Что есть в пост мирянам. Отец Феодорит, в чем главный смысл поста? Трапеза во время Поста

Постные продукты и примерное меню того, что можно кушать в пост (строгий и нестрогий)

Пост — это не диета, а духовный подвиг, направленный на очищение души, разума и тела. Готовиться к нему нужно заранее — заблаговременно сократив количество потребляемой пищи, составив меню на основе списка постных продуктов.

Суть соблюдения поста и правильный подход

Правильный пост подразумевает воздержанность верующего во всех видах внешней деятельности: в мирском общении, развлечениях, употреблении пищи. Помимо скромного меню, он требует:

  1. духовного очищения, посредством ежедневной молитвы;
  2. отказа от половой жизни;
  3. освобождения от гнева, жадности, сквернословия;
  4. раскаяния в совершенных грехах;
  5. благотворительности — жертвования на благо общества своего времени, знаний или материальных благ;
  6. чтения духовной литературы.

При правильной еде в пост и соблюдении вышеперечисленных правил, верующий сможет очистить тело и душу, укрепиться на духовном пути.

Строгий пост и нестрогий — в чем их отличия?

Строгий и нестрогий пост различаются между собой списком разрешенных к употреблению постных продуктов.

В первом случае запрещено не только мясо и рыба, но и все ингредиенты животного происхождения, сладости, выпечка, алкогольные напитки, большое количество жареной и жирной пищи. Каши, овощные супы, запеченные овощи — основные блюда, что можно есть в строгий пост.

Во втором случае допускается употребление морепродуктов, растительное масло, некоторые виды сладостей. Разрешены грибные бульоны, уха, салаты на постном майонезе, выпечка без яиц.

Что можно есть в пост

Меню подбирают в соответствии с видом поста. Также стоит учитывать, что монастырские постные правила не распространяются на всех православных, в частности, на работающих мирян, школьников и студентов.

Великий пост: правила приема пищи

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи, посвящен скитаниям Иисуса Христа по пустыне, его продолжительность — 48 суток. В 2020 году он длится со 2 марта по 18 апреля включительно.

Особые правила трапезы и что можно есть во время поста:

  1. В Чистый Понедельник, Великую Пятницу и Субботу Страстной Седмицы верующие полностью отказываются от пищи, проводят весь день на воде.
  2. На протяжении 48 дней из меню исключают все продукты и ингредиенты животного происхождения: майонез, сметану, сыр, масло, молоко, яйца, яичный порошок, желатин, рыбу, икру, крабовые палочки.
  3. Также придется воздержаться от употребления алкоголя, сигарет.
  4. Кроме того, из списка разрешенных блюд вычеркивают фаст-фуд, все виды сладостей, кроме сухофруктов, выпечку.
  5. Растительное масло разрешено только в выходные дни.

Среди сытных продуктов, что можно кушать в пост, стоит выделить:

  • Хлеб, макароны, мучные изделия без добавления яиц.
  • Любые виды орехов и семечек.
  • Фасоль, чечевицу, сою, горох, бобы.
  • Любые виды круп. Особенно богаты полезными микроэлементами рис, пшено и гречка.
  • Грибы.
  • Все виды овощей и фруктов.
  • Соусы домашнего приготовления, без содержания яичного порошка, растительного масла.

Некоторые священнослужители утверждают, что для работающих и занятых умственной деятельностью мирян допустимы послабления в виде рыбы, икры. Есть еще некоторые отличия в рационе, что едят в пост миряне, от монастырского меню.

Монастырское постное меню на каждый день

Несмотря на ограниченный список продуктов питания, монастырское постное меню содержит необходимые для организма витамины, минералы, микроэлементы.

Монастырское меню на неделю, что можно есть в пост:

  • Завтрак — овсяные хлопья, залитые кипятком, с добавлением измельченных орехов, фиников, изюма, инжира.
  • Обед — картошка, запеченная в духовке, кислая капуста, постные хлебцы.
  • Ужин — винегрет.
  • Завтрак — манная каша на воде.
  • Обед — овощной крем-суп из тыквы, ржаной хлеб.
  • Ужин — тушеные овощи.
  • Завтрак — яблочное пюре с измельченными грецкими орехами, постные хлебцы.
  • Обед — гороховое пюре с сухарями.
  • Ужин — фруктовый салат из хурмы, бананов, апельсинов, фиников.
  • Завтрак — каша из тыквы с изюмом.
  • Обед — постные щи с фасолью и свежей капустой, ржаной хлеб.
  • Ужин — Рис под томатной заправкой.
  • Завтрак — тертая свекла с черносливом.
  • Обед — картофель в мундире, диетические хлебцы.
  • Ужин — компот из сухофруктов, картофель в мундире.
  • Завтрак — блинчики с бананом, приготовленные без добавления молока, яиц.
  • Обед — вермишелевый суп на грибном бульоне.
  • Ужин — нагут в подливке из обжаренного лука, помидор, болгарского перца.
  • Завтрак — гречневая крупа с грибной подливой.
  • Обед — борщ с фасолью, сухарики.
  • Ужин — обезжиренный рисовый пудинг с сухофруктами.

Кроме того, Монастырское меню включает особые дни, когда ничего нельзя есть — Чистый Понедельник, Суббота Страстной Седмицы и Великая Пятница. В Великий Четверг можно выпить немного вина. Период со второго по пятый день поста многие верующие проводят на хлебе и воде.

Петров пост

Петров пост посвящен деяниям апостолов — Петра и Павла, в 2020 году он проходит с 15 июня по 11 июля включительно. Во время него рекомендуется воздержаться от употребления мясной и молочной продукции, яиц, майонеза. По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям в список продуктов, разрешенных в пост добавляется рыба, икра.

Успенский пост

Успенский пост — единственный среди всех посвящен Пресвятой Богородице. Каждый год он проходит в одно и то же время — с 14 до 27 августа. Продукты, какие можно есть во время поста: черный хлеб, овощи, фрукты, бобовые, орехи, мед, сухофрукты, каши, зерно. Запрещено употреблять мясные и рыбные изделия, молочные продукты, яйца.

Рождественский пост

За 40 дней до великого праздника — Рождества Христова начинается Рождественский пост. В 2020 году он пройдет с 28 ноября по 6 января включительно.

Чем питаться в пост до 6 декабря — дня Святого Николая: овощами, фруктами, любыми видами каши, бобовыми, черным хлебом, орехами, семенами. После дня Святого Николая вплоть до 2 января, по выходным в постное меню добавляется рыба, растительное масло. Со 2 января до 6 числа меню снова становится строго вегетарианским, в честь приближения Рождества Христова.

Какие продукты можно использовать в приготовлении постных блюд?

Список продуктов, которые можно есть в пост:

  1. Овощи в сыром, тушеном, квашеном, в некоторых случаях жареном виде: картофель, капуста, морковь, свекла, редис, тыква, сладкий перец, лук, чеснок.
  2. Макаронные изделия, приготовленные без яиц, сливочного масла.
  3. Корень сельдерея, петрушки, земляной груши, брюквы. Их можно есть не только в сыром виде, но и тушить, пассировать в грибной подливе.
  4. Зелень: базилик, кинза, укроп, листья петрушки, щавель, лук, листовой салат.
  5. Морская капуста.
  6. Любые виды бобовых: фасоль, нагут, горох, чечевицу, сою.
  7. Лаваш, постные блины, пресные лепешки.
  8. Тушеные, маринованные, вареные или жареные грибы.
  9. Крупы, приготовленные без молока и масла. Среди них стоит выделить особенно полезные — рис, овес, перловку, кукурузную крупу, пшено, гречку.
  10. Напитки: компот из сухофруктов, чай, кофе, соевое молоко, свежевыжатый сок.
  11. Любые виды орехов и семечек.
  12. Черный, ржаной, цельно зерновой хлеб.
Читать еще:  Александр описание имени для мальчика. Александр - значение имени, происхождение, характеристика, гороскоп

Несмотря на отсутствие запрета, из того чем можно завтракать в пост лучше исключить свежевыжатый сок, квашеные и маринованные овощи. В период ограниченного рациона питания желудок полупустой, особенно с утра. Поэтому такие продукты могут спровоцировать гастрит, расстройство желудочно-кишечного тракта.

Когда во времени поста можно есть рыбу?

Согласно христианским традициям, рыбу не относят к категории запрещенных мясных продуктов, но ее едят только в нестрогие постные дни (нужно сверять по календарю Великого, Успенского, Рождественского, Петрова поста).

Кроме того, миряне, которые заняты физическим трудом, беременные женщины, дети, школьники и студенты, путешественники, военные — могут отказаться от строгих монастырских традиций и употреблять рыбу в течение всех постных дней.

Разрешены ли сладости?

Православные духовники расходятся во мнении относительно употребления сладостей в постные дни. Некоторые говорят, что кушать в пост любые виды сладостей нежелательно, так как в этот период нужно отказаться от материальных удовольствий, предаться аскезе.

Другие утверждают, что строгие ограничения предписаны для служителей монастыря, но не для мирян. Последним разрешено употреблять следующие виды постных сладостей:

  • Зефир, мармелад, пастилу- приготовленные на агар-агаре, без использования желатина.
  • Сухофрукты.
  • Подсолнечниковую, кунжутную, арахисовую халву.
  • Диетическое печенье, не содержащее маргарина, сливочного масла, яиц.
  • Карамель.
  • Горький шоколад.
  • Сушки, бублики, постные сухарики, пряники.
  • Засахаренные фрукты.
  • Рахат-лукум.
  • Козинаки.
  • Мед.

При покупке магазинных конфет стоит обращать пристальное внимание на отсутствие ингредиентов животного происхождения, в том числе на яичный белок, сало, желатин.

Пост — труд на грани возможностей?

Близится Великий пост. Кто-то преступает к нему впервые, у кого-то за плечами многолетний опыт. И в том и в другом случае человек не застрахован от ошибок в деле прохождения великопостного подвига. О самых распространенных из них и о том, как их избежать, размышляет настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Строже или либеральнее?

Гастрономическая составляющая — это лишь внешний фактор, позволяющий, скажем так, воздействовать на себя самого. Ведь борьба с любой страстью начинается с того, что человек отказывает себе в том удовольствии, мнимом или реальном, которое ему удовлетворение этой страсти обычно приносит. А пища — это самое примитивное удовольствие, к которому, так или иначе, все люди стремятся за редким-редким исключением. И когда человек отказывается от отдельных видов пищи или начинает есть меньше, то у него, соответственно, появляется навык ограничивать себя в чем-то еще. Появляется «фундамент» для того, чтобы строить на нем борьбу уже со всеми остальными страстями.

Человек, для которого церковная жизнь только-только начинается, зачастую старается более строго, а лучше сказать, более буквально выполнить то, что относится к телесной составляющей поста. А для человека, глубже понимающего церковную жизнь, все-таки характерно больше задумываться о тех внутренних изменениях, которые в течение поста должны с ним произойти и которым он воздержанием от пищи только лишь способствует.

В решении вопроса о том, строже надо поститься или, наоборот, либеральнее, все упирается в меру сил и здоровья конкретного человека. Есть люди, обладающие необходимым здоровьем для того, чтобы поститься без масла и даже вкушать неприготовленную пищу, кто-то может есть однажды в день, кто-то — раз в два дня, но это редко. Чаще всего современный человек настолько физически и психологически слаб, что, если он будет буквально придерживаться Типикона, то, скорее всего, не сможет пост провести до конца. Или же он не сможет ходить на богослужения, или не будет понимать того, что там читается и поется просто потому, что его мозг, не получая необходимого питания, будет угнетен. Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом.

Конечно, если человек постится в первый раз, он не может знать, что для него посильно, а что нет. Поэтому, на мой взгляд, приступая к подвигу поста, нужно советоваться по всем сопряженным с этим вопросам со священником, у которого человек обычно исповедуется и который, соответственно, знает особенности его здоровья, образа жизни, опыт церковной жизни. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд, который даже не ощущает.

Более того, советоваться по этому поводу со священником естественно, потому что поститься, находясь вне Церкви, практически бессмысленно, ведь пост — это церковное установление, и служит он тому, чтобы человек более глубоко в церковную жизнь вошел. Это некое объединение с жизнью Церкви, а если его не происходит, то тогда это просто диета получается, не более того.

Бывает так, что человек, который уже давно находится в Церкви, на первых порах старался поститься строго и, может быть, даже повредил своему здоровью, и поэтому потом происходит некий откат назад — возникает страх перед постом. Должен быть разумный подход. Например, у многих святых, у того же преподобного аввы Дорофея, можно встретить такое наставление о посте: отмерь для себя, сколько тебе пищи необходимо, чуть-чуть от этого отними, и вот твой пост.

Устав поста для мирян?

В среде воцерковленных людей бытует мнение, что поскольку устав поста был писан для монахов, то нужно составить другой, особый — для мирян. Но дело в том, что у нас действительно существует единый церковный устав, основанный на Типиконе, который естественно рождался в монашеской среде. Нужен ли отдельный устав о посте для мирян, так же как и устав приходского богослужения, я не знаю. Вопрос достаточно сложный и многосторонний. С одной стороны, в этом есть смысл и некое рациональное зерно. С другой стороны — мы в Типиконе видим своего рода икону подвижнической жизни, идеальный образ, к которому человек должен стремиться. Это задает тот уровень, который для нас оказывается во многом недостижимым, но к которому мы, тем не менее, тянемся.

Читать еще:  Что говорит батюшка после исповеди. Как подготовиться к первой исповеди

Заповеди Христовы, по слову Спасителя, не тяжки и просты, но когда человек пытается их выполнять, оказывается, что это практически непосильно. Всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы это трудно для нас ни было. А это труднее, чем устав о посте или о богослужении. Но если мы отказываемся от Типикона в том виде, в котором он есть, из-за его сложности и ищем более простого устава, приближенного к нашим немощным силам, то тогда нужно создать какие-то заповеди для мирян. Но это же абсурд. Есть одно Евангелие, оно — для всех.

Тогда, может быть, и не стоит ничего менять? А всю жизнь тянуться к должному, и при этом иметь все основания для того, чтобы говорить: Мы рабы неключимые (Лк. 17, 10). Это ощущение собственной «никуданегодности» и есть то самое, к которому человек должен прийти благодаря посту. Ведь физически крепкого человека, который может вкушать крайне мало пищи и радоваться этому, поджидает другая опасность — возгордиться, как фарисей, о котором мы слышим в песнопениях Недели о мытаре и фарисее. Когда же получается, что кто-то старается, но физически не может чего-то сделать, он смиряется. И мне кажется, что это некая идеальная модель.

Символ или труд?

Распространенной ошибкой наших прихожан является то, что они зачастую сосредотачивают все свое внимание на гастрономической части поста, забывая о его духовной составляющей. И эта ошибка имеет отношение не столько к вопросу «как поститься?», сколько к проб­леме неправильного понимания христианской жизни как таковой. Христианская жизнь — это есть совлечение с себя ветхого человека и облечение в человека нового, это постоянный труд над своим сердцем. И христианин должен сначала, прежде всего, стать хорошим человеком, а потом уже хорошим христианином, что сопряжено именно с теми изменениями, которые происходят в сердце. Все остальное носит только внешний характер. Мы состоим из души и тела, и обе эти составляющие должны в равной степени в этом труде участвовать, но по-разному. И первично все-таки то, что внутри.

Однако тут возникает некоторый соблазн сказать, что пост вообще не важен и можно его свести к некоему символу. Нет, во всем, что человек делает, должен присутствовать труд, приближающийся к грани его возможности, потому что Господь начинает по-настоящему помогать тогда, когда человек делает все от него зависящее: в исполнении ли заповедей Христовых, в каких-либо трудных жизненных ситуациях или вот в данное время поста. И тогда этот труд по благодати Божией приносит плод. Если же человек сам полагает себе предел труда: я могу сделать столько-то, и этого хватит, потому что это не важно,— то пользы не будет. Мы должны показать твердость своего произволения, а остальное восполнит Господь. Место для лукавства, конечно, остается во всем, что мы делаем, и от нас только зависит: замечать в себе это лукавство, бороться с ним, быть к себе чуть более требовательными и даже, может быть, жестокими или нет.

Один из действенных способов не упустить из внимания духовную составляющую великопостного делания — это составить для себя план, пусть даже на бумаге, и наметить, что я в течение этого поста должен постараться сделать. Уверен, что у любого разумного православного христианина ключевым моментом в этом плане будет не сведение потребления пищи к такому-то минимуму, а духовные требования к себе: изменить что-то в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми, даже в своей работе. Но при этом замечено, что когда человек ограничивает себя в еде, ему меньше хочется говорить, осуждать. Правда, он становится и чуть более раздражительным, но, зная эту особенность, нужно просто быть внимательным и правильно к этому относиться.

Люди, которые уже давно в Церкви и чувствуют себя уверенно, приступая к посту, тоже не застрахованы от ряда ошибок. Есть такое распространенное выражение: «углубленный в церковную жизнь», и, наверное, это главная ошибка — ощущение своей углубленности. У нас нет задачи углубиться во что-то — в церковную жизнь, в чтение святых отцов, в Евангелие. У нас есть задача стать хорошими людьми и хорошими хрис­тианами, приблизиться к Богу. Вся наша христианская жизнь проявляется в том, каковы плоды этой жизни.

В патерике есть история о том, как некий брат ходил и везде хвалил своего духовного наставника как великого старца. И кто-то в конце концов спросил у него: «Как же с такого доброго дерева, как он, родился такой кислый плод, как ты?». Человек может очень много читать, часто бывать на службе, строго поститься, много молиться, но при этом не приобрести ни смирения, ни кротости, ни терпения всего того, что Господь в жизни посылает, ни готовности волю Божию принимать и исполнять, в чем бы она ни заключалась. А ведь именно в это человек должен углубиться — в преданность воле Божией.

Газета «Православная вера» № 3 (527)
Записала Инна Стромилова

Пост для мирян: что можно есть, а что нельзя?

Придерживаться постов – традиция столь древняя, что однозначного ответа, когда и почему она появилась, не существует. Кто-то говорит об особенностях сезонных биоритмов, кто-то утверждает, что к ограничениям приводила банальная нехватка еды. Со временем пост принял характер обряда, а потом в нем появился и религиозный смысл. Так или иначе, но в современном цивилизованном мире, где еды в избытке, посты – вещь полезная. Тем более что в христианской традиции говенья присутствует и духовная сторона: человек должен не только отказаться от скоромной пищи, но и отречься от страстей и пороков.

Читать еще:  Толкование снов ноги. Сонник волосатые ноги

Каждый год после окончания веселой Масленицы начинается Великий пост для мирян. Что можно есть, а что нельзя на протяжении этого периода, интересует многих верующих. Мы расскажем об этом в нашей статье.

Что такое пост для мирян?

Ограничения в еде во время христианского поста регламентируется Церковным уставом, которого неукоснительно придерживается духовенство. Все прочие люди, живущие в миру, в целом должны следовать тем же правилам. Но православный пост для мирян отличается меньшей суровостью. Священнослужителям и монахам предписывается больше ограничивать себя в еде и удовольствиях, чаще молиться и предаваться духовным размышлениям.

Четыре многодневных поста

Каждый год Великий пост начинается и заканчивается в разное время, поскольку предшествует празднику Воскресения Христова, а он не имеет фиксированной даты. Это самый долгий, семинедельный, пост.

Продолжительность и время начала Петровского говенья зависит от того, на какой день выпадает праздник Воскресения: чем раньше Пасха, тем дольше пост. Он начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля, в день апостолов Петра и Павла.

Следующий раз придется отказываться от скоромного с 14-го по 28 августа. Это Успенский пост, он приурочен к празднику Успения Святой Богородицы. В простонародье его называют Спасским.

Сорок дней продолжается Рождественский пост для мирян – с 28 ноября по 6 января.

Пост перед Воскресением Христовым

Великий пост появился в церкви еще в апостольские времена. Он посвящен Иисусу Христу, который сорок дней молился и постился в пустыне перед проповедью.

Великий пост для мирян не только самый длительный, но и самый строгий. В первый день есть нельзя вовсе. Точно так же воздержаться следует в Страстную пятницу (накануне Пасхи). В этот день Спаситель был распят, и верующие вспоминают его страдания и читают особые молитвы.

Миряне могут употреблять холодную вареную пищу в 1-ю и 4-ю неделю поста, есть горячее в прочие недели, кроме Страстной: в последнюю седмицу перед праздником предписывается строгое соблюдение всех ограничений.

Чего нельзя есть?

В пост нельзя есть мясо, молоко (даже сухое), яйца (и яичный порошок), жиры животного происхождения. Запрещено употреблять блюда, в которых содержатся эти продукты. В магазине придется подолгу задерживаться у каждой полки, чтобы внимательно прочитать состав того, что предполагается купить. Сегодня многие производители предлагают специальные постные продукты и даже рестораны быстрого питания составляют отдельные меню без скоромных блюд.

Что есть можно?

Пища, которую можно употреблять в пост, зависит в том числе от недели. В первую, четвертую и седьмую седмицу строгим постом предписывается употреблять в будние дни сырую пищу и хлеб – так называемое сухоядение. Во вторую, третью, пятую, шестую неделю еду разрешается варить.

В пост можно есть все, что имеет растительное происхождение, – разнообразные крупы, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб. Обязательно нужно включать в рацион бобовые и зелень. Постной едой считаются также грибы. Пригодится консервация: варенья, яблоки, абрикосы и груши в сиропе.

Довольно строги ограничения, которые устанавливает Великий пост для мирян по дням недели. Так, понедельники, среды и пятницы – наиболее строгие дни. В них нельзя есть горячее даже во 2-ю, 3-ю, 5-ю и 6-ю недели. Постное масло допустимо в субботу и воскресенье, в большие церковные праздники – Благовещенье (7 апреля) и Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) – можно есть рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) позволяется рыбная икра.

Алкоголь, от которого пост для мирян велит вообще-то воздерживаться, разрешен только в виде виноградного вина по воскресеньям. Количество его должно быть очень умеренным.

Спорные продукты

Священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению по поводу морепродуктов. Одни полагают, что их употребление возможно, поскольку креветки и моллюски в церковной традиции не считаются живыми существами. Другие склоняются к тому, что есть морепродукты можно тогда же, когда и растительное масло, – в выходные и праздничные дни. Ветхий завет вообще называет эту пищу «нечистой», вкушать ее запрещается – ортодоксальные иудеи морепродукты не едят. Христианская религия во многом отступает от ветхозаветных принципов, и уставы ряда православных монастырей позволяют есть черепокожных даже в Великий пост. Употреблять их в пищу или нет – это во многом личный выбор постящегося.

Тело и дух

Следует помнить о том, что Великий пост для мирян – это не просто диета, а повод очистить душу и помыслы от греховных и суетных мыслей и чувств. Очищение только тела без участия души противоречит смыслу поста, который призван приблизить человека к Богу. В это время следует отказаться не только от вкусной еды, но и от других удовольствий: не посещать увеселительные мероприятия, не устраивать шумных праздников.

Пост – это в первую очередь время для совершения добрых дел, неукоснительного соблюдения Христовых заповедей, воздержания от суетных забот. Обязательно нужно помогать ближнему, подавать милостыню нуждающимся.

Пост и здоровье

Врачи считают пост полезным: разгрузка организма от пищи животного происхождения благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, обменные процессы. Важно в этот период соблюдать баланс жиров, белков и углеводов. Растительная пища дает такую возможность: большое количество белков содержат бобовые и грибы, углеводов много в каждом овоще и фрукте, а необходимыми жирами обеспечивают масла, особенно нерафинированные, рыба и морепродукты. Рацион постящегося должен быть сбалансированным, особенно это касается людей, состояние здоровья которых небезупречно.

Как выйти из поста без вреда здоровью?

Важно знать, что пост для мирян производит определенные изменения в организме. Вырабатывается больше ферментов, призванных переваривать растительную пищу, а от животной организм отвыкает. Поэтому из поста нужно выходить правильно. В день Святой Пасхи не стоит набрасываться на скоромную еду: одного-двух кусочков освященного кулича и яйца более чем достаточно, чтобы разговеться. Не каждый организм выдержит, если после длительной диеты сразу получит много жирного мяса, десяток яиц и два килограмма сладкой сдобы. Количество острых панкреатитов и холециститов в пасхальные дни резко увеличивается именно из-за того, что некоторые миряне неразумно выходят из поста.

Источники:

http://pearative.ru/beauty-health/chto-mozhno-est-v-post/
http://pravoslavie.ru/77389.html
http://fb.ru/article/177019/post-dlya-miryan-chto-mojno-est-a-chto-nelzya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: