Что такое самосознание и сознание. Сознание и самосознание сознание

Сознание и самосознание

Контролируемая самостоятельная работа

Cамосознание личности и ее поведение

основы психологии и педагогики

Гродно 2007 г.
Введение в модуль

Сознание и самосознание

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного “Я”. Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

2. порождающая (творчески-креативная),

4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: 1. отражение мира, 2. мышление о нем, 3. способы регуляции человеком своего поведения, 4. сами процессы рефлексии, 5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В реэультате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение — это не столько проявлен того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

1. сознание отличия себя от остального мира;

2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

3. сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;

4. социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на
основе накопленного опыта общения и деятельности.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю це­лостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единствен­ности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может ли­бо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влия­ния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функ­ция — защитная.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать, спои умственные способности, реализовать свои возможности полностью и каждый данный момент.

Критерии самосознания таковы:

I ) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;

2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства.

Я концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я – наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Читать еще:  Обряд причастия. Причастие

Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена — даже в лучшую сторону может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя и настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопозна­ния и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и со знавать себя сознающим, самооценивающим. В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

– самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

– самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г.Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосозиаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня. Первый – субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень — форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу се то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различии. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую — самостью. Различи, между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение — не столько проявление того, каков че­ловек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

1) непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний
психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация лич­ности;

2) целостно-образный, личностный уровень: осознание себя как деятельного субъекта; он проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная
и положительная идентификация и поддержание идентичности Я;

3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень: осознание личностью
содержания собственных мыслительных процессов, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

4) целенаправленно-деятельный уровень: своеобразный синтез трех указанных
уровней, выполнение регулятивно-поведенческих и мотивационных функций
благодаря многочисленным формам самоконтроля, самоорганизации, саморе­гламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокри­тики, самопознания, самовыражения.

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям и осознание его бывают различными:

1. Эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как к самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то – хорошие люди»)).

2. Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит
к моей группе, он — хороший»).

3. Просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и принимай его таким, каков он есть», «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы
поступили с тобой»).

4. Эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек определенным образом соотнесен с духовным миром, с Богом», «Милосердие, совесть, духов­ность — главное в отношении к другому человеку»).

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические его нарушения:

*деперсонализация, когда происходит утрата своего Я, все происходящее с их
in их и кой люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

*расщепление ядра личности: оно как бы раздваивается, больные жалуются на
постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой, каждое из которых обладает памятью, индивидуальностью, утверждает собственную жизненную целостность, но не признает саму мысль о возможном су­ществовании другого;

*нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего
тела воспринимают как отдельное от себя;

*крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается
чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в под-
чинности существования всего окружающего мира.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Сознание и самосознание

Эпицентром сознания является сознание собственного “Я”, или самосознание, которое является предметом изучения как в философии, так и в психологии.

В современной философии самосознание определяется как важнейшая характеристика сознания, осознание субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, фактов сознания, своего “Я” (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений), а в некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку [1] .

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный “образ-Я”. Самосознание – самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего “Я”.

Самосознание является продуктом развития человека, включенного в систему общественных отношений, вне которых невозможно ни возникновение сознания, ни возникновение самосознания.

По вопросу о происхождении самосознания и его соотношения с сознанием существуют разные подходы.

Выдающийся советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн (1889–1960) развивал концепцию, согласно которой самосознаниевысший вид сознания, возникший как результат предшествующего развития последнего. Он считал, самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом [2] .

Другой подход связан с именем основоположника русской физиологической школы, создателя естественно-научного направления в психологии И. М. Сеченова (1829–1905), который считал, что осознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловлено.

Предпосылки самосознания, по Сеченову, заложены в “системных чувствованиях”, которые составляют неотъемлемую часть в процессе развития младенца. Одна часть системных чувствований обусловлена воздействием внешнего мира, другая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела – самоощущения.

Читать еще:  Когда нужно исповедоваться перед пасхой. Исповедь перед пасхой

В результате синтеза ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира является исходной предпосылкой способности человека осознавать самого себя, т.е. выделять из внешнего мира. В процессе индивидуального развития происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и о самом себе.

В становлении самосознания выделяются два основных этапа. 1

На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство “Я” как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства “Я” лежат социальные предпосылки, поскольку формирование этого чувства происходит на основе реакций окружающих людей.

На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня. Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад, отражение) применительно к самосознанию означает всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ), осмысление своих собственных состояний и действий. Благодаря рефлексии человек способен не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме.

На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.

Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

  • [1] См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. М.: Мысль, 2001.
  • [2] См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. Гл. XX: Самосознание личности и ее жизненный путь.

Сознание и самосознание

Сознание и самосознание личности как высшая форма человеческой психики

Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Оно проявляется в анализе прошлого, отражении сегодняшнего и планировании будущего. Вероятен и положительный перенос чужого опыта. Все это присуще лишь человеку, потому представляется возможным говорить о сознании как специфической данности человека.

Наиболее качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения.

Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.

Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”, который здесь живет и то-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия.

Невозможно принять и познать Мир, не вычленив в нем себя и свое субъективное “Я” из отраженного мира. С. Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет нам находить, выделять и систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания нереально истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим.

Тема о происхождении, природе и сущности сознания всегда была одной из центральной и дискуссионной для психологии и философии. Существует классическая диалектико-материалистическая конструкция, согласно которой “бытие определяет сознание”. Данная схема одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми.

Отключение сознания

“Отключение сознания” — это показатель того, что мы уже закрепили свои умения и навыки. Сознание работает, пока мы учимся читать и писать, играть на фортепьяно или в теннис, кататься на лыжах или водить машину. Но только до тех пор, пока полученные практические знания не войдут в нашу плоть и кровь. После этого неповоротливое сознание будет только мешать. Лыжник, думающий над тем, какое сделать движение, обязательно упадет, пианист — сфальшивит.

Бессознательное — незаменимый и эффективный помощник”, -пишет психолог Тимоти Уилсон. Оно управляет нашей повседневной жизнью, запуская автоматизированные действия. “Бессознательное как будто выпускает на свободу множество живущих у нас в голове зомби, которые запрограммированы на выполнение отдельного относительно простого задания”, — пишет американский исследователь Кристоф Кох. Этот автоматизм освобождает голову для решения нестандартных, творческих задач — в те редкие моменты нашей жизни, когда случается что-то необычное, ситуация перестает быть стереотипной и наш мозг не может сходу подобрать нужную программу. Вот тогда незамедлительно включается сознание.

Однако такое включение обходится дорого. По оценкам некоторых ученых, работа сознания поглощает порядка 80% энергетических ресурсов мозга. На долю бессознательного остается лишь 20%. Чтобы найти нестандартное решение, нервная система должна создать новые нейронные связи. За несколько секунд необходимо активизировать сигнальные вещества — гормоны и нейромедиаторы, которые переносят нервные импульсы (то есть информацию) между клетками и нервными волокнами. Кроме этого, нужно ввести в работу белки-рецепторы и важные биохимические реакции, а для экономии внутренних сил притормозить другие функции организма. На первый план выходит решение одной-единственной интеллектуальной задачи.

Сознательная деятельность — роскошь, которую организм может себе позволить лишь изредка.

Поэтому при малейшей возможности мозг переключается на “автопилот” бессознательного. Он работает быстро, точно и “дешево”. Эта сигнальная система пережила многие тысячелетия эволюции. С ее помощью мы до сих пор ориентируемся в окружающем мире. У нас в голове неутомимо работает спасительный мощный фильтр.

Каждую секунду наше восприятие подвергается массированному обстрелу миллионами бит информации, осмыслить которую мы просто не в состоянии. Например: Удобно ли сидеть на стуле? Не тесна ли одежда? Кто-то прошел по коридору. Кофе уже остыл. Наше сознание осваивает не более 40 бит в секунду. Куда девается остаток? Оседает в глубинах мозга. Только это и предохраняет рассудок от угрожающей ему лавины чувственных впечатлений.

Бессознательное

Бессознательное никогда не отключается. Мозг постоянно активен и настроен на получение информации. По большей части она усваивается и сохраняется неосознанно, но потом в определенной ситуации активизируется и влияет на поведение человека. Такое обратное действие скрытых ресурсов мозга испытали на себе студенты, участвовавшие в экспериментах американского психолога Джона Барга. Он предложил разным группам испытуемых поработать со словесными тестами. В одном мелькали слова, так или иначе связанные с темой преклонного возраста — “морщины”, “сентиментальный”, “Флорида” (штат, в который всегда стремились перебраться американцы, выйдя на пенсию). Дж. Барг зафиксировал, что молодые люди из этой группы, выходя из аудитории, двигались скованно, медленнее других, шаркая ногами. Очевидно, обработанные ими понятия каким-то образом пробудили в них поведенческие стереотипы, характерные для стариков.

Читать еще:  Быть в темном лесу во сне. Сонник: к чему снится бежать во сне, толкование для мужчин и женщин

Способность бессознательно поглощать, а потом в нужные моменты отдавать информацию, эффективно используют специалисты по маркетингу. Они прекрасно знают: много раз повторенные названия товаров, их вид и доходчивый слоган откладываются в бессознательной памяти и со временем начинают восприниматься как что-то знакомое и близкое. И человек, не отдавая себе отчета, покупает разрекламированные товары.

Бессознательное может стать невольным предателем. Его так легко ввести в заблуждение и использовать даже в не слишком благовидных целях. Когда ученые поняли, как много информации проникает в мозг, минуя сознание, показалось, что найден простой и надежный способ манипуляции человеческой психикой.

25-й кадр

В 1957 году американский специалист по маркетингу Джеймс Вайкари обнародовал скандальные результаты своих экспериментов.

Несколько десятилетий назад во многих городах Америки происходили довольно странные вещи: после очередного сеанса люди, выходившие из кинотеатра, буквально осаждали ближайшего продавца попкорна, обуреваемые желанием немедленно отведать именно это лакомство.

В чем причина столь необычного ажиотажа?

Ответ прост. Это был результат так называемого 25-го кадра ЦРУ: в течение фильма к двадцати четырем кадрам в секунду добавлялся еще один — с рекламой попкорна, который действовал на зрителей, хотя они его и не замечали.

Начиная с 50-х годов КГБ, ЦРУ и другие спецслужбы разных стран для подготовки агентов и дипломатов использовали засекреченную методику интенсификации обучения!

В ее основе лежал метод, широко известный в мире как “эффект 25-го кадра”. В чем же суть метода?

Современная психология различает у человека два диапазона восприятия: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный), при котором информация усваивается, минуя сознание. Например, если человеку последовательно демонстрировать с экрана иностранные слова с их переводом со скоростью 25 пар в секунду, то сознание эту информацию воспринимать не будет. Однако, как показывают многочисленные эксперименты, на уровне подсознания эти сигналы принимаются и обрабатываются центрами нашего головного мозга. Это открытие, к сожалению, в первую очередь стали использовать в рекламе, предвыборных кампаниях.

Но основная цель подобных методик — реализовывать скрытые резервы головного мозга. Информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, в тысячи раз превышающей норму. Способностью к сверхзапоминанию наделен не только гений, но и нормальный средний человек. Применение суггестологического метода обучения доказывает это. Ученые связывают такие возможности с тем, что у людей 97% психологической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% — на осознаваемом уровне.

В наше время на основе этого метода были разработаны, запатентованы и выпущены программы обучения иностранным языкам и технике быстрого чтения — “Intell”. Чем же отличаются эти программы от других?

Самое главное, что все обучение не требует от обучаемого каких-либо значительных усилий и зубрежки, которыми обязательно сопровождается изучение иностранного языка. Единственное, что необходимо, — это время, телевизор и концентрация внимания. Урок длится 45 минут и делится на три пятнадцатиминутки: “вижу”, “вижу и слышу”, “работаю”. Первые пятнадцать минут вы смотрите на экран, где мелькают пары слов со скоростью 25 кадров в секунду, на которых вам и нужно сконцентрировать свое внимание. На следующем этапе урока уже в обычном режиме вы просматриваете слова и слушаете их правильное произношение. А в конце занятия вы будете “доставать” из памяти увиденные пары слов с помощью специальной методики.

После 60 — 70 часов способный человек может пополнить свой словарный запас семью тысячами иностранных слов и выражений. И очень важно, что слова эти остаются в памяти долгие годы, даже если язык не используется. При традиционных занятиях на это уйдет не меньше полутора лет интенсивной работы.

В 1987 году Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН было дано официальное заключение о полной безопасности и полезности этого метода обучения для взрослых и школьников, так как в результате его использования память и внимание человека улучшаются в 10-12 раз, а скорочтение — в 3-5 раз.

Обучение по программе “Intell” можно проводить самостоятельно, и всей семьей, и с друзьями. Очень эффективно использование этих методик для работы со студентами. Единственное условие полная концентрация. Обучение по системе “Intell” универсально: созданы специальные программы для начинающих детей, для бизнесменов, бухгалтеров, экономистов, программистов, медиков по изучению английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, финского, японского языков.

Самосознание

Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ “Я””) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности.

Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д.

Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”” [Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1978].

Как уже говорилось, что образ “Я” — ни неизменное, а очень динамическое образование личности. Образ “Я” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Конечно же, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые могли способствовать осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека.

Самооценка личности

Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается.

Исследования показывают, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между архитрудными и чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и учетом прошлых успехов и неудач.

Изучение уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека.

Источники:

http://studopedia.ru/13_78272_soznanie-i-samosoznanie.html
http://studme.org/37257/filosofiya/soznanie_samosoznanie
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/samosoznanie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: