Чем болел амвросий оптинский. Преподобный амвросий оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый больной
Память: 10 / 23 октября (Собор Оптинских старцев), 11 октября / 24 октября, 27 июня / 10 июля (обретение мощей)
В этот день 200 лет назад родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически полным инвалидом. При этом прп. Амвросий – прозорливый старец и подвижник – отличался необычайно добродушным, веселым нравом.
В Древней Руси существовало особое представление о красоте – человек, наделенный духовными дарами, почти всегда обладал и красотой телесной. Связь между здоровым телом и сильным духом – идея очень давняя, восходящая еще к Ветхому Завету. В те времена болезнь считалась наказанием за грехи, и правоверный иудей в своих молитвах ежедневно благодарил Бога за то, что он не женщина, не ребенок и не прокаженный. Да и в наши дни часто можно встретить “богословские” рассуждения о том, что болезнь ребенка – непременно наказание за грехи родителей, а вид нездорового человека позволяет некоторым верующим поразмышлять на тему, кто согрешил – сам несчастный или его родители.
Между тем среди христианских святых всегда были люди, которых сегодня бы назвали инвалидами. 200 лет назад в 1812 году родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский.
При чтении жития и воспоминаний о нем сложно сразу понять, что образ старичка, ходящего с палочкой или лежащего в своей келье, на самом деле относится к молодому мужчине, еще не достигшему сорока лет. Именно тогда у святого появились первые признаки болезни, которая сопровождала его до самой смерти.
В декабре 1845 года отец Амвросий отправился из Оптиной Пустыни в Калугу для посвящения в иеромонахи. Было осень холодно, и во время поездки 33-летний мужчина сильно простудился и “почувствовал сильную боль в желудке”. После этого у него стали неметь руки, и отец Амвросий не мог долго стоять с потиром, причащая верующих.
Преподобный Амвросий Оптинский. Фотографи
В возрасте 35 лет он становится полным инвалидом, неспособным к совершению богослужений, и остается в монастыре за штатом. Он выжил, но до конца своих дней страдал воспалением (катаром) слизистой оболочки желудка и кишечника, рвотой, кровотечениями и постоянной лихорадкой, сменявшейся ознобом.
При этом преподобный Амвросий был далек от того образа православного святого и неизлечимого больного, как мы представляем его себе, штудируя популярные жития святых.
Традиция доброй шутки и афористичности, к которой прибегал преподобный Амвросий (достаточно вспомнить его присказки “Терпел Моисей, терпел Еслисей, терпел Илия, потерплю и я” или “Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного”), восходит к новозаветной проповеди и Средневековью. Сергей Аверинцев в своих работах неоднократно писал о том, что большая часть человеческой культуры – это культура устная. Книгопечатание было изобретено лишь в XV веке, а до этого большинство людей было неграмотными и воспринимали информацию либо через картинку, либо на слух. Перед проповедником стояла задача построить проповедь или поучение так, чтобы она мгновенно запоминалась даже очень простым человеком. Если мы возьмем Нагорную проповедь – самый известный отрывок из Евангелия, в котором Христос беседует с массой народа (ситуация, в которой часто оказывался и преподобный Амвросий), то даже в русском переводе мы увидим, что проповедь построена с использованием сходных синтаксических конструкций – “Блаженны . ибо. “. Сергей Аверинцев писал, что Новый Завет в оригинале дает более яркое представление об особенностях проповеди Христа, Который часто использовал игру слов, созвучие окончаний и четкий ритм проповеди, что позволяло слушателям достаточно легко запоминать то, что сказал им Господь.
На подобной игре звучащего слова построена вся культура поздней Античности и Средневековья – поучения святых отцов, например, Иоанна Златоуста даже в переводе доносят до нас темперамент и ритм поучений святого. Его огласительное слово на Пасху, которое до сих пор читается в православных храмах, – это чудесный пример ритмизированной прозы.
Параллельные синтаксические конструкции и почти стихотворный ритм можно встретить и в текстах преподобного Амвросия. 5 декабря 1871 года старец отвечает на письмо одного инока, жалующегося на слабое здоровье. Несмотря на серьезную тему письма, святой в начале почти стихами пересказывает послания своего корреспондента: “В письме от 21 ноября ты пишешь, что у тебя из погреба украли кадку с яблоками.
Из этого видно, что N. Воры – лакомые воры, да и не слабы и не хворы, лазят не только через заборы, но как мыши пробираются и сквозь крыши”.
Преподобный Амвросий настолько привык обращаться к людям с краткими получениями, что даже в письме сохраняются сказовые особенности. Нетрудно догадаться, что святой прибегает к такой манере письма для того, чтобы подбодрить собеседника.
Тонкий юмор поучений знаменитого насельника Оптиной пустыни также дает положительный ответ на знаменитый вопрос Средневековья, которому Умберто Эко посвятил целый роман: может ли христианин шутить и смеяться. Многие православные христиане до сих пор вслед за слепым библиотекарем Хорхе из “Имени Розы” считают, что Христос много плакал, но никогда не смеялся. В сознании многих сложился образправославного святого или монаха, как человека, который только и делает, что рыдает о своих грехах и никогда не улыбается. Между тем, знаменитый проповедник ХХ века – митрополит Сурожский Антоний, отличавшийся чрезвычайной сосредоточенностью во время богослужений и запрещавший произносить хоть слово в алтаре во время литургии, говорил о том, что популярный православный образ подвижника является скорее пародией на святого. В качестве примера он рассказывал чудесную историю из одного патерика.
В эпоху гонений на христиан в монастыре у старца был послушник, “послушный, внимательный, но еще не до конца прошколенный”. Услышав о гонениях, он пришел к старцу и попросил благословения на мученический подвиг. Подвижник же понимая, что его ученик не готов к этому, отправил его на три дня молиться в хижине: “Юноша пошел в хижину, огляделся и подумал: какой же тут подвиг? Тут удобно, пол застлан шкурами, мне будет тут слишком уютно. Но кроме как на шкурах, сидеть было не на чем. Он сел, и через две минуты почувствовал укус, потому что шкуры кишели и блохами, и клопами, и прочими кусачими тварями, которые, вероятно, изголодались, а тут им достался живой монах!. Он поймал одну блоху.. но тем временем его уже кусали еще. Через короткое время он выбежал из хижины, пошел к своему духовному наставнику и говорит: “Отче, я не могу сосредоточиться, не могу молиться. Меня заели блохи!” И старец сказал ему: “А ты думаешь, львы и тигры меньше кусаются?”. Очевидно, что такой способ воспитания куда более эффективен, чем пространные рассуждения о том, что юноша не готов к мученическому подвигу. Наука легче усваивается на собственной шкуре.
Точно также поступал и преподобный Амвросий. Все его поучения – это краткие изречения или небольшие письма, в которых он старается обличать грешника и утешать людей скорее своими действиями, чем пространными высказываниями. Одним из современников старца был пожилой послушник с большой лысиной. Этот мужчина очень страдал от того, что иеросхимонах был болен, поскольку хотел взять у него благословение. Подойдя к кровати, на которой лежал изможденный от болезни человек, послушник опустился на колени, принял благословение и вдруг услышал: “Эх ты, лысый игумен”. Способность отца Амвросия шутить, даже находясь при смерти, поддерживала иноков и мирян, спешивших к нему за утешением.
С помощью доброго юмора иногда старец находил ключи к сердцу даже неверующих людей. Один из последователей Льва Толстого находился в сильном смятении. Узнав о старце, он приехал в Оптину с ним познакомиться. Мужчину пригласили в келию, и он увидел старичка, лежащего на кровати. Когда на вопрос преподобного Амвросия, неверующий ответил, что приехал его “посмотреть”, святой улыбнулся, встал на койке и сказал: “Смотрите”. Такая кротость и ясный взгляд подвижника покорили сердце неверующего.
Добродушие преподобного Амвросия не было следствием его слабохарактерности. Напротив, иногда старец был очень строг, о чем свидетельствуют, например, две его встречи со Львом Толстым. После второй беседы святой был очень изможден и на все вопросы отвечал лишь одной фразой: “Горд очень”. Так что шутки преподобного никак не свидетельствовали о том, что один из самых великих православных подвижников XIX в. был человеком неглубоким.
Молитва преподобному Амвросию Оптинскому:
Святой Амвросий Оптинский
Старец Амвросий Оптинский — один из самых почитаемых на Руси святых. Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.
Он утешал скорбящих, исцелял больных. О глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ. За свою жизнь Амвросий Оптинский стал одним из самых почитаемых в народе старцев, а после смерти — святым.
Когда жил святой Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.
XIX век — какое это было для российского общества время? Возможно, чем-то оно напоминало нынешнее. Западное влияние, влияние времени в целом — и общество, некогда более или менее цельное по взглядам и убеждениям, оказывалось все более разобщено. У интеллигенции, которая считала себя передовой частью общества, появлялись и укреплялись новые разнообразные течения. Марксисты, славянофилы, западники. Кругом искания, упоение творчеством, и всё — большей частью — отодвигающее Церковную жизнь на задний план.
В результате многие видные люди общества и культуры (писатели, музыканты, художники) могли ничего не знать про чудесных старцев и святых, которые в то же самое время жили и собирали тысячи паломников вокруг себя. Серафим Саровский, Макарий, Лев и Амвросий Оптинские. Почти как сейчас…
Но в стране продолжалась живая Церковная жизнь. Простой люд, сельские жители, жители деревни (и многие горожане) и не думали забывать Бога. И пока интеллигенция была в исканиях, большая часть народа последний свой оплот по-прежнему находила во Христе, советах священников и старцев. Например, тех, что жили в Оптиной пустыни — одном из оплотов старчества на Руси.
Старец Амвросий Оптинский: кратко житие
Конкретных фактов о жизни Амвросия Оптинского сохранилось немного. Известно, что он родился или в 1812, или в 1814 году. Известно, что он много болел. Известно, что болел он, по сути, всю свою жизнь, страдая от самых разных недугов.
Житие Амвросия Оптинского рассказывает, что впервые он серьезно заболел в 23 года и тогда пообещал в случае выздоровления уйти в монастырь. Обещание не сдержал, устроился работать преподавателем в какой-то богатый дом, так бы, может, и работал дальше, но заболел снова. И только после этого выполнил данный когда-то обет — стал иноком.
Одна из сторон духовного пути старца Амвросия — это путь болезней. Он продолжал болеть почти всю свою жизнь. У него то усиливался гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка. Это лишь часть его болезней. Иногда он был на грани жизни и смерти.
Преподобный Амровсий Оптинский часто и тяжело болел.
К концу жизни физическое здоровье святого стало таким слабым, что он не мог уже ни ходить на службу, ни выходить из своей кельи.
Но преподобный Амровсий Оптинский не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного укрепления. (В принципе, уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль о том, что наступило время, когда только болезнями человек и может спастись — настолько все устроение общества в самих его основополагающих принципах стало далеко от Церкви.)
Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, — учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.
В житии говорится, что преподобный Макарий, послушником у которого с самого начала был Амвросий, быстро понял, что перед ним будущий великий монах, и видел в нем своего «преемника». Так оно и случилось. Труд старчества святой Амвросий взял на себя в 1860 году — после смерти преподобного Макария, и — не оставлял его почти до самого последнего издыхания.
Чудеса преподобного Амвросия Оптинского
Паломники к преподобному Амвросию стекались со всей страны. Одним нужно было наставление, другим утешение, иные жаловались на болезнь. И старец Амвросий — одним давал совет, других утешал, а иных — мог исцелить.
Молва об Амвросии Оптинском распространилась очень быстро. И простые крестьяне, и люди из интеллигенции говорили о старце, как об удивительно простом и светлом монахе, который излучает Любовь и мир.
У его была своя «особенность» — манера изъясняться. Его слова по форме были просты, если не сказать простонародны. А от того — легко понятны любому: и горожанину, и писателю, и сапожнику, и портному.
Он говорил:
«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
или:
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».
или:
«Жить — не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение».
Людей поражало, как он умел так просто говорить о сложных, казалось бы, вещах из духовной жизни.
«Я эту простототу у Бога всю жизнь вымаливал», отвечал преподобный Амвросий.
Или:
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».
Или:
«Где нет простоты, там одна пустота».
Амвросий оптинский Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — один из самых известных классиков русской литературы — был при жизни отлучен от Церкви. Случай из ряда вон выходящий, но был вызван не только и не столько взглядами самого писателя (в своих искания он фактически пошел по пути протестантизма), сколько его известностью и популярностью.
Свои размышления о духовной жизни, о Церкви и отрицание многих ее догматов и традиций — он либо перекладывал на страницы книг, которые читали тысячи, либо в любом случае увлекал за собой множество людей. «Великий Толстой, его философия — это же интересно!»
Известно, что Лев Толстой трижды был в Оптине, а также встречался со старцем Амвросием Оптинским. Тот пытался образумить писателя. Известно также, что у святого о Толстом остались очень нехорошие впечатления. Он назвал его «воплощением гордыни».
Лев Толстой тоже — как будто бы восхитился красотой Оптины и духовной силе преподобного. Но с другой стороны, сохранились строки — в которых писатель отзывается о старце весьма высокомерно.
Известно, что прямо перед смертью Лев Толстой приезжал в Оптину (Амвросий Оптинский к тому времени уже умер), но не решился переступить порог обители — боясь, наверное, что не будет никем там принят.
Амвросий Оптинский: в чем помогает
Мы писали о блаженной Ксении Петербургской, и о святителе Спиридоне Тримифунтском. Мы не только рассказывали про жизнь этих замечательных святых, но и пытались объясниить, что никакой святой не помогает в чем-то одном.
С одной стороны, принято считать, что Спиридон Тримифунтский слышит молитвы тех, кто не может решить вопросы с жильем, а Ксения Петербургская — тех, кто не может устроить личную жизнь. А Николай Чудотворец, допустим, «помогает устроиться человеку в работе».
Но истина в том, что святые слышат любые молитвы, и помогают в любых вещах. Говорить о том, что Амвросий Оптинский помогает избавиться от курения — это значит бесконечно умалить и величие самого святого, и величие той части Церковной жизни, как помощь святых нам: через расстояния и через время.
Поэтому на вопрос «В чем помогает Амвросий Оптинский», нужно отвечать — «во всем». Во всем помогает сейчас, и во всем помогал тогда, при жизни. Больным — обрести выздоровление или крепость. Здоровым физически — обрести и здоровье духовное.
Мощи Амвросия Оптинского: где находятся
Мощи преподобного хранятся сейчас в Оптиной Пустыни (Калужская область) — во Введенском соборе.
День Амвросия Оптинского
Православная Церковь трижды в году празднует память преподобного Амвросия Оптинского.
- 23 октября — это день смерти святого
- 24 октября — это день памяти всех Оптинских святых
- 10 июля — в этот день были обретены мощи старца Амвросия
Кроме того, к преподобному Амвросию напрямую относятся еще два празднования:
- 10 августа — день памяти Тамбовских святых
- 23 сентября — день памяти Липецких святых
Икона преподобного Амвросия Оптинского
Преподобный отче Амвросие, моли Бога о нас!
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Чем болел амвросий оптинский. Преподобный амвросий оптинский
Годы жизни и дни памяти
Преподобный Амвросий Оптинский родился 6 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, пострижен в мантию в ноябре 1842 года, а умер 10 октября 1891 года (все даты – по новому стилю) в возрасте 78 лет.
Церковью установлены три даты памяти святого: день его преставления 23 октября; 24 октября – день празднования Собора Оптинских старцев, а также 10 июля – дата обретения мощей преподобного.
При жизни преподобного Россия была исполнена духовных, интеллектуальных и политических исканий. Постоянно возникали разнообразные течения: западники, славянофилы, народники, марксисты, народовольцы и т.д. Никогда прежде российское общество не было настолько переполнено разномыслием и в какой-то степени разобщено.
На годы жизни преподобного Амвросия пришлось важное историческое событие во внутрицерковной жизни: под руководством митрополита Московского Филарета (Дроздова) был осуществлен долгожданный перевод Библии на русский язык. Находились критики этой масштабной работы, но ее плюсы бесспорны: Священное Писание в определенном смысле стало ближе и понятнее народу.
Именно близость к народу и простота – это то, что олицетворял собой преподобный Амвросий.
Говорил с людьми на понятном для них языке
«Я эту простоту у Господа двадцать лет вымаливал», – ответил как-то преподобный на вопрос, как ему удается так просто рассуждать о самых глубоких и сокровенных вещах в духовной жизни…
Люди на Руси всегда искали монахов и старцев для наставничества, но особо они привязывались к тем, от кого можно было услышать понятное даже крестьянину слово. Преподобный Амвросий Оптинский был именно таким, за что его глубоко почитали еще при жизни. К святому (а не только в саму Оптину) стекались тысячи паломников со всей страны от интеллектуалов до крестьян.
Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости и чудотворения. При этом его «методы» исцеления, порой, бывали странными. Например, он мог легонько стукнуть человека по голове, и у того сразу проходила головная или зубная боль.
А кого-то старец утешал или наставлял просто словом при личной встрече или в письмах, которых осталось множество. Вот лишь несколько его изречений, которые хорошо дают представление об удивительной светлой простоте старца:
«Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
«Мы должны жить так, как колесо вертится: чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх».
«Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение».
«Где просто, там ангелов по сто, а где мудрено, там ни одного».
«Где нет простоты, там одна пустота».
Почти всю жизнь серьезно болел
Каждый святой в Церкви олицетворяет собой путь, которым можно прийти к святости и в целом, и в частности. Чей-то путь – это мученичество (и этим примером вдохновляются и укрепляются другие, оказавшиеся в схожей ситуации), у иных – миссионерство, кто-то – пример жертвенного служения людям. Преподобный Амвросий Оптинский – это пример, как к святости приходят через болезни…
По сути, он болел практически всю жизнь, начиная с 23 лет, когда впервые заболел серьезно. Это случилось незадолго до окончания им семинарии. В житии не уточняется, что именно это была за болезнь, только говорится, что она была опасной и сподвигла Александра (так его звали до пострига) дать обет о монашестве. Правда, исполнил он его только через четыре года: за это время он словно забыл о данном обещании и, наоборот, только углубился в мир, в частности, начал заниматься преподаванием. Лишь после того, как он снова заболел и в Свято-Троицкой лавре встретил затворника Илариона, который наставил его бросить все и «пойти в Оптину», Александр так и сделал: бросил все и буквально бежал в монастырь.
Став монахом, он через несколько лет снова начал болеть настолько сильно, что в 1846 году был выведен за штат монастыря, а первые месяцы состояние было настолько тяжелым, что его даже постригли в схиму – «на случай смерти».
С тех пор преподобный уже никогда не был по-настоящему здоровым. Всю оставшуюся жизнь он с трудом еле передвигался, страдал от испарины, не выносил сквозняков и не мог нормально питаться.
Сам старец не только не скорбел о своих болезнях, но и считал их необходимыми для своего духовного преуспеяния. Да и вообще уже тогда, в XIX веке, укоренилась мысль, что наступило время, когда только болезнями и спасаешься.
Один из Оптинских старцев
Синодальный период в истории русской Церкви 1720–1917 гг. часто подвергается критике за то, что Церковь как бы находилась в плену государства, вместе с тем пример Оптиной пустыни свидетельствует о полноте духовной жизни в это время.
Эта обитель никогда не претендовала на то, чтобы быть главным оплотом православия на Руси (так вообще не ставится вопрос в монастырской жизни, тем более что главным монастырем России и был и является Свято-Троицкая Сергиева лавра), однако во времена преподобного Амвросия Оптина на самом деле была одним из духовных оплотов.
Преподобный Амвросий был один из плеяды так называемых Оптинских старцев, то есть духовных наставников, которые просияли в XIX – XX веках в Оптинском монастыре. Он был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и в результате стал самым известным и прославленным из всех.
В житии говорится, что преподобный Макарий с самого начала видел, что Амвросий станет великим монахом и видел в нем своего «преемника»: выражалось это, в частности, в том, что он благословил еще при своей жизни принимать ему помыслы братии. А иногда говорил: «Отец Амвросий вас не бросит».
Пытался образумить Л.Н. Толстого
Будучи великим писателем, Лев Николаевич Толстой остался в истории как человек, отлученный от Церкви. Мера, конечно, беспрецедентная по отношению к людям такого национального масштаба (а тогда, как и сейчас, Толстой был одним из культурных символов страны).
Отчасти именно популярность Толстого стала причиной такого конца в его продолжительном споре с Церковью: слишком много людей не только следили, но и были подвержены влиянию Льва Николаевича в отношении духовной жизни. В этой статье нет смысла подробно изучать взгляды писателя – достаточно сказать, что, ознакомившись со Священным Писанием и «попробовав себя» в качестве православного воцерковленного христианина, он пришел в конечном итоге к своего рода протестантизму, отрицая Церковные институты и Таинства и сводя Евангелие, по сути, к учебнику по этике.
Известно, что Толстой трижды посещал Оптину пустынь для встречи со старцем Амвросием. С одной стороны, остались его восторженные впечатления от монастыря и преподобного. С другой, остались строки, в которых он не только о монастыре, но и о самом преподобном отзывался с некоторым высокомерием.
Согласно преданию, во время последнего визита Толстого в 1890 году (еще до отлучения его от Церкви) преподобный в очередной раз призывал писателя образумиться и встать на путь покаяния, но никак не был услышан. Прп. Амвросий был крайне утомлен этой встречей и, как говорят, назвал Толстого «воплощением гордыни».
Известный факт, что перед самой смертью Лев Николаевич приезжал в Оптину, но так и не смог переступить порог монастыря, опасаясь, что не будет там никем принят.
Основал женский монастырь
До Амвросия многие старцы старались даже не пускать на порог женщин. Преподобный же не только «пускал», но и окормлял их. А позже благословил создание женской общины в Шамордине, которая в 1894 году – уже после смерти старца – была окончательно оформлена как монастырь, и число насельниц в ней возросло до 500 человек.
Так сложилось, что и умер преподобный Амвросий тоже в Шамордине. Летом 1890-го он по обыкновению поехал туда на лето, но из-за плохого самочувствия так и не смог вернуться, хотя отъезд планировался несколько раз. Через год болезнь усилилась, и 10 октября 1891 года по старому стилю старец скончался.
Был прославлен в конце XX века
Преподобный Амвросий Оптинский был прославлен в лике святых почти через 100 лет после своей смерти 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Менее чем за год до этого Оптина была возвращена Церкви.
Кстати, на том же самом Соборе были канонизированы еще восемь святых, без которых невозможно представить современную русскую православную традицию:
прп. Андрей (Рублев),
блгв. кн. Димитрий Донской,
свт. Игнатий (Брянчанинов),
св. блаж. Ксения Петербургская,
свт. Макарий Московский,
прп. Максим Грек,
прп. Паисий (Величковский),
свт. Феофан Затворник.
Святые мощи преподобного хранятся сейчас в Введенском соборе Отинского монастыря.
Тропарь преподобному Амвросию
глас 5
Яко к целебному источнику,
притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,
ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,
молитвами от бед и напастей охраняеши,
в телесных и душевных скорбех утешаеши,
паче же смирению, терпению и любви научаеши;
моли человеколюбца Христа
и Заступницу усердную
спастися душам нашим.
Кондак преподобному Амвросию
глас 2
Завет Пастыреначальника исполнив,
старчества благодать наследовал еси,
болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе.
Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:
отче святый Амвросие,
моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва преподобному Амвросию Оптинскому
О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сея, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Источники:
http://www.k-istine.ru/sants/our_sants_amvrosiy_optinskiy-02.htm
http://uznavay.pro/svyatoy-amvrosiy-optinskiy/
http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/855-prepodobnyj-amvrosij-optinskij-chto-nuzhno-znat-ob-etom-svyatom.html