Человек и его свойства как предмет философии. Человек как объект философского осмысления

Человек, как объект философского осмысления

Изучение объективистских и субъективистских концепций философской антропологии. Рассмотрение религиозного и философского подходов к решению проблемы смысла человеческого бытия, а также его отрицания. Выяснение отличий понятия смысла от цели жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по философии:

“Человек, как объект философского осмысления”

Подготовила студентка 021 группы

Проверила: Клыченко С.И.

1. Человек как объект философского осмысления

2. Философия о смысле бытия человека

Существует много концепций, ставящих вопрос о смысле существования, но выделяются три наиболее известных.

Первая – существование ради самореализации, вторая – существование ради социального служения и, наконец, третья – существование ради совершенствования духа. Ясно, что вторая концепция отождествляет собой фактическую бесконечность (с духовной точки зрения) существования человечества, она во многом отражает идеи гуманистов о существовании в пользу других. Неясно, к чему ведет первая концепция, так как посредством полной самореализации лишь увеличиваются темпы прогресса человечества, хотя, возможно, в этом можно увидеть кратчайший путь к некой крайней точке существования, какой, например, можно считать нирвану. Но, скорее всего состояние нирваны можно отнести в третьей концепции – существования ради совершенствования духа. Согласно буддизму, человеку (не в прямом смысле слова) дано свыше семь материальных жизней на земле, за которые он должен добиться максимального совершенствования своего духа. После прохождения семи жизненных кругов, человек возвращается в мир более низшей материи – неживой природы – в случае далекого от идеального состояния души, либо, в противном случае, поднимается в более высокий астральный мир.

Каждая религия определяет свой смысл человеческого бытия. Многие философы, психологи и другие ученые пытались в своих работах объяснить смысл человеческого бытия.

Цель данной работы – изучить проблему смысла человеческого бытия.

Задачи работы – изучить человека как объект философского осмысления; рассмотреть философию о смысле бытия человека.

1. Человек как объект философского осмысления

Концепции человека делятся на две группы: объективистские, субъективистские.

Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса” природы, общества, исторической необходимости, мирового разума — или Бога.

Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного “Я”, через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.

Крайности объективистского и субъективистского подходов преодолеваются в синтетической концепции человека: “философской антропологии”, марксистской философии.

Философская антропология — раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин “философская антропология” закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А.Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротгакер и др.

Сущностью человека является “антропологический дуализм духа и жизни”. Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении, в принципе, не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие — это различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является “открытость миру”, т. е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира (“априорное видение”) и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер.

А. Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать “действующим существом” (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т. п.). Главный принцип существования человека — “принцип освобождения от бремени” — процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры (“второй природы человека”) лежит духовное начало,

Г. Плесснер считает, что человек отличается от животных “эксцентрической позицией”, т. е. человек способен отделять свое “Я” от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает:

структуру внутреннего мира человека;

основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека:

закон: “Человек должен сам себя сделать тем, что он есть”. Человек может жить, только сам, управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания второй природы — культурного творчества.

закон: “Познавательное отношение человека к миру опосредовано его “Я”, поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру”.

закон: “Закон утопического места — закон неукоренности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия”. Неукорененность человека в бытии порождает тревогу, осознание случайности и ничтожности своего существования, поиски такой основы мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом.

2. Философия о смысле бытия человека

Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысло-жизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл — в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте), в служений обществу (Н. С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

Читать еще:  Черные гробы во сне. Сонник: к чему снится во сне гроб открытый, закрытый, пустой, с покойником, с живым человеком, черный, красный, маленький? К чему снится видеть себя в гробу, близкого человека? Толкование в разных сонниках мира

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни в — сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. “Смысл жизни в обретении добра” (В. С. Соловьев).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В.Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.

Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона “Все суета” подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);

смысл жизни в достижении некого идеала человека;

смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.

Не существует четкого определения категории “смысл”, нет и общепринятой философской концепции смысла. В основном смысл понимается как способ мысленного структурирования восприятия и как связь между субъектом и объектом. Философские исследования, концептуально рассматривающие смысл (А.Ф.Лосев, В.В.Налимов, Г.Г.Шпет), не оказали должного влияния на психологическое изучение смысла. Высказывания Г.В.Ф. Гегеля, Г. Риккерта, А. Шюца, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, Ж.-Л. Нанси, Р.Барта, Э. Левинаса, Е.Н. Трубецкого, Э.Я. Голосовкера, М.М. Бахтина и др., а также современных исследователей, таких как С.С. Гусев, Г.П. Тульчинский, Г.И. Богин, В.Ф. Сержантов и др., позволяют составить представление о смысле вообще и его отдельных свойствах и возможностях.

В обобщенном виде понимание смысла в отечественной психологии можно представить в виде следующих положений. Смысл порождается отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью (смысл обеспечивает связь индивидуального с бытием). Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности. Смысл обладает действенностью, то есть выполняет регулирующие функции. Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему. Смыслы изменяются в деятельности, но не порождаются ею. Смысл интенционален (смысл всегда есть смысл чего-то). Смыслы могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми.

Читать еще:  Институт философии ан ссср. Институт философии ран

Особый вопрос касается проблемы смысла жизни. Основным недостатком этих исследований является сведение смысла к цели жизни. Тем самым жизнь сводится к выполнению определенной деятельности, что ограничивает свободу и устремления личности. Малая практическая эффективность изучения проблемы смысла жизни видна на примере отсутствия специально созданных программ, помогающих человеку обрести этот смысл.

бытие смысл жизнь человеческий

Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160с.

Жаринов В.М. Философия. – М.: Приор – Издат, 2005. – 96с.

Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. М.: МНЭПУ, 1998.

Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Просвещение, 2001. – 296с.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1989. – 272с.

Лекции по философии для студентов заочного отделения / 16. Человек как объект философского осмысления

Человек как объект философского осмысления

1. Проблема человека в истории человеческой мысли

2. Основные концепции человека

3. Философская антропология (М. Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.)

1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой.

Проблема человека в философии – это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.

Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т.д. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности. Иными словами, вопрос о человеке и смысле его бытия имеет длительную философскую традицию.

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Концепции человека делятся на две группы: объективистские и субъективистские.

Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума – или Бога.

Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.

Крайности объективного и субъективного подходов преодолеваются в синтетической концепции человека: «философской антропологии», марксистской философии.

3. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (М. ШЕЛЕР, А. ГЕЛЕН, Г. ПЛЕССНЕР И ДР.)

Философская антропология- раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.

«Философская антропология – это базисная наука о сущности и сущностном строении человека» (М.Шелер)

Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление, и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении, в принципе, не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру», т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность- это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа.

А.Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе письма и др.) Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» – процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.

Г.Плесснер считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т.е. человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает:

структуру внутреннего мира человека;

основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека:

1 закон: «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». (Человек может жить, только сам, управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания второй природы – культурного творчества).

2 закон: «Познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру» (Эмоциональное отношение человека к миру наиболее ярко реализуется в таких формах самовыражения человека как смех и плач, которые возникают, когда человек сталкивается с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Смех и плач представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности).

Читать еще:  Сонник спящие дети. К чему снится Спящий Ребенок? Увидеть во сне усыновление

3 закон: «Закон утопического места – закон неукоренности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия». Неукоренность человека в бытии порождает тревогу, осознание случайности и ничтожности своего существования, поиски такой основы мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. Религиозность человека выступает как поиск защиты и стабильности в Боге, но утопическое место человека, постоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога: человек сомневается и в существовании Бога. Человеку не надо обладать знанием, лишенным сомнения. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия, истинных знаний.

1. Дайте краткую характеристику объективистской концепции человека?

2. Дайте краткую характеристику субъективистской концепции человека?

3. Определение «Философской антропологии»?

4. Назовите представителей философской школы, за которой был закреплен термин «философская антропология»?

Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.

Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.

Человек как объект философского осмысления. Смысл человеческого бытия.

Концепции понимания человека в философии:

Человек – это биологическое существо, неотрывная часть природы, развивающаяся по его законам. Животное одаренное разумом.

– Социоцентризм = философия марксизма

Человек – это общественное существо, которое развивается по законам общественных систем.

« Сущность человека не в его природе, не в его бороде, а в том, что он есть продукт общественных отношений и деятельности.»

– Эгоцентризм = философия жизни

Человек – эгоистическое индивидуальное существо, делающее свой выбор.

– Психоцентризм (Фрейд и его ученики)

Человек это психическое существо, главным в его структуре является «оно» (бессознательное)

20-й век Белл, Арон, Тофлер

Человек – это машина, механизм, который развивается по законам сложных технических систем.

Человек – это единство биологического и социального, это социализированное животное, биологическое по происхождению и социальное по сущности, способно к активно-творческой созидательной деятельности и имеющее свои исторические формы.

Концепции происхождения человека:

4. Космическая (завезли инопланетяне )

Сущность человека. Концепции.

Человек – это природное животное, его эволюция предопределена природой.

Человек сам в процессе деятельности создает свою сущность.

Компоненты сущности человека.

В чем смысл жизни? Подходы в философии

ЭВДЕМОНИЗМ – этический принцип, основанный на представлении, что поведение человека определяется стремлением к счастью как высшей цели жизни.

ГЕДОНИЗИМ – аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).

ЭКЗЕСТЕНЦИАЛ также философия существования – направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальностибытия человека, провозглашающее его иррациональным. – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.

ДИАЛЕКТИЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философское направление, выведенное из материалистических идей К. Маркса и Ф. Энгельса [1] , и развитое Лениным, и другими философами-марксистами. Это мировоззрение отрицает всякое философское учение, имеющее претензию быть «наукой наук» над частными науками и существовать отдельно от практических задач.

Личность и общество.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

Еще Аристотель писал, что человек изначально – «общественное животное».

Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов.В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из них отдает приоритет интересам личности.Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства,невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности.Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды,как социальной, так и природной. К тому же если бы один индивид мог стать абсолютно свободным, это означало бы несвободу других. Хотя абсолютной свободы личности не может быть, однако люди кровно заинтересованы в возрастании степени свободы, освобождения от угнетения, эксплуатации, насилия.

Другая концепция утверждает приоритет общественных интересов перед личными(например, концепция «естественной морали» Ф. Бэкона).

И наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов в некое гармоническое единство.При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.

Основоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма.Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость. Благо человека является критерием оценки любых социальных действий и институтов.

Источники:

http://revolution.allbest.ru/philosophy/00680632_0.html
http://studfile.net/preview/1360710/
http://megaobuchalka.ru/12/11334.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: