Что есть здравый смысл. Здравый смысл и язык здравого смысла

Понятие общезначимого здравого смысла

Народы цивилизованного мира, общаясь между собой, кроме обычных языков, используют также особый и очень важный «язык» – здравый смысл. Это язык взглядов, навыков и форм мышления, накопленных людьми за многие тысячелетия своей практической деятельности. Общепринятого определения, что такое «здравый смысл» нет. Наиболее полно, кажется, его раскрыл Александр Круглов в своём «Словаре» [1]. В настоящей статье излагается суть его видения проблемы. Я лишь упростил многие формулировки, да классифицировать материал с целью лучшей обозримости.

1. Термины и определения
Определения со знаком «*» предлагаются автором в порядке обсуждения.
• благоразумие – качество характера или принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага.
здра;вый смы;сл — совокупность взглядов на окружающую действительность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, которые разделяют почти все люди и которые можно разумно ожидать от почти всех людей без необходимости обсуждения [2].
• здравый смысл – «совокупность взглядов, навыков, форм мышления, выработанных человеком в его повседневной практической деятельности [3] . Термин «3.С.» в философской литературе употреблялся прежде всего в противовес оторванным от жизни умозрительным построениям идеализма. В этом отношении т. зр. 3.С. совпадает с позицией материализма.
• здравый смысл: всё достоверно установленное человечеством общезначимое – взгляды, навыки, формы мышления и т.п.*.
• здравый смысл – квинтэссенция опыта плюс способность отличать истинный опыт от ложного [6].
• Здравый смысл – совокупность взглядов на окружающую действительность [4].
• «. здравый смысл – это интуитивное понятие или, говоря по-иному, это одно из исходных понятий внутреннего мира человека, не определяемое посредством других понятий» [5].
• общезначимый здравый смысл есть подлинная культура – то, что возвышает отдельные народы до общечеловеческого. Её суть – расти и накапливать опыт, всё более и более раскрывая в человеке разум. Традиция должна уступить место адекватному (здравому, культурному) отношению к миру [1].
• искусственная реальность – общепринятость.
• Мир – всё материальное и духовное*.
• общепринятое – всё то, что всеми понимается одинаково и необходимо для общения и существования социума*.
• общезначимое – «общий язык» всего человечества вне рамок отдельных сообществ.
• практика – царство здравого смысла [1].
• разум есть рассудок, доросший до здравого смысла [1].
• реальность – многозначный термин: объективно общезначимое, наиболее вероятное, наличное. Различают два вида реальности – естественную и искусственную [1].
сдержанность – способность, при всём доверии к первому душевному порыву, дождаться последующих порывов [1].
сообщество – племя, народ, цивилизация*.
• чувство реального – умение стоять на почве реального и при необходимости не конфликтовать с ним. Характеризуется двумя свойствами – пониманием непреложности факта и способностью видеть из факта следствия без опоры на опыт [1].
• эмпатия – способность к сопереживанию.
• юмор – величие души и торжество здравого смысла [1].

2. Общезначимый здравый смысл по А. Круглову
Общие принципы, положения, определения и советы
• Философия здравого смысла – рационализм: готовность признавать общезначимым только доказанное и доказуемое. Всё остальное – дело ума и чувств каждого.
• Здравый смысл никогда и ни в чём не дан нам вполне: объективное больше данного и неисчерпаемо. Он часто на большую часть искомое. А личность начинается с изобретения велосипедов – общепринятость ей не указ.
• Здравый смысл обиходен отчасти. Обиходное доказало свою жизнеспособность и потому какой-то здравый смысл в себе содержит. Но что в ней здраво, может судить лишь разум.
• Догма не совместима со здравым смыслом
• Идейность – прямая оппозиция здравому смыслу.
• Общепринятость чего бы то ни было рождается от объективной потребности.
• Базовые, т.е. общие для всех ценности, непреложны (бесспорны).
• Общепринятые мнения и вкусы – это ценности, к которым приходит большинство уже многие поколения.
• Мир стоит на возможности коммуникации, а саму её следует основывать на общезначимом.
• Над истиной не властна ни сила, ни мнение. Здравый смысл для религии всегда будет вольнодумцем.
• Достоверное истинно лишь в определённых границах.
• «Научное мировоззрение – это мировоззрение здравого смысла. Как и сама наука – продолжение здравого смысла», С. Капица.
• Право науки на бесполезность вытесняется ложным правом на бессмысленность. Становление социального института науки способствует тому, что научный интерес заменяется карьерным.
• Не надо изобретать философии там, где достаточно простой логики и глаз.
• В Мире всё естественно и постигаемо шаг за шагом. Чудес не бывает!
• Пока работает простое объяснение, в сложном нет нужды.
• Настороженно относитесь к готовым формулам. Своих умозаключений они не заменят, а где они не властны, уповайте на опыт.
• Здоровый рассудок различает объективное и субъективное. Общепринятое для него скорее
субъективное.
• Никогда человек не станет достаточно силён в том, что для него не самое главное
Социология
• В социальной сфере рассудочные решения часто примитивны и ведут к насилию. Жизнь неисчерпаема и здравый смысл понимает это.
•Подлинное право с точки зрения здравого смысла есть право человека на общезначимое – жизнь, свободу распоряжаться собой, владеть добытым не во вред другим. Власть и обычай должны лишь оберегать это право, а не нарушать его.
• Здравый смысл не подминает под принципы жизнь, действуя формально. Гносеология его антидогматична, а этика – ситуативна.
• Здравы те обычаи, что не ведут обывателя к гибели или вырождению. Здравы те мысли, что не противоречат очевидности, т.е. реальности.
• Разумное выше общепринятого и потому даёт индивиду право на критику и нововведения.
• Каждый вправе на свои собственные интересы.
• Диалектика здраво видит многогранность явлений, но ей не вооружишь профана. Он с ней теряет здравый смысл.
• Не игнорируйте те факты, которые вы не можете пока объяснить. Сочувствуйте и тому, кому вы не можете помочь ничем.
• Ориентироваться не на псевдореальность общепринятого, а на саму реальность – норма. Но норма – это то, что редко встречается. Здравомысленным надо смиряться со званием чудака.
Этика
• Ложь во спасение оправдана, если спасаемое свято – жизнь, любовь.
• Этика здравого смысла – эмпатия, сострадательность, справедливость. Можно сказать – простая человечность. Добро в том, чтобы помочь жить ближнему не за счёт другого. Пафос этой этики, её исток и цель – сам ближний. Следуй «золотому правилу» – не делай другому того, чего себе не желаешь.
• Этика здравого смысла – компромисный этический минимум. Да будет мир у нас, а остальное лишь личное дело каждого. О вкусах не спорят.
• В сфере этической благое и есть истинное: не Бог, не идея и не принцип, а лишь вернейший способ облегчить кому-то жизнь.
• Во избежание крайностей:
– предпочитайте базовые ценности во всех случаях;
– ни одно, даже самое бесспорное правило не доводите до противоречия с самим собой.
Вы спрятали в своём доме убегающего от бандита человека. Бандит спрашивает вас о нём – вы, несмотря на заповедь «не лги», солгите ему.
• Разумный в конфликтах стремится к поиску компромиссов, а не к подавлению оппонента снлой.
• Не навязывай свои идеалы всем другим. Будь терпим и имей чувство меры
• Даже эгоизм, набираясь здравого смысла, становится более человечным.
• Здравомысленный рад благополучию, но ни в грош не ставит то, что только считается благополучием – престиж ради престижа, например.
• Не отворачивайся от горьких истин и вечных проблем.
• Будь адекватен: на танцах – танцуй, в строю – маршируй. Но человек выше всякой ситуации и может её не принять.
• Ни в одной жизненной ситуации всё учесть невозможно – значит нужно быть готовым к встрече с чем-то неучтённым. Не будьте слишком прямолинейны и не слишком полагайтесь на типовые решения.
Политика: Последовательность – прямое требование здравого смысла, но ещё чаще он проявляет себя как спасительная непоследовательность. в царстве убеждений, принципов, партий, идей.
Просвещение: личность, человечность, логика.
Религия: Здравый смысл осуждает войну за веру.

Читать еще:  Чины ангелов. Какая иерархия ангелов в христианстве? Наивысший ангельский чин - Серафимы

Заключение
1. «Общезначимый здравый смысл»,это следует из сказанного выше, далеко не интуитивное понятие, как это пытается изобразить Н. Протасов. «Физики» не любят метафизику и потому часто трактуют здравый смысл неверно, в духе общепринятого.
2. Вряд ли кто останется доволен тем, как я раскрыл тему – мало, как-то фрагментарно, поверхностно и не очень убедительно. Наброски. Буду рад, если кто-то достойно продолжит разговор.

Здравый смысл – это. Определение, особенности и интересные факты

Здравый смысл – это явление таинственное. Однако мы постараемся выяснить, что кроется за ним. Совсем немного будет философии и много исканий, которые, надеемся, помогут читателю понять, что же это за словосочетание.

Психологическое толкование. Рене Декарт

Почему вообще возникает необходимость в четком определении здравого смысла? Потому что это понятие чрезвычайно размыто, у каждого резоны свои, и они зависят от культуры, общества, установок и ценностей. Но философия, которая, в отличие от психологии, ищет общезначимого, не совсем в этом вопросе согласна с наукой о душе. Все началось с Аристотеля, пионера во многих областях знаний, он под здравым смыслом понимал фактическую общность устройства человеческого восприятия – это с одной стороны, а с другой – самоочевидные простейшие моральные принципы добра и зла, то есть к чему стремиться, а чего сторониться. Таким образом, здравый смысл, согласно Аристотелю, это психофизиологическое явление.

Затем из заметных фигур был Рене Декарт, который под объектом исследования понимал «способность правильно рассуждать и отличать истину от лжи».

Здравомыслие подарено нам Богом

И нельзя не упомянуть о шотландской школе здравого смысла и ее основателе Томасе Риде. Мыслители этого направления считали, что возможно восстановить распавшуюся к тому моменту под напором скептицизма Юма связь между религией, философией и наукой на основании как раз здравого смысла. Здравый смысл – это суждения, которые не требуют доказательств и вложены в человека Богом. Этот «механизм» неподвластен разуму и недоступен его критике. Не здравомыслие должно подчиниться разуму, а, наоборот, разум должен признать верховенство здравого смысла.

Зависимость толкования от класса, профессии, социального положения

Хотим мы того или нет, но «здравый смысл» – это понятие, к которому прежде всего обращаются люди либо слабо знакомые, либо совсем незнакомые с философским содержанием словосочетания. Поэтому под ним, как правило, понимаются общепринятые мораль и ценности.

Понятно, что здравый смысл каких-нибудь менеджеров будет отличаться от того же самого у олигархов или, наоборот, писателей или фрилансеров.

Трудность вот в чем: когда кто-то говорит: «Такое решение здраво», – это означает только то, что он сам считает его таковым. А иногда поведение человека идет вразрез с нормами морали, установленными в обществе, но его резоны, которые находятся внутри его субъективности, вполне обоснованы, можно ли на этом основании считать их здравыми? С точки зрения общепринятой морали нет, нельзя. Ведь здравомыслие нуждается в социальной лицензии.

Общие понятия о нравственности – это прекрасная основа

Но из предыдущего ни в коем случае нельзя делать вывод, что здравый смысл – это плохо. Нет, это не так. Некоторые люди всю жизнь живут в одной общности и прекрасно обходятся тем набором ценностей, которые им социум предоставил. Другим же общепринятого арсенала становится мало, и они идут дальше, оставляя самоочевидные истины позади, и формируют собственные моральные представления, отличные от тех, которые внушали им родные и близкие. Не стоит бояться тени Ницше в этих рассуждениях, можно вспомнить только хрестоматийный конфликт отцов и детей, и ужас рассеется. Здравый смысл – это не статичная структура, а динамичное образование. Резоны меняются вместе с ценностями и убеждениями – это нормально.

Читать еще:  Рыбы лучшая совместимость с другими знаками. Рыбы-рыбы

Ограничение общепринятых убеждений

Мораль, принимаемая сообществом, хороша в общем и совершенно непригодна для конкретного человека, если он хоть в чем-то отклоняется от стандарта и среднего значения. Например, в определенной среде полагается рано жениться, но вдруг в ней появляется мальчик, не желающий поступать подобным образом, хотя здравый смысл родственников ему настойчиво советует согласовать всю свою жизнь с этим чудесным и прекрасным намерением, а герой не желает. Ему приходится волей-неволей выстраивать существование по-своему и вопреки. Со стороны это, конечно, кажется безумием и сумасшествием высшей пробы, но вдруг он сможет изведать и испытать нечто изумительное, что родственникам и не снилось? Наверное, стоит рискнуть.

Искусство и здравомыслие

Если люди опирались бы только на здравомыслие, наверное, искусства не было бы. Люди здравого смысла – это представители нормы, они не представляют ничего выходящего за рамки приличий.

Хотя этому понятию можно дать и более широкое толкование. Например, здравомыслящий человек – это тот, кто выжимает максимум из ситуации, наиболее эффективно используя свои знания, умения и навыки. Правда, такое определение размывает смысл, и теряется конкретность определения.

Так или иначе, как ни крути, представить себе людей искусства стопроцентно здравомыслящими трудно, но иногда такое случается. Например, Пелевин умудряется совмещать написание замечательных романов, увлечение буддизмом с практичностью в вопросах финансовых, в здравом смысле ему не откажешь. Но чаще все-таки практичность – это не то, что присуще людям искусства, ибо их место обитания – ментальная, мыслительная реальность. К тому же в лучшем случае искусство действует на границах нормы. Художник должен себе живо представлять многообразие вариантов выражения бытия. Другими словами, искусство оперирует тем, что существует вопреки здравому смыслу.

Сколько уделять времени в день размышлениям над разумностью мира?

Туманная формулировка, да? Но она нужна только затем, чтобы не повторяться лишний раз. Есть такая передача «Пятиминутка здравого смысла», ее ведущий Руслан Осташко. Мы честно посмотрели 5 выпусков, и сложилось впечатление, что эта передача патриотического толка работает с политическим материалом. Больше ничего сказать нельзя, потому что хочется избежать каких-либо оценок.

Единственное, что можно в контексте темы разъяснить, так это правомерность названия. Название передачи вполне подходящее, если человек, смотрящий ее, разделяет определенные убеждения, если он придерживается других взглядов, то вряд ли для него подобные трансляции будут иметь что-то общее со здравомыслием. Как мы уже говорили, в психологическом смысле наполнение рассматриваемого слова зависит от той культурной и ценностной среды, в которой оно в ходу.

Правда, если отвлечься от политических и вкусовых предпочтений в вопросе, пятиминутка здравого смысла должна быть несколько иной в современной реальности. Человек должен просто отключить все устройства, выключить Интернет, поставить перед собой красивую картину или включить тихую инструментальную музыку и наслаждаться. Здравомыслие в наше время состоит в том, чтобы отдохнуть от споров и слов и предаться созерцанию природы или погружению в искусство. Тишина – это тоже прекрасная среда для здравомыслия.

Надеемся, читатель в ладу со здравым смыслом и правильно воспримет то, о чем мы ему поведали.

Психологически-философское: Что такое «здравый смысл»?

Одних людей мы называем здравомыслящими, а других нет. Про какие-то вещи мы говорим, что они соответствуют «здравому смыслу», а про какие-то, что они противоречат «здравому смыслу.» Но что же такое — этот самый «здравый смысл»?

Чтобы подойти к пониманию этого явления, вначале придётся сказать, что есть вещи, которые являются аксиомами — очевидными для подавляющего большинства людей явлениями, которые принимаются без доказательств. Как, например, в евклидовой геометрии аксиомой является утверждение, что параллельные прямые не пересекаются. (В геометрии Римана, кстати, любые две прямые не могут не пересекаться, но и там тоже есть свои аксиомы).

Поэтому разговор про то, что такое «здравый смысл», придётся начать с того, что понятие «здравый смысл» – это именно аксиома. То есть очевидность, которая не требует доказательства или объяснения.

Давать определение аксиоме, это всё равно, что давать ответ на вопрос типа «как выглядит солнце»? Какой бы Вы не дали ответ на этот вопрос, он всегда будет неполным, что даст повод любому манипулятору, который любит троллинг, объявить Ваш ответ нелепым и смешным.

Просто дело в том, что кто задаёт нелепый или глупый вопрос (умышленно или по недомыслию – без разницы), тот вынуждает ему давать не менее нелепый или глупый ответ, а над подобным ответом можно долго и успешно иронизировать.

Это, кстати, хорошо знают восточные мистические учения, где распространена поговорка: «Дао, высказанное словами, не есть настоящее Дао». На мой взгляд, такая формулировка — это просто блестящий обход любой возможной язвительной критики в адрес аксиомы.

Именно потому, что «здравый смысл» – это аксиома, как и упомянутое выше «Дао», я тоже не стану давать «однозначные и точные» определения «здравому смыслу». При этом, в чисто восточной традиции, я бы хотел обратить тут внимание на несколько моментов, значимых для понимания того, что такое здравый смысл.

Во-первых, я бы хотел процитировать тут моего любимого Готхольда Эфраима Лесинга:


Пожалуй, это наиболее близко к тому, что называется «здравым смыслом» – вот эта самая способность человека не действовать импульсивно, а размышлять «пусть и криво» (то есть с ошибками), и при этом размышлять самостоятельно , а не повторять внушённые ему кем-то утверждения, пусть даже это его стремление размышлять самостоятельно приводит к спорам, заблуждениям и ошибкам: всё лучше, чем быть по сути бездумной марионеткой.

Читать еще:  Бык черный гонялся за мной сон. Быки во сне с рогами и без

Как уже было сказано, не относится к «здравому смыслу» ситуация, когда человек принимает свои решения или действует импульсивно, то есть не в результате предварительного обдумывания, а руководствуясь своими привычками или эмоциями. Вот в таких случаях чаще всего и бывает, что есть основания сказать, что действия человека противоречат «здравому смыслу» (если, конечно, такая фраза не является попыткой проманипулировать тем, кто как раз и действует на основе «здравого смысла», а манипулятору это почему-либо не нравится).

Во-вторых, я бы хотел тут вспомнить одну латинскую цитату:

Summum ius est summum iniuria (высшая справедливость – это (есть уже) наивысшее беззаконие).

Суть в том, что « абсолютная истина» всегда будет «абсолютной» же глупостью. Любая истина относительна в той или иной степени. Библейская заповедь «не сотвори себе кумира» в этом плане универсальна, поскольку направлена, в том числе, на предостережение человека от уверенности в собственной абсолютной правоте. Ведь таким «кумиром», которого нельзя себе создавать, может быть и личная убеждённость человека в том, что он «абсолютно прав».

То есть «здравый смысл» является во-первых, мышлением как таковым (в противоположность импульсивному, то есть необдуманному поведению, а также в противоположность бездумному повторению чужих взглядов), а во-вторых, мышлением, сознающим относительность и возможную ошибочность своих «истин» и своих выводов.

Тот, кто считает, что он всегда абсолютно прав, скорее всего, страдает манией величия или же попросту глуп, то есть вообще не привык мыслить. Любой здравый смысл относителен и это нормально.

В-третьих, мы говорим о наличии здравого смысла у человека тогда, когда он прежде чем что-то сказать или сделать, старается обдумать какие последствия может это повлечь и как что-то сказать или сделать наиболее целесообразным (то есть наиболее адекватным) способом. Мы живём в человеческом сообществе и большинство наших действий и слов носят социальный характер — так или иначе затрагивают других людей. А поскольку у других людей есть их собственные интересы, которые не всегда совпадают с нашими, то наши действия и слова могут во многих случаях повлечь для нас определённые позитивные или негативные последствия. Например, говоря комплименты, мы улучшаем наши отношения с людьми, а критикуя мы эти отношения разрушаем.

В-четвёртых, здравомыслящим можно считать того, кто осознавая, что он существует не «в вакууме», а живёт в человеческом обществе, действует и говорит с уважением к другим людям. Вежливость, тактичность, корректность, деликатность и уважительное отношение чаще всего воспринимаются людьми не только как признак воспитанности, а как признак наличия у человека «здравого смысла». Вообще говоря, действовать и, особенно, что-либо высказывать, проявляя при этом уважение, вежливость, тактичность, корректность и деликатность к другим людям, является наиболее выгодным вариантом поведения в этом мире:

Исходя из изложенного, «здравый смысл» можно (если осторожно 🙂 ) определить следующим образом:

Здравый смысл – это принятие решений и осуществление действий после предварительного обдумывания того, что собираешься сделать или сказать, когда при таком обдумывании учитываешь:

а) как отразится то, что ты сделаешь или скажешь на твоей судьбе и судьбе других людей;

б) что твои желания и интересы не ниже желаний и интересов других, но и не выше их;

в) что нет абсолютных истин – любая истина относительна и любой может ошибаться, в том числе и ты сам;

г) что испортить отношения легко, а восстановить их потом иногда уже невозможно.

Хотя как я уже говорил, «дао, высказанное словами. » (см. выше).

Ещё, я полагаю, всегда нужно помнить латинскую поговорку mens sana in corpore sana, которую почему-то не совсем правильно перевели на русский язык. Перевод поговорки, который можно встретить везде – в интернете и книгах, звучит как «в здоровом теле – здоровый дух», хотя правильный перевод поговорки будет скорее «в здоровом теле – здоровый разум». Само словосочетание «здравый смысл» и означает, собственно, «здоровый рассудок» (то есть семантически предполагается, что отсутствие «здравого смысла», то есть отсутствие «здорового рассудка», может означать как полное отсутствие (выключенность) рассудка, так и некий «нездоровый», «больной рассудок»).

Древние римляне были убеждены, что «здравый смысл» присутствует в большей степени у физически здоровых людей, а вот когда человек физически болен, то и на его здравомыслии это тоже сказывается, снижая степень «здравого смысла» у человека, что совсем не мешало бы учитывать в общении с людьми. Отсюда и упомянутая выше поговорка. (А, кстати, много ли физически здоровых людей в современном обществе?).

Понятное дело, что даже если есть те или иные заболевания, это вовсе не означает отсутствия способности думать, то есть вовсе не означает отсутствие у человека «здравого смысла». Речь только о том, что если ты чем-либо болеешь, неплохо бы себе отдавать отчёт в том, что и твой «здравый смысл» может быть несколько угнетён, и, соответственным образом, учитывать и состояние физического здоровья твоих партнёров по общению, понимая, что их физическое нездоровье может снижать уровень их «здравого смысла».

Так что один из ключей к способности здраво размышлять — это, как ни парадоксально, забота о своём физическом здоровье, а рекомендация по возможности не принимать никаких серьёзных и судьбоносных решений, в то время, пока Вы болеете (да хоть бы и гриппом), давно уже является общепринятой в психологии.

Источники:

http://www.proza.ru/2016/09/15/1658
http://www.syl.ru/article/330948/zdravyiy-smyisl—eto-opredelenie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi
http://www.b17.ru/article/128828/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: