Бутовская церковь. Мемориал “бутовский полигон”

Бутовский полигон: пока читают имена…

20760 человек было расстреляно на Бутовском полигоне с августа 1937 по октябрь 1938 года. Это только те, чьи имена и дни смерти удалось установить по расстрельным спискам НКВД. Второй год подряд 30 октября в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово и на Бутовском полигоне проходила акция памяти. Она приурочена ко Дню памяти жертв политических репрессий.

Директор мемориального комплекса «Бутовский полигон» об акции памяти:

Видео предоставлено мемориальным комплексом «Бутовский полигон».

Началась акция с заупокойной литии, которую отслужил епископ Воскресенский Савва в сослужении духовенства храма. После литии все отправились из храма на полигон, где на помосте перед погребальными рвами поставили аналой, и все желающие по очереди зачитывали вслух имена и фамилии расстрелянных, указывая дату. Первым зачитал имена епископ Савва. «8 августа 1937 года на Бутовском полигоне расстрелян 91 человек», — сказал он. Так начинали чтение и все остальные.

Я зачитал список расстрелянных 27 ноября 1937 года. В этот день в Бутово было расстреляно 163 человека, среди них — мой дед, протоиерей Николай Виноградов, прославленный в 2000 году как священномученик. Но в общем списке были не только прославленные Церковью и не только православные. Среди двадцати с лишним тысяч жертв репрессий, чьи имена зачитывались на полигоне, люди 73 национальностей.

«Мои родители пострадали не здесь, — рассказывает Виктор Эберт. — Они из крымских немцев, и в начале войны их депортировали в Якутию. Я родился уже там, в спецпоселении. А здесь, в Бутово, похоронен двоюродный брат моего отца, тоже Эберт. Чем-то он не угодил официальной идеологии».

Никаких высоких постов дядя Виктора Эберта не занимал, был простым рабочим. Самому Виктору Эберту 62 года, сейчас он на пенсии, в прошлом — инженер по цифровой телекоммуникации. Живет недалеко от полигона, с тех пор, как поставили Поклонный крест, бывает здесь постоянно. Он лютеранин, прихожанин лютеранского собора, но рад, что акцию памяти инициировала Православная Церковь. «Там, где Церковь, там спокойствие и серьезность. Неважно, какой конфессии», — говорит он.

Второй раз участвует в акции и Ярослав Ксёнжек, заместитель посла Республики Польша в Москве. Он тоже зачитал список жертв, возложил ко рву цветы и поставил свечку. «Думаю, буду и впредь приезжать в такие места в России, — сказал пан Ксёнжек. — Некоторые, я слышал, говорят, как хорошо было при коммунизме. Люди, скорее всего, просто вспоминают молодость. Но в таких местах страшно говорить, что было хорошо. Слышал сегодня много польских имен».

Второй год в акции участвуют учащиеся Московской международной киношколы № 1318. Как объяснил один из них, Тимофей Щеренко, в киношколе есть проект «Скрытая история» по изучению репрессийи их последствий, в рамках которого они помогают Бутовскому полигону. Проводят фотовыставки, занимаются благоустройством: летом пропалывают дорожки, убираются.

Тимофей учится на первом курсе колледжа, собирается поступать во ВГИК на операторский. «Не знаю точно, здесь был репрессирован мой прадед или в Сандармохе, но в любом случае такие мероприятия очень важны. Поэтому хотя сейчас у нас уроки, мы, тридцать человек, приехали сюда», — говорит Тимофей.

Александра Кононова тоже учится в Международной киношколе, в девятом классе. «Среди расстрелянных здесь нет моих родных, но мы все живем в одной стране, и я считаю, что должна быть какая-то ответственность за то, что было, и за то, что будет. Наверное, когда я помогаю, несу эту ответственность. Пока люди приходят и читают имена, есть шанс, что такое больше не повторится», — сказала она.

Молодому человеку, не захотевшему назвать себя, 27 лет, живет в Подмосковье, до недавнего времени преподавал в школе историю. В Бутово расстрелян его прадед, крестьянин.

57-летний лесовод Алексей Бобринский — внук Владимира Алексеевича Комаровского, расстрелянного в Бутово 5 ноября 1937 года за веру. Бобринский вырос в верующей семье, прихожанин храма Илии Обыденного. На акцию он приехал с невесткой Ириной, трехлетней внучкой Тоней. Двухмесячный внук Гавриил — крестник настоятеля Бутовского храма протоиерея Кирилла Каледы — сладко спал в коляске.

Нина Малышкина, бухгалтер, участвовала в акции и в прошлом году, а в этом привела свою сестру Марию. «Думаю, у нас в семье нет репрессированных, сказала Нина. — Мы жили в глубинке, в Тамбовской области. Когда получили здесь квартиру, стали узнавать о репрессиях. И пытаемся воцерковляться в этом храме». Ее сестра предпочла промолчать.

В храме Новомучеников и Исповедников Российских воцерковлялся и Борис Иванович Артамонов. Пришел он в храм в 1997 году, на седьмом десятке. Сейчас ему 80, на пенсии. Инженер, занимался прикладной наукой. «Был не просто атеист, а горделивый атеист, — вспоминает он. — Это грустное мероприятие, но очень важное. Благодаря новомученикам мы, неверующие, стали верующими и даже имеем шанс спастись».

Группа

Бутовский полигон – наша Русская Голгофа.

Информация

Другое

Действия

2 127 записей Показать все записи

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕРУЮЩЕГО МУЧЕНИЧЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ТОРЖЕСТВОМ

Читать еще:  Где почитать веды? Славяно-арийские веды.

“. Святые мученики ощущали великую радость оттого, что им давалась благоприятная возможность претерпеть мучения. Показать полностью… С мученичества в духовной жизни начался аскетизм. Когда пришел к власти Константин Великий, он освободил христиан из темниц, где они (некоторые из них были изувечены) ожидали смерти. Мучения закончились. Но освобожденные очень огорчились, потому что, находясь в темницах, они ожидали своей очереди на мученичество, а теперь святой Константин Великий им все испортил. Они с радостью ожидали мученичества, а дождались свободы. И тогда – от любви к Богу и горевшего в них пламенного желания пострадать за Христа – они ушли из мира. И тем мучениям, которым подвергли бы их Диоклетиан и Максимиллиан, они в подвижничестве подвергали сами себя. Один шел и подвешивал себя за руки веревками на дереве: он молился с болью, но божественно радовался. Другой ради любви ко Христу связывал себя. «Так, – говорил, – меня связал бы Диоклетиан». И, истязая себя таким образом, они испытывали великую радость. С этого божественного безумия, с этого божественного сумасбродства начали первые и ради любви ко Христу посвятили себя подвижничеству. Потом их подвигу стали подражать другие. Так в нашу веру вошел аскетизм. А третьи, самые «сумасбродные», говорили: «Мы овцы Христовы!» – и питались только травой с земли. Это были так называемые «воски» [2]. Они настолько сильно чувствовали благодеяния Божия и собственную ничтожность, что говорили: «Я, неблагодарное животное, всю жизнь буду питаться травой». И они делали это. Их сердце взлетало от любви ко Христу. «Разве, – говорили они, – я не Христова овча? Значит, буду питаться травой». Но впоследствии это было запрещено Церковью, потому что охотники, принимая этих отшельников за диких животных, убивали многих из них.

Сегодня люди не могут понять этого, считают это безумием «Зачем питаться травой, подобно животному? – говорят они. – Какой смысл в том, чтобы таким образом виснуть на веревках и истязать свое тело?» Но помнишь, что говорит авва Исаак: «О, если бы Бог удостоил нас совершать такие бесчинства». Дай же Бог достигнуть этого духовного «бесчинства» и нам.”

Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. М.: Святая Гора, 2009

10 января отошла ко Господу Наталья Евгениевна Леонова педагог от Бога, талантливый учитель!

Человек влюблённый в детство.

Когда уходит близкий, с болью понимаешь, как много не успел ему сказать, сделать что-то вместе. Как мало времени было вместе. Показать полностью…

10 января ушла из жизни Наталия Евгеньевна Леонова. Талантливый творческий педагог, много лет работавший в школе как учитель и как режиссер. Она работала и методистом старших вожатых, вела семинары, мастер-классы, писала книги, главным в которых всегда был человек.

Она всегда находила время на каждого, кто рядом; всегда находила слова для каждого мудрые, важные.

“Ощущение, что последнее время Наталия Евгеньевна старалась с каждым из нас связаться, чтобы удостовериться, что у нас все хорошо.

Она нереальная женщина. Человек не из нашего мира будто. Ей были присущи человеческие слабости и она никогда их не скрывала, всегда была настоящей и такой открытой, такой мудрой. Она как будто смотрела/видела жизнь под другим углом. Видела то, что другие не видят. Так верила в людей всегда. Всегда! Всегда боролась за человека до конца. Всегда отдавала себя полностью. Всегда смелая и честная. Всегда бережно к людям. Всегда открыто. Человек энергия. Лампочка, которая светила, зажигала и меняла все вокруг. Как крестная фея-волшебница. Научила видеть мир иначе. Вселила уверенность в себя.” (Валентина Сунцова)

Когда уходит Учитель, кажется, что теряешь опору. Понимаешь, что он дал крылья, научил летать. Ты самостоятелен и он радуется твоим успехам. Но глубинная связь, кажется прерванной.

Эта связь поддерживала даже на дальних расстояниях.

Наталия Евгеньевна удивительно умела сопереживать, чувствовать другого человека, искренне верить в него и давать ему эту веру.

“Вечная память, Вы были мне второй матерью и наставником по жизни, чьё мнение я ценил больше своего. Вы главный волшебник в моей жизни, Вы та, кто видел в людях только хорошее и учили их видеть это в себе и окружающих, всегда верили и вселяли надежду на светлое будущее.

Без Вас этот мир стал хуже, но, благодаря Вашим делам, он на несколько сотен, а то и тысяч хороших людей стал богаче. Как Вы мне когда-то сказали: “Великий человек не тот, рядом с которым все чувствуют себя ничтожеством, а тот, рядом с которым, все чувствуют себя великими”. (Герман Скворцов)

Когда уходит Человек, ещё раз с особой острой чувствуешь его неповторимость, красоту.

Удивительный, добрый, светлый, справедливый. Она всегда мечтала о детях, и, хотя своих детей у нее не было, вокруг всегда были дети. В вожатской юности, в школе, в детских театрах, где она – талантливый режиссер, в центре постинтернатной адаптации, где поддержку, тепло радость и силы жить от нее получили взрослые дети.

Читать еще:  Как навредить врагу без вреда самому себе. Молитва или заговор как наказать обидчиков сильная

Самый главный ребенок – ребенок в ее сердце, тот который всему радуется, видит прекрасное, много смеется, дарит радость тем, кто рядом и невероятно любит жизнь!

Царствие небесное, Наталия Евгеньевна!

Отпевание новопреставленной Наталии состоится в нашем Храме 14 января в 11.00.

Бутовский расстрельный полигон (20 фото)

Бутовский полигон был организован в 1935 году как стрельбище НКВД территорией 2 км. кв. Окруженный глухим забором, он был идеальным местом казни. Кладбища Москвы не вмещали такого количества убитых, поэтому хоронили как слоеный пирог – расстреливали в линейку возле рва, упавших присыпали землей, сверху вторая партия. Рвов на территории 13 штук, не менее 300 метров каждый.

Миша Шамонин был растрелян на Бутовском полигоне в возрасте 13 лет

Самому младшему, Мише, было 13 лет. Беспризорник, который украл 2 буханки хлеба. Расстреливать можно было только с 15, поэтому дату рождения ему исправили. И расстреляли. Расстреливали и за меньшее, например, за татуировку Сталина на ноге. Иногда людей убивали целыми семьями по 5-9 человек.

“Черный ворон” – автомобиль для транспортировки заключенных

Автозаки (фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30 человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей заводили в барак, якобы для «санобработки».

Непосредственно перед расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор. Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному. Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных, увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко расстреливали меньше 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. Точные сведения есть лишь за небольшой период с августа 37 по октябрь 38. За этот период были расстреляны 20 тысяч 761 человек.

В раскопе площадью в 12 м2 специалисты обнаружили останки 149 человек

Большинство убитых жили в Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в Союз строить коммунизм

Священномученик Серафим (Чичагов)

Как, например, некий Джон из Южной Африки. Здесь лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и рабочих, до известных в прошлом людей. Бывший генерал губернатор Москвы Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских генералов, а также значительное число представителей духовенства, в первую очередь православного, — по имеющимся сейчас сведениям, больше тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание православной веры. Из них 330 прославлены в лике святых. «Понятно, что Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах упокоилось бы большее число угодников Божиих», — рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа.

Возглавляет сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер, за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем, что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться носилками — ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала 50-х годов.

На месте расстрела – клубничные грядки

Фотографии некоторых расстрелянных, взятые из их следственных дел, и данные о числе расстрелянных на полигоне Бутово по дням (с августа 1937 года по октябрь 1938 года).

В конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем указывалось, что местные советы народных депутатов и органы самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных. Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся (или не выполнялся) по-разному.

Читать еще:  Дети рожденные в декабре имена девочек. Как назвать девочку, рожденную в декабре? Варианты имен и рекомендации

В 1992 году в Москве была создана общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.

Благодаря обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие — фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с целью обнаружить места захоронения. В тот момент были еще живы несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области. Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.

Весной 94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви. Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная (Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин. Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря.

Прочитав рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о строительстве там храма-часовни. Восьмого мая 94 года на полигоне был освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным. Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви.

Сейчас здесь два храма — деревянный и каменный. «В 89-м, когда мы узнали, что дед был расстрелян (раньше считалось, что он погиб во время войны в лагере), нам и в голову не приходило, что удастся построить на его могиле храм и в нем молиться, — рассказывает о. Кирилл Каледа. – То, что это место было передано Церкви, является, несомненно, милостью Божией, которая дана нам за подвиг, совершенный новомученниками». С 2000 года на полигоне под открытым небом проходят патриаршие богослужения, на которые съезжается несколько тысяч молящихся. Это происходит в четвертую субботу по Пасхе, в день память Новомучеников, в Бутове пострадавших.

Каменный храм является одновременно и частью мемориального комплекса. Внутреннее пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули — все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей – вот в этот момент история из абстрактной становится личной. На полигоне покоится больше 20 тысяч таких личных историй.

Потомки офицеров КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют захватчиками.

Ежегодно Бутово в составе паломнических групп посещает около 10 тысяч человек. К этому можно прибавить небольшое количество единичных посетителей. В целом цифра получается весьма скромная. «Если сравнить с миллионом людей, которые ежегодно посещают одну французскую деревню, сожженную немцами, можно сделать неутешительный вывод, — считает протоиерей Кирилл Каледа. — Мы не покаялись и не осознали тот урок истории, который она по милости Божией в двадцатом столетии нам преподнесла. А урок этот был очень наглядным».

Источники:

http://pravoslavie.ru/65305.html
http://vk.com/butovo_poligon
http://fishki.net/2063848-butovskij-rasstrelnyj-poligon.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: