Академик лосев монах андроник. Православная электронная библиотека

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

67659532 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)

(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)

(QR-код в отдельном окне)

Лосев Алексей Федорович

Лосев Алексей Федорович (1893-1988) – русский ученый, философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943).

Родился 10 (22) сентября 1893 в Новочеркасске. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами, был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского. В 1919 г. был избран профессором Нижегородского университета. Уже в первой публикации Лосева «Эрос у Платона» (1916) была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь мыслителя с традицией платонизма. Определенное влияние на молодого Лосева оказала метафизика всеединства Вл. Соловьева, религиозно-философские идеи П.А. Флоренского. О том, что именно он ценил и что не мог принять в творчестве Вл. Соловьева, Лосев много лет спустя рассказал в книге «Владимир Соловьев и его время» (1990).

В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева.

В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа».

В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам (в частности, в докладе Л.М. Кагановича на ХVI съезде ВКП(б)). В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 г. тяжело больным человеком, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.

Новые труды ученого увидели свет лишь в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная «История античной эстетики» — глубокое историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности. Лосев переводил Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского, был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди молодых учёных. В его философских чаепитиях принимали участие С. С. Аверинцев, В. В. Бибихин, К. А. Кедров, С. Б. Джимбинов и другие известные филологи. В 1980-х годах тяжело больной Лосев уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие. В последние годы были опубликованы неизвестные религиозно-философские сочинения мыслителя.

Читать еще:  Жизнь до 33 лет. Средний возраст и его кризис

Умер в Москве 23 мая 1988, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Алексей Фёдорович Андроник Лосев р. 10 сентябрь 1893 ум. 24 май 1988

Материал из Родовод.

События

Заметки

Алексе́й Фёдорович Ло́сев (в монашестве Андроник; 10 (22) сентября 1893, Новочеркасск, Область Войска Донского, Российская империя — 24 мая 1988, Москва) — русский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943), видный деятель советской культуры, тайный монах Русской Православной Церкви.

Родился в семье донского казака. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Семёна Франка, Николая Бердяева, Валентина Асмуса и учеником Павла Флоренского.

Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ и Государственной академии художественных наук; научный сотрудник Государственного института музыкальной науки (1922), работая в котором, Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки.

По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист»[1].

В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Тайное монашество стало практиковаться во время гонений на Церковь в ХХ веке. Из монашеского облачения носил только скуфью — шапочку на голове.

Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой жены А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.

После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.

Светлов рассказал о том, как профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, будто имел в виду её гениальную, почти античную простоту, и ещё много чего[1].

С 1944 года — профессор в Московском государственном педагогическом институте. После смерти Сталина у Лосева вновь появилась возможность публиковать работы. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них монографии[4]. Учёный также сотрудничал с «Философской энциклопедией» и 3-м изданием БСЭ; позднее — с энциклопедией «Мифы народов мира» и «Философским энциклопедическим словарём»[5].

В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Д. С. Лихачёв сделал для древнерусской культуры[источник не указан 178 дней]. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. Лосев писал также монографии об эллинистическо-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978)[4].

Читать еще:  Имя мальчика елисей. Происхождение и характер имени елисей

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов более молодого поколения. Среди них — С. С. Аверинцев, В. В. Асмус, В. В. Бибихин, П. П. Гайденко, Г. Ч. Гусейнов, С. Б. Джимбинов, К. А. Кедров, В. А. Косаковский, А. В. Михайлов, Ю. Н. Холопов, С. С. Хоружий, В. П. Шестаков и другие известные ученые, философы, деятели искусства. Среди исследователей более старшего поколения с Лосевым во второй половине XX века были близки В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Б. И. Пуришев, А. Г. Спиркин и др.

В 1983 году в серии «Мыслители прошлого» вышла популярная книга «Вл. Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Правительство вело двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного учёного[2]. 90-летний юбилей Лосева был отмечен специальным чествованием в стенах МГПИ[6].

В 1980-х годах тяжело больной мыслитель уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие[2]. Незадолго до смерти учёный снялся в документальном фильме «Лосев», дебютной картине режиссёра Виктора Косаковского, вышедшей на экран в 1989 году.

Лосев — автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

А. Ф. Лосев был практически слепым и различал только свет и тьму. Наряду с другими учёными он является примером того, как при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся результатов. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Скончался 24 мая 1988 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

. Тайное монашество возникло во времена последних гонений на Церковь в XX веке. Монах или монахиня, принимавшие тайный постриг, оставались в миру, носили обычную одежду, часто работали в светских учреждениях, но строго исполняли все монашеские обеты. О постриге, так же как и новом имени должен был знать только духовник. Даже причащаясь в обычных храмах, эти подвижники называли свое мирское имя.

Тайным монахом был, например, знаменитый русский философ академик Алексей Федорович Лосев. В постриге его звали монах Андроник. Обычно на всех фотографиях академик Лосев запечатлен с огромными линзами. Такие очки Алексей Федорович носил, потому что после нескольких лет лагерей на Беломорско-Балтийском канале почти ослеп. А странную черную шапочку надевал не оттого, что, как все думали, опасался простуды. Это была скуфья — единственный предмет из монашеского облачения, который монах Андроник позволял себе носить всегда.

dralexmd

Записки мирянина (Dr.Alex)

Что может связывать доктора филологических наук Алексея Лосева и тайного монаха Андроника? Все. Все связывает, ибо это один и тот же человек:

Читать еще:  Читать евангелие на русском языке с пояснениями. Евангелие от матфеяна церковнославянском и в синодальном переводе

1. Легенда советской философии, признанный авторитет за рубежом, доктор филологических наук, профессор, лауреат Ленинской премии – Алексей Лосев.

2. Регент, чтец, звонарь, алтарника храма Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке в Москве – в народе, Алексей Звонарь , в последствии тайный монах Андроник .

Как сказал епископ Иларион (Алфеев):

Это сегодня. А во время советского террора о нем было другое мнение:

… не много ни мало, сам Максим Горький, видать большой был авторитет в философии. Но нужно сказать, в одном, он действительно оказался прав – профессор в последствии ослеп. Но об этом чуть ниже.

Постригся Алексей Федорович в монахи перед самым арестом от своего духовника – афонского старца (архимандрит Давид (Мухранов) – настоятель Андреевского скита на Афоне и строитель Андреевского подворья в Петрограде). Сам факт пострига открылся только в 90х, при изучении архивов А.Лосева. Постригался в монахи вместе со своей женой, которую безумно любил, и с которой уже прожил в браке 7 лет.

C некоторым удивлением обнаружил, что на wiki, причину тайного пострига, называют боязнь гонений со стороны режима. Но это, как мне кажется, весьма сомнительно – может ли человек, который будучи на то время профессором Московской Консерватории, при это открыто служившим в храме, постригаться в монахи именно по этой причине? Думаю, что причина была именно в том, что он был женат или в том, что он понимал, что скоро его арестуют (как известно, духовник Давид благословил его на страдания).

Один из краеугольных его трудов (можно сказать самых значимых) – «Диалектика мифа», этакая мина под марксизм, после которого на него началась настоящая травля, в ОГПУшном соку. Труд был заклеймен Л. Кагановичем на XVI съезде ВКП(б) «контрреволюционным и мракобесовским», а сам Алексей Лосев, как «классовый враг, реакционер и черносотенец После этого первое издание было почти полностью конфисковано и уничтожено, а самого автора отправили в лагеря на 10 лет (на строительстве знаменитого Беломорско-Балтийского канала). Судя по письмам, это были для него ужасные годы – годы постоянного испытания веры, годы настоящего ада. Там почти полностью потерял зрение, к концу жизни практически ослеп. А потом и М.Горький поспешал закопать его в своей статье, цитата из которой, была дана выше.

И не удивительно, что его труд получил такой резонанс, А.Лосев открыто исповедовал в своем труде просто контрреволюционные воззрения:

Умер А.Лосев в весьма преклонном возрасте, как у какого-нибудь афонского подвижника – в возрасте 95 лет. К сожалению, его любимая жена умерла в возрасте 52 лет, потом он фиктивно женился на ее ученице, которая жила у них дома, ради спасения этой дочери врага народа, которая и является хранительницей его наследия.

В качестве раритетного бонуса, ссылка на малоупоминаемый труд: “МАРК ЭФЕССКИЙ Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов” (в составе “ПУТЬ К СВЯЩЕННОМУ БЕЗМОЛВИЮ. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ-ИСИХАСТОВ”), издания 1999г.

Что интересно здесь уже первым стоит его именно монашеское имя – «монах Андроник (А.Ф.Лосев)».

Это присказка. Самый смак, десерт во второй части.

Источники:

http://lib.pravmir.ru/library/author/104
http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:853369
http://dralexmd.livejournal.com/41616.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: