Андрей Сигутин. Спасительное покаяние

Андрей Сигутин. Спасительное покаяние

О ПОКАЯНИИ, ОБ ИСПОВЕДАНИИ ГРЕХОВ

“Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему”. (Иоил.2,13)

“Сотворите же достойный плод покаяния”. (Мф. 3, 8)

“Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться”. (Иак. 5, 16)

“Исповедь – это путь людей к Богу. Это дар человеку любви Божией. Ничто и никто не может отнять от человека этого дара”. (Афонский старец Порфирий)

“Верующий не должен рассказывать другим ни о своей исповеди, ни о своей жизни и своем духовном подвиге. Все да будет в тайне и с совета духовника”. (Греческий старец Иаков (Цаликис))

“. Есть мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедуй пред духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности, ни в коем случае не откладывая на завтра и далее! Кто часто и сразу исповедует грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех. Премудрость Божия так велика, что и зло Господь обращает в пользу человека. Эта мысль раскрыта многими Св. Отцами. Дело вот в чем. Человек может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека новым по образу Божию, точнее – по образу Спасителя Иисуса Христа.

На исповеди от Вас требуется перечислить те грехи, которые остались в памяти и тревожат совесть, а прочие общим итогом исповедать: словом, делом, помышлением согрешали. Вот и достаточно для Вас. А смущение после исповеди или от врага, или от сознательного скрытия каких-либо грехов. Если скрыли – в другой раз исповедуйте все, и сокрытое, а если этого нет, то и обращать внимания нечего, а гнать, как и все прочие вражие мысли и чувства. Быть искренней, значит не лгать пред Богом, не оправдывать себя, не лукавить, а предстоять такой, какая есть, со всеми мерзостями, и просить прощения и помилования.

Если по силе своей будете сопротивляться греху, а, согрешив, каяться, умолять Господа о прощении, то постепенно приобретете смирение, а со смирением и силу побеждать грехи. Чем больше будет смирения, тем большее количество и более упорные страсти будете иметь силу побеждать”. (Игумен Никон (Воробьев))

“Господь знает нашу немощь, дал нам ежедневное покаяние до гроба. Преп. авва Дорофей говорит: “Не тот пьяница, кто раз напился, а тот, кто всегда пьет, и не тот блудник, кто раз соблудил, а тот, кто всегда блудит”. По духовному ведению и наказания разные: кто стремится к добродетели и падет, такому надо делать снисхождение, ибо он не стремился ко греху, искусился нечаянно. А кто не стремится к добродетели, такому требуется строгое наказание, чтобы вразумился и стремился к добродетели”. (Валаамский старец Иоанн (Алексеев))

“Как только заметишь в себе (при свете совести и закона Божия) – грех ума, слова, мысли, либо какой греховной страсти или привычки, борющей тебя во всякое время и месте, – сию же минуту кайся Богу (хотя бы и мысленно): “Господи прости и помоги!” (то есть прости, что я оскорбил Тебя, и помоги, чтобы не оскорблять Твое величие). Эти три слова – Господи прости и помоги, надлежит произносить медленно и несколько раз, или вернее, пока вздохнешь; вздох сей означает пришествие благодати Святого Духа, простившего нам грех сей, за который мы в данный момент каемся Богу.

Но чтобы иметь благой навык к покаянию пред Богом, надо возжелать твердую решимость на это спасительное дело и просить Бога укрепить волю нашу на дело сие; и начать оное с того времени, когда день склонился к вечеру и наступает ночь, и тогда пред отходом ко сну надо помыслить: как проведен день?” (Афонский старец Кирик (Русский старец))

“Признак истинного покаяния – глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим”. (Старец Филофей (Зервакос))

“Когда идёте на исповедь. не обвиняйте никого. говорите то, в чём хотите получить прощение.

Без прощения нельзя достичь ни чистой молитвы, ни целомудрия”. (Старец Даниил Катунакский)

“Если согрешишь в чем пред Богом, а мы грешим премного каждый день, тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, с смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом “Помилуй мя, Боже, по Велицей милости Твоей. “, и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир в душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов”. (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

“Господь хочет спасения каждому человеку. Но не каждый человек хочет спасения на деле. На словах все хотят спастись, а на деле отвергают спасение. Чем отвергают? Не грехами, ибо были великие грешники, как разбойники, как Мария Египетская и др. Они покаялись в своих грехах, и Господь простил их; таким образом они получили спасение. А погибает тот, кто грешит и не кается, а сам себя оправдывает в грехах. Это самое ужасное, самое гибельное.

Враг будет стараться отнять мир, не давать просить прощения. А ты его не слушай. Побори его, призывая на помощь Господа Иисуса Христа, т.е. твори молитву Иисусову, пока не поборешь раздражения или гнева, или злопамятства. Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом – мир в душе.

Просите у Господа покаяния, сердца сокрушенного, постарайтесь понять, почему величайшие святые постоянно плакали о грехах своих. Чаще вспоминайте, что сделал для Вас Господь, придя на землю и распявшись за Вас, и чем Вы воздали Ему. Сознавайтесь и сознавайтесь пред Ним. ” (Игумен Никон (Воробьев))

“Человек, который не оставляет грехов даже если и кается в них, подобен морю, которое, хотя в него и впадает много рек, всегда остается соленым, и вода в нем непригодна для питья”. (Старец Григорий (Давыдов))

“Если. грех и страсть вскрыты и осознаны как неестественное и болезненное состояние души и в молитве действует покаянное сокрушение, то через покаянную молитву благодать исцеляет в душе и на сердце греховные язвы. Если грех осознан как язва и душа отвращается его, а молитва отводит человека от греха, и слезы погашают страсть, то грех становится уже менее прочен в душе, ибо святые отцы говорят: чего не хочет душа, то непрочно в человеке”. (Пюхтицкий старец Петр (Серегин))

“Покаяние – это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать. Плоды покаяния проистекают от истинного покаяния. А истинное покаяние – это значит искреннее, нелицемерное сокрушение о грехах. Например, берет нас гордость и тщеславие. Мы молим Бога, чтобы Он послал нам смирение. А как практически переделать нашу греховную природу? Надо переплавить нас в огне клеветы, напраслины, насмешек, всякого рода унижений и оскорблений от всех людей и даже от самых близких родственников – вот Господь и присылает нам просимое, потому что когда мы просим у Бога смирения, то это значит просим послать нам людей, которые бы смирили нас. И если мы благодушно, без ропота, без озлобления и раздражения принимаем и с радостью благодарим Бога за все это, молимся за обидчиков и не изменяем к ним своего доброго расположения, то это значит, мы приносим плоды истинного покаяния.

Читать еще:  К чему снится обнимать священника. К чему снится священник: толкования сонников

Приступая к исповеди, надо выполнить три условия: Надо примириться со всеми, кто тебе в тягость и кому ты в тягость. Если не успел лично примириться, значит, мысленно от всего сердца прости, оправдай их, а себя обвини. При встрече с ними проси прощения и веди себя соответственно своему покаянному чувству. Надо иметь сокрушение сердца и смирение. Кающийся должен и наружно показать свое смирение, встать на колени. Нерассеянно помолиться. Исповедь есть подвиг самопринуждения. Многие не могут избежать соблазна самооправдания и на исповеди часто говорят духовнику, что, дескать, согрешить-то я согрешил, но тот-то вынудил меня на грех. Особенно, когда каются в ссоре, гневе, раздражительности, обязательно осудят других. Тех обвинят, а себя выгораживают. Такое покаяние фальшивое, ложное, лукавое, лицемерное, противное Богу. В этом признак самолюбия и отсутствия личного глубокого покаяния”. (Схиигумен Савва (Остапенко))

“Мы должны каяться в том, что мы такие, какие мы есть, то есть в последствиях нашей удаленности от Бога: в нашем несовершенстве, в нашей слабости, в нашем бессилии.

Нужно каяться в том, что не испытываешь покаяния, и просить у Бога прощения за то, что не просишь у Него прощения. И когда нам не удается покаяться, нужно каяться в том, что нам это не удается.

Покаяние . нужно просить у Бога, не только в связи с тем или иным обстоятельством, но и постоянно: для этого у нас есть Иисусова молитва, которая, будучи постоянной, позволяет нам постоянно получать от Бога помощь”. (Архимандрит Сергий (Шевич))

На исповеди старец Афиноген (Агапов), прежде всего, требовал осознать два великих наших греха и каяться в них: первый – это неблагодарность Богу за все, что Он дает нам, а второй – отсутствие истинного страха Божия, благоговения перед Ним; а уж потом нужно было рассказывать обо всех других грехах, из этих двух проистекающих.

“Сейчас такое время – перед ураганом затишье. Господь ждет от нас покаяния, ждет, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по Божьи. Никогда еще люди не подвергались таким тяжелым испытаниям и искушениям, как теперь. Но чем больше искушений, тем спасительнее наше время. Ни один человек сейчас не проходит по жизни без испытаний. Сейчас наступает последний срок для покаяния, последний шанс нам, чтобы мы покаялись и оставили греховный путь. Должны каждую минуту, каждый час следить за собой – какой мы путь прошли, какие перед нами поставлены преграды на пути ко спасению, какие мы грехи совершили.

И надо немедленно покаяться. Нужно очиститься от греха и идти по Божьему пути. Господь безмерно любит нас. Без меры дает нам дары. Но как мало мы делаем для драгоценной своей души. Мы так мало заботимся о ее чистоте, о ее красоте, чтобы она чистой, а не в заплатах греха, пришла к своему Жениху. ” (Схиигумен Иероним (Верендякин))

“Если не упадёшь – покаянья не познаешь. Осознай свою немощь. Согрешил – сразу кайся. Совесть – частица Бога в твоём сердце”. (Архимандрит Гавриил (Ургебадзе))

“Святые говорят: покаяние всемогуще как таинство, как установление Всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против лица покаяния. Он есть дар, данный нам от Бога! Поспешим все каяться, помня епитимию Спасителя: Иди и больше не греши!” (Старец Никита (Лехан))

“Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать – хорошо, а если нет – проси прощения у Бога: “Господи, помилуй мя, падшего”.

Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе – сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир.

Необходимо заранее обдумать свой проступок, оценить его и назвать одним словом, (можно и записывать). Во время исповеди избегайте подробностей, не нужно называть имен – иначе получаются сплетни.

Старайтесь контролировать себя в течение дня: следить за своими мыслями, словами, чувствами – и все, что противоречит Евангельским заповедям, отгонять Иисусовой молитвой. А вечером обязательно давать себе отчет о прожитом дне.

Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение – раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала. Мы должны как можно больше слез проливать о своих грехах. Когда нас кто-нибудь сильно обидит – мы плачем. А надо повернуть эти слезы на свои грехи. И эти же слезы проливать, вспоминая свои грехи. Каждая такая наша слезинка очень дорого стоит”. (Схиархимандрит Виталий (Сидоренко))

“Покаяние – это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь пришел на землю не судить, а спасти, пришел на землю не к праведным, а к грешным. Но обратиться лицом к Богу с надеждой, призывать Его на помощь – еще не все, потому что многое в нашей жизни зависит от нас самих.

Как часто мы говорим: “Господи, помоги! Господи, дай мне терпение, дай мне целомудрие, дай мне чистоту сердца, дай мне слово правдивое!” А когда представится возможность поступить согласно нашей собственной молитве, по влечению нашего собственного сердца, у нас не хватает мужества, не хватает решимости на деле приступить к тому, о чем мы просим Бога. И тогда наше покаяние, наш взлет души остается бесплодным. Покаяние должно начаться именно с этой надежды на любовь Божию и вместе – подвигом, мужественным подвигом, когда мы себя самих принуждаем жить так, как надо, а не так, как мы жили до сих пор. Без этого и Бог нас не спасет; потому что, как говорит Христос, не всякий говорящий “Господи, Господи”, войдет в Царство Божие, а тот, кто принесет плод его. А плоды эти мы знаем: мир, радость, любовь, терпение, кротость, воздержание, смирение – все эти дивные плоды, которые могли бы нашу землю уже теперь превратить в рай, если бы только, как древо плодоносное, мы могли их принести. ” (Митрополит Сурожский Антоний (Блум))

“. Покаяться – это, значит, переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение “от силы в силу”, как бы по ступеням лестницы”. (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин))

“У Бога планы Свои, а человек – пришлый. Вот и смотри, шел ли ты путями благословленными, или нет? И как разбойник, покайся. Время дается на искушение и на покаяние. И смерти мы не хозяева. Хозяин Творец, Он знает начало и конец. А мы тут “мышки”, “яшки” да “самашки”” (Схимонахиня Сергия (Дохлова))

“От Господа дана возможность исправления. Покайся и благодари Бога. Без скорбей и труда нет дорожки Туда. Ой, друзья мои, не надо увядать, а на Бога уповать: “Господи, помоги! И он Сам все покажет”. (Блаженная старица Варвара (Трофимова))

Составитель Светлана Девятова

Спасительное покаяние

Христос сказал:
«…на небесах более радости будет
об одном грешнике кающемся, нежели о
девяноста девяти праведниках,
не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15)

Подвижник благочестия Псково-Печерского монастыря старец иеросхимонах Симеон (Желнин) учил: «Кроме покаяния, нет иного пути ко спасению… Если бы не было покаяния, то не было бы и спасающихся. Покаяние есть лестница, вводящая в рай. Да, в покаянии – вся тайна спасения… Посему чаще надо желающему спастись каяться. Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью».

Читать еще:  Сне крадут вещи. К чему снится кража: воровать самому, быть обворованным, планировать кражу? Основные толкования — к чему снится кража

Действительно, без покаяния нет спасения. Но наряду с лжесмирением существует и лжепокаяние (самоедство), то есть покаяние без Бога. Поэтому важно отличать спасительное сокрушение сердечное от невротического чувства вины.

Данную проблему в своих работах затрагивали многие пастыри. Один из них – игумен Пётр (Мещеринов). Отец Пётр, проанализировав творения свт. Феофана Затворника, пришел к выводу: раз целью духовной жизни является Богообщение, то «духовная жизнь не может быть осуществима человеком иначе, чем в условиях личной свободы: где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3)», которая всегда связана с сознательной ответственностью. (Кстати, Патриарх Алексий II говорил: «Духовник должен научить свое чадо быть свободным, имеющим ясные представления о духовной жизни, ответственным за свой нравственный выбор»*). Далее игумен Петр пишет, что, к сожалению, в нашей церковной среде многие верующие по отношению к себе культивируют мысли: ««Я – ничтожество, жалкий грешник, все во мне – зло и грех, мне приготовлены вечные муки, страшный суд, ад, погибель; правда, есть шанс всего этого избежать». Этот шанс заключается как раз в том, чтобы всегда ощущать себя ничтожнейшим, грешным, уродливым, недостойнейшим существом, ни на что, кроме греха, не годным (это называется «смирением»), и каяться, каяться, и только каяться всю жизнь.

Целью духовной жизни при этом становится исключительно убеждение себя в крайней своей грешности и тотальное самоугрызение, ибо всего прочего мы абсолютно недостойны». Затем батюшка продолжает: «Только самоукорительная» духовная ориентация лишает нашу внутреннюю жизнь церковного смысла. Дело в том, что покаяние, самоукорение, видение своих грехов и всё то, что видится главным для многочисленных сторонников этой точки зрения, – в истинном их смысле должны быть не просто человеческими чувствованиями, эмоциями, движениями души, сердца, ума, – но чувствами совместными с Богом, именно церковно-религиозными. То есть они истинны и правильны только тогда, когда совершаются в Боге, пред Ним, в общении с Ним, совместным действием благодати Божией и нашей души, но ни в коем случае не сами по себе. Именно в совместном действовании человека и Бога и состоит смысл и правда Церкви. Правда эта заключается в следующем. Действительно, сам по себе я – грешное, немощное и падшее существо: я несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17). Но это не вся правда. Это 10 % правды. Если мы остановимся только на этом (к чему нас приводит рассматриваемая точка зрения), это будет ложь, подмена, та самая неадекватность… Другая часть правды, 90 % её – что Бог не отринул меня, воплотился ради меня, взошёл на крест ради меня, пришёл и вселился в меня, и в Его Церкви я – Христов, он Господь и Бог мой, а я – Его: я причастник Его любви, милости, силы и правды. И это несравненно важнее моей греховности самой по себе. Я живу Им, а раз так, то – не могу и не хочу жить собою, своими страстями. И ради этой жизни с Богом, ради того, чтобы взыскать Христа, быть с Ним, чтобы благодатью Святого Духа восполнить свою немощь, я и каюсь, и молюсь, и воздерживаюсь, и борюсь с грехом, и соблюдаю уставы Церкви, – а вовсе не для того, чтобы констатировать ежечасно, что я – грешник, и чтобы “изъесть” себя.

Главное здесь – не человеческие грехи и немощи сами по себе, а то, что мы прежде всего – члены Церкви, члены Тела Христова, а потом уже – больные, немощные, бессильные, грешные, какие угодно. Главное – чтобы в центре всей нашей духовной жизни, на первом, главном месте был Господь Иисус Христос, а не “я” со своею будто “супергреховностью”. Ни в коем случае нельзя рассматривать жизнь и человека исключительно с позиции греха, считая это «смирением»».

Более того, истинное покаяние по своей сути целительно как для души, так и для тела. Ибо «опыт свидетельствует, – учил св. Иоанн Кронштадтский, – что грехи и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет небесное спокойствие душе и здравие телу. Победи многоглавую гидру греха – и будешь здрав. Храни в себе спокойствие духа и не возмущайся, не раздражайся никакими противностями, обидами, неисправностями, неправдами, – и вот ты будешь наслаждаться всегда здравием душевным и телесным. Волнения, возмущения, огонь страстей различных пораждают в нас множество болезней душевных и телесных» Из церковной истории известны случаи, когда люди после искреннего, глубокого покаяния исцелялись от серьезных недугов. Священник Александр Ельчанинов по этому поводу написал: «Человек, часто исповедующийся и не имеющий залежей грехов в душе, не может не быть здоров. Исповедь – благодатный разряд души…». Вот, насколько важно для нас спасительное покаяние. И в официальной концепции РПЦ относительно здоровья сказано: «Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих»**.

СПАСИТЕЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ

О ПОКАЯНИИ И ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ С БОГОМ

По мнению одного священника: “Православие не есть холодное знание ума, которым так любят щегольнуть нынешние “доктора богословия”. Это состояние души. Практическое Православие – это изменение своего внутреннего состояния на опыте святых Отцов. Ежедневно: сегодня я должен быть трезвеннее себя вчерашнего, а завтра – духовнее себя сегодняшнего, послезавтра совершеннее себя завтрашнего…

И так “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”! В этом – суть духовной борьбы за Царство Небесное. Так и суди себя каждый: нет у меня этой священной внутренней борьбы за спасение души (“спаси сперва себя”) – нет и жизни во Христе, ибо изменение возможно только в Боге!

…мы в первую очередь должны внутри себя – сердечно – настолько измениться, чтобы стать …истинными членами Тела Христова! А такие изменения начинаются с осознания своей греховности, ненависти ко греху и к себе – вчерашнему, ветхому. Потом уже рождается жажда свободы духовной …. И если мы устоим на этом пути, то взамен заблудшему и страстному “ветхому человеку” в душе нашей начнет произрастать истинный христианин, который уже не представляет свою жизнь без благодати Божьей, без блаженного Богообщения…

Так начинается борьба за чистое сердце, которое, по обетованию Христову, “Бога узрит”. А чистота сердечная и “дух прав” ищут реализации своего духовного избытка. Помощь ближнему приносит истинное счастье – появляется потребность делать добро, служить Богу.

Надо внимательно, помня “последняя твоя”, ходить перед Богом, учиться слышать Бога и ведать Промысел Его в меру свою, в ту же меру говорить и творить Духом Святым. Вот мастерская Православных…”

Действительно, невозможно человеку принести достойный плод покаяния, если он не имеет опыта реальной встречи с Богом, Богообщения и личных отношений со Христом. Как написал А. Боженов: “Христианство – это не система взглядов или заветов его Основателя, а постоянное, живое общение с Ним Самим. Приход Христа в мир был высшей точкой диалога между людьми и Богом, встречей, путь к которой теперь открыт для каждого”.

Таким образом, личные отношения с Господом и покаяние – взаимосвязаны.
Вот, что однажды поведал мне об этом знакомый священник: “Покаяние невозможно, если верующий не надеется на примирение с Богом, то есть на милость Господа. Смысл покаяния в том, что мы можем прийти к Богу, зная заранее: Он нас примет. Как сказано Спасителем в Евангелии: “приходящего ко Мне не изгоню вон” (Ин. 6).

Читать еще:  Что означает кашель во сне. Сонник целительницы Акулины Что значит Кашель во сне

Притча о блудном сыне постоянно напоминает: у нас есть тот Отец, Который выйдет на дорогу раньше, чем мы на нее еще вступим. Господь – Он всегда ожидающий, таково милосердие Божие.

Покаяние начинается с осознания того, что мы, идя по жизни, оказались в тупике. Отсюда – необходимость изменения, ибо мы все призваны к большему, к лучшему. Та жизнь, которую мы ведем, часто является отходом от тех возможностей, которые дарует нам Господь. Живя во грехе, люди не понимают, что они не для этого созданы.

Напротив, думаю: если человек стремится к горнему и постоянно хочет каждый день начинать с чистой страницы именно по милости Божией, то со временем он придет к истинному покаянию. Цель-то – не просто каяться или осознавать грехи, а изменить собственную жизнь и почувствовать от этого радость о Христе.

Потому что и неверующий осознает грехи, они же – проступки. И даже в определенной степени раскаивается в совершенных им беззакониях. Но раскаяние отличается от покаяния. Покаяние – изменение жизни, и цель его – встреча со Христом. А значит, покаяние невозможно без личных отношений со Христом.

Повторюсь, несмотря на то, что неверующий видит свои прегрешения, у него нет личных отношений с Богом. Почему мы исповедуемся? Потому что хотим восстановить личные отношения с Тем, Кто любит нас, с Кем нам хорошо, то есть со Спасителем. Когда присутствуют личные отношения с Богом, тогда покаяние восстанавливает эти нарушенные грехом отношения.

Если таких отношений с Господом нет, то покаяние становится либо неким инструментом избавления от недостатков или же самоцелью, а Бога здесь нет.
Что такое личные отношения со Христом? Это, как своего рода личные отношения с любым человеком, основанные на искренности и доверии. Как сказал митрополит Антоний Сурожский: “Между нами и Богом должна быть правда”. Действительно Бог – один, но каждый из нас сам формирует собственные отношения с Ним. Более того, даже представление о Боге, у всякого человека разное, хотя мы опираемся на одно Священное Писание. (К примеру, безрадостный, угрюмый верующий ошибочно представляет себе Бога таким же).

Если молитва – это не начетничество, не вычитывание правил, то у человека всегда складываются определенные отношения с другой Личностью. Господь как-то Сам к нам обращается, как-то нам отвечает через житейские обстоятельства. Мы иногда на Него сердимся (всё бывает), не понимаем Его очень часто, хотя и надеемся, спорим с Ним, взываем к Нему.

Это – личные отношения между “я и Ты”. И действительно, в отличие от магии, христианство дает возможность обращаться к Богу и говорить Ему: “Ты”. С этого начинается вера. Причем, Господь, выражаясь философским языком, – не “мировая сила”, не “высший разум”, а Тот, Кому можно сказать: “Ты”…

В Таинстве исповеди Господь ждет тебя, чтобы заключить в Свои объятия руками, распростертыми на Кресте. А значит, важно осознать, критически оценить свою жизнь. Увидеть, что она недостойна и нуждается в перемене. Необходимо понять: есть Тот, Кто может ее изменить. Поэтому нужно идти к Нему, исповедоваться, открыться: Господи, я Тебя люблю, но у меня – множество грехов, которые мешают мне быть с Тобой. Измени меня. Ведь Христос говорит: “Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю” (Ис. 1)

Грех – это не просто какое-то событие из моей биографии, а действующая сила, которая разрушает меня изнутри. Грех – это мрак, а, как любая тьма, он боится света. Всякая неправда боится быть открытой. Следовательно, когда я исповедую грех, то есть делаю его открытым, он погибает, больше не имея в себе жизни.

В духовной жизни всё должно быть естественно и сбалансированно, а без личных отношений с Богом это невозможно. Если есть личные отношения: “я и Ты”, – то эти отношения сами подскажут, когда прийти исповедоваться. Как говорил апостол Павел: “Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер” (Гал. 2).

И каждый раз, приходя на исповедь, я провозглашаю Бога своим Путем, Истиной и Жизнью. Я свидетельствую о том, что во мне есть непотребного, не Божьего. Многим православным приходится говорить элементарную вещь: сколько бы вы ни боролись с грехами, никогда не станете безгрешными. Это аксиома, которую необходимо просто принять. Что же теперь – не исповедоваться, не меняться?

Нет. В этом-то и есть жизнь, что я непрестанно борюсь с грехом, провозглашаю отказ от него и не желаю, чтобы он жил во мне. Я всегда избираю Бога. Вот в чем смысл того, что мы делаем на исповеди. Есть замечательные слова у блаженного Августина: “Люби Бога и делай, что хочешь”. Значит, если это будет действительно любовь к Богу и если будут личные отношения со Христом, то и вправду: делай, что хочешь… И сам будешь и от греха бегать, и с Божьей помощью изменяться… Однако важно помнить: первый шаг человека кающегося – признать себя грешником. Но для многих грех – это что-то абстрактное. А необходимо понять конкретно: что же мне мешает жить полноценной жизнью…”.

Как точно подметил один журналист: “Можно сколько угодно сокрушаться о своих грехах, это всегда полезно, но, опять-таки, должен быть позитив, должен быть выход куда-то. От покаяния должен быть путь вверх, а не просто посыпать голову пеплом и сидеть на дороге, которая, может, даже и ведет в Царство Небесное, но ты сидишь на ней, ты не идешь. А важно по ней идти…”

“К сожалению, сегодня Личность Бога в сознании многих православных людей, – говорит игумен Евмений (Перистый), – заменена различными “богозаменителями”: это когда в центре сознания, в центре молитв, в центре веры не Бог, а какой-то атрибут Бога. И тогда обращение идет не к Богу, а к Его атрибуту – ну, например, многие люди сейчас ищут не столько Божьего лица, сколько Божьей руки: “Подай, Господи!” “Подай, Господи!”.

А Бог-то Сам по Себе, как Личность, нужен тебе или нет. А когда Бог становится Целью, то и отношения с Ним – это самое важное в жизни. Иногда люди меня спрашивают: “Ну батюшка, и Аллах ведь помогает?” Я говорю: “Да”. Здесь – не вопрос о том, кто помогает, а вопрос верности. Для христианина лучше остаться вообще без помощи, чем получить ее у кого угодно, кроме своего Бога. У психологов обычно так: работает – значит, подходящая методика, нет результата – не подходящая. А ведь в вопросах веры так нельзя!

Вера – слово, однокоренное со словом “верность”. Поэтому я говорю: пусть мой Бог мне ничего не даст, лишь бы Он Себя от меня не забрал. И это самое главное. И когда вот об этом говоришь людям, они обычно говорят: “Ой, да и правда, а я впервые об этом слышу”. Пусть каждый из нас задумается: что мне нужно от моего Бога? И нужен ли Он мне, как Личность? Нужны ли мне личные отношения с Ним? Чего Он ждет от меня. “

Источники:

http://korolev.msk.ru/books/919/sigutin1/H19-T.htm
http://www.proza.ru/2007/05/03-362
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6225/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: