Августин блаженный биография и его философия. Блаженный августин

Августин Блаженный –философия, идеи и взгляды

Навигация по записям

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354—430) — раннехристианский богослов и мыслитель, представитель зрелой патристики, явивший значительное влияние равно как в формирование христианского духовного канона, так и в развитие западной культуры в целом. Святой Августин — пожалуй, самый значительный христианский мыслитель вслед за апостолом Павлом.

Его память отмечается:

  • Русской православной церковью 15 (28) июня.
  • Католической церковью – 28 августа.

Содержание статьи об Августине Блаженном:

Биография Августина Блаженного

Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.

У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.

Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.

В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.

Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.

Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.

Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.

В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.

Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.

Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.

В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.

Святой Августин Филипп де Шампань

Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,

  • Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
  • Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
  • Ассумпционисты
  • Женские монашеские конгрегации августинок.

Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.

Труды Августина Блаженного.

Труды Августина Блаженного отличаются концентрацией идей. Даже если бы из его работ до нашего времени дошла только одна, мы все равно считали бы его величайшим христианским богословом. Тем более, что до нас дошли почти все его произведения. А это — более пяти миллионов слов. Августин Блаженный был настоящим мастером слова. Его тексты имеют редкую силу – они привлекали и вдохновляли его современников, но не меньшее влияние они имеют и на нас.

Его богословский стиль по образности уступает, вероятно, только самой Библии. Его труды и сегодня имеют высокую актуальность. Он обладал уникальный даром писать как на высоком теоретическом уровне для самых взыскательных читателей, так и творить огненные проповеди для менее искушенных читателей.

Литературное и богословское наследие Августина Блаженного велико. Оно включает как минимум 224 письма, около 500 проповедей, дохристианские и христианские произведения. К наиболее известным относятся следующие труды Августина Блаженного.

  • Исповедь,
  • О граде Божьем,
  • Против академиков (скептиков),
  • О жизни блаженной,
  • О порядке,
  • Монологи,
  • О бессмертии души,
  • О количестве души
  • Об учителе,
  • О музыке,
  • Об истинной религии,
  • О пользе веры,
  • О свободной воле,
  • Против Фавста,
  • О духе и букве.

Наиболее значительными произведениями Августина Блаженного являются “ Исповедь” (ок 400 г) и “О граде Божьем” (примерно 413—426гг).

Философия и учение Августина Блаженного

Если анализировать философские позиции Августина Блаженного, то можно охарактеризовать его как творца, который адаптировал существующие на тот момент философские традиции латинского мира к появившимися не так давно христианскими идеям. Он создал синтез христианской, римской и Платоновской традиции, тем самым определив дальнейшее развитие всей европейской философской традиции.

Идеи Августина Блаженного оказали весьма значимое влияние на формирование христианского богословского канона. Авторитет его личности в вопросах теологии и философии был тотальным — вплоть до томистской парадигмы. Традиция августинизма в рамках средневековой схоластики во многом определила философское развитие Европы еще на многие века. Таким образом, Августин Блаженный — один из основоположников догматической теологии.

Приведем один пример в поддержку данного аргумента.

В своем трактате “О Троице”, написанном в 399—419 гг, Августин Блаженный излагает тексты Священного Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры. Трактовка Августином Блаженным проблемы Троицы следующая:

в основе соотношения Божественных ипостасей (сущности Троицы) лежит имманентный внутренний диалог самосозерцания и самопознания, общения и любви. Сущность Бога реализуется в процессе данного диалога.

Такая трактовка Троицы дала развитие эмоционально-психологической составляющей христианства. Для философии это стало зарождением традиций имманентизма и диалогизма.

Важнейшим моментом учения Августина Блаженного выступает также концепция соотношения веры и рационального знания. Вера, согласно Августину Блаженному, есть

исходное основание любого знания.

В поддержку этой концепции Августин говорит:

“… разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия. Точно так же и читатель Святого Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать”.

Основываясь на библейском утверждении

“покуда не уверуете, не уразумеете” (КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ, глава 7)

Августин Блаженный приводит в качестве основания этому презумпцию “верую, дабы понимать”. Эта идея стала программным каноном христианской ортодоксии по отношению к проблеме соотношения веры с рациональной критикой.

Полемические труды Августина Аврелия Блаженного, созданные как критика на манихейство и пелагианство, являются огромным шагом в развитии христианской экзегетической традиции, так как полемика сводится к толкованию фрагментов Библии.

Читать еще:  К чему снится укус кошки за палец. К чему снится кошка укусила

Трактат Августина Блаженного “О Книге Бытия дословно”, написанный в 401—414 гг, считается шедевром экзегетической литературы. Трактат “О христианском учении” можно рассматривать как руководство к толкованию Библии.

В трактовке самой природы философского знания Августин Блаженный творил в русле римской традиции «прикладного» подхода к философии. Августин Блаженный создает концептуальную модель универсума, основой которой является учение о Боге как о “совершенном Бытии”.

Важным моментом в философии Августина Блаженного является идея возможности выведения бытия Бога как абсолютного из самодостоверности человеческого мышления. Августин Блаженный конституирует идею изначально сотворенных Богом “потенций”, в “надлежащее время” обретающих статус действительного бытия, т.е. “семенных логосов” как своего рода оплодотворяющих смыслов. Такой подход предвосхищает современную философию.

Взгляды Августина Блаженного.

Взгляды Августина Блаженного изложены на тысячах страниц. Он известен в христианской традиции как учитель благодати. Здесь интересен его взгляд на внешнюю и внутреннюю благодать. Августин Блаженный считает благодать необходимой для восстановления человеческой природы, которая была повреждена грехопадением. Исцеление человека и его воли, по мнению Августина Аврелия Блаженного, может исходить лишь от Христа.

Августин Блаженный считает, что спасение человека зависит лишь от действия Божьей благодати в человеческом сердце. Здесь богослов вводит свои знаменитые, основанные на утверждении свободы человеческой воли, категории неспособность согрешать и способность не согрешать.

Интересны и взгляды Августина Блаженного на исторический процесс, концепция которого дана как учение о двух градах — земном и небесном. Град земной основан на любви к себе и персонифицируется в фигуре Каина. Град небесный основан на любви к Богу и персонифицирован в образе Авеля. История же рассматривается как процесс, целью которого является достижение “вечного мира в Боге”. Тогда “церковь воинствующая” превратится в “церковь торжествующую”.

Таким образом, взгляды Августина Блаженного основаны на евангельском понимании милосердной любви — высшей формы развития чувственного потенциала человека. Только такая любовь может придать смысл остальным проявлениям человека – языку и мышлению.

В то же время, Августин Блаженный отражает остроту и условности человеческого бытия, сосредоточенного на индивидуальном опыте человека. Его христианин стоит в одиночестве перед Богом, он заключен в тюрьму своего тела и душа его мучительно осознает это. Человек не знает себя, пока Бог не соизволит показать ему его сущность, и даже тогда нет уверенности в познании. Его взгляды на сексуальность и месте женщины в обществе тоже имеют корни в одиночестве и страхе человека перед отцом и Богом.

Влияние Августина Блаженного в Средние Века трудно переоценить. Тысячи его рукописей находилось в библиотеках Европы и Африки, в некоторых крупных библиотеках имелось по несколько сотен его книг, больше, чем какого-либо другого писателя.

Августин Блаженный: философия и учение

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

В истории Церкви бывают совершенно особые, поворотные события, определяющие собой дальнейшее развитие богословской мысли. Одним из них стали творения виднейшее богослова, учителя Церкви Августина Блаженного. Аврелий Августин Иппонийский является виднейшим представителем средневековой философии, почитаемого в православной, в католической и протестантской конфессиях в чине блаженного. Его труды не только систематизировали православное учение о Троице, но и привнесли в христианскую догматику столь необходимый ей мощный философский аппарат.

Содержание страницы

Биография

Блаженный Августин Аврелий родился в 354 году в Тагасте, в Нумидии (современный Тунис). Этот североафриканский город был когда то завоеван Карфагеном и являлся своего рода римской колонией. Августин говорил и писал на латинском языке.

Его семья была обычным по тем временам союзом римского патриция-язычника и простой благочестивой женщины. Мать Августина Моника была христианкой, впоследствии канонизирована.

Полезные материалы

Из автобиографической «Исповеди» блаженного, известно, что своей кроткой жизнью ей удалось привести в христианство и своего мужа, он крестился незадолго до смерти. Считается, что по молитве матери и Блаженный Августин пришел к вере во Христа. Вслед за сыном св. Моника стала ученицей Амвросия Медиоланского. Она пыталась приобщить ребёнка к Церкви, но на тот момент влияние отца было сильнее, в детстве св. Августин крещен не был. Он принял крещение уже во взрослом возрасте, полностью пройдя процедуру катехизации.

Первое знакомство Блаженного Августина со Священным Писанием не произвело на него особого впечатления. В четвертом веке древний еврейский текст, переведенный на «койне», простонародный греческий диалект, возникший ещё в армиях Александра Македонского, показался вульгарным молодому римскому интеллектуалу.

Св. Августин считал, что Господь Ветхого Завета, жестоко карающий богоизбранный народ и милующий Христос Евангелия — разные Боги. Многочисленные библейские «гебраизмы» произвели гнетущее впечатление на утонченного, ищущего рационального объяснения Библии, Августина. Это убеждение, наряду с жаждой истины и привело его к манихейству, где он «потерял в шелухе» почти девять лет.

Последователи перса Мани интерпретировали Священное Писание в духе зороастризма, по сути они были сложносочиненной еретической сектой, впитавшей в себя восточные языческие культы, гностицизм и, возможно, арианство. Манихеи проповедовали дуалистическое учение, согласно которому, все божественное и светлое в мире, суть эманации от Бога-Отца, а сотворенный им Христос-Сияние сошел на землю и воплотился в Еву, чтобы преподать человечеству пути спасения. Св. Августин быстро перерос манихейство, а его следующим увлечение стала греческая философия.

В Карфагене он преподавал риторику, достигнув в этом определенных высот, там же продолжил изучать философию. Прочитав философские трактаты Плотина, Августин стал причислять себя к неоплатоникам, которых часто называют «христианами до христианства». Именно тогда он получил в свое распоряжение стройную логическую систему греческих мудрецов, – Платона и Сократа.

В 393 году Августин жил в римском городе Медиолане (современный Милан), где выступал со своими знаменитыми лекциями один из четырех великих учителей Церкви, св. Амвросий Медиоланский. Слушая его, Августин все больше проникался красотой христианского вероучения, он нашел свою истину во Христе. Спустя некоторое время, Августин Блаженный принял Таинство Крещения.

После того, как отошла ко Господу его мать, св. Моника, Августин вернулся на родину в Тагаст. Полученное наследство он отдал на нужны Церкви и уехал в город Гиппон, где принял священнический сан, а в 395 был рукоположен во епископы.

Уже тогда св. Августин Аврелий был известным апологетом, а прошлое ритора и хорошее знание философии, привели его к занятиям теологией. Он оставил после себя колоссальное литературное наследие, которое включает в себя труды по апологетике, догматико-полемические трактаты, работы по нравственному богословию, гимнографию и проповеди.

Труды

Творчество св. Августина послужило своеобразной «закваской» для богословской школы всего западного христианства. И поныне его творения вдохновляют многих авторов.

Существует три фундаментальных труда св. Блаженного Августина Аврелия Иппонийского, они содержат в себе всю полноту его богословия. Это автобиографичная «Исповедь», догматическая работа – «Трактат о Троице» и историософское учение «О Граде Божьем».

Христос на троне, архангелы Михаил
и Гавриил и св. Григорий, Мартин, Амвросий и Августин
Первая половина XII в.
Собор Санта-Мария-Ассунта, Торчелло, Италия
Мозаики в апсиде диаконника.

Богословские изыскания св. Августина сложно назвать полностью оригинальным, например, его трактат о Троице – размышление на тему всех известных на тот момент интерпретаций тринитарной догматики. Св. Августин Аврелий – один из святых отцов, допускающих и практикующих рассудочное познание Бога «инрацио», в противопоставление восточной богословской школе, основой которой был исихазм – практическое, опытное богопознание.

Онтология Августина отчасти обоснована его философским мировоззрением. Христианские неоплатоники, к числу которых принадлежал Августин, отождествляли Единое платонизма с Единым Богом, а абсолютный разум или Логос с Сыном Божьим, Иисусом Христом. Бытие, созданное благим Господом, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует и происходит от Бога, есть благо.

В теодицее св. Августина, зло не имеет своей сущности, поскольку не сотворено, оно есть противоположность добра, его недостаток, повреждение или порок, своеобразная порча. Источник благого бытия – Господь, наивысшая степень блага, красоты, самая прекрасная форма всего. По Августину Блаженному, мир существует в постоянном акте его сотворения Богом, он даже только поэтому и существует, что не иссякает творческая сила Господа. Творец один и мир один, какие то иные миры – игра воображения.

Читать еще:  Приснился бывший муж вместе со мной. Видеть во сне бывшего мужа

Бог и душа – главные объекты человеческого познания: бытие человека в его духовной составляющей, подобно бытию Бога, значит, оно познаваемо с помощью разума, а бытие вещей узнается из чувственного опыта.

Св. Августин в своих книгах пишет об акте интроспекции, как о возможности познания человеком Бога, через образ Божий, заключенный в самом человеке. Он анализирует идею Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Творцу. Философская антропология Августина наполнена любовью к Богу и к сотворенному Им миру.

Душа, учит св. Августин Блаженный, нематериальна и не конечна. Идея о происхождении и бессмертии души не была им определена окончательно. Он колебался между идеей перехода души от родителей к младенцу и идей творения ее Господом.

Учение св. Августина Аврелия о Святом духе логически вытекает из его представлений о Святой Троице, оно несколько отличается от традиционного. По учению каппадокийцев, Три Лица Пресвятой Троицы отличаются лишь отношениями лиц друг ко другу – Отец вечно рождает Сына (Логоса), Сын вечно рождается от Бога Отца, а Святой Дух вечно исходит от Бога-Отца. Выражение «Бог есть Любовь», относится ко всей Троице. Скупое, на первой взгляд описание, происходит из апофатической богословской традиции, в которой одно из божественных качеств – непознаваемость.

Опираясь на опыт самопознания Августин постулирует : «Святой Дух не может быть безымянной ипостасью, а значит, исхождение Святого Духа и есть та самая любовь Отца к Сыну и Сына к Отцу».

Интересно, что св. Августин строит выводы интроспективно, анализируя человеческие отношения. Отец же любит свое дитя, а дитя же любит отца, от них исходит сама любовь, рассуждает св. Августин. Если в восточном христианстве не могли отличить, чем любовь отличается от исхождения, в западном богословии надолго закрепился взгляд Августина Блаженного – Святой дух есть любовь.

Знаменитое «филиокве», послужившее яблоком раздора между Римом и Византией, отчасти, обязано своим появлением неверно понятым августианским представлениям о Святом Духе.

Согласно учению Августина Блаженного о первородном грехе, Бог сотворил первых людей, в особом состоянии свободы воли и дал им заповеди, для того, чтобы люди исполняли их. Из состояния свободной воли или «возможности согрешить», люди, постепенно, пребывая в любви и послушании Господу, должны были перейти в состояние «невозможности грешить».

Условием этого перехода была «благодать первозданной праведности». Нарушив заповеди, люди лишились этой благодати и стали неспособны сопротивляться злу. Их новое состояние – «невозможность не грешить». Некоторые западные современные авторы считают, что св. Августин создал эту концепцию в полемике с монахом Пелагием, учившем, что первородный грех никак не повлиял на природу человека.

По св. Августину, болезни, скорби и смерть, ставшие следствием грехопадения необходимы, чтобы ограничить нашу способность творить зло.

Грех прародителей снимается в Таинстве Крещения. Человеку вновь преподается «благодать первозданной праведности» и он возвращается в первозданное благодатное состояние «возможности не грешить». Августин Блаженный учит, что если человек не крещен, он не имеет «благодати первозданной праведности», судьба некрещеных ужасна, даже младенцы не попадут в Царствие Небесное, так как на них остался первородных грех. В православной догматике это учение считается теологуменом, частным богословским мнением.

Авторитет блаженного Августина способствовал появлению традиции массового крещения детей. В западной христианской традиции крещение новорожденного стало своеобразной гарантией спасения его души. В восточной традиции ряд святых отцов говорят о тайне божественной сотериологии, например, св. Григорий Нисский учит, что Бог спасет всех.

Ещё один важный аспект августианской концепции о грехопадении — моноэнергизм. По св. Августину, в результате грехопадения Адама и Евы произошло тотальное повреждение человеческой природы. Из трех составляющих человека – чувств, разума и воли, сильнее всех пострадала именно воля и меньше всего – разум.

Человек стал полностью безвольным существом. Он не только не может спастись, а даже не может захотеть спасения. Бог Сам избирает человека и, как бы подталкивает его, даруя необходимую для этого благодать. И человек не в силах отказаться. Вначале благодать вызывает в нем желание Царства Божия, в ответ на желание, которое по сути и производит Бог, благодать дарует человеку веру и приводит к праведной жизни. Никакой заслуги человека здесь нет и быть не может. Со св. Августином не согласны восточные учителя Церкви, создавшие учение о синергии, «соработничестве» человека и Бога в деле спасения.

Для того, чтобы логически объяснить, как Бог выбирает, кого спасти, а кого нет, св. Августин ссылается на божественное качество всеведения. Всеведущий Господь предвидит, кто из людей спасется, поэтому именно им дарует благодать и ведет их в Царствие Небесное. Что будет со остальными, Блаженный Августин не уточняет.

Учение о заслугах человека перед Богом стало основной чертой протестантизма. Не менее важным для развития философской и исторической европейской мысли явилось сочинение св. блаженнного Августина Аврелия «О Граде Божьем». На страницах этой грандиозной двадцати двух томной книги, он хотел осмыслить судьбы человечества от Адама и Евы до наших дней. Это взгляд на историю не как на цепь хаотических, не связанных между собой событий, а первая попытка историософии – поиск мудрости Божьей в истории человеческого бытия.

Два града существуют на земле Град Божий, созданный любовью Бога к человеку и Град Земной, следствие человеческого эгоизма, его любви к самому себе – град греховный и злой. По св. Августину, два града переживают шесть главных эпох: от сотворения Адама до рождения Христа. Шестая эпоха началась с Христа и закончится Страшным Судом, тогда граждане «града Божия» получат райское блаженство, а граждане «земного града» подвергнутся вечным мукам.

Воплощением Града Земного для св. Августина Аврелия был Рим – центр гонений на христианскую Церковь. Сочинение о «Граде Божьем» святой написал, под впечатлением от разорения «вечного города», которое он считал наказанием за грехи. В 410 году Рим был разрушен ордами вестготов. Несмотря на некоторую легендарность августиновой концепции, это была первая попытка создать христианскую философию истории.

В 430 году уже престарелый богослов и философ, добрый пастырь св. Августин Аврелий Иппонийский Блаженный разделил трагическую судьбу своего города, завоеванному дикими племенами вандалов. Он до конца оставался со своей паствой. Неизвестно, был ли он убит или умер во время нападения на Гиппон.
Учение этого почитаемого в трех конфессиях отца Церкви, заложило основу для дальнейших богословских и философских изысканий. Его нелегкая «многогрешная» жизнь, отчасти, стала опровержением моноэнергизма, а долгий путь к Господу, полный исканий, послужил примером того, что спасение возможно для каждого человек, путей много, все они открыты.

Августин Блаженный причислен к лику святых не только Восточной, но и Западной Церкви. В настоящее время есть церкви святого в Париже, Вене, и других городах. В Vв. христиане, спасаясь от ариан, увезли останки святого Августина в Кальяри (Сардиния), а в VIIIв. мощи были выкуплены Лиутпрандом — лангобардским королем (северо-западная Италия), а затем перенесены в столицу — Павию.

Цитаты

«Возлюби Господа и поступай как хочешь» приписывается Августину.

«Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим..» так же.

«Верховный Художник сочетал и расположил свои творения в одно прекрасное целое. Его благость, начиная с высшего и оканчивая низшим, не завидует никакой красоте, которая и может быть только от одного Него». Теологический трактат «Об истинной религии».

«И гордость ведь прикидывается высотой души.» Исповедь.

«Так что же такое время? Если никто меня о нем не спрашивает, то я знаю — что, но как объяснить вопрошающему — не знаю. Твердо же знаю я только одно: если бы ничего не проходило, не было бы прошедшего; если бы ничего не приходило, не было бы будущего; если бы ничего не было, не было бы настоящего. Но как может быть прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? А если бы настоящее не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность. Настоящее именно потому и время, что оно уходит в прошлое. Как же можно тогда говорить о том, что оно есть, если оно потому и есть, что его не будет. Итак, время существует лишь потому, что стремится исчезнуть». Исповедь.

Читать еще:  Если приснилось что прокляли. Толкование сна проклинать в сонниках

блаженный Аврелий Августин

Проповеди и слова

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Труды на иностранных языках

блаженный Аврелий Августин (354–430)

Детские и юношеские годы. Молодость

Аврелий Августин появился на свет в 354 году, в нумидийском городе Тагасте (на севере Африки).

Отец Августина, язычник, входил в состав членов городского управления, имел во владении небольшое поместье. Мать Августина, Моника, благочестивая женщина, в отличие от мужа, исповедовала веру во Христа (впоследствии она была причислена Церковью к лику святых). Несмотря на традиционно второстепенное положение женщин того времени в обществе, влияние Моники на супруга и сына всё же имело успех (в конце концов муж, Патриций, крестился, пусть даже и незадолго до смерти).

Семья Августина хотя и не нищенствовала, но имела скромный достаток. Между тем, ограниченность средств не помешала родителям обеспечить сыну хорошее образование. Первоначально он проходил обучение в родном городе, затем, с 363 по 366 год, продолжил образование в Мадауре. Следующим местом учебы, куда он направился пятнадцатилетним юношей, стал Карфаген.

Здесь Августин обзавёлся знакомством со множеством сверстников. Причём, далеко не все из них вели целомудренную жизнь. Имея перед глазами негативные примеры, но не имея вполне сформировавшегося внутреннего нравственного стержня, Августин и сам приобщился к распутству.

В Карфагене он познакомился с одной женщиной, от которой впоследствии, в 372 году, у него родился ребенок. Сына назвали Адиодатом (в греческом варианте — Феодор). Впоследствии Августин не раз вспоминал о нём с отеческой любовью и нежностью.

Духовные искания

Некоторый перелом в мировоззрении и миросозерцании Августина произошёл, когда ему было девятнадцать лет. Тогда, на средства, присланные матерью, он приобрёл себе рукопись произведения Цицерона «Гортензий», в котором тот со свойственной ему убедительностью раскрывал значимость любомудрия как высочайшего блага. Это произведение оказало на Августина сильное психологическое воздействие, побудило всерьёз задуматься над смыслом жизни, в том числе собственной, сопоставить привычные ему мирские ценности с вечными.

В какой-то период Августин проникся симпатией к лжеучению манихеев, признававших два противоположных начала: доброе и злое. Чтение Священного Писания не вызывало в нём надлежащего благоговейного чувства. Да и уровень доверия Августина христианству был недостаточно высок (возможно, это было связано с языческими представлениями отца). Зато сочувствию манихейству способствовал тот внутренний разлад, который был свойственен ему в виду нравственной распущенности и который он внутренне ощущал: с одной стороны — душевное стремление к чему-то светлому и возвышенному, а с другой стороны — низменные плотские порывы. Чем не борьба двух начал, доброго и злого? Период увлечения Августина манихейством длился почти 10 лет, приблизительно с 373-го по 382 год.

Получив в Карфагене желаемое образование, Августин возвратился на малую родину, в Тагасту, и устроился там преподавателем грамматики. Однако некоторое время спустя он вновь перебрался в Карфаген. Здесь, помимо преподавательской деятельности, он всерьёз нагрузил себя теоретическими исследованиями в области естественных наук. Между тем, постигая основы астрономии, он изучал, например, и астрологию. Мать, искренне переживавшая за него, и переселившаяся в Карфаген, поближе к сыну, всё же надеялась, что однажды, с помощью Божьей, он обратится, отступит от вредных, греховных привычек и ложных идей.

Со временем у Августина стало возникать всё больше и больше вопросов, на которые манихейство не могло дать ему ясный утвердительный ответ. Однажды, когда в Карфаген прибыл епископ Фавст, пользовавшийся у манихеев уважением и авторитетом, Августин приступил к нему и засыпал неудобными вопросами. Выслушав, Фавст признался, что не в силах удовлетворить его любопытству. Тогда Августин испытал определенное разочарование в манихействе, хотя и оценил искренность манихействующего епископа.

В 383 году Августин отправился в Рим, а спустя некоторое время перебрался оттуда в Милан (Медиолан), где получил должность ритора. И как любознательному человеку, и как ритору, ему было интересно услышать проповеди знаменитого епископа Амвросия (Медиоланского). И он слушал. И это слушание не осталось бесплодным.

Обращение ко Христу

По мере того как Августин посещал воскресные богослужения, в чине оглашенного, он всё больше и больше увлекался красотой Православия. Из проповедей епископа Амвросия он вынес для себя, что христианское вероучение представляет куда более богатое и возвышенное знание, чем он мог предположить. И хотя прежняя развращённость давала о себе знать в виде греховных движений в душе, по Промыслу Божию он, шаг за шагом, приближался ко Христу.

Большое впечатление оказал на него таинственный случай. Однажды, размышляя о собственной греховности, пребывая в сокрушении духа, он, вдруг, услышал чей-то загадочный голос, словно бы детский, взывавший к нему нараспев: «Возьми и читай». Осмотревшись и не найдя, кто бы это мог произнести, Августин интерпретировал это воззвание как обращение свыше. Он понял, что объектом чтения должно было стать Священное Писание. В свою очередь это обращение напомнило ему о призвании Антония Великого, чьё житие, в своё время, произвело на него сильное впечатление. Августин тут же вернулся на место, где оставил Писание, и начал читать. Его внимание сосредоточилось на фразе, предостерегавшей от различных опасностей (пиршеств, пьянства, сладострастия, распутства, зависти, ссор, похоти вообще) и призывавшей облечься во Христа (Рим.13:13-14).

В 388 или 389 году Августин, наконец, принял Крещение. Это событие не могло не обрадовать его мать, ревностную христианку. Вскоре она почила о Господе.

Священнослужение

По смерти матери Августин, пробыв какое-то время в Италии, отправился в родной город Тагасту. От отца ему досталось наследство, но он, уже твердо определив для себя направление будущего пути, продал всё и пожертвовал вырученные деньги на нужды Церкви.

Вскоре Августин переселился в Иппон. К тому времени он успел стяжать некоторую известность как защитник христианства и богослов. В 391 году, епископ Валерий, по настоянию местной общины, рукоположил его во священника. С тех пор отец Августин стал его верным помощником в деле распространения веры, много проповедовал, занимался толкованием Священного Писания и борьбой с еретическими заблуждениями.

В 395 году, отец Августин был возведен в епископское достоинство, а после преставления епископа Валерия возглавил Иппонскую епархию и руководил ею вплоть до своей смерти.

За несколько лет до кончины блаженный Августин избрал себе в преемника Ираклия. 28 августа 430 года сердце архиерея, измождённого лихорадкой, остановилось, и он предстал пред Лицом Высшего Судьи.

Творческое наследие

За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист.

К сожалению не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами учение о роли Божественной благодати в деле спасения. Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог).

Другое спорное место в трудах Августина Иппонского связано с его воззрением о Святом Духе как о Духе Любви. В дальнейшей интерпретации эта точка зрения легла в основу учения Западной Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (суть этого учения такова: Отец любит Сына и, значит, изводит Любовь, но и Сын любит Отца и, следовательно, тоже изводит Любовь; поскольку Любовь — это Святой Дух, постольку и получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына).

Между тем, блаженный Августин по праву почитается как один из наиболее выдающихся церковных писателей вселенского масштаба.

Источники:

http://bibliya-online.ru/avgustin-blazhennyy-filosofiya-idei-i/
http://pravoslavie.wiki/avgustin-blazhennyj-filosofija-i-uchenie.html
http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector