Что такое икона и зачем она нужна? временней, в пениих, бдениих же и пощениих. Чем икона отличается от идола

Чем почитание икон отличается от идолопоклонничества

Апологеты христианства часто указывают на несоответствие теории и практики, яркий пример – почитание икон православными верующими. Ведь во второй заповеди, данной Моисею, написано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой», но во всех храмах есть иконы и верующие молятся перед ними. Потому что почитание икон это не идолопоклонничество.

В ранней истории христианства вопрос об иконопоклонении был острым: в Византии в VII-IX веках существовало массовое иконоборческое движение, которое завершилось в 842 году.

Иконоборчество

К IV веку н.э. иконы повсеместно присутствовали во внутреннем убранстве храмов, многие Отцы Церкви одобряли эту практику, однако не все благодушно относились к почитанию икон: Евсевий Кесарийский, отец церковной истории, утверждал, что божественная природа неизображаема.

Движение иконоборцев укрепилось к VI веку благодаря влиянию монофизитов (суть учения – о природе Иисуса Христа, монофизитство отрицало его человеческую природу, а учитывало только божественную).

Дальнейшее развитие иконоборчество получило после возникновения ислама, в котором запрет на изображение Аллаха – один из основных элементов вероучения. Обоснования иконоборчества основывались на Ветхозаветной заповеди: «Не сделай себе кумира» и на суеверном поклонении иконам, как языческим фетишам – иконы для многих верующих являлись отдельными от христианского вероучения магическими предметами.

Богословы, стоявшие на противоположных позициях, утверждали, что икона – это лишь подобие изображенного, своеобразный символ, позволяющий верующим воспринять божественное. По их мысли, икона выступает как окно в Царство Небесное, как связь земного и божественного.

II Никейский Cобор

Однако, иконоборцы получали поддержку со стороны императоров: Льв Исавр хотел устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами и полагал, что упразднение почитания икон ему поможет в дипламатическом смысле, эта тенденция сохранилась при его сыне и внуке.

Тогда были засвидетельствованы гонения на иконопочитателей и массовое уничтожение икон, а 754 году, 348 епископов, объявив себя 7 Вселенским Собором, отлучили от церкви всех почитателей. Негативное отношение императора было связано и с конкуренцией за лидерство светской и церковной власти, а через отнятие утвари у приходов и её присвоения, действующая власть обогощалась.

Конец трениям и разногласиям положил Собор в Никее 787 года. Отметим, что были попытки сорвать мероприятие, которое планировалось изначально провести в столице – проходили митинги иконоборцев. Императрица Ирина не перенесла Собор, но во время его открытия в храм ворвались вооруженные солдаты – сторонники иконоборчества.

В итоге начало было сорвано, святым отцам не оставалось ничего, кроме как разойтись. Собор был перенесен в Никею – в нем участвовали в первую очередь епископы Восточной церкви, а так же представители от Западной церкви.

По итогам Никейского Собора, 308 легатов утвердили догмат об иконопочитании, суть которого заключается в том, что чествование икон относится не к рисунку и материалу, а к изображённому лицу, поэтому поклонение им не имеет характера идолопоклонства. Сильнейшим аргументом против иконоборцев было то, что помимо заповедей, Господь дал Моисею план устройства Храма, где указывается об изображении херувимов на завесе перед Святая Святых.

Читать еще:  Свято троицкий мариинский женский монастырь. Егорьевск

Многим итоги Собора показались спорными – король франкского государства, будущий Карл Великий, нашел ошибки в содержательной части Собора и отослал список папе Римскому. Иконоборцв тоже были недовольны итогами: они утвержали, что результаты были подтасованы, а участники Собора ссылались на труды еретиков.

Почему икона не идол?

Критика поклонения иконам распространена и по сей день: в первую очередь христианами-протестантами, которые видят в этом элементы языческих верований и идолопоклонство. Однако икона не идол.

Первое отличие иконы от идола: она не является сама по себе объектом веры – это символ первообраза, на котором изображены святые, ангелы, великомученики или Спаситель. Это не языческое обожествление сил природы – поклонение камням, рощам и «местам силы», молящийся обращается не к расписанной доске, а изображенному конкретному святому.

В разных православных традициях отличается отношение к иконам, и если какого-то верующего смущает молиться перед ними, то в церкви нет обязательного правила делать это только таким образом, в православии существует и молитва без иконы.

Почитание икон и поклонение идолам: в чем разница?

Критики христианства начиная с самых первых веков видели в нем внешние проявления иных, языческих, культов и из этого делали ошибочный вывод, что христианство заимствовало тот или иной элемент учения или ритуала из более древних языческих культов. Говорили, что якобы мотив воскресения Бога основан на древнеегипетском мифе об Осирисе, почитание Богородицы имеет истоком языческие культы Матери-Земли, а Евхаристию позаимствовали у митраизма. Не стало исключением и иконопочитание, ошибочно рассматриваемое как частный случай идолослужения. Что можно возразить на это?

Во-первых, человечество имеет не так уж много повсеместно распространенных ритуальных практик: возжжение свечей, пение религиозных гимнов, особые трапезы, омовения, погребальные церемонии являются общечеловеческим культурным кодом. Естественно ожидать, что и в христианстве религиозное чувство будет выражать себя таким же образом. Но из этого отнюдь не следует тождественность смысла данных ритуалов в языческих религиях и в христианстве. Более того, сам факт того, что в языческих религиях данные ритуалы встречались раньше, чем возникло христианство, вовсе не означает вторичность христианского культа по отношению к данным религиям. Христианство как бы возвращает этим исконным, общим для всего человечества, ритуалам их забытое многобожниками значение. Соответственно, считать акт лобызания икон, возжигания свечей перед ними тождественным идолослужению нельзя, несмотря на их внешнюю схожесть.

Во-вторых, следует отличать почитание («дулиа») от поклонения («латриа»). Поклоняемся мы только Богу, а почтение не только по отношению к Самому Христу, но и к Божией Матери и святым — дело, безусловно, полезное и не подлежащее никакому осуждению, о чем свидетельствуют, к примеру, найденные в Палестине бронзовые изображения Христа, датируемые I веком. Заметим, что «святыми» называются все члены Церкви, Тела Христова, о чем свидетельствует возглас «Святая (Дары) святым (людям)», а также тот факт, что диакон, обходя храм, кадит не только перед образами, но и перед каждым из присутствующих. И православные христиане, даже самые простые и неискушенные в тонкостях богословия, не думают, что предметом их поклонения служат доски и краски или что вещество тела Христова в воплощении было идентичным материалу, из которого изготовлены иконы. Святой Иоанн Дамаскин писал: «Я не поклоняюсь веществу, но Творцу вещества, соделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшемуся моим спасением». Святой Феодор Студит прибавляет к этому следующее: «Оно (Божество) присутствует также в изображении Креста и других божественных предметов не по единству природы, так как эти предметы не плоть Божественная, но по относительному их Божественному причастию, так как они участвуют в благодати и чести». Другие богословы отмечали, что как мы чтим Библию, не поклоняясь «естеству кож и чернил», но Слову Божиему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, Чей образ написан этими красками на этой доске. Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу.

Читать еще:  Богатства и процветания. Как притянуть деньги, или теория процветания и богатства

В-третьих, цитирующие ветхозаветную заповедь «Не сотвори себе кумира» забывают, что сам Моисей получил от Бога повеление сделать золотых херувимов у ковчега Завета (См.: Исх. 25: 18–22) и вышить изображениями херувимов завесу, отделявшую Святую Святых от святилища в скинии (См.: Исх. 26: 31). Можно также упомянуть о медном змее, которого Господь повелел сделать Моисею, чтобы ужаленные змеями, взглянув на него, получали исцеление (См.: Чис. 21: 8, 9; Ин. 3: 14), где медный змей выступает как прообраз Христа. Значит, запрет на изображения касался только изображений ложных богов, а на изображения истинной религии он не распространялся, чему доказательством могут служить археологические раскопки в синагогах I века до Р. Х. — III века по Р. Х., а также найденная в Палестине бронзовая икона Христа, датируемая I веком, веком апостолов.

Наконец, если мы веруем, что Христос — Слово, ставшее плотью, что Его воплощение было реальным, а не призрачным, то тем самым допускаем изображение Его по человечеству. Иконопочитание, следовательно, является логическим следствием и зримым выражением православной христологии. Противники иконопочитания могут возразить, что таким образом мы разделяем Божество и человечество, подобно несторианам, или смешиваем, подобно монофизитам. Оправдано ли это возражение? Нет. Мы прекрасно понимаем, что изображение на иконе не есть Сам Христос и даже необязательно похоже на Него. Икона есть символ, знак, напоминание, служащее для возгревания нашей веры и умножения нашей любви к Богу и Его святым угодникам. Запрет на написание и почитание икон проистекает из античной философии, один из ярчайших представителей которой Платон утверждал, что «тело есть темница души», что косная материя оскверняет дух, и только очистившись, избавившись от всякой примеси материального дух может избежать череды перевоплощений. Христианство, напротив, говорит о святости материи — тела, которое Христос в Своем Вознесении почтил, воссев одесную Отца; вод, в которые Он вошел при Крещении; даже одежды Господа, коснувшись края которой кровоточивая женщина получила исцеление. Оговоримся, что материя свята не сама по себе, не изначально, но лишь вследствие ее преображения Животворящим Духом.

Таким образом, иконопочитание, утвержденное в качестве догмата православной веры на Седьмом Вселенском Соборе, является выражением нашей веры в Боговоплощение и опорой нашей веры в святость и спасение; оно основано на Священном Писании и Священном Предании, поэтому достойно всякого принятия и похвалы. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Является ли поклонение иконам идолопоклонством?

Вообще, большинство мировых религий очень плохо относится к идолопоклонству. Это касается не только христианства, иудаизма, но и ислама ( причём, даже в большей степени ). Поскольку речь в заголовке идёт об иконах, то сегодняшняя статья будет касаться именно христианства, в частности, православия, поскольку именно в нём поклонение иконам нашло наибольшее отражение.

Даже люди неверующие хорошо знакомы со знаменитой фразой из Библии:

«Не сотвори себе кумира!».

Наипервейшее значение слова « кумир » — это идол, болван, скульптурное изображение языческого бога. И только позже у этого слова возникло второе значение — « звезда » (эстрады или цирка, например). Здесь имеется в виду, что конкретного человека люди как бы обожествляют, делают из него идола, копию бога на Земле. Японские певцы и звёзды, кстати, так и называются — « айдолы » (то есть « идолы »).

Читать еще:  Как сделать талисман живые деньги. Амулеты для привлечения денег — не отказывай себе ни в чем! Как сделать денежный амулет своими руками

С точки зрения христианства, изготовлять копии богов — это ересь, духовное преступление. Во-первых, Бог — один. Во-вторых, нет никакой необходимости делать его скульптуру, поскольку и так известно, что он создал людей по образу и подобию своему. В-третьих, скульптуры богов делают язычники, чтобы приносить им жертвы, в том числе, кровавые.

Тем не менее, у христиан существуют иконы . А иконы — это, безусловно, тоже изображения! На них тоже изображается Иисус, Богоматерь, множество святых. Возникает вполне закономерный вопрос:

«Разве икона — это не то же самое, что и скульптура? То есть идол?».

Обычно священнослужители отвечают на этот вопрос довольно пространно и философски. Однако протоиерей Димитрий Смирнов, например, в теле-эфире ответил на него довольно просто. Он сравнил икону с фотографией.

Дескать, если вы, например, находитесь далеко от собственного сына, соскучились по нему, то можете взять его фотографию и посмотреть на его изображение. Вы же в этот момент не поклоняетесь конкретно этой фотографии и этому куску бумаги! Ну, или смартфону, в котором эта фотография есть! Вы грустите о сыне. Вспоминаете именно о нём. Фотография — это лишь инструмент, который позволяет вам сделать эти чувства более острее. И вот икона — это та же фотография. Настоящий христианин поклоняется не иконе, а тому, кто на ней изображён.

Спору нет, ответ красивый.

Но! Тогда, чем христианам идолы не угодили? Получается, идолов тоже можно делать. И спокойно поклоняться. НЕ идолам, конечно, а тем, КОГО они изображают.

В общем, довольно странная и двусмысленная трактовка. Не случайно мусульмане по этому поводу злорадствуют, ведь у них такого языческого пережитка нет. ( Зато есть другойпочитайте ).

Кстати, в историчских музеях Пермского края вы можете найти не одну деревянную скульптуру. Причём, христианскую! Оказывается, в тамошних православных храмах ещё в 17-18 веках стояли деревянные идолы Иисуса Христа, Богоматери и т.д.

Спрашивается, почему? А дело в том, что, когда русские пришли с христианской миссией к местному народу ( пермь ), то те охотно согласились принять новую веру. Точнее, они просто возле своих старых богов поставили нового! Христианского.

Естественно, русским священникам это не понравилось. Пришлось объяснять бывшим язычникам, что так делать нельзя. И это «объяснение» затянулось на несколько веков. Постепенно языческих богов пермь убрала, а вот скульптуры христианских — никак не хотела. Несмотря на то, что объёмное изображение святых было запрещено РПЦ ещё в 13 веке, в пермской земле им разрешали их изготовлять. Просто потому, что ничего не могли поделать с этой укоренившейся традицией.

Конечно, время и долгое господство христианства на этих землях, в конце концов, сделали своё дело. Сегодня деревянных скульптур в пермских церквях нет. Тем не менее, это хороший пример того, какой гибкой может быть церковная политика. Получается, что идолы святых — это мелочь. Главное ведь то, что пермь крещена, что в этих землях живут христиане. Ну, хотя бы официально, юридически, так сказать.

Если статья понравилась, ставьте лайки! Подписывайтесь!

Источники:

http://cyrillitsa.ru/tradition/58218-chem-pochitanie-ikon-otlichaetsya-ot-idol.html
http://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2018/pochitanie-ikon-i-poklonenie-idolam-v-chem-raznica
http://zen.yandex.ru/media/id/5d3b304a9f272100ad018e95/5db7b9619515ee00b34add56

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×