Афонский старец иосиф исихаст.
Послуживший духовному возрождению афонского монашества: Старец Иосиф Исихаст. День памяти – 28 августа
afonit . info
Русь и Афон. Наследие святой горы
Православный портал о монашеском наследии Афона
Послуживший духовному возрождению афонского монашества: Старец Иосиф Исихаст. День памяти – 28 августа
28 августа – день праведной кончины великого афонского старца ХХ века Иосифа Исихаста, одного из наиболее выдающихся представителей афонского монашества последнего времени, стоявшего у истоков возрождения нескольких монастырей Святой Горы, и афонского монашества вцелом. Получив от Бога заранее извещение, старец преставился в день Успения Божией Матери. Он очень любил Богородицу, называя Ее своей нежной Матерью, приняв от Нее при жизни множество даров, откровений и явлений. Предлагаем нашим читателям рассказ о старце Иосифе митрополита Афанасия Лимассольского, воспитанника афонских святых.
Старец Иосиф Исихаст – это святая личность, сыгравшая очень важную роль в наше время. Его присутствие для Святой Горы, где он жил и преставился, как и для всей Церкви, было бесценным. Старец Иосиф Исихаст был старцем моего старца Иосифа Ватопедского , и поэтому он является нашим духовным прародителем, нашим дедушкой, как мы говорим на монашеском языке.
Этот великий святой, живший на Святой Горе, родился на острове Парос в начале прошлого века. Его мать, которая была святой женщиной (позже также принявшая монашеский образ), когда старец Иосиф был еще только младенцем, во время молитвы сподобилась видения Ангела, который спустился в комнату к младенцу и стал распеленывать его, чтобы забрать с собой. Мать спросила его: «Что ты делаешь? Ты хочешь забрать моего ребенка?» Ангел ей ответил: «Этого ребенка я возьму с собой. Это повеление свыше». И он дал ей золотую медаль и забрал дитя с собой. Это было неким предвозвещением будущего пути старца.
Когда будущий старец подрос, он перебрался в Афины. Там помимо своей работы он занимался боксом, поскольку физически был очень сильным. В возрасте примерно двадцати лет, читая жития святых, он решил посвятить себя Богу. Услышав о Святой Горе, он задумал отправиться туда. Однако прежде чем найти подходящие условия для переезда, старец начал вести подвижническую жизнь, строго поститься и посещать ночные богослужения, которые в то время совершались в Афинах. Он доходил до того, что забирался на деревья, как это делали столпники: он читал о них в житиях святых и с юношеской ревностью полагал, что должен подражать святым. Позже, познакомившись с одним монахом-святогорцем, он пришел на Афон. Там он забрался в самую глубь Святой Горы, в пустыню, где стал послушником очень простого, но ревностного старца. В то время будущий старец Иосиф познакомился с отцом Арсением, родом с Понта, благостным человеком. Когда они были молодыми монахами, то не имели постоянного места проживания, устраивались где придется, путешествуя по Святой Горе, обычно по монастырям, расположенным вокруг вершины Афона, в основном в области Великой Лавры. Они переходили от пещеры к пещере, от церковки к церковке, подвизаясь в молитвенном делании. Питанием их в то время было восемьдесят граммов сухарей в день и вода. И ничего более. Когда они шли по дороге, отец Иосиф запрещал Арсению разговаривать, разрешал лишь непрестанно произносить молитву.
Старец претерпевал превышающую человеческие силы борьбу. В частности, в течение восьми лет он переживал яростные нападения бесов, терпя мученичество и днем, и ночью. Он совершал духовную брань с болью, со слезами, строжайшим постом, всенощным бдением и молитвой. После восьми лет страшной борьбы, в течение которых он ни разу не спал на кровати (садился на скамеечку и дремал молясь), пришел конец этой войне и водворился мир в его душе.
Одновременно с тем, как старец претерпевал такие нападения от бесов, Господь утешал его посещением Божественной благодати. Однажды ночью, когда старец вел такую страшную борьбу, что даже не мог стоять на ногах, он пришел в отчаяние, заплакал и воскликнул: «Господи, неужели эта война может сломить и волю человека?» Он отчаялся потому, что у него не было больше сил. Тогда он услышал голос Бога внутри себя, Который говорил: «Разве не за Мою любовь ты претерпеваешь все это?» И тут же получил силу и терпение. В другой раз, накануне одного из великих праздников, старец (в то время не посещавший праздничные службы, чтобы не прерывать молитвенного делания), оставшись один в своей каливе, молился и плакал из-за того, что не будет на литургии и не сможет причаститься. Он произносил молитву внутри своего сердца, и вдруг, как он сам описывает, все место вокруг него осветилось, и явился Ангел со святой Чашей и сказал ему: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», взял частицу Тела Христова и причастил его. То есть старец причастился из рук Ангела!
В другой раз, на Крещение, когда он опять не спал, творя молитву, ему явилась Пресвятая Троица. Старца посетили три отрока, не старше десяти лет, одинаковые по росту, одеянию и лику. Старец, пораженный, не мог оторвать от них взора. Все три отрока его благословляли и все вместе пели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».
Однажды ночью Сама Богородица посетила старца в его пещерной церковке, когда на него напало множество искушений и скорбей и он плакал, прося помощи у Пресвятой Девы. Богородица встала перед ним с Младенцем Христом на руках и сказала ему: «Не говорила ли Я, чтобы ты возложил надежду на Меня? Почему отчаиваешься?» Старец упал на колени и снова заплакал. Тогда Пресвятая Богородица сказала ему: «Имей надежду на Меня и не теряй мужества. Теперь подойди и прими Христа». И Она передала ему Младенца. Старец так затрепетал и так смутился, что не осмелился взять Младенца. Тогда Сам Христос вышел из объятий Своей Матери, обнял его и три раза погладил. До сего дня это место, где стояла Богородица и говорила со старцем Иосифом, благоухает, источая неописуемое благоухание, хотя со смерти старца прошло много лет, и пещера с тех пор не заселялась. Замечу: всю ту благодать, которая была у него, так же как и дар непрестанной умной молитвы, старец получил от Богородицы.
Преставился старец в возрасте шестидесяти одного года. За несколько недель до смерти он духовно был извещен о том, что преставится. И еще сказала ему Пресвятая Богородица: «Я тебя возьму к Себе в Мой день». Старец ждал, что умрет на праздник Успения. И действительно, постепенно его здоровье ухудшалось; в последний раз он был на богослужении в честь Успения Пресвятой Богородицы, где еще смог петь вместе с монахами, а во время причащения Святых Таин сказал: «В напутие жизни вечной». Последними словами старца были: «Все кончено. Ухожу. Отбываю. Благословите», – и он предал свою душу в руки Того, Которого жаждал с юности. Божии люди имеют некую власть и во время жизни, и после смерти, поскольку их жизнь превышает человеческие возможности. Они достигают жизни другого мира, мира благодати. После кончины старца Иосифа последовало множество событий, чудес и явлений, которые свидетельствовали о святости этого человека.
Он – наш духовный дедушка, и просите его молитв: он имеет великое дерзновение перед Богом. Удивительно, что старец предвидел, что через четырех его учеников вся Святая Гора наполнится монахами. Сегодня из семени, посеянного старцем Иосифом Исихастом , вышло более семисот монахов и монахинь. Двадцать монастырей в США и шесть на Афоне, множество других монастырей в Греции и на Кипре считают своим духовным родоначальником старца Иосифа.
Учение старца Иосифа можно описать несколькими словами. В первую очередь во времена богословских заблуждений и духовного упадка старец возрождал основы учения об умной молитве. Той известности, которую имеет сейчас в мире умная, Иисусова молитва – «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» – мы в основном обязаны старцу Иосифу и его ученикам – старцу Ефрему Филофейскому, старцу Иосифу Ватопедскому, старцу Харалампию, старцу Ефрему Катунакскому . Все они учили Иисусовой молитве монашествующих и мирян. Кроме того, старец говорил о необходимости возвращения к частому причащению Святых Христовых Таин. Некоторые богословы считают частое причащение ересью. Одним из достижений старца было возвращение как монахов, так и мирян к частому причащению.
Главной отличительной чертой старца, его подвижничества было сохранение своей первоначальной ревности. С первых дней пребывания на Святой Горе и до своего последнего вздоха он сохранил неутихающую ревность. Старец никогда не шел ни на какой компромисс с грехом, с нарушением воли Божией. Старец Софроний (Сахаров) из Эссекса был знаком со старцем Иосифом и рассказывал: когда они впервые встретились, старец произвел на него впечатление воина. Он был настолько мужественным человеком, что не отступал ни перед чем. Такая сильная душа сразу видна, даже если просто посмотреть на его фотографию.
Святые нашей Церкви не умерли, они живы, они вокруг нас, рядом, поддерживают нас. Желаю, чтобы их молитвы нам сопутствовали и покрывали всех нас.
По книге: Митрополит Афанасий Лимасольский. Открытое сердце Церкви / Пер. с новогреч. А. Волгиной,А. Саминской. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.
ИОСИФ ИСИХАСТ
Память 16 августа (Афон, Ватопед) [1]
В миру Франгиск Коттис, родился 2 ноября 1897 года в деревне Лефке на острове Парос. Его родители Георгий и Мария были бедными, но благочестивыми людьми. В 1907 году отец умер, и воспитание шестерых детей легло на плечи матери. По её словам, вскоре после рождения Франгиска она узнала о его предстоящей судьбе: явившийся ей во сне ангел записал имя младенца в некий список и забрал его, сказав, что он нужен Царю.
Франгиск не окончил начальную школу, так как после смерти отца должен был помогать матери и братьям. В 1914 году он отправился на заработки в Пирей. После прохождения военной службы поселился в Афинах, где, по одним сведениям, занимался мелкой торговлей, а по другим – работал поваром и затем кондуктором трамвая. В возрасте 23 лет молодой человек увлекся чтением духовной литературы, под влиянием которой стал подражать подвижнической жизни древних отцов на горе Пендели. В том же 1921 году, познакомившись с неким старцем из одной келлии в Карее, Франгиск раздал своё имущество бедным и отправился на Святую Гору, чтобы стать монахом.
На Афоне сперва присоединился к братству старца Даниила Катунакийского, но затем удалился оттуда в поисках более уединённого места для подвижничества. Юноше не удалось сразу найти для себя духовного отца, о чем он с горечью писал впоследствии: “День и ночь я плакал о том, что не нашёл Святую Гору такой, как пишут о ней святые”. В частности, не увенчалась успехом его попытка поступить в ученики к старцу Каллинику Исихасту, поскольку тот отказывался обучать своих послушников умной молитве. Тогда Франгиск начал вести отшельнический образ жизни, обитая в пещерах. Со временем, после многих суровых подвигов, он сподобился дара благодатной непрестанной молитвы.
В 1925 году Франгиск был пострижен в великую схиму с именем Иосиф.
Незадолго до своей смерти старец Ефрем переселился в скит святителя Василия Великого, где вскоре скончался. После его смерти Иосиф, уступая просьбе собрата, принял на себя обязанности главы общины, хотя отец Арсений был старше и годами, и по времени монашеского пострига. Оставшись вдвоём, Иосиф и Арсений продолжили путешествия по Афону, возвращаясь в свою каливу только на зиму, а затем приняли решение жить там постоянно, занимаясь резьбой по дереву. Согласно воспоминаниям Иосифа Исихаста, этот период жизни был связан для него с особенно тяжёлыми искушениями. Так, однажды старцу явился в видении длинный строй монахов, приготовившихся к сражению с бесами. Высокий и славный военачальник предложил ему встать в первый ряд бойцов, на что Иосиф с радостью согласился. За видением последовала жестокая духовная брань, продолжавшаяся 8 лет, в результате которой Иосиф Исихаст, по его словам, “вошёл во все прибежища врага и после жестокого единоборства вышел из них по благодати Господней”. Важным событием в жизни подвижника стало обретение духовника старца Даниила, безмолвника и почти полного затворника, монашествовавшего в келлии преподобного Петра Афонского в окрестностях Великой Лавры. От своего духовника Иосиф Исихаст перенял правило вкушать пищу (состоявшую из одной меры хлеба и небольшого количества овощей) лишь раз в день, не делая исключения для великих праздников. В период пребывания в скиту святителя Василия Великого вокруг Иосифа Исихаста стало формироваться небольшое монашеское братство. К старцу присоединились его родной брат Афанасий, отец Иоанн из Албании и отец Ефрем (впоследствии иеромонах, возглавивший движение старостильников в городе Волос). Послушником Иосифа Исихаста некоторое время был и известный подвижник монах Герасим (Менайас), который, несмотря на то что здоровье не позволяло ему остаться в братстве надолго, всегда вспоминал о старце с глубоким почтением. С тех пор как подвижники стали постоянно жить в своей каливе, Иосиф Исихаст приобрёл большую известность, и к нему за советом приходило множество посетителей. Это обстоятельство нарушало уединённую обстановку, побуждая основателей братства искать новое место для монашеских подвигов.
В январе 1938 года Иосиф вместе с отцом Арсением присмотрели для себя заброшенную каливу в Малом скиту святой Анны, располагавшуюся в пещерах под скалистым обрывом, где они подвизались в течение следующих 30 лет. Подвижники обновили небольшую церковь святого Иоанна Предтечи и соорудили для себя из дерева, прутьев и глины хижину, разделявшуюся на три кельи, одна из которых предназначалась для Иосифа, другая для Арсения, а третья – для приходящего иеромонаха. Здесь Иосиф и Арсений на некоторое время вновь остались вдвоём. Само расположение каливы и недостаток места для жилых помещений не предполагали присутствия других братий. Тем не менее со временем к подвижникам присоединились новые ученики из числа молодых монахов, в том числе монах Иосиф (впоследствии духовник монастыря Ватопед и биограф старца), иеромонах Харалампий (впоследствии игумен монастыря преподобного Дионисия).
Тяготы жизни в Малом скиту святой Анны, связанные прежде всего с необходимостью ежедневно поднимать грузы на большую высоту, плохо сказывались на здоровье молодых послушников, поэтому в июне 1951 года Иосиф принял решение переселиться поближе к морю. Им была выбрана калива святых Бессребреников в Новом скиту. В начале 1958 года здоровье старца резко ухудшилось, на его шее появился болезненный нарыв. Уступая просьбам духовных чад, он согласился принять лечение, хотя и считал усилия медиков ненужными. В 1959 году Иосиф Исихаст страдал от сердечной недостаточности.
Скончался 28 августа 1959 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, предсказав свою кончину и предварительно причастившись на праздничной Литургии.
Почитание
Преподобный Иосиф Исихаст почитается как местночтимый святой на Афоне, а также в Румынии. Его мощи находятся в Ватопеде, а честная глава и другая часть мощей – в монастыре преподобного Антония Великого (штат Аризона, США). Известно о посмертных явлениях старца и о чудесах, имевших место при перенесении его мощей.
Молитвословия
Преподо́бне о́тче Ио́сифе,/ Го́споду и Богоро́дице свя́то послужи́в,/ в Бо́гом обетова́нную в Раи́/ но́вую зе́млю под Не́бом но́вым возше́л еси́,/ и на́м, недосто́йным вселе́ния в си́х,// письмены́ твои́ми и моли́твами спасти́ся помози́.
Избра́нный Го́сподом Иису́сом в подо́бныя дре́вним ученики́,/ Ду́хом Животворя́щим Святы́м осоли́лся еси́, / еще́же и братию самоотве́рженную и смиренному́друю возрасти́в,/ де́ланию моли́твенному непреста́нному обучи́л еси́,/ и ра́ди обре́тения и́ми соверше́нных даро́в,/ да́же до сме́рти поще́нием, бде́нием и тре́звением подвиза́лся еси́,/ ны́не же о Го́споде утеша́ешися,/ со А́нгелы и святы́ми блаже́нствуеши и слы́шиши:/ Ра́дуйся, Исиха́сте Вели́кий Ио́сифе,// Но́вый Афо́нский пусты́нниче и мона́хов Наста́вниче.
Сочинения
Сохранилось большое количество писем Иосифа Исихаста к родственникам и духовным чадам, посвящённых различным вопросам духовной жизни. Подборка этих писем была опубликована старцем Ефремом из Филофеева монастыря под заглавием “Выражение монашеского опыта” [2].
Перу старца принадлежит также сочинение “Десятигласная духодвижимая труба” [3], где в образной форме описываются ступени, которые необходимо преодолеть подвижнику по пути к стяжанию благодати. Сочинениям старца свойствен своеобразный стиль, сочетающий архаизацию с простонародными выражениями и с использованием рифмованной прозы.
Литература
- Ιωσήφ Βατοπαιδινός, γέρων. ῾Ο Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ἡσυχαστής. ῞Αγιον ῎Ορος, 1983, 2005 7 (рус. пер.: Иосиф, мон. Старец Иосиф Исихаст / ТСЛ. Серг. П., 2000);
- idem. Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ἡσυχαστής: Βίος – Διδασκαλία – «῾Η Δεκάφωνος Σάλπιγξ» / ῾Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2001 5;
- idem. ῾Ο Γέρων ᾿Αρσένιος ὁ Σπηλαιώτης, 1886-1983.
- Συνασκητής Γέροντος ᾿Ιωσήφ τοῦ ῾Ησυχαστού. Λευκωσία, 2002;
- ᾿Ιωσήφ Μ. Δ. ῾Ο Γέρων ᾿Αρσένιος ὁ Σπηλαιώτης. Θεσσαλονίκη, 2002 2;
- ᾿Αφιέρωμα εἰς τόν ὅσιον Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστήν. Κύπρος, ῾Ιερά Μονή Μαχαιρᾶ, 2003;
- ᾿Εφραίμ (Κουτσού), ἀρχιμ. ῾Η ὑπακοή κατά τόν Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστή // Σύναξις Εὐχαριστίας, χαριστήρια εἰς τιμήν τοῦ Γέροντος Αἰμιλιανοῦ. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 247-268;
- Αἴσθησις ζωῆς ἀθανάτου. ῾Ομιλίες γιά τόν Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστή. ῾Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, 2005 2;
- ᾿Αλιπράντης Ν. Χ. Γέρων ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ᾿Από τήν Πάρο στίς σπηλιές τοῦ ῎Αθω. ᾿Αθήνα, 2006;
- Τριαντάφυλλος Γ. ῾Ο Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ῾Ο Νηπτικός Πατήρ καί Διδάσκαλος: Ταπεινή ἀναφορά στήν ζωή καί στό ἔργο του. Πάρος, 2007;
- Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ῞Αγιον ῎Ορος, 2007;
- Ефрем (Кутсу), архим. Личность и труды старца Иосифа Исихаста // Россия – Афон: тысячелетие духовного единства: Междунар. науч.-богосл. конф. Москва. 1-4 окт. 2006 г. М., 2008. С. 31-39;
- он же. Влияние старца Иосифа Исихаста на аскетическую и литургическую жизнь Святой Горы // Там же. С. 39-42;
- Каллиакманис В., протопр. Дар различения помыслов в жизни и учении старца Иосифа Исихаста // Там же. С. 42-50;
- Мандзаридис Г. Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста // Там же. С. 50-55.
Православная Жизнь
Main menu
Вы здесь
Прп. Иосиф Исихаст: «…Послушай об одном событии, происшедшем со мной»
28 августа Церковь празднует день памяти афонского подвижника, старца Иосифа Исихаста. Милостию Божией усердный молитвенник сподобился мирной и непостыдной кончины в день Успения Пречистой Божией Матери, причастившись накануне Святых Христовых Таин.
Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги прп. Иосифа Исихаста «Изложение монашеского опыта».
Только что получил твое письмо и видел, что в нем; и радуюсь твоему здравию, но печалюсь о твоих скорбях.
То, что ты пишешь, дитя мое, происходит с тобой потому, что у тебя нет терпения. Ты, дитя мое, ищешь Христа, стремишься войти в Небесный Град. Молится об этом твой старец, молятся отцы, молюсь и я, убогий, здесь, среди скал. Итак, нас всех слышит Господь и ради сокрушения твоей гордой души, чтобы ты смирил и поборол гнев, ярость, раздражение, гордость, Он послал тебе одну блоху – это маленькое искушение, чтоб она тебя кусала, а ты терпел, чтобы она тебе докучала, а ты не обращал внимания. И чтобы мало-помалу ты укрощал гнев, ярость и возмущение, удушая это в себе и не позволяя грубому слову выйти из твоих уст. И тогда эта сила сатаны, которую человек подавляет в себе один, и два, и много раз, убегает и оставляет его кротким и спокойным, как ягненка.
Также послушай об одном событии, происшедшем со мной. Когда я был в миру, со всеми ссорился. Сердце у меня было львиное. И вот любовь Христова меня сокрушила. Если бы я захотел рассказать, что терпел каждый день от этой страсти, должен был бы написать книгу. Ибо Бог, желая меня освободить, посылал мне все изощренные нападки: чтобы мне несправедливо досаждали, чтобы меня оскорбляли, чтобы надо мной издевались. Не простые издевательства, а способные убить. И, терпя и подавляя в себе сатану крайним терпением, я получил избавление от зла.
Итак, одной тяжелой зимой искуситель приготовил и направил против меня все козни, которыми привык нас искушать и которыми Бог попускает ему нас испытывать. И вот, когда он произвел три или четыре искушения и увидел тщетность своих нападений, внезапно врывается сквозь дверь ветер, настолько сильный, что срывает крышу со всеми опорами, кровлю с тысячами ок 6 камней наверху 7 – она пронеслась по воздуху, как самолет, – и бросает ее напротив на скалы, в снег. И мы остались в тишине под снегом.
А если ты услышишь еще и о видах искушений, то не перенесешь этого без вреда для себя, осуждая виновников. Однако, терпя испытания, получишь взамен, соответственно искушениям, благодать, которой нет меры. Поэтому не думай, что, если откажешься от одного, к тебе не придет другое искушение. Обязательно придет. И если окажешься немужественным в нем, то и в других искушениях будешь таков же.
Ибо искушение внутри нас. Ты не видишь его, дитя мое? Посмотри получше! Оно от пупа чрева поднимается в сердце, разжигает его, горячит кровь и поднимается к горлу, ударяет в голову, помрачает ум. И как бы ком стоит в горле, и перекрывает самое дыхание, и душит человека.
Наконец, его может вызывать другой, худший человек, или, вернее, и того толкает искуситель, чтобы привести тебя в возмущение и раздражение. Однако Господь это позволяет ему, чтобы ты становился с каждым днем испытаннее и пришел в бесстрастие. Ибо, когда ты готовишься и его ожидаешь, то не раздражаешься, не возмущаешься, не выходишь из себя.
Ты пишешь, что, если бы знал, что получишь благодать, вытерпел бы тысячу искушений, таких, как это. А откуда ты знаешь, что если вытерпишь, то не получишь благодати? Я говорю тебе и всем братьям, что нет другой, более короткой дороги, чем терпеть искушения, которые приходят так, как они приходят. Духовное состояние человека и благодать, которую он имеет, подтверждаются терпением. Почему всех вас терпит ваш старец? Потому что имеет терпение. Этим подтверждается, что он имеет благодать, имеет добродетель.
У добродетели нет колокольчика, чтобы узнавать о ней по его звону. Колокольчик праведности – снисходительность, великодушие, терпение. Это – украшение монаха и всякого христианина.
Подвизающийся, предвидя мздовоздаяние свыше и благодать, которую получит от Господа, все терпит. Вот брату, как сильному, старец поручил выносить и терпеть искушаемого. Тебе же, как слабому, дал эту мельчайшую занозу. Итак, прояви терпение, чтобы и ты сделался способным выносить бесноватого. Его терпеть, ему служить, его выдерживать. Великая добродетель! Знаешь ли ты, что значит выносить и терпеть сумасшедшего?
Пришел к нам один сумасшедший, и мне стало жаль его прогонять. Отовсюду его прогоняли. Итак, я оставил его, чтобы он как человек немного передохнул, чтобы согрелось его сердце. И что же после этого? Я наложил на него строжайший пост, как говорит Господь: «Род сей ничим же может изыти, токмо молитвою и постом» ( Мк. 9, 29 ).
И вот, однажды мы все были во дворе, а он закрыл все двери и окна келлии и нас оставил снаружи. И, несмотря на многие уговоры, не открывал. Что нам оставалось делать? Мы нашли отвертку, выкрутили петли и открыли. И тогда он вышел.
– Слушай, – говорю я ему, – почему ты закрылся и оставил нас снаружи?
– Потому, – говорит, – что в доме были лук и картошка: я хотел один подвизаться – есть лук и картошку!
Вскоре ему стало лучше, но он ушел и снова начал бесноваться. Три раза приходил, и, только лишь выздоравливал, уходил, и снова делался сумасшедшим, и им овладевали бесы. Сейчас его держат в больнице.
Ты же будь внимателен, не презирай ни одного из малых, уничиженных и немощных мира сего. Ибо эти презрение и обида с твоей стороны не останавливаются на этих несчастных, а восходят через них к лицу Творца и Создателя, образ Которого они носят. И весьма удивишься в день оный, когда увидишь, что Святой Дух Божий почивает более на них, чем в твоем собственном сердце.
Я еще сильнее разболелся. Как парализованный. Не могу сделать десяти шагов. Из‑за этого и из‑за всего остального превратился в мертвеца. Очень прошу: молитесь обо мне, ибо есть много людей, которые просят у меня помощи.
И поверьте, отцы и братия мои, что за каждую душу, получающую помощь, я испытываю брань, которой она подвергается.
Поэтому и ваш старец постоянно болен. Ибо слабеет от умственного перенапряжения и от искушений, которые ради всех вас переносит. Поэтому не говори, дитя мое, того, что тебе говорит бес: что старцу нет до тебя дела, что он не обращает внимания на твои труд и нужды. Как может не обращать внимания тот, кто ради всех вас страдает?
Будь внимателен! Оставь этот помысл и прояви терпение, чтобы Бог увидел произволение и облегчил твой труд. Прими искушение и не обвиняй того или другого. Ибо когда не терпишь то или другое искушение и жалуешься на других, то, поскольку Господь нам это посылает, Он Сам нас будет бичевать, что гораздо страшнее и весьма сурово, потому что никто из людей не может так наказать, как наказывает Всесильный. Поэтому, дитя мое, «приимите наказание, да не когда прогневается Господь» всяческих ( Пс. 2, 12 ). Возлюбите волю Его и переносите напасти, как свои, чтобы Он не предал нас малодушию и хуле.
И когда будешь согрешать снова и падать, снова кайся. Не отчаивайся. Возбуждай в себе дерзновение и упование. Говори: «Прости меня, Христе мой», и снова: «Каюсь!» Не говори: «Мне уготован гнев Божий». Не грех ли это? Ведь мы люди.
Не ропщи на братьев. Переноси их ошибки, чтобы и они переносили твои. Люби для того, чтобы тебя любили, и терпи для того, чтобы тебя терпели. Стань добрым, и все станут добрыми к тебе. Покори свои страсти, и увидишь, что многие благоговейно будут относиться не только к твоим словам, но и к движению твоих глаз.
Что касается послушаний, о которых ты говоришь: если их много и ты не успеваешь их выполнять и приходишь в смущение, прошу и я твоего старца, чтобы он их тебе облегчил и ты не исполнял их с ропотом.
А из остального, о чем ты мне пишешь, видно, что у тебя большое тщеславие. Поэтому уничижи себя, чтобы все попирали тебя ногами. Стань землей. Бей, ударяй, возненавидь, как непримиримого врага, самого себя, совершенною ненавистью возненавидь его. Ибо если ты его не поразишь, то он тебя поразит. Мужайся, не жалей его! По благодати Божией я тебя поддерживаю. Но напоминаю тебе и слова отцов, которые говорят: «Если не прольешь кровь, то не примешь Духа».
Не считай себя человеком, если не принял благодати. И без благодати напрасно мы, люди, родились в мир.
В соответствии же с чистотой души и просвещением, которое принял каждый из нас здесь, он будет видеть Христа там ближе, яснее, и сильнее будет наслаждаться Его благоуханием, и больше, чем другие, будет радоваться и ликовать.
Итак, не считай себя человеком, если не принял благодати.
Источники:
http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-afona/starets-iosif-isikhast
http://drevo-info.ru/articles/13675635.html
http://pravlife.org/ru/content/prp-iosif-isihast-poslushay-ob-odnom-sobytii-proisshedshem-so-mnoy