Что такое киево печерский монастырь. Откуда киево-печерская лавра получила свое название

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • (0)
  • (0)
  • Автоледи (40)
  • В помощь бизнесу (12)
  • Вязание (202)
  • Болеро (10)
  • Воротнички (23)
  • Кружевные изделия, схемы (6)
  • Обувь, пинетки, тапочки (4)
  • Полезности-программки (10)
  • Полезности-технологии (101)
  • Разные техники (11)
  • Салфетки, скатерти, пледы (21)
  • Шали (11)
  • Вязание авторское (122)
  • Velvet (8)
  • Victoria’s Secret (10)
  • Ванесса Монторо (12)
  • Виктория Исакина wwwika (5)
  • Виктория Смолякова (3)
  • Галина Вертен (15)
  • Мастера с сайта Осинка (23)
  • Мирослава Горохович (11)
  • Наталья Сазонова (16)
  • Разное (17)
  • Вязание комбинированное (7)
  • Вязание крючком (653)
  • Баттенбергское кружево (6)
  • Брюгге (и коклюшки) (34)
  • Ирландия-модели для вдохновения (88)
  • Ирландия-описания, МК (205)
  • Кайма (12)
  • Кардиганы, кофты, жакеты, пуловеры (33)
  • Ленточное кружево (8)
  • Разное (26)
  • Румыния (93)
  • Топы casual (19)
  • Узоры (38)
  • Филе (71)
  • Фриформ (9)
  • Шапки, шарфы (11)
  • Юбки, платья, туники (29)
  • Вязание спицами (280)
  • Кардиганы, кофты (32)
  • Платья, туники, юбки (34)
  • Пуловеры, джемперы (109)
  • Разное (12)
  • Свитера (14)
  • Топы (25)
  • Узоры (42)
  • Шапки, шарфы (19)
  • Говорим убедительно (2)
  • Журналы и книги по рукоделию (304)
  • Дуплет (80)
  • Журнал мод (35)
  • Журналы разные (65)
  • Книги (123)
  • Здоровье (695)
  • Аптека на кухне (4)
  • Домашняя аптечка (17)
  • Едим правильно и правильное (24)
  • Красивая фигура (101)
  • Красота лица (58)
  • Лекции, медитации (18)
  • Маски, скрабы, кремы (66)
  • Массаж (13)
  • Нетрадиционные методы лечения (140)
  • Похудание (77)
  • Разное (57)
  • Растения для здоровья и красоты (77)
  • Сохраняем молодость (44)
  • Танцуют все! (4)
  • Чистимся (29)
  • Эфирные масла (3)
  • Интересные идеи для подарков и их упаковки (3)
  • Красота (91)
  • Носим красиво (28)
  • Сочетания цветов и цветотипы (34)
  • Уют в доме (28)
  • Цветы и природа (4)
  • Кулинария (472)
  • Заготовки (58)
  • Крупы, каши, макароны (12)
  • Масла (3)
  • Мультиварка (37)
  • Мясо (16)
  • Напитки алкогольные и не очень (17)
  • Овощи (50)
  • Оформление блюд (26)
  • Полезные советы (15)
  • Птица (42)
  • Разное (18)
  • Рыба (9)
  • Салаты (17)
  • Сладкое, десерты, выпечка (83)
  • Соусы (3)
  • Специи (10)
  • Супы, первые блюда (2)
  • Сырное (2)
  • Тесто – варим, жарим (55)
  • Чай, кофе (20)
  • Личности в истории (19)
  • Лучшие друзья девушек (69)
  • . и их обладательницы (12)
  • Все о. (28)
  • История (6)
  • Уход (1)
  • Ювелирное искусство (12)
  • Музеи и достопримечательности мира (97)
  • Виртуальные прогулки (16)
  • Красивые замки, храмы и виды (35)
  • Питер (49)
  • Музыка (35)
  • Нет предела фантазии и мастерству! Восхищаюсь! (140)
  • О и для моих любимых (15)
  • Поздравительные открытки (16)
  • Полезные сайты по разным темам (18)
  • Полезные советы (466)
  • Все для ремонта (71)
  • Домашние хлопоты (56)
  • Домашняя химия (14)
  • Женские мелочи (4)
  • Интерьер (29)
  • Комп (25)
  • Красавица орхидея – уход (4)
  • Неизвестное об привычном (76)
  • Огород на подоконнике (6)
  • Полезные программки (40)
  • Разное (36)
  • Туристу (4)
  • Украшалочки (7)
  • Ухаживаем за растениями (94)
  • Фото (20)
  • Помощь в создании и ведении дневника (77)
  • Картинки, оформление (8)
  • Советы, программки (17)
  • Психология (100)
  • Пытаюсь освоить фотошоп (59)
  • Родина моя (17)
  • Рукоделие (2017)
  • point to point (12)
  • Батик (27)
  • Бисер, паетки, бусины (307)
  • Валяние (11)
  • Вышивка бахромчатая (2)
  • Вышивка бисером (31)
  • Вышивка комбинированная, аппликация (31)
  • Вышивка крестиком (109)
  • Вышивка лентами (86)
  • Вышивка объемная (25)
  • Вышивка ришелье (13)
  • Вышивка рококо, гладь и еще . (45)
  • Вышивка швы разные; хитрости, советы (50)
  • Ганутель (10)
  • Гипс, алебастр, шпатлевка (26)
  • Декупаж – картинки (55)
  • Декупаж – МК, разные техники (118)
  • Жгуты, лариаты (53)
  • Игольное кружево (28)
  • Изонить (12)
  • Картонаж (2)
  • Квиллинг (25)
  • Коврики, гобелены, панно (74)
  • Коклюшки (5)
  • Красивые штучки (85)
  • Крейзи вул (15)
  • Кремоварение (1)
  • Куклы, животные (65)
  • Макраме (46)
  • Мебель своими руками, мастерим и реставрируем (15)
  • Мозаика (9)
  • Мыло своими руками (8)
  • Обо всем по-многу (11)
  • Папье-маше (9)
  • Пейп-арт (6)
  • Переделки (13)
  • Пластиковые пакеты (5)
  • Плетение – бумажные трубочки, лоза (51)
  • Плетение – шнуры, тесьма (19)
  • Природные материалы (46)
  • Проволока (83)
  • Пэчворк (25)
  • Разное (95)
  • Рисуем всем (26)
  • Роспись по стеклу (28)
  • Свечи ручной работы (4)
  • Свит-дизайн (5)
  • Скрап (1)
  • Соленое тесто (31)
  • Сумки (45)
  • Сутаж (12)
  • Украшения, бижутерия (100)
  • Фриволите (62)
  • Холодный фарфор, полимерная глина (73)
  • Цветы разные (63)
  • Шаблоны, трафареты (97)
  • С миру по нитке (85)
  • Непознанное (11)
  • Разное (36)
  • Улыбнись! (37)
  • Символы года (1)
  • Учу английский (45)
  • Учу итальянский (4)
  • Фэн-шуй, симорон и еще много чего (212)
  • Исполнение желаний (22)
  • Книга мечты (21)
  • Мандалы (6)
  • Мантры (10)
  • Медитации (2)
  • Мудры (48)
  • Обереги (7)
  • Разное (38)
  • Руны, иероглифы, ставы (40)
  • Симорон (13)
  • Таро (1)
  • Фэн-шуй (4)
  • Шитье (88)
  • Выкройки, модели (17)
  • Технологии, МК (62)
  • Швейная машинка (7)
  • Шторы (2)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Статистика

История Киево-Печерской Лавры

История Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра находится на правом берегу Днепра, на высоких днепровских холмах. Первые монахи селились в пещерах, именно отсюда название Печерская (укр. печера – пещера). Лавра – это почетное звание, которое присуждалось только крупным и значительным монастырям. Взяв начало от первых пещер, вырытых в 11 веке, в течение 9 веков Киево-Печерская Лавра разрослась до величественного комплекса церквей и монастырей, производящего не только на верующих, но и на обычных туристов очень сильное впечатление.

История Киево-Печерской Лавры восходит к 1051 году, когда вернувшийся со Святой Афонской горы монах Антоний поселился в пещере в ложбине между двух холмов. Пещеру эту выкопал для себя отец Иларион, духовник Ярослава Мудрого. Незадолго до возвращения Антония Иларион оставил пещеру, приняв сан митрополита. Надо отметить, что Иларион стал первым митрополитом русского происхождения. К Антонию потянулись последователи. Когда число монахов достигло 12, на соседней горе Антоний вырыл для себя новую пещеру. Впоследствии, первые пещеры были названы дальними, а вторые – ближними. Постепенно появлялись все новые пещеры, они соединялись друг с другом лабиринтами, вмещая все новых и новых монахов. Число последователей Антония росло, им становилось тесно в пещерах, и тогда была построена Успенская церковь и кельи на поверхности. По просьбе Антония, Князь Изяслав подарил монастырю территорию, включающую в себя всю гору над пещерами. В 1062 году монастырь был назван Печерским. После смерти Антония в 1073, его похоронили в пещере, в дальнейшем таким же образом стали хоронить и других монахов. Пещеры остались местом проживания лишь самых аскетичных монахов-отшельнков. Пещерный монастырь удостаивал частыми посещениями сам князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Киевская знать тоже проявляла уважение к монастырю.

В период 1106-1108 г.г. при участии преподобного Алипия, а также греческих зодчих и живописцев, была построена церковь над воротами главного входа в монастырь. Её так и назвали Надбрамна (Надвратная), или Троицкая Надбрамная церковь (Церковь Святой Троицы над брамой). Несмотря на прошедшие века, церковь пережила разрушительные набеги, пожары, и сохранилась до нашего времени.

Монахи и затворники Киево-Печерской обители отличались высокими нравственными качествами и подвижничеством, что вызывало уважение у просвещённых и влиятельных людей того времени. Постепенно, монастырь превращается в своеобразное образовательное учреждение, академию православных правителей. Со всех уголков Руси сюда начинают стекаться не только знатные, но и образованные люди. От времени возникновения Киево-Печерской обители до начала 13 века из числа иноков вышло 50 епископов, назначенных на служение в разные уголки государства. Слава о монастыре разошлась далеко за пределы Руси.

Во время нашествия орд Батыя в 1240 году Киево-Печерская Лавра была разорена и разграблена. Большинство монахов было убито, части удалось сбежать. После этих событий достоверных сведений о монастыре нет вплоть до 14 века, когда он был отстроен и даже стал усыпальницей князей и другой знати. Но в конце века снова был разграблен и сожжен крымским ханом Менгли I Гераем (Гиреем). В 16 веке, несмотря на препятствия, возникающие в связи с окатоличиванием части украинских земель, монастырю удалось выстоять. Даже утратив часть своего авторитета и славы, Киево-Печерский монастырь оставался духовным и культурно-просветительским оплотом. Статус Лавры монастырь получил в 1688 году.

Читать еще:  Натальная луна. Луна в астрологии и мистике

В 1615 году архимандрит Елисей Плетенецкий открыл при Киево-Печерской Лавре типографию, которая долгое время оставалась самой крупной в Киеве. Очень известна была и иконописная мастерская Лавры. В 18 веке вокруг монастыря появляются земляной вал и каменная стена. Чудовищный пожар, который охватил Лавру в 1718 году, уничтожил все деревянные постройки на территории монастыря и некоторые каменные, сгорели также архив Киево-Печерской Лавры и библиотека. В 1720 году начинается восстановление монастыря. Именно это время считается расцветом стиля барокко в Киево-Печерской Лавре. Примерно тогда же строится Великая Лаврская Колокольня высотой 96.5 метров, которая вплоть до середины 20 века была самым высоким строением в Киеве. В 19 веке Киево-Печерская Лавра включала в себя уже 6 монастырей: Главный (при Великой церкви), Ближние Пещеры, Дальние Пещеры, Больничный, Китаевская пустошь и Голосеевская пустошь.

После Октябрьской революции 1917 года, для Киево-Печерской Лавры, как и для многих других христианских святынь, настали трудные времена. В 1918 году был зверски убит настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Владимир. Имущество Лавры было национализировано, на её территории открыли музейный городок, а в 1930 году монастырь был ликвидирован.

Невосполнимые потери понесла Лавра во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года был взорван Свято-Успенский собор, причем до сих пор идут споры, кем и зачем это было сделано. В то же время, в 1941 году на территории Нижней Лавры возобновил свою деятельность монастырь. В 1961 году монастырь вновь упразднили. Только в 1988 году, по случаю празднования 1000-летия крещения Руси, согласно постановлению Совета Министров УССР территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами была передана общине, а в 1990 глду к монастырю вернулись и Ближние пещеры. В 1990 году Киево-Печерская Лавра внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2000 году восстановлен и освящен Успенский Собор.

В разное время с Лаврой были связаны легендарные деятели, такие как: летописец Нестор (автор “Повести временных лет”), живописец Алипий, Агапит – ученик Антония, целитель, просветитель Петр Могила, в честь которого названа академия в Киеве, а также другие выдающиеся личности.

В пещерах Лавры нашли приют мощи богатыря Чобитько, который принял монашество в Киево-Печерской Лавре, взяв имя Илья, которого считают прототипом былинного героя Ильи Муромца. В 1643 году преподобный Илия из Мурома был причислен к лику святых и канонизирован. На территории Лавры похоронен и Пётр Аркадьевич Столыпин, убитый в Киеве в 1911 году.

Киев не только прекрасный город, в котором масса достопримечательностей, но еще и столица Украины. Это город, который всегда рад своим гостям. Здесь есть на что посмотреть. Многим приходилось бывать в этом прекрасном городе не один раз, и каждый раз город раскрывал перед ними все больше и больше незабываемых моментов, которые манят посетить его еще раз. Для того, чтобы была возможность задержаться в столице Украины на несколько дней и насладиться его прелестями посетив массу незабываемых мест, стоит заранее позаботиться о временном жилье. Квартира посуточно в Киеве, в настоящее время является самым правильным выбором. Комфорт и доступная цена, позволят чувствовать себя как дома.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Откуда Киево-Печерская Лавра получила свое название

Рассказывает преподобный Нестор Летописец.

Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и, бывшую там, церковь святых Апостолов, и многих попов содержал при ней. Был между ними священник, именем Иларион, человек добрый, книжный и постник. Он ходил с Берестова к Днепру, на холм, где ныне старый Печерский монастырь, и там молился. Тут был большой лес. Иларион вырыл себе в нем пещерку, маленькую, двухсаженную, и, приходя из Берестова, отпевал тут часы и втайне молился Богу. Потом Бог вложил в сердце князю поставить Илариона митрополитом у св. Софии, а пещерка эта так и осталась.

Около этого же времени жил некоторый человек, мирянин, из города Любеча. И вложил ему Бог в сердце идти странствовать. Он отправился на Святую гору (Афон), видел тамошние монастыри и, обошедши их все, полюбил иночество. И пришел он в один из монастырей и умолил игумена возложить на него иноческий образ. Тот послушал, постриг его и дал ему имя: Антоний. Наставивши его и научивши, как жить в монашестве, игумен сказал ему: «возвратись на Русь, и да будет с тобой благословение от Святой горы! Чрез тебя размножатся иноки на Руси». Благословил и отпустил его, сказав: «Иди с миром».

Антоний пришел к Киеву, и стал думать, где бы ему жить. Он ходил по монастырям, но, – так уже Богу было угодно, – не нравилось ему в них. И стал он ходить по дебрям и по горам, ища, где бы Бог показал ему жить. И пришел он на холм, где Иларион вырыл пещерку, и полюбилось ему это место. Он поселился здесь и начал молиться Богу со слезами, говоря: «Господи! утверди меня на этом месте, и да будет на нем благословение Святой горы и моего игумена, который постригал меня». И он стал тут жить, молился Богу, ел сухой хлеб, и то чрез день, и воду пил в меру; копал пещеру свою, и так жил в постоянных трудах, в бдении и молитвах, не давая себе покоя, ни днем, ни ночью. Потом узнали об нем добрые люди, приходили к нему, приносили, что́ было нужно. И прошла о нем слава, как о великом человеке, и стали приходить к нему просить благословения и молитвы. Когда преставился великий князь Ярослав, и сын его Изяслав принял власть и сел в Киеве; – Антоний был уже прославлен в Русской земле. И узнал Изяслав о жизни его, и пришел к нему с дружиной просить благословения и молитвы. Всем сделался известен Антоний, и все почитали его. И начали приходить к нему братия, и он принимал и постригал их. Собралось у него 12 братий; они вырыли большую пещеру, – церковь и келии, которыя целы и теперь в пещере, под ветхим монастырем. Когда собрались таким образом братия, Антоний стал говорить им: «Вот, братия, Бог совокупил вас по благословению Святой горы, с которым постриг меня тамошний игумен, а я постриг вас. Да будет же на вас благословение, во-первых, от Бога, во-вторых, от Святой горы»! Потом сказал: «Живите теперь сами по себе. Я поставлю вам игумена, а сам пойду один на другую гору: я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел и выкопал себе в горе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем. Там он и умер, живши в добродетели 40 лет, никуда не выходив из пещеры, где и до ныне лежат мощи его.

Братия между тем жили со своим игуменом в пещере, и когда их стало уже очень много, они задумали поставить монастырь вне пещеры. И пришли братия и игумен к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия так размножились, что нельзя поместиться в пещере. Да будет повеление Божие и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И повелел им Антоний. Они поклонились ему, и поставили над пещерой церковку маленькую во имя Успения Пресвятой Богородицы. И стал Бог молитвами Богородицы умножать черноризцев. Тогда братия, на совете с игуменом, решили построить монастырь. И опять пошли они к Антонию и сказали: «Отче, братия умножается, и мы бы желали построить монастырь». Антоний был рад, и сказал: «Благословен Бог за все! Да будет с вами молитва святой Богородицы и отцев Святой горы»! И сказав это, послал одного из братий к князю Изяславу сказать ему: «Князь мой, вот Бог умножил братию, а местечко маленькое. Дал бы ты нам ту гору, что́ над пещерой». Изяслав, слыша это, с радостию послал своего мужа и отдал им эту гору. Игумен и братия заложили большую церковь, обнесли монастырь оградой, и поставили много келий, и, окончив церковь, украсили ее иконами. Так зачался Печерский монастырь.

Читать еще:  Цветы продавать живые. К чему снятся живые цветы: интерпретация

Назвался он Печерским потому, что братия прежде жили в пещере [1]; пошел же монастырь этот от благословения Святой горы. Когда монастырь уже построился, а игуменом был в нем Варлаам; поставил Изяслав монастырь святого Димитрия и перевел туда на игуменство Варлаама, желая сделать свой монастырь выше и надеясь на богатство. Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством; но не таковы они, как поставленные слезами, пощением, молитвою, бдением. Антоний вот не имел, ни золота, ни серебра, да приобрел все слезами и постом, как я уже и говорил. Когда же Варлаам пошел в монастырь святого Димитрия; братия посоветовавшись, пошли к старцу Антонию и сказали: «Поставь нам игумена». Он же сказал: «Кого хотите»? А они сказали: «Кого хочет Бог и ты». И сказал им Антоний: Кто между вами послушливее, кротче, смиреннее Феодосия? Пусть он и будет вам игуменом». Братия рады были, поклонились старцу, и поставили Феодосия игуменом над собой; а их было тогда 20 человек. Принявши монастырь, Феодосий ввел в нем воздержание, великое пощение и молитвы со слезами; и принимал он многих черноризцев и собрал братии 100 человек. Тогда он стал искать монастырского устава. Нашелся тут Михаил, чернец Студийского монастыря, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. Феодосий стал искать у него устава Студийских иноков, и нашедши, списал и установил в своем монастыре: как быть монастырскому пению, как поклоны держать, как читать чтение, и стояние в церкви, и весь порядок церковный, и как за трапезой сидеть, и что́ есть в какие дни, – все по уставу. Феодосий приобрел этот устав и ввел в своем монастыре, а у него и другие монастыри переняли; потому и честь Печерскому монастырю прежде всех других. Так жил Феодосий в монастыре, ведя добродетельную жизнь, соблюдая иноческое правило, и принимал всякого, приходящего к нему. Тогда пришел к нему и я, худой, недостойный раб, и он принял меня. Мне было тогда 17 лет от роду. И вот я написал это и положил год, когда начал быть монастырь Печерский [2].

1. По старинному произношению печера.
2. В летописи все это рассказывается под 1051 годом.

Источник: Киевопечерскiй Патерик по древним рукописям.

Киево-Печерский патерик: У истоков русского монашества

Интервью с М. Е.Башлыковой, сотрудником музея им. Андрея Рублева

– Выставка «Киево-Печерский патерик: У истоков современного монашества», проходящая в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с 30 августа, посвящена 600-летию древнейшего списка Киево-Печерского патерика (1406) Арсеньевской редакции, составленной Тверским архиепископом Арсением.

Киево-Печерский патерик как целостное произведение сложился в конце XIII – начале XIV века на основании произведений XI–XII веков: летописных статей, посланий Владимирского епископа Симона и печерского инока Поликарпа и позднейших добавлений.

В выставке также принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Российская государственная библиотека, Государственный литературный музей, музеи Владимира, Егорьевска, Серпухова, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, музей при храме святителя Митрофана Воронежского и частные коллекционеры Москвы.

Киево-Печерский патерик повествует о возникновении Киево-Печерского монастыря – первого известного по названию монастыря Древней Руси, о святых иноках первых веков его истории. Основатели монастыря, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, являются и основателями русского монашества.

Преподобный Антоний был славянином, уроженцем города Любеча, который принял постриг на Афоне и долгое время подвизался там (вероятно, в монастыре Есфигмен). Потом по благословению игумена обители он вернулся на Русь. Игумен отпустил его на родину со словами: «Иди воспять в Россию, да тамо от тебя мнози будут черноризцы». И действительно, преподобный Антоний становится основателем русского монашества. Он приносит на Русь афонскую монашескую традицию. Связь с Афоном всегда очень сильно ощущалась в Киево-Печерском монастыре. Другая значимая связь – с Константинополем – ведет начало от основания Успенской печерской церкви и от введения в монастыре преподобным Феодосием, учеником преподобного Антония, Студийского устава, принесенного из Константинополя.

Из Патерика мы знаем, что создание Успенской церкви было благословлено Пресвятой Богородицей, Которая Сама явилась константинопольским зодчим и велела им построить в Киеве храм, посвященный Ей, и дала им «наместную» (главную храмовую) икону. Это событие произошло во Влахернском храме, где хранились риза и пояс Пресвятой Богородицы и где была традиция Ее особого почитания. Эта традиция и была перенесена на Русь.

Параллельно рассказу об истории монастыря на выставке идет рассказ о Киево-Печерском патерике, об истории его текста, отразившейся в создании многочисленных редакций, последовавших за первоначальной – основной. Создатель второй редакции Тверской епископ Арсений был, по-видимому, пострижеником Киево-Печерского монастыря. В Москву он прибыл вместе с митрополитом Киприаном и здесь был посвящен в епископский сан. С именем епископа Арсения связано первое достоверное свидетельство о канонизации преподобного Антония Печерского. Житие преподобного Антония не сохранилось – вероятно, оно, как и многие другие книги монастырских библиотек, погибло во время многочисленных войн. В XIX веке даже возникали споры о том, существовало ли это житие и почитался ли вообще преподобный Антоний на Руси. Говорили о том, что затворнический афонский путь монашеской жизни не был популярен на Руси. Об обратном свидетельствует основание в конце XIV века святителем Арсением около Твери, в урочише Желтикове, Успенского монастыря с храмом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В середине XV века создаются две редакции Киево-Печерского патерика: первая и вторая Кассиановские, названные так по имени их создателя – уставщика Киево-Печерского монастыря, «крилошанина» Кассиана. Вторая Кассиановская редакция оказала самое сильное влияние на все последующие изменения текста.

После этого было создано еще несколько редакций Патерика, из которых нужно отметить его первое издание на польском языке, вышедшее в типографии Киево-Печерского монастыря в 1635 году. Эта редакция была создана сподвижником митрополита Петра Могилы, Киевским митрополитом Сильвестром Косовым. Она появилась в очень сложной межконфессиональной обстановке на Украине и была направлена на то, чтобы утвердить святость печерских подвижников, чьи нетленные мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры. Текст Патерика в редакции 1635 года был довольно сильно сокращен и изменен.

Иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке, также отражают историю почитания Киево-Печерских святых. Их древнейшую иконографию представляют многочисленные списки с иконы конца XIII века Богоматери Печерской (Свенской) (хранится в Государственной Третьяковской галерее). На этой иконе преподобные Антоний и Феодосий Печерские предстоят восседающей на троне Богоматери. По преданию, в 1288 году, по просьбе ослепшего черниговского князя Романа, чтимая икона была принесена ему из Киево-Печерского монастыря. Получив чудесное исцеление, князь в память этого события основал на реке Свене, близ города Брянска, монастырь, главной святыней которого и стала эта икона. По названию монастыря она получила второе название – Свенская.

Икона, написанная Кириллом Улановым в 1724 году, изображает Богоматерь в окружении святых, жития которых находятся в Киево-Печерском патерике.

На надвратной иконостасной сени (конец XVII – начало XVIII в.) изображена Донская икона Богоматери, которой предстоят преподобные Антоний Великий и Антоний Печерский. Также на этой иконе представлены некоторые сюжеты Киево-Печерского патерика и вид большого собора московского Донского монастыря.

Читать еще:  Какие бывают евреи. Кто такие евреи и откуда они взялись

Киево-Печерские святые изображались на иконах Богоматери «Всех скорбящих Радость», «Достойно есть», Ченстоховская (XVII–XVIII вв.), а также среди избранных святых на иконах «Спас Недреманное око» и «Шестоднев» (XVI и XIX вв.).

Представлены также отдельные изображения печерских святых: преподобного Антония, Феодосия, Иоанна Многострадального, Арефы, Исаакия, Пимена Многоболезненного, Исаии (XVI–XIX вв.).

– За иконами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских их ученики изображены по правую и по левую сторону. Есть в этом какой-нибудь внутренний смысл?

В графике Киево-Печерские святые начинают изображаться с середины XVII века, когда по поручению митрополита Петра Могилы знаменитым мастером Илией была выполнена серия гравюр для первого печатного издания Патерика на церковнославянском языке. Им были созданы листы с изображением преподобных и титульный лист, ставший своего рода издательской маркой Киево-Печерской типографии. На нем изображен Успенский собор лавры, из которого произрастает виноградная лоза – символ Христа и христианства. Эту лозу возделывают преподобные Антоний и Феодосий, а «процветает» она подвижниками, жития которых входят в состав Киево-Печерского патерика.

Дальнейшая история графики с изображением печерских святых представлена в декабрьском издании Патерика 1702 года, которое было проиллюстрировано Леонтием Тарасевичем. В отличие от Илии, работавшего в технике гравюры на дереве, он выполнил гравюры на меди. Это во многом определило более тонкую и изысканную стилистику изображений. Гравюры Леонтия Тарасевича на долгое время стали эталоном для всех последующих граверов, работавших над Патериком.

На основе иконографии Азовской Богоматери, созданной Леонтием Тарасевичем в технике гравюры, возникают торжественные иконы, одна из которых (конец XVIII – начало XIX в.) представлена на выставке.

Самое раннее экспонируемое произведение в станковой гравюре – собор Киево-Печерских святых (конец XVIII – начало XIX в.). На многочисленных литографиях XIX века изображены преподобные Антоний и Феодосий, представлены виды Киево-Печерской лавры.

Одной из особенностей выставки является раздел, посвященный паломничеству в Киев. Эта тема раскрывается на интересном картографическом материале. Тут и план Ближних (Антониевых) пещер Киево-Печерской лавры (XVII в.), и карты Киева и прилегающих к нему земель, изданные в России и за рубежом (XVII и XVIII в.).

На выставке представлены также гравюры и акварели с изображением Святой горы Афон, откуда пришел преподобный Антоний. Его изображение традиционно присутствует в иконографии собора Афонских святых, а также среди чтимых в монастыре Есфигмен святых.

– Традиция особого почитания Богоматери на Святой горе Афон. Повлияла ли она как-нибудь на то, что на Руси также очень сильно стали почитать Богородицу? Откуда стало распространяться это почитание, не из Киево-Печерского монастыря ли?

– Вероятно, здесь можно говорить о соединении двух традиций: с одной стороны, афонского особого почитания, с другой – влахернского благословения на строительство храма. Можно даже предположить преобладание Константинопольской линии, выражавшейся в том, что на Руси во множестве строились именно Успенские храмы, по образу и подобию печерского. Так, на выставке представлена икона с изображением Московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на фоне московского Успенского собора (XVIII в.).

– Сам кодекс Патерика дошел до нас по частям или же целиком?

– Насколько известно, Киево-Печерский патерик создавался не единовременно и некоторые его части относятся к различным временам. По внутренней окраске нравственного назидания они наверно чем-то отличаются друг от друга?

– Я думаю, что Киево-Печерский патерик обладает особым объединяющим началом. Это атмосфера, созданная каким-то необыкновенным чувством любви авторов Патерика к Киево-Печерскому монастырю – к своей духовной родине. Но, конечно же, в Патерике существуют различные по тональности части.

Во-первых, в посланиях Симона и Поликарпа развивается сложная коллизия отношений между этими двумя людьми. Епископ Симон отговаривает Поликарпа от принятия епископского сана, считая его еще недостаточно подготовленным духовно. В форме примера для подражания в его Послание входят рассказы о печерских святых. Кроме того сами жития делятся на жизнеописания затворников (условно называемых последователями прп. Антония) и подвижников, избравших путь общественного служения (вслед за прп. Феодосием). Вероятно, с определенными духовными предпочтениями эпох связано изменение порядка следования житий в разных редакциях Киево-Печерского патерика.

– Что можно рассказать о жанре написания этого произведения? Имеется ли какая-то преемственность русских патериков от греческих?

Киево-Печерский патерик возник в русле византийской агиографической традиции. Житие преподобного Феодосия Печерского, созданное преподобным Нестором Летописцем, обнаруживает знакомство его автора с византийской житийной литературой, в том числе с древними патериками. В тексте много заимствований из греческих патериков; многие фрагменты сказаний о святых отцах Востока заимствовались как эталонные древнерусскими писателями при описании жизни их святых современников. Однако речь здесь идет не просто о литературном заимствовании, по выражению одного из исследователей, здесь повторялась сама жизнь.

На выставке представлены древние списки Азбучно-Иерусалимского и Египетского патериков, которые были среди первого комплекса книг, переведенных на церковно-славянский язык вскоре после Крещения Руси.

– Если сравнивать Киево-Печерский патерик с другими русскими патериками, то в чем их схожесть и в чем отличие?

– Киево-Печерский патерик стал образцом для всех последующих русских патериков, но при этом, по выражению Георгия Федотова, единственным, имевшим общерусское значение. Поэтому здесь, наверное, правильнее говорить о его уникальности по сравнению с византийской патерикографией. Она проявляется в частности, в особом внимании к политической обстановке того времени, на фоне которой происходили описываемые события, к бытовым деталям.

– Каково место Киево-Печерского патерика в культуре Древней Руси? Можно ли сказать, что эти первые произведения древнерусской письменности являются, по сути, святоотеческими творениями?

– Святоотеческими традиционно называются богословские или мистические произведения святых отцов, признанные Церковью. Киево-Печерский патерик же, вероятно, в большей степени повествует о древнерусской монашеской традиции. Патерик создавался для людей, причастных к духовному просвещению, большинство из которых в русском средневековье принадлежало к монашескому сословию. Глубокие богословские пласты, заложенные в Патерике, служили источником духовной мудрости для многих поколений людей. Сейчас одни исследователи удивляются скудости и бедности богословской мысли на Руси, другие полагают, что форма богословия на Руси была особой – сферой приложения его были литература, архитектура и иконопись. Во всяком случае, можно говорить о том, что древнерусская литература практически вся направлена, ориентирована на Священное Писание, на его истолкование и распространение. Прямые цитаты из Библии встречаются практически во всех древнерусских текстах, в них также есть и скрытые цитаты, аллюзии, метафоры, зачастую неприметные на взгляд «непросвещенного» нашего современника, однако для людей, живших в те времена, они были наполнены глубоким внутренним смыслом.

– Помимо основной тематики, касающейся Киево-Печерского патерика, какие еще экспонаты представлены на этой выставке?

– Во-первых, это самый ранний памятник на выставке – смальта из мозаик Софии Киевской XI века. Кроме того, рукописный сборник XVI века, в составе которого находится список «Слова о законе и благодати» Киевского митрополита Илариона. Этого первого митрополита из русских, вынужденно оставившего кафедру, некоторые ученые отождествляют с одним из первых печерских черноризцев, сподвижником Антония Печерского – преподобным Никоном.

На выставке присутствуют иконописные и эмальерные изображения святых, связанных с Киево-Печерским монастырем: святителя Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского и других. Особый раздел посвящен почитанию печерских святых в старообрядческой среде.

В разделе, посвященном афонской тематике, представлена уникальная по своей иконографии икона с изображением явления афонским инокам Иверской иконы Богоматери.

Адрес: Москва, Андроньевская пл., 10.

Проезд: станции метро «Площадь Ильича», «Римская».

Выставка «Киево-Печерский патерик: У истоков современного монашества» проходит с 30 августа по 30 октября.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/galina0123/post297396863/
http://pravlife.org/ru/content/otkuda-kievo-pecherskaya-lavra-poluchila-svoe-nazvanie
http://pravoslavie.ru/591.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: