Что означает пальмовая ветвь. Мифологическая энциклопедия: Растения в мифологии: Пальма

Мифические растения

18 октября 2019 в 12:12

Взглянем, какие известны мифические растения в индийских традициях. Мировое дерево в мифологической модели мира индоевропейцев является символом единства трех миров – верхнего (небесного), среднего (наземного) и нижнего (подземного). Согласно этим верованиям, крона Мирового дерева достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол обозначает центр земли, ее ось. Относительно поверхности земли ствол Мирового дерева символизирует центр основных направлений: восток, запад, север и юг. Поэтому Мировое дерево окружают еще четыре бога со своими священными животными, обозначающие стороны света. В индийской мифологии ось трех миров – это гора Меру, однако символика Мирового дерева также присутствует во многих других мифах.

В индуистской мифологии часто упоминается дерево, растущее в Предначальном океане. Согласно некоторым источникам, это дерево Ветаса, выросшее при создании мира из осколков скорлупы Золотого Яйца. Видимо, у него существует реальный прототип, ибо деревья ветаса во многих источниках упоминаются как растущие в природе. По другим источникам, Нараяна, Верховный Бог, возлежит на листе дерева баньян, плывущего по предначальным водам (Нара), и сосет палец ноги, символизирующий вечность. В еще одном варианте этого мифа Нараяна в образе младенца возлежит на ветвях дерева баньян, растущего из Предначального океана.

В упанишадах в качестве метафоры творения выступает ашваттха (пиппал), «корень которого – вверху, а ветви растут вниз». В мифологической символике «Махабхарата» в качестве эквивалента «мирового древа» фигурирует дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha–«вниз растущее»). Название объясняется спецификой строения этого растения: его ветви-корни, уходят вниз и врастают в землю. Ашваттха, пиппал, баньян, ньягродха – названия растений из рода фикусов, о которых будет рассказано в дальнейшем.

Мифические растения. Дерево Париджата.

Добытое при пахтании океана дерево Париджата посадил в своем саду бог Индра, царь богов и владыка райского мира Индралоки. Кора дерева была из золота, украшали его пробивающиеся молодые листочки цвета меди и ветви с многочисленными гроздьями ароматных плодов. Риши Нарада принес цветок этого дерева в подарок своему другу Кришне, а тот подарил его одной из своих жен – Рукмини. Нарада сообщил об этом другой жене Кришны – Сатьябхаме, удивившись, что цветок не был преподнесен ей как любимой жене. Сатьябхама, конечно, расстроилась, и тогда Нарада посоветовал ей попросить у Кришны в подарок само дерево Париджата, с тем чтобы посадить его возле дома. Но дерево принадлежало Индре, который не расстался бы с ним добровольно, и Кришне пришлось бы похитить Париджата. Дав такой совет, мудрец полетел к Индре и предупредил его, чтобы тот построже охранял дерево, после чего стал ждать развития событий.

Сатьябхама удалилась в «комнату гнева», где уединялись жены, чувствовавшие себя несчастными. Когда Кришна пришел к ней, она в доказательство любви попросила подарить ей дерево Париджата. Прокравшись в сад Индры, Кришна начал выкапывать Париджата, чтобы унести дерево с корнями и посадить у дома Сатьябхамы. Тут появился Индра, однако, увидев, кто был похитителем – ведь Кришна являлся аватаром бога Вишну – он великодушно разрешил унести дерево. Кришна доказал свою любовь обеим женам: посадил дерево в саду Сатьябхамы, но ветви его простирались над садом Рукмини, роняя туда свои цветы. После смерти Кришны город Дварака, где он жил, погрузился в океан, а дерево Париджата возвратилось на небеса.

Вероятно, прежде чем «возвратиться на небеса», это замечательное дерево успело расплодиться, поскольку деревья париджата, или хар сингхар, до сих пор растут в Индии. Цветы их напоминают жасмин, однако трубочки венчика окрашены в оранжевый цвет. Асвагоса, духовный наставник царя Канишки, при описании джунглей нижнего пояса Гималаев упоминает немало прекрасных деревьев, в том числе и париджата, сияющие в своем величии и царственно возвышающиеся над другими деревьями, обремененными пышным цветением. Широко распространены они в садах восточного Раджастана.

Мифические растения. Кальпа-врикша.

В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша, в переводе «дерево желаний», образ которого запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях. Согласно легенде, надо встать под ветви дерева, и оно даст все, что у него попросят. Кальпа-врикше посвящено одно из самых ранних скульптурных изображений растительности в Индии. Оно было создано в Беснагаре в IIIвеке до н.э. исейчас находится в музее Калькутты. М.Радхава описывает это дерево как баньян, у подножья которого изображены кувшины и раковина, из которой сыплются монеты и цветки лотоса. Кальпа-врикшей нередко называют и кокосовую пальму.

Считается, что в лесу Вриндавана, любимом месте игр Кришны в детстве, раньше росли кальпа-врикши, но какие именно это были деревья, установить не удалось. По убеждению кришнаитов, эти деревья исполняли желания далеко не всякого человека, подходившего к ним с просьбой. Сначала просящий должен был стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от материальных привязанностей. Оно одаривает исполнением желаний только того, кто заслуживает такой милости.

Читать еще:  Скачать иоаким парр беседы на русской земле. Беседы на русской земле

Индийский ботаник К.М.Вайд склонен считать прототипом этого волшебного дерева баобаб, однако баобабы в Индии не растут. Возможно, Вайд имел в виду шемал (шалмали)– хлопковое дерево из рода Bombax, виды которого часто также называют баобабами. Хлопковое, или шелковое, дерево (B.malabaricum или B.ceiba)– одно из самых крупных деревьев Индии. Хлопковым это дерево называют потому, что его плоды содержат массу тонких волосков, которые используют вместо ваты. Весной его длинные ветви покрываются алыми чашеобразными цветами, «что делает дерево похожим на многорукую богиню Лакшми, которая держит на своих ладонях красные лампы» (М.Рандхава).

Мифические растения. Дерево Джамбу.

В пуранах рассказывается о семи мифических материках, внутренним из которых является наш мир. Этот мир именуется Джамбудвипа (материк Джамбу) по названию мифического дерева Джамбу, которое растет на одной из гор. Плоды этого дерева размером со слона, созревая, они падают на гору, и их сок образует реку Джамбу, воды которой несут здоровье и жизнь. Существует и реальное дерево джамбу, или «розовая яблоня», которое вполне можно вырастить.

В буддийской космогонии Джамбудвипа – один из четырех материков мироздания, мир людей, расположенный с южной стороны горы Сумеру. На севере материка, между горами Снежной и Благовонной, находится жилище царя драконов и четырехугольное море Мапама, на берегу которого и растет дерево Джамбу. Дерево получило название от звука «джамбу», с которым его созревшие плоды падают в море. Часть их служит пищей царю драконов, а часть превращается в золото реки Джамбу, которую называют «златоносной». Еще севернее обитает царь деревьев Сала.

LiveInternetLiveInternet

Новости

Поиск по дневнику

Статистика

Пальмовая ветвь. Пальмовое воскресенье. Историческая справка.

Как символический предмет, пальмовая ветвь ведет свою историю из Египта и Месопотамии, в античное время она была заимствована и признана в Древней Элладе. Наиболее известное значение связано с библейским сюжетом Входа Господня в Иерусалим.

По старинному еврейскому обычаю цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ встречал их с приветствиями и пальмовыми ветвями в руках. Таким же образом въехал в Иерусалим Иисус Христос. Евреи, находившиеся тогда под игом Рима, ожидали мессию, и решили, что чудотворец, накормивший пять тысяч людей и умеющий воскрешать людей, является тем самым вождем, который сможет привести свой народ к политической независимости. Народ признал в Иисусе нового царя и спасителя, поэтому при въезде в Иерусалим верхом на осле его встречали и чествовали тысячи людей, видя в нем, прежде всего, победителя смерти. В знак почтения народ стелил на пути Христа свою одежду и пальмовые ветви (ваи). «…Множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13).

В христианской традиции день Входа Господня в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога. С тех пор во всем мире праздник так и называется — Пальмовое воскресенье.

Под пальмовой ветвью обычно подразумевают перистый лист финиковой и других похожих пальм. Почему именно пальмовые ветви бросали под ноги Иисусу? Пальмовая ветвь имеет несколько значений. Листья финиковых пальм использовались как символ долговечности в Малой Азии в погребальных ритуалах, клались на могилы вместо венков, принятых у европейских народов. Еще пальма — символ мученичества, на святых иконах можно увидеть мучеников с пальмовой ветвью, в некоторых случаях она слегка окровавлена. В другом значении пальмовая ветвь — символ мира и спокойствия, наравне с оливковой ветвью. Кроме того, если брать историю Востока, то пальма — это еще и кормилица, семья, у которой во дворе росла пальма, могла кормиться с нее круглый год, собирая несколько урожаев плодов. Также в восточной традиции пальмовые ветви означают почтение и преклонение, в еврейской — символизируют победу, обращение к последней трактовке нередко встречается в библейских текстах.

Традиция отмечать победителей пальмовой ветвью существует со времен Древней Греции и Рима. Так, древние греки посылали гонца с пальмовой ветвью для извещения о победе. Победителям Олимпийских игр вручалась, наряду с венком из ветвей оливы, и пальмовая ветвь, которая наделялась значением пожелания здоровья и долголетия. Позднее пальмовая ветвь стала символизировать мир, по аналогии с оливковой, и победу. К 33 году н.э. пальмовые ветви уже использовались для приветствия любой более или менее популярной фигуры. Еще одно значение пальмовой ветви с древних времён она была популярным декоративным мотивом. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий. В Риме человек, выигравший в судебном разбирательстве, выходил с пальмовой ветвью в руке, что символизировало его правоту и победу.

В христианской культуре ветка пальмы символизировала вечность и победу над смертью. Римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью, относимого к Пасхе.

Пальма очень часто встречается в средневековом искусстве в качестве атрибута мученика. В итальянской живописи эпохи Возрождения с пальмовой ветвью изображались мученица Фелицата (II в.) и семь ее сыновей, казненные один за другим у нее на глазах. Набедренную повязку из пальмовых листьев обычно носили отшельники пустыни, например, живший в III в. Павел Отшельник — первый из пустынников Египта. Ангел приносит Деве Марии пальмовую ветвь, возвещая этим ее скорую кончину. Кроме того, пальмовая ветвь является атрибутом евангелиста Иоанна, так как была передана ему Девой Марией на ее смертном одре.
С IV века ангелы изображаются со священным сиянием — нимбом — и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола). В том же IV веке святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Произошло обыкновение в настоящий праздник, во время славословия, держать в руках ветви финиковые, или масличные; отсюда и сам праздник назван Неделей ваий. То, что мы ныне держим в руках эти ветви, имеет свое значение. Масличное дерево, из которого происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означает дела милосердия; а крепкое финиковое дерево, оконечности ветвей которого белы, означает, что после скорбей этой жизни мы переселимся в свет Небесного Отечества. И Давид-псалмопевец говорит, что праведник яко финике процветет (Пс. 91, 13). Поэтому, держа в руках масличные ветви, покажем в делах — милосердие. Возьмем и финиковые ветви — в чаянии не земных утех за дела милосердия, а радостей Небесного Отечества, в чем Господь Христос есть Предтеча нам…»

Читать еще:  Заговор, который помогает узнать, кто навел порчу. Явные и скрытые признаки порчи на человеке

В эпоху Возрождения была восстановлена античная традиция считать пальмовую ветвь эмблемой мира. В этом же смысле употреблялась пальмовая ветвь и в эпоху классицизма, особенно в конце XVIII — начале XIX века. Это была, так сказать, чисто светская эмблема мира, которая противопоставлялась передовыми людьми в Западной Европе церковному, особенно католическому, символу мира — голубю. Чем известнее христианство становилось как новая религия, тем больше людей стремилось в святую землю, на место распятия и воскресения Иисуса Христа. Само слово «паломник» (производное от лат. palma — «пальма») означает «носитель пальмы». Именно от ваий, пальмовых побегов, происходит слово паломник. Паломник — это тот, кто прошел с крестным ходом в Пальмовое воскресенье из Виффагии в Иерусалим с пальмовой ветвью в руке. Первые английские пилигримы, отправлявшиеся в Святую землю, приносили пальмовую ветвь в качестве подтверждения своего паломничества. После этого им разрешалось носить маленькое серебряное изображение пальмовой ветви.

В Древнем Египте в декабре, в самый короткий день года, приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Пальма — «календарное» дерево, дающее новую ветвь раз в месяц. Поэтому её ветки символизировали собой время вообще и его длительность в частности. Так, на двери храма Медамуда (Египетский музей, Каир) изображено, как Сесострис III получает от Гора и Сета (Нижний и Верхний Египет) пальмовую ветвь — ярлык на длительное правление. Кроме того, пальмовые ветви служили опахалом «сидящему на престоле» фараону. Финиковая пальма, или сикомора, у египтян считается также деревом жизни: кто выпьет воду жизни и поест небесных фруктов, тот будет жить и после смерти. Не случайно египтяне клали именно пальмовые опахала на гробы и мумии.

В Израиле один из самых значительных символов иудаизма — обряд пальмовой ветви. Заранее готовят запасы пальмовых ветвей (лулав — нераспустившаяся ветвь) к празднику сбора урожая. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (Суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой — эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. Пальмовые ветви в Суккот символизируют прощение, данное еврейскому народу на небесном суде в Иом Киппур (Псикта де-рав Кахана 27:2). В еврейской традиции лулав — пальмовые ветви с нераскрывшимися листьями — носят во время шествия вокруг синагоги, как один из четырёх видов ритуальных растений.

Православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресение, используя вместо пальмовых ветвей ветки вербы. На Руси распускающиеся ветви вербы заменили собой пальмовые ветви, которые держат в руках верующие во время праздничного богослужения, как бы встречая Христа. Верба первой просыпается после долгой зимы, именно веточки вербы символизируют победу жизни над смертью. Пальмовые ветви традиционно изображаются на иконе «Вход в Иерусалим», которая обязательно находится в праздничном иконостасе русского православного храма. В храме Воскресения Христова (Санкт-Петербург) рисунок пальмовой ветви повторяется дважды в арке над сенью и в иконостасе. Ветвь символизирует царство небесное, символ вечности.

В традиционный погребальный ритуал Казанского университета входили почетный караул студентов на квартире почившего преподавателя, церковное отпевание, пальмовая ветвь на его гробу.

Армения Преподношение пальмовых и оливковых ветвей Христу, воскресившего мертвого Лазаря, символизировало победу над смертью. В субботу вечером перед Пальмовым воскресением совершается богослужение Цахказарда, открываются завесы алтаря, а на следующий день служат литургию, благословляют зеленеющие ветви оливы или ивы и вместе со свечами раздают присутствующим в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Бесплодные ветви символизируют язычников; они стали плодоносить только после того, как были поднесены Христу. Мягкость ветвей символизирует смиренность последователей Христа.

Читать еще:  К чему снится девочка негритенок. Приснилось, что муж негр

Католицизм В Ватикане на Пасху Папа Римский проводит обряд освящения пальмовых ветвей. Пепельная среда у католиков. В начале великого поста пальмовые ветви (в России — ветви вербы, в Италии наряду с пальмовыми, ветки оливкового дерева), сохранявшиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим (или Вербного воскресенья) сжигаются, а собранный пепел освящается по особому чину перед первой мессой Пепельной среды. В древней церкви священный обряд завершался покаянной процессией. На протяжении веков только публично кающиеся получали освященный пепел. Посыпая голову верующего пеплом, священник говорил: «Помни, человек, ты прах и в прах обратишься». Это напоминание о смерти и о том, что без Бога мы не можем получить вечную жизнь. Обычай имеет библейские истоки: в еврейской Библии кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак смирения. Сейчас встречается лишь подобие ритуала: священник после мессы рисует крест золой на лбу прихожан.

Лютеранская церковь Чтобы воспроизвести пышность пальмовых ветвей, немцы-лютеране связывают ветви самых разных растений в пучок (т. н. Palmsuchen «пальмовый пучок»).

Буддизм Типичная скульптура Будды Сакямуни (Корея) — сидящий Будда, в правой руке держит пальмовую ветвь над коленом, а иногда указывает одним пальцем, но обычно всей рукой, к земле. Эта поза и положение рук, которые чаще всего ассоциируются с Буддой Сакямони, означают призыв земли к засвидетельствованию.

Ислам В шиитский праздник «День Гадир» черными и красными флагами, пальмовыми ветвями и начертанными на полотнищах изречениями из Корана украшены дома шиитов.

МИФОЛОГИЯ

  1. Вы здесь:
  2. Главная
  3. Растения
  4. Деревья
  5. Пальма финиковая. Часть 2

Пальма финиковая. Часть 2

В засушливых областях южного Средиземноморья финиковая пальма считалась священной; над пальмовой кроной часто изображался ассирийский бог солнца. В финикийском культе Ваал-Пеора изображение пальмового дерева, стоящего между двух больших камней, служило фаллическим символом бога. В еврейских храмах этому мужскому богу поклонялись до тех пор, пока жрецы-реформаторы Яхве не убили его последователей: «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиль». (Числ.25) Однако, символизировавшее этого бога пальмовое дерево по-прежнему использовалось на ежегодных праздниках приветствия Спасителя в Иерусалиме, как описано в Евангелии.

В католических странах на шестой неделе поста отмечают так называемое «пальмовое» воскресенье. На Сардинии в это время верующие с веточками пальмы и оливы в руках посещают церкви, где во время мессы священник благословляет эти растения. Пальмовые и оливковые ветви использовались и в свадебной обрядности, что намекает на связь этих символов с плодородием. В сельских районах Сардинии за несколько дней до свадьбы происходила церемония перевозки приданого в дом жениха. Когда приданое прибывало к месту назначения, «женщины расставляли мебель и прочие элементы на положенные места, украшая их цветами и зелеными ветками, среди которых первое место занимали ветки пальмы и оливы».

«На праздновании вербного воскресения, последнего воскресения великого поста, когда отмечается въезд Христа в Иерусалим (встречающие Христа подметали его путь пальмовыми ветвями), священники раздают пальмовые листья в виде креста; их освящают и хранят дома до последующей «печальной среды» (первого дня великого поста) как знак присутствия Христа. В странах, где пальмы не растут, используются другие растения; в России, к примеру, заменой им служат вербы. Первые английские пилигримы, которые отправлялись в Святую землю, приносили пальмовую ветвь в качестве подтверждения; им разрешалось носить маленькое серебряное изображение пальмовой ветви, и по этим значкам пилигримов называли еще «палмерами».

В египетской традиции пальмовые ветви использовали на праздниках в честь Осириса – принесенного в жертву и возродившегося бога. «Пальмовая ветвь символизировала мужскую силу Осириса в союзе с его матерью-сестрой-женой Исидой. Пальмовая ветвь является символом пениса, который, как считалось, был в состоянии эрекции, когда бог возродился в виде Мену или Мина – «быка своей матери». Египтяне возлагали пальмовые опахала на гробы и мумии как символ возрождения.

Культ финиковой пальмы и сикоморы был связан с богиней Хатор, которую даже называли «Владычицей финиковой пальмы». «Оба дерева являлись символами возрождения к жизни; в древнем Египте эту символику обычно несли те из них, которые имели сладкие плоды – финики и кокосы у пальмы, плоды священного дерева «ишед». . Пальма обожествлялась в различных областях Египта и как священное дерево, которое служило символическим мостом между западным и восточным берегами жизни. …В собрании Каирского музея имеется рельеф с изображением сикоморы, над кроной которой поднимается финиковая пальма со свисающими гроздьями плодов. Из ствола дерева выходит богиня (Нут или Хатхор), приносящая дары покойному. ».

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Н.А. Красновская. Происхождение и этническая история сардинцев;
  3. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  4. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов.

Источники:

http://www.astromeridian.ru/astro/fjen_shui945.html
http://www.liveinternet.ru/users/lo_spero/post267564036
http://www.a700.ru/plants/woods/342-palma-finikovaya-2.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×