Бог дал, бог и взял. Бог дал, бог взял
Обсуждения
*БИБЛИЯ* ВЕТХИЙ ЗАВЕТ* БОГ ДАЛ,БОГ ВЗЯЛ.Каждый из нас когда то ИОВ.
17 сообщений
“Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла” – так начинается “Книга Иова”. Иов, живший на Востоке не менее двух с половиной тысячелетий назад, был не просто праведным: Божье благоволение видимым образом простиралось над ним. У Иова было три дочери и семеро сыновей, его дом и дома его детей славились изобилием, в Библии подробно перечисляется скот, которым он владел. Все это делало Иова в глазах соплеменников человеком не просто уважаемым, но и “знаменитее всех сынов Востока”.
“И был день, – продолжает свой рассказ Библия, – когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана”. Так действие “Книги Иова” переносится из восточной земли Уц, где жил праведник, в другой план бытия – на небо, туда, где и решаются судьбы людей. И тут, на небе, сатана, оправдывая свое имя – а в переводе с древнееврейского оно означает “противник, враг”, затевает с Господом спор. Сатана спрашивает Господа: “Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?” Клеветник по своей природе, сатана намекает на то, что в отношениях Иова к Богу есть “договорной момент”: Иов праведен только потому, что Господь благоволит к нему – как будто милость Божью можно купить! И в ответ на эту, по сути очень дерзкую клевету не столько на Иова, сколько на Самого Бога, Господь отвечает сатане так: “Вот все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей”. Господь как бы снимает с Иова Свой покров, позволяя врагу рода человеческого действовать, но указывает сатане границы: “Только его самого не трогай!” В этом диалоге очень важно уяснить следующий момент – ничто не случается без воли Господа, без Его попущения.
То, что происходит дальше, страшно. Один за другим к Иову приходят гонцы с пугающими новостями. Не успевает первый возвестить, что на его стада напали кочевники, похитили животных, а пастухов “поразили острием меча”, как в дверях уже следующий – с рассказом про молнию, которая погубила оставшийся скот. “Еще этот только говорил”, как входит новый – с вестью о том, что, когда сыновья и дочери ели и пили вино в доме брата своего, большой ветер из пустыни налетел на дом, и “дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе”.
Бог дал – Бог взял
И встал Иов. И “разодрал верхнюю одежду свою”, и “остриг голову свою и пал на землю”. И произнес слова, до которых в минуту горя может возвыситься только действительно верующий человек: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!”
Так заканчивается первая глава “Книги Иова”. Казалось бы, сатана посрамлен, теперь он оставит праведника в покое – но не тут-то было. Вторая глава начинается диалогом Господа с противником рода человеческого. “И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него” – на Востоке того времени была принята меновая торговля, и слова “кожу за кожу” означают “равное за равное”. Сатана намекает на то, что Иов боится потерять жизнь, и только поэтому смиряется перед Богом, только поэтому не ропщет. И сатана снова подстрекает Господа: “Простри руку Твою и коснись кости Иова и плоти его, – благословит ли он Тебя?”. “И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги”. Это ограничение, которое Господь ставит сатане: “тол
“только душу его сбереги” – принципиально важно. Смотрите, Бог считает возможным попустить врагу коснуться имущества Иова, даже жизней его близких, потом Господь как бы отнимает свой покров и со здоровья праведника, но вот его душа – это то, куда допускать врага рода человеческого нельзя ни в коем случае! Подумайте, как часто мы сами, добровольно, именно душу опрометчиво отдаем в руки дьявола.
В этот раз прикосновение сатаны обернулось для Иова страшной болезнью – проказою, Иов начинает заживо гнить – “от подошвы ноги его по самое темя”.
Жестоко страдающий, Иов по обычаю того времени уходит прочь из селения – презираемый всеми. “И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри”. Скорее всего, жена, видя невыносимые страдания Иова, посчитала, что смерть, которая ждет каждого, кто “похулит” Бога, лучше, чем продолжающиеся мучения. Но что отвечает Иов? ” Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?”
Тяжесть физических страданий бедного Иова, как это часто бывает, усугубляется страданиями нравственными. К праведнику приходят друзья: сначала они молчат, потрясенные увиденным, а потом начинают вслух высказывать свои версии причин произошедшего. “Возможно, Иов не так уж и праведен, раз Господь покарал его.
Наверняка он грешил – причем грешил скрытно, так, что даже мы, друзья, об этом не знали, но Господь все видит, и вот результат. ” Эти рассуждения достаточно логичны, если считать, что страдания – это наказание за грехи. И как в каждом из нас живет Иов, точно так же мы часто в своих раздумьях о причинах зла уподобляемся уже друзьям Иова.
Но Иов непоколебим: он твердо знает, что ни в чем не виноват перед Господом. Именно это ощущение несправедливости происходящего, больше, чем его собственные страдания, гнетет его. Он скорбит, видя торжество зла в этом мире: “Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои. ” – упрекает он Господа. Иову горько сознавать, что Господь далек, что Он чужд ему, что небеса молчат, когда смертные взывают к ним: “О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня. Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его”, – вырываются из сердца Иова горькие слова. И тогда Господь Сам является Иову – отчаявшемуся и взыскующему Бога.
Странное дело: в “Книге Иова” нет логического, рационального объяснения смысла страданий, но Иову, узревшему Господа воочию, оно уже и не нужно. Страдающий и призывающий в своем страдании Бога, он встречает Его и познает главное – то, что он не одинок в этом холодном мире. Это самые высокие моменты в жизни человека – моменты осознания близости к Нему. Тайна страдания в том, что, взыскуя Господа, мы обретаем Его. Потому что Господь не чужд человеку, потому что Сын Божий также страдал – распятый за всех нас.
Бог дал. Бог взял
Бог дал. Бог взял
Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Иова) сказано об испытаниях, которые послал ему Бог, — погибло все имущество Иова, его дом, и его дети (гл. 1, ст. 19): «И вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли. » Иов сказал на это (гл. 1, ст. 21): «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
Все испытания, посланные Богом, Иов снес безропотно, не теряя веры.
Иносказательно:
1. Выражение безропотного смирения при большой потере.
2. Слова утешения при утрате того, что было получено без собственных усилий, дано как бы свыше, и так же, «божьим промыслом», отнято.
Выражение «страдания Иова» также стало крылатым, означая всякого рода беды, обрушившиеся на невинного человека Иова многострадального.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое “Бог дал. Бог взял” в других словарях:
Бог — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… … Толковый словарь Дмитриева
Бог — [бох], а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. [с прописной буквы] только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец,… … Энциклопедический словарь
бог дал, Бог и взял — (иноск.) о покорности Св. Промыслу Ср. У меня умрет сын, отец, жена, сгорит дом, пропадет именье, я обнищаю и у меня, вслед за бедою, родится смирение: Бог дал, Бог взял, говорю я. поплачу. погрущу. и приступаю вновь к смиренной жизни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Бог — (бох) а, зват.; бо/же; мн., бо/ги, бого/в; м. см. тж. бог в помощь, бог мой!, бог с тобой, дай бог, не дай бог … Словарь многих выражений
БОГ — (от общеарийского баха благо, одарение, наделение) Абсолютная Личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных я и свободное от всех недостатков. Б. это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо,… … Современный философский словарь
БОГ — благословил кого чем. Народн. У кого л. всё благополучно складывается в какой то области, сфере жизни. ДП, 36. Бог [в, на] помочь (помощь)! кому. Разг. Устар.; Башк., Пск. Приветствие работающим, пожелание успеха в работе. ФСРЯ, 39; СРГБ 1, 47,… … Большой словарь русских поговорок
Бог дал, Бог и взял. — Бог отымет, Бог и подаст. Бог дал, Бог и взял. См. БОГ ВЕРА Бог дал, Бог и взял. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Бог отымет, Бог и подаст. — Бог отымет, Бог и подаст. Бог дал, Бог и взял. См. БОГ ВЕРА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
БОГ – ВЕРА — Жить Богу служить. Кто велик, яко Бог наш (Владимир Мономах). Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава). Велико имя господне на земли. В мале Бог, и в велике Бог. Разумейте, языцы, яко с нами Бог. Сильна Божья рука. Божья рука владыка. Бог не … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Бог дал, Бог и взял
Бог дал, Бог и взял – русская пословица, означающая: 1) Что-либо пропало (обосновывая эту пропажу) 2) Про смерть человека.
Бог дал, Бог и взял.
Источник пословицы в Библии. В книге Иова (Ветхий Завет) рассказывается об испытаниях, которые послал Бог Иову – погибло все его имущество, дом, дети (гл. 1, ст. 19): «И вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли. ».
На это Иов сказал (гл. 1, ст. 21): «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!».
Примеры
Илья Ильф (1897 – 1937) и Евгений Петров (1903 – 1942)
“Золотой телёнок” (1931 г.), ч. 2 гл. 25: “Бросьте, Адам, – сказал великий комбинатор, – я знаю все, что вы намерены сделать. После псалма вы скажете “бог дал, бог и взял“, потом “все под богом ходим”, потом еще что-нибудь лишенное смысла, вроде “ему теперь все-таки лучше, чем нам”. Всего этого не нужно, Адам Казимирович. Перед нами простая задача – тело должно быть предано земле.”
“Двенадцать стульев” (1927 г.), ч. 1 гл. 2: “Посреди Старопанской площади, у бюстика поэта Жуковского с высеченной на цоколе надписью: “Поэзия есть бог в святых мечтах земли”, велись оживленные разговоры, вызванные известием о тяжелой болезни Клавдии Ивановны. Общее мнение собравшихся горожан сводилось к тому, что “все там будем” и что “бог дал, бог и взял“.”
Клычков Сергей Антонович (1889 – 1937)
“Князь мира” (1928 г.) – “Решили всем миром вскормить младенца, отхаживая по череду. Помрет – бог дал, бог и взял, а выходится, так будет для мира пастух безданный и бесплатежный, пока не вытянется к казенному сроку, когда по жеребьевке поставить парня заместо чьего-нибудь природного сына в солдаты…”
Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)
“Безотцовщина” (1878 г.), д. 4 явл. 3: Анна Петровна говорит про свое имение, которое у нее выкупили на торгах:
“Тю-тю именье! Как тебе это нравится? Сплыло. Бог дал, бог и взял. Вот тебе и хваленый коммерческий фокус! А все потому, что Глагольеву поверили. Обещался купить имение, а на торгах не был. “
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)
“Крейцерова соната” (1890 г.), XVI: “Ведь если бы она была совсем животное, она так бы не мучалась; если же бы она была совсем человек, то у ней была бы вера в бога, и она бы говорила и думала, как говорят верующие бабы: «Бог дал, бог и взял, от бога не уйдешь». “
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)
“Деревенский пожар” (1886 г.), батюшка утешает мужиков, чьи дома сгорели при пожаре:
“Пришел сельский батюшка и, похаживая между мужиками, утешал их.
— Кто дал? — бог! — говорил он. — Кто взял? — бог! Неужто ж он не знает?”
Лесков Николай Семёнович (1831 – 1895)
“Отборное зерно. Краткая трилогия в просонке” (1884 г.): “Барка потонула, а хозяин только покорностью взял: перекрестился, вздохнул да молвил: «Бог дал, бог и взял – буди его святая воля».”
Источники:
http://vk.com/topic-4938_22794739
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/204/%D0%91%D0%BE%D0%B3
http://dslov.ru/pos/p494.htm