Апостольское преемство в христианской церкви. Апостольская преемственность и священство в евангельских церквях

Списки апостольской преемственности основанных апостолами Поместных Церквей

Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ); «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23, 6:6), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» ( Деян. 8:18 ). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы.

В итоге апостолами было основано 5 главных Поместных Церквей, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь:

1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1-41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.

2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.
Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви

3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

4) Константинопольская Поместная Церковь, основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. ( Рим. 16:9 ). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. – и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Список апостольской преемственности
Константинопольской Православной Церкви

5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром * .

6) Русская Поместная Церковь:
В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» ( Рим. 16:9 ). Он в свою очередь рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков:

Апостольское преемство и законное рукоположение в Христианстве

История религии знает следующий назидательный случай: в журнале “Eagle” в 1913 году был опубликован памфлет баптистского пастора Дж. Росса “Некоторые факты о самозваном пасторе Чарльзе Т. Расселе, основателе Общества Сторожевой Башни”. Рассел предъявил в суд иск за клевету, но в ходе разбирательства дела вынужден был признать, что его в пасторы никто и никогда не рукополагал. Казалось бы, Росс из зала суда вышел победителем, но ведь сам баптизм был образован Джоном Смитом в 1633 году, т.е. всего лишь на 237 лет раньше общества Чарльза Рассела (“Исследователи Библии”, 1870). Невольно возникает, по крайней мере, два вопроса: что такое законное рукоположение в Христианстве, а также: имеют ли баптистские пасторы апостольское преемство? Обратимся к Библии.

После сорокалетнего скитания по пустыне, вывел Моисей сынов Израилевых в землю обетованную. Но по воле Бога не дано было войти в неё Моисею. Умер пророк в земле Моавитской, оставив после себя преемника. Из Библии мы узнаём, что преемство благодати было установлено Самим Богом: “И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух и возложи на него руку твою… и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых” (Числ. 27:18,29). Так и поступил пророк: “И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею” (Втор. 34:9).

Но как в Ветхозаветные времена Бог Сам избирал пророков Израилю, так воплотившийся Бог Иисус Христос даёт власть своим Апостолам: “…как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20:21-23).

Эту власть Господь дал двенадцати ученикам и, впоследствии, апостолу Павлу. Последний подвизался в Христовой Церкви и не создал другую, скажем, для язычников. Другое дело, что в Пятидесятницу Апостолы были крещены Святым Духом: «…но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эти же дары получили в тот день ещё около трёх тысяч человек, крестившись во имя Иисуса Христа. Но власть прощать или оставлять грехи, поставлять священство от имени Бога, дана только Апостолам.

Читать еще:  Как узнать, кто я по гороскопу, и нужно ли это знать. Как определить знак зодиака по дате рождения

Новые религиозные движения в своё оправдание приводят немало сомнительных доводов, равно как и практикуют неправильный перевод или искажённое толкование библейских текстов. Например, перевод “Нового Мира” Свидетелей Иеговы на русский язык Деян.14:23 выглядит следующим образом: “Также они назначили им в каждом собрании старейшин, и после молитвы и постов вверили их Иегове, в которого они уверовали”. Обратимся к греческому оригиналу: «положили, возложили» и «руки». Но тогда, безусловно, верен синодальный перевод: “Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали”. В других обособленных от истинной Церкви сообществах священство и вовсе избирается-рукополагается членами собрания.

Обычно ссылаются на вырванные из контекста Писания строки, где говорится о том, что в Иерусалимской Церкви всё собрание выбирало себе священнослужителей. Однако эти выборы предложили сами Апостолы и затем: «…их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6). К тому же, Апостол Павел пишет Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22). Очевидно, что рукополагать пресвитеров Апостол Павел поручил епископу Тимофею, а не собранию мирян.

С другой стороны, совершать священнодействия, (впоследствии некоторые из них были названы Таинствами) опять же могли только законно рукоположенные священники, но не миряне: «болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Как же определить Апостольскую Церковь, ведь многие лжепророки приходят под именем Христовым и заявляют о своей богоизбранности. Те же баптисты утверждают, что и они имеют апостольское преемство. «Движение веры» и последовавшие за ними неопятидесятники подошли к этой проблеме ещё проще – любому из собрания Бог может «сказать»: «стань пастором илиапостолом», женщинам в том числе.

Ответ им предельно прост, ведь ещё в третьем веке Тертуллиан говорил: “Пусть они (еретики) покажут начала своих церквей!” Начала протестантских церквей, в лучшем случае, можно проследить с шестнадцатого века, а неопятидесятники и вовсе возникли в 20-м.

Практически все «учредители» новых христианских групп любят ссылаться на Мф.18:19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Но при этом они забывают о других библейских стихах: «Аарону (же) и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Числ. 3:10), и в Новом Завете: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

Но, может быть, любая группа людей, именующих себя христианами, вправе от имени Бога поставлять себе священнослужителей? Иисус Христос так отвечает своим апостолам и всем христианам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» (Ин. 15:15-16). Христос Сам был Пастырь (Ин. 10:11,16) и поставил иных пастырей (Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).

Господь по Своему обетованию, даёт возможность собранным во имя Христа молиться, изучать Библию или исполнять песни о Боге. Но в самочинных сообществах нет благодатных даров, которые животворят Церковь Апостольскую. При этом Господь разными способами указывает путь к истинной Церкви, которую создал, обещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Ученики Христовы ушли из земной жизни, передав от славы своей преемникам, как в ветхозаветное время сделал по наказу Господа Боговидец Моисей. Новый Завет не упразднил, но продолжил эту традицию, что подтверждает апостол Павел: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14).

Словосочетание «с возложением рук священства» указывает на то, что апостола Тимофея рукополагали несколько священных лиц. Этот канон сохранился и в Православной Церкви: в рукоположении епископа обязательно участвуют не менее двух архиереев. Представим, что в истории человечества не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Церковь перестала существовать или стала «отступнической», но тогда обетование Христа: «…Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18) оказалось бы неисполненным – Церковь одолел бы диавол.

Что касается церковной иерархии. Она была установлена ещё в Древнем Израиле, поэтому вопрос «все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы?» (1Кор. 12:29) у первохристиан не вызывал недоумения – все знали и не подвергали сомнению следующее: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершенствованию святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11-12). Отметим: для созидания, а не расчленения тела Христова!

Читать еще:  Грудной мальчик во сне к чему. Толкование сна

Со стороны неапостольских церквей мы слышим: за две тысячи лет учение Церкови первых христиан было искажено и, потому, дескать, потребовались новые церкви, которые не запятнаны грехами. Особенно подобные утверждения характерны для неохаризматических общин, возникших в конце 20-го – начале 21-го веков. Что можно ответить подобным ревнителям благочестия?

Во-первых, Церковь – непорочное Тело Христово (Кол.1:24; Еф.5:27), грехи совершают её отдельные представители. Во-вторых, самым весомым аргументом в этом споре служит Родословие Господа нашего Иисуса Христа – и до, и после царя Давида в нём были и грешники, и нечестивые цари. Даже наимудрейший Соломон поддался страстям, взял жен иноплеменнических и «…жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» (3Цар. 11:4). Из Писания нам также известно, что первым пастырем, согрешившим пред Богом, был ни кто иной, как первосвященник Аарон: по просьбе народа он собрал золотые украшения, отлил из них тельца и соорудил жертвенник для поклонения идолу (Исх. 32:2-5). Грешили и Апостолы Христовой Церкви, ведь нет человека, который поживёт и не согрешит (3Цар.8:46; 2Пар.6:36; Еккл.7:20).

Поэтому законно поставленное священство не зависит от соотношения числа грешных или благочестивых людей, но определяется апостольским преемством. Священники – это люди из нашего человеческого общества, а не поставленные из Рая ангельские существа. Хулителям же священноначалия, поставленного Богом в Церкви Христовой, ещё в ветхозаветные времена дал достойный ответ боговдохновенный псалмопевец Давид: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15).

Апостольское преемство в христианской церкви. Апостольская преемственность и священство в евангельских церквях

Недавно участвовал в дискуссии об апостольской преемственности баптистов и вообще евангельских христиан в России и не только. Там было много мнений, конечно, некоторые могут сказать, что по сравнению с православными или католиками российские протестанты не имеют апостольской преемственности, с другой стороны это только на поверхности лежит, или на первый взгляд, без исследования так кажется, но если покопаться, исследовать можно найти интересные факты и факторы, которые говорят если не об одинаковой преемственности, но достаточной преемственности по вере , а также по другим признакам, которую можно считать апостольской. Прочитайте эту статью и убедитесь насколько все неоднозначно и сложно в этом вопросе с российскими протестантами.

Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. (Деян. 9.17)

Апостольское преемство – цепь непрерывных епископских рукоположений, или благодатная передача иерархического служения в Церкви от апостолов Христа до наших дней. Об апостольском преемстве говорится уже в трудах некоторых авторитетных раннехристианских авторов (Ириней Лионский, Климент Римский, Иероним, Тертуллиан). На отсутствие апостольского преемства у евангельских христиан обычно указывают представители исторических церквей…

Согласно древней традиции, у римо-католиков церковная иерархия восходит к ап. Петру, а у православных славянских народов, по преданию, – к ап. Андрею (на последнем, впрочем, серьёзные исследователи не настаивают). У протестантских богословов, как правило, нет однозначного ответа о первоначальном источнике рукоположений служителей их церквей, некоторые авторы даже указывают на перешедших в протестантизм католических священнослужителей как носителей «благодати священства». У евангельских христиан во многих странах основной тенденцией в освещении данного вопроса является фокусирование внимания на преемственности в вере, т.е. догматическом учении первоапостольской Церкви (2 Тим. 2:2), и на избрании пресвитеров свободным волеизъявлением поместных общин (при этом слова «пресвитер» и «епископ» в Новом Завете понимаются как синонимичные). Несмотря на заметные отличия в восприятии данной темы евангельскими христианами, само рукоположение у них, как правило, не уходит на второй план, а понимается как прямое участие Бога в священнодействии, что зримо подтверждается единодушием членов общины, – всего «царственного священства» (1 Пет. 2:9), – при избрании служителей.

У славянских евангельских христиан причастность к апостольскому священству (благодатному началу всех ординаций) обычно понимается как живое продолжение того таинственного духовного опыта, который однажды пережил ап. Павел.

Савл (Павел), говоря строго, не отвечал требованиям, предъявляемым к новому апостолу ближайшими учениками Христа, из числа двенадцати, что становится очевидным из текста об избрании Матфия: «Надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1:21-22). Однако после такого здравого и логичного подхода к избранию, фактически ставшего началом «апостольской преемственности» (в традиционном её истолковании), о Матфии больше не сообщается ни единого слова во всём Новом Завете. Зато в нём много говорится о Савле, избранном, как ни странно, не из праведнейших христиан своего времени, а из числа их жестоких преследователей. Сей муж, хотя и современник первых апостолов, был призван Богом на удивление поздно, уже после смерти и воскресения Христа из мёртвых, Его вознесения и даже Дня Пятидесятницы, когда ближайшим последователям Учителя были розданы особые дары Св. Духа. Тем не менее, Господь Своим суверенным решением избрал Савла, помимо учеников из числа двенадцати. И тогда на дороге в Дамаск – благодатью Божьей – Савл из гонителя преобразился в служителя Христа. При этом он не был лишён свободы воли, ибо имел возможность «воспротивиться небесному видению» (Деян. 26:19).

Читать еще:  Афонская молитва по соглашению. Особенности и правила чтения

Сопровождавшие Савла на пути в Дамаск лица не могли разобрать слов, прозвучавших с небес, но их ясно услышал сам Божий избранник (Деян. 22:7-9). И в городе Дамаске из многих учеников Христа, в то время там находившихся, Господь воззвал к одному Анании, и ни к кому другому. Само же Божье повеление, при этом прозвучавшее, превосходило человеческое разумение – как ревностного иудея, так и искреннего христианина: «Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:13-15). Попутно заметим, что временная слепота Савла явственно подтверждала, что встреча с Христом на дороге в Дамаск не была его субъективным переживанием или, подобным сну, видением.

Важно также отметить, что своё посвящение на служение с возложением рук Савл принял не от Петра, Андрея или других великих апостолов, а от безвестного ученика, простого христианина в Дамаске (Деян. 9:10-18; 22.12-16; 26.15-18). Об этом, в частности, говорится так: «Анания. возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа» (Деян. 9:17). Исцеление от физической слепоты по молитве с возложением рук Анании становится зримым подтверждением совершившегося при этом таинства (посвящения на служение) и исполнения Савла Св. Духом. Очевидно, что речь здесь идёт не только о возвращении физического зрения, но и об обретении Св. Духа. Это было Божьим поставлением вчерашнего гонителя на апостольское служение через возложение рук Анании, молитвенно сказавшего в тот момент Савлу: «Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми. » (Деян. 22:14-15). Об этом говорит и Сам Господь: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем. » (Деян. 26:15-16).

После указанных событий ап. Павел, укреплённый свыше, основал множество христианских общин и рукоположил там первых служителей (Деян. 14:23; 2 Тим. 1:6; Тит. 1:5). Рассматривая духовный труд ап. Павла как совершенный библейский образец, искренние ученики Христа, принявшие Св. Духа и благодать от Господа, и в более поздние времена считали для себя не только возможным, но и нравственно необходимым: проповедовать Евангелие, созидать новые христианские общины, избирать и рукополагать в них служителей. Нередко в прошлом подвергаясь преследованиям за религиозные убеждения (в том числе и с ведома представителей исторических церквей), евангельские христиане обычно совершали своё служение самостоятельно, вне связи с официальной церковной иерархией. Так было и в истории евангельского движения в Российской империи и Советском Союзе. По образному выражению одного христианского автора, из духовного наследия великих предшественников эти люди брали «не золу и пепел, а пламенеющий огонь».

В Своих провиденциальных целях, а также давая нравственный урок людям, чтобы никто из них не возносился над ближним, Бог в Библии нередко оказывает предпочтение именно «недостойным», «последним, а не первым». Так Господь, вопреки издавна сложившимся, разумным человеческим традициям, избрал для особого служения целый ряд мужей, которые были не старшими, а младшими в своих семьях. Божий выбор остановился не на Каине, а на Авеле, не Измаиле, а Исааке, не Исаве, а Иакове, не Рувиме, а Иосифе, не Елиаве, а Давиде, не Аароне, а Моисее… В этом отчётливо видна опора не на традицию, «букву», или формальную преемственность, подобную монаршему престолонаследию, а на нечто иное, не вполне подвластное людям.

Сказанное не отрицает необходимости церковных правил и институций, не отвергает порядка и дисциплины, но только очевидно свидетельствует о принципиальной допустимости и правомерности в формационные периоды национальных христианских движений, с единодушного одобрения поместных общин («ибо угодно Духу Святому и нам» – Деян. 15:28), посвящать своих духовных наставников на служение в церкви с возложением рук по примеру ап. Павла, о чём промыслительно сообщается в Священном Писании.

В спину дышит нам прогресс. Подпишись на RSS

Источники:

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolskoj-preemstvennosti-osnovannykh-apostolami-pomestnykh-tserkvej.shtml
http://pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/articles/apostolskoe-preemstvo-i-zakonnoe-rukopolozhenie-v-khristianstve.html
http://www.bogobloger.ru/2016/12/apostolskaya-preemstvennost-evangelskih-hristian.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×