Алексей машенцев – философия в схемах и комментариях. Эмпирические методы политологического исследования
Алексей Машенцев – Философия в схемах и комментариях
Алексей Машенцев – Философия в схемах и комментариях краткое содержание
В данном учебном пособии предлагается вариант изучения философии, опирающийся на методологическую установку единства наглядного, чувственного и абстрактного, теоретического аспектов познания. Охарактеризованы основные компоненты философского знания: онтология, философская антропология, гносеология, социальная философия; текстовый материал сопровождается схемами, иллюстрирующими содержание и соотношение философских понятий, принципов, закономерностей. Предлагаемый материал основывается на современном понимании диалектико-материалистической традиции. При этом разбираются и альтернативные концепции.
Предназначено для студентов и аспирантов вузов, а также лиц, интересующихся философией.
Философия в схемах и комментариях – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Виктор Васильевич Ильин, Алексей Валентинович Машенцев
Философия в схемах и комментариях. Учебное пособие
В настоящее время изучающим философию предлагается множество учебных пособий, в которых отражены различные подходы как в содержании, так и в методике изложения материала.
Как известно, педагогика в числе важных методологических принципов образования предлагает сочетание абстрактного и конкретного, наглядного и образного, эмпирического и теоретического. Возникает вопрос, как этот принцип реализовать в процессе изучения философии.
Один из вариантов – создать некий учебный комплекс, включающий, с одной стороны, схемы и наглядные модели, а с другой – теоретические комментарии к ним. Таким образом, можно попытаться раскрыть содержание философских понятий, принципов, закономерностей в единстве наглядного и абстрактного. При этом, конечно, происходит определенное упрощение философского материала, поэтому не следует преувеличивать значение схем и моделей. Но положительный эффект, достигаемый сочетанием наглядного и теоретического учебного материала, все же перевешивает негативные моменты.
Работа в этом направлении не одно десятилетие ведется на кафедре философии Петербургского государственного университета путей сообщения. В данном учебном пособии использованы и модифицированы имеющиеся на кафедре методические материалы, в создании которых участвовали многие преподаватели кафедры (особо следует отметить методические разработки А. С. Кармина).
Авторы настоящего пособия будут благодарны за конструктивные критические замечания, которые будут полезны для работы философского преподавательского корпуса.
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
У каждого человека имеется определенный объем знаний. С некоторым упрощением знание можно подразделить на два уровня.
Первый – это обыденное (стихийно-эмпирическое) знание. Сюда входят трудовые навыки, бытовые традиции, элементарные взгляды на искусство и т. д. Это знание формируется у человека на основании его жизненного опыта, труда, общения с другими людьми. Им люди руководствуются в своем повседневном обиходе (здравый смысл).
Второй уровень знания – научное знание. Оно вырабатывается усилиями многих поколений профессиональных ученых, оформляется в абстрактном понятийном аппарате, в логически связанной системе суждений с использованием искусственных языков. Научное знание ориентировано на познание законов, сущностей материального мира, общества, человека. Научное знание объясняет многое, кажущееся странным для обыденного знания, например, что Земля движется вокруг Солнца, что скорость света постоянна, не зависит от скорости источника света; что прибыль получается от продажи товаров по их стоимости и т. д.
Научное и обыденное знание не отделены непереходимой гранью. Научное знание опирается на представления и понятия обыденного знания, интерпретируется в этих понятиях и представлениях. Вместе с тем элементы научного знания осваиваются в обыденном знании (здесь можно, например, указать на математическое знание, включающееся в обычную деятельность людей).
Обыденное и научное знание не исчерпывают весь объем знания. Есть особые, «вечные» вопросы, постановка и решение которых связаны с тем, что называют мудростью. Мудрость не сводится просто к сумме обыденных и научных знаний. Не о всяком человеке можно сказать, что он – мудрый.
Мудрый – это человек не просто многознающий, а имеющий определенное понимание того, как устроен мир, каково отношение человека к миру и т. п. Когда человек задает вопросы о том, сотворен ли мир или существует вечно; происходит ли все по воле случая или закономерно; что такое человек; можно ли познать мир и воздействовать на него; что такое истина и заблуждение; что такое добро и зло и т. д., – в ходе размышлений над ними формируется мировоззренческое знание. Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни (во имя чего он живет). Далее, поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни.
1.2. Формы мировоззрений
Формы мировоззрений – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.
Мировоззрение человека формируется двумя путями. Оно может складываться стихийно-индивидуально. Каждый человек на основе своего личного жизненного опыта, а также на основе преданий и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений может сформировать для себя какое-то мировоззрение. С другой стороны, профессионалы-идеологи (шаманы, теологи, философы) целенаправленно создают в систематизированном виде то или иное мировоззрение и стараются внедрить это мировоззрение в умы людей.
В историческом плане можно выделить три основные формы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.
Термин «миф» означает «народное предание, сказание». Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.
Вторая форма мировоззрения – религиозное. Оно вырастает на базе мифологического. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). Но религиозное мировоззрение отличается от мифологического. В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. Мифология не знает такого раздвоения. Далее, в мифологическом мировоззрении нет разделения знания и веры. В религиозном мировоззрении такое разделение осуществляется. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозных догм. Религия апеллирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство. Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.
Прочитайте онлайн Политология в схемах и комментариях | 2.3. Эмпирические методы политологического исследования
2.3. Эмпирические методы политологического исследования
Самым простым и доступным способом сбора информации является наблюдение. Под наблюдением понимается прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника.
Анализ документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Ученые считают документом любую зафиксированную информацию. Исходя из источника информации, документы подразделяются на первичные , в которых непосредственно фиксируются события (записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.).
В политической науке, как и в других социальных науках, используется такой метод анализа документов, как контент-анализ . В широком смысле контент-анализ – это количественная и качественная характеристика единиц текста (слов, смысловых символов, выражений и т. п.), определение зависимостей между ними, выделение схожих по смыслу фрагментов. Различают количественный и качественный подходы к контент-анализу. Первый из них ориентирован на выявление авторства, целей и условий создания текста. Второй – на выявление статистической взаимосвязи между единицами текста, частотой их употребления и порядком расположения.
К распространенным методам прикладных исследований относится метод экспертной оценки . Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий.
Большой популярностью среди политологов пользуется метод опроса. Он позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. Опрос как метод социальных и политических исследований начал широко использоваться в 30-е гг. ХХ в. Значительный вклад в разработку этого метода внес американский социолог Дж. Гэллап. Его прогнозы выборов, основанные на результатах опросов, отличались высокой степенью точности и стали настоящей научной сенсацией. Достаточно часто используются два вида опросов: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании – письменном опросе – коммуникация между социологом и респондентом опосредствована специально заполняемым опросником. Интервьюирование же предполагает непосредственный контакт между интервьюером и опрашиваемым лицом.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Эмпирическое исследование – один из основных способов развития знания о политической сфере, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах. Любое эмпирическое исследование является звеном, обеспечивающим преемственность политического знания, элементом исследовательской программы, традиции или школы.
Одним из главных мотивов обращения к эмпирическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином политическом явлении или процессе и т.д.
Научное исследование обладает свойствами эксплицитности, системности и контролируемости. Эксплицитность состоит в том, что все правила для описания и изучения реальности сформулированы в явном виде; ничто не принимается на веру. Системность заключается в том, что каждый зафиксированный факт связан причинной связью или наблюдается вместе с другими фактами. Не признаются никакие объяснения, пригодные лишь на данный случай, не допускается никаких отступлений от метода. Контролируемость выявляется в том, что анализируемые явления по возможности рассматриваются со всей строгостью, допустимой в данной ситуации. Обобщения делаются только после самой доскональной и тщательной оценки.
Характерными чертами эмпирического исследования являются:
1. Целостный и системный подход к изучению политической реальности. Это предполагает соблюдение следующих правил:
– нельзя изучать политические процессы и явления в отрыве от других процессов и явлений; по своему существу большинство эмпирических исследований политических процессов и отношений – это выявление зависимости изменения одного политического явления или процесса от другого или других;
– нельзя объяснять характер политических процессов каким-либо одним фактором, а целесообразно учитывать влияние комплекса факторов.
2. Опора на факты и эмпирический материал. Это означает, что следует отбирать и изучать такие факты, которые являются, либо прямым отражением существующей проблемы, либо косвенным её подтверждением.
Эмпирическое исследование в изучаемом контексте позволяет:
– глубоко и научно проанализировать сложившуюся социально – политическую ситуацию;
– выявить причины неэффективности управленческого процесса, политические риски;
– обеспечить «обратную связь» субъектов и объектов управления, изучая настроения людей, мнения, интересы, потребности, ценности.
Таким образом, эмпирическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить объективно-достоверные данные об изучаемом процессе или явлении для их последующего использования на практике. С методологической точки зрения эмпирическое исследование состоит в определении круга вопросов, подлежащих изучению; в отборе, поиске или разработке методов и процедур исследования.
Разъясним базовые категории.
Методологиейназывают систему принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.
В отличие от методологии методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Например, при опросе исследователь использует в качестве метода сбора данных интервью. Он предпочел часть вопросов в бланке интервью сформулировать в открытой форме, а часть – в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного интервью. Бланк интервью, т. е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция интервьюера, карточки образуют в нашем случае методику.
Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования.
В ходе исследования выделяется четыре взаимосвязанных этапа. Первый этап – подготовительный. На этом этапе осуществляется организация отношений с заказчиком, разработка программы исследования, подготовка инструментария.
Второй этап – «полевой» (эмпирический). На данном этапе осуществляется сбор эмпирических данных.
Третий этап – этап обработки информации. В ходе проведения массовых опросов информация обрабатывается с помощью специальных компьютерных программ.
Четвертый этап – анализ полученной информации – один из сложных и наиболее трудоемких, а, значит и продолжительных видов работы.
По содержанию, направленности, формам и способам – прикладные исследования достаточно разнообразны, поэтому существует довольно много видов таких исследований, их определенная типология.
В зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных прикладные исследования подразделяются на: пилотажные, описательные и аналитические.
Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной эмпирической информации, определение валидности инструментария (опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п.). При этом определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности барьеров языкового, психологического или иного характера, возникающих в процессе общения с респондентами.
Более сложным видом прикладного исследования является описательное.Оно ориентировано на получение эмпирической информации, дающей возможность исследователю дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении относительно многочисленной общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками.
Самым углубленным типом прикладного исследования является аналитическое, цель которого заключается не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность. По используемым методам сбора данных такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные методы: включенное наблюдение, контент-анализ, массовый и экспертный опрос.
Другая типология прикладных исследований строится на основе различения статического и динамического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя вполне устраивает моментальный, статический срез явлений или процессов, даваемый именно в данный момент времени, он применяет либо точечное (разовое), либо повторное прикладное исследование.
Точечное (разовое) прикладное исследование дает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить, какой из кандидатов на должность имеет наибольшие шансы в данный период времени.
Целью повторных исследований является изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизменяющихся условиях. Повторные прикладные исследования требуют высокой методологической и методической подготовленности. Основные требования к таким исследованиям – сравнимость их основных характеристик и получаемых результатов, обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям.
Одним из наиболее эффективных видов повторного исследования является мониторинг. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель мониторинга – получение новой систематизированной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах в изчаемой сфере, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени.
При проведении мониторингового исследования необходимо соблюдать определенные принципы сбора данных. К таковым, в частности, относятся:
– охват наиболее значительных процессов и явлений (в нашем случае – политических);
– проведение исследования на одних и тех же территориях;
– согласованность сроков сбора данных;
– единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и др.) для получения эмпирических данных;
– дополнение в случае необходимости постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость системы мониторинга (например, электоральный цикл, принятие закона и т.д.);
– выработка критериев корреляции данных;
– организация, пополнение и сохранение единого банка данных на всем протяжении исследования;
– организация доступа потребителей к имеющейся информации.
Источники:
http://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/165152-aleksey-mashentsev-filosofiya-v-shemah-i-kommentariyah.html
http://litra.info/book/politologiya-v-skhemakh-i-kommentariyakh/page-8.html
http://studopedia.ru/7_97004_empiricheskoe-issledovanie–spetsificheskiy-sposob-izucheniya-politicheskoy-realnosti.html