Античные представления о развитии жизни. Развитие биологии в додарвинский период

ЛЕКЦИЯ 3 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД;

Вопросы для закрепления материала.

1. Данными каких наук обосновывается принцип эволюции органического мира?

2. Систематизируйте палеонтологические, биогеографические, морфологические, эмбриологические и другие доказательства процесса эволюции.

3. Главнейшие палеонтологические методы изучения эволюции? Какие задачи решаются на основе методов палеонтологических реконструкций?

4. Методы биогеографии.

5. Морфологические методы.

6. Эмбриологические методы.

7. Методы систематики и экологии.

8. Генетические методы и методы молекулярной биологии.

9. Другие методы изучения эволюции.

РАЗДЕЛ 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ

1 Представления о развитии органического мира в древности.

2 Биологические представления в период Средневековья и эпоху Возрождения.

3 Развитие эволюционных взглядов в XVIII в.Учение Ж.-Б. Ламарка.

4 Развитие эволюционных взглядов в первой половине XIX в.

1 Представления о развитии органического мира в древности. Идея развития живой природы – идея эволюции прослеживается в трудах древних ученых – материалистов. Биологические представления о развитии органического мира имеются в работах ученых Индии, Китая, Египта, Греции. Основоположниками греческой философии являются Фалес, Анаксимен, Гераклит. Все они были объединены поисками материального первоначала, из которого в силу естественного саморазвития возник мир. Гераклит (V1-V вв. до н. э.) впервые ввел в науку о природе и в философию четкое представление о постоянном изменении. Идеи Гераклита положили начало диалектическому пониманию природы. Взгляды античных философов – материалистов распространялись довольно широко, разрабатывались многими. Одним из выдающихся мыслителей древности является Аристотель. Вопросы биологии занимают большое место в творчестве Аристотеля, в его работах имеются положения, которые соприкасаются с идеей эволюции. Он создатель «лестницы природы», ведущей от тел неорганических через ряд все более и более сложных органических форм к высшим ступеням организации. Аристотель отмечает, что переход от тел неорганических к животным и человеку совершается постепенно. Учения древнегреческих натурфилософов имели своих сторонников и в Древнем Риме. Представитель античного материализма Лукреций Кар (1 в. до н.э.) писал, что «. природа никем не создана и управляется присущими ей законами. ». Знаменитое многотомное сочинение «Естественная история» принадлежит римскому натуралисту Плинию (1 в. н.э.). Труд этот явился первой по времени энциклопедией естествознания.

2 Биологические представления в период Средневековья и эпоху Возрождения.Для философии средневековья была характернасхоластика (основана на церковных положениях), с чем связано название данного периода. Этот период был периодом утверждения метафизического взгляда на природу и общество.В период средневековья работали такие известные ученые как Альберт Больштедский, Ибн-Рошд, Ибн-Сина. По представлениям Роджера Бекона, живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц, живые существа находятся в тесной зависимости от окружающей среды. В эпоху Возрождения и в более позднее время большой вклад в развитие биологии внесли А. Везалий, У. Гарвей, Р. Гук, А. Левенгук, М. Мальпиги, Ф. Реди, Дж. Рей. Так, У. Гарвей утверждал, что «все живое из яйца», отвергая идею самозарождения живых организмов из неживого (лягушек из ила, червей из грязи и т. д.). Наука XVII в. получила в свое распоряжение новое орудие познания природы – микроскоп, изобретение которого безгранично раздвинуло сферу исследования явлений и законов природы.

3 Развитие эволюционных взглядов в XVIII и в первой половине XIX веков.В XVIII и в первой половине XIX веков наблюдается дальнейшее развитие биологии и эволюционных идей в ней (К.Ф. Вольф, К. Линней, Ж. Бюффон, Э.Ж. Сент-Илер, Ж. Кювье, Ж..Б. Ламарк, Т. Шванн, К. Бэр, П.Ф. Горянинов, К.Ф. Рулье и др.). Классические работы принадлежат К.Ф. Вольфу, они сыграли большую роль в подготовке обоснований для создания клеточного учения. Идеи К.Ф.Вольфа о всеобщности микроскопической структуры растений и животных, его представления о путях индивидуального развития организмов оказали большое влияние на последующие поколения ученых. К. Линней внёс большой вклад в биологию тем, что заложил основы систематики; ему принадлежит заслуга установления того факта, что вид есть основная форма существования живой природы; он впервые выяснил, что явление вида имеет всеобщее распространение, то есть что оно универсально для органической природы. Ж. Бюффон является одним из ранних представителей трансформизма – концепции об изменении и превращении видов. Он впервые высказал «историческую» точку зрения относительно неживой и живой природы, а также попытался связать историю Земли с историей органического мира. По его взглядам жизнь зародилась в воде, и первые живые существа образовались из мельчайших частиц живого вещества – органических молекул, возникших из неорганической природы. Ж. Бюффон впервые попытался обстоятельно рассмотреть проблему влияния на организмы внешней среды, он пишет об изменяющемся влиянии климата, влиянии пищи, продолжительности времени. Представителем позднего трансформизма является Э.Ж. Сент-Илер, он предложил единый план строения животных, создал учение о гомологии, отстаивал «принцип о взаимосвязи, взаимоотношениях органов», установил принцип «равновесия органов». Принцип коррелятивного соотношения органов животного установил Ж. Кювье, этот принцип корреляций отражал объективно существующую взаимозависимость органов и систем в организме, и открытие Ж. Кювье имело большое научное значение.

Очень важное значение в развитии и укреплении эволюционных идей в биологии имели работы Ж.Б. Ламарка, создание им первого в истории биологии эволюционного учения.

Учение Ж. Б. Ламарка. Философские взгляды Ж..Б. Ламарка. По философским убеждениям Ж.Б. Ламарк – материалист деистического толка, т.е. он был близок к французской материалистической философии XVIII в. Деисты утверждали, что все явления природы осуществляются по естественным законам. В то же время у них имелись представления о творце, которому отводилась роль «первопричины», «законодателя» или «первого толчка», давшего начало Вселенной. В своих общих биологических взглядах Ж.Б. Ламарк придерживался положения о закономерном историческом развитии живой природы. Жизнь, по его мнению, явление целиком материальное. Самозарождение жизни он считал отправной точкой для дальнейшей эволюции органического мира. Первые зародившиеся организмы дали начало всему многообразию органических форм.

«Принцип градации» органических форм.В труде «Философия зоологии» (1809) Ж.Б. Ламарк дает обоснование «лестницы существ». Он вносит коренное принципиальное изменение в распространенное представление о «лестнице существ». В противоположность большинству натуралистов и философов XVIII в. (Ш. Бонне, Г. Лейбниц и др.), видевших в «лестнице существ» последовательный ряд независимых, неизменных, созданных творцом форм, читавшихся сверху вниз, не связанных единством происхождения, Ж.Б. Ламарк признавал развитие одних форм от других на протяжении бесконечного числа поколений, отстаивал идею изменяемости видов. Идея наличия в природе ступенчатого многообразия и восходящего ряда форм явилось той отправной точкой, которая позволила Ж.Б. Ламарку сделать правильный вывод, логически вытекающий из нее – мир организмов развивался исторически, от простых форм организации ко все более сложным и совершенным. Развитие от низших форм к высшим, усложнение организации (путем естественной градации), по его мнению, осуществляется благодаря присущему живой природе постоянному стремлению к усложнению и совершенствованию организации, стремлению природы к прогрессу. Стремление к прогрессу не определяется внешними причинами, они лишь нарушают правильность градации. Градационный процесс совершается в силу установленного творцом порядка природы и обеспечивается врожденным стремлением органических форм к повышению организации. Второй принцип, положенный Ж.Б. Ламарком в основу своего учения, состоит в утверждении изначальной целесообразности реакций любого организма на изменение внешней среды и признания возможностей прямого приспособления.

Читать еще:  Известные люди которые родились 24 мая. Здоровье и болезни

Возникновение новых признаков в эволюции у животных происходит следующим образом: вслед за изменением условий следует изменение привычек и посредством упражнения соответствующие органы изменяются в нужном направлении (первый «закон упражнения и неупражнения органов»), эти изменения передаются по наследству (второй «закон»). Ж.Б. Ламарк отмечал, обращаясь к примерам, что «стремясь избегнуть необходимости окунать тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями ее породы, постоянно вытягивать и удлинять ноги, все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так мало помалу у них образовались длинные голые ноги». Аналогичным образом, по его мнению, развиваются все специальные приспособления у животных.

Таким образом, основными положениями учения Ж.Б. Ламарка являются: 1) низшие организмы возникают из тел неживой природы путем самозарождения; 2) виды организмов не являются неизменными, постоянными, а изменяются во времени; 3) имеющееся многообразие форм органического мира есть результат градации – развития форм от низших к высшим; 4) оно сопровождается процессом приспособления организмов к изменяющимся условиям существования, путем упражнения и неупражнения органов и путем передачи по наследству благоприобретенных признаков. В основу учения Ж.Б. Ламарка положен принцип изначальной целесообразности организации, принцип приспособительной изменчивости.

Оценка учения Ж.Б. Ламарка. При несомненной прогрессивности взглядов Ламарка его концепция понимания причин эволюции была ошибочной, эволюционные взгляды были слабо аргументированы фактическим материалом. Тем не менее, им предложена первая целостная концепция развития органического мира. Он поднимает основные проблемы эволюции. В его учении отмечены предпосылки (изменчивость и наследственность) эволюции, он пытается объяснить эволюционный процесс. В основе учения Ж.Б. Ламарка лежит правильный вывод о безграничной изменчивости видов, его учение насыщенно элементами эволюционизма.

Итак, впервые эволюционное учениекак целостная система взглядов, доказывающих развитие природы, было создано фрацузским биологом Ж.Б. Ламарком и рядом других ученых в первой половине XIX в.

5 Развитие эволюционных взглядов в первой половине ХIХ в.Начало XIX столетия связано со значительным усовершенствованием микроскопической техники, ее успехи послужили важной предпосылкой для изучения тонкого строения организмов и создания клеточной теории. Первая половина XIX в. ознаменовалась этим великим открытием. Обобщив научные достижения, Т. Шванн доказал всеобщность клеточного строения организмов, и 1839 г. стал считаться годом создания клеточной теории. Она убедительно подтвердила единство органического мира. Сторонником учения об изменяемости видов был Х. Пандер – один из основателей палеонтологии в России, основоположник учения о зародышевых листках. Работы Х. Пандера послужили толчком для классических исследований К. Бэра. В труде К. Бэра «История развития животных» содержится сравнительный обзор позвоночных животных. Работа эта способствовала созданию сравнительной эмбриологии как составной части сравнительной анатомии, дающей возможность установить родство между различными животными формами. В результате исследований К. Бэра установлены законы – «Закон зародышевого сходства» и «Закон специализации», которые явились основой для установления степени родства между различными систематическими группами, установления родословного древа органических существ. Убежденными сторонниками идеи исторического развития организмов были профессора Московского университета И.А. Двигубский и И.Е. Дядьковский, исследования которых объективно способствовали накоплению важных естественнонаучных фактов. В ботанике, зоологии, минералогии работал крупный русский ученый П.Ф. Горянинов. По его представлениям, природа едина и находится в состоянии непрерывного развития, все в природе, начиная с первоматерии и до человека, связано генетически единством происхождения. Животные и растения имеют общий корень; эти наиболее простые организмы, от которых произошли как животные, так и растения, возникают путем самопроизвольного зарождения. П.Ф. Горянинов строит генетическую классификацию растений и животных, применяя в ней исторический критерий. В 40-е – 50-е гг. в России появляется первая после Ж.Б. Ламарка попытка создать целостное учение о развитии органического мира. К.Ф. Рулье дал глубокую разработку проблемы соотношения организмов с условиями существования и методов ее изучения, разработав сравнительно-исторический метод исследования. Вслед за Э.Ж. Сент-Илером и Ж.Б. Ламарком он увидел главную причину изменчивости в воздействии на организм внешних условий. К.Ф. Рулье отмечал, что изменчивость и наследственность неразрывны и представляют собой две стороны единого процесса развития. У К.Ф. Рулье встречается выражение «война в природе». В начале 50-х годов XIX в. вокруг него сформировалась группа ученых, которая составила первую в мировой биологии додарвиновского времени школу зоологов-эволюционистов (Н.А. Северцов, А.П. Богданов, С.А. Усов и др.).

В общем, развитие биологии в XVIII и в первой половине XIX веков дало ряд неопровержимых фактов, свидетельствующих о единстве строения живых существ и последовательной смене растительных и животных форм в течение истории Земли.

Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии

Можно считать, что свое начало современное естествознание берет с периода Эпохи Возрождения, т.е. со второй половины XV века. В это время активно развивается торговля, многочисленные экспедиции отправляются в страны Азии, Африки и Америки, привозя оттуда богатейшие коллекции неизвестных ранее животных и растений, в быстро растущих городах разбиваются парки и создаются ботанические сады. После длительного застоя средних веков бурно развивается естествознание, чему в немалой степени способствовало создание голландцем А. Ван Левенгуком микроскопа. В науке того периода господствовали метафизические представления, в которых природа рассматривалась как совокупность предметов и явлений, изначально созданных Богом и неизменных во времени.

В созданной им системе классификации Линней предложил разделять животных и растения на несколько соподчиненных групп: классы, отряды, роды, виды и разновидности. Растения Линней классифицировал по строению генеративных органов. Классификация цветковых растений, например, строилась на особенностях формы, величины и числа тычинок и пестиков. Такая классификация была искусственной, поскольку родственные растения часто оказывались в разных классах, а различные растения могли оказаться в одном классе. В основу деления на классы животного мира Линней положил особенности строения кровеносной и дыхательной систем. Он выделил следующие 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (амфибии и рептилии), рыбы, насекомые, черви (к червям были отнесены губки, кишечнополостные и моллюски). Интересно отметить, что Линней поместил человека вместе с обезьянами и полуобезьянами в один отряд приматов. Несмотря на искусственный характер и другие недостатки система Линнея имела огромное значение: она подытожила многолетний труд ученых-биологов, обеспечила дальнейшее развитие систематики и вызвала большой интерес к изучению растений и животных. Кроме этого, система Линнея привела к возникновению исторического взгляда на природу: применение бинарной номенклатуры вело к представлению о родстве форм в пределах рода, а соподчиненность таксономических единиц – к мысли об общности происхождения органических форм. Однако в силу господства в то время метафизического мировоззрения эти выводы сделаны не были.

Ярким представителем ученых-метафизиков XVIII века был французский натуралист Жорж Кювье. Он считал, что все виды были созданы творцом одновременно, и с тех пор не изменялись, поэтому основной задачей биологии является их описание и классификация. Для подтверждения своей точки зрения он приводил ряд доводов. Так, в природе не встречается промежуточных форм между разными животными и растениями, т.е. виды не скрещиваются и не дают новых видов. Домашние животные лишь чисто внешне отличаются от диких предков, а египетские мумии и рисунки животных и растений в точности похожи на современные виды, т.е. виды не изменяются во времени. Среди доступного ему огромного палеонтологического материала Кювье не нашел каких-либо переходных форм между вымершими и современными видами. Чтобы объяснить смены фаун в прошлой истории Земли он выдвинул «теорию катастроф». Согласно данной теории на протяжении всей истории поверхность нашей планеты периодически испытывала катастрофы, вызванные внутренними силами Земли. Происходило поднятие и опускание суши, море отступало и заливало континенты, происходило потепление и похолодание климата и т.д. Результатом таких катастроф была гибель всех видов животных и растений на определенной территории, которая впоследствии заселялась другими видами с соседних территорий. Как подтверждение изначальной целесообразности, заложенной творцом, и неизменности видов Кювье рассматривал высокую приспособленность животных к условиям обитания, выражавшуюся в определенных корреляциях (соотношениях органов). Так, пищеварительная система хищников приспособлена к перевариванию свежего мяса, их челюсти и зубы позволяют схватить добычу и разорвать ее на куски, их органы чувств позволяют обнаружить добычу на расстоянии и поймать ее и т.д. У травоядных животных соотношения органов совершенно иные, но тоже прекрасно приспособленные к условиям обитания, а значит изначально целесообразные и неизменные.

Читать еще:  Идеальная совместимость для женщины овна. Идеальная пара для овна

Первое эволюционное учение, т.е. учение о естественном историческом развитии органического мира, создал великий французский натуралист Жан-Батист Ламарк (1744-1829), изложив его основные положения в своем труде «Философия зоологии» (1809). Он полагал, что жизнь на Земле была создана Богом в виде достаточно простых форм, а сложные формы произошли из простых путем постепенного усложнения последних. Строя свое эволюционное учение и создавая новую классификацию живых организмов, Ламарк считал, что превращение одних видов в другие идет по определенному принципу с постоянным усложнением организации. Для каждого царства живых организмов существует определенный ступенчатый ряд (градация), в котором организмы располагаются по степени сложности их строения. Так в животном мире он выделил уже 14 классов (от простейших до млекопитающих), разделенных на 6 градаций (ступеней). Таким образом, градация проявляется в расположении видов от все более простых к сложным. Ламарк считал, что градация заметна только в крупных систематических категориях. Например, нельзя построить лестницу видов, расположив их в один ряд по степени сложности организации. Причиной такого нарушения градации является внешняя среда, отклоняющая развитие от прямолинейного пути.

В качестве причин эволюционного процесса – усложнения организации живых организмов, Ламарк рассматривал внутреннее стремление организмов к совершенствованию, заложенное создателем, и способность организмов целесообразно изменяться под воздействием окружающей среды, передавая полезные признаки своему потомству по наследству. Так, на растения и низших животных факторы среды (свет, температура, влажность) оказывают непосредственное влияние, а на высших животных – через нервную систему, т.е. косвенно. Изменение условий жизни вызывает у животных изменение потребностей и привычек. В результате одни органы упражняются и развиваются, а другие, наоборот, постепенно исчезают. При длительном воздействии новых условий приобретенные признаки закрепляются и передаются по наследству. Например, у беззубых млекопитающих (киты, муравьеды) исчезновение зубов связано с тем, что их предки проглатывали пищу, не пережевывая ее, у животных, обитающих под землей, глаза стали ненужными, в результате чего либо уменьшились в размере (крот), либо исчезли совсем (слепыш). Неупотребление крыльев привело к их исчезновению у многих насекомых. К аналогичным выводам Ламарк пришел, рассматривая происхождение пород домашних животных и сортов растений. Он считал, что то, что природа делает постепенно в течение длительного времени, человек совершает изо дня в день, меняя произвольно условия выращивания растений и содержания и воспитания животных. Также заслуживают особого внимания рассуждения Ламарка о происхождении человека. Отмечая, что тело человека очень близко по своему строению к строению тела обезьян, он выдвинул предположение, что человек произошел от древних обезьян, которые по каким-то причинам перешли от древесного образа жизни к наземному, что освободило руки для других целей. В результате постоянной тренировки задние конечности обезьян хорошо приспособились к хождению по земле, а передние – к выполнению разных действий. В результате накопления знаний об окружающем мире появилась потребность в общении, сначала с помощью жестов и звуков, а затем и речи. Постепенно эта прогрессивная порода обезьян вытеснила другие породы из лучших мест обитания, и в конечном итоге, из нее сформировался современный человек.

Несомненной заслугой Ламарка является создание первого эволюционного учения, его попытка взглянуть на современную природу как на результат длительного исторического развития. Однако движущие силы эволюции были определены им неверно. Утверждение о заложенном всевышним стремлении организмов к совершенствованию явно ненаучно, а появление только полезных изменений, приводящих к абсолютной целесообразности, и наследование приобретенных признаков также не нашли научных подтверждений.

Таким образом, к началу XIX века весь ход развития естественных наук неуклонно вел к формированию исторического взгляда на природу. Этому способствовали успехи систематики, палеонтологии, эмбриологии, создание клеточной теории и эволюционного учения Ламарка. Кроме того, социально-экономическое развитие стран Европы, и Англии в первую очередь, способствовало развитию материалистических взглядов на природу. Англия стала крупнейшей капиталистической и колониальной державой с высоким уровнем развития производственных отношений. Рост городов и капиталистический способ ведения сельского хозяйства требовал создания новых высокопродуктивных пород животных и сортов растений, что значительно активизировало селекционную работу. Создание большого количества новых сортов растений и пород животных ставило под сомнение тезис о неизменяемости видов. Для освоения новых земель снаряжались многочисленные военные, торговые и исследовательские экспедиции, в состав которых часто входили и ученые-натуралисты. В одной из таких кругосветных экспедиций на корабле «Бигль» (см. рисунок ниже) в 1831-1836 гг. принял участие молодой натуралист Чарлз Дарвин (1809-1882).

Акварель О. Стенли «Бигль» в Сиднейском порту

На формирование его мировоззрения большое влияние оказали работы Ламарка и других выдающихся биологов, а также работы геолога Ч. Лайеля, внесшие идеи исторического развития в геологию. Лайель показал, что на Земле под влиянием выветривания, размывания, вулканической деятельности и других материальных сил происходили и постоянно происходят значительные геологические изменения, приводящие к постоянному изменению среды обитания живых организмов, и, следовательно, требующие постоянного изменения организмов для приспособления к меняющимся условиям. Социально-экономические условия Англии привели к широкому распространению идей о свободе конкуренции и борьбе за существование в обществе и природе. Таким образом, создание Дарвином эволюционной теории было объективно подготовлено всем ходом развития науки и социально-экономических условий. Это подтверждается еще и тем, что практически одновременно с ним основные положения теории естественного отбора были совершенно независимо сформулированы другим выдающимся английским ученым – Альфредом Уоллесом (1823-1913). Однако пальма первенства была по праву отдана Ч. Дарвину, показавшему на огромном фактическом материале причины и механизмы поступательного развития природы, а эволюционная теория получила его имя – дарвинизм.

Ч. Дарвин родился 12 февраля 1809 года в семье состоятельного практикующего врача и финансиста. С детства его увлечениями были ботаника, зоология, химия. Он отучился два года медицине в Эдинбургском университете, но счел учебу там скучной и неинтересной, после чего поступил на богословский факультет Кембриджского университета, и собирался впоследствии стать священником. Но судьба распорядилась иначе, и по окончанию университета Ч. Дарвин в качестве натуралиста отправляется в кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Это плавание продолжалось почти пять лет, (1831-1836 гг).

Читать еще:  Краткое житие димитрия ростовского. Пол-ное жи-тие свя-ти-те-ля Ди-мит-рия Ростовского

Это путешествие полностью изменило его дальнейшую жизнь. Если раньше Дарвин верил в божественное сотворение видов, то находки и наблюдения, которые он сделал во время своей экспедиции, диаметрально изменили его взгляды. Главными находками стали ископаемые остатки уже вымерших гигантских ленивцев, сходные с современными, и найденные в Южной Америке. На Галапагосских островах Дарвин заметил, что некоторые виды вьюрков, также очень похожи на материковые виды. Некоторые различия в их строении он объяснил тем, что им приходилось приспособливаться к питанию различной пищей. Таким образом, постепенно возникла мысль, что не мог Творец для каждого отдельного острова создавать различные виды животных.

Множество видов вьюрков по версии Дарвина

Ч. Дарвин вернулся из этого путешествия убежденным материалистом. Он стал сторонником взглядов об изменяемости видов под влиянием среды. Но в то время господствовали взгляды о неизменности видов и изначальной целесообразности, а эволюционные теории, выдвигаемые до Ч. Дарвина, не давали ответа на три главные проблемы:

  • как из одного вида образуются другие;
  • как возникает удивительная приспособленность к среде обитания;
  • каковы движущие силы, факторы эволюции.

Позднее, в 1959 г., выходит в свет книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Эта книга не только дала ответы на эти вопросы, но и произвела переворот во всей биологической науке.

Классификация организмов Карла Линнея. Развитие биологии в додарвиновский период

На Земле обитают многочисленные виды животных и растений. Каждый вид хорошо приспособлен к условиям существования. Откуда такое разнообразие форм жизни и такая приспособленность их к окружающей среде, «целесообразность» в строении и функциях организмов? Эти вопросы всегда интересовали философов и естествоиспытателей.

Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Господствовавшее в начале XIX века метафизическое мировоззрение об абсолютной неизменяемости природы и изначальной целесообразности не могло дать положительного ответа на такие вопросы. По словам Ф.Энгельса, «В природе отрицали всякое изменение, всякое развитие… Виды растений и животных были установлены раз и навсегда при своем возникновении, одинаковое всегда порождало одинаковое».

Творческая мысль, однако, не могла мириться с такой точкой зрения. Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений.

В конце XVII и начале XVIII вв. представления о разнообразии растений и животных необычайно расширились. Натуралисты описывали все новые и новые формы растений и животных. Появилась потребность привести знания в систему, разработать классификацию растительного и животного мира.

Наиболее ранние классификации основывались на принципе пользы или вреда для человека тех или иных объектов. Так, в средневековых «травниках» растения разделялись на дающие съедобные плоды, волокно или древесину. Многообразные старые системы организмов, базировавшиеся на хозяйственных признаках или каких-либо иных произвольно выбранных особенностях, были искусственными. Понятно, что узко практических классификаций было явно недостаточно для обозначения всего многообразия органического мира.

Классификация организмов К.Линнея

Основателем научной систематики (классификации) был знаменитый шведский врач и натуралист Карл Линней.

Шведский врач и натуралист Карл Линней

Основной единицей системы растений и животных Линней сделал вид. Видом он называл группы особей, сходных между собой, как дети одних и тех же родителей, они могут скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство. Линней распределил все виды растений и животных по крупным группам — классам. Каждый класс он разделил на отряды, каждый отряд — на роды. Каждый род образован сходными видами.

Линней предложил все виды растений и животных обозначать на латинском языке двумя словами.

  • Первое слово (пишется с прописной буквы) — существительное — это название рода, к которому относится вид;
  • второе слово (пишется со строчной буквы) — прилагательное, которым обозначается данный вид.

Например, распространенный в населенных пунктах воробей домовой называется Passer domesticus, а селящийся близ человека, но в древесных насаждениях воробей полевой — Passer montans. Точно так же обитатель лугов и пустырей лютик едкий назван Ranunculus acris, а обитатель сырых лугов — лютик ползучий — Ranunculus repens. В данных примерах воробей (Passer) и лютик (Ranunculus) — название рода; воробей домовой (Passer domesticus) воробей полевой (Passer montans), лютик едкий (Ranunculus acris) и лютик ползучий (Ranunculus repens) — видовые названия.

Такой способ наименования видов называют двойной (бинарной) номенклатурой. Использование латинского языка облегчает взаимопонимание между учеными разных стран, этим предотвращается путаница, которая может возникнуть, если в научных работах каждой страны животные и растения называть лишь на языке своего народа.

Система растений у Линнея была во многом искусственна. При распределении видов по группам Линней учитывал только немногие признаки. Так, растительный мир он разделил на 24 класса по строению органов размножения. Цветковые растения у Линнея различались по числу и строению тычинок (первый класс — однотычинковые растения, второй — двухтычинковые, третий — трехтычинковые и т.д.).

Далекие друг от друга растения (например, морковь и смородина) оказались в одном классе только потому, что их цветки имеют одинаковое количество тычинок. Многие родственные растения (например, лютик и роголистник) оказались в разных классах.

Система животных у Линнея оказалась более естественной. Животный мир он разделил на шесть классов: млекопитающие, птицы, амфибии (в этот класс он поместил земноводных и пресмыкающихся), рыбы, насекомые, черви. Последние два класса были очень искусственными: к насекомым и червям Линней отнес всех беспозвоночных животных.

Другие работы в додарвиновский период

Несмотря на искусственность, система Линнея сыграла положительную роль в биологии. Предложенные Линнеем систематические подразделения и двойная номенклатура прочно вошли в науку и применяются в современной ботанике и зоологии.

В XVIII веке, в связи с развитием нового прогрессивного для того времени класса буржуазии, начинает меняться господствующее мировоззрение. Этому способствуют и открытия в естествознании. В 1755г. известный немецкий философ И.Кант опубликовал гипотезу о естественном происхождении Земли. Появились догадки о происхождении ныне существующих видов растений и животных от вымерших организмов.

Французские материалисты третьей четверти XVIII века Ж.Ламеттри, Д.Дидро, К.Гельвеций отвергали идею божества, находили материалистическое объяснение законам природы.

Французский натуралист конца XVIII века Ж.Бюффон высказал гипотезу о возникновении Земли в результате космической катастрофы, о возникновении жизни не в результате акта творения, а естественным путем и о их дальнейшем изменении под влиянием факторов среды. Он обратил внимание на сходство всех млекопитающих и предположил общность их происхождения между собой и даже с человеком.

Идеи, близкие к взглядам Бюффона, изложил в поэме «Храм природы» дед Чарльза Дарвина — Эразм Дарвин.

Источники:

http://studopedia.su/9_10276_lektsiya–predstavleniya-o-razvitii-zhivoy-prirodi-v-dodarvinovskiy-period.html
http://www.studentguru.ru/pre-darwin-evolutionary-theory.html
http://animals-world.ru/obshhaya-xarakteristika-biologii-v-dodarvinovskij-period/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: