холст, масло. 139х179.
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Арт-сайт

В 1845 г. за исполнение программы «Силоамская купель» Яков Капков был награждён большой золотой медалью и званием классного художника XIV класса.


Исцеление слепорожденного.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1848 г. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись в аттике над северо-восточным пилоном.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург


Исцеление слепорожденного.
Худояров Василий Павлович (1829/31-1892). 1860-1870-е. Холст, масло
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
www.christianart.ru


Исцеление слепорожденного Иисусом Христом.
Василий Суриков. 1888 г. Холст, масло. 162х107.
Музей Свято-Троицкой Сергиевой лавры
(Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии).
Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 1956 г. Подпись с датой справа внизу.

Монументальная фигура Христа занимает практически все пространство холста. На Нем свободная белая хламида с наброшенным на левое плечо синим гиматием. Его напряженный взгляд направлен прямо на зрителя. Правая рука Христа тяжело и устало легла на голову слепца. Левой он едва касается судорожно вытянутой руки спасаемого. Еще не видящий ничего из-за ослепившего его света, человек выпускает посох из сжатых рук. Чудо свершилось в притворе храма, и толпящиеся позади и едва различимые апостолы не могут скрыть своего изумления. В качестве основы своего произведения Суриков избрал строки Евангелия от Марка (8:22-26), об исцелении слепого в Вифсаиде, и Евангелия от Иоанна (9:1-8), в котором прозвучали слова: «Я свет миру».

Хотя выдающийся живописец В.И. Суриков не был церковным художником в прямом смысле, однако он неоднократно обращался к религиозной тематике. Самой значительной и наиболее ранней его религиозной работой были картоны для росписей храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1876 г. Рассматриваемое полотно, исполненное мастером 12 лет спустя, уже демонстрирует серьезные изменения в живописном строе, проявившемся во многих известных произведениях мастера.

Василий Иванович Суриков (1848, Красноярск — 1916, Москва) — выдающийся живописец. В 1867 г. красноярский губернатор направил ходатайство в петербургскую Императорскую Академию художеств о приеме талантливого мальчика учеником. В 1869 г. Суриков был принят в число вольнослушателей Академии. Его учебные работы неоднократно отмечались серебряными медалями и премиями. В 1875 г. ему присуждается звание классного художника 1-й степени. В 1876 г. он получает заказ на росписи в храме Христа Спасителя в Москве, завершенные в 1878 г. 1870—1880-е годы отмечены работой над самыми известными произведениями, составившими славу русского искусства. В 1881 г. его приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок, с которым была связана вся его творческая деятельность. Последовавшие позже полотна, такие как «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», укрепили его положение первого исторического живописца. В 1914 г., за два года до смерти, им была написана картина «Благовещение». Умер художник в Москве в 1916 г.
М. Красилин. МДА
___

Встреча слепорожденного со Христом все больше увлекала Сурикова. Он вдруг понял, почему Спаситель исцелял людей в субботу. Совсем не для того, чтобы оскорбить чувства фарисеев. А чтобы показать истинный смысл субботнего дня – дня, в который Господь почил от трудов Своих, вручив сотворенный мир заботе человека. Этот смысл заключается в том, что любовь к ближнему – и есть то, что превращает субботу в День Господень. Когда Суриков писал «Притчу о милосердном самаритянине», которой Иисус как раз и отвечает на вопрос: «Кто для человека ближний?», он как-то еще не думал об этом всерьез. А сейчас он совершенно отчетливо увидел, что у него есть Оля и Леночка, которым он теперь отец и мать, есть старенькая мама, есть Саша, наконец… и он всем им очень нужен. И Христос зовет его забыть себя. Как забыл себя бывший слепой, бесстрашно отвечавший иудеям, что Человек, исцеливший его, Пророк, хотя прозревший человек отлично знал угрозу фарисеев отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Христом.

В феврале 1893 года в Петербурге открылась XXI Передвижная выставка. Василий Иванович, долго не решавшийся показывать свою картину широкому зрителю, смог, наконец, сообщить матери и брату: «Я поставил на выставке «Исцеление слепого Иисусом Христом». Художники хвалят и московская публика, которая у меня видела картину дома. Не знаю, что скажет петербургская. Да и я думаю, что она довольно равнодушна в деле веры».

А через несколько дней в Красноярск полетела вторая весточка. “Дорогие мои мамочка и Саша! Критика картиной «Исцеление слепого Христом» недовольна. Идеалисты ругают, что она очень реальна, а реалисты, что она чересчур идеальна. Вот и разбери. А плюнуть придется на тех и других”.


Исцеление двух слепых.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904). 1888 г. Холст, масло, 182?141.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. Евангелие от Матфея 9:27-30

Исцеление Христом слепых.
Константин Егорович Маковский. 1860. Бумага, акварель, графитный карандаш. 35 x 45 см
Частная коллекция


Исцеление слепорожденного.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии


Исцеляющий Христос.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

Источники:

http://pravoslavie.ru/104249.html
http://cont.ws/post/433720
http://www.ippo.ru/ipporu/article/iscelenie-slepyh-201254

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: