Что естественно то не сверхъестественно. Естественное сверхъестественное

Scisne ?

Религиозная картина мира содержит представление о сверхъестественном, веру в реальность сверхъестественного. Этот признак дает возможность отличить религиозную картину мира от нерелигиозной, пусть даже последняя в каком-нибудь конкретном случае будет не менее ошибочной, чем первая. Вера в сверхъестественное означает, что наряду с обычным, естественным миром, с которым человек сталкивается в своей повседневной практике и к познанию которого приложимы законы логического мышления, признается и иной мир, коренным образом отличающийся от первого, существующего на совершенно иных основаниях, повинующийся совсем иным началам, чем те закономерности, которые господствуют в реальном мире. Характер этих начал настолько не определен и неясен для самих верующих, что они или трактуются скорее негативно, чем позитивно, – с точки зрения того, чего нет в сверхъестественном мире, а не того, что в нем есть. Пожалуй, единственный позитивный признак, который религиозное сознание приписывает сверхъестественному миру, заключается в том, что в нем возможно все или по меньшей мере многое из того, что невозможно в мире естественном.

Применяя термин “сверхъестественный мир”, мы имеем в виду не только и даже не столько некое пространство, в котором по религиозным представлениям могут происходить явления принципиально отличные от естественных, речь идет о мире явлений, которые могут, с религиозной точки зрения, происходить не только “на небе, но и на земле, среди живых и неживых существ и предметов”. Как представляется религиозному сознанию, миры естественный и сверхъестественный взаимно переплетаются и пронизывают друг друга. Естественные явления и предметы могут оказаться, с точки зрения религиозного сознания, пронизанными сетью сверхъестественных черт и особенностей, обусловливающих возможность того, что с этими естественными предметами происходят сверхъестественные события. При этом далеко не всегда сами верующие отчетливо разделяют наличествующие в их сознании представления о естественном и сверхъестественном.

Сверхъестественным (сверхприродным) мы обычно называем то, что противоречит естественным (природным) законам. Такое определение очень неточно. Биологические явления противоречат законам механики, законы механики нельзя распространять на химические явления и т. д. За границами действия любого закона протекают противоречащие ему явления. Но они от того не сверхъестественны. Нельзя сказать, что сверхъестественное противоречит всем законам вообще: так ни один миф мы не сможем отнести к сверхъестественному, потому что нам могут быть известны не все законы. С другой стороны, мало ли фантазий, противоречащих известным и неизвестным законам, которые все же никак не относятся к сверхъестественному. Как известно и в науке есть фантазии, которые воспринимаются часто даже не в качестве гипотез, а в виде достоверного знания – вроде флогистона у химиков 18 в. или мирового эфира у физиков 19 в. Они не соответствуют законам, и все же это наука, не мистика. Потому что, хотя это фантазии, но фантазии о законах, потому-то они и могут быть проверены практикой или отвергнуты, или доказаны.

Предвидим недоумения: как же так, сверхъестественное противоречит не тому или иному закону и даже не всем законам вообще. Так, может быть, оно соответствует естественным законам? Нет, конечно, оно противоречит не одному, так другому закону. Но такое определение сверхъестественного, как мы убедились, совершенно не отделяет его от естественных явлений и фантазий и, стало быть, недостаточно и неудовлетворительно. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Таково постоянство свойств (снег бел), постоянство количественных отношений в движении (скорость звука в определенной среде) и т. д. Всеобщность законов диалектически едина с их ограниченностью: однородно действуют лишь однородные вещи в однородных условиях. А сверхъестественное – это как раз то, что противоречит самой сущности закона как такового – непременной однородности действия однородных вещей.

Но это совершенно не смущает теологов и мистиков всех направлений. По их просвещенному мнению, в мире звучит божественный глагол, в частности, время от времени происходят события, непосредственно “доказывающие” существование сверхъестественного – чудеса. Правда, если бы существование сверхъестественного было очевидным, церковники не старались бы доказывать его. Ссылаться в доказательстве сверхъестественного на чудеса – значит сверхъестественное доказывать сверхъестественным.

Мы хотели бы, чтобы читатель нашей работы призадумался над вопросом: видел ли он сам когда-нибудь чудо собственными глазами или только слышал о чудесах от других людей? И уверен ли он в том, что когда ему приходилось собственными глазами видеть странное явление, похожее на чудо. Не было обмана или самообмана? Без тени сомнения мы можем утверждать, что подавляющее большинство читателей скажет, что собственными глазами они никогда чудес не видели, но вот дед рассказывал, сосед рассказывал, что ему знакомый говорил и т. д.

Не исключено, правда, что кто-нибудь и собственными глазами видел что-то похожее на “чудо”. Но каждый раз в этих случаях не было главного – проверки. Если разобраться в каждом таинственном случае, он окажется вполне объяснимым, а чудо престанет перед нами или как результат самообмана, или как ловко инсценированное жульничество.

Нередко чудом называют просто диво, явление для кого-то необычайное, необъяснимое и потому удивительное. Экзотические явления, подобные гипнозу или полярным сияниям, давно уже исследованы и подробно описаны. И в наш просвещенный век трудно найти уже мистика, который видят в них чудеса. Одни дива поблекли, зато открылись новые дива. Сегодня удивляются каким-нибудь квазарам, “чудесным исцелениям” и т.п. Но, как и в прежних загадках физики, астрономии, психологии и т. д., мистики подозревают в этих новых дивах сверхъестественное. Переменились только дива, но не манера мистиков подозревать в них чудо. Они всегда предполагали возможность сверхъестественного там, где еще не обнаружены причины естественные. Мир постоянно загораживается от людей загадками. Но, разгадывая их, люди ни в одном случае не нашли за ними сверхъестественного – этот факт может служить основанием для заключения (экстраполяции), что и в будущем оно не будет найдено.

За отсутствием “настоящих” чудес мистики и верующие предлагают нам рассказы о них. Но если мы хотим правильнее мыслить, мы должны соблюдать законы логического мышления, в том числе закон достаточного основания. Он гласит: все, что ты мыслишь, должно иметь достаточное основание. Если нам предлагают мыслить, допустим, библейские чудеса как реальные, происходившие когда-то события, то мы должны знать основания, которые позволяют нам делать это. В самом деле, откуда мы заем, что эти чудеса действительно происходили? Сами по себе рассказы о них не содержат абсолютно никаких гарантий достоверности. Ведь если я сообщу Вам, что вчера я воскресил человека, умершего три дня тому назад, Вы или просто не поверите, или потребуете доказательств. Сам факт того, что я рассказываю об этом, Вам, безусловно представится далеко не достаточным основанием для признания достоверности данного события. И Вы будете совершенно правы: мало ли что можно рассказать! Когда рассказывают о таких событиях, которые сами по себе правдоподобны, мы обычно все равно ищем подтверждения этим рассказам, в особенности, если вопрос для нас важен, мы не удовлетворяемся одним сообщением. Но года нам говорят о событиях невероятных, о том, что пятью хлебцами накормили 5 тыс. человек, что воскресили мертвеца, который уже стал разлагаться, что море расступилось по требованию человека, мы не можем не требовать подтверждения и доказательств. А этих доказательств, конечно, нет и не может быть.

Читать еще:  Что значит сон когда ешь сырое мясо. Видеть сырое мясо во сне — по французскому соннику

Но дело вовсе не в том, что предпринимавшиеся до сих пор попытки доказать мистику были неудачны. Доказательство сверхъестественного невозможно принципиально, ведь логическое доказательство заключается в открытии соответствия идеи действительности посредством соотношения идей, соответствие которых действительности открыто непосредственно. Вот почему из естественной действительности никакими ухищрениями нельзя вывести сверхъестественного. Чтобы случайность или мораль, цель, причинность или другое отношение стало доказательством сверхъестественного, надо найти в нем сверхъестественное. Если же эти отношения целиком естественны, то любые поиски в них доказательств сверхъестественного бесплодны: естественное не может быть доказательством сверхъестественного.

Но после такого поражения теология поднимается в контратаку: а можно ли опровергнуть существование сверхъестественного? “Какой эксперимент должен я сделать, чтобы убедиться, что бога нет?” – спрашивает А. Кураев в своей статье “О вере и знании – без антиномий”. Ну, во-первых, хочется напомнить уважаемому профессору Свято-Тихоновского богословского института одно из положений Римского права. Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat. Тяжесть доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает.

Во-вторых, отец Андрей отнюдь не оригинален. Мысль о недоказуемости и о неопровержимости сверхъестественного, хотя обычно этого не подозревают, имеет такую же давнюю историю, как и мистика с атеизмом. Еще в Древней Греции и в атеизме и в мистике сомневались Протагор, Пиррон, Карнеад. В средние века этого взгляда держались дуалисты, признающие возможность “двух истин” – мистической и естественной (например, Ф. Бэкон). Мысль о бездоказательности и мистики и атеизма разделяли Паскаль, Кант, Л. Толстой, известный философ-теолог С. Булгаков, Ясперс, Джеймс, Марсель, Франк и многие другие.

Утверждение дуалистического агностицизма о недоказуемости бога для теологов, очевидно, неприятно. Но признание его неопровержимости их устраивает и активно используется. Соглашаясь, что “мы не имеем права делать какие-либо предположения о неизвестном нам во вселенной”, агностики все же выводят из недоказуемости и неопровежимости сверхъестественного его возможности в неведомой нам громадности. Но допущение вероятности сверхъестественного оказывается лишь началом. Соглашаясь, что случайчность, целесообразность, чудо и т. п. не могут служить “очевидным доказательством”, многие агностики, начиная с Канта, Милля, Спенсера и до современных прагматистов, подводят нас к мысли, что вероятность существования свехъестественного делает эти доводы сильными.

Но почитатели сверхопытного со своими ликованиями и почитатели “непосредственно данного” поторопились. Недоказуемость и неопровержимость чего бы то ни было означает, что оно никак не может сообщаться с нами, то есть обнаружиться для нас. Но необнаружимость для нас в свой черед еще означает, что оно не может обнаружиться и для сего мира, с которым мы сообщаемся, – для естественной вселенной: иначе оно, может быть, еще не сообщалось, но могло бы сообщаться с нами опосредованно, через эту вселенную. И чтобы быть совершенно недоступным знанию, надо совершенно не взаимодействовать с миром ни в какой форме. Но едва ли хоть одного мистика устроит такое сверхъестественное, которое не сообщается со вселенной – нигде, никогда и никак: ни вселенная никак не действует на него, ни оно на вселенную. Кому нужен такой глухой и бездеятельный бог? Учение о “двух непересекающихся плоскостях”, естественной и сверхъестественной, противоречит главному основанию всякой мистики – представлению о зависимости земного мира от небесного.

Но и это еще не все следствия непостижимости. Что, собственно, значит, что сверхъестественное нигде, никогда и никак не действует на нас и на вселенную и не подвергается действию? Да ведь это значит, что сверхъестественное не существует. Потому что существование состоит в действии. Верующие в бога сами отвергают возможность узнать, чем он является. Все, что могли до сих пор сказать о сверхъестественном, негативно – не естественно, не видимо, не познаваемо, не конечно и т. д.

Логическое продолжение этих отрицаний, единственно совместимое с ними, не существует. Абсолютное познание – всего и полностью – цель пока недостижимая не только для одного человека, но и для всего человечества. И тем не менее мы можем уверенно отмести всякую мистику. Потому что если что-то существует, то могут быть и доказательства. Сверхъестественное же, по представлению мистиков, никогда не может быть ни доказано, ни опровергнуто.

Хочется еще заметить, что в сознании даже самого богомольного верующего большую часть составляют вовсе не иррациональные представления, а знание естественных законов, которым он следует почти во всех своих действиях: наливает ли он воду, зажигает огонь, кладет кирпичи, проводит научное исследование, рисует, почти всегда, пока он не столкнулся с непонятными и неподвластными силами, он действует как атеист, рассчитывая не на чудо, а на природные постоянства. Он наклоняет стакан в расчете, что вода потечет вниз, а, скажем, не подпрыгнет вверх. Если бы поклонника чудесного на каждом шагу ждали такие сверхъестественные капризы, он взвыл бы от горя и взмолился бы вернуть ему естественность. Если понятны естественные причины явления и найдены естественные средства овладения им, то не нужно сверхъестественное, и наоборот. Если больной выздоравливает “от” молитв, то зачем врач? И наоборот. Таким образом атеистическое и мистическое истолкование исключают одно другое. Их противоречие бьется и в сознании мистика, который обращается к таинствам вопреки изумлению своего разума.

Что естественно то не сверхъестественно

я согласна с мнением что беременность не болезнь и не требует ограничений кроме снижения нагрузки, если нет на то медицинских показаний. все остальное можно, но осторожно)) для меня это одно из естественных состояний женщины из которого нет смысла дела. Читать далее →

Читать еще:  19 января крещение господне приметы. Крещенские заговоры на здоровье на воду

“Горшочек” совсем малюсенький, всего 226 гр., брала для младшего ребенка, чтобы у него была своя персональная баночка ))) Баночка Y.S. Eco Bee Farms, Неочищенный мед, 226 г (8,0 унций) – действительно милая и очень компактная. Читать далее →

Я очень люблю блески для губ Даже уже наверное больше, чем помады Покажу еще одного любимчика с Айхерба Читать далее →

Съездили мы с дочкой сегодня к хорошему неврологу, посмотрел, вроде ничего сверхъестественного не нашёл, но! Есть тонус в ручках ( на приёме были пальчики согнуты в кулачок), хотя вроде нормально всегда. И в ножках ( на носочки встаёт ). Сказал, что у нас пирамидная недостаточность в ср. степени.выписал аквадетрин. Давали вы своим деткам ? Нормально ли перенесли? Ну и естественно массаж, электрофорез и ОРТ. подушку. Кому ставили такой диагноз? Помог ли массаж? Плюс ко всему он сказал, что у нас. Читать далее →

Я не фанатик грудного вскармливания, я считаю что молоко это еда, а не чудесный эликсир. А грудное вскармливание – это естественно, но не более того. НЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННО. Но сегодня я узрела большой плюс ГВ для мамы, долго же до меня доходит) Всю ночь (легли мы в 12) мы с моей девочкой спали и ели. Просто валялись вместе, обнимались. Просыпались и засыпали, кормились, снова засыпали, переворачивались на другой бок, обнимались и засыпали. Сегодня я поняла, что плюс грудного вскармливания – постоянный. Читать далее →

– Поняла? – НЕ поняла. – Саня, ты же умная девочка. Ты все сразу понимаешь. – Я НЕ все НЕ сразу НЕ понимаю. И это мы просто завтракаем, ничего сверхъестественного, а сколько отрицания. Прям отрицание на отрицании. Период такой жесткий сейчас. Читать далее →

Я поныть и посоветоваться. Ремонт еще даже толком не начался, стены еще не возведены, но мы уже начали выбирать кухню (производителя, модель), так как вопрос в том числе и в стоимости, бюджете. Ничего сверхъестественного нам не нужно (казалось бы), несколько дней назад писала на эту тему. Но тем не менее это не так просто: пришел в любой салон, выбрал. Сначала мы ходили по совету дизайнера в салон немецких кухонь. Читать далее →

или мои вчерашние сны. )Добро пожаловать под кат Читать далее →

Решила написать о своем первом опыте сдачи донорской крови для тех людей, кто боится или не решается принять участие в таком важном деле. Скажу сразу, что мне хотелось поучаствовать в сдаче крови для раненных 28 числа, но по срокам мне этот день не подходит. В конце концов, это ведь не так уж и важно, кому конкретно помогут мои 490 мл (стандартная доза). Читать далее →

Нам полтора месяца. Мира не слезает у меня с рук. Натерпелась за это время и пережила она много: боль, разлука с мамой, лечение. Сейчас вот кушает, а я умудряюсь писать этот пост. В общем, из роддома решили переводить Миру на стационарное лечение в городскую детскую больницу Им. Ивановой. Ещё на третий день пребывания в роддоме меня отправили на рентген лёгких и УЗИ. Хорошо, что со мной все было в порядке и я могла отправиться вслед за Мирой хоть в тот. Читать далее →

Исполнение желаний начинается с выбора своего пути, свободного от обусловленностей, с узнавания себя. Мы занимаемся самопознанием и самосовершенствованием для того, чтобы лучше понять свои способности и уметь их применить. Не в последнюю очередь исполнение желаний связано с умением брать ответственность за все в своей жизни на себя. Когда мы приходим к осознанию того, что каждый человек призван осуществлять определенную ему функцию, мы стремится к тому, чтобы найти именно свое место. Даже если мы не ставим себе четко такой задачи, мы. Читать далее →

Немножко, потому что спать пора) 2 часа утра, как никак. Читать далее →

Ну оччень захватывающий фильм, советую посмотреть!Описание: В фильме рассказывается история группы всемирно известных иллюзионистов. Они устраивают представления по всей планете, и на их выступления практически невозможно купить билеты уже за месяц. Основная тема их фокусов – донести до зрителя суть перемещения в пространстве. Для осуществления номера, фокусник выбирает из зала абсолютно любого человека, не подставного, а действительно обычного зрителя. После некоторых не хитрых операций и движений, доброволец внезапно исчезает, и появляется в абсолютно другом месте на планете, в комнате, которая. Читать далее →

27 февраля 2012 года – Начало Великого поста. Пост – это особое состояние в жизни христианина, когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных. Пост помогает очиститься не только физически, но и морально, исцелит все душевные раны, излечит боль прошлого и вселит веру в будущее. Решилась и я. Читать далее →

Всем доброго времени суток! Подходит к концу 20-я неделя. Экватор. За плечами столько радостных событий: полосатый тест, УЗИ 12+6, где мы впервые увидели наше родное, самое дорогое крошечное существо. В этот день врач с уверенность сказал: “у вас мальчик. Читать далее →

Девочки, пока не поздно, давайте дадим друг другу идеи для подарков родным и близким на грядущие праздники. Для начала я перечислю все (которые вспомню) подарки, которые дарила и получала сама, возможно, кому-то пригодится. Читать далее →

Для всех, кто хоть как-то причисляет себя к православным христианам публикую статью Николая Лайши, белорусского врача-психотерапевта. Надеюсь, для кого-то она будет полезной. Не исключено, что многие встанут на защиту “крутого и клевого” праздника. Выбор, конечно, есть у каждого. «Кто имеет уши слышать, да слышит!». ( Из Библии. Из Евангелия от Матфея, где приведены слова, сказанные им в проповеди на горе Елеонской (гл. 11, ст. 15; гл. 25, ст. 30)) Читать далее →

Читать еще:  Иероглиф прибывающие деньги. Благоприятные японские иероглифы по феншуй

Надо как-то систематизировать и разложить по полкам мои задумки, запасы и хотелки. Читать далее →

7 Признаков ухоженной женщины:-Красивые волосы. Существуют две главные составляющие красивой прически: правильная стрижка и качественный уход Читать далее →

В России всегда была сильна вера в сверхъестественное и таинственное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром. В публикуемом материале, посвященном этой теме, рассказывается о мистике чисел, вещих снах и предзнаменованиях в русской истории. Магическое число 26 Читать далее →

по-видимому, всех уже положили в РД заранее, вот никто и не шлет мне пендель)))))ну да ладно, написала на другом форуме, там уже с десяток набралось доброжелателей) эффекта пока что нет. ну правда девочка стала еще активнее, да и животик каменеет, ну разве что стало ныть внизу живота чуть чаще. но в целом тишина. зато вот из ЖК одолели.сходила я к ним в последний раз 29 числа. врачиха прям изнервничалась, типа у меня отеки, хотя гестоз не ставит, и даже передняя. Читать далее →

Анна Халприн (94 года), которая танцует с Богом В 51 год Анна Халприн медленно умирала. Врачи диагностировали у нее тяжелый, неизлечимый рак кишечника. Все, что оставалось Анне, это примириться с близким концом. Вместо этого Халприн начала танцевать и, как ни фантастически это звучит, в результате победила рак. С тех пор вот уже более 40 лет она танцует – не ради искусства, а ради здоровья. В свои 92 года Анна Халприн много выступает и преподает. Учит других излечиваться с помощью танца. Читать далее →

Эволюция мозга объясняет веру в Бога и сверхъестественные явления

Каким бы удивительным нам с вами это не казалось, но верить в сверхъестественные силы на самом деле естественно. Практически 6 миллиардов человек во всем мире причисляют себя к той иной религии, а это 84% мирового населения. Ожидается, что в ближайшие десятилетия эти цифры только возрастут. Согласно результатам проведенных опросов, до 90% граждан США верят в некую высшую духовную силу или Бога. В России, как сообщает “Левада-центр”, более 50% верят в Бога и разные сверхъестественные силы. Выходит, что люди склонны к вере в невероятное. Это, безусловно, не новость для антропологов, ведь истоки и повсеместность религиозных верований можно объяснить эволюционной теорией.

Вера в сверхъестественное развивалась вместе с нами. Это естественный эволюционный процесс

Как эволюция объясняет религию?

Сегодня существуют две основные гипотезы, которые объясняют веру в сверхъестественное: во-первых, наши предки развили определенные умственные способности, полезные для выживания и размножения, которые предрасположили их к религиозным убеждениям. Затем, из множества появившихся верований, распространились и сохранились отдельные религии. Дело в том, что божества и ритуалы способствовали сотрудничеству между людьми. А вот вторая гипотеза предлагает рассмотреть доказательства первой: идея о том, что религия является случайным побочным продуктом когнитивных способностей возникла по другим причинам. Напомним, что когнитивными способностями или навыками называют высшие функции мозга, к которым относится способность говорить, мыслить, ориентироваться в пространстве и др.

А что вы думаете о причинах веры в сверхъестественное? Давайте поговорим об этом в комментариях и с участниками нашего Telegram-чата.

Для религии, какой мы ее знаем, необходимы разнообразные духовные составляющие. Ученые выделяют три тенденции, которые ярко выражены у людей, но минимально у других видов: мы ищем закономерности, определяем намерения и учимся подражанию. Это когнитивные адаптации, которые помогли выжить нашим предкам. Так, мы любим находить связь и закономерности там, где их на самом деле нет: например, предсказывать будущее гадая на кофейной гуще или приписывать намерения несуществующим силам, обвиняя во всех бедах злых духов. При этом, мы готовы пойти на многое, лишь бы несчастья прекратились — именно так появились жертвоприношения и пост. Таким образом, наши адаптивные умственные способности могли привести к религиозным убеждениям.

Мы склонны “одушевлять” неодушевленные предметы, даже геометрические фигуры

Психологические предпосылки для религии

Согласно первой гипотезе, поиск примера для подражания имеет очевидные преимущества для поиска пищи, избегания хищников, прогнозирования погоды и т.д. Более того, мы постоянно наблюдаем за миром, пытаясь вывести причинно-следственные связи. Результат на лицо: практически каждому из нас случалось надевать счастливые носки на важную встречу, класть пятак в ботинки во время экзаменов, гадать на чайных листьях и даже увидеть лик Иисуса на сэндвиче с сыром. Также не стоит забывать о “Теории Разума” — понимании того, что у других есть убеждения, желания и цели, которые влияют на их действия. Теория разума позволяет нам иметь сложные социальные отношения и предсказывать, как поведут себя другие. По мнению специалистов, наше стремление приписывать ум неодушевленным или воображаемым предметам это крайняя степень теории разума. Классические психологические эксперименты показали, что люди “одушевляют” даже геометрические фигуры. Более того, люди применяют теорию разума к силам природы, духам предков и невидимым богам. Результаты МРТ сканирования показали, что области мозга, связанные с теорией разума, активируются, когда люди слышат о Божественных эмоциях и его участии в мирских делах.

Еще больше статей о причинах веры в сверхъестественное читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен

Ритуалы помогали нашим предкам передавать знания следующим поколениям

Наконец, естественная тенденция чрезмерного подражания предрасполагает нас к принятию религиозных практик. Вместо того, чтобы полагаться на опыт и метод проб и ошибок, люди учатся большинству навыков у других людей: “обезьянка видит — обезьянка делает”. Так, многие культуры разработали методы, позволяющие сделать токсичные растения съедобными. В результате их ритуальные действия, включая сложные и трудоемкие движения, передавались потомкам. Таким образом, копирование других, даже если причины не очевидны, может помочь выживанию. Этот менталитет распространяется на религиозные практики. Иными словами, если бы престижные члены вашего сообщества приносили в жертву оленей каждое солнцестояние, вы, вероятно, занимались бы тем же.

Таким образом, развитые особенности мозга, такие как теория разума и чрезмерное подражание сыграли важную роль появлении религий в человеческом обществе. Выходит, никакие сверхъестественные существа не нужны, чтобы объяснить почему люди в них верят. Все дело в естественных эволюционных процессах.

Источники:

http://scisne.net/a-88
http://www.babyblog.ru/theme/chto-estestvenno-to-ne-sverhestestvenno
http://hi-news.ru/research-development/evolyuciya-mozga-obyasnyaet-veru-v-boga-i-sverxestestvennye-yavleniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: