Что похоже на цифру 9. Проектирование и фиксация нового знания
V. Проектирование и фиксация нового знания. (8-10 мин)
Математика
Тема.Устное умножение многозначных чисел на разрядные единицы.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:
(Слайд 2)
Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, поэт.
– Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить “ум в порядок”). М. Ломоносову исполнилось бы 300 лет – 19 ноября.
– Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. (Многозначные числа).
– С чего все начиналось? (Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число)
– Очень многое узнали. Как думаете все ли “полочки” заполнили знаниями?
– Да, есть еще кое-что. Хотите узнать, что?
– Чтобы узнать что-то новое, сначала что надо сделать? (Повторить старое).
– Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).
Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: что я не знаю, сам найду способ.(Слайды 4-5).
– Вы готовы к работе? Тогда в путь.
– Пожелайте друг другу удачи!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. (5-6 мин.)
Математический диктант:
- Множители 9 и 3, Найди произведение.
- 5 умножили на 3 и получили.
- Делимое 24, делитель 3. Найди частное.
- На какое число надо умножить 3, чтобы получилось 27.
- Число 6 увеличь в 4 раза.
- Число 48 уменьши в 8 раз.
- Во сколько раз число 49 больше, чем число7?
- Найди произведение 8 и 4.
Форма работы – фронтальная (Слайды 6-8)
– Назовите лишнее число в каждом ряду.
а) 100, 900, 202, 500, 800;
б) 873, 524, 7 648, 211, 999;
в) 8 004, 4 567, 2 345, 958, 8 484.
а) 15 млр. 7 млн. 150 ед.;
б) 27 тыс. 13 ед.;
в) 30 млн.
– Что заметили? (в записи чисел используется две цифры)
– Умножьте каждое из этих чисел на 3
– Вы смогли выполнить задание?
– Чем это задание не похоже на предыдущее?
III. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)
– Что же вызвало у вас затруднение?
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.)
(Слайд 9)
– Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый.)
– Сформулируйте тему урока. (Умножение на однозначное число.) (слайд 10)
V. Проектирование и фиксация нового знания. (8-10 мин).
а) – Давайте будем думать. (слайд 11)
Представьте, что надо найти площадь этого прямоугольника. Что для этого надо сделать? (умножить 398 на 6)
– Но мы еще не умеем выполнять такое умножение. Что же делать? Может можно как-то по-другому найти площадь?
(Дети высказывают свои предложения. Если никто не догадается разделить этот прямоугольник на три части, то учитель может предложить)
– А может быть нам разделить его площадь на три части? Вот только помогите мне сделать, чтобы удобно было находить площадь получившихся трех частей.(слайд12)
– Сможем мы теперь найти площадь? (да)
300∙ 6+90 ∙6+8 ∙6=1800+540+48=2388 (см)
– Значит 398∙6= 2388(см)
– А как мы это сделали? (Мы перемножили на 6 разрядные слагаемые числа 398 и результаты сложили)
– Существует более короткая запись такого умножения – это умножение в столбик, где тоже применяется прием умножения разрядных слагаемых, но начинается это умножение не с большего разряда, а с меньшего.
– Но можно еще короче, если по аналогии с умножением на двузначное число запоминать и добавлять к высшим разрядам то, что получили при умножении.
– Смогли бы вы теперь составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное?
б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 13).
– Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 14).
Как научить ребенка цифре и числу 9
Чтобы выучить число и цифру 9, для дошкольников разработаны специальные пособия и материалы. На их основе можно легко и быстро обучить ребенка выполнению простых арифметических действий.
Знакомство с цифрой и числом
Девятка — последняя цифра в ряду однозначных чисел. Знакомство с ней должно происходить тогда, когда предыдущие восемь уже изучены.
Перед переходом к изучению девятки необходимо повторить и закрепить пройденный материал, решить примеры на сложение и вычитание однозначных чисел.
Ребенок должен знать ответ на вопрос: чем отличается число от цифры и сколько цифр существует.
Урок проводится в интерактивной форме, при этом используются такие материалы:
- развивающие игры;
- ребусы;
- загадки;
- пословицы и поговорки;
- тренажеры для развития мышления и пр.
Чтобы ребенку было комфортно заниматься и легче усваивать информацию, необходимо создать подходящую для обучения обстановку, исключив посторонние звуки (телевизор, телефон, планшет и пр.). Следует создать в комнате рабочую атмосферу. Нежелательно проводить занятие в детской комнате, где много игрушек и других элементов, отвлекающих внимание.
Лучше расположиться за столом в большой светлой комнате. По ходу занятия требуется делать небольшие перерывы, и заниматься в это время двигательной активностью. Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста быстро устает и высидеть долгое время в одном положении ему будет трудно.
В процессе занятия малыш должен освоить написание числа девять, научиться выполнять арифметические действия с ним, концентрировать внимание на объекте и самостоятельно выполнять задачи.
В качестве учебного материала можно использовать:
- обучающее видео;
- книги по математике для дошкольников;
- интерактивные карты;
- прописи, раскраски;
- компьютерные игры.
Материал должен быть подан таким образом, чтобы заинтересовать ребенка. Это связано с тем, что дети не могут концентрировать внимание на том, что им неинтересно. Усидчивость и внимательность нужно развивать постепенно.
После проведенного урока ребенок должен:
- знать состав и образование числа 9;
- уметь соотносить количество предметов и объектов с числом;
- уметь разбивать число на составляющие.
Поиск ассоциаций для облегчения понимания
Чтобы ребенку было легче выучить и запомнить девятку, нужно провести ряд ассоциаций со знакомыми предметами и явлениями. В этом помогут стихотворения и картинки с числом 9.
Следует обратить внимание ребенка на то, что 9 похожа на перевернутую шестерку.
Можно также провести параллель между девяткой и буквой Д. Таким образом, ребенок будет быстрее запоминать не только числа, но и буквы.
В качестве примеров того, на что похожа 9, можно привести:
- запятую;
- голову слона с хоботом;
- половину кренделька;
- клубок с ниткой;
- рыбу, пойманную на крючок;
- морского конька;
- число 0 с хвостиком;
- открытый замок;
- ухо;
- серьгу и т.п.
Благодаря ассоциативному мышлению процесс запоминания существенно облегчается.
Простые задачи для числительного
Простые задачи для дошкольников помогут освоить новый материал:
- В будке было 6 щенят. Потом туда принесли еще 3 щенков. Сколько щенков находится в будке?
- На листе бумаги нарисованы маленькие домики. В некоторых из них есть числа, а в других нет. Нужно вернуть недостающие знаки в домики, записав их в нужное поле.
- Необходимо решить следующие примеры: 8+1, 5+4, 6+3, 7+2.
- У Светы в коробке было 3 карандаша. Женя дал ей 6 карандашей. Сколько карандашей стало в коробке у Светы?
- На дереве висело 9 спелых груш. 2 сорвал Максим, 3 забрала мама для пирога. Сколько груш осталось на дереве?
- Дети сорвали на грядке 8 красных помидоров и 1 зеленый. Сколько всего помидоров собрали дети?
Для запоминания
Информация лучше запоминается, если ее преподносить в виде ребусов, загадок, стихотворений и т.п. В таком случае у детей одновременно работают разные виды памяти: логическая, образная и др.
Поговорки и стихи
Стихи про девятку:
Номер 9 — это ведь
Сверху нарисуй кружок,
Внизу — дугу наискосок.
Начинай чертить с кружка
И не делай уголка.
Дужка, круг — и знак готов.
Цифра 9 — колобок?
Или же она — клубок?
Это змейка в травке спит
Хвост ее крючком лежит.
Цифра 9, или девятка,
Если на голову станет,
Цифрой 6 девятка станет.
Старше всех, и не загадка.
Чтобы цифры стали строем
От восьмерок и до троек.
Крупнее этой цифры нету.
9 шариков — планеты.
По вселенским всем законам
Живут в космосе бездонном
Возле солнечной звезды,
А на 3-ей — я и ты.
Шел котенок через мостик
Сел на мост и свесил хвостик:
«Мяу, так удобно здесь, ведь…»
Стал котенок цифрой девять.
Детям нужно спать идти.
Если же не лечь в кровать,
Носом будете клевать.
Поговорки про девятку:
- 9 человек все равно, что 10.
- 9 мышей разом потянули — крышку с бочки стянули.
- Квас молодой, но разлит девятой водой.
- Уступив 1 раз, потом девять раз останешься в выигрыше.
- Девятый месяц помогает на свет родиться.
- 7 лет — беда, 9 лет — несчастье.
- Девятка — лучшая загадка.
- Сказка длится ровно 9 дней.
- До следующего лета ждать 9 месяцев.
- Если хочешь прожить 9 дней, то едой нужно запастись на 10.
Загадки и ребусы
Ребусы и загадки про девятку:
Что за цифра-акробат?
Если на голову встанет,
То на тройку меньше станет.
Наша цифра больше восьмерки,
Но пока еще не десятка.
Равна сумме 6 и 3.
Кто решит эту загадку?
Число 6 перевернулось,
Новой цифрой обернулось.
Ай, какая запятая
На столе лежит большая,
Ею можно даже мерить,
Так как это цифра …(9).
И возникла вдруг в тетрадке
6 на голове — … (9).
Я и цифра, и число,
Это знают все давно,
А еще я акробатка,
А зовусь я … (девятка).
Сколько в дюжине пиратов,
Если 3 ушли куда-то?
Сколько месяцев в году,
Если лето не в счету?
Жизней у бродячей кошки,
И в десятке мух без мошки?
Не ищи ответ нигде,
Ведь есть ответ у цифры …(9).
На грядке у Ани росли тюльпаны:
3 желтых, 2 белых, и 4 алых.
Сколько тюльпанов радовали Аню?
Прописи и раскраски
Прописи и раскраски не только помогут в освоении нового материала, но и станут для ребенка развлечением. С их помощью можно развить мелкую моторику рук, память и логическое мышление. Кроме того, картинки и другие визуальные объекты стимулируют развитие воображения, а также образной и словесно-логической памяти.
Рекомендуется использовать следующие материалы:
- «Умные листочки. Изучаем цифры от 0 до 10. На что похожи цифры».
- «Мишуткины прописи и раскраски. Играем и тренируем ручки к школе!». Для детей от 2 до 5 лет.
- Раскладной плакат «Лента цифр. Математика». 9 секций с письменными и печатными цифрами от 0 до 9.
- Прописи «Цифра за цифрой».
- «Дошкольный тренажер. Прописи, раскраски, обводки, стишки, загадки».
- «Математические прописи. Летние задания с наклейками». 150 наклеек.
- Прописи «Пишу цифры и считаю. Полная программа подготовки руки к письму». Разработано с учетом ФГОС дошкольного образования.
- Прописи «Многоразовые раскраски с развивающими задачами. Домашние животные».
- «Магические прозрачные страницы. Прописи по математике с крупными цифрами».
- Прописи «Рисуем по клеточкам (в Африке, в деревне, в лесу, в море)».
Тренажеры для закрепления
Для закрепления пройденного материала необходимо много тренироваться. Помогут в этом специальные тренажеры для усовершенствования навыков письма:
- Учебное пособие «Универсальный тренажер. Цифры и счет». С.В. Петренко.
- Тетрадь-тренажер «Пиши и стирай! Учу цифры». Издательство Clever.
- Материалы для развития детей. Числовой тренажер «Занимательные крутилки. Считаем от 1 до 10».
- Прозрачные прописи «Пишем цифры». В.А. Белых.
- Тренажер-раскраска «Поросенок». О.М. Носова.
- Комплексный тренажер «Математика». Н.А. Латышева.
- Карточки «Находим и узнаем цифры до 10. Закрепление цифр».
- «Счет в пределах 10. Решение упражнений». Авторские программы О. Лысенко.
- «Цифры и числа. Учимся считать». О. Земцова.
- «Тренажер математический». Школа для дошколят.
Эти материалы помогают изучать устный и письменный счет. Задания, которые в них даются, подойдут для детей дошкольного возраста, а также для тех, кто пошел в 1 класс. Таким образом, дети могут пройти подготовительный курс на дому перед поступлением в школу.
Если воспитатель или родитель хочет убедиться в качестве полученных знаний, можно пройти онлайн-тест или проверить ребенка самостоятельно.
Число девять, цифра 9.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок математики в 1 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9».
сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, способность к записи числа 9 с помощью графической модели и цифрой;
сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9;
закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.
Рисунки животных и доктора Айболита.
Конверты для учащихся (28 штук).
Листы для индивидуальной работы учащихся
1-я сторона 1-я сторона
5). Листок в конверте для каждого ученика для 6 этапа
7 + = 9 ф 9 – = 8 A
9 – 3 = A 9 – 5 = И
+ 4 = 9 К + 6 = 9 +Р
6). Карточки для 8-го этапа
7). Числовой отрезок
1.Самоопределение к учебной деятельности
1)мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно значимом уровне;
2)определить содержательные рамки урока.
(Учитель показывает рисунок паука с перевязанной ножкой).
-Ребята! Я сейчас встретила паучка и спросила у него:
-Что хромаешь, паучок?
-Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих восьми
Очень быстро мог ползти.
-На скольких ножках ползет теперь паучок? (7) Как вы узнали?
-Объяснение паучку, какие знания с предыдущих уроков помогли вам так быстро и правильно найти ответ?
(Умение складывать, вычитать, состав чисел от 2 до 8, числовой отрезок).
-Какой доктор может помочь паучку? (Айболит)
-Вы хотите проводить паучка к Айболиту (Да!)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
1)актуализировать вычислительные навыки в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с данным числом;
2)актуализировать мыслительные операции, наблюдения, сравнения, аналогии;
3)зафиксировать затруднение и согласовать обозначение числа 9 с помощью графической модели и цифрой.
-Вот и добрались до домика Айболита. Но наш паучок не один. У доктора есть и другие пациенты.
-Надо записаться на прием, встать в очередь. Записью больных занимается сестра доктора – Варвара.
-Снимите с конверта листок, прикрепленный скрепочкой, поверните его другой стороной.
-Это лист для записи больных.
-Что он вам напоминает? (Числовой отрезок).
(На доске также начерчен числовой отрезок с фигуркой животного под каждой точкой).
-Вам понятно, кто пойдет на прием первым? (Да. Это лиса. Над ней цифра 1).
-Что забыла отметить на числовом отрезке Варвара? (Поставить цифры – номер очереди).
-Установите порядок в очереди – впишите цифры (один ученик на доске).
-Кто стоит правее лисы на 3 шага? (Щенок) Какой он в очереди? (4)
-Назовите соседей медвежонка? (волчонок и крот) Какой у них номер очереди (5 и 7).
-Кто стоит перед муравьишкой? (Ёжик, он 2-ой). Как получить предыдущее число (-1)
-Кто следует в очереди за кротом? (зайчата) Как получить последующее число?
-Сколько больных перед волчонком? (4)
-Сколько пациентов после медвежонка? (2).
-Так сколько больных записалось к доктору
-Отметьте точку 8 красной ручкой.
-Какая очередь будет у нашего паучка? (Девятая)
-Запишите его очередь на числовом отрезке.
(Возможные вопросы детей: «Где?» «Как?» «Нет места для числа»).
1)организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения – место числа 9 на числовом отрезке, обозначение числа 9 с помощью цифры;
2)согласовать цель и тему урока.
-Какое задание вы получили? (Записать на числовом отрезке очередь паучка).
-Раньше вы выполняли похожее задание? (Да).
-В чем возникло затруднение? (Нет места на числовом отрезке. Не умеем писать цифру 9).
-Знакомясь с новым числом и цифрой, о чем мы должны договориться? (Договориться о том, как будем обозначать число 9, его состав).
-Какую цель поставим на уроке перед собой? (Договориться о том. как изобразить число 9 точками и цифрой, узнать из каких частей оно состоит).
-Какой будет тема урока? (Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.)
4.Проектирование и фиксация нового знания.
1)согласовать способ обозначения числа 9 и способо записи цифры 9, зафиксировать на эталоне;
2)определить состав числа 9; зафиксировать на эталоне.
-Как мы можем обозначить число 9? (С помощью точек)
-Изобразите точками число 9.
(Ученики записывают на листочке, а один – на доске).
(После этого учитель открывает аналогичную запись в верхней части доски)
-Что еще необходимо для обозначения числа 9? (Знак, цифра).
(Учитель показывает эталон написания цифры).
-На что похожа цифра 9? (Предположения детей)
Вот что написал С.Я.Маршак: 9
«Цифра 9 иль девятка –
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет».
-Рассмотрите образец написания цифры 9
Откуда начнем писать?
Отмечу это место звездочкой. Далее…
(Учитель проговаривает и пишет на доске. Затем дети обводят цифру 9 в воздухе, после этого записывают на листочке 3 раза). (Учитель прикрепляет карточку с цифрой 9 в верхней части доски как тему урока).
Дополнительная информация. Пределом счета когда-то было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», за «тридевять земель».
-Вернемся к числовому отрезку, где возникло затруднение.
-Можем теперь указать место паучка в очереди? (Нет) Почему? (Числовой отрезок заканчивается числом 8).
-Что будем делать? (Надо добавить еще один единичный отрезок).
-Как будем достраивать числовой отрезок? (От числа 8 вправо проведем один единственный отрезок).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
(Учитель достраивает на доске числовой отрезок, дети делают то же самое на своих листочках и дописывают цифру 9).
-Как получили число 9? (8+1=9)
-Какое число предшествует девяти? (8)
-Какое больше и почему? (9, оно правее числа 8).
-Так сколько больных записалось на прием? (9)
-Добрый доктор Айболит принял всех пациентов. Он приготовил для них лекарство с малиновым сиропом и медом.
-Пересчитайте хором бутылочки. (9)
-Сколько бутылочек с малиновым сиропом и сколько бутылочек с медом мог приготовить Айболит? (Дети называют, расставляя на доске бутылочки в 2 корзиночки:
малиновый сироп мед
Учитель при этом прикрепляет карточки с составом числа 9:
1)зафиксировать во внешней речи способы обозначения числа 9, различие между числом и цифрой 9;
2)тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9.
-Давайте научимся красиво писать цифру 9
Откройте учебник на стр. 19, задание на клеточках. Запишите цифру 9 девять раз. Выберите из написанных цифр самую красивую – королеву красоты и поставьте над ней точку.
-Зная состав числа 9, можно составить примеры на сложение и вычитание. (Работа в учебнике, №2 стр. 18, 1-2 столбики с комментированием на доске 3-4 столбики – работа в парах
8+1=9 7+2=9 3 столбик – проговаривают девочки соседу по парте
1+8=9 2+7=9 4 столбик – проговаривают мальчики
проверка по образцу: 6+3=9 5+4=9
6.Самоконтроль с проверкой по эталону
1)тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;
2)проверить сформированность представления о числе 9 и способность к его записи при помощи цифры 9.
-Доктор Айболит получил письмо. Его текст вы найдете у себя в конверте.
Вставьте пропущенные числа. Правильному ответу соответствует буква, и вы узнаете, куда вызывают доктора
Самопроверка по образцу: 7+2=9 ф 9-11=8 А
Самооценка. 9-3=6 А 9-5=4 А
-Если есть расхождения, поставьте себе «?»
Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Молодцы!
-Кто выполнил задания без ошибки, поставьте себе «+». Я очень рада за вас.
7.Включение в систему знаний и повторение.
1)тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 9
-Задание №3, стр..19 в учебнике. Разделимся на 6 команд.
–Дети в 1 колонке решают 1-ый пример, во 2-ой колонке –2-ой пример, решение его.
В нижнем ряду закрасьте кружок с полученным ответом красной ручкой
Проверьте по образцу: 4 7
Кому еще помог 5 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2)оценить свою работу;
-В чем возникло затруднение?
-Какую цель ставили перед собой на уроке?
Придумать, как обозначить число 9 точками и цифрой, узнать его состав, (место на числовом отрезке)
-Выполнили мы свои цели? Чему научились на уроке?
-Где эти знания вам могут пригодиться?
1Оцените свою работу на уроке:
если не было ошибок или вы сумели их найти и исправить, и вы можете двигаться дальше, то веселую
если нужно еще поработать над сложением и вычитанием, но задумчивую.
Если вы хотите узнать на чем доктор Айболит вернулся из Африки домой, раскрасьте картинку на стр. 19 №4 по заданию учебника.
Источники:
http://allrefrs.ru/1-17337.html
http://gotovluskshkole.ru/zanyatiya/matematika_i_logika/kak-nauchit-rebenka-tsifre-i-chislu-9
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/11/19/chislo-devyat-tsifra-9