Афанасий афонский. Афана́сий Афонский

Житие святого Афанасия Афонского

Афанасий является основателем Великой Лавры, находящейся на Священной горе Афон. Преподобный монах также известен в качестве идейного создателя общинного образа жития в монастырях Греции. Родился в Каппадокийской городе Тразепунд, осиротел в детстве, воспитывался у праведной монахини, после был при дворе правителя Романа II, в середине X столетия поселился на горе Афон. Будучи монахом, Афанасий объединял скиты и давал отпор разбойникам-сарацинам.

Начало служения

Родился в 930 г. в Каппадокийском городе Трапезунд в благородной и верующей семье, при ритуале крещения получил имя Авраамия. Уже в раннем детстве он остался без отца и матери, мальчика взяла к себе благодетельная монахиня Канита, супруга знатного городского помещика, приходящаяся будущему святителю родственницей. В детстве Авраамий сторонился шумных игр, предпочитая уединение в лесной чаще или пещере с одним-двумя друзьями. Родственников радовало то, что мальчик легко обучался и рос сообразительным.

  • Однажды на отрока Авраамия обратил внимание императорский чиновник, приехавших в Трапезунд по важным политическим делам. Вельможа восхитился способностями мальчика и увез его в Константинополь. Юноша поселился в доме знаменитого военачальника. Науки и искусства ему преподавал учитель по имени Афанасий. Авраамий блестяще изучил литературу и вскоре сам начал преподавать, несмотря на юные годы и небольшой опыт.
  • Будущий святитель не забывал вести подвижнический образ жизни, который полюбил с детских лет. Он сторонился богатого и питательного стола, обменивал принесенную слугами вкусную пищу на кусок простого ячменного хлеба. Он соблюдал строгий пост, боролся с дневным сном, обливаясь холодной водой, раздавал одежду бедствующим.
  • Молодой Авраамий был приветлив к людям, вел чистую и праведную жизнь, поэтому вокруг него собиралось большое количество таких же учеников, как и он сам. Правитель Константин VII перевел будущего святителя в другую школу, чтобы отгородить его от излишнего внимания, мешающего обстоятельному обучению. Однако преданные друзья Авраамия не желали расставаться со своим любимым и мудрым не по годам товарищем и наставником. Великий ученик не желал ссоры с учителем Афанасием, ведь от старца могли отвернуться многие последователи, и не хотел явных почестей, поэтому отказался от императорских даров и решил покинуть светское общество.
  • Вскоре Авраамий познакомился со святым подвижником по имени Михаил Малеин, служившим в сане игумена в монастыре на Киминской горе. Юноша восхищался нравственными качествами этого знаменитого монаха, он открыл иноку свое желание приобщится к монастырской жизни. Михаил согласился стать для Авраамия святым духовником, вместе они направились на Киминскую гору. Здесь юноша принял постриг и получил имя Афанасия, что значит «бессмертный». Святой старец разглядел в своем ученике великую предрасположенность к аскетическим практикам, поэтому решил сделать его непревзойденным подвижником, закаленным в смирении и угодничестве Богу.
  • Преподобный Михаил настоял, чтобы Афанасий снизил строгость своего послушания для сбережения тела. Ученик отныне спал на тюфяке, а не в сидячем положении, как привык, принимал пищу один раз в трое суток, а не в одну неделю. В монастырских условиях Афанасий работал над переписью церковных книг, занимал пост помощника пономаря, с великим усердием усмиряя свою волю. Зная о беспрекословном подчинении ученика Михаила, братия прозвала его «сыном послушания».

В 963 г. преподобный Афанасий основал Великую Лавру на Священной горе Афон. Большинство построек возводилось за счет финансирования византийских императоров. Обитель процветала и становилась больше и богаче, получая пожертвование в виде золота и земельных территорий. Кризис пришел со времен, когда обитель стала подвергаться нашествиям пиратов и разбойников. Состояние ухудшилось после частых землетрясений и налогообложения турецкого ига. Главный храм Лавры — кафоликон с двумя приделами, в одном из них находится гробница святого Афанасия.

Преподобный старец Михаил сказал братии, что сделает Афанасия свои преемником. Некоторые иноки стали докучать последнему льстивыми и сладкими речами. Однако ученик Михаила не возжелал брать на себя роль игумена, поэтому обратился в бегство, захватив только одежду и две священные книги. Афанасий отправился на гору Афон, которой он восхищался с юных лет.

  • Здешние отшельники жили в собственноручно построенных шалашах, они игнорировали заботу о телесной оболочке и не возделывали землю. Преподобный восхищался их грандиозным аскетизмом, а спустя время стал учеником одного святого старца. Афанасий поселился рядом с мудрецом и представился всем здешним инокам простым и безграмотным моряком, потерпевшим кораблекрушение. Он сделал это, чтобы избежать излишнего внимания к себе.
  • Вскоре монахи раскрыли тайну новоприбывшего, но, войдя в его положение, обещали не выдавать секрет людям, которые попытаются найти святителя. Протоиерей Стефан выделил Афанасию удаленную келью, где последний мог жить в безмолвии и уединении, занимаясь переписью священных книг.
  • Спустя время помощники императора Никифора обнаружили сбежавшего от мирской суеты монаха. Афонские иноки, увидев привилегии, которыми окружен Афанасий, стали просить о расширении главного храма, — правитель дал согласие.

В своем письме к императору преподобный Афанасий ясно выразил свою точку зрения, огорченный император же велел отыскать своего бывшего друга. Они помирились спустя несколько лет, правитель принес искренние извинения. Незадолго до встречи святитель в видении узрел, что Никифор погибнет на троне от рук врагов, так и не поселившись в Великой Лавре.

Жизнь в монастыре

Святой основатель делал все возможное для того, что основанный им монастырь созревал и процветал. Эти места привлекали все больше искренних приверженцев христианства. Преподобный ни на мгновение не останавливал внутреннюю молитву перед Господом и трудился, не жалея сил. Из его глаз постоянно текли слезы, которыми он пропитывал свой платок. Эта ткань впоследствии исцеляла многие болезни.

Несмотря на пост настоятеля, он с каждым человеком общался на равных и стремился оказать посильную услугу. Святитель не брезговал общения с прокаженными, долго простаивал рядом с умирающими и вселял в них надежду на Царствие Небесное.

Афанасий поощрял братию в рукоделии, говорил, что праздность губительна и порождает все пороки. Святой отец учил: «Цель иночества состоит в умении стяжать Божественное естество через практику очищения разума и тела». Основатель Лавры был чрезвычайно близок с Творцом, который наделил своего преданного слугу нескончаемой мудростью. Беспорочность и знание Истины помогали Афанасию безукоризненно руководить обителью, исправлять греховное мировоззрение иноков. Он держался строго с простым народом, но с монахами был более мягок.

Он исцелял людей силою молитвы, но, чтобы скрыть свою силу, прописывал им лекарственные снадобья. После непосредственного диалога со святым подвижником человек возвращался домой свободным от грубых недостатков мировоззрения.

Окончание земного пути

Преподобный получил божественное откровение, где узнал о своей скорой кончине. В этот период шло расширение Великой Лавры, Афанасий решил объявить о знамении, облачился в самые торжественные одежды и взобрался на строительную площадку, вокруг которой шла непосредственная работа. Неожиданно на основателя и на шестерых его помощников обрушился купол. Монахи погибли мгновенно, но Афанасий, находясь под тяжестью материала, на протяжении 3 часов повторял молитву.

Когда братия разобрала обломки, преподобный скончался. Тело хранили в течение 3 дней, оно не подверглось тлену, из единственной раны струилась свежая кровь, которая стала целебной. Ритуал захоронения произошел в Великой Лавре.

Почитание святого

Иконе с изображением святого Афанасия молятся о том, чтобы он помог простым верующим справиться с греховными страстями и житейскими проблемами. Образ часто просят об исцелении недугов различной направленности.

Память преподобного отмечается 5 июля.

В молитве, обращенной к Афанасию, говорится, что святой монах наставил большое количество людей на путь истинной веры, всегда стремился утешить скорбящих, подавал руку немощным, был всегда любезен и милостивым. Его называют образованным христианином, рассудительным и мудрым наставником, победителем уныния и тоски.

АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ

В святом крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде и, рано осиротев, воспитывался у одной доброй благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре обогнал в науках своих сверстников.

После смерти приемной матери Авраамий был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа Старшего, и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество и удалился.

В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин, игумен Киминского монастыря. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Божественный старец, прозирая в Авраамии избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и много поучал в вопросах спасения. Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия. Бросив все, он прибыл в Киминский монастырь и, пав в ноги преподобному игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.

В обители преподобный Афанасий с усердием исполнял монастырские послушания, а в свободное время занимался переписыванием Священных Книг. Известно, что он переписал Четвероевангелие и Апостол.

Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий уже вскоре достиг такого совершенства, что в 960 году святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря на Святой горе Афон.

Покинув Кимин, он обошел много пустынных и уединенных мест, в том числе в 963 году шесть месяцев прожил в Священном монастыре (Αγία Μονή) близ города Паф на острове Кипр [1], и, наставляемый Богом, пришёл на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.

Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е. построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.

Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм во имя святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница, странноприимница и другие необходимые постройки.

В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, отшельники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.

Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.

За свою святую жизнь преподобный Афанасий удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений: знамением креста он исцелял больных и изгонял нечистых духов. Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами.

Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. “Кто ты и куда идёшь?” – тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. “Я здешний инок”, – отвечал он, и рассказал о себе и своих заботах. “И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе”. – “Кто ты?” – спросил Афанасий. – “Я Матерь Господа твоего”, – отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.

Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. “Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый”. Братия недоумевала и размышляла над словами преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Все слышали, как преподобный призывал Господа: “Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!” Братия с великим плачем начали откапывать своего отца из-под развалин, но нашли его уже скончавшимся. Кончина святого последовала около 1000 года [2].

Мощи и почитание

Тело преподобного Афанасия, пролежав непогребённым три дня, не изменилось, не отекло и не потемнело. А во время погребальных песнопений из раны, которая была на ноге, вопреки природе, истекла кровь. Некоторые старцы собирали эту кровь в полотенца, и многие через неё получали исцеление от болезней.

Ныне мощи святого находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Великой Афонской лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился также крест святого Афанасия весом около 3 кг, который он не снимал даже когда спал.

Молитвословия

Е́же во пло́ти житию́ твоему́/ удиви́шася а́нгельстии чи́ни:/ ка́ко с те́лом к неви́димым сплете́нием изше́л еси́, присносла́вне,/ и уязви́л еси́ де́монские полки́./ Отону́дуже, Афана́сие,/ Христо́с тебе́ воздаде́ богаты́ми дарова́ньми,/ сего́ ра́ди, о́тче,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Я́ко невеще́ственных суще́ств зри́теля изря́дна/ и де́ятельна сказа́теля всеи́стинна,/ взыва́ет тя́ ста́до твое́, Богоглаго́льниче:/ не оскуде́й, моля́ о рабе́х твои́х,/ изба́витися напа́стей и обхожде́ний, вопию́щим ти:// ра́дуйся, о́тче Афана́сие.

Использованные материалы

[2] Встречаются также указания, что кончина последовала в 1001 или 1003 году.

Послушник Экономиссы: преподобный Афанасий Афонский

«Молись пред образом Экономиссы – Домостроительницы», – нередко советуют тем, кто хочет учредить нечто во славу Божию, а то и просто устроить свой дом – свою малую церковь – по воле Христовой. Некогда дан был такой совет и мне одной игуменией, стараниями которой на пустом и диком месте образовалась и возросла обитель. Я держала в руках икону Божией Матери: Небесная Царица на троне и Божественный Сын на Ее пречистых руках благословляли двух предстоящих святых. Одним из них был Михаил Синадский, чья честная глава сейчас находится в афонской Великой Лавре. Вторым – сам основатель Лавры, преподобный Афанасий Афонский.

В тот день я впервые читала житие святого Афанасия и поражалась, как же актуально оно в наши дни. Не только примером самого святого, который жил в далеком от нас X веке, в раннем детстве оставшегося сиротой и добившегося всего в жизни упорным трудом, а затем оставившего, как сказали бы мы, блестящую карьеру ради того, чтобы остаться только с Возлюбленным Господом. Преодолел преподобный Афанасий искушения пустынного жительства, претерпел болезни, скитания, напраслину братии и несправедливые обвинения. Житие его словно беседует с нами, привыкшими обсуждать серьезные вопросы «от ветра главы своея», делая выводы, которые подсказывает нам не духовный, а греховный опыт.

Афанасий Афонский

Как часто мы знаем жития лишь в их кратком варианте! Читаем, как некий преподобный отец «подвизался столько-то лет», – и мнится нам этот срок таким же коротким, как строка, сообщившая об этом. А то, что годы, проведенные в келлии и на послушаниях, нередко суть годы скорбей, болезней, тяжелых душевных метаний, раздумий, сомнений живого человека, который мог бы вслед за апостолами восклицать: «Вот, я оставил всё и пошел за Тобой» (ср. Мк. 10, 28) – всё это остается для нас непонятым. И мы потом подозрительно морщимся и осуждаем, услышав, что кто-то из наших современников имел сомнения в вере или, не выдержав испытаний, выбрал более, как кажется нам, легкий путь. Особенно проявляется в нас «классовая борьба», если человек тот занимал в миру высокое положение и оставил его. Совсем не думаем о том, что на стороне вот того брата нашего во Христе, упавшего под тяжестью ноши, сейчас весь сонм преподобных, прошедших искушения (потому как «быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18)), а на стороне осуждающих… кто? Тот, кто подталкивает нас к осуждению?

Кто-то из нас обсуждает болезнь брата, а иной раз и смерть «при странных обстоятельствах» – могло ли, дескать, произойти такое с богоугодным человеком? А когда про кого «всякое говорят» – разве не верим мы, считая, что-де нет дыма без огня? А уж если кто занимается церковным строительством, да еще и замечен в добрых отношениях с власть имущими – то такому человеку досужие языки и вовсе откажут в «духовности» и в соответствии монашескому званию.

… Обласканный константинопольскими вельможами, занявший важный пост в государственном училище, Авраамий – так было имя юноши-сироты, взятого в столицу исключительно за удивительное рвение к образованию и прилежание в молитве – вдруг знакомится с афонским подвижником Михаилом Малеином и после нескольких бесед понимает, что не может продолжать жить как прежде. Он бежит из столицы, уговаривает старца облечь его в иноческий чин и живет в полном послушании. Несколько раз ему приходится скрываться – и потому, что его ищет военачальник Никифор, будущий император, с братом его, желающие, чтобы такой молитвенник и философ жил при них, и потому, что увидев его образ жизни, многие опытные монахи приходят спросить его духовного совета. И однажды он находит некое пустынное место «на краю Афона», устраивает шалаш на холме и начинает там нести свой подвиг. Но как же тяжко приходится ему… День ото дня он всё больше ненавидит это место, сомневается в богоугодности своего выбора. Собирался отсекать свою волю – а вот же, ушел. Хотел держаться советов старцев – а где теперь старцы? Да еще и насельники монастыря, узнав, что он состоит в дружестве с самим Никифором, уж очень надеялись, что уговорит он своего покровителя почаще помогать с строительством новых церквей… В один день Афанасий решает: ровно через год он покинет это страшное, унылое место и вернется в лавру.

Минул год, полный лишений и душевной боли, тяготившей больше, чем холод и голод. В означенный день Афанасий встает на молитву, чтобы после нее покинуть место, где он провел год, – и тут осиял его небесный свет! Именно здесь, на этом холме, слышавшем его неустанные призывания Божией помощи, политом его слезами, благоволил Христос устроить обитель, которую сейчас мы знаем как Великую Лавру.

С Великой Лаврой и связано предание, которое отразилось в образе Божией Матери «Экономисса». Однажды, в самом начале строительства, в новой обители начался голод, и иноки, не выдержав, разошлись по другим монастырям. Наступил день, когда и Афанасий решил покинуть эти стены. Некоторые утверждают, что поколебалось его упование на Господа, другие же – что он отправился в Карею спросить совета у прота и старцев. Но не успел он далеко отойти от обители, как явилась ему Сама Всепречистая. Божия Матерь объявила подвижнику, что отныне Она Сама позаботится о монастыре. В знак верности Своего обещания велела ему извести водный источник, коснувшись посохом скалы. Этим явила Она игумену и образ смирения: будучи Царицей Неба и земли и Игуменией этого места, не Своею рукою совершает Она чудо, но велит законному игумену коснуться посохом скалы.

Приняв чудесное уверение, Афанасий возвратился обратно, и с этого времени в любые тяжелые времена Господь всегда посылал чудесную помощь насельникам Лавры. Нередко иноки свидетельствовали о том, что своими глазами видели Царицу Небесную молящейся на службе или обходящей монастырь.

«Царедворцам предстала странная картина: с радостными слезами заключает император в свои объятия старого монаха-странника, не стыдясь его лохмотьев»

Когда Никифор взошел на императорский трон, Афанасий в скорби еще раз оставил Лавру. Только он и Никифор знали о тайном желании военачальника стать скромным иноком и удалиться в монастырь, которому покровительствовал доныне. Ждала его уже и келья, выстроенная руками друга-игумена… Афанасий, плача о том, что Никифор предпочел пышность дворца уединенной жизни с Богом, скрылся, оставив лишь письма: одно из них рекомендовало преемника Афанасия во игуменстве, а второе было адресовано новому императору. Много времени прошло, прежде чем царедворцам предстала странная картина: с радостными слезами заключает император в свои объятия старого монаха-странника, не стыдясь его лохмотьев. В тот день Никифор издал указ, по которому Лавра отныне подчинялась только императору и имела от него постоянное денежное вспоможение.

Враг не оставлял подвижника без искушений. Однажды упавшее дерево перебило Афанасию ноги, и он лежал на одре около трех лет, даже в этих мучениях продолжая переписывать священные книги и почти круглосуточно молиться. В это же время некие отшельники, жившие в шалашах, приняли, как сказано в житии, такие помыслы о страдальце и его делах: «Зачем Афанасий причиняет насилие святой горе и разоряет древние законы? Он воздвигнул многоценные здания, устроил новые пристани, выкопал новые водоемы, накупил волов, засеял поля, развел виноградники, словом – сделал гору мирским поселком».

Осуждение привело их к следующему греху: отправить новому императору (преемнику умершего Никифора) посольство с наветами на игумена Великой Лавры. Однако император решил самолично узнать, кто таков этот знаменитый Афанасий, и велел игумену явиться во дворец. Афанасий, только начавший вставать на ноги, смиренно отправился к императору. После встречи император не только отверг все наветы на подвижника, но и велел уделить немалые суммы из казны на благоустройство Великой Лавры. Игумен Великой Лавры, которому важнее собственной жизни был мир с братиями, молился об умягчении сердец своих противников денно и нощно – и раскаяние и примирение вскоре состоялись. Сам же Афанасий получил от Бога благодать исцелений, поэтому, встречая на пути больных, с состраданием оставался рядом с ними и молился Господу, возвращая к жизни даже безнадежно больных и умирающих. Были и такие люди, которые покушались на жизнь Афанасия, однако Господь до поры сохранял Своего верного служителя невредимым.

Настали дни, в которые Афанасий, по преданию, предупредил своих ближайших учеников о том, что близка его кончина, и покажется эта кончина некоторым смутительной и даже бесчестной. Ученики не понимали, о чем идет речь.

Однажды игумен должен был осматривать новые строения. Против своего обыкновения, он задержался в келлии и вышел из нее с сияющим ликом, в клобуке своего учителя, приснопамятного Михаила Малеина, который надевал он только на самые большие праздники. Когда поднялся Афанасий на верх здания со строителем Даниилом и пятерыми братиями, строение обрушилось и погребло под собой людей. Пятеро сразу погибли. Мучения игумена и оставшегося с ним строителя продолжались более трех часов. Однако из уст Афанасия всё это время слышались только слова молитвы. Наконец братия смогла разобрать камни и вытащить искалеченного, но живого Даниила – и только потом смогли обнаружить своего авву, который уже предал душу Богу. Через три дня,

когда подвижника собрались оплакать и похоронить игумены и братия других обителей, оказалось, что тело Афанасия до сих пор нетленно и он имеет вид «как бы уснувшего человека».

Даниил же прожил еще несколько дней. Однажды он призвал ухаживавших за ним братий и возвестил, что имел видение: Господь позволит ему войти в Его Царствие уже сейчас, «если позволит отец, с которым он пришел». Явившийся в этом видении в великой славе Афанасий в сопровождении пяти погибших монахов взял его за руку и ввел в «царский дворец». Рассказав об этом, Даниил скончался. Так братия узнала об участи своего игумена и других братий, и таково было первое посмертное чудо преподобного Афанасия. С этого дня по молитвам к преподобному игумену Великой Лавры Афанасию произошло много чудес: те люди, что еще вчера могли сомневаться в его праведности, наговаривать на него или слушать наветы, сегодня молились ему – и милостивый Афанасий откликался на их зов.

Шли годы. Один император сменял другого, уходили и приходили военачальники, вельможи, ученики становились учителями, дети – взрослыми, взрослые – стариками, нищали богатые, внезапно возвеличивались безродные. И только таким, как святой Афанасий, каждый человек – и император, и нищий – был братом. Немало народу во все времена почитало Божиими людьми не тех, кто стяжал дух мирен, а тех, кто ходит в рубище и презирает власть, – но, как известно, и Арий был аскетом, а враг рода человеческого и вовсе не знает, что такое пища и сон… Истинные же подвижники Божии не имеют лицеприятия по-настоящему, они готовы разделить пищу и кров с бродягой – но и преподать духовное наставление «человеку, одетому в мягкие одежды» (ср. Мф. 11, 8), не боясь обвинения в заискивании перед властью. Они не размышляют, что скажут о них современники и потомки: они заботятся только о том, что скажет о них Господь Бог. Даже занимаясь строительством, и, как бы сейчас сказали, «административной работой» – прежде всего радеют они о «строительстве» души, своей и вверенных им братий. И неважно, сколько у таких людей оказывается сторонников на земле. Главное – что помогает им Сама Домостроительница – Экономисса, молящаяся Божественному Сыну о спасении каждого из нас.

Источники:

http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-svyatogo-afanasiya-afonskogo.html
http://drevo-info.ru/articles/16478.html
http://pravoslavie.fm/articles/poslushnik-ekonomissyi-prepodobnyiy-afanasiy-afonskiy/

Читать еще:  Догмат о папской непогрешимости. Непогрешимость папы
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: