Что похоже на цифру 9. Проектирование и фиксация нового знания

V. Проектирование и фиксация нового знания. (8-10 мин)

Математика

Тема.Устное умножение многозначных чисел на разрядные единицы.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

(Слайд 2)

Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, поэт.

– Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить “ум в порядок”). М. Ломоносову исполнилось бы 300 лет – 19 ноября.

– Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. (Многозначные числа).

– С чего все начиналось? (Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число)

– Очень многое узнали. Как думаете все ли “полочки” заполнили знаниями?

– Да, есть еще кое-что. Хотите узнать, что?

– Чтобы узнать что-то новое, сначала что надо сделать? (Повторить старое).

– Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: что я не знаю, сам найду способ.(Слайды 4-5).

– Вы готовы к работе? Тогда в путь.

– Пожелайте друг другу удачи!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. (5-6 мин.)

Математический диктант:

  • Множители 9 и 3, Найди произведение.
  • 5 умножили на 3 и получили.
  • Делимое 24, делитель 3. Найди частное.
  • На какое число надо умножить 3, чтобы получилось 27.
  • Число 6 увеличь в 4 раза.
  • Число 48 уменьши в 8 раз.
  • Во сколько раз число 49 больше, чем число7?
  • Найди произведение 8 и 4.

Форма работы – фронтальная (Слайды 6-8)

– Назовите лишнее число в каждом ряду.

а) 100, 900, 202, 500, 800;
б) 873, 524, 7 648, 211, 999;
в) 8 004, 4 567, 2 345, 958, 8 484.

а) 15 млр. 7 млн. 150 ед.;
б) 27 тыс. 13 ед.;
в) 30 млн.

– Что заметили? (в записи чисел используется две цифры)

– Умножьте каждое из этих чисел на 3

– Вы смогли выполнить задание?

– Чем это задание не похоже на предыдущее?

III. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)

– Что же вызвало у вас затруднение?

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.)

(Слайд 9)

– Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый.)

– Сформулируйте тему урока. (Умножение на однозначное число.) (слайд 10)

V. Проектирование и фиксация нового знания. (8-10 мин).

а) – Давайте будем думать. (слайд 11)

Представьте, что надо найти площадь этого прямоугольника. Что для этого надо сделать? (умножить 398 на 6)

– Но мы еще не умеем выполнять такое умножение. Что же делать? Может можно как-то по-другому найти площадь?

(Дети высказывают свои предложения. Если никто не догадается разделить этот прямоугольник на три части, то учитель может предложить)

– А может быть нам разделить его площадь на три части? Вот только помогите мне сделать, чтобы удобно было находить площадь получившихся трех частей.(слайд12)

– Сможем мы теперь найти площадь? (да)

300∙ 6+90 ∙6+8 ∙6=1800+540+48=2388 (см)

– Значит 398∙6= 2388(см)

– А как мы это сделали? (Мы перемножили на 6 разрядные слагаемые числа 398 и результаты сложили)

– Существует более короткая запись такого умножения – это умножение в столбик, где тоже применяется прием умножения разрядных слагаемых, но начинается это умножение не с большего разряда, а с меньшего.

– Но можно еще короче, если по аналогии с умножением на двузначное число запоминать и добавлять к высшим разрядам то, что получили при умножении.

– Смогли бы вы теперь составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 13).

– Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 14).

Как научить ребенка цифре и числу 9

Чтобы выучить число и цифру 9, для дошкольников разработаны специальные пособия и материалы. На их основе можно легко и быстро обучить ребенка выполнению простых арифметических действий.

Знакомство с цифрой и числом

Девятка — последняя цифра в ряду однозначных чисел. Знакомство с ней должно происходить тогда, когда предыдущие восемь уже изучены.

Перед переходом к изучению девятки необходимо повторить и закрепить пройденный материал, решить примеры на сложение и вычитание однозначных чисел.

Ребенок должен знать ответ на вопрос: чем отличается число от цифры и сколько цифр существует.

Урок проводится в интерактивной форме, при этом используются такие материалы:

  • развивающие игры;
  • ребусы;
  • загадки;
  • пословицы и поговорки;
  • тренажеры для развития мышления и пр.

Чтобы ребенку было комфортно заниматься и легче усваивать информацию, необходимо создать подходящую для обучения обстановку, исключив посторонние звуки (телевизор, телефон, планшет и пр.). Следует создать в комнате рабочую атмосферу. Нежелательно проводить занятие в детской комнате, где много игрушек и других элементов, отвлекающих внимание.

Лучше расположиться за столом в большой светлой комнате. По ходу занятия требуется делать небольшие перерывы, и заниматься в это время двигательной активностью. Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста быстро устает и высидеть долгое время в одном положении ему будет трудно.

Читать еще:  Видеть себя во сне с другим лицом. «Сонник Лицо приснилось, к чему снится во сне Лицо

В процессе занятия малыш должен освоить написание числа девять, научиться выполнять арифметические действия с ним, концентрировать внимание на объекте и самостоятельно выполнять задачи.

В качестве учебного материала можно использовать:

  • обучающее видео;
  • книги по математике для дошкольников;
  • интерактивные карты;
  • прописи, раскраски;
  • компьютерные игры.

Материал должен быть подан таким образом, чтобы заинтересовать ребенка. Это связано с тем, что дети не могут концентрировать внимание на том, что им неинтересно. Усидчивость и внимательность нужно развивать постепенно.

После проведенного урока ребенок должен:

  • знать состав и образование числа 9;
  • уметь соотносить количество предметов и объектов с числом;
  • уметь разбивать число на составляющие.

Поиск ассоциаций для облегчения понимания

Чтобы ребенку было легче выучить и запомнить девятку, нужно провести ряд ассоциаций со знакомыми предметами и явлениями. В этом помогут стихотворения и картинки с числом 9.

Следует обратить внимание ребенка на то, что 9 похожа на перевернутую шестерку.

Можно также провести параллель между девяткой и буквой Д. Таким образом, ребенок будет быстрее запоминать не только числа, но и буквы.

В качестве примеров того, на что похожа 9, можно привести:

  • запятую;
  • голову слона с хоботом;
  • половину кренделька;
  • клубок с ниткой;
  • рыбу, пойманную на крючок;
  • морского конька;
  • число 0 с хвостиком;
  • открытый замок;
  • ухо;
  • серьгу и т.п.

Благодаря ассоциативному мышлению процесс запоминания существенно облегчается.

Простые задачи для числительного

Простые задачи для дошкольников помогут освоить новый материал:

  1. В будке было 6 щенят. Потом туда принесли еще 3 щенков. Сколько щенков находится в будке?
  2. На листе бумаги нарисованы маленькие домики. В некоторых из них есть числа, а в других нет. Нужно вернуть недостающие знаки в домики, записав их в нужное поле.
  3. Необходимо решить следующие примеры: 8+1, 5+4, 6+3, 7+2.
  4. У Светы в коробке было 3 карандаша. Женя дал ей 6 карандашей. Сколько карандашей стало в коробке у Светы?
  5. На дереве висело 9 спелых груш. 2 сорвал Максим, 3 забрала мама для пирога. Сколько груш осталось на дереве?
  6. Дети сорвали на грядке 8 красных помидоров и 1 зеленый. Сколько всего помидоров собрали дети?

Для запоминания

Информация лучше запоминается, если ее преподносить в виде ребусов, загадок, стихотворений и т.п. В таком случае у детей одновременно работают разные виды памяти: логическая, образная и др.

Поговорки и стихи

Стихи про девятку:

Номер 9 — это ведь

Сверху нарисуй кружок,

Внизу — дугу наискосок.

Начинай чертить с кружка

И не делай уголка.

Дужка, круг — и знак готов.

Цифра 9 — колобок?

Или же она — клубок?

Это змейка в травке спит

Хвост ее крючком лежит.

Цифра 9, или девятка,

Если на голову станет,

Цифрой 6 девятка станет.

Старше всех, и не загадка.

Чтобы цифры стали строем

От восьмерок и до троек.

Крупнее этой цифры нету.

9 шариков — планеты.

По вселенским всем законам

Живут в космосе бездонном

Возле солнечной звезды,

А на 3-ей — я и ты.

Шел котенок через мостик

Сел на мост и свесил хвостик:

«Мяу, так удобно здесь, ведь…»

Стал котенок цифрой девять.

Детям нужно спать идти.

Если же не лечь в кровать,

Носом будете клевать.

Поговорки про девятку:

  1. 9 человек все равно, что 10.
  2. 9 мышей разом потянули — крышку с бочки стянули.
  3. Квас молодой, но разлит девятой водой.
  4. Уступив 1 раз, потом девять раз останешься в выигрыше.
  5. Девятый месяц помогает на свет родиться.
  6. 7 лет — беда, 9 лет — несчастье.
  7. Девятка — лучшая загадка.
  8. Сказка длится ровно 9 дней.
  9. До следующего лета ждать 9 месяцев.
  10. Если хочешь прожить 9 дней, то едой нужно запастись на 10.

Загадки и ребусы

Ребусы и загадки про девятку:

Что за цифра-акробат?

Если на голову встанет,

То на тройку меньше станет.

Наша цифра больше восьмерки,

Но пока еще не десятка.

Равна сумме 6 и 3.

Кто решит эту загадку?

Число 6 перевернулось,

Новой цифрой обернулось.

Ай, какая запятая

На столе лежит большая,

Ею можно даже мерить,

Так как это цифра …(9).

И возникла вдруг в тетрадке

6 на голове — … (9).

Я и цифра, и число,

Это знают все давно,

А еще я акробатка,

А зовусь я … (девятка).

Сколько в дюжине пиратов,

Если 3 ушли куда-то?

Сколько месяцев в году,

Если лето не в счету?

Жизней у бродячей кошки,

И в десятке мух без мошки?

Не ищи ответ нигде,

Ведь есть ответ у цифры …(9).

На грядке у Ани росли тюльпаны:

3 желтых, 2 белых, и 4 алых.

Сколько тюльпанов радовали Аню?

Прописи и раскраски

Прописи и раскраски не только помогут в освоении нового материала, но и станут для ребенка развлечением. С их помощью можно развить мелкую моторику рук, память и логическое мышление. Кроме того, картинки и другие визуальные объекты стимулируют развитие воображения, а также образной и словесно-логической памяти.

Рекомендуется использовать следующие материалы:

  1. «Умные листочки. Изучаем цифры от 0 до 10. На что похожи цифры».
  2. «Мишуткины прописи и раскраски. Играем и тренируем ручки к школе!». Для детей от 2 до 5 лет.
  3. Раскладной плакат «Лента цифр. Математика». 9 секций с письменными и печатными цифрами от 0 до 9.
  4. Прописи «Цифра за цифрой».
  5. «Дошкольный тренажер. Прописи, раскраски, обводки, стишки, загадки».
  6. «Математические прописи. Летние задания с наклейками». 150 наклеек.
  7. Прописи «Пишу цифры и считаю. Полная программа подготовки руки к письму». Разработано с учетом ФГОС дошкольного образования.
  8. Прописи «Многоразовые раскраски с развивающими задачами. Домашние животные».
  9. «Магические прозрачные страницы. Прописи по математике с крупными цифрами».
  10. Прописи «Рисуем по клеточкам (в Африке, в деревне, в лесу, в море)».
Читать еще:  Языческая магия. Языческая магия: её сила и особенности

Тренажеры для закрепления

Для закрепления пройденного материала необходимо много тренироваться. Помогут в этом специальные тренажеры для усовершенствования навыков письма:

  1. Учебное пособие «Универсальный тренажер. Цифры и счет». С.В. Петренко.
  2. Тетрадь-тренажер «Пиши и стирай! Учу цифры». Издательство Clever.
  3. Материалы для развития детей. Числовой тренажер «Занимательные крутилки. Считаем от 1 до 10».
  4. Прозрачные прописи «Пишем цифры». В.А. Белых.
  5. Тренажер-раскраска «Поросенок». О.М. Носова.
  6. Комплексный тренажер «Математика». Н.А. Латышева.
  7. Карточки «Находим и узнаем цифры до 10. Закрепление цифр».
  8. «Счет в пределах 10. Решение упражнений». Авторские программы О. Лысенко.
  9. «Цифры и числа. Учимся считать». О. Земцова.
  10. «Тренажер математический». Школа для дошколят.

Эти материалы помогают изучать устный и письменный счет. Задания, которые в них даются, подойдут для детей дошкольного возраста, а также для тех, кто пошел в 1 класс. Таким образом, дети могут пройти подготовительный курс на дому перед поступлением в школу.

Если воспитатель или родитель хочет убедиться в качестве полученных знаний, можно пройти онлайн-тест или проверить ребенка самостоятельно.

Число девять, цифра 9.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок математики в 1 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9».

сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, способность к записи числа 9 с помощью графической модели и цифрой;

сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9;

закрепить навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.

Рисунки животных и доктора Айболита.

Конверты для учащихся (28 штук).

Листы для индивидуальной работы учащихся

1-я сторона 1-я сторона

5). Листок в конверте для каждого ученика для 6 этапа

7 +  = 9 ф 9 –  = 8 A

9 – 3 =  A 9 – 5 =  И

 + 4 = 9 К  + 6 = 9 +Р

6). Карточки для 8-го этапа

7). Числовой отрезок

1.Самоопределение к учебной деятельности

1)мотивировать учащихся к учебной деятельности на личностно значимом уровне;

2)определить содержательные рамки урока.

(Учитель показывает рисунок паука с перевязанной ножкой).

-Ребята! Я сейчас встретила паучка и спросила у него:

-Что хромаешь, паучок?

-Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих восьми

Очень быстро мог ползти.

-На скольких ножках ползет теперь паучок? (7) Как вы узнали?

-Объяснение паучку, какие знания с предыдущих уроков помогли вам так быстро и правильно найти ответ?

(Умение складывать, вычитать, состав чисел от 2 до 8, числовой отрезок).

-Какой доктор может помочь паучку? (Айболит)

-Вы хотите проводить паучка к Айболиту (Да!)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

1)актуализировать вычислительные навыки в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с данным числом;

2)актуализировать мыслительные операции, наблюдения, сравнения, аналогии;

3)зафиксировать затруднение и согласовать обозначение числа 9 с помощью графической модели и цифрой.

-Вот и добрались до домика Айболита. Но наш паучок не один. У доктора есть и другие пациенты.

-Надо записаться на прием, встать в очередь. Записью больных занимается сестра доктора – Варвара.

-Снимите с конверта листок, прикрепленный скрепочкой, поверните его другой стороной.

-Это лист для записи больных.

-Что он вам напоминает? (Числовой отрезок).

(На доске также начерчен числовой отрезок с фигуркой животного под каждой точкой).

-Вам понятно, кто пойдет на прием первым? (Да. Это лиса. Над ней цифра 1).

-Что забыла отметить на числовом отрезке Варвара? (Поставить цифры – номер очереди).

-Установите порядок в очереди – впишите цифры (один ученик на доске).

-Кто стоит правее лисы на 3 шага? (Щенок) Какой он в очереди? (4)

-Назовите соседей медвежонка? (волчонок и крот) Какой у них номер очереди (5 и 7).

-Кто стоит перед муравьишкой? (Ёжик, он 2-ой). Как получить предыдущее число (-1)

-Кто следует в очереди за кротом? (зайчата) Как получить последующее число?

-Сколько больных перед волчонком? (4)

-Сколько пациентов после медвежонка? (2).

-Так сколько больных записалось к доктору

-Отметьте точку 8 красной ручкой.

-Какая очередь будет у нашего паучка? (Девятая)

-Запишите его очередь на числовом отрезке.

(Возможные вопросы детей: «Где?» «Как?» «Нет места для числа»).

1)организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения – место числа 9 на числовом отрезке, обозначение числа 9 с помощью цифры;

2)согласовать цель и тему урока.

Читать еще:  Можно ли выкидывать хлеб. Народные обычаи и приметы о хлебе, о которых должен знать каждый

-Какое задание вы получили? (Записать на числовом отрезке очередь паучка).

-Раньше вы выполняли похожее задание? (Да).

-В чем возникло затруднение? (Нет места на числовом отрезке. Не умеем писать цифру 9).

-Знакомясь с новым числом и цифрой, о чем мы должны договориться? (Договориться о том, как будем обозначать число 9, его состав).

-Какую цель поставим на уроке перед собой? (Договориться о том. как изобразить число 9 точками и цифрой, узнать из каких частей оно состоит).

-Какой будет тема урока? (Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.)

4.Проектирование и фиксация нового знания.

1)согласовать способ обозначения числа 9 и способо записи цифры 9, зафиксировать на эталоне;

2)определить состав числа 9; зафиксировать на эталоне.

-Как мы можем обозначить число 9? (С помощью точек)

-Изобразите точками число 9.

(Ученики записывают на листочке, а один – на доске).

(После этого учитель открывает аналогичную запись в верхней части доски)

-Что еще необходимо для обозначения числа 9? (Знак, цифра).

(Учитель показывает эталон написания цифры).

-На что похожа цифра 9? (Предположения детей)

Вот что написал С.Я.Маршак: 9

«Цифра 9 иль девятка –

Если на голову встанет,

Цифрой 6 девятка станет».

-Рассмотрите образец написания цифры 9

Откуда начнем писать?

Отмечу это место звездочкой. Далее…

(Учитель проговаривает и пишет на доске. Затем дети обводят цифру 9 в воздухе, после этого записывают на листочке 3 раза). (Учитель прикрепляет карточку с цифрой 9 в верхней части доски как тему урока).

Дополнительная информация. Пределом счета когда-то было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», за «тридевять земель».

-Вернемся к числовому отрезку, где возникло затруднение.

-Можем теперь указать место паучка в очереди? (Нет) Почему? (Числовой отрезок заканчивается числом 8).

-Что будем делать? (Надо добавить еще один единичный отрезок).

-Как будем достраивать числовой отрезок? (От числа 8 вправо проведем один единственный отрезок).

1 2 3 4 5 6 7 8 9

(Учитель достраивает на доске числовой отрезок, дети делают то же самое на своих листочках и дописывают цифру 9).

-Как получили число 9? (8+1=9)

-Какое число предшествует девяти? (8)

-Какое больше и почему? (9, оно правее числа 8).

-Так сколько больных записалось на прием? (9)

-Добрый доктор Айболит принял всех пациентов. Он приготовил для них лекарство с малиновым сиропом и медом.

-Пересчитайте хором бутылочки. (9)

-Сколько бутылочек с малиновым сиропом и сколько бутылочек с медом мог приготовить Айболит? (Дети называют, расставляя на доске бутылочки в 2 корзиночки:

малиновый сироп мед

Учитель при этом прикрепляет карточки с составом числа 9:

1)зафиксировать во внешней речи способы обозначения числа 9, различие между числом и цифрой 9;

2)тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9.

-Давайте научимся красиво писать цифру 9

Откройте учебник на стр. 19, задание на клеточках. Запишите цифру 9 девять раз. Выберите из написанных цифр самую красивую – королеву красоты и поставьте над ней точку.

-Зная состав числа 9, можно составить примеры на сложение и вычитание. (Работа в учебнике, №2 стр. 18, 1-2 столбики с комментированием на доске 3-4 столбики – работа в парах

8+1=9 7+2=9 3 столбик – проговаривают девочки соседу по парте

1+8=9 2+7=9 4 столбик – проговаривают мальчики

проверка по образцу: 6+3=9 5+4=9

6.Самоконтроль с проверкой по эталону

1)тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;

2)проверить сформированность представления о числе 9 и способность к его записи при помощи цифры 9.

-Доктор Айболит получил письмо. Его текст вы найдете у себя в конверте.

Вставьте пропущенные числа. Правильному ответу соответствует буква, и вы узнаете, куда вызывают доктора

Самопроверка по образцу: 7+2=9 ф 9-11=8 А

Самооценка. 9-3=6 А 9-5=4 А

-Если есть расхождения, поставьте себе «?»

Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Молодцы!

-Кто выполнил задания без ошибки, поставьте себе «+». Я очень рада за вас.

7.Включение в систему знаний и повторение.

1)тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 9

-Задание №3, стр..19 в учебнике. Разделимся на 6 команд.

–Дети в 1 колонке решают 1-ый пример, во 2-ой колонке –2-ой пример, решение его.

В нижнем ряду закрасьте кружок с полученным ответом красной ручкой

Проверьте по образцу: 4 7

Кому еще помог 5 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)оценить свою работу;

-В чем возникло затруднение?

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

Придумать, как обозначить число 9 точками и цифрой, узнать его состав, (место на числовом отрезке)

-Выполнили мы свои цели? Чему научились на уроке?

-Где эти знания вам могут пригодиться?

1Оцените свою работу на уроке:

если не было ошибок или вы сумели их найти и исправить, и вы можете двигаться дальше, то веселую

если нужно еще поработать над сложением и вычитанием, но задумчивую.

Если вы хотите узнать на чем доктор Айболит вернулся из Африки домой, раскрасьте картинку на стр. 19 №4 по заданию учебника.

Источники:

http://allrefrs.ru/1-17337.html
http://gotovluskshkole.ru/zanyatiya/matematika_i_logika/kak-nauchit-rebenka-tsifre-i-chislu-9
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/11/19/chislo-devyat-tsifra-9

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: