Биография отца кирилла гундяева. Хронологический список патриархов русской православной церкви
Патриарх Кирилл, биография, новости, фото
Имя: Патриарх Кирилл (Patriarh Kirill)
Настоящее имя: Владимир Гундяев
Отчество: Михайлович
День рождения: 20 ноября 1946 (73 года)
Место рождения: Ленинград
Рост: 178 см
Вес: 92 кг
Знак Зодиака: Скорпион (характеристика)
Восточный гороскоп: Собака
Карьера: Религиозные деятели
Фото: Патриарх Кирилл
Биография Патриарха Кирилла
Детство и семья
Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года в религиозной, несмотря на царившие в те годы антицерковные настроения, семье.
Его дед Василий Степанович (1879 г.р.), уроженец Лукояновского уезда, был машинистом по образованию, сам начал изучать богословскую литературу. В 1922 году оказался в Соловках по доносу обновленцев (религиозное течение, вставшее в оппозицию православной церкви после революции и какое-то время поддерживавшееся большевиками), противником которых он являлся. Но и в лагере Василий не отказался от своей веры, проводил тайные богослужения, за что однажды месяц провел в штрафном изоляторе. В ссылке христианин пробыл до 1955 года.
Его жена, Раиса Владимировна Кучина (1909 г.р.), преподавала немецкий язык в школе. Также будучи религиозным человеком, она с удовольствием пела в церковном хоре, где и познакомилась с будущим мужем.
Вместе с женой Михаил три года провел на Колыме, затем вернулся в Ленинград, работал на заводе. В 1940 году на свет появился первенец Николай. В военные годы Михаил помогал укреплять город во время осады, в 1943 ушел на фронт. После победы семья стала жить в городе, оправлявшемся от блокады, вскоре родился их второй сын Владимир. В это время государство стало налаживать диалог с церковью, а потому Гундяев, рискуя потерять высокое положение в обществе, все же попросил о рукоположении. В 1947 году Михаил был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери.
На становление взглядов Владимира сильно повлиял дед, вернувшийся домой в середине 50-х. Он рассказал внуку, что даже во время самых суровых лагерных испытаний, уносивших жизни большинства людей, он никогда не испытывал страха. «Для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия», – позже вспоминал патриарх.
Каждый школьный день был для Владимира испытанием. Противник коммунистического режима, он не стал ни пионером, ни комсомольцем. Когда директор школы убеждал Гундяева надеть пионерский галстук, тот ответил: «Хорошо. Если вы не против, что я буду в красном галстуке ходить в церковь. Потому что я буду». Постоянные педсоветы и выволочки у директора не мешали Вове хорошо учиться. Душа будущего патриарха лежала к физике и другим точным дисциплинам.
Образование
Религиозная деятельность
Общественная деятельность
Патриаршество
Скандалы
Также митрополита Кирилла обвиняли в связях с КГБ. В 2003 году президент Владимир Путин получил письмо, в котором прямо говорилось о том, что Кирилл является агентом КГБ. Автором письма выступил священник Московской хельсинкской группы, однако его действия, расцененные обществом как провокация, не принесли никаких результатов.
В 2010 году вокруг имени патриарха разгорелся новый скандал. Соратница Кирилла Лидия Леонова обнаружила в его квартире толстый слой пыли. Прибывшая комиссия постановила, что вещество попало из квартиры снизу – ее владелец, академик и священнослужитель УПЦ МП Юрий Шевченко делал ремонт. Экспертиза показала, что в пыли содержатся канцерогенные вещества. Нанесенный имуществу ущерб составил более 20 млн. рублей, которые Лидия Леонова в результате отсудила у Шевченко.
Однако прессу заинтересовал не столько нанесенный имуществу патриарха ущерб, сколько статус Лидии Леоновой, видимо, проживавшей в квартире Владимира Гундяева. Позже в эфире радиопередачи Владимира Соловьева владелец недвижимости пояснил, что квартира была подарена ему заместителем Юрия Лужкова по указу Бориса Ельцина, при этом сам патриарх «не прожил в ней и недели», а передал ее в пользование троюродной сестре – Лидии Леоновой.
В 2012 году на сайте РПЦ была выложена фотография патриарха с дорогими часами Breguet на запястье. Позже часы исчезли с фотографии, однако остались в отражении на столе. В пресс-службе РПЦ этот инцидент назвали «нелепой ошибкой фоторедактора». Вскоре на сайт вернулась оригинальная версия фотографии – с часами.
КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ)
В миру Гундяев Владимир Михайлович, родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье главного механика военного завода. Его отец – Михаил Гундяев, мать Раиса Владимировна Гундяева (в девичестве Кучина) (7 ноября 1909 – 2 ноября 1984) преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, дед – Василий Гундяев, по профессии механик-железнодорожник, репрессирован, с сер. 50-х – священник, старший брат – протоиерей Николай Гундяев, младшая сестра – Елена, православный педагог (проректор по культуре СПб духовной академии).
Благочестивые родители примером своей жизни и преданности Церкви воспитали в своем сыне желание послужить Церкви Божией в священном сане.
В 1964 году окончил среднюю школу и в 1965 году поступил в 1-й класс Ленинградской духовной семинарии, полный курс которой закончил в 1967 году. В том же году поступил на первый курс Ленинградской духовной академии.
Монашество, священство
3 апреля 1969 года пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым).
В июне 1970 года ему была присуждена степень кандидата богословия. После защиты диссертации был оставлен при академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДА.
30 августа 1970 года назначен личным секретарём митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Совмещая деятельность преподавателя академии и секретаря митрополита, о. Кирилл продолжает много времени уделять участию во внешней деятельности Московского Патриархата.
12 сентября 1971 года возведён в сан архимандрита.
26 декабря 1974 года назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, освободив от должности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве и настоятеля ставропигиального прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве.
7 июня 1975 года назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии.
В декабре того же года избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ.
3 марта 1976 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии.
Епископ Выборгский
18 ноября 1976 года назначен заместителем Патриаршего Экзарха Западной Европы.
12 октября 1978 года освобождён от должности заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы, поручено окормление Патриарших приходов в Финляндии до 1984 года.
16 ноября 1979 года назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.
23 декабря 1980 года назначен членом Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси.
На Смоленской кафедре
26 декабря 1984 года назначен архиепископом Смоленским и Вяземским с освобождением от обязанностей ректора ЛДАиС.
10-11 апреля 1989 года его титул был изменен на “Смоленский и Калининградский”.
13 ноября 1989 года назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода по должности.
С 19-20 февраля 1990 года временно управлял Корсунской (до 27 октября 1990 года), и Гаагской (до 30 августа 1991 года) епархиями.
20 марта того же года назначен председателем новообразованной комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности,
20 июля 1990 года поручено архипастырское окормление Патриарших приходов Финляндии.
27 октября того же года назначен председателем новообразованной Синодальной комиссии по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ в связи с новым законодательством СССР о свободе совести и религиозных организациях.
6 июня 1995 года назначен председателем новообразованной Синодальной рабочей группы для выработки проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.
21 марта 1996 года освобождён от управления венгерскими православными приходами в Венгрии согласно поданному рапорту.
25 декабря 1997 года поручено архипастырское окормление Свято-Троицкого православного прихода в Улан-Баторе (Монголия).
29 декабря 1998 года поручено архипастырское окормление новообразованного прихода РПЦ в Швейцарии с храмом святого мученика Маврикия в городе Пайерн и с приписным храмом Святой Троицы в деревне Домпьер.
С 31 марта по 6 октября 1999 года снова временно управлял Корсунской епархией.
6 декабря 2008 года после смерти патриарха Алексия II на заседании Священного Синода тайным голосованием был избран местоблюстителем Московского патриаршего престола.
Патриарх Московский и всея Руси
До 31 марта того же года управлял Смоленской епархией, а с 31 марта стал временно управляющим новообразованной Калининградской епархией, которой управлял до 21 октября 2016 года.
С 21 октября 2016 года стал временно управляющим новообразованной Калининградской митрополией [1].
Почётный член Санкт-Петербургской духовной академии, доктор “гонорис кауза” Реформатской богословской академии в Будапеште. Имеет высокие награды Русской Православной Церкви и многих Поместных Православнх Церквей. В августе 1993 года митрополиту Кириллу была вручена международная Ловийская премия мира, присужденная Общественным Комитетом “Мирный форум Ловииса”, возглавляемый госпожей Теллерво Койвисто, супругой Президента Финляндии. Этой премией раз в три года награждается миротворческий деятель, внесший особо значимый вклад в это насущное для семьи народов служение.
Экуменическая и общественная деятельность
Уже в студенческие годы активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.
В марте-апреле 1968 года он – участник III Всехристианского Мирного конгресса в Праге; в июле того же года – IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Упсале; в ежегодных заседаниях Центрального комитета ВСЦ в качестве молодого советника, а также в заседаниях молодежной комиссии ХМК, как ее вице-председатель.
В 1971 году представлял духовные школы Русской Православной Церкви на Генеральной Ассамблее всемирной православной молодежной организации “Синдесмос”, где был избран членом исполкома этой организации.
19 октября того же года назначен исполняющим обязанности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
В 1972 году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае.
13 февраля 1973 года утверждён в должности представителя Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
9 сентября 1976 года утверждён постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ.
21 по 28 ноября того же года участвовал на I Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези.
С 27 по 29 марта 1979 года участвовал в Консультации “Ответственность Церквей СССР и США за разоружение”.
С 28 по 31 января 1980 года присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ.
29 мая 1980 года участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии на о. Патмос и Родос.
14-22 августа 1980 года – участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа – член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева).
С 16 по 26 августа 1981 года – участник 33-го заседания Центрального комитета ВСЦ в Дрездене.
В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве.
С 24 июля по 10 августа 1983 года – участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ.
С 20 по 29 февраля 1984 года принял участие в заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Женеве.
С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами, проходившей на о. Крит.
9-18 июля 1984 года – участник заседания Центрального комитета ВСЦ в Женеве.
В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября в Италии.
Видео
“Путь Пастыря” (2011 год)
“Тайна спасения” К 70-летию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла”
«Мы все равны перед Богом». Документальный фильм к 70-летию Патриарха Кирилла
Награды
Также награжден орденами Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Элладской, Польской, Чешских земель и Словакии, Американской и Финляндской Православных Церквей, Армянской Апостольской Церкви и Маланкарской Церкви (Индия).
- орден Дружбы народов (1988)
- орден Дружбы (1996)
- орден «За заслуги перед Отечеством» III ст. (2000)
- орден «За заслуги перед Отечеством» II ст. (2006)
- медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2010, Приднестровская Молдавская республика)
- орден «Шараф» (2010, Азербайджанская Республика)
- орден Александра Невского (2011, первый кавалер ордена [4])
- орден Республики (2011, высший орден Республики Молдова)
- орден Дружбы народов (2012, Республика Беларусь)
- орден Ярослава Мудрого I степени (27 июля 2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси) [5]
- орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (19 ноября 2016; к 70-летию со дня рождения) [6]
В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 гг. Московским биографическим институтом избирался «Человеком года» в номинации «Религия».
Труды
- Речь при наречении во епископа Выборгского. ЖМП. 1976, № 6, с. 6-8.
- “Заседание Исполкома ВСЦ в Хельсинки”. ЖМП. 1979, № 2, с. 74.
- Речь на парастасе в Троицком соборе в Ленинграде 4 сент. 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима. ЖМП. 1979, № 12, с. 27.
- Речь на поминальной трапезе 5 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима (Ротова). ЖМП. 1979, № 12, с. 30.
- “К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии”. ЖМП. 1980, № 5, с. 13.
- “Свидетельство и служение” (Доклад на Х Генеральной Ассамблее Синдесмоса).ЖМП. 1980, № 11, с. 42-48.
- “К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Свящ. Писания”. (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. 1300-летию Болгарского государства). ЖМП. 1981, № 3, с. 49-54.
- “Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере”. (Кандидат. сочинение).
- Через духовное обновление русского народа – к его национальному возрождению: Доклад на II Всемирном Русском Соборе, Москва, 01.02.1995 г. ЖМП. 1995. [№] 1/4. С. 39-48.
- Непременное условия воцерковления общества: О перспективах религиозного образования. // Православная беседа. 1995. № 4.
- Церковь и армия сегодня: В российском обществе и государстве // Смоленские епархиальные ведомости. 1996. № 3 (12). с. 32-35.
- Справедливости ради замечу. // Русь Православная. СПб., 1997.
- Церковь должна заниматься экономикой: Интервью председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла // Московский церковный вестник. 1997. № 8-9.
- Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан: [Выступление на всеправославном совещании в Салониках] // НГ-религии. 1998. (июнь).
Литература
- ЖМП. 1976, № 4, с. 4, 5, 30; № 5, с. 4; № 6, с. 6-13, 23; № 9, с. 21; № 12, с. 4, 5.
- “-, 1977, № 1, с. 10; № 2, с. 4; № 3, с. 7; № 5, с. 4, 6; № 6, с. 7; № 7, с. 6-11; № 9, с. 6; № 11, с. 2, 13, 14, 25; № 12, с. 44.
- -“-, 1978, № 1, с. 11; № 3, с. 5, 7, 47; № 6, с. 4; № 7, с. 9; № 12, с. 7.
- -“-, 1979, № 2, с. 23; № 5, с. 4, 5, 12; № 6, с. 14; № 8, с. 6, 14; № 9, с. 13; № 10, с. 53.
- -“-, 1980, № 1, с. 17; № 2, с. 3, 8-9, 16, 17; № 3, с. 3, 18, 27, 42; № 8, с. 14, 52; № 9, с. 8, 14; № 8, с. 14; № 9, с. 13, 39, 44; № 10, с. 3, 23, 37; № 11, с. 2, 16, 49; № 12, с. 8, 31, 33.
- -“-, 1981, № 1, с. 11; № 2, с. 4, 5, 14; № 4, с. 59; № 6, с. 26; № 8, с. 37; № 10, с. 63; № 11, с. 5; № 12, с. 58.
- -“-, 1982, № 1, с. 34, 39; № 2, с. 7, 50, 52, 56; № 5, с. 6, 15; № 6, с. 65; № 7, с. 31; № 8, с. 60; № 9, с. 16; № 10, с. 26, 61; № 12, с. 12, 49.
- -“-, 1983, № 3, с. 61; № 4, с. 42; № 5, с. 26, 64; № 7, с. 14; № 8, с. 9; № 11, с. 22.
- -“-, 1984, № 1, с. 11, 33, 34; № 3, с. 20, 22; № 4, с. 11, 24; № 8, с. 53, 66; № 9, с. 61; № 10, с. 49.
- -“-, 1985, № 1, с. 25, 27, 51; № 2, с. 9, 10; № 3, с. 19; № 5, с. 8; № 9, с. 78.
- -“-, 1986, № 11, с. 3.
- -“-, 1988, № 10, с. 7.
- Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу – 50 лет ЖМП. 1997. [№] 4. С. 44-47.
Кто по национальности патриарх Кирилл и почему его считают галахическим евреем?
Всем доброго времени, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о весьма непростой теме. А именно – о национальности действующего главы Русской Православной Церкви Кирилла. Личности весьма спорной и взывающей в рунете множество обсуждений, осуждений и восхвалений.
Сразу расскажем немного о самом 16-м Патриархе Московском. В миру его зовут Владимир Михайлович Гундяев . На свет будущий патриарх появился в Ленинграде 20 ноября 1946 года.
Мама Владимира Михайловича – Раиса Владимировна Гундяева , в девичестве – Кучина . Работала в Ленинграде учительницей немецкого языка и литературы. По официальной биографии – русская. В чем сомнений практически и нет.
Впрочем, иногда в интернете ей придумывают странно звучащую фамилию Вексельман. За что самого патриарха порой называют галахическим евреем по матери. Что истине не соответствует, хотя б потому что еврейской фамилии Вексельман в природе не существует.
Отцом будущего Патриарха был позже ставший священнослужителем механик завода имени Калинина Михаил Гундяев . Как нам удалось выяснить, в столицу Михаил Гундяев перебрался из Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Ныне эти места территориально относятся к Ичалковскому району республики Мордовии.
В Ичалковском уезде всегда преобладало мордовское эрзянское население. Певучий эрзянский язык тут до сих пор в широком ходу. Посему мы препдполагаем, что по отцу Патриарх Кирилл вполне может иметь мордовскую эрзянскую кровь.
Лирическое отступление. Мордовцы – народ, состоящий из эрзя и мокша. То есть, как бы из двух родственных народов, но с разным этническим самосознанием, языком и культурой. И даже разной внешностью.
По поводу происхождения самой фамилии Гундяев ведутся ожесточенные споры. Одни исследователи производят ее от русского глагола “гундосить”. Другие – от мордовского эрзянского прозвища “гундей”, что в переводе означает “земляк”. В любом случае, многочисленные летописные источники фиксируют эту фамилию на Руси еще в XVII столетии!
Таким образом, как мы выяснили, Патриарх Кирилл – русский человек, скорее всего с мордовскими корнями по отцовской линии. А слухи об его еврейском происхождении ничем и никем не подтверждаются.
Кстати, один Патриарх мордовской крови на Руси уже был – это всем известный Никон, реформатор Русской Православной Церкви XVII столетия.
Источники:
http://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-patriarh-kirill.html
http://drevo-info.ru/articles/2823.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5bd9d85594c14900aa526c73/5df4d3eac7e50c00af876b83