Чин погребения божией матери на успение. История чинопоследования успения и погребения пресвятой богородицы

Чин погребения божией матери на успение. История чинопоследования успения и погребения пресвятой богородицы

По преданию, которое восходит к свидетельству Дионисия Ареопагита, Преблагословенная Дева Мария по кончине Своей погребена была апостолами в Гефсимании. Там, где покоились Ее праведные родители и Иосиф Обручник. Через три дня после похорон прибыл в Иерусалим апостол Фома. Он сильно скорбел, что не смог попрощаться с Богородицей. Апостолы пожалели его и отвалили камень от могильной пещеры. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было. Господь воскресил Свою Матерь и взял к Себе с пресвятым Ее телом, поставив выше всех ангелов.

В день праздника Успения в православных храмах совершается торжественное всенощное бдение. В современной практике празднование Успения Пресвятой Богородицы часто связывается с чином Погребения Божией Матери. Эта служба в одном из греческих изданий конца 19 в. носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она встречается в рукописях – греческих и славянских – не ранее 15 в., составлена греческими песнописцами, среди которых – великий ритор Еммануил. Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы.

На Святой земле

На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения Христова, хранится Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. С праздника Преображения Господня пред ней ежедневно служатся молебны, акафисты и вечерни. 25 августа (по н. ст.) в два часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед Плащаницей. Затем Плащаница торжественно переносится в Гефсиманию. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери.

Утром 27 августа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17 кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом.

Русская традиция

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в 16 в., но затем был почти забыт. В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался в России в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре, в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. Причем в Киево-Печерской Лавре этот чин не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем, так же как и в Троице-Сергиевой Лавре. А в Гефсиманском скиту, по благословению святителя Филарета Московского, чин погребения служили по иерусалимской традиции –накануне праздника Успения Божией Матери.

Чинопоследование

В настоящее время в приходской практике чин Погребения совершается либо накануне праздника Успения, 27 августа на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства, обычно вечером 29 или 30 августа.

Богослужение в этот день начинается с всенощного бдения. На «Бог Господь…» при пении особых тропарей из Иерусалимского последования «Благообразных ученик лик», «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная», «И ныне» – «Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим…», поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф…», духовенство выходит к Плащанице. В это время читаются статии «непорочны». Перед первой статией совершается полное каждение, перед второй – малое, после третьей статии поются особые тропари: «Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектения, антифон четвертого гласа: «От юности моея…», прокимен и Евангелие. Потом поется стихира праздника, произносится ектения, возглас и читаются каноны из Минеи.

В это время не совершается елеопомазание. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к Плащанице. Совершаются троекратное каждение вокруг Плащаницы, три земных поклона и обнесение Плащаницы вокруг храма крестным ходом. Предстоятель в полном облачении идет с Евангелием под Плащаницей. В это время хор поет «Святый Боже…». После обнесения Плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника. Затем совершаются каждение вокруг Плащаницы и помазание елеем, ектении и отпуст.

За последнее десятилетие Чинопоследование Погребения Божией Матери очень полюбилось русскому народу. В нашем храме оно ежегодно совершается в один из ближайших дней после праздника Успения Пресвятой Богородицы. В этом году оно будет совершаться вечером 28 августа.

Чин погребения Пресвятой Богородицы бывает на третий день после Успения

Среди всех праздников, отмечаемых православной церковью, богородичные, наверное, самые умилительные. Богородичными праздниками верующие называют те, когда вспоминается какое-то событие, касающееся Божьей Матери. Это Введение во храм Божьей Матери, Благовещенье, Успение и чин погребения, Рождество Божией Матери, Покров. Этот перечень — основные вехи жизни Девы Марии. Правда, она принимала участие и в некоторых других событиях, которые сейчас отмечаются праздниками: Рождество, Сретение, но эти дни считаются господскими праздниками.

Читать еще:  Самое интересное о древних славян. Языческие верования древних славян

Успение

В Евангелии описано только одно событие, которое соответствует Благовещению. Матерь Божия была очень скромна и, хотя достоверно известно, что Евангелие от Луки практически писалось с ее слов, она ни разу не упомянула о других событиях, ее касавшихся. Все остальные события сохранились не в Священном Писании, а в Священном Предании церкви. Русская Православная Церковь почитает Предание надежным и важным источником. Именно из него взята история Успения Божьей Матери.

История праздника

Незадолго до своей смерти Дева Мария пожелала видеть всех апостолов. Они были доставлены к ней на облаке, чтобы Матерь Божия могла попрощаться с учениками Христовыми на земле с надеждой на встречу в Горних обителях.

Только один апостол не прибыл на встречу, это был апостол Фома. Но, как станет ясно позднее, в этом был особый Божий промысел.

Божья Матерь очень боялась воздушных мытарств, и Сын Сам пришел забрать ее чистую душу на небо, на следующий день был назначен чин погребения Пресвятой Богородицы. На похороны собралось множество народу, иудеи и гонители христиан даже хотели устроить беспорядки. Но нечестивый, протянувший руку к одру Пресвятой Богородицы и хотевший опрокинуть его, тут же лишился их. Ангел отсек руки, прикоснувшиеся ко гробу.

После такого увечья иудейский священник уверовал во Христа, покаялся, был исцелен и стал продолжать чин погребения Пресвятой Богородицы со всеми учениками. Много чудес и исцелений происходило, пока гроб несли до Гефсиманского сада…

Апостол Фома прибыл в Иерусалим через три дня. Он очень расстроился, что не присутствовал при кончине Божьей Матери и пропустил чин погребения Пресвятой Богородицы.

Фома пошел в Гефсиманию и, желая поклониться останкам Божьей Матери, открыл погребальную пещеру. Тела Девы Марии там не было. Господь забрал Мать на небо, только пелены остались в пещере.

Современный праздник

Сейчас Успению Божьей Матери предшествует двухнедельный пост. Сам праздник отмечается 28 августа по новому стилю, а на 29 или 30 августа назначается чин погребения Пресвятой Богородицы.

В этот день служится торжественная и умилительная Всенощная. Все молитвы и канон посвящены Божьей Матери. Верующие как бы напоминают ей, что, несмотря на Успение, она обещала помогать христианам. В конце службы происходит чин погребения Пресвятой Богородицы.

Со дня Успения в храме стоит плащаница Божией Матери, а сейчас священники берут ее и с пением, молитвами, торжественно под колокольный звон обносят вокруг церкви.

Чин погребения Богородицы — одна из самых впечатляющих служб, на нее всегда стекается много народа.

История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Православной Церкви.

Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII века 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX века в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV веков, сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI века, когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице.

Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока», согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Читать еще:  Какая луна будет 27 апреля. Влияние разных периодов цикла

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII веков (издан протоиереем К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь 6 гласа «Егда преставилася еси…»; прокимен, глас 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч. 31, 30–32; Иез. 44, 1–4; Гал. 3, 24–29); аллилуарий «Слыши, дщи, и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк. 1, 39–50, 56).

Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI веков содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия святой Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паримии (ветхозаветных чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На Литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие.

Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX века — полагает также попразднство для праздника Успения (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII века, отражает практику XI века) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава Литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до конца XIV века, отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.

В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне. » (Пс. 135), «Помяни, Господи, Давида. » (Пс. 131) и «Хвалите Господа с небес. » (Пс. 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, — «Блажим Тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви).

Чин Погребения Пресвятой Богородицы

В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными.

В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле» // ЖМП, 1979, №3.

На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери.

В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

Читать еще:  Гороскоп на 13 октября г лев. Работа и прибыль – чего ожидать от октября

14 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. (Согласно описанию А.А. Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем.) По каждении Патриархом одра с плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по Отче наш), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи.

Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении — ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст.

Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую плащаницу. На отдание праздника по окончании Литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет.

При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.

В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М.С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 году вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи.

В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически — как третий день после Успения, и исторически — такова была практика в Гефсиманском скиту).

Источники:

http://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_7098
http://nlo-mir.ru/religia/44352-chin-pogrebenija-presvjatoj-bogorodicy.html
http://www.komiprav.ru/proekty/bogosluzhenija-pravoslavnoj-cerkvi/istorija-chinoposledovanija-uspenija-i-pogrebenija

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: