Алексеев и панин философия. Глава III

Философия. Алексеев П.В., Панин А.В.

3- е изд., перераб. и доп. – М.: 2005. — 608 с. (Классический университетский учебник)

В учебнике представлены основные понятия и принципы философии. В третьем издании добавлен раздел “История философии”.

Для студентов и аспирантов вузов, изучающих философию, и всех интересующихся философской проблематикой.

Формат: pdf / zip

Размер: 6 , 49 Мб

Скачать: 04.07.2017 г. ссылки удалены по требованию изд-ва “Проспект”.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Философия философии (метафилософия)
Глава I. Зачем нужна философия? 4
§ 1. Мировоззренческие функции философии 4
§ 2. Методологические функции философии 14
Глава II. Проблемы философии 29
Глава III. Предметное самоопределение философии.
Предмет философии 42
Глава IV. Философия как вид знания 52
§ 1. Философия — наука 52
§2. Философия—идеология 55
§3. Философия—гуманитарное знание 58
§ 4. Философия — искусство 60
§ 5. Философия —трансцендирующее постижение объекта 64
§6. Философия—любовь к мудрости 70
Глава V. Уровни освоения действительности 77
Раздел II. История философии
Глава VI. Античная философия 89
Глава VII. Философия Средневековья 110
Глава VIII. Философия эпохи Возрождения и Нового времени . . 123
Глава IX. Классическая немецкая философия 133
Глава X. Русская философия XIX—XX вв 141
Глава XI. Марксистская философия в России и СССР. 157
Глава XII. Основные направления современной западной философии 166
§ 1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) . 168
§ 2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм) 178
§ 3. Коммунологические тенденции (между герменевтикой и постмодернизмом) 188
Раздел III. Философия познания
Глава XIII. Специфика философского подхода к познанию 202
Глава XIV. Истина и заблуждение 217
§ 1. Понятие истины. Аспекты истины 217
§ 2. Формы истины 226
§ 3. Ложь, дезинформация, заблуждение . 235
§ 4. Проблема отграничения истины от заблуждения . . . 245
Глава XV. Сознание 254
§ 1. Сознание, его структура и источники 254
§ 2. Сознание и бессознательное 266
§ 3. Проблема идеального 272
Глава XVI. Познавательные способности человека 283
§ 1. Чувственное познание 285
§ 2. Абстрактное мышление 297
§3. Интуиция . 317
Глава XVII. Творчество 336
Глава XVIII. Спор. Аргументация 344
Глава XIX. Познавательное — Практическое — Ценностное . 355
§ 1. Познавательное и практическое 355
§ 2. Приемы, методы и формы научного мышления . 372
а) Метод, его сущность и аспекты 372
б) Общенаучные средства познания 373
в) Всеобщий (философский) метод познания 386
§ 3. Познавательное и ценностное 405
Раздел IV. Философия бытия (онтология)
Глава XX. Понятие бытия 420
Глава XXI. Дух и материя, предел противоположности 425
Глава XXII. Пространство и время 444
Глава XXIII. Самоорганизация и системность 451
§ 1. Самоорганизация 451
§ 2. Системность. Уровни структурной организации . . 458
§ 3. Понятия «система», «элемент», «структура» . 462
§ 4. Типы систем 464
§ 5. Целое и часть. Антиномии целостности 468
§ 6. Форма и содержание систем 471
§ 7. Сущность и явление . 474
Глава XXIV. Детерминизм 479
§1. Общая характеристика детерминизма 479
§ 2. Причина и следствие. Цепи причинения . 483
§ 3. Механизм процессов причинения. Полная причина.
Непричинные виды детерминации 490
§ 4. Объективный закон. Типы законов ‘. . . 498
§ 5. Необходимость и случайность 504
§6. Возможность и действительность. Вероятность . 510
§ 7. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность 516
Глава XXV. Развитие 522
§ 1. Понятие развития. Модели развития 522
§ 2. Законы развития 538
а) Закон диалектического синтеза 538
б) Закон перехода количества в качество 549
в) Закон диалектической противоречивости 557
§ 3. Прогресс как проблема 567
Приложение: Философия в условиях тоталитаризма 585
Заключение 599

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu – см. раздел ” Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. “

Читать онлайн “Философия” автора Алексеев Петр Васильевич – RuLit – Страница 1

Алексеев Петр , Панин Александр

Алексеев Петр Васильевич,

Панин Александр Владимирович

Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу “Философия” для студентов высших учебных заведений

Издание третье, переработанное и дополненное

П.В. Алексеев – гл. I-VII. X, XI, XIII-XV ( 2-3), XVI, XVII, XIX ( 1, 2-а, 2-в, 3), XXI, XXIII ( 2-7), XXIV ( 2, 7), XXV и Приложение; гл. XV ( 1), XXIV ( 3, 5, 6) – совместно с А.В. Паниным;

А.В. Панин – гл. XIX ( 2-6), XX, XXII, XXIII ( I), XXIV ( 1, 4) и Заключение; гл. XV ( 1), XXIV ( 3, 5, 6) – совместно с П.В. Алексеевым.

В написании отдельных глав раздела “История философии” (VII, IX, XII) принял участие

В.В. Миронов и главы XVIII “Спор. Аргументация” – А.П. Алексеев.

В учебнике представлены основные понятия и принципы философии. В третьем издании добавлен раздел “История философии”.

Для студентов и аспирантов вузов, изучающих философию, и всех интересующихся философской проблематикой.

Раздел I. Философия философии (метафилософия)

Глава I. Зачем нужна философия?

1. Мировоззренческие функции философии

2. Методологические функции философии

Глава II. Проблемы философии

Глава III. Предметное самоопределение философии.

Глава IV. Философия как вид знания

1. Философия – наука

2. Философия – идеология

3. Философия – гуманитарное знание

4. Философия – искусство

5. Философия – трансцендирующее постижение объекта

6. Философия – любовь к мудрости

Глава V. Уровни освоения действительности

Раздел II. История философии

Глава VI. Античная философия

Глава VII. Философия Средневековья

Глава VIII. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Глава IX. Классическая немецкая философия

Глава X. Русская философия XIX-XX вв.

Глава XI. Марксистская философия в России и СССР

Глава XII. Основные направления современной западной философии

1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм)

2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)

3. Коммунологические тенденции (между герменевтикой и постмодернизмом)

Раздел III. Философия познания

Глава XIII. Специфика философского подхода к познанию

Читать еще:  Что означает имя ерем. Что означает имя еремей - значение имени, толкование, происхождение, совместимость, характеристика, перевод

Глава XIV. Истина и заблуждение

1. Понятие истины. Аспекты истины

3. Ложь, дезинформация, заблуждение

4. Проблема отграничения истины от заблуждения

Глава XV. Сознание

1. Сознание, его структура и источники

2. Сознание и бессознательное

3. Проблема идеального

Глава XVI. Познавательные способности человека

1. Чувственное познание

2. Абстрактное мышление

Глава XVII. Творчество

Глава XVIII. Спор. Аргументация

Глава XIX. Познавательное – Практическое – Ценностное

1. Познавательное и практическое

2. Приемы, методы и формы научного мышления

а) Метод, его сущность и аспекты

б) Общенаучные средства познания

в) Всеобщий (философский) метод познания

3. Познавательное и ценностное

Раздел IV. Философия бытия (онтология)

Глава XX. Понятие бытия

Глава XXI. Дух и материя, предел противоположности

Глава XXII. Пространство и время

Глава XXIII. Самоорганизация и системность

2. Системность. Уровни структурной организации

3. Понятия “система”, “элемент”, “структура”

5. Целое и часть. Антиномии целостности

6. Форма и содержание систем

7. Сущность и явление

Глава XXIV. Детерминизм

1. Общая характеристика детерминизма

2. Причина и следствие. Цепи причинения

3. Механизм процессов причинения. Полная причина. Непричинные виды детерминации

4. Объективный закон. Типы законов

5. Необходимость и случайность

6. Возможность и действительность. Вероятность

7. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность

Глава XXV. Развитие

1. Понятие развития. Модели развития

2. Законы развития

а) Закон диалектического синтеза

б) Закон перехода количества в качество

в) Закон диалектической противоречивости

3. Прогресс как проблема

Приложение: Философия в условиях тоталитаризма

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ)

В 1890 году в Варшаве была издана книга немецко-польско-русского философа Генриха Егоровича Струве “Введение в философию”, в которой обосновывалась необходимость формирования в рамках философии новой дисциплины – “философии философии”. Главной ее задачей должно быть самопознание философии. Она должна дать, по мнению Г. Струве, исходную точку для всякого философствования, для всякого разрешения специальных задач философии. Первую ее часть составляет “Введение в философию”, которая включает в себя разбор основных начал философии вообще, ее предмета и задач, ее характерных черт в сравнении с другими явлениями умственной жизни, ее метода и средств.

До Г.Струве философия была предметом рассмотрения в трудах самых разных философов, начиная с античности. Однако даже более или менее развернутые суждения по этому вопросу, имевшиеся у философов прошлого, еще не означали систематического изучения проблемы и появления нового раздела, а тем более особой дисциплины. В Германии в 1840 году было выпущено сочинение Фр. Кеппена под заглавием “Философия философии”, но в нем вопрос о сущности и задачах философии не являлся центральным, а был скорее следствием рассмотрения разных философских систем, их сопоставления. Данный труд, конечно, входит в состав исторических предпосылок появления новой философской дисциплины.

Г.Струве же явился фактически основоположником “философии философии”, или, как теперь ее называют, “теории философского знания”, “метафилософии”.

Мы рассмотрим некоторые проблемы, включаемые в наше время в “философию философии”.

Глава I. Зачем нужна философия?

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под “функцией” при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), – имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе “мир – человек”.

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

1. Мировоззренческие функции философии

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: “Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски” (“Самопознание”. М., 1990. С. 47). Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. “Всю жизнь, – свидетельствует Н.А. Бердяев, – меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась” (там же. С. 45). Философия же “освобождена от тоски и скуки “жизни”. Я стал философом. – пишет он, – чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной “жизни”. Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски “жизни”, от ее уродства” (Там же. С. 49). И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: “Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла” (“Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения” // “Философия свободного духа”. М., 1994. С. 232 – 233).

Читать еще:  Краткое житие димитрия ростовского. Пол-ное жи-тие свя-ти-те-ля Ди-мит-рия Ростовского

Алексеев,Панин (Философия) ()

Описание файла

Файл “Алексеев,Панин (Философия)” внутри архива находится в папке “Учебники”. Документ из архива ” “, который расположен в категории ” “. Всё это находится в предмете ” ” из раздела “”, которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .

Текст из документа “Алексеев,Панин (Философия)”

Алексеев П.В., Панин А.В.

– 3-е изд., перераб. и доп. – М.:

ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

Московский государственный университет им, М.В. Ломоносова

П.В. Алексеев, А.В. Панин

Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования

Российской Федерации в качестве учебника по курсу “Философия” для студентов

высших учебных заведений

Издание третье, переработанное и дополненное

П.В. Алексеев – гл. I-VII. X, XI, XIII-XV (§ 2-3), XVI, XVII, XIX (§ 1, 2-а, 2-

в, 3), XXI, XXIII (§ 2-7), XXIV (§ 2, 7), XXV и Приложение; гл. XV (§ 1), XXIV

(§ 3, 5, 6) – совместно с А.В. Паниным;

А.В. Панин – гл. XIX (§ 2-6), XX, XXII, XXIII (§ I), XXIV (§ 1, 4) и Заключение;

гл. XV (§ 1), XXIV (§ 3, 5, 6) – совместно с П.В. Алексеевым.

В написании отдельных глав раздела “История философии” (VII, IX, XII) принял

В.В. Миронов и главы XVIII “Спор. Аргументация” – А.П. Алексеев.

В учебнике представлены основные понятия и принципы философии. В третьем издании

добавлен раздел “История философии”.

Для студентов и аспирантов вузов, изучающих философию, и всех интересующихся

Алексеев Петр Васильевич,

Панин Александр Владимирович

Раздел I. Философия философии (метафилософия)

Глава I. Зачем нужна философия?

§ 1. Мировоззренческие функции философии

§ 2. Методологические функции философии

Глава II. Проблемы философии

Глава III. Предметное самоопределение философии.

Глава IV. Философия как вид знания

§ 1. Философия – наука

§ 2. Философия – идеология

§ 3. Философия – гуманитарное знание

§ 4. Философия – искусство

§ 5. Философия – трансцендирующее постижение объекта

§ 6. Философия – любовь к мудрости

Глава V. Уровни освоения действительности

Раздел II. История философии

Глава VI. Античная философия

Глава VII. Философия Средневековья

Глава VIII. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Глава IX. Классическая немецкая философия

Глава X. Русская философия XIX-XX вв.

Глава XI. Марксистская философия в России и СССР

Глава XII. Основные направления современной западной философии

§ 1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм,

§ 2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)

§ 3. Коммунологические тенденции (между герменевтикой и постмодернизмом)

Раздел III. Философия познания

Глава XIII. Специфика философского подхода к познанию

Глава XIV. Истина и заблуждение

§ 1. Понятие истины. Аспекты истины

§ 3. Ложь, дезинформация, заблуждение

§ 4. Проблема отграничения истины от заблуждения

Глава XV. Сознание

§ 1. Сознание, его структура и источники

§ 2. Сознание и бессознательное

§ 3. Проблема идеального

Глава XVI. Познавательные способности человека

§ 1. Чувственное познание

§ 2. Абстрактное мышление

Глава XVII. Творчество

Глава XVIII. Спор. Аргументация

Глава XIX. Познавательное – Практическое – Ценностное

§ 1. Познавательное и практическое

§ 2. Приемы, методы и формы научного мышления

а) Метод, его сущность и аспекты

б) Общенаучные средства познания

в) Всеобщий (философский) метод познания

§ 3. Познавательное и ценностное

Раздел IV. Философия бытия (онтология)

Глава XX. Понятие бытия

Глава XXI. Дух и материя, предел противоположности

Глава XXII. Пространство и время

Глава XXIII. Самоорганизация и системность

§ 2. Системность. Уровни структурной организации

§ 3. Понятия “система”, “элемент”, “структура”

§ 5. Целое и часть. Антиномии целостности

§ 6. Форма и содержание систем

§ 7. Сущность и явление

Глава XXIV. Детерминизм

§ 1. Общая характеристика детерминизма

§ 2. Причина и следствие. Цепи причинения

§ 3. Механизм процессов причинения. Полная причина. Непричинные виды

§ 4. Объективный закон. Типы законов

§ 5. Необходимость и случайность

§ 6. Возможность и действительность. Вероятность

§ 7. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность

Глава XXV. Развитие

§ 1. Понятие развития. Модели развития

§ 2. Законы развития

а) Закон диалектического синтеза

б) Закон перехода количества в качество

в) Закон диалектической противоречивости

§ 3. Прогресс как проблема

Приложение: Философия в условиях тоталитаризма

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ)

В 1890 году в Варшаве была издана книга немецко-польско-русского философа

Генриха Егоровича Струве “Введение в философию”, в которой обосновывалась

необходимость формирования в рамках философии новой дисциплины – “философии

философии”. Главной ее задачей должно быть самопознание философии. Она должна

дать, по мнению Г. Струве, исходную точку для всякого философствования, для

всякого разрешения специальных задач философии. Первую ее часть составляет

“Введение в философию”, которая включает в себя разбор основных начал философии

вообще, ее предмета и задач, ее характерных черт в сравнении с другими явлениями

умственной жизни, ее метода и средств.

До Г.Струве философия была предметом рассмотрения в трудах самых разных

философов, начиная с античности. Однако даже более или менее развернутые

суждения по этому вопросу, имевшиеся у философов прошлого, еще не означали

систематического изучения проблемы и появления нового раздела, а тем более

особой дисциплины. В Германии в 1840 году было выпущено сочинение Фр. Кеппена

под заглавием “Философия философии”, но в нем вопрос о сущности и задачах

философии не являлся центральным, а был скорее следствием рассмотрения разных

философских систем, их сопоставления. Данный труд, конечно, входит в состав

исторических предпосылок появления новой философской дисциплины.

Читать еще:  Приснилось что потеряла кошелек. Сонник кошелек

Г.Струве же явился фактически основоположником “философии философии”, или, как

теперь ее называют, “теории философского знания”, “метафилософии”.

Мы рассмотрим некоторые проблемы, включаемые в наше время в “философию

Глава I. Зачем нужна философия?

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые способна

выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке,

искусству, другим явлениям социальной действительности. Под “функцией” при этом

понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы

философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и

на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие

формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное,

натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем,

что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо

сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от

натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в

сферу науки), – имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем

развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь

единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе “мир –

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и

отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как

всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого

числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

§ 1. Мировоззренческие функции философии

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной

значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом

о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко

действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский

философ Н. А. Бердяев: “Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не

может не вызывать тоски” (“Самопознание”. М., 1990. С. 47). Тоска, в сущности,

всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты,

тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она

означает неслиянность с ним. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир,

по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом

трансцендентного. “Всю жизнь, – свидетельствует Н.А. Бердяев, – меня

сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она

достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась” (там же. С. 45).

Философия же “освобождена от тоски и скуки “жизни”. Я стал философом. – пишет

он, – чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной “жизни”. Философская мысль

всегда освобождала меня от гнетущей тоски “жизни”, от ее уродства” (Там же. С.

49). И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев

заключал: “Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического,

принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла” (“Я и мир

объектов. Опыт философии одиночества и общения” // “Философия свободного духа”.

М., 1994. С. 232 – 233).

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь,

помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам,

наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, размышляя над

ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть

удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи,

когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные

и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из

чего. Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В. С.

Соловьев, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит

безусловная цель. Если же это содержание, эта цель перестали существовать для

человека, а интересы материальной жизни обнаружили между тем все свое

ничтожество, то понятно, что ничего более не остается, кроме самоубийства.

Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего,

что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир

внутренний и потерял свою красоту мир внешний. В. С. Соловьев приходит к выводу

о том, что “безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения

высшего порядка, т. е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы

об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы

высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную

норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни. Такие общие

воззрения существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и

философии” (“Несколько слов о настоящей задаче философии” // “Сочинения в двух

томах”. Т. 1. М., 1989. С. 16 – 17). “Историческижизнь народов, – подчеркивал

B.C. Соловьев, – определяется прежде всего их основными убеждениями, их общим

мировоззрением” (там же. С. 15).

На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть

человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов

своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В.

С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и

показал роль философии в его духовном освобождении (см. его работу “Исторические

дела философии”, переопубликованную в журнале “Вопросы философии”, 1988, № 8).

Итак, он спрашивает: что же делала философия? И отвечает: “Она освобождала

человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она

Источники:

http://alleng.org/d/phil/phil003.htm
http://www.rulit.me/books/filosofiya-read-62993-0.html
http://studizba.com/files/show/doc/12866-1-alekseev-panin-filosofiya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: