Архитектурные чертежи храма святого саввы. Мозаики храма свт

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Европа

Русские финансируют мозаику в храме Святого Саввы

Конец восьмилетним переговорам положил визит премьер-министра Путина

Создание мозаики в храме Святого Саввы профинансирует Российская Федерация и Русская православная церковь – как разузнала «Политика», об этом на днях из России официально сообщили Министерству иностранных дел Сербии.

Таким образом «готовность России оказать содействие в финансировании» стала реальностью. По оценкам главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополита Илариона Алфеева, которые он озвучил русским СМИ, изготовление всей мозаики обойдется в 40 миллионов евро. Переговоры о возможных пожертвованиях с российской стороной велись в течение восьми лет, а точку в них поставил визит премьер-министра России Владимира Путина, который в марте этого года во время официального визита в Сербию посетил храм Святого Саввы. Планируется, что пожертвование будет осуществлятся поэтапно, по мере выполнения работ. После визита в Сербию митрополит Иларион Алфеев в одном из интервью рассказал о работах в храме Святого Саввы, подтвердив готовность Русской православной церкви помочь с продолжением работ, отметив, что это «беспрецедентный проект», поскольку мозаикой будет покрыто 17 000 квадратных метров, и что один квадрат обойдется в 2-2,5 тысячи евро.

Работы в Храме Святого Саввы были предметом последнего заседания наивысшего церковного органа – Священного Архиерейского Синода, который представил доклад о работе над храмом, что является традиционным пунктом весеннего заседания. Главный зодчий храма, профессор Воислав Милованович рассказал нашей газете, что в первом этапе предстоит сделать 3100 квадратных метров мозаики на большом куполе, сводах нефа и колоннах. Комиссия синода по изготовлению мозаики должна объявить конкурс на художественные эскизы.

«Конкурс будет международным. Предварительные сроки осуществления первого этапа работ над мозаикой – шесть месяцев на выбор эскиза и 18 месяцев на реализацию выбранного художественного решения», – объясняет профессор Милованович.

Композиции будут основаны на византийской иконографической традиции в изображении архитектурных пространств и артефактов, в то время как в изображении ликов небесной иерархии авторы должны будут придерживаться принципов безвременья и обыкновенных различий, которые определяет Псевдо-Дионисий Ареопагит, говорится в докладе, представленном Синоду. Мозаика будет из природного камня, стекла, стеклянной пасты и, возможно, керамики.

«Что касается других мероприятий, большая часть работ по каменной кладке в интерьере храма, а также фасада, завершена. Кроме того, в ходе второгй этап строительства двора, который включает в себя завершение круглого плато, выполняются работы и на участке, где планируется строительство здания Патриархата», – добавляет профессор Милованович.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Как украшали купол самого большого храма в Европе

Храм святого Саввы в Белграде – самый крупный православный храм в Европе – решили возвести еще в конце XIX века. На том месте, где в конце XVI века турки-османы сожгли мощи первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175–1236).

Храм святого Саввы

Как российские художники выиграли конкурс на украшение храма

Непосредственно строительство началось в тридцатых годах прошлого века. Вторая мировая помешала строительству, которое было возобновлено лишь в конце восьмидесятых: при социализме недостроенный храм использовался как гараж. Проект большой, затратный, поэтому строился медленно. Только в 2004 году состоялось официальное открытие храма.

«Спустя несколько лет правительства России и Республики Сербия пришли к решению о благоукрашении храма, – рассказывает Евгений Максимов, академик Российской академии художеств, народный художник России. – По благословению Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей был проведен международный конкурс, на котором художники представили эскизы вариантов украшения интерьеров храма святого Саввы».

В составе комиссии конкурса – иерархи Сербской и Русской Православных Церквей, официальные лица двух стран, именитые искусствоведы, византологи и художники двух стран.

Храм святого Саввы. Фото: slon.pics

В итоге победил проект, представленный группой российских художников-монументалистов. Второе место заняли белорусские художники.

Автором проекта выступил Николай Мухин, академик Российской академии художеств, которого сербы хорошо знают и ценят: среди его многочисленных проектов – росписи храмов в Сербии.

Координировать и финансировать проект совместно взялись агентство «Россотрудничество» и «Газпром».

Читать еще:  Почему у иисуса не было детей. Страсти по Марии: Почему одни считают Магдалину Блудницей, а другие святой мироносицей

Прежде чем приступить к основной работе, Николай Мухин и Евгений Максимов спроектировали рабочую модель купола, в масштабе один к десяти.

«Наш творческий союз сложился легко, – рассказывает Евгений Максимов, – ведь мы много работали вместе еще начиная с росписи Храма Христа Спасителя».

Народный художники России, академики Николай Мухин и Евгений Максимов

Мозаику набирали в России, потом отправляли машинами в Сербию и уже на месте монтировали.

Такого масштабного уникального проекта в современной истории не было. Никогда в постсоветский период не делали такой масштабной мозаики, не варили такого количества смальты и золота.

Высота храма до зенита купола – более восьмидесяти метров, площадь купола – около полутора тысяч квадратных метров. Высота центральной фигуры Спасителя – 14 метров, фигуры Богородицы – 9 метров, архангелов и апостолов – примерно 8,2 метра каждая.

Как от качества мозаики зависит жизнь людей

«В Сербии главный православный праздник – Вознесение Господне, и потому изображение именно этого праздника стало главной темой купольной мозаики, – рассказывает Максимов. – Тема Вознесения была древней и каноничной композицией, которая изображалась на своде главного купола православных храмов. В том числе – на куполе храма святого Марка в Венеции, созданного византийскими мастерами. Эта композиция стала основой для создания мозаики купола храма святого Саввы».

Над созданием масштабной мозаики купола работало около ста художников из девяти бригад. Возглавляли их молодые, но опытные мастера – Олег Иващенко, Елена Кузнецова, Анастасия Денеш, Алексей Жучков, Владимир Ананьев, Ирина Можар, Светлана Васютина. А также бригада художников из Петербурга Егора Быстрова.

«Непросто было освоить и соблюдать технологический процесс, ведь одно дело расписать купол красками, а другое – выложить его мозаикой, – говорит Евгений Максимов. – В последнем случае от качества работы в буквальном смысле зависит жизнь людей, которые будут молиться в храме. Если даже маленький камешек смальты упадет с почти стометровой высоты на человека, беды не избежать. Но, думаю, не упадет. Нам помогала известная итальянская фирма, производящая материал, на который «сажается» смальта. Многочисленные технологические комиссии, как наши, так и сербские, подтвердили надежность кладки».

Почему за образец был взят собор Сан Марко в Венеции

– Речь идет об уникальном проекте, на моей памяти – беспрецедентном, – комментирует Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик Российской академии художеств. – Храм во имя святого Саввы Сербского строился очень долго, помню его еще со времен моей первой поездки в Белград в 1987 году. Огромное здание, бетонные, неукрашенные стены. Сербам было важно, чтобы самый значимый для них храм был украшен особенно торжественно, не так, как сегодня обычно украшают храмы – недорогими фресками. Поэтому в ситуации многолетнего экономического кризиса он и стоял не украшенным.

Храм до реконструкции. Фото: Matt Zimmerman / Flickr

Сербы мечтали украсить мозаикой, то есть самой дорогой, долговечной техникой, самый большой купол современного христианского мира. Не думаю, что за последние 100 лет появлялся другой купол, как в храме святого Саввы – он может быть сравним по размеру с куполом Софии Константинопольской (ок. 30 метров в диаметре).

Однако на этот невероятно дорогостоящий проект элементарно не хватало средств, пока не появились российские благотворители и не выделили на эту работу 4 миллиона евро.

Решить уникальную задачу по созданию мозаичной композиции фантастических размеров взялись два ведущих художника-монументалиста Российской академии художеств – Николай Мухин и Евгений Максимов. И нашли, как мне кажется, адекватное решение, обратившись к высоким византийским образцам. Еще на промежуточном обсуждении проекта в Академии художеств я говорил, что речь идет о Сербии, где существует своя давняя многовековая и замечательная традиция монументальной живописи. Но в данном случае интересно, что решили использовать образцы, не известные в сербской традиции. Более того, мы не знаем ни одного примера купольной и настенной мозаики, сохранившейся на территории Сербии.

Так что в данном случае за образец был взят собор Сан Марко в Венеции, который в XI веке построили как довольно точную реплику великого Константинопольского храма Святых Апостолов, разрушенного в XV веке турками после завоевания византийской столицы. Видимые ныне мозаики венецианского собора, в основном XIII века, также восходят к греческим образцам. Те, кому посчастливилось видеть мозаику центрального купола собора Сан Марко, сразу считывают первоисточник в храме святого Саввы.

Читать еще:  Сон в воскресенье подстригла себе волосы. Стричь волосы во сне: к добру или к худу? Стричь волосы: общее значение сна

Это вызвало критику некоторых коллег, утверждающих, что вот, у художников была возможность сделать нечто уникальное, а они просто воспроизвели классический образец. Мне эта критика не кажется вполне справедливой. В первую очередь потому, что не понятно – какую иную композицию можно было бы разместить в этом огромном пространстве?

Повторяю, что задача уникальна и грандиозна, и нет похожих примеров, сделанных в новое время. Никто подобной художественной задачи ранее не решал.

Теоретически можно представить неизвестного гения, который бы сотворил совершенно новую икону XXI века. Но в этом случае совсем не факт, что этот новый образ приняла бы наша весьма консервативная православная среда и в Сербии, и в России.

Кроме того, византийский прототип – это правильное послание «городу и миру», поскольку византийская традиция и для нас, и для сербов стала основой культуры и цивилизации, и обращение к византийскому прототипу – очень важный момент. Тем более, художественно задача, с точки зрения пропорций, пластики фигур и сохранения византийского стиля, была решена, на мой взгляд, успешно.

Почему уникального сияния сегодня не добиться

Другое дело, что сегодня невозможно со всей глубиной и художественной значимостью повторить высоту византийских образцов. Но нельзя упрекать современных художников за это. Хотя бы потому, что сейчас просто нет такой смальты, с которой работали византийские мастера. Если увидеть вблизи мозаики того же собора Сан Марко или Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве – они сделаны буквально как вышивка, с использованием нескольких десятков оттенков только золотой смальты, положенной под разными углами так, что возникает эффект мерцающего света.

В итоге и появляется то уникальное впечатление бесконечной пространственной глубины, с одной стороны, и подвижного сияния – с другой, возникает образ Божественного мира, из которого в мир земной являются персонажи священной истории, живущие в пространстве между зрителями и изображениями.

Этого сегодня достичь невозможно, поскольку более не существует средневековая технология производства смальты (современная, даже лучшая итальянская смальта груба и примитивна). Однако можно воспроизвести самые общие эффекты, отсылающие нас к высоким образцам Византии. В этом смысле, мне кажется, задача была решена, и в целом мы получили огромную пространственную икону в куполе. И за эту работу, мне думается, никому не стыдно.

С Зурабом Церетели

Мозаика в куполе храма святого Саввы – некий знак византийского присутствия, созданный русскими мастерами в сотрудничестве с сербскими художниками. Николай Мухин и Евгений Максимов собрали исключительно достойную высокопрофессиональную команду лучших на сегодняшний день мастеров-исполнителей, как российских, так и сербских. Они воплотили на века символический образ глубинной связи славянских традиций – зримый византийский дар от России духовно родственной Сербии.

На мой взгляд, именно в этом главный смысл произошедшего.

С.В.Лавров на презентации мозаичного убранства главного купола Храма Св.Саввы, Белград, 22 февраля 2018 года. Фото: МИД России / Flickr

Как будет выглядеть мозаика на огромной высоте

– Бригада из десяти человек, которой я руководил, делала важный фрагмент композиции Вознесения – фигуры Богоматери и окружающих Ее архангелов, – вспоминает о работе художник Алексей Жучков, руководитель одной из бригад. – Во время работы мы старались абстрагироваться от того, насколько это важный и ответственный заказ, чтобы эмоции не мешали работать.

Размер фигуры Богородицы – около девяти метров. И потому мы делали работу вертикально, хотя обычно мозаику выкладывают горизонтально. Хотя какие-то фрагменты мы собирали внизу, подбирали цвета всухую, без клея, а потом смотрели, как все вписывается в общее изображение.

Размеры мастерской позволяли отойти и оценить работу со стороны, ведь в итоге мозаика расположилась на огромной высоте. Было важно понять, как фигуры будут читаться непосредственно теми, кто увидит их уже в куполе храма.

Фото: TANJUG/ Димитриje Голл

Кто-то работал над образом Богородицы снизу, кто-то – сверху, кто-то – выкладывал ноги, кто-то – мафорий, кто-то – лик. Были установлены такие леса-конструкции, которые позволяли работать на разных ярусах.

Читать еще:  Храм на теплом стане расписание богослужений. Церковь святой великомученицы анастасии узорешительницы

Посмотреть на нашу работу приезжали митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Сербский владыка каждому из художников привез маленькие иконы – святого архимандрита Луки или Богородицы.

Зачем художникам комнаты отдыха

– В монументальном искусстве очень важны люди, с которыми ты работаешь рядом, – рассказывает Альберт Солтанов, художник-исполнитель. – Тем более в таком колоссальном проекте, создающемся длительное время.

Многое приходится делать сообща, и если кто-то «выпадает» из общего настроя, начинает существовать сам по себе, то велик риск, что работа сложится не на должном уровне.

В нашей бригаде случайных людей не было, и я благодарен коллегам за ту атмосферу, в которой мы вместе выкладывали мозаику.

Еще отдельно хочется поблагодарить организаторов за условия работы. Столовая, комнаты отдыха, отдельные раздевалки, туалеты, грамотно оборудованные рабочие пространства…

Казалось бы, разве стоит обращать внимание на быт, когда говорим о таком проекте? Стоит, поскольку мозаика создается живыми людьми, и такие «мелочи» говорят о человеческом и уважительном отношении к художникам.

Храм Святого Саввы

Храм Святого Саввы (Church of Saint Sava)

Храм Святого Саввы — один из крупнейших православных соборов в Европе, высота его около 90 м. Он находится в столице Сербии — Белграде. Собор поражает своей величественностью и масштабами. Если площадь храма Христа Спасителя в Москве составляет 60 на 60 м, то размеры его белградского аналога, спроектированного в сербско-византийском стиле – 91 на 81 м. Храм святого Саввы во Врачаре стоит на том месте, где турки-османы, порабощавшие сербские земли, варварски сожгли мощи величайшего святого и первого архиепископа Сербии.

Храм функционирует исключительно за счет пожертвований, постоянно ведутся реконструкции. В техническом и духовном смысле это здание не является собором, так как не является резиденцией Белградского патриарха (Патриарх располагается в Соборе Святого Михаила неподалеку). Потому принято называть его именно Храмом, хотя иностранцы зовут его собором (cathedral) из-за размеров и большой значимости.

Сэкономь на путешествии!

История

Строительство началось в 1894 году на площади, где османский воевода Синан-паша приказал сжечь мощи святого Саввы.

После нескольких десятилетий планирования и многочисленных конкурсов фактическое возведение здания началось в 1935 году; в период до 1939 года были возведены стены высотой 12 метров.

Вторая мировая война прервала строительные работы, которые были возобновлены лишь в мае 1986 года, когда власти дали разрешение продолжать строительство храма. Купол был завершён в 1989 году.

20 апреля 1999 года, в день Радоницы, Патриарх Московский Алексий II находился с визитом в Союзной Республике Югославия во главе делегации РПЦ и совершил с Патриархом Сербским Павлом литургию в соборе (до великого входа; далее — на площади перед собором); в ходе богослужения было совершено молитвенное поминовение жертв военных действий на территории Югославии.

В 2004 году состоялось официальное открытие всё ещё не полностью законченного храма.

В марте 2008 года был освящен придел собора в честь святых мучеников Ермила и Стратоника.

Архитектурный стиль

Архитекторы Александр Дероко и Богдан Несторович использовали классический византийский стиль эпохи правления императора Юстиниана I. Прямым образцом служила главная церковь Византийской империи — Софийский собор в Константинополе. Однако по своей планировке Храм Святого Саввы всё же отличается от константинопольского образца, так как здесь не было осуществлено слияние между базиликой и центральным строением. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола.

Фреска образа Христа, расположенная под главным куполом Саввинской церкви является одной из величайших росписей во всем христианском мире. Только глаза на лике Спасителя величиной более одного метра. В храме одновременно могут размещаться до десяти тысяч прихожан. Его объем – 170 кубометров, а алтарь по площади больше, нежели вся Соборная церковь в Белграде!

Центральный купол храма святителя Саввы весит 4000 тонн. На его вершине установлен позолоченный 12-метровый крест. На остальных куполах – еще 17 крестов поменьше. Две колокольни на западной стороне церкви – это 49 колоколов различной силы и величины весом от 12 килограммов до пяти тонн.

Источники:

http://inosmi.ru/europe/20110524/169796548.html
http://www.pravmir.ru/kak-ukrashali-kupol-samogo-bolshogo-hrama-v-evrope/
http://wikiway.com/serbia/belgrad/khram-svyatogo-savvy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: