7 августа церковный. Святых жен Олимпиады, диаконисы и преподобной Евпраксии девы, Тавеннской

7 августа. Святой Олимпиады диаконисы и Евпраксии девы, Тавеннской. Преподобного Прп. Макария Желтоводского, Унженского.

25 июля по старому стилю / 7 августа по новому стилю
пятница
Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444).
Память V Вселенского Собора (553).
Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тиховой исп. (1967).

2 Кор., 169 зач., I, 12–20. Мф., 91 зач., XXII, 23–33. Прав. Анны: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22–31. Лк., 36 зач., VIII, 16–21.
Тропарь праведной Анны, глас 4:
Жизнь ро́ждшую во чре́ве носи́ла еси́, Чи́стую Богома́терь,/ богому́драя А́нно./ Те́мже к прия́тию Небе́сному, иде́же веселя́щихся жили́ще,/ в сла́ве ра́дующися, ны́не преста́вилася еси́,/ чту́щим тя любо́вию/ прегреше́ний прося́щи очище́ние,// присноблаже́нная.

Кондак праведной Анны, глас 2:
Прароди́телей Христо́вых па́мять пра́зднуем,/ тех ве́рно прося́ще по́мощи,/ изба́витися всем от вся́кия ско́рби, зову́щим:// Бог наш с на́ми, сих прославле́й, я́коже благоволи́.

Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.

Святой Патриарх Нектарий (381–397) назначил святую Олимпиаду диакониссой. Свое служение блаженная проходила честно и непорочно.

Много помогала святая Олимпиада приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великою любовью. Имение свое она не считала своим, а Божиим, и раздавала его не только добрым людям, но и своим врагам.

Святитель Иоанн Златоуст († 407; память 13 ноября) высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного Святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал святую Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без епископа. Святые жены, обливаясь слезами, пали перед Святителем.

Патриарх Александрийский Феофил (385–412), прежде неоднократно пользовавшийся щедростью святой Олимпиады, ополчился против нее за преданность Святителю Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых Патриарх Феофил изгнал из египетской пустыни. Он возводил на нее несправедливые обвинения и старался опорочить ее святую жизнь.

После изгнания святителя Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой Софии и вслед за ней выгорела большая часть города.

Всех сторонников святителя Иоанна Златоуста стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд, сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили ее к уплате большой суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого святая покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.

Святая Олимпиада явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить тело ее в деревянный ковчег и бросить его в море: «Куда вынесут волны ковчег, там да будет погребено тело мое», – сказала святая. Епископ выполнил повеление святой Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда. Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи блаженной Олимпиады и положили их в церкви святого апостола Фомы. Впоследствии во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились и при Патриархе Сергии (610–638) были перенесены в Царьград и положены в девичьем монастыре, основанном святой Олимпиадой. От мощей ее совершались чудеса и подавались исцеления.

Преподобная Евпраксия Тавенисская (Тавенская, Старшая), мать преподобной Евпраксии, девы ТавенисскойЖитие.. Преподобная Евпраксия Тавенисская (Тавенская, Старшая) (память 25 июля), была супругой благочестивого сенатора Антигона, который состоял в родстве с императором Феодосием Великим (379 – 395). Овдовев, святая Евпраксия целиком отдалась служению Господу. Обойдя многие иноческие обители и оставив в них щедрые подаяния, преподобная пришла в Тавенисский монастырь, где игуменией была преподобная Феодула, славившаяся строгостью правил. Глубоко тронутая чистотой жизни инокинь, преподобная Евпраксия стала часто бывать в этой обители и всегда привозила с собой свою дочь, которой тогда было восемь лет. Добродетели и молитвы родителей призвали на отроковицу особую благодать Божию, и она со столь юных лет пожелала посвятить себя Богу. К великой радости матери, игумения Феодула оставила маленькую Евпраксию в обители и благословила ее принять иноческий постриг. Сама преподобная Евпраксия продолжала дела щедрого милосердия, усилив пост и молитву. Игумения Феодула, обладавшая даром прозорливости, возвестила ей о скорой кончине. Узнав о близости своего отшествия, преподобная Евпраксия благодарила Господа за Его великую милость к ней. Она простилась с сестрами ее обители и с дочерью, дав ей последнее напутствие: “Люби Господа Иисуса с трепетом благоговения; уважай сестер своих; не смей никогда думать, что они ниже тебя и могут служить тебе; будь нищей в мыслях своих, чтобы пользоваться сокровищами духовными”. Через три дня святая предала свою душу Господу (+ 393) и была погребена в обители, где продолжала свой нелегкий подвиг ее дочь.

Читать еще:  Сон 28 числа месяца. Сонник Мисс Хассэ

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Только через три года родители преподобного Макария узнали, куда он скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Преподобный Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. «Протяни мне, по крайней мере, свою руку», – просил отец. Сын исполнил эту малую просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой. Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого. Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Желтом озере. Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил келлию. Здесь он основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.

Еще при жизни преподобный Макарий был наделен благодатным даром: он исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины преподобного многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это установила комиссия, посланная Патриархом Филаретом 24 июня 1619 года.

Сегодня день смерти праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию она почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство. Ею обретённое сокровище, не оценили соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно перед глазами.

Святая Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Внешние признаки не всегда сопутствуют святости. Она несла иные скорби. И те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости. Терпением и надеждой стяжала праведная Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).

Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527–565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (431; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных «Главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о «Трех главах». Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.

На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий (537–555), бывший в Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя был три раза приглашаем официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор открылся под председательством святого Евтихия, Патриарха Константинопольского (552–565; 577–582). Согласно императорскому эдикту, дело о «Трех главах» было тщательно рассмотрено в продолжении восьми заседаний с 4 мая по 2 июня 553 года. Анафема (проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора Мопсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором без сомнения, вследствие раскаяния, были пощажены от анафемы. Необходимость этой меры была обусловлена тем, что в осужденных сочинениях содержались высказывания, позволявшие несторианам толковать в свою пользу определения Халкидонского Собора. Но снисхождение отцов Собора в духе икономии в отношении лично епископов Ивы и Феодорита ожесточило монофизитов против соборного решения. Несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление, а Папу Вигилия как единомышленника еретиков наказать отлучением от Церкви. Впоследствии Папа согласился с общим мнением отцов и подписал соборное определение. Но епископы Истрии и вся область Аквилейского митрополита более века оставались в расколе.

Читать еще:  Иерархия церковных санов. Церковные звания по возрастанию, церковные чины

На Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых.

Церковный Православный праздник 7 августа

Cегодня 7 августа (25 июля по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

** Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. * Святых жен Олимпиады диакониссы (409) и * Евпраксии девы, Тавеннской, младшой (413). ** Преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца (1444).
Мучеников Сакта (Санкта), Маттура, Аттала, Бландины, Библии (Вивлии), Виттия, Епагафа, Понтина, Александра и иных с ними (177). Святых 165-ти отцов V Вселенского Собора в Константинополе (553). Преподобного Христофора Сольвычегодского (XVI). Священномученика Александра (Сахарова) протоиерея, Соловецкого (1927); святой Ираиды исповедницы (1967).

Успение праведной Анны

Успение св. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Живя в браке с Иоакимом 50 лет, Анна не имела детей. Горько скорбя об этом, потому что бесчадие считалось тогда наказанием за грехи, она вместе с мужем молилась о даровании им детей, хоть в старости. Господь, приготовлявший их смирением и терпением к рождению преславной из жен, Пресвятой Богородицы, наконец даровал им дочь (подробно читайте об этом под 8 сентября). Недолго жила св. Анна после рождения Пресвятой Девы Марии. Она скончалась в семьдесят девять лет. Тело св. Анны перенесено императором Иустинианом в Константинополь, в созданный в честь нее великолепный храм.

Святая Олимпиада

Святая Олимпиада была диакониссой, то есть служительницей, состоящей при храме для крещения женщин, попечения о больных и пр. Родилась она в Константинополе в семье Секунда. Лишилась родителей почти в отроческих летах. Вышла замуж за князя, служившего при дворе Феодосия, который был распутным человеком, и через два года овдовела и решила остаться вдовой.

Император Феодосии принуждал ее выйти замуж за своего родственника Елпидия, но Олимпиада писала императору: «Если бы Бог судил мне жить в замужестве, то не взял бы у меня мужа, которого я любила». Тогда оскорбленный отказом Феодосии объяснил этот отказ внушениями священников, жаждавших ее имения, и приказал взять имение в опеку до тридцатилетнего ее возраста. Но Олимпиада просила самого императора, чтобы он приказал употребить ее имение на дела благотворительности, и писала: «Этим ты избавишь меня от опасности преступного тщеславия, которое очень часто сопровождает благотворительность». Император отменил свое распоряжение, и Олимпиада сама начала употреблять имение на церкви, монастыри, странноприимные дома, темницы, места ссылки и на пособие всем бедным и неимущим, которых она видела. Сама же вела жизнь скромную, отказалась от всех удовольствий света, большую часть времени отдавала молитве.

Константинопольский епископ Нектарий принял ее в число диаконисе и сделал даже своей советницей в делах Церкви. То же доверие и еще большее расположение оказывал ей после Нектария св. Златоуст. Олимпиада же служила Златоусту как отцу. Св. Олимпиаде пришлось потерпеть много клеветы, лишений и гонений. Враги св. Иоанна Златоуста были и ее врагами. Ее оклеветали в поджоге Софийского храма и изгнали из столицы. Долго скиталась святая, не зная, где преклонить главу. Имение ее и продавали, и разграбляли. Последние дни жизни она провела в обители, став настоятельницей. Но злые люди не переставали преследовать ее и здесь. Скончалась св. Олимпиада в 410 г. Она завещала бросить гроб с ее телом в море. Волны же прибили гроб к берегу, с противоположной стороны Константинополя. Жители сего места погребли тело в церкви св. Фомы. Через два с половиной века чудотворные мощи св. Олимпиады перенесены были в основанный ею при жизни монастырь.

Преподобная Евпраксия

Преподобная Евпраксия была дочерью константинопольского вельможи, родственницей императора Феодосия и современницей диакониссы Олимпиады. В возрасте шести лет вместе с матерью прибыла в монастырь в Фиваиду и там провела всю жизнь в служении другим. Она была так незлобива, что не только прощала своих обидчиков, но и ходатайствовала о прощении их перед начальницей обители. Когда она достигла совершеннолетия, император хотел выдать ее замуж, но она отказалась, сказав: «Ужели ты пожелаешь, чтобы я оставила Христа и сочеталась со смертным человеком?» За подвижническую жизнь Господь удостоил св. Евпраксию дара чудотворения. Перед смертью ей было показано в видении приготовленное для нее место в Царствии Небесном. Скончалась она в 413 г.

Преподобный Макарий Унженский, Желтоводский

Преподобный Макарий Унженский, или Желтоводский, происходил из Нижнего Новгорода от благочестивых родителей. 12-летним отроком тайно ушел он из родительского дома и, в одежде нищего явясь в Печерский монастырь к настоятелю Дионисию, просил пострига. Дионисий принял отрока в обитель, и он с жаром предался подвигам. Родители много горевали о сыне, думая, что его убили дикие звери.

Через 3 года отец узнал о нем и пришел в обитель для свидания с любимым сыном. Св. Макарий не соглашался на свидание, говоря, что отец его — Господь, а после Него – настоятель, и что они увидятся в будущей жизни. Отец умолял сына, по крайней мере, протянуть ему свою руку из окна. Макарий исполнил это желание отца. Отец поцеловал руку и, сказав: «Спасайся, сладкое мое чадо, и молись за нас, твоих родителей, чтоб не погибли мы», – успокоился и возвратился домой. Когда братья начали хвалить св. Макария за подвиги, то он, избегая славы, тайно удалился в пустыню, на реку Луг. Скоро его нашли окрестные жители, и начали собираться к нему искавшие спасения. Св. Макарий, основав обитель для своих учеников,сам удалился к берегам Волги и остался для подвигов в пещере близ озера Желтые воды в Нижегородской губернии. Но и здесь вскоре узнали о нем, и опять собралось к нему много братии.

Сам великий князь Василий Темный посетил св. Макария и помог ему основать обитель. Живя в этой обители, св. подвижник нередко ходил к жившим в окрестностях диким племенам: мордве, черемисам и чувашам, и многих из них обратил к христианской вере. В 1439 г. казанские татары, напав на Нижний Новгород, разорили Макариеву обитель, убили иноков, а его самого отвели в плен к хану Улу-Махмету. Хан, увидев величественную осанку святого и услышав, что он человек добрый, кроткий и смиренный, отпустил его и по его просьбе даже освободил многих пленных. Тогда святой Макарий с освобожденными из плена отправился в Галицкую страну, более чем за 200 верст.

Читать еще:  Толкование евангелие от марка глава 6. Библия онлайн

Дорогой истощился у них запас хлеба, и все страдали от голода. Вдруг они увидели завязшего в болоте лося. Но так как в это время был Петров пост, то святой запретил им нарушать пост, говоря: «Надейтесь на Бога; лось будет в ваших руках, когда пройдет пост». Лося пустили, надрезали ему ухо, а святой Макарий молился, чтобы Господь укрепил голодных, и тогда не только взрослые, но даже и дети пробыли без пищи еще три дня. Наступил день святых апостолов Петра и Павла, и отпущенный лось сам явился перед путниками. Они без труда поймали его и употребили в пищу. Путники достигли древнего города Унжи. Жители города знали о подвигах св. Макария и с крестным ходом встретили его. Но он, любивший безмолвие, просил горожан указать ему пустыню. Те указали ему пустынное место в 15 верстах от города, на берегу озера Унжи, и святой отправился туда. Тут, водрузив крест и поставив келью, сказал он себе: «Вот где мой покой». Скоро основал он здесь обитель и почил в 1444 г. в возрасте более 90 лет. При патриархе Филарете мощи его были обретены нетленными и чудотворными. Святой угодник Божий по молитве перед его мощами не раз спасал и обитель, и город от татар и ляхов.

Пятый Вселенский Собор

Второй Константинопольский собор — Пятый Вселенский Собор, был созван в 553 году, в городе Константинополе, при поддержке императора Юстиниана I. Отверг учения богословов Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива (т.н. «антиохийская школа»). Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трёх учителей сирийской церкви, пользовавшихся в то время известностью, а именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские мысли, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трёх сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать постановления сам Четвёртый Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов.

Преподобная Евпра ́ ксия Константинопольская , Тавеннская , Младшая , дева

День памяти

Житие

Житие преподобной Евпраксии Константинопольской, Тавеннской

Пре­по­доб­ная Ев­прак­сия бы­ла до­че­рью кон­стан­ти­но­поль­ско­го вель­мо­жи Ан­ти­го­на, род­ствен­ни­ка свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (379–395).

Ан­ти­гон и его су­пру­га Ев­прак­сия бы­ли бла­го­че­сти­вы и раз­да­ва­ли неиму­щим ще­д­рую ми­ло­сты­ню. У них ро­ди­лась дочь, ко­то­рую на­зва­ли так­же Ев­прак­си­ей. Ан­ти­гон вско­ре умер. Мать уда­ли­лась от цар­ско­го дво­ра и вме­сте с до­че­рью от­пра­ви­лась в Еги­пет под пред­ло­гом осмот­ра сво­их вла­де­ний. Там близ Фива­и­ды был жен­ский мо­на­стырь со стро­гим уста­вом. Жизнь на­сель­ниц при­влек­ла бла­го­че­сти­вую вдо­ву. Она за­хо­те­ла по­мочь этой оби­те­ли, но игу­ме­ния Фе­о­ду­ла от­ка­за­лась и ска­за­ла, что ино­ки­ни вполне пре­да­ли се­бя Бо­гу и не же­ла­ют при­об­ре­те­ния ни­ка­ких зем­ных бо­гатств. Игу­ме­ния со­гла­си­лась при­нять толь­ко све­чи, фими­ам и мас­ло.

Ма­лень­кой Ев­прак­сии в это вре­мя ис­пол­ни­лось семь лет. Она по­лю­би­ла мо­на­ше­ский уклад и ре­ши­ла остать­ся в оби­те­ли. Бла­го­че­сти­вая мать не пре­пят­ство­ва­ла ее же­ла­нию. Остав­ляя дочь в оби­те­ли, Ев­прак­сия про­си­ла де­воч­ку быть сми­рен­ной, ни­ко­гда не ду­мать о сво­ем бла­го­род­ном про­ис­хож­де­нии, слу­жить Бо­гу и сест­рам с усер­ди­ем. В ско­ром вре­ме­ни мать скон­ча­лась. Узнав о ее кон­чине, царь Фе­о­до­сий по­слал свя­той Ев­прак­сии млад­шей пись­мо, в ко­то­ром на­по­ми­нал ей, что в пя­ти­лет­нем воз­расте ро­ди­те­ли об­ру­чи­ли ее сы­ну од­но­го се­на­то­ра и он же­ла­ет, чтобы она вы­пол­ни­ла дан­ное ро­ди­те­ля­ми обе­ща­ние. В от­вет­ном пись­ме свя­тая Ев­прак­сия пи­са­ла ца­рю, что уже всту­пи­ла в чис­ло невест Хри­сто­вых и про­сит ца­ря рас­по­ря­дить­ся ее име­ни­я­ми, раз­дав их в поль­зу Церк­ви и нуж­дав­ших­ся.

Свя­тая Ев­прак­сия, при­хо­дя в воз­раст, все бо­лее уси­ли­ва­ла свои по­дви­ги. Вна­ча­ле она вку­ша­ла пи­щу один раз в день, по­том через два-три дня и бо­лее и, на­ко­нец, раз в неде­лю. Пост она со­еди­ня­ла с вы­пол­не­ни­ем всех мо­на­стыр­ских по­слу­ша­ний: сми­рен­но тру­ди­лась в по­варне, мы­ла по­су­ду, под­ме­та­ла по­ме­ще­ния и слу­жи­ла сест­рам с усер­ди­ем и лю­бо­вью. Сест­ры лю­би­ли сми­рен­ную свя­тую Ев­прак­сию. Но од­на из них за­ви­до­ва­ла ей и все ее по­дви­ги объ­яс­ня­ла же­ла­ни­ем про­сла­вить­ся. Сест­ра ста­ла до­са­ждать ей и уко­рять, но свя­тая де­ва не про­ти­во­ре­чи­ла ей, а сми­рен­но про­си­ла про­ще­ния.

Мно­го бед при­чи­нял свя­той и враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го. Од­на­жды она, до­ста­вая во­ду, упа­ла в ко­ло­дец, от­ку­да ее вы­та­щи­ли сест­ры; в дру­гой раз свя­тая Ев­прак­сия ру­би­ла дро­ва для по­вар­ни и рас­сек­ла се­бе но­гу то­по­ром. Ко­гда она нес­ла охап­ку дров вверх по лест­ни­це, то на­сту­пи­ла на край сво­ей одеж­ды, упа­ла, и ост­рая лу­чи­на вон­зи­лась ей око­ло гла­за. Все эти на­па­сти свя­тая Ев­прак­сия пе­ре­но­си­ла с тер­пе­ни­ем, и ко­гда ее про­си­ли дать се­бе немно­го от­ды­ха, то не со­гла­ша­лась. За по­дви­ги Гос­подь удо­сто­ил свя­тую Ев­прак­сию да­ра чу­до­тво­ре­ния: по ее мо­лит­ве ис­це­лил­ся глу­хо­не­мой и рас­слаб­лен­ный ре­бе­нок, осво­бо­ди­лась от неду­га бес­но­вав­ша­я­ся жен­щи­на. В мо­на­стырь ста­ли при­но­сить боль­ных для ис­це­ле­ния. Свя­тая де­ва еще бо­лее сми­ря­лась, счи­тая се­бя по­след­ней из всех се­стер. Пе­ред кон­чи­ной свя­той Ев­прак­сии игу­ме­нии бы­ло ви­де­ние. Свя­тая де­ва бы­ла при­ве­де­на в свет­лый чер­тог и по­кло­ня­лась си­дя­ще­му на Пре­сто­ле Ца­рю, окру­жен­но­му свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми, а Пре­чи­стая Де­ва по­ка­за­ла свя­той Ев­прак­сии свет­лую оби­тель и ска­за­ла ей, что она при­го­тов­ле­на для нее и что она через 10 дней вой­дет в эту оби­тель.

Игу­ме­ния и сест­ры горь­ко пла­ка­ли, не же­лая рас­ста­вать­ся со свя­той Ев­прак­си­ей. Са­ма же свя­тая, узнав о ви­де­нии, пла­ка­ла о том, что она не го­то­ва для пе­ре­хо­да в веч­ность, и про­си­ла игу­ме­нию умо­лить Гос­по­да оста­вить ей жизнь хо­тя бы на один год для по­ка­я­ния. Игу­ме­ния уте­ша­ла свя­тую Ев­прак­сию и го­во­ри­ла, что Гос­подь удо­сто­ит ее Сво­ей ве­ли­кой ми­ло­сти. Вне­зап­но свя­тая Ев­прак­сия по­чув­ство­ва­ла се­бя пло­хо и, раз­болев­шись, вско­ре мир­но скон­ча­лась в воз­расте трид­ца­ти лет († 413).

Источники:

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_12566/
http://prayerssaints.ru/index.php?id=pravoslavnprazdniki/8/7
http://azbyka.ru/days/sv-evpraksija-konstantinopolskaja

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: