Архитектура православного храма классификация архитектурных стилей. Современная церковная архитектура: особенности, смыслы, задачи
Современный храм. Современный образ православного храма
Даже не обладая глубокими познаниями в архитектуре, мы сможем отличить церковь X века от церкви XVII века. Cравните византийские соборы с сохранившимися доныне русскими церквями, разница очевидна, эту разницу можно назвать нашей русской традицией. Религиозная архитектура на протяжении всей своей истории имела развитие в соответствии с контекстом времени и места. В современном мире церковь и церковное искусство должны развиваться, но не теряя своей сути.
Из современных проектов, которые я смог найти, творческое объединение “Квадратура Круга”, – два молодых архитектора Даниил Макаров и Иван Земляков, выражают наиболее глубоко и актуально эти мысли. Рекомендую ознакомиться с описаниями к их проектам на сайте Квадратуры Круга , очень интересная смысловая составляющая скрывается в каждой работе.
Миссионерский храм
Скитский храм
Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга
Проект нового собора Сретенского монастыря в Москве
Проект нового собора Сретенского монастыря в Москве
Храм 40 Севастийских мучеников
Храм Святой Троицы
Храм Петра и Павла
Четырехстолпный храм
Городской храм
Проект подворья Валаамского монастыря на Левашовском кладбище
Проект подворья Валаамского монастыря на Левашовском кладбище
Храм Воскресения Христова
Проект русского культурного центра в Рейкьявике
Проект деревянного храма
Базилика 21. 1. 1 и Базилика 21. 2
Проект деревянного храма (2014)
Выложу еще ряд проектов, где архитекторы пытаются по-новому осмыслить образ храма.
Проекты для русского центра в Париже, реализуется последний, золотой.
И просто чего попалось
Из чего складывается церковная архитектура?
Из чего складывается церковная архитектура?
Церковная архитектура двусоставна. С одной стороны, она вырастает из многовекового опыта существования Церкви, с другой стороны, сакральное пространство всегда облекается в формы культурного контекста своей эпохи.
Нажмите на схему, чтобы увеличить:
Христианское влияние на храмовую архитектуру.
Двухтысячелетний опыт христианства показывает нам, что храмовое пространство может быть совершенно разным: от катакомбных крипт, капелл и адаптированных базилик первых веков, до сложных многоуровневых решений храмов 17-19 веков; от простых клетских сельских храмов, до поражающих воображение деревянных соборов.
Мы можем проследить в истории, как несмотря на смену культурных парадигм, в христианском зодчестве происходит возврат к определенным композиционным приемам. Такие устойчивые пространственные схемы становятся образцами, но всегда воплощаются на языке эпохи, в которой они возникают, рождая вариации образов. Это вполне можно увидеть на примере древнерусских четырехстолпных храмов.
Нецерковное влияние на храмовую архитектуру.
Парадокс в том, что все рассмотренное выше с точки зрения религиозного влияния на церковное искусство, на самом деле не имеет непосредственной материальной составляющей. Все это является сценарием формотворчества, идеей, которая находит себе форму. Субстратом для форм сакрального пространства всегда является существующий культурный контекст: будь то античность, византийское искусство, готика или период классицизма и др. [2] – в любую эпоху строительные технологии, представления об эстетике и естествознание предоставляют пространственно-художественные средства, которые, складываясь в храм, становятся репрезентацией христианских идей.
Ширина дверных проемов, высота прохода, габариты помещений, высота и глубина ступеней и многие другие параметры, присущие любому строению, являются следствием сформировавшихся взглядов вокруг вопросов комфортного нахождения человека и исходят из непосредственного опыта, здравомыслия и параметров человеческого тела. К этой же категории можно отнести меры пожарной безопасности и учет климатических особенностей местности.
Культурные достижения – очень многое в себя включают, и из каждой родовой составляющей можно выводить множество взаимовлияющих видовых составляющих: это и чисто практическая сфера культурных проявлений в виде строительных технологий и материалов, и общий культурный фон, сформированный художественными произведениями, являющимися воплощением некогда бывших эстетических взглядов, а теперь влияющих на нынешнюю эстетику; и, наконец, видение эстетики, которое формирует то, что принято называть стилем эпохи. Эстетика и стиль неразрывно связаны с мировоззрением.
Больше всего пересечений и взаимовлияний между сакральным и профанным находится в области мировоззрения, т.к. эти процессы часто протекают параллельно, а иногда нераздельно в зависимости от особенностей эпохи. Достаточно вспомнить как идеи аристотелизма и платонизма стали одним из оснований для становления христианской мысли, а религиозная космогония долгое время была сопряжена с космологией.[3]
Читатель может опустить из схемы архетип, если считает, что символ является самодостаточным продуктом откровения, но как мне видится, именно архетип является интерфейсом между эмпирическим бытием и трансцендентным миром, который формирует из чистой идеи определенную семиотическую форму. А если мы говорим об архетипе как явлении антропологическом, а не культурологическом, то обнаружим в нем источник символических закономерностей. [4] [5]
Внешнее и внутреннее устройство православного храма: описание, фото, схема
Архитектурные особенности храмовых построек
Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.
Внешнее устройство православного храма
По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).
Формы храма
В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:
- крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
- прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
- круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
- восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.
Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.
Купол храма
Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:
- одна – означает единство Господа;
- три – являются знаком Святой Троицы;
- пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
- семь – по числу главных церковных Таинств;
- тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.
Разновидности церковных куполов
Церковные колокола
Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:
- благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
- трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
- перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.
В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.
Крест на храме
Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:
- четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
- шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
- восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».
Видео «Устройство православного храма»
В этом видеоролике рассказывается об особенностях строения Божьего дома.
Описание внутреннего строения храма
План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.
Притвор
Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.
Внутреннее устройства христианского дома
Основная, или средняя часть
Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.
Солея
Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.
Амвон
Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.
Клирос
Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.
Иконостас
Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем. Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:
- на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
- справа висит образ Спасителя;
- за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
- слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
- на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
- над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
- над иконостасом располагается распятие;
- рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.
Алтарь
По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:
- Святого Престола, где совершаются Таинства;
- небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
- жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
- маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.
Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.
Схематическое изображение алтаря
Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.
Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источники:
http://simeonn.livejournal.com/8477.html
http://daniil-skitalec.livejournal.com/10001.html
http://moimolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/ustroystvo-pravoslavnogo-hrama-3454/