Бегство в Египет. Явление ангела святому Иосифу Обручнику,

Поклонение волхвов и бегство в Египет

(см.: Мф 2, 1–23)

Праведный Иосиф с Пресвятой Богородицей и Младенцем Иисусом еще некоторое время оставались в Вифлееме, а в это время в Иерусалим из восточных стран прибыли волхвы. Восточные мудрецы, изучая звезды, стремились найти в их движении скрытый духовный смысл. Кроме того, предание полагает, что им могло быть известно пророчество древнего предсказателя Валаама, который некогда возвестил: Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис 24, 17). Волхвам была явлена небывалая звезда, и поиски новорожденного Иудейского Царя привели их в столицу Иудеи Иерусалим. Услышав об этом, царь Ирод встревожился. Он понимал, что сам на царский престол посажен захватчиками-римлянами и для людей, ожидающих воцарения помазанного Богом Царя из рода Давида, его правление ненавистно. Он задался целью погубить новорожденного Царя. Для этого Ирод созвал священников и знатоков ветхозаветных книг и сперва выяснил у них, где должен родиться обещанный пророками Христос, Помазанник Божий. Они ответили ему, что, согласно предсказаниям древнего пророка Михея, это произойдет в иудейском селении Вифлеем. Тогда Ирод тайно пригласил к себе волхвов и, узнав время появления звезды, послал их в Вифлеем с наказом: «Идите и все разузнайте о Младенце. Когда вы Его найдете, известите и меня, чтобы я смог пойти и поклониться Ему». Волхвы отправились в путь, и звезда, виденная ими ранее, вела их, пока наконец не остановилась над местом, где был Младенец. Увидев Младенца Христа и Богоматерь, волхвы поклонились Христу и поднесли Ему свои дары: золото (как Царю), ладан (ароматное курение, подобающее одному Богу) и смирну (благовонное масло, которым обычно помазывали умерших, — как Человеку, Которому предстоит умереть).

Ночью во сне Бог открыл волхвам, что им нельзя возвращаться к Ироду, и они вернулись в свою страну другим путем. Ирод в Иерусалиме так и не дождался их возвращения и, когда понял, что волхвы не придут, пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Это бесчеловечное повеление было выполнено. Но еще когда волхвы только ушли, Ангел Господень, явившись праведному Иосифу во сне, предупредил об опасности и велел бежать с Младенцем Христом и Богородицей в Египет и оставаться там. В Египте в то время жило немало евреев, и там Святое Семейство оставалось до тех пор, пока Ирод не умер.

После смерти Ирода Ангел вновь явился праведному Иосифу в сонном видении и передал повеление возвращаться в Израиль. Иосиф с Младенцем Христом и Богородицей вернулись в землю Израильскую и, узнав, что в Иудее правит жестокий сын Ирода — Архелай, поселились в своем родном городе Назарете в Галилее, где правил другой сын Ирода I — Ирод Антипа.

После смерти Ирода I, в правление которого родился Иисус Христос, царство было разделено между его сыновьями: Архелай получил область, в которую входили Иудея (с городом Иерусалимом), Идумея и Самария; Ирод Антипа получил Галилею (область, где прошли детство и юность Иисуса и где Он начал Свою проповедь) и Перею (Заиорданская страна); а Филиппу достались земли на северо-востоке от Галилеи (Итурея и Трахонитида). Архелай отличался особой жестокостью. Из-за бесчеловечного обращения с подданными император Август в 6 году по Р.Х. отстранил Архелая от правления и отправил его в ссылку. Владения Архелая стали управляться императорскими наместниками. В 26 году пятым по счету наместником стал Понтий Пилат.

23. Бегство в Египет, сретение и пророчества Симеона и Анны

23. Бегство в Египет, сретение и пророчества Симеона и Анны

Образцом для описания детства Иисуса во многом служила история детства Моисея. «Каков был первый спаситель <Моисей>, таков будет и последний <Мессия>», — утверждали раввины (Мидраш Коhэлет.73:3). Фараон повелел умертвить всех еврейских младенцев мужского пола (Исх.1:16,22), причем, по утверждению Иосифа Флавия (Jos.AJ.II.9:2), сделал он это не из-за опасности размножения израильтян (Исх.1:9-10), а потому что узнал от одного египетского прорицателя о предстоящем рождении младенца, который спасет израильтян и сокрушит египтян: «Среди израильтян родится мальчик, который, если вырастет, сокрушит могущество египтян и сделает евреев властным народом». Ирод тоже повелел умертвить вифлеемских младенцев, когда узнал от волхвов-прорицателей о рождении Царя Иудейского (Мф.2:1–8,16–18). В истории родоначальника евреев, Авраама, роль фараона (или Ирода) сыграл Нимрод (. ) (Быт.10:8-10), который, по преданию (Йалькут Рубени.32:3), увидел звезду на небе и узнал от своих мудрецов, что она знаменует рождение у Фарры сына, от которого произойдет могущественный народ, призванный унаследовать мир (Быт.11:27; 12:2–3; 15:5; 18:8; 22:17–18). Так что становится понятно, откуда Примус черпал сведения, сочиняя аналогичную легенду (см. также: Herodotos. Historia.I.108; Titus Livius. Historia Rom. ad urbe cond.I.3; Suet.Augustus.94).

Приказ Ирода о поголовном истреблении младенцев Вифлеема мы не можем считать историческим фактом — даже если исключить из этой истории все мессианские тенденции. Ни Иосиф Флавий, подробно повествующий о жизни Ирода I, ни кто-либо другой из историков древности, не считая отцов Церкви, которые лишь повторяют рассказ Примуса, ни словом не упоминают о вифлеемском избиении, и лишь писатель IV века Макробий (Сатурналии. II.14) связал рассказ о казни одного из сыновей Ирода с рассказом об избиении младенцев, изложенным в Евангелии от Матфея.

Примус сообщает: узнав о том, что Мария «имеет во чреве», Иосиф «хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне (здесь и далее выделено мною. — Р.Х.) и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф.1:18–20) <…>. Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, <волхвы>иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода (Мф.2:12–15) <…>. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень Иосифу во сне является в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские (Мф.2:19–22)».

Читать еще:  К чему снится рваная одежда. Видеть, но не брать

Итак, мы наблюдаем пять чудесных сновидений за сравнительно короткий период времени, причем четыре сновидения пришлись на долю лишь одного Иосифа (ср. Иоил.2:28). Впрочем, последнее откровение можно было опустить, если бы в предпоследнем сновидении ангел сразу же велел идти в Галилею. Кроме того, если ангел сказал, что «умерли все искавшие души Младенца», то почему надо было бояться Архелая? А если Архелай тоже хотел убить Иисуса, то тогда зачем ангел велел святому семейству возвращаться в Палестину? Впрочем, мы уже неоднократно встречались с нелогичными и нерациональными, а иногда просто подлыми, поступками Бога и Его ангелов; во всяком случае, таковыми эти поступки выглядят в передаче библейских писателей.

Иудей, персонаж книги Цельса Правдивое слово, спрашивает у Иисуса: «А зачем Тебя еще младенцем понадобилось увезти в Египет, чтобы Тебя не убили? Ведь Богу не подобало бояться смерти; а между тем ангел явился с неба, приказывая Тебе и Твоим домашним бежать, чтобы вы, оставшись, не были убиты. Неужели дважды уже посланный ради Тебя ангел не мог защитить Тебя здесь; великий Бог <не мог защитить>собственного Сына?» (Orig.CC.I.66).

То, что именно бегство Моисея (Исх.2:15) имел в виду Примус в своем повествовании о бегстве в Египет родителей Иисуса, явствует из того, что возвращение Иосифа после смерти Ирода евангелист мотивирует таким же выражением, каким ветхозаветный автор мотивировал возвращение Моисея после смерти фараона: «И сказал Господь Моисею в (земле) Мадиамской: пойди, возвратись в Египет; ибо умерли все, искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла, и отправился в землю Египетскую» (Исх.4:19–20; ср. Мф.2:20–21).

Примус, кроме того, считал, что если «избранный» народ вышел из Египта, то и Мессии надлежало также выйти из Египта. В этом обстоятельстве евангелист видел осуществление слов Яхве из Книги Осии: «Из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1). Разумеется, под сыном сам пророк (или Бог) разумел не Мессию, а израильский народ. Однако под сыном Божиим экзегеты из иудеохристиан подразумевали не только народ Израиля, но и Мессию, поэтому Примус решил, что и Иисуса Бог должен был вызвать из Египта (Мф.2:15) — значит, Христу надлежало оказаться в Египте, притом именно в детстве, ибо в пророчестве Осии говорится, что «Израиль был юн» (Ос.11:1).

Из всего вышесказанного мы понимаем, что история о бегстве в Египет является догматической конструкцией, а не историческим фактом. Эта история дала повод противникам христианства обвинять Иисуса в колдовстве, ибо Египет издревле славился магами и чародеями всякого толка. Так, по свидетельству Юстина (Just.Dial.69), ранние противники христианства утверждали, что чудеса Иисуса были чародейством и обманом, что сам Иисус был одним из многих волшебников и обманщиков, ходивших по различным областям и выдававших себя за сверхъестественные существа. Цельс, например, указывает, что Иисус, «нанявшись по бедности поденщиком в Египет и искусившись там в некоторых способностях, которыми египтяне славятся, вернулся, гордый своими способностями, и на этом основании объявил себя Богом» (Цельс у Оригена. — Orig.CC.I.28). В Талмуде (Вав Талм. Шаббат.104б) можно найти и другое замечание: Иисус «вывез магию из Египта в царапинах на теле», то есть в виде татуировок.

Лука сообщает, что, «когда исполнились дни очищения» у Марии, то есть через 40 дней после родов (Лев.12:2–4; Jos.AJ.III.11:5), родители Иисуса принесли Его в Храм. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израиля», то есть пришествия Мессии; «и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» и там, увидев Иисуса, узнал в Нем Мессию и сказал свое пророчество. Пророчица же Анна, также узнав Христа, «говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк.2:22–38).

Откуда же появилась легенда о пророчестве Симеона?

Ответ заключается в следующем: апостол Павел пишет, что распятый Христос «для Иудеев соблазн» (1 Кор.1:23); эта фраза имеет тот смысл, что иудеи не принимали того утверждения первых христиан, что Мессия якобы мог умереть смертью, позорной в гражданском и в религиозном смысле (ср. Втор.21:23 и Деян.10:39), и отсюда логически выводили, что Иисус не мог быть Христом. Поэтому христиане предположили, что если бы какой-либо праведный иудей мог предсказать всю катастрофу Иисуса еще тогда, когда Основатель был младенцем, то позорная казнь выглядела бы Божиим актом спасения человечества. Таким образом, защищая репутацию Иисуса-Мессии, христианский автор выводит некоего Симеона, «мужа праведного», который сразу же ассоциируется с иудейскими первосвященниками Симеоном I Праведным (. . Шим’?н hаццадд?к, 301–291 гг. до н. э.), последним из Великой Синагоги (. . ), и Симеоном II Праведным (226–198 гг. до н. э.), и этот Симеон третьего Евангелия при виде мессианского Младенца предсказывает Ему грядущие пререкания, а Марии — оружие, которое пронзит ее душу (Лк.2:35), то есть предсказывает насильственную смерть, которая постигнет Иисуса в будущем; и из этого прорицания выходило весьма необходимое для христиан указание на то, что идея Мессии не исключает, а включает признание страданий и смерти; кроме того, заявление Симеона, что Младенец родился «на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34), явно указывает на то, что промыслом Божиим уже была предусмотрена неприязнь иудеев к Иисусу и что произволению каждого иудея предоставлено повести себя так, чтобы Богом посланный Мессия послужил ему не на падение, а на восстание.

Читать еще:  Сколько дней был моисей на горе. Краткое жизнеописание ветхозаветного пророка моисея

Такова история создания легенды о пророчестве Симеона. Разумеется, легенда эта является не историческим фактом, а апологией христианского писателя.

Теперь давайте попытаемся согласовать между собой рассказы первого и третьего Евангелий. Если представление в Храм предшествовало прибытию волхвов, то восточные мудрецы не могли застать святое семейство в Вифлееме, ибо родители Иисуса, «когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк.2:39). Кроме того, Анна уже разнесла весть о рождении Мессии, поэтому с приходом волхвов весь Иерусалим не мог встревожиться новостью (Мф.2:3). Если предположить, что прибытие волхвов и последующее бегство святого семейства в Египет предшествовали представлению Иисуса в Храм, то поклонение волхвов и бегство в Египет не могли уложиться в период времени в сорок дней. Ведь по пришествии волхвов в Иерусалим даже Ирод предположил, что Мессии может уже быть два года. Кроме того, семейство Иисуса вернулось из Египта уже после того, как Ирод успел избить младенцев и умереть, так что ни о каких сорока днях не может быть и речи. Если же, игнорируя связь и порядок первого Евангелия, предположить, что после отбытия волхвов из Вифлеема родители Иисуса представили Младенца в Храм, прежде чем явился им ангел и, указав на злодейский умысел Ирода, велел бежать в Египет, то можно ли представить, чтобы ангел не удержал их от столь опасной для них поездки в резиденцию Ирода? А если они все-таки приехали в Иерусалим и весть о пребытии мессианского Младенца была уже распущена там повсюду пророчицей Анной, то почему же Ирод не попытался схватить Мессию тут же в Иерусалиме? Наконец, рассказ третьего евангелиста о представлении Иисуса в Храм отнюдь не предполагает таких событий, как прибытие и разведка волхвов, которые встревожили весь Иерусалим; напротив, он констатирует, что весть о рождении Мессии стала лишь в то время распространяться в столице и что жизни младенца Иисуса никакая опасность не грозила.[431]

Итак, несходством и несовместимостью обоих евангельских рассказов подтверждается их антиисторический характер. Их создали либо сами авторы первого и третьего Евангелий, либо другие авторы, а последние редакторы Благовествований лишь включили их в текст Евангелий.

Татиан не включил в свой Диатессарон эти легенды о детстве Иисуса. Он, вероятно, рассудил так: ввиду того, что нельзя согласовать повествования о детских годах Иисуса и Его родословия в первом и третьем Евангелиях, а также ввиду того, что апостол Матфей, который открыл цикл евангельских записей, начал свое повествование в арамейском Евангелии не с рождения и детства Иисуса (сам апостол Матфей, наверно, ничего о них не знал), а с крещения Его Иоанном (?), то и ему, Татиану, следует поступить так же.

Однако я не могу согласиться с мнением Штрауса, что в этих рассказах нет ни капли исторической информации. В частности, я думаю, что обрезание Иисуса (Лк.2:21) и представление Его в Храм, конечно, без пророчеств Симеона и Анны (Лк.2:22–24), носят исторический характер, ибо того требовал иудейский Закон (Быт.17:12; Лев.12:2–6,8), а Иисус, по утверждению апостола Павла (Гал.4:4), «подчинился закону».

Бегство святого семейства в Египет. Сказание по Четьим-минеям

От волхвов, шедших по чудесной звезде на поклонение родившемуся Царю Иудейскому, царь Ирод узнал о рождении таинственного Младенца. Весть эта смутила Ирода и всех Иерусалимских начальников. В безумном опасении лишиться престола, Ирод решил убить Младенца.

Напрасно и долго ожидал он возвращения волхвов, от которых надеялся получить подробные сведения о чудесном Младенце. Извещенные во сне ангелом о злом умысле Ирода, волхвы не вернулись к нему в Иерусалим, но иным путем пошли каждый в свою сторону.

Тогда Ирод, видя себя обманутым волхвами, посылает отряд воинов в Вифлеем и его окрестности — избить всех младенцев до двухлетнего возраста.

В то время как Ирод издает свой бесчеловечный приказ, ангел Господень является старцу Иосифу, обручнику Пречистой Девы.

«Встань, — говорит ангел спящему Иосифу, — возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

Иосиф тотчас же встал и ночью двинулся в путь с Младенцем и Его Пречистой Матерью. Минуя сторожевые башни Вифлеема, они направились вдоль оград и стен виноградников в Назарет, где поспешно собрали все необходимое для далекого пути. Дня через два, ночью, чтобы никто из соседей не узнал, вышли они в сопровождении Иакова, сына Иосифова (впоследствии названного братом Господним), из родного Назарета.

Читать еще:  Значение античной философии для возникновения и развития науки. Особенности античной науки

И вот они бегут в далекий неизвестный им Египет. Иосиф, помня слова ангела, страшась за жизнь Божественнаго Младенца, спешит покинуть пределы Палестины.

Вот уже совершенно скрылись от них цепи гор Иудейских, вот, наконец, после долгого утомительного пути перед ними расстилается песчаная, знойная пустыня. Она не страшит Иосифа, он верит, что Бог и Его ангелы невидимо охраняют Пречистую Деву и Божественного Сына Ея.

Пережидая палящий зной под тенью встречающихся на пути финиковых пальм, они с каждым днем все ближе и ближе к Египту, указанному им ангелом Божиим. Иосиф, бережно выбирая тропинки, обходя камни, ведет за повод осленка, на котором сидит Пречистая Дева с Младенцем.

Песчаная, безводная пустыня, казавшаяся безконечной, постепенно оживляется. На пути все чаще и чаще встречаются громадные пирамиды и сфинксы, усыпальницы фараонов египетских; все чаще и чаще темнеют в яркой синеве неба пышные вершины стройных пальм. Теперь это уже не отдельные пальмы, а целые рощи финиковых и кокосовых пальм.

Далеко, далеко отсюда Палестина.

Нет больше страха погони: сюда не пришлет царь Ирод своих воинов разыскивать Божественного Младенца; здесь в безопасности и Он и Его Святая Мать. Они уже в Египте, указанном ангелом; теперь только надо избрать себе город или селение.

Они находились теперь в Верхнем Египте, в пределах Фиваиды. Вдали виднелся город Гермополис.

У ворот этого города росло необычайно высокое дерево, называемое «Персея».

Дерево было удивительной красоты. Египтяне, восхищавшиеся его красотой и высотой, поклонялись ему, как божеству.

Как только Пречистая Дева Мария с Божественным Младенцем на руках приблизилась к воротам, дерево это, славословя Господа, тихо склонило до земли свою гордую вершину и защитило святых путников густой тенью своих роскошных ветвей от солнечного зноя.

Земля Египетская поклонилась Предвечному Слову. В таком наклоненном виде дерево осталось навсегда, в очевидное знамение пришествия Господня в Египет, и получило благодатную целебную силу. Чрез прикосновение к ветвям, склонявшимся некогда над Предвечным Младенцем Господом, больные египтяне стали исцеляться от всех недугов.

Когда Богоматерь с Божественным Младенцем, после кратковременного отдыха под дивно склонившимся деревом, вступила в город Гермополис, свершились новые чудесные знамения. В языческих храмах сами собой с великим шумом попадали все идолы.

Удивлялись и недоумевали египтяне, не знавшие, что земля их в это время освятилась пришествием Истиннаго Бога.

Жрецы и народ плакали, а историки занесли это событие в свои летописи.

То же самое повторилось и в селении, называвшемся «Сирен», как только в него вступила Богоматерь с Младенцем Исусом Христом. В громадном храме этого селения находилось 365 идолов, и все они попадали и разбились на куски.

И исполнились слова святого пророка Иеремии, сказанные им египтянам: «Все идолы должны будут упасть и все изображения богов сокрушатся тогда, когда придет сюда Дева-Матерь с Младенцем, рожденным в яслях».

Между тем никто из египтян не предполагал, что все, происходящее теперь в их стране, тесно связано с появлением среди них бедно одетых путников из далекой Палестины,

На них никто не обращал внимания, а они, не желая останавливаться в многолюдном, шумном «Сирене», продолжали свой путь все дальше и дальше в глубь страны.

Не доходя до селения, называвшегося «Натарея», Иосиф увидел громадную смоковницу и решил переждать под нею солнечный зной и дать возможность Богоматери подольше отдохнуть от длинного утомительного пути.

Оставив Богоматерь с Младенцем под тенью дерева, Иосиф отправился в селение купить хлеба и присмотреть подходящий ночлег.

Богоматерь осталась стоять в тени дерева. И вот смоковница чудесно преклонила свои верхние ветви, ствол ее раздвоился сверху до низу, и над Пречистой Девой и Божественным Младенцем вдруг образовалась густая зеленая сень, подобная шатру. У корня раздвоившегося ствола образовалось большое углубление, послужившее местом отдыха для Богоматери. Пречистая Дева легла там и положила спящего Младенца Господа.

И другое чудо совершилось здесь силою воплощенного Бога-Слова: возле дерева вдруг забил источник холодной пресной воды. Кристальные струи его весело побежали и зажурчали по камням, орошая собой темно-зеленую вершину склонившейся смоковницы.

Пробудившись от сна, Пресвятая Дева черпала из источника воду для Себя и для своего Божественного Сына.

Вода этого источника была так хороша, что Богоматерь пожелала поселиться недалеко от него. Тогда Иосиф нанял ближайшую к источнику хижину при входе в селение «Натарея»

Здесь жило святое семейство до тех пор, пока ангел Господень опять явился Иосифу и повелел ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву: «ибо умерли искавшие души Младенца» (Матф. И, 20).

Прошло более девятнадцати веков с того времени. Многие города Египта за это время разрушились и забыты, но оливковое дерево, приютившее Божественнаго Младенца с Пречистой Девой, и чудесно пробившийся источник, сохранились доселе. Источник все еще дает холодную пресную воду, и это свойство его тем поразительнее, что все родники и колодцы этой местности имеют солоноватый вкус.

Чудесно преклонившееся оливковое дерево доныне в большом почитании не только у христиан, но и у коптов.

В расщелине дерева копты возжигают светильники с елеем в честь почивавшей там Пресвятой Девы Богородицы с Младенцем Христом.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источники:

http://pravoslavie.ru/104221.html
http://religion.wikireading.ru/205643
http://ruvera.ru/articles/begstvo_svyatogo_semeiystva_v_egipet

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: