Адский словарь. Самаэль – загадка демонологии

Самаэль загадка демонологии

Garpiya24

Сообщения : 31
Дата регистрации : 2014-01-09

Если эта информация уже есть на форуме,прошу удалить!

Самаэль – загадка демонологии

Самаэ́ль (др.-евр. סמאל‎, «сам» + «эль»: яд и, бог) — ангел смерти («малах ха-мавет») в Талмуде, христианстве и демонологии. Имя «Самаэль» иногда рассматривается как истинное «ангельское» имя дьявола. «Яд Бога».

Каббалистический титул Князя тех злых духов, которые олицетворяют воплощение человеческих пороков. Первый демон в иерархии ада.В каббале Самаэль считается Ангелом Смерти, главным правителем Пятого Неба и одним из семи регентов мира. Ялкут Шимони[1] говорит о Самаэле, как об ангеле-хранителе Исава. В Мишне[2], Самаэль обозначен как ангел-хранитель Эдема.

Он ответствен за грехопадение Евы, которая от Самаэля родила Каина[3].

Хотя некоторые источники пишут, что Еву совратил Азазель[источник не указан 1348 дней], другие пишут, что в искушение её ввел именно Самаэль, явившись к ней в виде змея.

Также Самаэль является ангелом, который сдерживал руку Авраама, когда тот был готов принести своего сына в жертву Богу.

В «Святой Каббале»[4], Самаэль описывается как «суровость Бога», и указан как один из пяти архангелов в сфире Гебура (см. Строение древа жизни в Каббале). Также Самаэль считается мужем Лилит, после того как та оставила Адама. Согласно Книге Зогар, Самаэль также был отцом и мужем демонических блудниц Ноемы (Нахемы) и Аграт бат Махалат.

Имя Самаэля (Samael) иногда путают в некоторых книгах с именем Камаэля (Camael), Архангела Божия, чье имя означает «Тот, кто видит Бога».

Самаэль упоминается в легендах о Беште, который нашел дом Самаэля, бродя по карпатскому лесу (Тернопольская область)[5]

В дополнение к предыдущему вопросу стоит упомянуть Самаэль в гностицизме(Гностици́зм — общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений.)В книге Апокриф Иоанна Богослова, которая была найдена в библиотеке Наг-Хаммади, Самаэль — третье имя демиурга. Другие имена — Ялдаваоф и Saklas (Саклас). В этом контексте, Самаэль означает «Слепой бог» или же «бог Слепых». Иногда он называется отцом Саваофа[3]. Тема слепоты отслеживается во всех работах по гностицизму. Он рождается от Софьи, которая возжелала создать собственное потомство без Духа. Его внешний вид — змея с мордой льва. В «Трактате о происхождении мира» библиотеки Наг-Хаммади, он называется также Ariael. В Книге Мага Абрамелина Матерс ссылается на «Uro», что означает «гореть» или «пожираться пламенем», сравнимое с Uriens и латинскими Urios и Urieus, именем Юпитера как Духа, главенствующего над ветром. Говорится, что раввины называли его «SMAL», Самаелем, что буквально означает «фигура» или «идол». Это один из главных духов Клиппот, это есть «Ахриман» Йатуких и мужское представление Противника, в то время как Лилит является женским дополнением. Как написано в «The Fourth Book of Occult Philosophy», Агриппа ссылался на сочинения Питера Ломбардуса, «Что Дьявол был прежде своего падения Архангелом и имел прекрасное тело, составленное Богом из превосходнейшей материи небес и воздуха; но после своего падения, он перестал быть Архангелом и стал Апостатом, его тело перестало быть хорошим и тонким; но его тело было сделано таким образом, что оно могло испытывать страдания от более тяжёлой субстанции качества более неясного, тёмного и неуправляемого Воздуха, и это тело было также отмечено негодующим безумием гордости, что привлекло очень много Ангелов к служению ему, и они стали Дьяволами, кто ради него в этом многобедном мире совершают свои деяния».

Самаэль в антропософии(Антропосо́фия — религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью. )Для антропософов, Самаэль известен как один из семи архангелов: Анаэль, Габриэль, Михаэль, Орифиэль, Рафаил (ангел), Самаэль и Захариэль, которые имеют специальное назначение в качестве глобального Zeitgeist («дух времени»), каждый на срок около 3800 лет.

Читать еще:  Сонник красить ресницы длинные. Что говорит сонник: ресницы к чему снятся? Толкование снов

_________________
Бойся гнева терпеливых.

Занимательная демонология: «Инфернальный словарь» с блистательными иллюстрациями (19 фото)

Худощавый демон с аристократической осанкой и когтями рептилии, великие канцлер и герцог Преисподней, могущественный маркиз адской империи с головой совы, гремлин-мопс с птичьими крыльями, демон плотских желаний, доверенный советник Люцифера, чье имя фигурирует в записях монастырских экзорцистов, «повелитель мух» с черепом и костями на прозрачных крыльях. Это далеко не полный список служителей адской империи Люцифера. «Инфернальный словарь» Жака Коллена де Планси (Jacques Auguste Simon Collin de Plancy) – всеобъемлющая по меркам ХIХ века «антология» всех воплощений дьявола.

Окончательным вариантом инфернальной «энциклопедии» Коллена де Планси принято считать издание 1863 года, превосходно иллюстрированное французским художником Луи Бретоном. Именно эта версия снискала славу авторитетного ориентира в демонологических штудиях, предпринимаемых адептами оккультизма и любителями острых ощущений. Книга обладает и чисто культурологической ценностью.

По мнению библиографа Эда Саймона, в основе «Инфернального словаря» Коллена де Планси, доступного на сайте Интернет-Архива, лежит противоречивый синтез Просвещения и оккультизма.

Фронтиспис к изданию 1863 г. «Инфернального словаря» Коллена де Планси.

Описывая всевозможных обитателей ада, демонолог дает представление о внешнем облике, сфере «деятельности» и специфике «магической силы» каждого персонажа. Демон Астарот изображен Луи ле Бретоном в виде худощавого человекоподобного существа с рептильными когтями и крыльями гигантской летучей мыши, оседлавшего дракона. Его лицо, описанное Колленом де Планси как «лик очень уродливого Ангела», в изображении Ле Бретона выглядит тонким и изнеженным. Взгляд рассеян и безразличен. На губах играет едва уловимая холодная усмешка. Такое выражение утонченного интеллекта вполне можно было увидеть на лицах философов эпохи Просвещения, с которыми Коллен де Планси неоднократно встречался в Париже во времена своей юности.

Астарота «представляют в образе весьма некрасивого человека с крыльями, как у ангела. Он странствует верхом на драконе и держит в левой руке змею. Некоторые маги говорят, что он властвует на Востоке и покровительствует влиятельным вельможам. Вызывать его нужно по средам. Его считают главным казначеем Ада».

Астарот. «Инфернальный словарь» Коллена де Планси. Издание 1863 г.

Здесь уместна параллель с «демонологией», составленной в XVII веке Доминиканским инквизитором Себастьяном Михаэлисом. В своей классификации демонов, с которыми он столкнулся как экзорцист в печально известном монастыре Лудена, Михаэлис связывает Астарота с новыми рационалистическими философскими течениями. Астарот в толковании Михаэлиса был своего рода инфернальным Рене Декартом, который сбивал монахинь и жрецов монастыря с пути истинного опасными эпикурейскими обещаниями и призывами «делать, что хочешь».

Возможно, для Коллена де Планси, родившегося почти два века спустя, среди конвульсий Великой французской революции, худощавый демон с аристократической осанкой и когтями рептилии, все еще представлял некоторую угрозу «нового знания», ибо Астарот «охотно отвечает на вопросы, которые ему задают о самых сокровенных вещах».

Описание Астарота – яркое подтверждение странности «Инфернального словаря», так как в интерпретации автора образ этого демона построен на своеобразном смешении культурных сил: рационализма и суеверия, систематизации и оккультизма, Просвещения и романтизма.

Коллен де Планси и дьявол. Фронтиспис к «Инфернальному словарю», 1863 г.

Приступая к работе над «Инфернальным словарем», 24-летний вольнодумец Коллен де Планси был прилежным учеником нового рационализма. Он намеревался составить каталог так называемых «заблуждений». Таковым по-видимому, и получилось первое издание книги в 1818 году.

Словарные статьи поначалу были написаны, скорее, с позиций светского человека. Однако в процессе работы над последующими изданиями рационально мыслящий фольклорист все больше и больше вовлекался в соблазн демонологии. Эта разгорающаяся страсть вдохновила его на то, чтобы в 1830 году с энтузиазмом принять католицизм.

Коллен де Планси (1794–1881 г.г.)

В книге представлены описания демонических существ, отражавших христианскую мифологию Средневековья. Отдельные главы посвящены вопросам оккультизма, гаданиям и суевериям.

Читать еще:  Привязка человека к себе как действует. Любовная привязка

В работе над словарем Коллен де Парси опирался на труд «Псевдомонархия демонов» Иоганна Вейера, а также на народные суеверия. Некоторые детали описаний – плод фантазии самого автора «Инфернального словаря».

Иллюстрация из «Инфернального словаря» Коллена де Планси.

Представляя читателям окончательный вариант «Инфернального словаря» в 1863 году, издатели акцентировали внимание на том, что «ошибки», имевшие место в предыдущих версиях, теперь устранены, а каталог полностью соответствует католическому богословию. В предисловии авторитетно утверждалось, что Коллен де Планси «переработал свои труды, признав, что суеверные, глупые верования, оккультные секты и практики пришли только от дезертиров веры».

Иллюстрация из «Инфернального словаря» Коллена де Планси.

В своем словаре, насчитывающем почти шестьсот страниц, Коллен де Планси описывает шестьдесят пять демонов, в том числе фигурирующих в произведениях Данте, Мильтона и других авторов.

«Инфернальный словарь» образца 1863 г. – самая интересная его версия не только с точки зрения текста. Он является блистательным образцом искусства иллюстрации. Описания Коллена де Планси нашли свое жутковатое воплощение в работах талантливого Луи Бретона, чьи блестящие гравюры в стиле Гюстава Доре возносят книгу на небывалую высоту.

Рассматривать великолепие некоторых из этих иллюстраций интересно и страшновато одновременно. Например, «Адрамелех, Великий канцлер подземного мира, хранитель гардероба повелителя демонов, председатель Высшего совета дьяволов», который «является в виде Мула, а иногда даже павлина». Иллюстрация Луи Бретона изображает Адрамелеха во всем его помпезном величии. В Ветхом Завете этот демон упоминается как Сепарваимское божество, в жертву которому приносились младенцы.

Адмусций – великий герцог Преисподней. У себя в аду он имеет вид единорога, но если его вызывают, он принимает облик человека. Когда ему прикажут, он дает концерты, но сам при этом не является. Слышатся только звуки невидимых труб и других музыкальных инструментов. Он повелевает двадцатью девятью легионами бесов и от силы его голоса «склоняются деревья».

Амон – ужасный адский зверь с совиной головой, круглыми черными глазами, «великий и могущественный маркиз адской империи», который появляется как «волк со змеиным хвостом». При этом его клюв имеет острые клыки. Он изрыгает пламя. Амон может являться и в облике человека. Коллен де Планси сообщает читателю, что это кошмарное существо «знает прошлое и будущее». Этот демон имеет и положительную черту: он может примирить друзей, пребывающих в ссоре. Под его предводительством – сорок легионов бесов.

Эфиальт – маленький гремлин-мопс с птичьими крыльями, дикими глазами, сидящий на груди человека подобно «Ночному кошмару» Генри Фюзели. Это своего рода «инкуб, который душит сон».

Генри Фюзели. Ночной кошмар, 1781 г.

У Эвринома «длинные зубы», ужасное тело, изуродованное ранами, и накидка из лисьей шкуры. Ле Бретон изображает Эвринома как козлоподобное зубастое существо, которое скалится на невидимую жертву, как голодный волк, «показывая свои острые зубы». Это – демон Преисподней, питающийся падалью.

Бельфегор – демон открытий и изобретений. Он часто является в облике молодой женщины, дарует богатства. Он изображен напряженно сидящим на судне, сгорбившимся, со сморщенным лбом. Демон держит хвост, чтобы не испачкать его в процессе этой весьма недвусмысленной физиологической процедуры. Этому демону приносились человеческие жертвы и человеческие испражнения. Некоторые исследователи предполагают, что его жрецы ели человеческое мясо.

Разумеется, интерес Коллена де Планси в «Инфернальной словаре» не ограничивалось описанием испражнений мелких демонов. В сфере его внимания и более «возвышенные» приспешники Сатаны. Асмодей, например, согласно Талмуду, был рожден от суккуба, который спал с царем Давидом, но Коллен де Планси утверждал, что это «древний змей, соблазнивший Еву». Олицетворяющий похоть, Асмодей предстает в виде страшного трехглавого чудовища.

Любопытно поразмышлять о «глупом и неповоротливом демоне» Бегемоте. Это демон плотских желаний (в особенности обжорства и чревоугодия), а также главный адский эконом и виночерпий. Упоминая о его появлении в Книге Иова, Коллен де Планси писал: «Одни комментаторы представляют, что это кит, а другие – что это слон». Впрочем, он часто странствует под видом собаки, волка или лисицы. Луи Бретон решил изобразить Бегемота как двуногого слона, сжимающего свой огромный волосатый живот. Это – своеобразная демоническая версия индуистского божества Ганеши.

Читать еще:  Как понять, к чему снится голый человек. К чему снится голый человек: сонник про обнаженных людей во сне

Баэль, «первый король ада», имеющий три головы: лягушачья, человеческая и кошачья. К облику этого демона Луи Бретон добавил несколько мохнатых паукообразных лапок. Тем, кто ему поклоняется, Баэль дарует лукавство и способность оборачиваться невидимками. Ему подвластны 66 легионов. Финикийский бог Баал, от которого, вероятно, получил свое имя демон Баэль, был связан со всеми видами идолопоклонства и богохульства.

Еще один служитель ада – Бельзевут (или Вельзевул), доверенный советник Люцифера, чье имя фигурирует в записях монастырских экзорцистов. Так как Бельзевут буквально означает «Повелитель мух», Луи Бретон решил изобразить его в облике насекомого, с длинными сжатыми челюстями, жуткими глазами, а также черепом и костями на прозрачных крыльях.

Поразительная изобразительная точность этого насекомоподобного существа делает образ еще более ужасающим. Своим сегментированным туловищем и тонкими лапками он напоминают блоху, увеличенную Робертом Гуком двумя столетиями ранее, – чудовище, придуманное английским эрудитом и демонстрирующее, что кошмары разума и суеверия не так уж далеки друг от друга.

Связь между новыми идеалами Просвещения и старым миром суеверий, породивших этих демонов, во многих отношениях отображала мировоззрение самого Коллена де Планси.

Он родился в 1793 году, всего через четыре года после Французской революции, венчающей эпоху Просвещения. Возможно, в ответ на эти события он добавил аристократическое «де» к своей плебейской фамилии. Правда, его дядей по материнской линии был Джордж Дантон, радикальный президент Комитета общественной безопасности, который, как и многие его соратники-якобинцы, в конечном итоге был гильотинирован.

Как и Дантон, Коллен де Планси изначально был приверженцем свободы, равенства и братства, восторженным читателем Вольтера и ревностным рационалистом и скептиком.

В конечном счете автор «Инфернального словаря» примирился с той церковью, которую поначалу отвергал. Его путь к католичеству пролегал через темные и извилистые закоулки демонологии. Как и многие дьявольские химеры, населяющие его словарь, мировоззрение Коллена де Планси состоит из разрозненных частей. Он объединил прямолинейную логику таких философов Просвещения, как Вольтер и Дидро, с хтоническими видениями символистов и декадентских поэтов следующего поколения – Рембо, Бодлера и Верлена.

Коллен де Планси не только убедил себя в том, что демоны реальны, но и развил в себе желание управлять ими с помощью языка, такое же горячее, как и у его предшественников-просветителей.

Автор «Инфернального словаря» был человеком, оказавшимся в заколдованном пространстве между логикой и верой, просветительским светским салоном и Клубом адского пламени. Он слышал крики ужасных монстров, когда писал трезвым пером реалиста.

Русским читателям книга знакома под названием: «Сочинение господина Де Плансо. Тайны ада и его обитатели, или Книга злых духов, волшебства, ворожбы, гадания, заклинаний и пророчеств: репертуар демонов, ведьм, колдунов, привидений: словарь всего таинственного, сатанинского и сверхъестественного: с картинами. и пр». Она была издана в Москве в 1877 году в типографии С. Орлова.

Книга была переведена на многие языки и неоднократно переиздавалась как во Франции, так и за рубежом. Серия остроумных гравюр Луи Бретона, иллюстрирующих книгу, во многом определила огромную популярность этого оригинального труда среди многих поколений читателей.

Курт Зелигманн «История магии и оккультизма», 1948 г.

Швейцарский библиограф Курт Зелигманн упоминает труд Коллена де Планси в своей книге «История магии и оккультизма» как один из интересных памятников не только ХIX века, но и всей эзотерической библиографии в целом. «Инфернальный словарь» представляет несомненный интерес для историков магии и оккультизма, а также для культурологов и коллекционеров.

Источники:

http://magic-faculty.forum2x2.ru/t4533-topic
http://m.fishki.net/2882705-zanimatelynaja-demonologija-infernalynyj-slovary-s-blistatelynymi-illjustracijami.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: