Что такое суждение в психологии. Суждение
Суждение
Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета.
Суждение – это связь понятий. Состав суждения: субъект, предикат, связка.
Логическая схема: S – P, где S – субъект суждения, P – предикат, «-» – связка.
Субъектом суждения называют предмет суждения. Предикатом – понятие о признаке суждения. Связка выражает отношение между субъектом (S) и предикатом (P). Субъект и предикат называют терминами суждения. В некоторых суждениях имеются кванторы – слова, выражающие количество («все», «каждый», «всякий», «только», «ни один» и т. д.).
В языке суждения выражаются повествовательным предложением. Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения или отрицания. Пример утвердительного суждения: «Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются недействительными». Пример отрицательного суждения: «Некоторые сделки не являются законными».
Суждение может быть либо истинным, либо ложным, т. е. соответствовать или не соответствовать действительности. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которой в действительности нет, то такое суждение называют истинным. Например, «Москва – столица РФ», «Турецкая лира не является самой конвертируемой валютой на мировом рынке».
Ложнымназывают суждение, в котором утверждается связь, которая в действительности отсутствует, или отрицается существующая связь. Например, ««Алькайда» не является террористической организацией», «Российский рубль – самая конвертируемая валюта на мировом рынке».
Косвенно суждение содержит и риторический вопрос, поскольку он по смыслу является утверждением или отрицанием. Предложения в других грамматических формах (особенно вопросительные, побудительные и т. д.) суждениями не являются, поскольку ничего не отрицают и не утверждают, т. е. не обладают значением истинности.
Существуют суждения, истинность или ложность которых очевидна или может быть легко установлена. Например, «Москва – столица РФ» или «Минск – столица РФ». Однако часто суждения нуждаются в обосновании (в русском языке такой операции соответствует связка «потому что …»). Например, «Одной из основных характеристик рекламы является ее неличный характер, потому что коммуникационный сигнал поступает к покупателю не лично от продавца рекламируемого товара, а через различного рода посредников».
Кроме того, суждения делят на простые и сложные суждения.
Простымназывают суждение, не включающее других суждений. Например, «Реклама – двигатель торговли».
Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называют сложным суждением.
В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждении, простые суждения делят на 1) атрибутивные, 2) суждения с отношениями, 3) суждения существования.
1. Атрибутивным(от лат. – свойство, признак) называют суждения о признаке предмета. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Например, «Сроки аренды определяются договором».
Атрибутивные суждения называют также категорическими (от лат. – ясный, не допускающий иных толкований).
Атрибутивные суждения по качеству делят на утвердительные и отрицательные. Логическая схема утвердительного суждения: «S есть P», где S – субъект суждения, P – предикат, «есть» – связка.Например, «Все граждане РФ (S) имеют («есть») право на труд (P)».
Логическая схема отрицательного суждения: «S не есть P», где S – субъект суждения, P – предикат, «не есть» – связка.Например, «Некоторые сделки (S) не являются («не есть») законными (Р)».
Атрибутивные суждения по количеству делят на единичные, общие и частные:
1) единичные (субъект – единичное понятие («этот» и т. д.)). Например, «Этот человек – гражданин РФ»;
2) общие (субъект – общее понятие и рассматривается во всем своем объеме («все», «каждый», «всякий», «любой» и т. д.)). Например, «Любая реклама – это положительная оценка чего-либо, оценка, которую один человек (рекламист) сообщает другим людям (потребителям)»;
3) частные (субъект – общее понятие, но суждение утверждает или отрицает нечто лишь о его части («некоторые», «существуют» и т. д.)). Например, «Существуютспособы влияния на потребителя, считающиеся наиболее эффективными».
При объединенном делении (по качеству и количеству) выделяют общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения.
Общеутвердительное – суждение общее по количеству и утвердительное по качеству. Логическая схема: «Все S есть Р». Например, «Каждая сделка должна быть оформлена в соответствии с юридическими актами».
Общеотрицательное – суждение общее по количеству и отрицательное по качеству. Логическая схема: «Ни одно S не есть Р». Например: «Ни одно преступление не остается безнаказанным».
Частноутвердительное – суждение частное по количеству и утвердительное по качеству. Логическая схема: «Некоторые S есть Р». Например: «Некоторые рекламные носители считаются наиболее дорогостоящими».
Частноотрицательное– суждение частное по количеству и отрицательное по качеству. Логическая схема: «Некоторые S не есть Р». Например: «Некоторые пункты международного Кодекса рекламной практики не отражены в Законе РФ «О рекламе».
В логике принято сокращенное обозначение суждений по их объединенной классификации:
2. Суждением с отношением называют суждение об отношениях между предметами. Это отношения равенства, родства, причинно-следственной связи и т.д. Логическая схема: «xRy», где х, у – члены отношения, R – отношение между предметами. Например, «Семен отец Даши» или «Неверно, что Семен отец Даши» (записывается формулой: «¬ (xRy)»).
Суждения с отношениями могут быть преобразованы в атрибутивные суждения.
3. Суждения существования – выражают сам факт существования или не существования предмета. Выражаются логической схемой: «S есть P» или «S не есть P». Например, «МММ уже не существует».
185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие
1. Понятие 2. Суждение 3. Умозаключение
Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.
Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).
Понятие
Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.
Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.
Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.
Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).
В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).
Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.
Суждение
Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).
Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».
Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.
При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.
Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.
Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).
Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.
Эта форма мышления также может быть:
- утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
- отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).
Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).
По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.
Умозаключение
Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.
Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.
Умозаключение может быть правильным или неправильным. Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.
Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:
- дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;
- индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;
- построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.
Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.
Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.
Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии.
Суждение
Суждение – высказывание; умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли.
Вынося суждение, мы создаем те опоры, которые считаем соответствующими действительности и потому позволяющими двигаться к истине.
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками. Например, суждение “Металлы при нагревании расширяются”, выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями чего-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.
Общие, частные и единичные суждения
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например, “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях Утверждение или Отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”; в единичных суждениях – только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”.
Непосредственные и опосредованные суждения
Суждения образуются двумя основными способами:
- Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается.
- Опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений.
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Истинные и ложные суждения
Суждение может быть истинным или ложным. Образуется путём применения предикативных слов (выражающих свойства и отношения) к объекту мысли. Суждения делятся на простые и сложные. Простые суждения могут быть атрибутивными (выражают принадлежность свойства отдельному предмету) или суждения отношения (речь идёт о двух или более объектах, между которыми существуют различные отношения). Атрибутивные суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству – на общие, частные и единичные.
Существует деление суждения и по другим признакам. Сложные суждения состоят из нескольких простых. Вывод одного суждения из других называется умозаключением.
Развитие способности к суждению
Умением строить суждение человек овладевает постепенно. Только к концу 3-го года жизни ребёнок начинает произносить отдельные суждения. Первоначально суждение – это простое, грамматически не связанное сочетание слов, иногда даже одно слово. В основе образования суждения лежит обобщение. Правильность детских суждений, степень их соответствия действительности находятся в прямой зависимости от качества обобщений. Психолого-педагогические наблюдения показывают, что отдельные формы суждений развиваются не одновременно. Раньше всего формируются суждения, констатирующие что-либо. Сложные суждения, отражающие множественность зависимостей между явлениями, появляются позже простых и основываются на них. В процессе обучения учитель должен знакомить учащихся с типами логических связей в суждение и учить их выявлять логический смысл грамматических союзов, определять необходимые и достаточные условия, что позволит учащемуся строить суждение к конкретному явлению.
Источники:
http://studopedia.ru/3_47707_suzhdenie.html
http://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/formy-myshleniya.html
http://www.psychologos.ru/articles/view/suzhdenie