Бытие глава 19 толкование. Ветхий завет

Толкование Библии, Книга Бытие 19 глава

Ветхий Завет

Книга Бытие

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

Быт. 19:1-14. Два Ангела (сравните стих 18:2,22) неохотно воспользовались гостеприимством Лота: нет, мы ночуем на улице, сказали они. Но все-таки вошли к нему, и тогда жители города окружили дом. Они хотели “познать” посетителей Лота, т. е. вступить с ними в противоестественную половую близость, полагая, что те – обычные мужчины. (Будучи ангелами, они были, по-видимому, весьма красивы.) Следуют попытка Лота уговорить содомлян не делать зла его гостям и потом – его предложение им “взять” его дочерей, вместо них.

От разъяренных горожан Лота спасают ангелы (стих 10); вслед за тем они поражают содомлян слепотою. Лоту они велят бежать из города, который подлежит истреблению. Зятья Лота, которым он сказал об этом, однако, не поверили ему.

Быт. 19:15-22. Рано утром Ангелы, чуть не вопреки воле Лота, вывели его и его близких из обреченного города (стих 16). Вероятно, Лот жалел свое имущество, да и в намерении ангелов уничтожить Содом поверил не вполне (как его зятья, не поверили ему). Господь был милосерд к Лоту и пощадил его, в первую очередь, ради Авраама (18:23; 19:29). Но и после своего избавления Лот продолжал молить ангелов об уступке и снисхождении.

В горы (вероятно, Моавитские, поднимающиеся над долиной Иордана на востоке), он идти не пожелал и малодушно просил разрешить ему укрыться в маленьком городе Сигоре (само это название означает “маленький”; стихи 18-22). (До этого он был известен как Бела; 14; 2.) Лот подчеркивает малость и незначительность этого городка, как бы убеждая ангелов в том, что он не может быть столь же развращенным, как Содом.

Сцена эта предназначена всегда напоминать израильтянам о малодушии и нерешительности Лота, которого пришлось спасать силою. К сожалению, и те, которые составляют народ Божий, горячо привязываются порой к этому развращенному миру – вместо того, чтобы бежать от него, обреченного на гибель!

Быт. 19:23-29. Горящею серою и огнем поразил Господь нечестивые города и всех их жителей, и все, что произрастало на той земле (стихи 24-25). Предполагают, что тут имело место вулканическое извержение, приведшее к выбросу подземных залежей серы, которому сопутствовало загорание смоляных болот, многочисленных в долине Сиддим (14:10). Продукты извержения затем обрушились на головы людей как бы с неба (Лук. 17:29). Осуществляя волю свою, Бог нередко прибегает к естественным (природным) явлениям.

Жена Лота, горюя по оставленному в городе, оглянулась (вопреки запрещению небесных посетителей) назад и превратилась в соляной столп, ставший “памятником” ее непослушания. Густой дым как из печи (19:28), который увидел Авраам, был дымом от горящей серы (стих 24).

Когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Он об Аврааме, то есть о вопросах его, звучавших как просьба (18:23-32), и спас от истребления Лота.

Быт. 19:30-38. В заключительном разделе этой главы рассказывается о том, что сделали две дочери Лота в горной пещере. Поначалу Лот побоялся бежать в горы (стих 19), и пошел, вместо этого в Сигор (стих 22). Теперь он снова “расписался” в своем малодушии и, несмотря на то, что Бог позволил ему жить в Сигоре, ушел оттуда и поселился в горной пещере (стих 30).

Решив, что шансы их на замужество весьма малы (Быт. 19:31), дочери Лота, чьи женихи погибли при разрушении Содома, стали поочередно спаивать отца, после чего вступали с ним в физическую близость (стихи 32-35). Руководствуясь желанием “восстановить племя отца”, они, не колеблясь, прибегли к акту кровосмесительства, и это свидетельствует о несомненном влиянии на них “содомской цивилизации”. У них родились сыновья: Моав и Бен-Амми, от которых пошли Моавитяне и Аммонитяне (стихи 36-38), постоянные враги Израиля. Имя Моав созвучно (по-еврейски) фразе “от отца”, а Бен-Амми означает “сын кровного родственника”. Эта этимология не давала Израилю забыть о постыдном происхождении их врагов.

Читать еще:  Самые известные ведьмы в истории человечества. Самые известные ведьмы в истории

Четыре главных мотива звучат в этой главе: скорый суд Божий над нечестивыми хананеями; привязанность Лота к безнравственному обществу; милосердное избавление его Богом от погибели, и “возрождение Содома” в пещере.

На этих примерах Израиль мог видеть, что если Бог сурово наказывает людей, Он прав, потому что люди – непомерно нечестивы и злы. Он также не мог не прийти к выводу о риске чрезмерной “привязанности” к Ханаану.

Как же жить людям, зная о том, как поступил Бог с хананеями? Ответ, который впоследствии исчерпывающе сформулировал апостол Иоанн, был ясен: “Не любите мира, ни того, что в мире ибо все, что в мире проходит, и похоть его” (1-Иоан. 2:15,17); здесь “проходит” употреблено и в значении “исчезает”, точнее, “обречено исчезновению” – от скорого и внезапного суда Божия.

Иисус ссылался на Быт. 19:26, предостерегая неверующий Израиль: “Вспоминайте жену Лотову!” (Лук. 17:32). Смысл этого предостережения в том, чтобы люди “не оглядывались (подобно ей) назад”, не желая расставаться с “благами мира сего”. Ибо погибель ожидает таковых в день внезапного пришествия Сына Человеческого (Лук. 17:30-31). Не только этот мир со скоро преходящими его удовольствиями потеряют они, но и жизнь в мире будущем (Лук. 17:33-37).

Иисус сказал также, что если бы чудеса, которые Он совершил в Капернауме, соделаны были в Содоме, то содомляне покаялись бы (Матф. 11:23). А потому, заключил Он, “земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели” городам Галилейским (Матф. 11:21-24). Это означает, что, осуждая людей, Бог учитывает ту меру осведомленности, которой они обладали, а также то, что участь грешников в вечности – страшнее физического уничтожения.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Толковая Библия
Толкование на книгу Бытия

Наименование книги. Первая священная книга нашей славяно-русской Библии носит наименование «Бытие». Такое ее наименование есть буквальный перевод греческого надписания данной книги в тексте LXX, указывающего на содержание первой священной книги (в тесном смысле – двух первых глав ее), надписываемой в еврейском ее подлиннике первым словом текста 1-го стиха – בראשית – bereschith.

Происхождение и смысл ее наименования. Из сказанного уже ясно, что ключ к разгадке наименования первой книги Библии должно искать в тексте ее подлинника. Обращаясь к последнему, мы видим, что каждая из первых пяти книг Библии, образующих так называемую Тору («кн. Закона») или Моисеево пятикнижие, получили свое название от первого или двух первых ее слов; а так как начальная книга в еврейском подлиннике открывается словами בְּרֵאשִׁית בָּרָא , то эти именно слова и были поставлены евреями в качестве ее заголовка. 1-я книга (или Бытие) в еврейском тексте называется bereschith («в начале»); 2-я (Исход) – elleh-schemoth («сии имена»); 3-я (Левит) – vajigra («и воззвал»); 4-я (Чисел) – vajedabber («и сказал»; другое название – bemidbar – «в пустыне», ср. Чис. 1:1 ) ; 5-я (Второзаконие) – elleh-haddebarim. Но хотя наименование книги «Бытия» и имеет случайное происхождение, однако оно удивительным образом совпало с ее существенным содержанием и полно широкого смысла. В 1-й книге Моисея многократно встречается синонимичное слову «Бытие» название toldoth. Под именем תוֹלְדוֹת toldoth – «порождения, происхождения, потомства» (от евр. гл. תלד «рождать») у евреев были известны их родословные таблицы и находящиеся при них историко-биографические записи, из которых впоследствии составлялась и самая их история. Ясные следы существования таких «генеалогических записей», исправленных и объединенных рукой их богодухновенного редактора Моисея, можно находить и в кн. Бытия, где не менее десяти раз мы встречаемся с надписанием תוֹלְדוֹת toldoth, а именно «происхождение неба и земли» ( Быт. 2:4 ), «родословие Адама» ( Быт. 5:1 ); “житие Ноя” ( Быт. 6:9 ); «родословие сынов ей Но я» ( Быт. 10:1 ); «родословие Сима» ( Быт. 11:10 ); «родословие Фарры» ( Быт. 11:27 ); «родословие Измаила» ( Быт. 25:12 ); «родословие Исаака» ( Быт. 25:19 ); «родословие Исава» ( Быт. 36:1 ); «житие Иакова» ( Быт. 37:2 ).Отсюда очевидно, что первая книга Библии есть по преимуществу книга родословий и что ее греческое и славяно-русское название как нельзя лучше знакомят нас с ее внутренней сущностью, давая нам понятие о небе как о первой родословной мира и человека.Что касается разделения книги Бытия, то наиболее глубоким и правильным должно признать разделение ее на две далеко неравные части: одна, обнимающая одиннадцать первых ее глав, заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества; другая, простирающаяся на все остальные тридцать девять глав, дает историю уже одного богоизбранного народа еврейского, и то пока еще только в лице его родоначальников – патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.Единство и подлинность книги Бытия доказываются прежде всего из анализа ее содержания. Вникая глубже в содержание этой книги, мы, при всей ее сжатости, не можем не заметить удивительной стройности и последовательности ее повествований, где одно вытекает из другого, где нет никаких действительных несогласий и противоречий, а все стоит в полном гармоническом единстве и целесообразном плане. Основной схемой этого плана служит вышеуказанное нами деление на десять «генеалогий» (toldoth), составляющих главные части книги и объединяющих в себе большее или меньшее количество второстепенных, смотря по важности той или другой генеалогии. Подлинность книги Бытия имеет для себя как внутренние, так и внешние основания. К первым, помимо всего вышесказанного о содержании и плане этой священной книги, должно отнести ее язык, носящий следы глубокой древности, и особенно встречающиеся в ней библейские архаизмы. Ко вторым мы относим согласие данных Библии с естественнонаучными и древне-историческими известиями, почерпаемыми из различных внешних научных источников. Во главе всех их мы ставим древнейшие сказания ассиро-вавилонских семитов, известные под именем «халдейского генезиса», дающие богатый и поучительный материал для сравнения с повествованиями библейского генезиса 1 .Наконец, важность книги Бытия понятна сама собою: являясь древнейшей летописью Мира и человечества и давая наиболее авторитетное разрешение мировых вопросов о происхождении всего существующего, книга Бытия полна глубочайшего интереса и имеет величайшее значение в вопросах религии, морали, культа, истории и вообще в интересах истинно человечной жизни.

Читать еще:  5 самых красивых женских имен. Красивые женские имена и значения

Подробнее об этом смотри Comely, «Introductio in libro V. T». II, 1881; Арко, «Защита Моисеева Пятикнижия», Казань, 1870 год; Елеонский, «Разбор рациональных возражений против книги Бытия»; Вигуру, «Введение в Священное Писание Ветхого Завета», перевод священника Воронцова.

Читать БЫТИЕ глава 19

Навигация по записям

Слушать Бытие глава 19 онлайн

1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли

2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом

5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,

7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла;

8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

9 Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.

10 Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли;

11 а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,

Читать еще:  Основной принцип всеобщей любви и взаимной выгоды. Философия школы Мо-цзы (Мо Ди)

13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

14 И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

15 Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

16 И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

17 Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Бегство Лота из Содома. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

18 Но Лот сказал им: нет, Владыка!

19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;

20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, ‑он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].

21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;

22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

Лот и его семья бежит из Содома. Художник Альбрехт Дюрер 1496 г.

25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

27 И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа,

28 и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

29 И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.

31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;

32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.

33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.

34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.

35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.

36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,

37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне.

38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен‑Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне.

Источники:

http://otveti.org/tolkovanie-biblii/bitie/19/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_01
http://bibliya-online.ru/chitat-bytie-glava-19/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: