Что такое экуменизм в православии простыми словами. Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Одним из интересных и необычных христианских феноменов является экуменизм. Что это такое, грех и ересь или новое церковной движение, способное покрыть все разногласия и создать одну религию?

Что такое экуменизм

Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова — единая вселенная, где правит Иисус Христос.

В современном мире термин трактуют тремя разными путями:

  1. Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
  2. Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
  3. Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим. Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.

Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

История экуменизма

Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и лютеранами, и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.

Читайте о других конфессиях:

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году.

В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы. Это привело к единому движению протестантов, а позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими религиями).

Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. РПЦ является частью данного совета с 1959 года и поддерживает экуменическое движение в целом, в отличие от католической церкви.

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • общие собрания и фестивали;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Преследования других религий и христианства

Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.

Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий — уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром — это насилие над людьми и проявление нетерпимости.

Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма. Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад. Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена — ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.

Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет.

Что такое экуменизм с точки зрения православия

Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.

Читайте о Православной Церкви:

Отношение церковных деятелей

Мнения православных деятелей касательно данного вопроса разнятся, например, диакон Андрей Кураев утверждает, что экуменизм не есть ересь. И хотя с ним не соглашается большинство православных деятелей, он утверждает, что данное движение является всего лишь межконфессиональным диалогом и обменом богословским опытом. Поэтому Кураев рассматривает его как положительное явление и необходимое.

Патриарх Кирилл также близок к признанию его положительным явлением, поскольку часто говорил о необходимости диалога с другими конфессиями и лично участвовал в подобных встречах (встреча с Папой Римским, к примеру). Хотя он понимает, что в православном мире существует твердая оппозиция и неприятие этого движения. Из-за этого, а также крайней изоляции православия, патриарх Кирилл часто выдерживает жесткую критику в свой адрес, особенно после его слов в защиту экуменизма.

Экуменизм и другие религии

Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.

Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.

Важно! Идеал экуменизма — это реальное равенство и взаимоотношения всех религий.

Однако этот идеал недостижим. Причиной тому является наличие серьезных и многочисленных противоречий. Но для успешной евангелизации всего мира (что является единой целью всех религий) просто необходим межконфессиональный диалог. Он необходимо не только для уменьшения противоречий, но и для совместного влияния христианского мира на развращенное мировое сообщество.

Экуменизм на марше: священноначалие РПЦ все больше поддается соблазну

Рядовое духовенство и православная общественность негодуют, но не могут остановить братания первоиерархов с еретиками.

В субботу в Домжуре эксперты, богословы и представители духовенства собрались вместе на конференции под названием «Православная Церковь и экуменическое движение», дабы обсудить последние вызовы, которые несет с собой постоянно прогрессирующий экуменизм. «Колокол России» также пристально следит за этим явлением, покушающимся на основы православного христианства и, в конечном счете, на христианство вообще. После проведенного по инициативе Константинопольского патриарха Варфоломея Критского собора многие положения экуменизма (учения о единстве и истинности всех христианских конфессий и деноминаций, а затем – вообще всех религий) в православии были юридически закреплены, а значит его апологеты стали еще сильнее.

Русская православная Церковь, как известно, отказалась от поездки на Крит, но сделала это со слабой, невразумительной с точки зрения догматики формулировкой. Мол, болгары и грузины отказались присылать свои делегации, собор получается неполным, его уже нельзя назвать всеправославным (что, конечно, тоже верно – прим. авт.) – ну и мы тогда тоже не поедем. Одновременно наш Священный Синод предложил Патриарху Варфоломею и его команде собрать очередное предсоборное совещание и разрешить все разногласия в Поместных Церквях. Иными словами, кнутом или пряником уговорить непокорных – и дело будет в шляпе, собор можно проводить. Правда, были еще ссылки на несогласие наших православных братьев с содержанием значительной части документов, которые предлагалось принять на Крите. Но основной акцент, повторимся, делался на соборную неполноту.

С защитой чистоты веры у нашего священноначалия, как выясняется большие проблемы. И проблемы эти продолжают усугубляться. В феврале этого года на Архиерейском соборе епископы во главе с патриархом единогласно (по официальным данным с сайта МП) приняли все критские документы. То есть мы шли рука об руку с Ватиканом, Варфоломеем и проталкиваемой ими экуменической доктриной ровно до тех пор, пока возмущение рядовых православных и самоотвержественность предстоятелей Церквей в Грузии, Болгарии, многих епископов в Сербии и Греции уже невозможно было скрывать.

Непосредственно перед Критским собором Синод РПЦ принял к сведению поправки мирян и священников к Критским документам и направил их в Константинопольский Патриархат. Однако карманный секретариат собора ожидаемо отклонил все замечания – их даже не стали рассматривать. Итог закономерен – торжество экуменизма на Крите, разброд и шатания в нашей Церкви. Ведь решение Архиерейского собора по статусу выше любых синодальных заседаний, а значит, де-юре РПЦ по-прежнему также поддерживает начинание Варфоломея и папы римского о «единении всех во Христе».

К сожалению, последние события только лишний раз подтверждают экуменическую ориентацию руководства, о чем будет сказано ниже. А пока приведем выдержки из самых ярких выступлений на прошедшей конференции.

Известный богослов, священник Георгий Максимов, размышляя об истоках экуменизма, привел пример 1000-летней давности, который как никогда актуален и сегодня.

«В начале развития экуменической деятельности ее злотворные плоды еще не были очевидны, тогда наше общество во многом находилось в эйфории от возможного объединения англикан-протестантов и Русской православной Церкви. Хотя уже сто лет назад сторонники экуменизма искажали действительность и представляли англиканскую конфессию как почти православную по своей вере и практике. В те времена и святейший патриарх Тихон и даже святой праведный Иоанн Кронштадтский встречались с англиканскими епископами, но объединения не случилось.

Еще в 1912 году епископ Рафаил Бруклинский, возглавлявший союз протестантов и православных в США, тщательно проанализировал все последствия экуменизма и отверг его как пагубное, недушеспасительное явление, отвращающее человека от православия. Тем не менее, сейчас мы снова наступаем на те же грабли, и нам самое время вернуться к опыту о. Рафаила», – заметил о. Георгий.

Очень важный экскурс в контексте того, что сейчас большая делегация РПЦ во главе с патриархом находится в Британии. Среди прочих мероприятий запланирована беседа патриарха Кирилла и архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби в роскошном Ламбетском дворце на берегу Темзы. Комментируя отношения между англиканами и Московским Патриархатом, глава ОВЦС митрополит Иларион с гордостью заявил следующее:

«Русскую Православную Церковью связывают тесные отношения с Церковью Англии, берущие начало еще в XVI столетии и развивавшиеся в последующие века. Особенно активны наши контакты были во второй половине XX столетия. /…/

Мы с тревогой следим за происходящими в Англиканском сообществе процессами, связанными с либерализацией нравственного учения некоторыми членами этого сообщества, введением сначала «женского священства», а теперь уже и «женского епископата». Сегодня англиканский мир фактически расколот, и мы поддерживаем тех его представителей, которые отстаивают евангельские нравственные нормы».

Уже даже не хочется комментировать тот факт, что «ревнитель» Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви называет сборище открытых геев и лесбиянок «Церковью» с большой буквы – именно так написано на официальном сайте ОВЦС. Впрочем, этот апологет православия активно делает попытки изменить данный пункт уже в нашем, православном Символе Веры, так что удивляться не приходится.

И о «расколе англиканского мира» Иларион говорит исключительно для отвода глаз, чтобы хоть как-то оправдать экуменические контакты священноначалия в глазах православных верующих. На самом деле на официальном уровне никакого раскола у этих инославных нет. Как известно, 26 января 2015 года в кафедральном соборе Йорка официально состоялось рукоположение Либби Лейн – первой женщины-епископа Англии. А в священники женщин там принимают аж с 1994 года, они составляют треть от всего англиканского духовенства. Англичанин Николас Чемберлен, ставший епископом в прошлом году, в сентябре этого года публично заявил, что является геем и что это было известно клиру задолго до его рукоположения.

Таким образом, патриарх Кирилл скоро будет беседовать о чем-то с вполне респектабельным настоятелем «церкви Содома и Гоморры». Можно даже предположить о чем – о скорейшем единении «братьев-протестантов», католиков и православных во Христе. А еще они наверняка будут обсуждать встречу Джастина Уэлби с папой Франциском, которая состоялась совсем недавно – 5 октября. Как и подобает уважаемым экуменистам, беседой дело не ограничилось – в римской базилике Святых Андрея и Григория состоялось совместное богослужение с участием папы и примаса англикан.

Пресс-служба Ватикана по этому поводу с радостью сообщила, что данное сомоление стало первым после разрыва отношений между католиками и англиканами, произошедшего в 1534 году. Что ж, самое время объединять усилия, видимо поэтому 30 сентября в английском Кентербери на межконфессиональную встречу по случаю 50-летия открытия Англиканского центра в Риме съехалось 36 англиканских и католических епископов из 19 стран мира.

Если наш патриарх и его правая рука митрополит Иларион пока стесняются откровенных высказываний, а точнее, побаиваются праведного гнева паствы, то Уэлби уже может позволить себе заявить: «Экуменический дух, в котором наши епископы будут возвещать Евангелие, становится знаком преображения наших общин».

Франциск в данном случае неплохо выступил в роли подпевалы, ответив Уэлби своим мудрым наставлением:

«Будьте инструментами единства в любое время и в любом месте, преодолевая соблазны замкнутости и изоляции: это – великий вызов, способствующий укреплению единства христианской и человеческой семьи, продвигайте смелый и реальный экуменизм в постоянном поиске новых путей».

Как видим, Франциск идет еще дальше и откровенно озвучивает свои планы – объединить уже не только христианскую, а всю человеческую семью. Объединить, естественно, под покровительством наднациональных мировых элит и своим чутким крылом. Фактическое отступление от канонов христианства, присутствие среди епископов нераскаянных грешников – это все мелочи перед столь масштабными целями. Ну а как папа римский молится за мир во всем мире и соблюдает Гаванское соглашение с патриархом Кириллом, «Колокол России» уже рассказывал , приводя в пример видео, в котором Франциск благословляет карателей ВСУ-участников АТО на главной площади Ватикана…

Так что же, плановая встреча патриарха Кирилла с примасом англикан на подготовленной папой-иезуитом экуменической почве – простое совпадение? Не думаем.

Все, что говорили Франциск и Уэлби, полностью укладывается в определение ереси синтетического экуменизма, о которой участникам конференции в Домжуре по скайпу из Греции поведал протопресвитер, доктор догматического богословия Питер Хирс:

«Экуменическая ересь отрицает ту часть Символа Веры, в котором мы говорим о вере в Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь. Как только мы где-то слышим, что данный догмат отрицается или умаляется – надо понимать, что речь идет о синкретическом экуменизме. Это проявляется в следующих примерах (которых нынче пруд пруди – прим.авт.): совместные моления с представителями других конфессий, признание таинств у инославных.

Но совместная молитва предполагает и общую веру с еретиками, именно поэтому она строго запрещена православным. Когда какой-либо священник участвует в этом действе, он таким образом подрывает границы Церкви и делает затруднительной ее спасительную миссию.

А таинства Церкви представляют собой проявления единого таинства Христа, они неотделимы от Тела Христова. Экуменисты признают не только наличие таинств у инославных, но и наличие спасительной благодати в иных конфессиях – опять же отрицается часть Символа Веры о Единой Церкви. Это уже не святоотеческое, а какое-то иное учение. Нельзя предполагать, что Церковь ныне необходимо разделена по каким-то причинам. Апостол Павел по этому поводу задает риторический вопрос: «Разве Христос разделился?» Любое отрицание единства Церкви – это ересь.

Суть ереси экуменизма в том, что нечистый дух мира сего ищет возможности устранения любых границ. Стирание границ между всеми религиями – это, несомненно, попытка забрать у человека и мира вообще шанс на спасение. Практический пример: всем инославным говорят, что они уже находятся в Церкви Христовой – соответственно, их покаяние и возвращение в лоно православия становится ненужным, бессмысленным.

Это активно проявляется в соглашениях на высшем уровне, когда православные и инославные иерархи соглашаются с полным запретом прозелитизма – то есть запрещается проповедь истинной веры (точно такой обоюдный запрет прозелитизма указан в Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и папой римским по итогам встречи на Кубе в феврале этого года – прим. авт.). Еще один пример – смешанные межконфессиональные браки, которые на Западе давно стали нормой, также они были одобрены на Критском соборе Поместных православных Церквей в июне этого года», – рассказал священник из Греции.

Кстати, если кто-то подумал, что председатель нашего Отдела внешних церковных связей после фактически сорванного православной общественностью «всеправославного» собора на Крите хоть немного призадумался или взялся за ум, то вы глубоко ошибаетесь. Месяц назад Иларион в очередной раз был принят папой римским со всеми почестями в Апостольском дворце Ватикана и с любовью вручил брату Франциску… частицу мощей преподобного Серафима Саровского.

Зачем католику мощи светоча русского православия, который на Западе не считается святым? Зачем вообще дарить мощи инославным, которые уже давно не почитают мощи собственных святых, выставляя их на электронные аукционы? И наконец, как бы к этому отнесся сам Серафим Саровский? Такими логичными вопросами задается священник Георгий Максимов, не находя на них разумного ответа. Что ж, на ум приходит только одно – экуменисты совершенно потеряли берега от вседозволенности, что в своем желании порадовать «братьев во Христе» готовы на любое святотатство. Мнение мирян, естественно, волнует их в последнюю очередь.

Не рассчитываем, что митрополита Волоколамского вразумят слова самого преп. Серафима, тем не менее, приведем их, так как они полностью соответствуют случаю:

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет…»

В общем, клир и миряне возопиют, а экуменизм продолжает набирать обороты. И происходит это во многом благодаря первым лицам Поместных Церквей. РПЦ здесь, увы, вовсе не исключение. За этими процессами стоят очень могущественные глобалистские силы, а православие пока остается серьезным препятствием к реализации их планов.

Так как же нам бороться с экуменизмом, где находится его ахиллесова пята? Об этом очень доходчиво рассказал упомянутый нами выше протопресвитер Питер Хирс. Будем считать его завет позитивной нотой, на которой заканчиваем это повествование о борьбе за чистоту православия.

«Прежде всего, надо понимать, что экуменизм – это духовный, а не социальный феномен. Это яркое проявление вероотступничества, апостасии, а также секуляризма – отхода от церковного образа жизни. Многие греческие старцы считают, что в экуменизме заключен дух антихриста, потому что он делает Церковь частью «мира сего».

Ответ на него должен быть, прежде всего, духовный – мы должны восстановить те духовные границы, в которых обретается спасение, восстановить православный образ мыслей и жизни среди людей. Проблема лежит не где-то вовне, а внутри нашей Церкви – внутри ее иерархов, священников и мирян. Мы практически утратили исихастский путь просвещения, очищения и обожения. Поэтому нам необходимо вернуть православное богословие на аскетическую, исихастскую основу. Тогда экуменизм и устранение границ между верами не будут нам угрожать».

Измена Христу, или что такое экуменизм

Они хотят заставить нас верить не в Истину, во Христа в православном исповедании, а в то, что в какой бы ты храм на земле не зашел (православный ли, мусульманскую мечеть или языческое капище), все равно придешь к богу (антихристу). Да не будет с нами так. Именно в православии полнота Истины. В нашей церкви сохранилось апостольское учение в чистоте, как заповедовал Сам Христос. Это православному патриарху сходит Благодатный Огонь, это у нас мироточат, кровоточат, обновляются иконы, это на нашу православную веру не прекращаются гонения уже почти две тысячи лет. Если Истина у нас, то что наше священноначалие ищет в других религиях? Чем им Православие не подходит? Если они скажут, что общаются с еретиками чтобы свидетельствовать им об Истина, так это запрещается делать. Во всемирном совете церквей запрещается навязывать свое учение. Мало того, участие в этом совете требует признание того факта, что ни у какой из религий нет полноты истины. Как же мы может там участвовать? Зачем нас туда тянут, если у нас уже все что нужно для спасения есть, а другим мы там помочь не можем (запрещено). Если мы уже со Христом, а они нас ведут к кому-то еще, то к кому же как не к антихристу?

Архимандрит Амвросий (Фонтрие). О вере и спасении. Вопросы и ответы

В начале XX века началось так называемое экуменическое движение (греч. “ойкумена” – “вселенная”), т.е. движение за создание единой вселенской Церкви. Многие думают: а что в этом плохого, Сам Господь говорит: “Да будут все едины” (Ин. 17,21)? Господь всех призывает, но под Свою защиту, в Дом Господень – Церковь. Экуменисты зовут к другому – к смешению всех христианских и языческих конфессий; не к единению во Христе, а в “божестве”, которое объединит в себе и “бога” язычников, и “бога” иудеев, и “бога” мусульман. Разве возможно единение иудеев, не признающих Иисуса Христа, с христианами? Христиан с язычниками, шаманами? Какому же “богу” может поклоняться вся эта разноязыкая толпа? Неужели Истинному? Или, может быть, тому, чье имя антихрист? Наша Православная Церковь две тысячи лет молится о единении всех людей, но с молитвой о единении в православном храме, чтобы все присоединились к Церкви, основанной Самим Господом! Здесь же полное смешение вер, религий, уставов, служб, обычаев. Экуменисты стремятся из всех религий получить одну, чтобы дух в ней был един, только дух тот не Христов. Иерусалимская Церковь не принимает участие в экуменическом движении. Наша Россия несколько десятилетий была в оковах – на Кресте. Поэтому в Православную Церковь много вошло еретиков, они хотят соединить язычников и протестантов с православными; внушить нам, что экуменизм – от Бога. Как узнать: от Бога экуменические собрания II съезды или от лукавого? Узнать легко – если там поддерживаются апостольские заповеди, значит, от Бога. Когда Христос пришел, Он пришел не нарушить закон, но исполнить. А так как на этих съездах идут против апостольских правил – они не от Бога. Экуменическая церковь – это церковь последних времен, в этой церкви глава – антихрист. А управлять ею будет сам сатана.
(https://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/amvrosii/amvrosii1/19.html)

Экуменическое движение берёт за руководящий принцип протестантское видение Церкви. Протестанты считают, что нет единой истины и единой Церкви, но всякая из многочисленных христианских деноминаций обладает частицей истины, благодаря чему эти относительные истины можно, путём диалога, привести к единой истине и единой Церкви. Один из способов достижения этого единства, в понимании идеологов экуменического движения, – это проведение совместных молений и богослужений с тем, чтобы со временем добиться причащения из единой чаши (intercommunion).

Православие никак не может принять такую экклезиологию, ибо верует и свидетельствует, что не нуждается в собирании частиц истины, ибо именно Церковь Православная является хранительницей полноты Истины, дарованной Ей в день Святой Пятидесятницы.

Православная Церковь все же не запрещает молиться за находящихся вне общения с Нею. По молитвам св.прав. Иоанна Кронштадтского и блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) получали исцеление и католики, и протестанты, иудеи и мусульмане, и даже язычники. Но, действуя по их вере и просьбе, эти и другие наши праведники одновременно поучали их, что спасающая Истина только в Православии.

Для православных совместная молитва и причащение на Литургии являются выражением уже существующего единства в пределах Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Св.Ириней Лионский (2-й век) лаконично сформулировал это так: «Наша вера находится в согласованности с Евхаристией и Евхаристия подтверждает нашу веру». Святые Отцы Церкви учат, что члены Церкви созидают Церковь – Тело Христово – тем, что в Евхаристии они причащаются Телом и Кровью Христовой. Вне Евхаристии и Причастия нет Церкви. Совместное причащение явилось бы признанием, что все причащающиеся принадлежат Единой Апостольской Церкви в то время, как реалии христианской истории и нашего времени, к сожалению, указывают на глубокое вероучительное и экклезиологическое разделение христианского мира.

Представители современного экуменического движения не только не способствуют единству, но усугубляют разделение христианского мира. Они зовут идти не узким путём спасения в исповедании единой истины, а широким путём объединения с исповедующими разнообразные заблуждения, о которых св.ап. Петр сказал, что «через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2: 2-2).

До последнего времени в основном протестантский Всемирный Совет Церквей призывал к единству христиан всего мира. Теперь эта организация призывает к единству с язычниками. В этом смысле Всемирный Совет Церквей всё больше приближается к позициям религиозного синкретизма. Эта позиция ведет к стиранию различий между религиозными исповеданиями с целью создания единой универсальной мировой религии, которая содержала бы в себе что-нибудь из каждой религии. Универсальная мировая религия подразумевает и универсальное мировое государство с единым экономическим порядком и единой мировой нацией – смесью всех существующих наций, с единым лидером. Если это произойдёт, то будет реально подготовлена почва для воцарения антихриста.

Вспомним печально известное экуменическое молитвенное собрание, устроенное несколько лет назад Папой Римским в Ассизи, в котором участвовали нехристиане. Какому божеству молились собравшиеся в то время религиозные деятели? На этом собрании Папа Римский говорил нехристианам, что «они веруют в истинного Бога». Истинный Бог – Господь Иисус Христос, в Триединной Троице покланяемый. Веруют ли нехристиане в Св.Троицу? Можно ли христианам молиться неопределенному божеству? По православному учению такая молитва – ересь. По выражению выдающегося православного богослова архимандрита Юстина Поповича, «всеересь».

Православные участники экуменического движения утверждают, что своей формальной принадлежностью к Всемирному Совету Церквей они свидетельствуют об истине, живущей в православной Церкви. Но открытое нарушение канонических правил свидетельствует не об исповедании Истины, а о попрании Священного Предания Церкви.

Как бы реагировали на участие православных в современном экуменическом движении столпы Православия, Отцы Церкви свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Марк Ефесский и другие? Обратимся к седой древности, к житию преп. Максима Исповедника. В нем показывается, как должен православный христианин вести себя перед лицом апостасии, – повального отступления от Истины Христовой.

– Что же ты не вступишь в общение с Константинопольским престолом? – спросили преподобного Максима Исповедника патриций Троил и Сергий Евфратас, начальник царской трапезы.

Нет, – ответил святой.

Почему же? – спросили они.

Потому, – ответил святой, – что предстоятели сей Церкви отвергли постановления четырёх соборов. много раз сами себя отлучили от Церкви и изобличили в неправомыслии.

Значит, ты один спасешься, – возразили ему, – а все прочие погибнут? Святой ответил на это:

Когда все люди поклонялись в Вавилоне золотому истукану, три святые отрока никого не осуждали на погибель. Они не о том заботились, что делали другие, а только о самих себе, чтобы не отпасть от истинного благочестия. Точно также, и Даниил, брошенный в ров, не осуждал никого из тех, которые, исполняя закон Дария, не хотели молиться Богу, а имел в виду свой долг, и желал лучше умереть, чем согрешить и казниться пред своею совестью за преступление Закона Божия. И мне не дай Бог осуждать кого-либо, или говорить, что я один спасусь. Однако же, я соглашусь скорее умереть, чем, отступив в чём-либо от правой веры, терпеть муки совести.

Но что ты будешь делать, – сказали ему посланные, – когда римляне соединятся с византийцами? Вчера, ведь, пришли из Рима два апокрисария, и завтра, в день воскресный, будут причащаться с патриархом Пречистых Таин. Преподобный ответил:

Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний святого апостола Павла, что Дух Святой предаёт анафеме даже Ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что-либо новое.
(https://theorthodox.org/ecumenismwhatRU.htm)

И раньше православные патриархи впадали в ереси и не наше дело судить их, но через время Господь их низвергал и очищал Святую Православную Церковь. Беда нашего времени в том, что отступление массовое. Мало кто обличает еретиков, а те кто и обличает подвергаются клевете и репрессиям. Такое пришло время, но мы должны свидетельствовать об Истине, даже если во всем мире будет процветать ересь экуменизма.

Судить мир будет Бог, мы же будем свидетельствовать об истине, чтобы в свете истины можно было видеть ложь! Аминь. Помоги Господи!

Елисаветград.ру

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/ekumenizm-i-pravoslavnaya-tserkov.html
http://kolokolrussia.ru/duhovne-skrep/ekumenizm-na-marshe-svyaschennonachalie-rpc-vse-bolshe-poddaetsya-soblaznu
http://3rm.info/publications/28916-izmena-hristu-ili-chto-takoe-ekumenizm.html

Читать еще:  Св источник самые известные купели. Святые источники центральной россии
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: