Что говорил протопоп сильвестр ивану 4. Разрыв и опала

РОССИЯ ВРЕМЁН ИВАНА ГРОЗНОГО

Восстание 1547 г. привело к новой расстановке политических сил. Михаил Глинский, «убоящеся княжа Юрьева убиения», пытался бежать в Великое княжество Литовское. В ноябре одновременно с ним туда же направился и князь И. И. Турунтай-Пронский. Узнав о погоне, Глинский и Турунтай вернулись в Москву и были задержаны при попытке проникнуть в столицу. Глинских постигла опала. Все их имущество было отобрано.

Восстание, направленное против «князей и бояр и всех властелей, в бестрашии живущих»,1 показало необходимость перемен. После разгрома восстания Иван IV искал новых путей управления государством, жадно внимая своим советникам.

Кружок молодых мечтателей, приближенных к царю, вынашивал планы переустройства России, сулившие ей великое будущее. В своих пламенных проповедях протопоп придворного Благовещенского собора Сильвестр призывал к покаянию в грехах. Костромской дворянин Алексей Адашев, вместе с отцом съездивший в Турцию, рассказывал о порядках в Османском султанате.

Алексей Адашев и протопоп Сильвестр

К началу 1549 г. влияние Алексея Адашева и Сильвестра значительно усилилось. Они представляли интересы не только боярства, но и широкого круга феодалов. Состав Боярской думы был расширен почти в три раза, что должно было свести на нет влияние нескольких аристократических фамилий, монопольно распоряжавшихся ею в годы малолетства Ивана IV. Однако это было половинчатой мерой — в Думу попадали представители знатнейших боярских и княжеских фамилий — Нагих, Захарьиных-Юрьевых, а в 1549 г. ее пополнили И. В. Шереметев, Д. И. Курлятев, М. Я. Морозов и др.

Одновременно в Думе выделился небольшой круг лиц, который князь Курбский позднее по польскому образцу назвал «Избранной радой». Главным лицом в правительстве Избранной рады с 1549 г. был Алексей Федорович Адашев. Неродовитый дворянин, Адашев обладал широким политическим кругозором. В течение десятилетия, будучи у кормила власти, он сумел наметить важнейшие направления внутренних преобразований, часть которых удалось провести в жизнь.

Избранная рада

Близки к Адашеву были бояре князь Д. И. Курлятев и И. В. Шереметев. Большое влияние на деятельность Избранной рады оказывал и Максим Грек. Благовещенский протопоп Сильвестр из-за своего сана формально не входил в состав правительства. Не будучи даже духовником царя, Сильвестр тем не менее оказывал значительное влияние на всю деятельность правительства. Фанатичная решимость Сильвестра, которому якобы были «видения», «аки бы явления от бога», по словам А. Курбского, твердая убежденность в правоте своих воззрений позволили ему стать вдохновителем правительства Избранной рады, истинным наставником молодого царя. Всю свою деятельность Сильвестр подчинял идее прославления монарха и утверждения его власти. Призывая царя к самосовершенствованию, покаянию и смирению, он не боялся браться за решение сложных политических вопросов. Составитель Пискаревского летописца вспоминал, что Сильвестр «правил Рускую землю… заодин» с Адашевым.2 Близкий к нестяжателям, Сильвестр был инициатором секуляризационных проектов, которые в случае их реализации могли дать правительству огромный массив церковных земель. Под влиянием Сильвестра реформы конца 40-х — начала 50-х годов XVI в. проводились за счет церкви. Однако на страже церковных владений стоял митрополит Макарий, игравший огромную роль в оформлении идеологии самодержавия.

Программу Избранной рады четверть века спустя изложил Андрей Курбский, до смерти считавший себя верным ее идеалам. Праведный суд и оборона страны — вот обязанности монарха.3 Резкая критика иосифлянского большинства с его стремлением к наживе сочеталась у деятелей Избранной рады с заботой о рядовом воинстве. Избранная рада надеялась упорядочить законы и управление страной, укрепить государственный аппарат, подорвать основы экономического могущества церкви, расширить источники поступления доходов в казну в интересах дворянства и боярства, создать новые возможности для борьбы с растущим народным сопротивлением.

Первый Земский собор

27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовали Боярская дума в полном составе, Освященный Собор во главе с митрополитом Макарием, дворецкие и казначеи, воеводы, дети боярские и московские дворяне (государев двор). Фактически это был первый Земский собор. Иван IV выступил с широкой программой консолидации господствующего класса и проведения внутренних реформ. Царь торжественно объявил, что намерен положить конец бесправию, «продажам (штрафам. — Авт.) и обидам великим в землях и в холопех», которые «до его царьского возраста» «чинились» от бояр и дворцовых чинов «детем боярским и всем христьянам». Царь то обвинял бояр, то грозил им опалами; они в ответ каялись и били челом, чтобы он «опалы им не учинил никоторые», но настаивали на том, чтобы все жалобы местного населения рассматривались царским судом. «Умильные» ответы царя свидетельствуют о том, что главным вопросом политической жизни были отношения правящей верхушки общества — боярства с уездным дворянством и «христианством», под которыми имелось в виду тяглое население города и деревни — крестьяне и посадские люди, не участвовавшие в заседаниях собора. Но борьба народных масс за свои права обусловила позицию царя, который вынужден был упомянуть о них наравне с детьми боярскими.

Созыв собора 1549 г., получившего в литературе название «собора примирения», свидетельствовал о создании центрального сословно-представительного учреждения, о превращении Русского государства в сословно- представительную монархию. При всем различии прав сословий, их взаимоотношений с верховной светской властью создание института сословного представительства в форме Земского собора, именуемого иностранцами на свой манер то сеймом, то риксдагом, то ландтагом, роднило, как подчеркнул Л. В. Черепнин, Российское государство со всеми иными европейскими сословно-представительными монархиями (Францией, Англией, Испанией, Швецией, Речью Посполитой и т. д.).

Земский собор был (по мысли Н. И. Павленко) тем органом, который позволил верховной власти лавировать между дворянством и боярством. Он ограничил права крупных феодалов, расширив права дворянства. 28 февраля был принят приговор, согласно которому в ведении наместников остался суд над детьми боярскими только по самым главным уголовным преступлениям (убийству, краже и разбою с поличным). По всем остальным вопросам дети боярские освобождались от суда наместников. Этим временем можно датировать начало оформления сословных привилегий дворянства.

Читать еще:  Наговор на постельное белье. Заговор на постель, чтобы не сглазили

К ним присоединился царский постельничий Алексей Адашев, а за ним и некоторые бояре, «мужи
На первый взгляд кажется, что эта избранная рада была все тот же интимный совет
Курбский говорит, что Сильвестр и Адашев, собрав к Ивану разумных и совершенных.

Время так называемого правления Сильвестра и Адашева было временем широкой и благотворной для земли деятельности правительства (созвание 1-го земского собора для утверждения судебника в 1550-м году, созвание церковного собора Стоглава в 1551 г.

Иван IV, отставив Сильвестра и Адашева, попытался возродить отцовские порядки.
Крушение «Избранной рады» подало семье князей Глинских надежду на возвращение к власти.
Преемником Макария стал бывший протопоп Благовещенского собора Андрей.

Чудное исправление Иоанна. Сильвестр и Адашев. Речь Государева на лобном месте. Перемена Двора и властей.
Пскове; а Сотские и Пятидесятники, также избираемые общею доверенностию, долженствовали заниматься земскою исправою, дабы чиновники Царские не.

. благомыслящих и даровитых советников – “избранная рада
В 1550 г. был созван первый земский собор, на котором обсуждали, как устроить местное
Разгоравшаяся неприязнь их к родственникам царицы Захарьиным повела к удалению от двора Адашева и Сильвестра, а.

В 1547 г. при Иване Грозном было создано новое правительство – Избранная рада.
Важную роль играли в раде митрополит Макарий и священник Благовещен-ского собора Кремля Сильвестр (?-ок.
Возглавил раду спальник царя А.Ф. Адашев (?-1561).

Очевидно, избранная рада боялась повторения того, что творилось в малолетство Грозного, и потому в
Иван жаловался в послании к Курбскому: «Подружился он (Сильвестр) с Адашевым, и начали советоваться тайком
ЗЕМСКИЙ СОБОР Земские соборы как форма сословного .

4. Начало реформ. Избранная рада

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄

Вопросы к пунктам § 4. Начало реформ. Избранная рада

1. Какой смысл вложил митрополит Макарий в обряд венчания на царство? 2. Почему венчание Ивана IV с Анастасией Романовой состоялось позже венчания на царство?

1. Принятие великим князем царского титула закрепляло представление о том, что московские государи — наследники и преемники византийских кесарей (императоров). Царский сан поднимал Ивана на недосягаемую высоту, ставил его над всеми подданными, в том числе и над потомками удельных князей. Ведь церковь учила чтить царя «яко Бога».

Но участников венчания волновало совсем иное— символический смысл ритуала, призванною подчеркнуть связь московского царя с византийскими кесарями и киевскими князьями. После венчания Иван IV стал титуловаться царём и великим князем всея Руси.

Однако на Руси царями принято было называть не только византийских императоров, но и ордынских ханов. Поэтому принятие царского титула воспринималось современниками как наследование неограниченной власти золотоордынских правителей.

2. Власть царя должна была быть неделимой. Если бы он женился в статусе Великого князя, то затем на царство нужно было венчать и жену, таким образом она была бы равной Ивану.

1. Почему гнев москвичей-погорельцев был направлен на родственников царя Глинских? 2. Какой урок получил молодой царь Иван IV во время московского пожара и восстания 1547 г.?
  • 1. Отчаяние, давно копившееся недовольство, потребность найти
    виновного— всё подталкивало народ к действию. Тогда-то и начали
    распространяться слухи о родственниках царя Глинских, которые якобы подожгли столицу. Возможно, эти слухи подогревались противниками Глинских при дворе. Возмущение вылилось в восстание. Дядя царя, князь Юрий Глинский, был убит. Люди не могли напрямую царю высказать своё недовольство, восставшие нашли на ком выместить своё недовольство, привлекли внимание царя к проблемам.
  • 2. Обещаниями, уговорами и угрозами удалось сбить накал выступления. Но события в Москве ещё раз напомнили, насколько сильным было недовольство властью, её неспособностью навести порядок в стране.
1. Что отличало Избранную раду от совета знати при правителе — Боярской думы? 2. Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника Сильвестра?

1.В окружении Ивана IV в конце 1540-х гг. в сложился кружок
единомышленников, который вошёл в историю под названием Избранная рада. Поскольку некоторые члены этого кружка оказывали большое влияние на царя и входили в состав Боярской думы, т. е. обладали реальной властью, кружок можно назвать правительственным. Наряду с людьми родовитыми в нём состояли и незнатные дворяне.

2. Протопоп Сильвестр принадлежал к натурам фанатичным. Ему часто являлись видения, слышались голоса. Впечатлительный Иван первое время верил, что Сильвестр вещает волю Бога. И хотя при дворе исподволь злословили о новоявленном пророке, царь боялся его ослушаться, а сам Сильвестр искренне верил в своё право поучать и наставлять молодого государя. Кроме того, Ивану необходима была поддержка Макария и Сильвестра – по сути поддержка самой церкви, он был ещё молод и слаб.

1. Почему на первом Земском соборе главными темами были осуждение боярского правления и примирение общества? 2. Что заставляло царя считаться с мнением Земского собора, ведь его решения были необязательными для московского правителя?

1. В 1549 г. молодой царь собрал первый Земский собор. В него вошли представителе знати, служилых людей и духовенства. На Соборе Иван IV обличал неправды боярскою правления. Царь объявил, что отныне сам будет «судьёю и обороною» для подданных, и обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они совершали в прежние годы. Бояре покаялись, обещали «служит ему государю… вправду, безо всякия хитрости». Обвинив бояр в самовольстве царь утверждал свою единоличную власть.

2. Решения Земских соборов были вовсе не обязательны для царя. Участники этих собраний лишь советовали и доносили до верховной власти мнения основных слоёв общества. Однако власть, если она желала быть сильной, должна была считаться с представленными на Соборе сословиями, так как нуждалась в их поддержке.

Вопросы и задания § 4. Начало реформ. Избранная рада

Прочитайте эпиграф (с. 25) и ответьте на вопросы.
  • 1) В «Домострое» сказано об ответственности подданных перед царём. А что говорил протопоп Сильвестр Ивану IV о его ответственности перед Богом за заботу о народе?
  • 2) Может ли государство развиваться без нравственного фундамента, без общей правды, которой в равной мере служат и царь, и народ?
Читать еще:  Игра какой ты сегодня фрукт. Шуточный гороскоп: какой вы фрукт по Знаку Зодиака

1. Именно Сильвестр после июньского пожара 1547 г. объявил, что это Бог наказывает землю за грехи государя, не способного творить «суд и правду». Его речь произвела большое впечатление на царя и, но мнению историков, подтолкнула к проведению реформ. Сильвестр в качестве поучения молодому царю переписал и обновил известное литературное произведение «Домострой» — свод житейских и нравственных правил.

2. Ни одно государство в мире не может существовать без нравственного фундамента – если такого фундамента не будет –
государство обречено на гибель.

2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 26), выполните задание и ответьте на вопросы.
  • 1) Опишите изображение трона — одного из символов самодержавной власти.
  • 2) Какие знаки царской власти обладали одинаковой с троном значимостью?
  • 3) Новый титул московского правителя, новые символы власти сплачивали государство и общество или разобщали их?

Трон очень красивый, величественный украшен резьбой и гербом государства.
Герб имеет такое – же значение как и царский трон. Помимо трона к царским символам власти относились скипетр, держава и шапка Мономаха.
Новый титул и новые символы сплачивали государство и общество, т.к. царская власть получила полную и безоговорочную поддержку.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
  • 1) созыв первою Земского собора – 1549 год.
  • 2) венчание на царство Ивана IV – 16 января 1547 год.
  • 3) пожар и восстание в Москве – 21-29 июня 1547 год.
  • 4) венчание Ивана IV и Анастасии Романовой -3 января 1547 год.
4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Мог ли царь-реформатор отказаться от политической, экономической и духовной поддержки общества?

Б. Опора на общество, на многообразие взглядов внутри Избранной рады была для царя единственной возможностью провести реформы без социальных взрывов.

  1. Каково происхождение титула «царь»? Имеет ли он отношение только к византийским императорам?
  2. Что не устраивало московских правителей в титуле «великий князь»?

1. Само слово «царь» происходит от латинского термина «цезарь»,
который из личного имени Гая Юлия Цезаря постепенно превратился в составную часть императорского титула.

2. «великий князь» казался стоящим ненамного выше просто князя, тем более что среди служивших Ивану IV бояр-князей было немало
сыновей и внуков великих князей же (ярославских, суздальских и т. п.). Великий князь мог ещё восприниматься как первый среди равных. Царь — резкое выделение из ряда, принципиально иной титул…

Работа с источниками

  1. Как оценил иностранный посол статус московского правителя по сравнению с европейскими монархами?
  2. Что заставляло служилых людей безропотно подчиняться царю, служить без жалованья?

1. «Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о
своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще
всего на ваш вопрос отвечают так: «Один Бог и великий государь это
ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы не знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя».

Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором.

2. Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются.
куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его, Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных.

Глава 6 Учитель Сильвестр

Значительную роль в жизни Ивана IV суждено было сыграть священнику Сильвестру, новгородцу родом. Неизвестно, когда он переехал в Москву. Во всяком случае, произошло это ранее 1545–1546 гг. Сильвестр получил место в кремлевском Благовещенском соборе, вероятно, благодаря покровительству Макария, знавшего Сильвестра по Новгороду.

Благовещенский собор был семейным храмом царской семьи. Неудивительно, что скромному священнику удалось близко познакомиться с государем.

Благовещенский поп, «последняя нищета, грешный, неключимый, непотребный раб Сильвестришко», как скромно именовал себя священник, выделялся своим бескорыстием в толпе сребролюбивых князей церкви. Положение при дворе открыло перед ним блистательные перспективы. При его влиянии он без труда мог занять доходное епископское место или пост настоятеля монастыря. Но он никогда не умел устроить своих дел. После пожара Сильвестр имел возможность получить «протопопствие» и даже официальный пост царского духовника, но не воспользовался случаем. Начав карьеру священником Благовещенского собора, он закончил жизнь в том же чине.

Новгородец Сильвестр принадлежал к образованным кругам духовенства. Он имел большую библиотеку. Некоторые книги он получил от Ивана IV из царского книгохранилища.

Грозный немало обязан был Сильвестру своими успехами в образовании. Но после разрыва царь перестал признавать умственное превосходство бывшего наставника и наградил его нелестным прозвищем – «поп-невежа». Этот эпитет свидетельствовал скорее о раздражении царя, нежели о невежестве Сильвестра.

Известно, что Сильвестр составил или, во всяком случае, отредактировал знаменитый «Домострой». Формально он посвятил этот сборник наставлений своему сыну Анфиму. Но имеются основания предполагать, что Сильвестр имел в виду также и молодого царя.

Иван IV, только вставший на стезю семейной жизни, нуждался в советах, тем более, что он сам рос сиротой. На первых страницах «Домостроя» Сильвестр учил вере в Бога и тут же переходил к теме, «како чтити детем отца духовнаго и повиноваться им во всем». Обязанности Ивана IV по отношению к его отцу духовному были расписаны во всех подробностях.

Читать еще:  Почему католические священники хранят целибат.

Питомцу надлежало призывать духовника «к себе в дом часто», к нему приходите и приношение ему давати «по силе», советоваться с ним часто «о житии полезном», «како учити и любити мужу жену свою», как каяться, как покоряться перед духовником во всем, а если духовник будет о ком-нибудь «печаловатися», как его «послушаться».

Припоминая свои взаимоотношения с Сильвестром, царь писал много лет спустя, что, следуя библейской заповеди, покорился благому наставнику без всяких рассуждений. Через «Домострой» наставник действительно старался всесторонне регламентировать жизнь государя: учил, как следует посещать церкви, вершить всевозможные житейские дела. Придет время, и царь будет жаловаться на притеснения, которым Сильвестр подвергал его во время богомолий и на отдыхе. Как видно, поп был учителем строгим и требовательным. Когда ученик восстал против авторитета священника, он произнес много горьких слов.

При Сильвестре, сетовал царь, даже в малейших и незначительных делах «мне ни в чем не давали воли: как обуваться, как спать – все было по желанию наставников, я же был как младенец». Что бы ни говорил питомец много лет спустя, пора ученичества не прошла для него бесследно.

Благовещенский поп обратил на себя внимание царя в дни московского пожара. В то время как придворные старались «ласкательством» завоевать расположение молодого царя, Сильвестр же избрал роль пророка, сурового пастыря и обличителя, не боявшегося сказать правду в лицо. В дни бедствий священник явился перед Иваном, «претящее ему от Бога священными пи-саньми и срозе заклинающе его Страшным Божиим Судом». Ради спасения царя поп «кусательными словесы нападающе» на него, как бритвою «режуще» непохвальные нравы питомца.

Курбский изобразил взаимоотношения «блаженного» пастыря и закоренелого грешника Ивана в традициях житийной литературы. Но суть дела он уловил верно. «Кусательные слова» царь не забыл до последних дней жизни. В юности Грозный терпел и даже ценил резкость наставника, зато после разрыва с ним воспоминания о пережитых унижениях стали для царя источником невыносимых душевных терзаний.

Сильвестр принадлежал к числу глубоко верующих людей. У него случались галлюцинации, он слышал небесные голоса, ему являлись видения. В придворной среде немало злословили по поводу новоявленного пророка. Даже Курбский, хваливший царского наставника, смеялся над его «чудесами». По словам этого писателя, Сильвестр злоупотреблял легковерием Ивана, рассказывая ему о своих видениях, «аки бы явление от Бога». Возможно, были эти чудеса истинными или же учитель выдумывал их ради того, чтобы напустить на ученика «мечтательные страхи», унять его буйства и исправить «неистовый нрав».

Первоначально наставник ограничивался поучениями житейского толка. Лишь сближение с главным деятелем реформ Алексеем Адашевым открыло перед Сильвестром более широкое поле деятельности.

Рассказы Сильвестра производили на Ивана потрясающее впечатление. Священник зажег в его душе искру религиозного чувства. Иван увлекся религией и вскоре преуспел в своем увлечении. Он ревностно исполнял все церковные обряды. В минуты нервного напряжения он получал знаки свыше. Под стенами Казани перед последним штурмом 23-летний царь после многочасовой молитвы явственно услышал звон колоколов столичного Симонова монастыря.

Были обстоятельства, объясняющие меру влияния Сильвестра на воспитанника. Достигнув совершеннолетия, Иван IV далеко не сразу приноровился к роли самодержца. Дела управления не давались ему. Казалось, что он попал не на свое место.

Сильвестр был тем человеком, который помог Ивану осознать свою роль. В своих посланиях пастырь благословлял избранного Богом монарха, «самодержца вечна, православныя веры истиного наставника, на Божиа враги крепкого борителя, Христовы церкви столпа неколебимого». Священник внушал Ивану мысль о его исторической миссии, состоявшей в защите и утверждении истинной веры по всему свету. Покорение Казани, учил Сильвестр, есть лишь исполнение Божественной воли, «зело бо хощет сего Бог, дабы вся вселенная наполнилася православия».

Сильвестр выражал убеждение, что московский царь осенен той же благодатью, что и Константин Великий, утвердивший христианство в Византии. Самодержец всея Руси Иван «Божиею благодатию уподобися царю Костянтину, тою же царскою багряницею обложен есть, те же правоверния хоругви в руку своею благо-честно содержит».

Послание Сильвестра царю было написано, бесспорно, под впечатлением победы над Казанью. Учитель старался внушить самодержцу, что его ждут громкие победы над неверными: «…и поклонятца тебе все царие земстии и вси языци поработают тебе».

После великого московского пожара 17-летний Иван дал Сильвестру первое личное поручение. Священник должен был восстановить роспись кремлевских соборов, пострадавшую от огня. Сильвестр вызвал иконописцев из родного города и, «до ложа царя государя», велел им браться за дело. Стены Золотой палаты покрылись нравоучительными картинами, изображавшими юношу царя в образе то справедливого судьи, то храброго воина, то щедрого правителя, раздающего нищим золотники. Средствами живописи Сильвестр надеялся оказать воздействие на эмоции воспитанника и вскоре преуспел в этом.

Священник вел беседы и писал послания Ивану, посвященные разнообразным темам. Одной из них была тема «содомского греха». Царь не должен позволять своим придворным и дьякам «в такое безстудие уклонятца»: «искорениши… содомский грех и любовников отлучиши, без труда спасешися».

Сильвестр старался убедить царя в том, что ему нужно новое, благонравное и беспорочное окружение, достойное великих деяний. И пожар, и междоусобица, и заблуждения людские – все это ниспослано Богом в наказание за грехи. «И тебе, великому государю, – увещевал пастырь, – которая похвала в твоей великой области множество Божиих людей заблудша? И на ком то вся взыщет?»

Государю пора осознать свою ответственность за все непотребства, происходящие в царстве: «Вся сия законопреступления хощет Бог тобою исправити».

Мысль о божественном происхождении царской власти много значила для Ивана. Он никогда бы не простил советнику обличений, если бы не это обстоятельство. Церковь сыграла выдающуюся роль в обосновании политической теории самодержавия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://www.bibliotekar.ru/3-1-48-ivan-4-grozniy/8.htm
http://litemove.ru/nachalo-reform-izbrannaya-rada
http://history.wikireading.ru/234286

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: