Азербайджанская епархия. Бакинская епархия рпц – рупор фальсификаторов

Азербайджанская епархия. Бакинская епархия рпц – рупор фальсификаторов

Войти

Бакинская епархия РПЦ – рупор фальсификаторов

На официальном сайте Бакинского епархиального управления Московского патриархата Русской Православной Церкви http://baku.eparhia.ru/history/articles/genesis/ висит текст под названием «Генезис архитектуры Кавказской Албании и критика фальсификаторов». Автор текста – «Ахундов Давуд Ага оглы, доктор архитектуры, профессор АзАСУ».

Огромное количество материалов, фальсифицирующих историю армянского и соседних народов, материалов откровенно шовинистической и человеконенавистнической направленности нашло место на азербайджанских сайтах. На большинство из них мы либо попросту не обращаем внимания, либо, в лучшем случае, воспринимаем их, как некие экспонаты для раздела юмора или рубрики «Нарочно не придумаешь». Но об этом тексте поговорить стоит. Хотя бы по причине нахождения оного на официальном православном сайте.

Не знаем, какое отношение Давуд Ага оглы имеет (и имеет ли вообще) к Русской Православной Церкви, не ведаем также, по какому критерию православные отцы отбирают работы в раздел «История» своего сайта. Вполне допускаем, что, придерживаясь доброй русской пословицы: «Кто платит деньги, тот и заказывает музыку». Ну, заказчик, положим, ясен: «Мы твердо знаем, что земли албанского правобережья не могли быть включены в состав Армянского государства» (И.Алиев. «Нагорный Карабах: история, факты, события». АН АзССР, Ин-т истории, Баку, «Элм» , 1989). А вот исполнение, мягко говоря, подкачало.

Итак, какой же генезис (генезис – в переводе с английского – происхождение, возникновение, начало) открывает Ахундов и каких фальсификаторов критикует?

Любой человек, мало-мальски интересующийся исторической наукой, знакомясь с новым историческим исследованием, в первую очередь обращает свое внимание, на какие исторические труды опирается автор данного исследования. Мы не будем исключением в этом вопросе и заглянем в столбец «Библиография» в конце рассматриваемого нами «труда». Вот он:

1. Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Баку. 1986.
2. Историческая география Азербайджана. Баку. 1987 г.
3. Моисей Каланкатуйский. Исторя Агван. СПб. 1861.
4. Под руководством профессоров Мамедовой Г. Г. и Ахундова Д. А.
5. Арсак. Ар-муж, мужественный; Сак-саки, одно из 26 албанских племен. Земля мужественных саков.
6. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван. 1963.
7. Ахундов Д. А. Остановить фальсификаторов. Газ. Бак. Рабочий. 7.X.1990.
8. Кавказ и Византия № 6. Карапетян С. Г. Памятники средневековой архитектуры в гаварах Шаки и Капалак собственно албании. Ереван. 1988.

Да, для установления генезиса явно не густо. Причем из восьми приведенных бакинским профессором исторических источников, три – армянские, №5 – не слишком убедительная попытка автора установить происхождение топонима Арцах (непонятно только, почему в разделе «Библиография»?), и, наконец, еще три принадлежат перу – кого бы вы думали? Правильно, самого Давуда Ахундова.

Чем же занимается архитектор Ахундов? Ученик незабвенного отца азербайджанской советской историографической мысли Зии Буниятова, он не строит храмов. Он их экспроприирует… Не в буквальном смысле слова, конечно. Покойник и сам особо не утруждал себя лазанием по горам, экспедициями, обмерами. И это понятно – зачем портить себе настроение, когда на каждом шагу натыкаешься на так бессовестно вопиющие бесчисленные храмы и хачкары с ненавистными армянскими эпитафиями на них. Стиль старика был до смешного прост. В переводе текста армянского первоисточника (а литературных источников на албанском языке просто не существует в природе) все слова «армяне» и «Армения» заменялись «албанами» и «Албанией» и – ап! – азербайджанская историография пополнялась очередным средневековым автором и очередным произведением. О нем и таких, как он, метко высказался доктор исторических наук В. А. Шнирельман в своей книге «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье» (Москва, ИКЦ «Академкнига», 2003): «Самым излюбленным занятием азербайджанских авторов стало переименование средневековых армянских политических деятелей, историков и писателей, живших и творивших в Карабахе, в албан».

Давуд Ага оглы от своего шефа не отставал. Более того, он его переплюнул. И не просто переплюнул, а прямо-таки забрызгал слюной все вокруг. Шутка ли сказать, в своей бессмертной «работе» под фантастическим названием «Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана», на свои собственные «труды» он ссылается аж 28 (!) раз! Не верите? Прошу (нажать для увеличения):

При такой удивительной плодовитости, какие уж там экспедиции, успеть бы отшлифовать очередной свой перл. А таких и в рассматриваемой нами «работе» набралось немало: тут тебе и «Азербайджан – …земли, где на протяжении многих тысячелетий зарождались и распространялись по всей земле жизнь, культура, архитектура и искусство», и «Иланлы-тепе, можно сказать, первая процитадель…», «первый протохрам…» и «церковь в Гише – праматерь всех христианских храмов Закавказья», ну и, конечно, шедевральные: «Албанополь, Албанус, Албакус, Ал-Баку», а также «огнепоклоннические религии – Маздаизм, Азерастризм, а позже Зороастризм».

Читать еще:  Доктор парацельс и его эликсир бессмертия. Парацельс - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Фантазия и жажда кочевника к присвоению чужого просто не ведает границ: «Многоступенчатое познание мира вынудило их (предков Ахундова – П.) создать хачдаши, башдаши, нишандаши».

Из многочисленных ахундовских исследований вы можете узнать, например, о том, что «левый хачдаш по силуэту решен похожим на своего правого соседа. Аналогично решена композиция и на четвертом хачдаше из Норованкa (орфография автора – П.) (?)». Вам, читатель, также нелишне будет знать, что «крупный хачдаш, установленный на могиле албанского князя Григора Нерина в 881 г. весь покрыт сплошным кружевом азербайджанского (?) орнамента». И вы будете приятно удивлены тем, что «интересную аналогию можно провести с азербайджанским башдашем близ гор. Ленинакана (!). Если учесть перевернутый полумесяц, полученное изображение походит на крест, но крест не христианский, так как надгробие исламское».

Что называется, Остапа понесло. Прихватив кресты и обозвав армянские хачкары «хачдашами, башдашами и нишандашами», воришка вынужден подстраховаться: «Исследуемую территорию могут захватить агрессоры, народ может быть порабощен, но неизменными останутся наши христианские хачдаши, мусульманские башдаши».

Как известно, в настоящее время армянскими учеными проводятся исследовательско-реставрационные работы в знаменитом на весь мир армянском монастырском комплексе Дадиванк. Ахундов по этому поводу скорбит: «Исходя из прошлого горького опыта можно с уверенностью предполагать, что многое в этом бесценном албанском памятнике истории архитектуры будет фальсифицировано и арменизировано, они постараются стереть с памятников все следы, свидетельствующие о его албанском происхождении».

В своем маниакальном стремлении к присвоению армянского культурно-исторического наследия, Ахундов постоянно беззастенчиво врет, путается в собственной лжи. Вот он пишет: «Армянская церковь во главе со своим католикосом в связи с наступлением сельджуков эмигрировала в Киликию, где она находилась с 901 по 1441 г., т. е. ее не было в Закавказье 540 лет». А здесь убеждает, что «…они опускают неопровержимые факты того, что до XIX в. Армения располагалась в Передней Азии и никакого отношения не имела к Закавказью».

Нет, неопровержимые факты свидетельствуют как раз об обратном: именно кочевые племена, одним из потомков которых сам доктор Ахундов и является, стерли с лица земли Кавказскую Албанию, втоптали в пыль богатейшее культурно-историческое наследие коренных народов региона. А все, что каким-то чудом уцелело, теперь без зазрения совести присваивается современными вандалами. И цель их – вовсе не сохранение исторических памятников. Джугинские хачкары – этот бесценный кладезь средневекового армянского искусства, обозванные в свое время Ахундовым «хачдашами знатных албанцев», теперь раздавлены бульдозерами, распяты и уничтожены потомками тюркских скотоводов. И ведь пасли они свои тучные стада, и глубоко плевать им было на национальную принадлежность храмов и хачкаров. Но приснопамятная советская власть, помимо подаренной государственности, еще и научила их читать-писать. И полезли из всех щелей на свет божий буниятовы и мамедовы, ахундовы и геюшевы – доктора и профессора .

В свете всего вышесказанного, начинаешь буквально воспринимать смысл слова «фальсификаторы», вынесенного в заголовок статьи, висящей на православном сайте. И слова о «так называемом (!) 1700-летии христианизации Армении» (празднование которой счел своим долгом посетить и глава РПЦ Алексий II-ой) никак не могут красить епархию, пусть Бакинскую, но все же, пока еще – Русской Православной Церкви. Светлой памяти патриарх Тихон и в более страшные времена не сгубил свою душу.

Читать еще:  Что значит сон про моль? Что значить видеть моль во сне.

А святым епархиальным отцам нелишне будет напомнить русскую загадку: «Кто громче всех кричит: «Держи вора!»? Можно сколь угодно расстилаться в порыве верноподданнического лакейства, кланяться мраморной Статуе и воспевать Ложь. Однако История – бесстрастна. Из нее не выбросишь пять тысяч убиенных кавказскими татарами в Шамхоре в январе 1918-го возвращавшихся с фронта русских солдат. И нет над ними ни молебна, ни памятника…

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Бакинская епархия

Учреждена 28 декабря 1998 года (выделена из состава Ставропольской и Бакинской епархии).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 13) приходы на территории Республики Дагестан, ранее входившие в состав Бакинской и Прикаспийской епархии, включены в состав новосозданной Владикавказской и Махачкалинской епархии.

В настоящее время Бакинская епархия объединяет приходы Русской Православной Церкви на территории Республики Азербайджан.

Епархия сегодня
(по состоянию на март 2011 года)

Благочиния

  • Бакинское градское
  • районов Азербайджана

Клириков — 30, в том числе:

в Бакинском градском благочинии

  • штатных священников — 12
  • заштатных священников — 3
  • штатных диаконов — 6
  • заштатных диаконов — 1
  • сверхштатных — 3

в благочинии районов Азербайджана

  • штатных священников — 3
  • заштатных священников — 1
  • штатных диаконов — 1

Храмы и приходы

на территории Бакинского градского благочиния

  • кафедральный собор святых Жен-мироносиц
  • собор Рождества Богородицы
  • храм Архангела Михаила
  • часовня в честь св. блгв. вел. князя Александра Невского

на территории благочиния районов Азербайджана

  • храм Александра Невского (г. Гянджа)
  • храм свт. Николая Чудотворца (г. Хачмас)
  • приход прп. Серафима Саровского (г. Сумгаит)

Священнослужители епархии также окормляют верующих, проживающих на острове Артем, в Сабирабаде, Саатлах, Ленкорани, Гусарах и других районах Азербайджана.

БАКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Епархиальное управление: Азербайджан, AZ 1010, г. Баку, ул. Ш. Азизбекова, 205
  • Тел.: (+99412) 440-43-52
  • Официальный сайт: http://baku.eparhia.ru/
  • Каноническая территория: Азербайджан
  • Кафедральный собор: Мироносицкий в г. Баку
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Бакинская епархия занимает земли одной из древних православных Церквей – Церкви Кавказской Албании. Распространение христианства на территории Азербайджана связано с именем апостола Варфоломея, который принял здесь мученическую кончину в 71 году по Р.Х. в городе Альбанополе на западном берегу Каспийского моря – нынешнем Баку. Православное христианство стало государственной религией Албании в начале IV века, когда царь Урнайр был крещён в Армении просветителем этой страны св. Григорием. Албанская Церковь, возглавлявшаяся автокефальным католикосом, была тесно связана с Армянской и вместе с ней впоследствии отошла от Православия. На соборе 705 года была заключена церковная уния между двумя Церквями, и Албанский (Агванский) Католикосат вошел в подчинение Армянской Церкви.

Православие вновь стало распространяться в этих землях в XIX столетии с появлением русского населения в Азербайджане. 19 мая 1905 года была учреждена викарная Бакинская епархия в качестве 3-го викариатства Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря.

Революционные события 1917 года вскоре отразились в расстройстве церковного порядка. В марте 1917 года собрание грузинского духовенства и мирян самочинно объявило о восстановлении грузинской автокефалии и грузины-автокефалисты взялись переустраивать церковную жизнь на Кавказе. К концу года еписпоп Бакинский Григорий (Яцковский) был фактически вынужден бежать из епархии. Из-за действий грузин Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви де факто прекратил существовать, но Святейший Синод с 13 августа даровал русскому экзарху Грузинскому Платону (Рождественскому) титул Тифлисского и Бакинского, Экзарха Кавказского. В связи с этим 13 ноября 1917 года состоялось определение Святейшего Синода об изменении титула епископа Бакинского на Елисаветпольского [1]. Из-за противодействия грузин Кавказский Экзархат не смог существовать и пресекся в 1920 году, а уже 1919 году снова начали назначаться архиерееи с титулом Бакинских.

Хотя жизнь епархии продолжалась, противодействие обновленческого Закавказского митрополичьего округа (с 1923) и, в первую очередь, преследования со стороны государства свели епархию на нет к 1933 году. В 1920-1930-х годах существовала Бакинская обновленческая епархия.

В 1944 году в Баку был вновь открыт православный храм – нынешний собор в честь Рождества Богородицы, а затем еще ряд приходов на территории Азербайджана, которые вошли в состав Ставропольской епархии.

Бакинская епархия была вновь образована как викариатство Ставропольское постановлением Священного Синода от 26 февраля 1994 года.

28 декабря 1998 года она была возрождена как самостоятельная кафедра террритории Азербайджана, Дагестана и Чечни. 26 декабря 2003 года приходы на территории Чеченской Республики были переданы в ведение Ставропольской епархии. 22 марта 2011 года Дагестан был переведён в состав возрожденной Владикавказской епархии.

Исторические названия

  • Бакинская (19 мая 1905 – 13 ноября 1917)
  • Елисаветопольская (13 ноября 1917 – ?)
  • Бакинская
  • Прикаспийская и Бакинская (1924 – ?)
  • Бакинская (викарная) (26 февраля 1994 – 17 июля 1995)
  • Бакинская и Прикаспийская (28 декабря 1998 – 22 марта 2011)
  • Бакинская и Азербайджанская (с 22 марта 2011)

Статистика

  • середина 2000-х [2] – 18 приходов; 37 священнослужителей (29 священников, 8 диаконов).
  • 1 января 2006 – [3] – в Азербайджане: 7 приходов, 18 священников, 7 диаконов; в Дагестане: 14 приходов, 16 священников, 3 диаконов.

Архипастыри

  • Никандр (Феноменов) (19 мая – 2 июня 1905) [4]
    • Петр (Кончуев) (июль 1905 – 6 апреля 1907) в/у, еп. Алавердский.
  • Григорий (Вахнин) (9 мая 1907 – 31 декабря 1910)
  • Пимен (Пегов) (13 февраля 1911 – 13 декабря 1912)
  • Григорий (Яцковский) (13 декабря 1912 – 13 ноября 1917)

Бакинская (и Прикаспийская) епархия

  • Павел (Вильковский) (январь 1919 – 1923)
    • Сщмч. Димитрий (Добросердов) (18 декабря 1920 – 1920) в/у [5]
  • Митрофан (Огиенко) (январь – август 1924) [6]
  • Арсений (Соколовский) (9 сентября 1924 – 1928)
  • Серафим (Протопопов) (6 декабря 1928 – 16 апреля 1930) [7]
  • Никон (Пурлевский) (16 апреля 1930 – 24 октября 1930) [8]
  • Валериан (Рудич) (11 ноября 1930 – 29 сентября 1931) [9]
  • Митрофан (Поликарпов) (1931 – 16 декабря 1934) [10]
  • Александр (Раевский) (16 февраля 1933 – 11 августа 1933)

Викарные епархии

География благочиний

  • Азербайджанское районное
  • Бакинское городское

Учебные заведения

Использованные материалы

[4] Определен быть Бакинским, но еще до хиротонии, 2 июня указано быть ему епископом Кинешемским. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3847

[5] Бывш. Можайский; по данным http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_539 состоящий в ведении Грузинского Католикосата. По некоторым сведениям – с июня 1923 года. По другим данным – до 26 сентября 1923. См. http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-bakinska.html

[7] Вероятно, не смог прибыть к месту назначения и осуществлять управление епархией.

[8] По другим данным вторая дата – 1931. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_539 . Вероятно не смог прибыть к месту назначения и осуществлять управление епархией.

[9] Вероятно не смог прибыть к месту назначения и осуществлять управление епархией.

[10] 29 января 1933 года был арестован. 23 января 1934 года был освобожден из-под ареста с условием выезда за пределы Азербайджана в двухдневный срок, но нелегально оставался в Баку до своей кончины, последовавшей 16 декабря 1934

Источники:

http://pandukht.livejournal.com/14836.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/77075.html
http://drevo-info.ru/articles/7366.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: