Чем не угодил александр мень православной церкви. Биография прот

Александр Мень

Биография

Александр Мень – российский священнослужитель, на долю которого выпало немало трудностей. Пережил нападки на церковь и гонения верующих со стороны советских властей, пришлось тайно распространять собственные книги, менять приходы не по своей воле.

Священник Александр Мень

Люди любили отца Александра за духовную открытость и общительность, мужчина слыл отличным собеседником, умел внимательно выслушать и дать дельный совет каждому, кто стучался в двери его дома и храма.

Детство и юность

Александр Мень родился в столице России в 1935 году. Отец будущего священника – киевлянин, еврей по национальности, за его плечами, помимо двух вузов, религиозная еврейская школа. Но, как позже вспоминал Александр Владимирович, в Бога не верил, любая религия была для мужчины чужда. Он работал инженером на текстильной фабрике. В 1941 году глава семейства оказался в тюрьме, став жертвой ложного обвинения, в годы войны с фашистами трудился на Урале.

Александр Мень

Мама тоже из еврейской семьи, родом из Польши, ее родители жили в Швейцарии и во Франции, потом перебрались в Россию. В отличие от отца почитала христианскую веру, отучилась в Харьковской православной гимназии.

Ярким впечатлением детства стало чудесное исцеление бабушки самим Иоанном Кронштадским: ее сразила серьезная болезнь, а врачи лишь разводили руками. После встречи со знаменитым проповедником женщина пошла на поправку, и через месяц болезнь сняло как рукой. Когда Саше исполнилось полгода, мама тайно его крестила.

Александр Мень в детстве

С ранних лет Александр тянулся к знаниям, взахлеб читал книги, переполняющие его личную тумбочку. Семья с двумя детьми ютилась в московской коммуналке, чтобы создать хотя бы подобие собственной комнаты, подросток отгородил ковать ширмой и много читал. Уже в 13 лет освоил Канта, например.

Удивительно, но отличника в школе из Саши не вышло. Зато мальчик рос очень общительным, всегда был окружен друзьями. Список интересов не ограничивался чтением книг, Мень увлекался музыкой и особенно живописью – стал завсегдатаем зоопарка, часто приходил, чтобы рисовать животных.

Александр Мень в молодости

Уже в 12 лет Александр понял, что хочет посвятить жизнь служению вере и Богу, и пошел в духовную семинарию. Но инспектор отправил подростка домой, велев прийти, когда тот достигнет совершеннолетия. После школы юноша влился в ряды студентов столичного пушно-мехового института, откуда спустя пять лет перед выпускными экзаменами его отчислили за связь с епархией. В будущем мужчина окончит Ленинградскую и Московскую семинарии, но заочно.

Служение

В начале лета 1958 года Александр Мень получил сан диакона и спустя два года поступил на службу в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Духовная карьера развивалась стремительно – вскоре священника назначили настоятелем церкви в Алабино.

Священник Александр Мень

Здание находилось в плачевном состоянии, найдя общий язык с властями, Мень начал реставрацию, а со временем превратил молельный дом в небольшую христианскую общину. Однако спустя четыре года его попросили покинуть Алабино, знакомые помогли устроиться в качестве второго священника в церкви Тарасовки – села недалеко от Москвы.

Еще одно достижение отца Александра – создание кружка священнослужителей: пастыри собирались вместе, чтобы обсудить проблемы, искали пути совершенствования российского богословия.

Александр Мень в церкви

В конце 1965 года члены этого объединения направили письма патриарху Алексию I и председателю Президиума Верховного Совета СССР о вмешательстве государственных деятелей в дела церкви. Событие произвело фурор в кругах христиан, об Александре Владимировиче заговорили даже за границей. Верующие со всех концов России стали стекаться к Меню.

В Тарасовке священник продолжил исполнять миссию, но уже скромнее, стараясь не сталкиваться с властями. После смерти Хрущева ряды верующих стали пополняться молодежью, что очень радовало. Популярность породила и завистников – однажды настоятель написал на Александра донос в КГБ.

Александр Мень

Покинуть стены этого храма не удавалось еще год, в 1970-м в рамках обмена священнослужителями Мень оказался в Новой Деревне, где прослужил до конца жизни – сначала в роли второго священника, а спустя девять лет настоятелем.

На новом месте Александр Владимирович развернул бурную деятельность. Благодаря теплому приему каждого заглянувшего в храм состав прихожан молодел, в рядах появлялась интеллигенция, много москвичей. Люди уважали общительного и харизматичного священника, свято верили в силу его молитвы, многие утверждали, что исцелились от долголетних болезней.

Александр Мень в Новой Деревне

Мень с удовольствием наведывался в дома верующих, каждая семья была лично знакома с отцом Александром – крестил, причащал, соборовал, освящал жилища. Это был единственный способ не привлечь внимание властей, потому как в 80-х годах основные церковные действа не поощрялись.

Постепенно образовалась новодеревенская община. Александр Мень разделил ее на небольшие группы «по интересам», чтобы было проще работать. Часть прихожан постигала азы богословия, другие слушали проповеди и вместе молились, третьи готовились к крещению.

Биография Александра Владимировича наполнена творчеством. Протоиерей – автор россыпи книг на тему вопросов веры. Дебютная работа «Сын человеческий» увидела свет в 1968 году, вышла из-под станков брюссельской типографии под псевдонимом. Мень рассматривает в книге, появившейся из бесед с неофитами, путь Иисуса Христа.

Протоиерей Александр Мень

Создавая ее, священник преследовал цель рассказать молодежи и вообще людям, только знакомящимся с церковью, доступным и живым литературным языком, через что пришлось пройти Христу. Десятилетие произведение оставалось в рукописном виде, тайно кочуя по рукам.

Самым же важным литературным трудом стал шеститомник «История религии» с серией под названием «В поисках пути, истины и жизни», который содержит размышления о человеческих религиях и является прелюдией к Новому Завету. Повесть о духовных поисках людей тоже напечатали в Брюсселе.

Книги Александра Меня

Из-под пера Александра Владимировича также вышли книги «Как читать Библию», «Небо на земле», альбом с иллюстрациями специально для детей «Откуда все это?». Последней глобальной работой стал «Библиографический словарь», включивший почти 2 тысячи терминов.

Впрочем, не все оценивали деятельность священника позитивно. Александр Мень не раз подвергался критике, хоть и не был отлучен от церкви. Протоиерея обвиняли в симпатии к католицизму и воззрениях о сближении и объединении отдельных христианских течений. Часть богословов считала, что литературные работы не подходят для знакомства с православием. Нашлись и вовсе те, кто называл его еретиком, увидев в мировоззрении Меня массу противоречий с христианским учением. По сути, книги оказались под церковным запретом.

Личная жизнь

Александр Мень был женат на женщине-украинке Наталье Григоренко. В 1957 году у супругов родилась дочь Елена, которая в будущем станет иконописцем. А спустя три года семейство пополнилось наследником. Сын Михаил Мень сделал карьеру в российской политике, занимал пост губернатора Ивановской области, а в 2013 году сел в кресло министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Читать еще:  Какой вклад в науку внёс пифагор. Краткая биография пифагора - древнегреческого философа

Александр Мень и его жена Наталья

Дом священника всегда был открыт для гостей. Здесь собирались друзья, прихожане и незнакомцы, желающие послушать о Боге. Александр Владимирович с семьей жил скромно, но очевидцы говорят, что дом наполнял необъяснимый свет и тепло, каждая вещь занимала свое место. Протоиерей не гнушался работы по хозяйству, когда супруга Наталья Федоровна отсутствовала, собственноручно готовил угощения для гостей.

Отец Александр вошел в историю и как меценат, создатель Группы милосердия, возникшей на базе детской клинической больницы. Это один из самых крупных благотворительных проектов в России.

Смерть

Александр Мень погиб 9 сентября 1990 года от рук неизвестного преступника. С раннего утра священник отправился в церковь на литургию, но путь преградил человек, протянувший протоиерею записку.

Могила Александра Меня и крест на месте его убийства

Пока он пытался прочесть послание, убийца нанес удар по голове топором. Отец Александр вернулся домой и у калитки упал замертво. Убийство так и не раскрыли.

Память

  • Группа милосердия при Российской детской клинической больнице после ухода Александра Владимировича названа в его честь.
  • На месте гибели протоиерея, в Сергиевом Посаде, построен храм Сергия Радонежского.
  • Ежегодно в России проходит научно-богословская конференция «Меневские чтения».
  • 1968 — «Любить…»
  • 1990 — «Бердяев»
  • 2007 — «Сын человеческий»
  • 1991 — «Крест отца Александра»
  • 1998 — «Намедни. 1990»
  • 2005 — «Убийство Александра Меня»
  • 2012 — «Протоиерей Александр Мень»

Александр Мень: Не нужно церковного «гетто»

Я думаю, что только сейчас наступает период, когда можно всерьез задуматься о той роли и о том наследии, что оставил нам отец Александр Мень. Так сложилось, что с начала возрождения Русской Церкви (в 90-х годах) взгляды, труды, начинания этого священника были резко отвергнуты православным сообществом. Отец Александр стал персоной нон грата. Как это не парадоксально, современные православные христиане в большинстве своем незнакомы ни с его биографией, ни с его наследием. Почему это так — отдельная и большая тема, в этой заметке я постараюсь рассказать об отце Александре и его значении для Русской Церкви.

Сразу оговорюсь, что знаком с наследием и жизнью отца Александра Меня лишь по нескольким книгам. О значении этого священника и пастыря я сужу по тому, что вижу в Русской Церкви сейчас и что знаю о миссионерской и молодежной и социальной работе.

О той эпохе

Эпоха Сталина и Хрущева, — а именно в эти годы произошло взросление и становление отца Александра, — годы «торжествующего» атеизма, годы эйфории, связанной с успехами научно-технического прогресса. Советское общество искренне видело в религии всего лишь недоразумение.

Советскими властями было сделано все, чтобы преемства веры не произошло. Репрессии и пропаганда сделали свое дело. Конечно, и в сталинские и в хрущевские времена оставались священники, прекрасные духовные руководители, но их было мало, они жили для неизбежно замкнутого немногочисленного круга христиан. Не могло быть не только речи, но и мысли о миссионерстве, о проповеди, о социальном служении христианских общин.

Христианство — это религия, которая меньше всего может быть сведена к «отправлению культа» в богослужебном плане и к гетто в социальном — но именно к этому всеми силами старались свести его советские власти. По словам известного филолога и философа С.С.Аверинцева, в сталинские и даже хрущёвские годы имело место единственное в своем роде психологическое давление: советское общество навязывало верующему роль преступника и вдобавок глупца, который по своей вредной и злонамеренной дикости всё ещё не узнал того, что обязан знать каждый грамотный человек. Против верующего было все советское общество как таковое и, конечно, КГБ. Атеизм пользовался статусом самоочевидной аксиомы.

Именно в такое время молодой, умный, активный, живой, образованный Александр Мень не только становится священником, но и начинает и развивает дело миссии, апологетики (защиты веры), позже социального служения. Для того периода жизни Церкви это было самое невозможное из всех невозможных служений.

Среди враждебного молчания (не только со стороны общества, но и, как это не прискорбно, со стороны братьев по вере) в лице о. Александра зазвучало еще одно живое слово веры, слово, обращённое прямо к современнику, слово, отвечающее на его вопросы и недоумения, слово воспитывающее и учащее. Трудно понять сегодня, как это было важно в те годы.

«Сын человеческий»

Александр Мень родился 1935 году в Москве, тогда же его мать крестилась, крестив и сына. Семья Меня имела тесное общение с духовенством и верующими людьми. Одна из форм такого общения — подпольные кружки на квартирах священников и христиан. На таких закрытых собраниях устраивались не только лекции по религиозным вопросам, по философии, по культуре, но были и уроки для детей по закону Божьему и совместные чтения и обсуждения Священного Писания.

В 1953 году Александр закончил школу, где, кстати, он учился с будущим поэтом Андреем Вознесенским и Андреем Тарковским, впоследствии известным режиссером. Безусловно, Александр был человеком очень одаренным и талантливым. С детства он любил литературу, поэзию, музыку, живопись, был страстно увлечен изучением природы, астрономией, биологией, писал стихи и художественные эссе. Уже подростком он серьезно подошел к христианской вере, имел духовного наставника, общался с христианами, изучал вероучение. То, что сейчас звучит банально, для 40-х 50-х годов было совсем необычно.

В 1958 году Александр буквально накануне защиты диплома был отчислен из института за христианскую веру. В тот же год сбылась давняя его мечта, он был рукоположен в дьякона и начал служение в храмах Московской области. В 1960 году рукоположен в священники.

Отец Александр сам изучил вероучение не только в рамках программы духовной семинарии и академии, но и очень глубоко знал все то, что окружало веру, то, что могло выразить ее по отношению к современности, что помогало обратиться с словом веры к современнику. Он изучил не только наследие, изданное до революции — святых отцов церкви, богословов, историков, философов. Он был хорошо знаком и с творчеством западных христиан, с творениями и исследованиями наиболее известных его современников. Отец Александр достиг фактически невозможного для Советского Союза. Его знания были поистине энциклопедическими.

Читать еще:  Христианин кто он. Какая христианская Церковь ждет Христа? Раскол христианкой церкви

В 1959 году Александр Мень написал первый вариант книги, впоследствии прославившей его на весь мир — «Сын Человеческий». Книгу издали в Брюсселе в 1969 году. Перу отца Александра принадлежит шеститомник «В поисках пути, истины и жизни» (изданный также в Брюсселе), в котором автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия. Мень — автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель), «Откуда явилось всё это?» (Неаполь), «Как читать Библию?» (Брюссель), Библиологического словаря (ок. 10 тыс. Терминов) и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания.

Бурная публицистическая и миссионерская деятельность священника в Советском атеистическом государстве не могла остаться незамеченной. В той или иной форме отец Александр постоянно подвергался если не преследованиям, то разного рода нареканиям и упрекам. Несколько раз он чудом избежал ареста.

В конце 80-х во время перестройки после десятилетий торжества атеистической идеологии общество потянулось к Церкви. Наступило время свидетельствовать о христианской вере в полный голос. В последние годы у отца Александра не было ни секунды отдыха. Количество прихожан его храма в Подмосковье стало невероятно большим для советского времени и превышало несколько сотен, большинство из них приезжало из Москвы. Многие приезжали из других городов, чтобы послушать его потрясающие проповеди.

Его широкая миссионерская проповедь началась в 1988 года, когда он впервые выступил с публичной лекцией в Московском институте стали и сплавов. Позже были лекции в учебных и научно-исследовательских институтах Москвы, в различных домах культуры и библиотеках. С середины 1980-х годов отец Александр Мень —самый популярный христианский проповедник (в том числе в средствах массовой информации) в СССР.

Протоиерей Александр Мень был приглашен участвовать в подготовке комментариев к научно-популярному изданию Библии с обширными комментариями, так называемой «Брюссельской Библии». В этом издании ему принадлежат комментарии к Пятикнижию и Пророкам. После завершения этой работы им были написаны Комментарии к Новому Завету, которые также изданы на русском языке в Брюсселе.

Отец Александр был одним из инициаторов возрождения Российского библейского общества в 1990 году и журнала «Мир Библии». Он активно поддерживал христианскую благотворительную и социальную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице и других медицинских учреждениях.

О значении священника Александра Меня для Русской Церкви

Я думаю, что определяющим для осознания, понимания роли и значения протоиерея Александра Меня является тот печальный факт, что он так и не переступил порог советского периода Русской православной церкви. Я совершенно убежден, что современному человеку, тем более молодому человеку трудно понять и оценить значение самой личности отца Александра и его трудов вне контекста того, что он жил в Советском союзе. Сергей Сергеевич Аверинцев писал, что трезво и точно оценить масштаб и характер жизненного дела отца Александра можно, только помня, в какой час вышел на труд этот сеятель: «рано до звезды». Образ сеятеля помогает многое оценить по отношению к нам, поскольку отсылает не к прошлому, а к настоящему и будущему, призывает судить по тому, что из посеянного проросло и принесло плод.

Что же важно для современного этапа жизни Русской православной церкви? Прежде всего — это личный пример самоотверженного служения Церкви. Отец Александр прекрасно владел языком светской культуры, он мог наилучшим образом говорить с людьми науки, искусства и литературы на темы, близкие для них. И поныне поразительна и поучительна не только его одаренность и разносторонняя образованность, сколько то, как эта образованность без малейшего остатка отдавалась на служение Богу и людям.

Интересно, как сам Александр Мень определял смысл своего пастырского служения. Он говорил, что стремится создавать «среду», в которой верующие чувствовали бы себя свободно, создавать предпосылки для образа жизни, мысли и устоев христиан XX века. Думаю, что до сих пор вполне актуально и востребовано такое понимание православной миссии в современном мире.

Очень важно для нашего времени, что протоиерей Александр Мень всю свою жизнь отстаивал очевидное для христиан, но ушедшее из жизни церкви в СССР понимание, что важнейшими задачами священников должны быть проповедь и миссионерство, а самая большая опасность для христиан — замыкаться в церковном «гетто». Первое десятилетие после падения советского режима россияне, образно говоря, «валили в храмы». Сложилось обманчивое впечатление, что миссионерство и открытость к диалогу с обществом не имеют смысла: главное — принимать пришедших. Однако в наши дни как никогда православию нужны примеры активного пастырского служения, творческого и деятельного взаимодействия с обществом, примеры проповеди, обращенной к реальным людям здесь и сейчас, выраженной на современном языке.

Я думаю, что именно отец Александр заложил основы того подхода к христианскому свидетельству, который спустя годы после его смерти получил развитие в осмыслении курса «Основ православной культуры». Он свидетельствовал, что вся мировая культура создана верующими людьми, именно религии обеспечивали нравственный прогресс народов. Мень стремился показать, что те лучшие ценности, что есть в светской культуре, не чужды христианству и разделяются им. Достоинство личности, творчество, свобода, дерзновение — всё это есть и в христианстве и по большому счёту только там и может быть логически обосновано. Отец Александр категорически не принимал метод авторитаризма и патернализма. Он был убежден, что все должно строиться на свободе. Это тяжелый дар и, конечно, риск.

Уже говорилось, что особенно сильно волновала священника Александра Меня тема Священного Писания. Именно он положил начало популяризации Библии и изданию научных и научно-популярных книг о ней. Однако в те годы, да и в 90-е тоже, волна традиционализма (в плохом смысле этого слова) не дала прорасти интересу православных христиан к Слову Божьему. Думаю, что в наши дни изучение Библии, принятие ее как Книги Жизни — это одна из наиболее перспективных тем развития православной миссии и религиозного образования. Труды священника Александра Меня и его последователей, деятельность Российского библейского общества трудно переоценить в этой области.

Мало кто оценивает тот факт, что плохо или хорошо, но сегодня большей частью именно ученики отца Александра идут в авангарде социального, миссионерского служения, катехизации. Если внимательно отнестись к этой теме, то роль о. Александра в церковной жизни наших дней становится очевидной.

Отдельная тема, очень актуальная ныне — организация социального служения христианских общин. Протоиерей Александр Мень заслуживает уважения хотя бы за то, что в то время как почти вся Русская Церковь шла на склад стройматериалов и искала денег на «купола и колокола», он вместе со своими помощниками пришел в Российскую детскую клиническую больницу — туда, где боль, горе и смерть. Он создал общину, смыслом существования которой стало служение больным детям и помощь самой больнице, где в конце 80-х — начале 90-х не было не то что дорогостоящих препаратов, — элементарных шприцов и физраствора.

Читать еще:  Карточная игра иллюминаты на русском. Игра «Иллюминаты: Теория заговора

Насколько я понимаю, для священника Александра Меня тема служения и тема общины были едины. Для него община —— это единство, в которое входят как пастыри, так и миряне: как служащие, так и те, кому служат. В общине каждый человек важен, ибо каждый обладает и служит своим даром, к которому призван Богом. Я думаю, важным наследием отца Александра является такое понимание христианской общины, где пастырь и община вместе служат Богу и людям, вместе многому учатся, духовно растут.

Как ни печально это говорить, но до сих пор для многих православных христиан в Церкви отец Александр — просто «обновленец», «еретик», «западник». Осознавая это, в заключение хотелось бы вспомнить важные слова, которые я услышал от Алексея Венедиктова по «Эху Москвы». Он цитировал президента США Обаму, который оппонировал Бушу по поводу войны в Ираке. Миллионы людей выступали против войны, и это, по мнению Обамы, были патриоты Америки. И миллионы людей считали, что эта война справедливая — и это тоже были патриоты Америки. И те и другие — патриоты отечества. Я думаю, что разного рода критики и защитники отца Александра Меня должны об этом помнить, что как бы то ни было, отец Александр жил и умер верным чадом Русской православной церкви, и одно это заслуживает всяческого уважения от христиан.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Почему не канонизирован о. Александр Мень?

Причина – в странности церковного понимания мученичества. Славянское “мученик” – это не перевод греческого слова “мартир”, а свободное творчество на заданную тему. Буквально “мартир” означает “свидетель”. А свидетельство предполагает адресата. Мученик – тот, кто перед лицом палача свидетельствует свою веру во Христа. Мученичество предполагает, что такое свидетельство смертельно интересно именно для палача. Палач настолько ценит христианскую веру своей жертвы, что именно ради этой веры своего оппонента готов стать его убийцей.

Он, палач, заносит свой меч именно над христианином. Если же палач видит в убиваемом своего племенного или политического врага, если причина конфликта не в вере, а в быту – тогда у жертвы нет религиозного выбора. Тогда она не может купить себе милость палача ценой отказа от своей веры. И тогда нет именно “свидетельства”. Для мученичества необходимо, чтобы обе стороны уравнивали в одинаково высоком достоинстве такие ценности, как жизнь и вера.

Мученичество есть там, где есть выбор “отречение или смерть”, но не там, где дилемма озвучивается как “кошелек или жизнь”.

Вот поэтому для церковного прославления мученика надо знать мотивы его убийц.

В декабре 2009 года подольский священник Александр Филиппов выступил против пьяниц, справлявших нужду в его подъезде, – и был ими убит. Наверно, если бы тот, кто пробовал очеловечить этих подонков, был муллой или атеистом, их реакция была бы той же.

А вот в случае с произошедшим тогда же убийством отца Даниила Сысоева религиозный мотив был настолько очевиден, что его всячески пришлось сглаживать политкорректными версиями и комментариями.

В убийстве отца Александра Меня не хватает контекста. Кто убийца? Мотивы его действий? Что именно не нравилось ему в отце Александре?

Самая популярная версия – что это была операция КГБ. Но если мотив убийства в политике, тогда не может быть прославления убитого как человека, пострадавшего именно за Христа. Не менее популярная версия: “русские фашисты” убили еврейского мыслителя. Но и эта версия закрывает путь для прославления отца Александра в лике христианских мучеников, ибо жертвы межнациональных распрей не могут считаться страдальцами за Христа.

Был ли шанс у отца Александра в минуту смерти сказать о том, о чем он говорил всю свою жизнь, – о Христе? Об этом сможет сказать только убийца. Поэтому и окончательное суждение Церкви зависит от работы светского следствия.

Но совершенно независимо от итогов следствия живут книги отца Александра. Их читают, ими вдохновляются, с ними спорят.

С книгами отца Александра за 20 лет (не) произошло следующее.

1) Они так и не стали востребованными в церковных книжных магазинах и приходских лавках.

2) Они не стали издаваться церковными издательствами (хотя тут главное препятствие – воля вдовы покойного).

3) На них не стали ссылаться ученые – специалисты по вопросам истории религий, истории Церкви, философы и богословы. Это означает, что миссионерские книги отца Александра так и не перешли в разряд научной литературы.

4) Эти книги не превратились в подспорье для приходских проповедников, то есть не стали собственно духовной литературой.

Книги отца Александра остаются в своей вполне определенной нише – популярно-миссионерских изданий. Для нее они и писались, и в такой литературе до сих пор самая большая нужда.

За прошедшие годы с публикацией новых текстов отца Александра в православной среде число недоуменных вопросов к автору скорее возрастало. Если ранее удивляло его не в меру доверчивое отношение к католичеству, то потом, например, оказалось, что и об астрологии отец Александр говорил самые добрые слова.

В день его кончины патриарх Алексий II сказал: “Отец Александр иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя охарактеризовать как безусловно разделяемые всей полнотой Церкви”.

За последующие 20 лет “вся полнота Церкви” так и не перешла на “широкие” позиции отца Александра. Но мне бы очень хотелось, чтобы один из его любимых методов стал общепринятым. Я имею в виду умение воздерживаться от крайностей всецелого приятия и тотального отвержения. Отец Александр умел в самых разных текстах (как религиозных, так и художественных) находить искорки добра, быть за них благодарным их авторам – и при этом не принимать, держать дистанцию по отношению к другим их взглядам. Наверно, таким же будет и отношение к книгам самого отца Александра. Обычное человеческое отношение – благодарность за сделанное, прощение ошибок, продолжение труда. В общем – обычная беседа с умным человеком, без канонизации и без анафем.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/42160-aleksandr-men.html
http://aif.ru/society/opinion/20502
http://diak-kuraev.livejournal.com/112550.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: