Богоматерь римская. Молитва лиддской нерукотворной

9 июля – Лиддская Римская икона Богородицы

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы:
ЛИДДСКАЯ НЕРУКОТВОРНАЯ (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта и
ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) с празднованием 9 июля. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе Богородицы.

Существовало два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины.
Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом.
Икона-первообраз была создана не человеческими руками. В городе Лидде, недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду».
Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в Лиддской церкви, когда апостолы и все люди увидели на одном из его столпов чудесным образом появившееся изображение Пречистой Богородицы с Младенцем на левой руке – так, как Она позже стала писаться на большинстве Своих образов. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.

Лиддская икона Божией Матери представляет собой распространенный иконографический тип Богородицы Одигитрии. Отличительная особенность этого образа в том, что десницы Спасителя и Его Матери соприкасаются, причем Богородица словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.
Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (21 июля и 4 ноября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие. » (седален 3-й песни канона).

Через триста лет, во время правления императора-иконоборца Юлиана Отступника (361–363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему христианскому миру, и в Лидду стали стекаться многочисленные верующие для поклонения нерукотворному образу Богоматери.

Существовал еще один Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян.9,32-35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя он был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией.
О двух нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).
Последние сведения о Лиддском образе, относящиеся к ее чудотворениям, восходят к XI веку. Современное местонахождение настоящей Лиддской иконы неизвестно.

В VIII веке святой Герман, будущий патриарх Констатинопольский, отправился в Палестину, чтобы посетить наиболее прославленные места Святой земли. Побывав в Иерусалиме и поклонившись гробу Господню, он прибыл затем и в Лидду. Здесь он поручил одному иконописцу сделать на доске точный список иконы, и, взяв его с собой в Царьград, всегда хранил при себе и совершал перед ним ежедневное моление.
Во времена гонений патриарх Герман был низложен как ревностный защитник икон императором Львом Исавром. В изгнании, предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и доверил ее морским волнам со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага в Рим к благочестивым христианам».
Уже на другой день икона чудесным образом достигла Рима, остановившись в устье реки Тибр. Папа Григорий II, извещенный об этом в сонном видении, отправился в сретение иконы со всем клиром и, приняв на руки шествовавшую по водам святыню, поставил в алтаре собора Святого Петра. Спустя некоторое время папа получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какой именно образ приняли итальянские берега. В скором времени чудесные исцеления привлекли к иконе множество паломников.

В 842 году, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, жители Рима были встревожены неоднократными колебаниями иконы, а во время одного из патриаршьих богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви и спустилась на воды Тибра. Это чудо изумило и устрашило римлян, принявших его за предзнаменование гнева Божия и опасавшихся, не постигнет ли и их такое же гонение от иконоборцев или других беззаконников, какое было в Константинополе, и из-за которого отплыла оттуда святая икона.
Между тем, после своего отшествия из Рима, святая икона прибыла в Царьград и пристала к гавани близ царских палат. Здесь она была обретена благочестивыми людьми и принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре, которая сначала решила, что это один из образов, утопленных во времена иконоборчества.
Вскоре после этого от благоверного царя Михаила и от святейшего патриарха Мефодия были отправлены в Рим нарочитые послы из лиц духовного и светского звания с грамотами к папе, содержавших приглашение в Константинополь на собор для рассмотрения и осуждения иконоборческой ереси. Достигнув Рима и вручив папе грамоты, посланники узнали о чуде от иконы Пресвятой Богородицы, как она, поднявшись с места, на котором стояла, отплыла из Рима. Записав все эти чудесные события, они отметили день отшествия иконы из Рима и потом, прибыв в Константинополь, рассказали обо всем слышанном. Скоро и в Константинополь прибыли особые посланники от папы, которые тотчас узнали чудотворный образ и засвидетельствовали, что он совсем недавно удалился из города.
С большой радостью о вновь обретенной царьградской святыне Константинопольский патриарх в сопровождении духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно поставил образ в храме Богородицы на площади Халкопратия. С этих пор икона Лиддской Божией Матери носит еще и наименование Римской с установлением ей особого празднования 26 июня/9 июля.

Читать еще:  О чем говорит святой павел. Послания апостола Павла

В России один из списков Лиддской (Римской) иконы Пресвятой Богородицы с клеймами, написанный в конце XVI века, пребывал в Борисоглебском монастыре (Ростовская епархия). На обороте иконы имелась длинная надпись XIX века следующего содержания: «Сия икона Божией Матери называется Лиддскою потому, что она есть список с той иконы Божией Матери, называемой Лиддскою, которая сама собою изобразилась на столпе церковном в храме, созданном святыми апостолами в г. Лидде. Еще ее называют Римскою, потому что список с чудотворной иконы Божией Матери Лиддской патриархом Германом, списанный в 715-м году, во время иконоборства 115 лет находился в Риме.

Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята.
В 1937 году Лиддская икона Божией Матери с клеймами была передана Государственной Третьяковской галерее. По документам, список находится в собрании музея, но в действительности под именем Лиддской в инвентарной книге описана другая икона – Шуйская-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Далее следы Лиддской иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно.
В 2001 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в мастерской Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры был создан список с чтимой святыни Борисо-Глебской обители в ее меру и подобие.
Он имеет также лицевое сказание о истории иконы и ее чудесах. Этот новый список, достаточно высокого художественного уровня, с сохранением древних традиций русской иконы, написанный с благоговением и молитвой, несомненно продолжает жизнь чтимой святыни Борисо-Глебской обители – Лиддской иконы Пресвятой Богородицы.
В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день – 22 февраля, когда икона была впервые принесена в обитель.
Несмотря на поругания и утраты, Богородица продолжает помогать тем, кто к ней обращается, слышит каждого, просит за каждого.

Тропарь Пресвятой Богородице, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Ин тропарь, глас 4:
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии, аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление. предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ин кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Ин кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Преславная Приснодево, Мати Христа Бога принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва
О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово!
Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Лиддская нерукотворная икона Божией Матери

Лиддская икона Божией Матери, или Римская икона Пречистой — это почитаемый Православной церковью нерукотворный образ с ликом Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса. Празднование святынь совершается по дням их обретения:

  • 12 марта (по старому стилю 25 марта) Лиддской нерукотворной на столпе икон Божией Матери;
  • 26 июня (по старому стилю 9 июля) Лиддская (Римская) икона Богородицы.

Верующим людям известно существование Нерукотворного образа Христа, который первый появился на его пути к Голгофе. Иисус, падая и поднимаясь, проходил свой последний Крестный путь. Добрая женщина, видящая его муки, подала Сыну Божьему плат, чтобы он смог вытереть кровавый пот со своего лба. Иисус взял ткань: после того как он вытер лицо, оно отпечаталось на материале. Так была создана первая икона с ликом Господа. Позже появились другие.

Удивительное появление образа Богородицы на столпе

Святые апостолы Иоанн Богослов и Петр несли свет своего учителя Христа людям. На этот раз проповеди звучали неподалеку от Иерусалима, в городе Лиде (более позднее его название Диоспол). Община из новообращенных христиан собиралась в новом, только что построенном, храме, посвященном Пречистой Деве.

Вернувшись на время в Иерусалим, апостолы обратились к Божьей Матери, вымаливая для Лиддского храма благословения, освящения, просили ее посетить новую христианскую обитель. На что Пречистая молвила любимым ученикам Иисуса, чтобы те спокойно возвращались к пастве, а Приснодева там будет. Войдя в Лиддский храм, апостолы вдруг увидели настоящее чудо – на одном из столпов, служивших опорой свода здания, появился удивительной красоты образ Царицы Небесной, причем он проявился сам по себе, без участия рук человеческих. Позднее Матерь Божия пришла во храм, она освятила его, передала дивному изображению божественную силу и благодать.

Читать еще:  Не мочь ехать во сне. Сонник: к чему снится Ехать

Особенности нерукотворной Лиддской иконы Богоматери

Изображение Пречистой Девы Марии с Младенцем Христом, восседающем на левой руке, принадлежит к иконописному типу «Одигитрия». Мария склонила голову к голове Сына Божьего. Основная черта, отличающая этот образ от других богородичных композиций, – положение рук: правая Спасителя и левая Пречистой соприкасаются между собой. Выглядит так, будто Богоматерь старается прикрыть своею кистью руку Младенца Христа.

Нерукотворная икона привлекала все больше людей к христианскому храму, которые желали воочию увидеть чудесный Лиддский образ. А увидев однажды, в их сердцах рождалась и росла вера Господу Иисусу Христу, желание следовать очерченным им путем.

Иконоборчество против нерукотворного образа

Спустя почти триста лет во время властвования Юлиана Отступника (с 361 по 363 год), убежденного язычника, противника христианства, икона Божией Матери Лиддская вновь явила чудо. Правитель послал в храм Матери Божией каменотесов, наказав им уничтожить нерукотворную икону. Мастера старались выполнить задание – стесать святое изображение, но оно не исчезло. Казалось, что образ Богородицы уходит вглубь каменного столпа.

Известие о чудесной силе иконы быстро распространялось среди христиан Палестины, они шли со всех концов страны, чтобы поклониться святому образу Царицы Небесной. С обретенного лика изготовили копию, которую отвезли в Рим. Эта икона проявила силу, стала чудотворной.

Нерукотворный Лиддский образ Богородицы в церкви Энея

Есть свидетельства, что христиане владели еще одним Лиддским нерукотворным образом Матери Христа. Изображение видели в Лиддской церкви, созданной неким Энеем, человеком, которого исцелил от болезни сам святой апостол Петр. Христианское здание храма хотели забрать себе язычники и иудеи. Чтобы разрешить спор, правитель принял решение закрыть помещение на трое суток, ожидая какого-то знамения, которое подскажет правильный вердикт. Открыв храм спустя оговоренное время, участники конфликта увидели нерукотворное изображение Царицы Небесной.

Появление и существование двух Лиддских икон было подтверждено тремя восточными Патриархами: Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским. О них упоминалось письмом к Феофилу, императору-иконоборцу (829-842 годы). Информация об упомянутом письме встречается в историческом трактате о нерукотворном образе Иисуса Христа города Едесса. Его авторство принадлежит императору Константину Багрянородному (912-959 годы).

Чудеса Лиддских образов

Сегодня не известна точная судьба и нахождение первообретенного Лиддского нерукотворного изображения Богоматери. Последние свидетельства о нем, повествуют о многочисленных чудесах, творимых в XI веке.

Высоко ценил чудесную богородичную икону святой Герман (будущий Константинопольский патриарх), живший в VIII веке. Он направился к Палестине с желанием повидать все святые прославленные места. Придя в Иерусалим, Герман поклонился гробу Иисуса Христа, затем направился к святым местам Лидды. Находясь под сильным впечатлением от увиденного, будущий патриарх заказал у местного иконописца написать на доске точную копию нерукотворной иконы. С благоговением паломник взял ее с собой в Константинополь. А после всегда держал образ при себе и ежедневно перед ним молился.

С восхождением на престол императора-богоборца Льва Исавра Герман стал подвергаться гонениям. Находясь в нужде и изгнании, владыка понимал, что приближается его кончина. Он написал послание Папе Римскому Григорию, поместил его в образ и опустил на волю волн, говоря, чтобы Владычица (икона) уходила сейчас же не от Ирода в Египет, а от врага с именем зверя в Рим, «к благочестивым христианам». На следующий день образ остановился в устье Тибра, достигнув Рима. Папе Григорию II было видение во сне, известившее о появлении образа. Он отправился навстречу со всеми служителями храма, принял шествовавшую по воде святыню, а затем установил ее в алтарь собора Св. Петра. Скоро множество паломников устремились к новой римской иконе за исцелениями.

После восстановления почитания святых образов (842 год) римляне обратили внимание на повторяющиеся колебания Лиддской иконы. И вдруг во время церковной службы она поднялась и, шествуя над головами прихожан, вышла из храма и снизошла на воды реки Тибр. Римляне испугались, что образ покинул их в знак гнева Всевышнего. Икона тем временем приплыла к Царьграду, остановилась недалеко от царских палат, в гавани. Благочестивые люди взяли ее и доставили императору Михаилу и царице Феодоре, его матери. Вновь обретенную святыню император, патриарх, свита поместили в храме Богородицы (площадь Халкопратия). Так Лиддская икона Богородицы получила название Римской.

Списки Лиддской нерукотворной иконы в России

Один из изводов Лиддского образа Пресвятой Богородицы до переворота 1918 года хранился в Борисоглебском мужском монастыре (Ростовской епархии). Это почти 18 км от Ростова Великого. 1588 года ее принес в обитель старец Валаам, который был строителем храма. Копия содержит надпись о том, что это список иконы, которая самостоятельно изобразилась на церковном столпе в храме, построенном апостолами Христа.

В сложные годы лихолетия над святой нерукотворной реликвией Борисоглебского монастыря надругались, сняв с нее драгоценное покрытие – ризу. Немного позже и сам монастырь закрыли, а икону забрали. Дальше следы ценного списка теряются. Лиддский образ передали (1937 год) Государственной Третьяковской галерее, но только согласно документации. На самом деле здесь находится и описана совсем иная икона.

Создание нового списка Лиддской иконы Пресвятой Девы Марии состоялось в мастерской школы иконописи при Троице-Сергиевой Лавре (2001 год) по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Михея. Размеры, композиция и цвета извода полностью совпадают с первообретенной Лиддской нерукотворной иконой. Несмотря на поругания и утраты, Богородица продолжает помогать тем, кто к ней обращается, слышит каждого, просит за каждого.

Икона Богородицы Лиддская (Римская)

Празднование:

История

Про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность св. апо­сто­лов Пет­ра и Иоан­на Бо­го­сло­ва, до их от­ше­ствия на про­по­ведь Еван­ге­лия вне пре­де­лов Па­ле­сти­ны, со­сре­до­то­чи­ва­лась глав­ным об­ра­зом в го­ро­дах, близ­ких к Иеру­са­ли­му. Меж­ду про­чим они по­се­ти­ли и го­род Лид­ду, на­зван­ный впо­след­ствии Ди­оспо­лем. Там они мно­гих об­ра­ти­ли ко Хри­сту и воз­двиг­ли храм во имя Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри. В то вре­мя го­не­ние на хри­сти­ан, по­сле уби­е­ния св. ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на, на вре­мя пре­кра­ти­лось. Ти­ве­рий ке­сарь, слы­шав­ший мно­гое о Хри­сте, да­же за­пре­тил пре­сле­до­вать хри­сти­ан, о чем и упо­ми­на­ет­ся в кни­ге Де­я­ний: «Церк­ви же по всей Иудеи, и Га­ли­леи, и Са­ма­рии име­я­ху мир, и бя­ше той мир до кон­чи­ны Ти­ве­ри­е­вы» (Деян.9:31).

Читать еще:  Доказательство существования души и жизни после смерти. Доказательства существования жизни после смерти от известных экспертов

Устро­ив об­ще­ство но­вых хри­сти­ан в Лид­де, апо­сто­лы вер­ну­лись в Иеру­са­лим и умо­ля­ли Бо­го­ма­терь прид­ти в Лид­ду, по­смот­реть храм и бла­го­сло­вить его. Де­ва Ма­рия на это от­ве­ча­ла им:

— Иди­те с ра­до­стию: Я бу­ду там с ва­ми.

Апо­сто­лы вер­ну­лись в Лиддский храм и в нем на од­ном из стол­пов его уви­де­ли изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри, сде­лан­ное не че­ло­ве­че­ски­ми ру­ка­ми. Лик Ее и одеж­ды бы­ли изо­бра­же­ны со­вер­шен­но сход­но с дей­стви­тель­но­стью.

В IV ве­ке рим­ский им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник, воз­двиг­ший го­не­ния на цер­ковь Хри­сто­ву, по­слал в Лид­ду сво­е­го срод­ни­ка для уни­что­же­ния неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри. Ка­ме­но­сеч­цы раз­лич­ны­ми ору­ди­я­ми пы­та­лись сте­сать и вы­ру­бить это изо­бра­же­ние, но крас­ки лишь глуб­же вре­зы­ва­лись внутрь стол­ба. Это при­ну­ди­ло их оста­вить свою без­успеш­ную ра­бо­ту.

Весть об этом чу­де и о дру­гих бес­чис­лен­ных зна­ме­ни­ях от ико­ны быст­ро рас­про­стра­ни­лась по всем кон­цам все­лен­ной, и ото­всю­ду в Лид­ду ста­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие для по­кло­не­ния неру­ко­тво­рен­но­му об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри.

В VIII ве­ке Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Гер­ман (714–730 гг.), преж­де чем при­нять пат­ри­ар­ше­ство, при­был в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние Гро­бу Гос­под­ню и, по­се­тив Лид­ду, при­ка­зал снять спи­сок с неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри на дос­ке. Этот спи­сок он при­вез в Кон­стан­ти­но­поль и хра­нил его, как дра­го­цен­ную свя­ты­ню, мо­лясь пред ним еже­днев­но. Ко­гда вспых­ну­ла ересь ико­но­бор­че­ская, пат­ри­арх Гер­ман был низ­ло­жен со сво­ей ка­фед­ры и с бес­че­сти­ем из­гнан из хра­ма ере­ти­ка­ми за свою рев­ност­ную за­щи­ту ико­но­по­чи­та­ния.

Рас­ска­зы­ва­ют, что во вре­мя сво­е­го из­гна­ния пат­ри­арх по­чув­ство­вал свою ско­рую кон­чи­ну. Он, на­пи­сав пись­мо к па­пе Рим­ско­му Гри­го­рию и вло­жив его в дос­ку ико­ны, пу­стил са­мую ико­ну в мо­ре и со мно­ги­ми сле­за­ми вос­клик­нул:

— Гря­ди, Вла­ды­чи­це, и спа­сай­ся ныне не от Иро­да в Еги­пет, но от зве­ро­име­ни­то­го вра­га (ра­зу­ме­ет­ся Гре­че­ский им­пе­ра­тор ико­но­бо­рец Лев Ис­ав­ря­нин) в Рим к бла­го­че­сти­вым, дабы там укрыть­ся с Пред­веч­ным Мла­ден­цем от мер­зост­ных рук ико­но­бор­че­ских; прейди сие мо­ре ве­ли­кое и про­стран­ное пла­ва­ни­ем без­бед­ным.

На дру­гой день ико­на чу­дес­ным об­ра­зом до­стиг­ла Ри­ма. Па­па св. Гри­го­рий II (715–731 гг.) в ту же ночь был свы­ше из­ве­щен о ее при­бы­тии. На утро он вы­шел вме­сте с ду­хо­вен­ством сво­им на бе­рег мо­ря и уви­дел ико­ну Бо­го­ма­те­ри сто­я­щей на во­де при устье ре­ки Тиб­ра. Ико­на неви­ди­мой си­лой бы­ла под­ня­та и опу­ще­на на про­стер­тые ру­ки па­пы. С ве­ли­кой ра­до­стью св. Гри­го­рий по­нес об­раз в го­род, раз­мыш­ляя и удив­ля­ясь чуд­ным де­лам Бо­жи­им. Но он был еще бо­лее удив­лен, ко­гда на­шел пись­мо св. Гер­ма­на и из него узнал, что ико­на пу­ще­на на во­ду толь­ко на­ка­нуне. Ико­на тор­же­ствен­но бы­ла вне­се­на в цер­ковь св. Пет­ра и по­став­ле­на внут­ри ал­та­ря. Здесь Вла­ды­чи­ца по­да­ва­ла через Свой об­раз нема­ло чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

Через сто с лиш­ком лет на Во­сто­ке бы­ло вос­ста­нов­ле­но ико­но­по­чи­та­ние и ересь бы­ла при им­пе­ра­то­ре Ми­ха­и­ле (842–867 гг.) окон­ча­тель­но по­беж­де­на. В это вре­мя жи­те­ли Ри­ма бы­ли встре­во­же­ны и удив­ле­ны неод­но­крат­ны­ми ко­ле­ба­ни­я­ми ико­ны Бо­го­ма­те­ри. Во вре­мя од­но­го слу­же­ния па­пы Сер­гия (844–847 гг.) ико­на осо­бен­но силь­но за­ко­ле­ба­лась. По­том на ви­ду всех она сня­лась с сво­е­го ме­ста и над го­ло­ва­ми ве­ру­ю­щих вы­шла из церк­ви. На­род во гла­ве с па­пой со скор­бью про­во­дил свя­тую ико­ну. Меж­ду тем, чу­до­твор­ный об­раз спу­стил­ся на во­ды ре­ки Тиб­ра и по­плыл по мо­рю. То­гда па­па Сер­гий со сле­за­ми возо­пил:

— Увы нам, о Ца­ри­ца и Гос­по­жа! Ку­да от­хо­дишь Ты от нас! Бо­им­ся, как бы и нас не по­стиг­ла ико­но­бор­че­ская ересь, по при­чине ко­то­рой Ты уда­ли­лась из Кон­стан­ти­но­по­ля; и не по­се­му ли са­мо­му Ты уда­ля­ешь­ся из Ри­ма? О, Все­мо­гу­щая, до­ко­ле не укро­тишь ере­ти­че­ской бу­ри, воз­му­ща­ю­щей цер­ковь Хри­сто­ву?

Дол­го рим­ляне смот­ре­ли вслед за уда­ля­ю­ще­ю­ся ико­ной и разо­шлись толь­ко то­гда, ко­гда она со­вер­шен­но скры­лась с глаз. Па­па Сер­гий при­ка­зал за­пи­сать это чу­до.

Св. ико­на вско­ре при­бы­ла в Ца­рь­град и оста­но­ви­лась у при­ста­ни про­тив цар­ских па­лат. Там взя­ли ее и при­нес­ли к ца­ри­це Фе­о­до­ре. У всех бы­ла мысль, что это од­на из тех икон, ко­то­рые бы­ли бро­ше­ны ико­но­бор­ца­ми в мо­ре с при­вя­зан­ны­ми к ним кам­ня­ми. При­вя­зан­ный ка­мень, оче­вид­но, ото­рвал­ся, и ико­на всплы­ла на­верх.

Меж­ду тем, им­пе­ра­тор Ми­ха­ил и пат­ри­арх Ме­фо­дий (842–846 гг.) от­пра­ви­ли в Рим по­слов с из­ве­сти­ем о со­сто­яв­шем­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле по­мест­ном со­бо­ре, вос­ста­но­вив­шем ико­но­по­чи­та­ние. Вер­нув­ши­е­ся из Ри­ма по­слы рас­ска­за­ли им­пе­ра­то­ру и пат­ри­ар­ху о чу­дес­ном уда­ле­нии ико­ны Бо­го­ма­те­ри из рим­ско­го хра­ма свя­то­го Пет­ра. То­гда вспом­ни­ли о недав­но об­ре­тен­ной у цар­ских па­лат иконе, и у всех неволь­но воз­ник во­прос: из Ри­ма ли она при­плы­ла? Этот важ­ный для ве­ру­ю­щих во­прос был раз­ре­шен рим­ски­ми по­сла­ми, при­быв­ши­ми от па­пы к им­пе­ра­то­ру и пат­ри­ар­ху в Кон­стан­ти­но­поль. Ко­гда им по­ка­за­ли эту ико­ну, они тот­час же не ко­леб­лясь за­яви­ли, что это имен­но и есть тот са­мый об­раз Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рый не так дав­но чу­дес­ным об­ра­зом уда­лил­ся из Ри­ма.

То­гда пат­ри­арх во гла­ве с сво­им ду­хо­вен­ством и в со­про­вож­де­нии им­пе­ра­то­ра и его са­нов­ни­ков тор­же­ствен­но пе­ре­нес об­раз Вла­ды­чи­цы из цар­ских па­лат на пло­щадь Хал­ко­пра­тию и там по­ста­вил в хра­ме Бо­го­ро­ди­цы.

С это­го вре­ме­ни этот чу­до­твор­ный об­раз стал на­зы­вать­ся Рим­ским, и ему уста­нов­ле­но бы­ло празд­но­ва­ние 26 июня, то­гда как Лиддской иконе Бо­го­ма­те­ри празд­но­ва­ли 12 мар­та.

Пре­да­ние го­во­рит, что в Лид­де был еще и дру­гой неру­ко­тво­рен­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри. На­хо­дил­ся там он в хра­ме, ко­то­рый был воз­двиг­нут Эне­ем, по­лу­чив­шим ис­це­ле­ние от ап. Пет­ра (Деян.9:32-35). Ко­гда иудеи и языч­ни­ки хо­те­ли от­нять этот храм у хри­сти­ан, он по при­ка­за­нию пра­ви­те­ля был за­перт на три дня, чтобы яви­лось зна­ме­ние для раз­ре­ше­ния спо­ра. Через три дня храм от­кры­ли и уви­де­ли в нем неру­ко­тво­рен­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри.

Источники:

http://www.stihi.ru/2019/03/25/4859
http://obikonah.ru/liddskaja-nerukotvornaja-ikona-bozhiej-materi.html
http://azbyka.ru/days/ikona-liddskaja-rimskaja

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: