Биография георгия гурджиева. Учение Гурджиева и Четвертый путь – путь хитреца
Георгий Иванович Гурджиев и его Четвертый Путь
XX век примечателен реактуализацией интереса к разного рода эзотерическим и мистическим традициям после засилья позитивизма. Одной из наиболее эксцентричных фигур в ряду духовных гуру этой эпохи был Георгий Гурджиев. Concepture публикует небольшую биографическую заметку, посвященную поистине неординарной личности.
Непокорный Гурджиев
По имеющимся данным, которые вполне могут носить фальсификативный характер, Гурджиев родился в Армении в 1873 году, в греко-армянской семье. С детства его готовили стать священослужителем православной церкви, однако Гурджиев проявил характерное мистикам своенравие в вопросах определения подлинных духовных истин, и, не удовлетворившись христианскими догматами, отправился путешествовать на Восток поисках тайного знания. Среди стран, где он побывал, Гурджиев называет Тибет, Персию и Монголию. Правда и это непроверяемые данные, и вполне может статься, что они являются частью персональной мифологии, которую Гурджиев непрерывно творил вокруг своей личности на протяжении всей жизни.
В России Гурджиев объявился в период между 1911 и 1913 годами. Постепенно ему удалось собрать вокруг себя круг последователей, состоящий в основном из «ищущей» интеллигенции. Главным его учеником в деле распространения и популяризации учения, пожалуй, был Петр Успенский, математик по образованию и журналист по профессии, нашедший свое истинное призвание в так называемом Четвертом Пути Гурджиева.
Собрались как-то раз факир, монах и йог
Четвертый Путь получил свое название потому, что является четвертой альтернативой трем другим путям духовного развития, которые выделяет Гурджиев. А именно: пути факира, монаха и йога. По Гурджиеву, факиры заняты в основном совершенствованием своего физического тела. Они достигают этого засчет выполнения сложных упражнений, например, стояния на одной ноге длительное время, или балансирования на пальцах рук и ног. Путь факира не требует особых знаний. Все, что стремиться в итоге получить факир – это железная воля, сформированная посредством жесткой дисциплины тела.
Путь монаха – это путь, основанный на вере. Вера – преимущественно эмоциональный феномен. Поэтому монах заинтересован в развитии исключительно эмоционального центра (в отличие от факира, развивающего центр физический). Смысл монашеского пути состоит в полном подчинении всех мелких эмоций и переживаний одному главному чувству – Любви к Богу. Путь йога, как можно догадаться, заключается в развитии сугубо интеллектуального центра. Путь йога – это путь знаний.
При этом Гурджиев критикует каждый из путей, находя в них недостатки. Факир оказывается не развит эмоционально и интеллектуально, в результате чего представляет собой лишь мясную машину с несгибаемой волей. Монах, при отсутствии телесного и интеллеткуального развития, превращается в глупого святого, ограниченного своей экзальтацией. Йог, несмотря на свои глубочайшие познания, является полным кретином в плане переживания и выражения собственных чувств, оттого он похож на всезнающего бездушного робота. Но самым главным недостатком этих трех традиционных путей духовного совершенствования Гурджиев считает предполагаемую ими необходимость покидать мир, то есть становиться аскетом.
Четвертый Путь
Четвертый Путь же напротив мало того, что синтезирует энергию трех центров (физичекого, эмоционального и интеллеткуального), так еще позволяет оставаться в мире. Более того само пребывание в мире, активное взаимодействие с другими людьми расценивается как материал для внутренней работы. Последователь Четвертого Пути должен постоянно осознавать опыт собственной жизни и делать из него выводы. Эту практику Гурджиев называет «самовоспоминание». Ее цель состоит в достижении максимальной осознанности себя и происходящего вокруг, что в конечном счете должно помочь человеку вырваться из автоматизма своего существования. Поскольку Четвертый Путь предполагает развитие всех центров, он включает в себя техники и другого плана: телесного и эмоционального (самовоспоминание – это интеллеткуальная техника).
Известны, например, так называемые «Движения Гурджиева», представляющие собой систему сакральных танцев, призванных освободить тело от автоматизма привычек. Что касается эмоционального плана, можно указать технику перенаправления энергии. Человек, по Гурджиеву, должен учиться управлять не только своими действиями, но и своими эмоциями. Но поскольку это очень трудно делать сразу, следует начинать с малого, например, раздражение, возникающего от общения с каким-нибудь неприятным человеком, сублимировать в энергию для бега или написания стихов. Постепенно человек научится отслеживать и отделять внешний объект и возникающее вследствие его воздействия внутреннее чувство. Это позволит ему уже безо всякого раздражения общаться с неприятными людьми.
Современный философ Александр Пятигорский называл Гурджиева «человеком другого плана сознания». Гурджиев всегда отличался дикой энергией и мощной духовной интуицией. Жизненной задачей, которой он себя посвятил, был поиск учеников, или как Гурджиев их сам называл «нужных людей», в самых разных странах. Для него не существовало никаких языковых, культурных, религиозных, политических и прочих барьеров. Именно поэтому круг его учеников был весьма пестрым и разнородным. В него входили столь непохожие личности как: Бернард Шоу, Олдос Хаксли, Джонн Беннетт, Кристофер Ишервуд и многие другие. Разумеется, что Гурджиев создал свое учение не на пустом месте. Он многое заимствовал из гностического христианства и буддизма, а основой избрал суфийское учение. И вслед за этими мировым духовными учениями Гурджиев видел главный смысл человеческой жизни в саморазвитии, ведущему к самоосвобождению.
Иерархия идиотов по Георгию Ивановичу
Примечательна в этом отношении иерархия человечества, которую полушутливо полусерьезно (а может быть только серьезно) выстраивает Гурджиев. В самом низу он располагает «объективных идиотов», коих на Земле примерно 99%. Это люди, которые не осознают себя в качестве мыслящих существ, поэтому за них всегда мыслит кто-то другой (жрец, политик, ученый). «Объективные идиоты», по Гурджиеву, это не люди в полном смысле слова, они скорее «орудия», потому что с ними можно делать что угодно: манипулировать, подавлять, вдохновлять, управлять. У них нет собственной воли. Это конформно-инертная податливая масса. Интересно, что именно «объективных идиотов» Гурджиев называл «средой Дьявола». Не грешников, а идиотов.
На второй ступени находятся «субъективные идиоты». Это часть людей, которая осознала свой объективный идиотизм, стремиться его преодолеть, но еще не преодолела. Сам Гурджиев говорил об этом так: ««Каждый думает, что он Бог, но субъективный идиот иногда знает, что он не Бог. Объективный идиот – дерьмо. Он никогда не сможет стать кем-то, никогда не сделает ничего. Субъективный идиот имеет возможность не быть дерьмом, поскольку осознал свое ничтожество».
Гурджиев создал целую «науку идиотизма», которую засвидетельствовали его ученики. Во время трапезы, за которой собирались все ученики, Гурджиев имел обыкновение поднимать тосты за идиотов в восходящем порядке. Сам он объяснял «лестницу идиотов» так: «Есть 21 Идиот. Самый первый – это Обычный Идиот, а двадцать первый – это Абсолютный Идиот, или же, наш Бог».
Поскольку перечислять все подробности градаций идиотизма – долго и утомительно, мы ограничимся обобщающими сведениями, которыми с широкой публикой поделился Джон Беннетт. Он пишет: «Первые десять категорий, кажется, имеют восходящий порядок, от Обычного Идиота до Просвещенного. Следующие семь двигаются в направлении, которое, возможно, не ведет ни вверх, ни вниз, и они скорее беспомощны и зависят от влияний вне их контроля. Я сомневаюсь, что любой, кто будет изучать их описание, откроет для себя внутреннее значение этих категорий. Это основывается на том факте, что есть два направления движения: «вверх», к двадцать первому номеру и «вниз», к Обычному Идиоту. Окончательная цель существования всегда должна состоять в том, чтобы приблизится так близко, как только возможно, к Источнику всего сущего, каждый, естественно считает, что повышать категорию лучше, чем опускать».
В конечном итоге, критерий, отделяющий настоящего человека (Просвещенного Идиота) от живого автомата (Обычного Идиота) достаточно прост: жизнь автомата формируют обстоятельства, настоящий человек же сам формирует обстоятельства своей жизни.
Рекомендуем прочесть:
Биография георгия гурджиева. Учение Гурджиева и Четвертый путь – путь хитреца
В юности Георгий Гурджиев учился в той же духовной семинарии, что и Сталин. В зрелые годы стал одним из повелителей дум в Европе. Здесь на учение мага и учителя была настоящая мода. Гурджиев породил культ.
Хитрый путь
Учение Гурджиева называют ещё учением четвертого пути. Классификация “путей” даётся им самим вполне определенная. Путь первый – это путь факира, который ради познания мира жертвует физическими благами. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает страсти. Третий путь – путь йогина, дисциплинирующего ум. Четвертый путь – объединяет и преломляет первые три. Это путь мага, путь максимальной осознанности, путь пробуждения от власти иллюзий и состояния автоматизма. Это “Айда-йога”.
“Четвертый путь называют иногда путем хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин”.
“Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы он оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные стороны.”
Институт
Гурджиеву по приезде в Европу нужно было “наделать шума”, чтобы интерес к нему стал оборачиваться культом. В рекламной брошюре Института гармонического развития человека, который он открыл во Франции, говорилось о 5000 учениках. Явно завышенная сумма, как и заявленное количество “дисциплин”, но таковы законы маркетинга. Институт Гурджиева был “кочующим”. В 1919-1920 годах Гурджиев открывал его в Тифлисе и Константинополе. Пробовал Гурджиев открыть его и в Германии – не сложились отношения с властями. Остановился Гурджиев на Франции. На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.
Балет
То, что кардинально отличает учение Гурджиева от прочих школ – это использование в практике танца. В Институте Гурджиева ученики танцевали танцы двух видов: экзерсисы и балеты. Первые заключались в разнообразных движениях и испытаниях на выносливость. Например, надо было ходить по кругу с вытянутыми руками, что некоторым удавалось проделывать около часа, не отдыхая. Второй вид – это космогонический суфийский танец.
В последние годы жизни Гурджиев представлялся именно учителем танцев, что, конечно, значило больше, чем просто балетмейстер. Гурджиев утверждал, что в каждом его “священном танце” заключен тайный смысл, недоступный непосвященным. Существует даже версия, что Гурджиев своим балетом “Битва магов” ни много ни мало спровоцировал Вторую мировую войну.
Управляемый кризис
Основой обучения в Институте Гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее – выведения маятника из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта. Холеные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, человека, боящегося вида крови, отправляли резать скотину. Такой радикальный подход, вкупе со спартанской дисциплиной, породил слухи о зверствах, творящихся в доме Мастера. Масла в огонь подлил трагический случай: после недолгого пребывания в Институте умерла английская писательница Кэтрин Мэнсфилд. Это до сих пор дает основание критикам Гурджиева называть его чуть ли не палачом, хотя женщина приехала в Институт уже тяжелобольной.
Сталин
Когда речь заходит о Гурджиеве, одной из самых “горячих” тем становится тема отношений Гурджиева со Сталиным. Очевидно, что они были знакомы: учились вместе в Тбилисской духовной семинарии, известно также, что Сталин останавливался в Москве у родного брата Гурджиева. Двоюродный брат Гурджиева, скульптор Меркуров, был привилегированной особой в Кремле – ему было дозволено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата. Заслужить странную, в определенной степени магическую роль кремлевского Гермеса-психопомпа (проводника душ умерших), Меркурову было бы гораздо легче, воспользовавшись протекцией брата. Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения. Ректификация даты позволила ему взять и удерживать власть. В качестве года нового воплощения оба мага избрали один и тот же 1879 год. Тотем этого года – паук.
Нацисты
Тема связи Гитлера с Гурджиевым также является одной из “вечных”. Известно, что Гурджиев был знаком с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Свастика как символ национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.
Одним из учеников Гурджиева в 20-е годы был Карл фон Штюльпнагель. Уже в 30-е, когда бывший ученик шёл по улице в сопровождении двух эсэсовцев с собаками, Гурджиев дал ему пинка со словами “Recollection!” (Помни!). Гурджиев повел себя как дзэнский учитель, бьющий ученика палкой для пробуждения. В 1944-м году Штюлпнагель, уже генерал-полковник пехоты, стал участником заговора против Гитлера. По воспоминаниям, перед расстрелом ученик Гурджиева сохранил”солдатскую выправку”.
Смерть
Гурджиев был страстным автогонщиком. В аварии он попадал не раз. После своей последней аварии Георгий Иванович отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. Умер маг 29 октября 1949 года в американском госпитале под Парижем. Врач, присутствовавший при смерти Гурджиева, вспоминал:
“Я присутствовал при смерти стольких людей, но эта смерть потрясла меня своей необычностью, я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь мог так умереть. В миг своей смерти он открыл глаза, сел в постели, поддерживаемый подушками, попросил шляпу, надел ее, красивую красную шляпу, взял сигарету в одну руку, чашку кофе в другую, закурил и стал потягивать кофе.”
Вся жизнь исчезла из его тела, но лицо его лучилось, а глаза сияли. В последнее мгновение он сказал: “Есть ли у кого-нибудь вопросы, а то я ухожу?”
«Четвёртый путь» Гурджиева
Большая часть материала нашего ресурса посвящена овладению полезным навыкам, таким, например, как основы психологии, нейролингвистическое программирование, развитие памяти, скорочтение, ораторское искусство, здоровый образ жизни и т.д. Одним словом, всему тому, что может пригодиться человеку в его повседневной жизни, если посмотреть на это именно с прагматической точки зрения. Но, согласитесь, интеллектуальное и физическое развитие – это не всё, что составляет жизнь человека, ведь, помимо этого, он должен развиваться и духовно – обогащать свой внутренний мир, возможно, искать своё предназначение, находить пути к познанию чего-то высшего.
И, довольно существенно отходя от привычной для нашего ресурса тематики, мы хотим рассказать вам об очень необычном учении, которое является одним из духовных путей пробуждения человеческого сознания под названием «Четвёртый путь». Мы искренне верим, что материал и такой направленности найдёт среди нашей глубокоуважаемой аудитории своего читателя.
И, естественно, рассказ о «Четвёртом пути» нельзя начать ни с чего другого, как с небольшого представления для вас личности этого поистине необычного и замечательного человека – Георгия Гурджиева. Но сразу скажем, что мы не станем вникать во все детали его биографии, а укажем лишь основные её моменты.
Кто такой Георгий Иванович Гурджиев?
Георгия Ивановича Гурджиева можно назвать одним из самых необычных, удивительных и таинственных людей XX столетия. Этот человек был путешественником, композитором, эзотериком, философом-мистиком, гипнотизёром, магом, духовным наставником, учителем танцев и основоположником «Четвёртого пути». Ещё при жизни личность этого человека, как и его жизненный путь и деятельность, были покрыты туманом загадок, тайн и легенд.
Гурджиев родился в Российской империи, во втором по величине городе Армении – Александрополе (ныне город Гюмри), который находится неподалёку от границы с Турцией. Его отец был греком, а мать – армянкой. И первые загадки начинаются именно здесь: по одним данным, Гурджиев родился 14 января 1866 года, по другим – 14 января 1874 года, по третьим – 13 января 1877 года, а по четвёртым – 28 декабря 1872 года.
Отец Георгия Гурджиева – Иван Иванович Гурджиев серьезно интересовался религиозными вопросами, и был в тесных дружеских отношениях с епархиальным епископом и настоятелем одного из христианских храмов Александрополя – Боршем. Именно Борш стал духовным отцом Георгия Гурджиева, и начал заниматься его образованием, решив обучить его на священника, а также на врача, т.к., по мнению Борша, это были две части единого целого.
Но, достигнув юношеского возраста, Гурджиев по какой-то причине резко оставил обучение и основал «Общество искателей истины», а также стал его главой. Впоследствии, практически все свои юношеские годы он провёл в странствиях по странам Африки и Азии, среди которых были Туркестан, Турция, Афганистан, Египет, Греция и другие. Все его путешествия, которые нередко сопровождались археологическими раскопками, были посвящены поискам самой древней мировой религии.
Согласно одной из версий его биографии, Гурджиев около десяти лет провёл в Тибете, будучи русским секретным агентом и советником далай-ламы, однако подтвердить это не представляется возможным. Но, как бы то ни было, накопив определённый багаж знаний и получив определённый опыт, Гурджиев приехал в Москву и открыл свою собственную школу под названием «Четвёртый путь», где начал обучать своей системе заинтересованных людей. Аналогичная школа была открыта также и в Петербурге.
После революции в России, учитель с небольшим количеством учеников отправляется сначала в Грузию, потом в Турцию, затем в Германию и Великобританию с целью основать «Институт гармонического развития человека», но по ряду всевозможных причин сделать это ни в одной из этих стран у него не получилось. В конце концов «Институт гармонического развития человека» был основан во Франции, под Парижем, в поместье Приэре. И в немалой степени этому способствовал один из ближайших соратников Гурджиева – Пётр Демьянович Успенский – русский теософ, эзотерик и философ, написавший такие книги как «Четвёртое измерение», «В поисках чудесного», «Четвёртый путь» и многие другие. Этот человек способствовал распространению учения Гурджиева на Западе, а также оказал ему поддержку в покупке замка в Приэре, где и был основан «Институт».
Вся жизнь Гуржиева была наполнена массой интереснейших и необычных событий. Но на этом мы подведём к концу повествование о его жизни, т.к. на эту тему можно написать несколько объёмных книг, и в рамках одной статьи вдаваться в подробности жизненного пути этого человека будет нецелесообразно, и приступим к изложению основных идей его учения – «Четвёртого пути».
«Четвёртый путь» Георгия Гурджиева
«Четвёртый путь» представляет собой уникальную практику внутреннего развития, включающую в себя всё то, чего достиг Георгий Гурджиев в своих духовных исканиях и знакомствах с эзотерическими учениями во время путешествий. «Четвёртый путь» включает в себя элементы восточного христианства, буддизма, суфизма, отрывки древнейших знаний, а также танцевальную и музыкальную составляющие.
Человек – машина
Основой гурджиевской системы является понятие о том, что человек представляет собой механическую машину, шаблонно отвечающую на любое внешнее воздействие. Осознание человеком данной идеи и есть тот фундамент, на котором должна основываться работа человека над собой.
Всё, что делает человек в своей повседневной жизни, все его поступки, дела, мнения, убеждения, взгляды, мысли, чувства, слова, привычки и прочее – всё это представляет собой результат внешнего воздействия и полученных извне впечатлений. Человек не способен произвести или сделать ничего, что шло бы из его нутра. Всё, что составляет жизнь человека, просто происходит с ним, случается автоматически.
Определить это для себя, понять, осознать и убедиться в этом есть избавление от иллюзии о человеке, и о том, что он способен самостоятельно оказывать воздействие на свою жизнь, организовывать её и т.д. В действительности, ничего этого не существует – всё это просто происходит, вплоть до глобальных явлений, таких как войны, революции, забастовки, смены президентов и т.п. И происходит всё это таким же точно образом, как происходят в жизни людей такие события и процессы, как рождение, творчество, деятельность, смерть. Даже желания, любовь и ненависть – это то, что случается с людьми.
Однако никто и никогда не поверит нашим словам, если мы скажем кому-то, что он не в состоянии что-либо изменить. Это станет для человека одним из самых и неприятных оскорблений. И станет это таковым по той простой причине, что является истиной, а знать истину не хочет никто. Но основная проблема заключается в том, что это нужно не просто понимать интеллектуально, а осознавать всем своим человеческим существом.
«Делание»
Ещё одним очень важным моментом «Четвёртого пути» является вопрос так называемого «делания».
Люди всегда думают, что кто-то другой делает что-то неправильно, делает вещи не так, как их нужно делать. Любой уверен в том, что мог бы сделать этого гораздо лучше. И люди не понимают, и даже не стремятся понять, что всё, что вообще делается, и тем более то, что уже сделано, никак нельзя сделать, и никак нельзя было бы сделать как-то иначе. Если бы люди не были такими, какие они есть, то и весь мир был бы не таким, каким он является. Поэтому, всё всегда остаётся на своих местах.
Эволюция человека
Процесс человеческой эволюции может пониматься как процесс развития в его существе тех сил и тех возможностей, которые ни в коем случае не могут быть развиты самостоятельно, механистично. Именно осознанное, целенаправленное развитие человека есть показатель того, что человек растёт, развивается и эволюционирует.
Само же человечество стоит на месте, т.е. нет никакого прогресса и эволюции. То, что все считают движением вперёд, является только частичным видоизменением, уравновешивающимся аналогичным видоизменением иной направленности.
Заводя разговор об эволюции, требуется изначально осознать, что механической эволюции быть не может. Человеческая эволюция – это эволюция сознания, но это самое сознание может прогрессировать только сознательно. Человеческая эволюция – это также развитие его способности к «деланию», и как раз это «делание» никогда не станет результатом того, что просто случается с человеком.
Развитие человеческого сознания
Согласно системе Гурджиева «Четвёртый путь», все известные способы развития сознания человека подразделяются на три категории, которыми являются:
- Путь факира
- Путь монаха
- Путь йогина
И именно здесь начинается разговор о Четвёртом пути, способном интегрировать и трансформировать все функции человека. В Четвёртом пути не подразумевается никакого аскетизма, уединения в глуши, оставления всего «мирского». Но к этому Пути человек должен быть подготовлен, а эту подготовку можно получить лишь в обычной повседневной жизни, к тому же, она должна быть максимально серьёзной и включать в себя все возможные аспекты человеческого бытия.
Основное отличие Четвёртого пути от любого другого заключается в понимании, т.е. человек должен отказаться делать что-либо, чего он не понимает. И чем глубже понимание человеком того, что он делает, тем результативнее будут все его усилия. Это является главенствующим принципом Четвёртого пути.
Результаты выполняемой человеком работы зависят от того, насколько сознательно он её выполняет. Интересно и то, что для Четвёртого пути не требуется наличия какой-либо веры, т.к. она противопоставляется ему. Помимо прочего, работа человека на Четвёртом пути может быть индивидуализирована, проще говоря: любой может делать то, что ему нужно, и не делать того, что является бесполезным.
Именно по причине всего вышесказанного, Четвёртый путь часто именуется Путём хитреца, ведь хитрец знает тот секрет, который неизвестен йогину, факиру или монаху.
Продолжая далее, скажем, что в Четвёртом пути выделяются четыре стадии развития сознания человека:
- Состояние сна
- Состояние бодрствования
- Состояние самовспоминания
- Состояние Объективного Сознания
По мнению Гурджиева, человек-механизм всегда находится в забытьи, которым и является состояние сна или повседневного бодрствования, по причине чего не способен достичь состояния самовспоминания, ведь чтобы достичь его, требуется очень серьёзная и кропотливая работа над собой. Но именно в состоянии самовспоминания человек обнаруживает своё внутреннее Я и постигает способность к осознанному «деланию».
И немного о практике
Методы, при помощи которых человек может достичь третьего и четвёртого состояний сознания, предполагают от практикующих выполнение напряжённой работы в различных условиях и обстоятельствах, которые могут вызвать всевозможные «трения» как на индивидуальном – личностном уровне, так и на коллективном.
Те условия, в которых работали и работают сегодня ученики Гурджиева, всегда напоминали и напоминают человеку о том, что он является машиной. Но именно эти условия способны освободить его сознание от всего того, что было накоплено им в прошлом.
Многочисленные упражнения Гурджиева основываются на усилиях, которые необходимо приложить человеку, чтобы укрепить свою волю. Наставник говорил о том, что если в жизни человека нет внутренней борьбы, если всё, что с ним происходит, принимается им без всякого сопротивления, если он находится во власти «ветра», который швыряет его то туда, то сюда, то этот человек никогда не изменится.
Отсюда и выходит, что Четвёртый путь – это тяжёлый Путь самодисциплины и серьёзных усилий. Но этот Путь направлен на осознание человеком своей механистичности, благодаря чему он сможет придти к раскрытию истинного потенциала своего существа и достичь трансформации своего сознания. Всегда и везде нужно помнить себя. Всегда и везде нужно помнить, что та энергия, которая затрачивается на сознательный труд, является инвестицией в своё развитие, а энергия, которая растрачивается на механические действия, теряется человеком навсегда.
Заключение
После того как Георгий Иванович Гурджиев умер 29 октября 1949 года во французской коммуне Нёйи-сюр-Сен во Франции, практику «Четвёртого пути» продолжили его ученики. В странах Европы и в США начали создаваться активные рабочие группы. И сегодня культурные центры «Четвёртого пути» есть во Франции, Великобритании, США, Канаде, Мексике, ЮАР, Бразилии, Индии, Австралии и России.
И напоследок приводим одну из цитат Георгия Гурджиева, в которой заложен огромный смысл:
«Душа – это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой»
Источники:
http://concepture.club/post/mashina_uellsa/gurdzhiev
http://russian7.ru/post/georgiy-gurdzhiev-put-khitreca/
http://4brain.ru/blog/%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B2%D1%91%D1%80%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0/